Конспект урока демократические выборы 10 класс

Обновлено: 30.06.2024

Возможные ответы учащихся: изучать новые понятия, работать с документами: Конституцией РФ, федеральным законом, региональным законодательством о выборах, определять значение выборов в жизни народа, страны, и т.д.

Подведение итогов этого этапа урока делает учитель. При этом логически осуществляется переход ко второму этапу урока.

II этап урока.

Вступительное слово учителя:

“Русскому мыслителю И.А.Ильину принадлежат слова (они записаны на доске): “Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество.” В условиях демократии, когда источником власти является народ, необходимо каждому гражданину страны осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

Одиннадцатиклассница нашей школы Ольга Э. впервые будет участвовать в выборах 4 марта 2012 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”? Предложите аргументированную защиту своей позиции.

При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.

Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Так, по данным участковой избирательной комиссии (председатель Брагин А.В.) на декабрьских 2011 года выборах депутатов Государственной Думы РФ явка избирателей составила 53% против 65% от числа избирателей, внесенных в список для голосования в 2007 году. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?

– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;

– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;

– проблема “мой голос ничего не решает” и т.д.

Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.

III этап урока.

Презентационное сопровождение урока.

    Избирательная система РФ.

А) избирательное право.
Б) избирательный процесс.

А) мажоритарная.
Б) пропорциональная.
В) смешанная.

А) классификация партий.

Слайды 3-5. (Учитель, используя указатель мыши, наводит на выделенный объект (контуры региона-Алтайский край) на карте России, на карте Алтайского края-указателем мыши на объект-в нашем случае – Славгород; здание Администрации г. Славгорода, где размещается Славгородская территориальная избирательная комиссия). Комментарий учителя: Сегодня на уроке мы будем использовать материалы краевой и окружной избирательной комиссий, размещенных на сайтах по итогам выборов– 2011.

Учитель дает задание классу:

“Попытайтесь дать свое определение понятию “выборы” и запишите в тетрадь (2 минуты). А как трактуется это понятие в Федеральном законе “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ”, Конституции РФ.

Учащиеся проверяют насколько совпадают данное ими самими определение с тем, которое содержится в законодательстве.

Выдержки из документов:

  1. Демократические свободные и периодические выборы … являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
  2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией. (ФЗ “Об основных гарантиях…”)
  3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. (Конституция РФ, ст. 3)
  4. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст.3 Конституции РФ)

Учитель предлагает открыть Конституцию ст. 32 и ответить на вопросы:

  • О каком праве идет речь?
  • Что означает право избирать и быть избранным?

Учитель: “А чтобы выборы не проходили стихийно, а точно в срок и организованно, существуют определенные правила их проведения, которые закреплены в ФЗ “Об основных гарантия…”. Прочитайте выдержки закона и ответьте на вопросы:

  • “Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
  • Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Назовите принципы избирательного права. Что они означают?

Учащиеся отвечают: “Равные, прямые, при тайном голосовании, добровольность”.

  • Гражданин РФ, достигший 18 лет. Вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ… и иными правовыми актами … быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
  1. С какого возраста граждане имеют право принимать участие в выборах?
  2. Кто не имеет право участвовать в выборах? (см. Конституцию РФ, ст. 32.)

Учитель обращается к классу:

“А всегда ли выборы являются демократическими? Смоделируйте ситуацию, когда выборы не будут считаться демократическими.

Учащиеся в группах обсуждают задание. Возможные ответы учащихся:

– выборы одного кандидата, т.е. выборы без выбора;
– в бюллетене содержится графа о паспортных данных избирателя.

Какой вывод сделаем? – спрашивает учитель.

Учащиеся формируют возможный вывод: “Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократических выборов. Важно соблюдать принципы избирательного права”.

Слайд7. Учитель продолжает: “На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Алгоритм выборов прописан в этом же ФЗ. Закон очень объемен и сложен, но вы можете представить сам порядок избирательного процесса, открыв слайд № 8.

Стадии избирательного процесса.

  1. Составление списков избирателей.
  2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков.
  3. Формирование избирательных комиссий.
  4. Выдвижение, регистрация кандидатов.
  5. Предвыборная агитация.
  6. Голосование.
  7. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Задание: С помощью прилагаемых документов:

Учитель: “Обратите внимание еще на один документ “Итоги голосования на выборах 4 декабря 2011 года в Алтайском крае (См. приложение 2).

В декабрьских выборах в Государственную Думу 6 созыва избиратели голосовали по партийным спискам. Укажите, какие партии выдвинули своих кандидатов? Такая избирательная система называется пропорциональная. Открыть слайд № 9.

Задание: поработайте с учебником § 23, с. 254-255, выясните достоинства и недостатки таких типов избирательных систем.

Учащиеся докладывают о выполнении задания.

4декабря 2011 года одновременно с выборами в Государственную Думу РФ состоялись выборы в Алтайское краевое законодательное собрание. Проанализируйте итоги голосования в АКЗС (см. приложение 3). Какой тип избирательной системы существует в Алтайском крае?

Учитель: “Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности”.

Обращается к классу с вопросом: “Что понимается под политической партией? Какие партии вам известны? (КПРФ, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело и др.) Каковы предпочтения избирателей Алтайского края на последних выборах? Прокоментируйте документ (См. приложение 2, приложение 3)

Открыть слайд №10 .

Задание: Используя материалы учебника § 23, с. 257 заполните пропуски в предложениях.

После проверки задания учитель спрашивает: “какой идеологической ориентации придерживаются известные вам партии?”

Учащиеся отвечают: КПРФ – коммунистическая, ЛДПР – либеральная, Единая Россия – либеральная и т.д.

IV этап урока.

Возвращаемся к слайду №2(нажатием указателя мыши на возвратную кнопку).

Самостоятельная работа: Составьте перечень опорных терминов для нашего плана в рассмотренной на уроке теме. Учащиеся записывают в тетрадь:

“выборы, избиратель, кандидат, избирательное право, федеральный закон, избирательный процесс, политическая партия, многопартийность и т.д.”

После проверки выполнения задания учитель предлагает тренинг “Чудо – выборы”. На тренинг отводится 5-7 минут, за которое участники должны договорится о том:

  • какими качествами должен обладать кандидат в народные избранники;
  • как сделать свой выбор осознанным;
  • как сделать выборы “честными”.

Когда обсуждение закончится, каждая группа рассказывает, чем руководствоваться избирателям при выборе, чтобы не ошибиться. Учащиеся отмечают, что среди депутатов много демагогов, людей злоупотребляющих своим положением.

Учитель: “А почему мы назвали тренинг “Чудо – выборы”?

Затем учитель обращает внимание учащихся на практические выводы 2 и 3 на с. 260 учебника. Учащиеся сверяют их со своими наработками в группах и делают выводы.

V этап урока.

Для подведения итогов занятия внимание учащихся вновь обращается на слова И.А.Ильина, записанные на доске.

Учитель просит объяснить: “Почему участнику демократического строя необходимы преданность Родине, неподкупность, гражданское мужество?”

Учащиеся высказывают свои суждения. Например, “если не будет этих качеств у избирателя, то погибнет демократия” или “особенно необходимы эти качества кандидату, членам избирательных комиссий” и др.

После бурных высказываний учитель цитирует мыслителя: “Нет этого – и он пустое место, картонный кирпич в стене, гнилое дерево, проржавевшее кольцо в цепи, заранее обеспеченный предатель”. Вот что значит, по Ильину быть участником демократического строя.

Выводы по итогам занятия учитель делает вместе с учащимися, сравнивая их с целями учебного занятия.

VI этап урока.

Задание: “В следующих выборах вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет такое: написать сочинение-размышление на тему “Я – будущий избиратель”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание

Дата проведения:

1. Сформировать представление учащихся об избирательной системе и типах избирательных систем, , о политических партиях и их роли в жизни государства и общества

2. Способствовать воспитанию политически активных граждан демократического государства, членов гражданского общества.

3. Развивать у учащихся навыки и умения для успешной реализации их избирательных прав во взрослой жизни.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Используемые учебники и учебные пособия:

Подвести учащихся к пониманию сходства и различия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Способствовать пониманию многопартийности и её роли в жизни общества и государства.

Продолжить формирование умений анализировать литературу, работать по тексту учебника.

Воспитание гражданской ответственности.

Понятия: выборы, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, Мажоритарная избирательная система, пропорциональная система, смешанная избирательная система, многопартийность, политические партии.

2. Повторение изученного материала. ( фронтальная беседа по вопросам, изученным в 9 классе)

3. Изучение нового материала.

1. Является ли голосование человека на выборах его участием в управлении страной?

2. Как сделать грамотный и осознанный выбор президента, депутата, политической партии?

I Демократические выборы:

1. Избирательная система

-принципы избирательного процесса

-этапы избирательного процесса

2. Типы избирательных систем:

-мажоритарная избирательная система

-пропорциональная избирательная система

-смешанная избирательная система

II Политические партии

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока очень актуальна в наши дни. Ведь всего через несколько дней, 18 марта 2018 года, граждане нашей огромной страны, обладающие активным избирательным правом, должны будут сделать очень важный для всех нас выбор – выбрать Президента Российской Федерации. От этого выбора будет зависеть наше с вами будущее.

Ведь выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено при условии. Если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Избирательная система включает два компонента

Избирательное право Избирательный процесс

- комплекс правовых норм - комплекс действий в процессе

о порядке выборов выборов

Избирательное право является частью конституционного права.

Избирательное право может быть:

Активным (право избирать) пассивным (право быть избранным)

18 лет с 21 года

Главой администрации субъекта РФ – 30 лет

Президентом страны – с 35 лет. Ценз оседлости – 10 лет

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах:

прямого избирательного права

при тайном голосовании.

Давайте вспомним, какие основные этапы мы проходили с вами, участвуя в этом референдуме.

Этапы избирательного процесса.

1. Назначение выборов.

2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей

3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.

5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация

6. Предвыборная организация

7. Процесс голосования по избирательным участкам.

8. Подведение итогов голосования.

9. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования

Распределение мандатов по голосованиям может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голосов

Мажоритарная избирательная система представляет собой такой способ определения результатов голосования , при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов.

Мажоритарная система основана на принципе:

а) Абсолютного большинства – 50 % + 1 голос

б) Относительного большинства - больше, чем у соперника.

Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.

Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Пропорционально - мажоритарная избирательная система

Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе. Другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Что такое референдум?

Референдум – всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения

Какой очень значимый документ был принят на референдуме?(КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993 года)

А теперь работа с текстом учебника. Прочитайте текст стр.

и на основе текста заполните сравнительную таблицу.

Затем анализ таблицы

Что такое многопартийность?

Что такое политическая партия?

По каким признакам исследователи классифицируют политические партии?

Какие типологии политических партий вам известны?

Что такое партийная система?

Охарактеризуйте двухпартийную систему.

Охарактеризуйте многопартийную систему?

В какую партию вы хотели бы вступить?

Вы не испытали трудности при выборе?

Что нужно знать прежде чем вступить в какую-либо партию?

Давайте познакомимся с лидерами партий представленных в парламенте РФ.

Черты сходства и черты различия?

III. Закрепление изученного материала:

Достаточно ли нам полученных знаний чтобы стать избирателем? Достигнута ли цель?

Ознакомьтесь с практическими выводами 1-2 с 259-260. Оцените свою деятельность, соотнеся ее с мнением автора учебника. Для этого выделите критерии.

IV . Применение нового знания:

Задачи: 1 . В Австралии выборы в парламент осуществляются по избирательным округам. Победившим считается кандидат, набравший 50% + один голос. К какому типу относится избирательная система Австралии? Ответ поясните.

( Мажоритарная система абсолютного большинства)

Задача 2 .Конгрессмены США избираются по одномандатным округам, насчитывающим равное число жителей. Какой тип избирательной системы иллюстрирует приведенный факт и почему?

(Мажоритарная система относительного большинства. )

Задача 3. В одной из демократических стран выборы в высший представительный орган осуществляются по единому избирательному округу за списки кандидатов от политических партий. После очередных выборов обнаружилось, что первая партия получила 60% голосов избирателей, вторая – 30%, а третья – 10%. К какому типу относится избирательная система данной страны? Ответ поясните. Сколько мест получит каждая из партий в парламенте, если в его составе 120 человек?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_77b816cc.jpg

Учитель истории и обществознания : Тененева Н.А.

Март 2014г.

Цель: Сформировать представление учащихся об избирательной системе, принципах избирательного права, этапах избирательного процесса.

Тип урока : урок изучения нового материала.

1. Подвести учащихся к пониманию системы избирательного процесса

2. Продолжить формирование умений анализировать литературу, работать с источником.

3. Воспитание гражданской ответственности.

Понятия: выборы, референдум, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс.

Оборудование : ТСО - презентация, тетрадь, учебник, раздаточный материал.

I . Оргмомент. (2 мин)

II . Изучение нового материала

1. Выборы. Их роль в жизни общества.

2. Избирательная система

3. Избирательное право. Принципы избирательного права

4. Избирательный процесс. Этапы избирательного процесса.

1 . ( 15 мин).

Чтобы разобраться что такое демократические выборы . Мы должны вспомнить, что такое демократия и для чего она нужна?

Демократия- народовластие, народная форма правления .

Многие философы в т ч древнегреческие считали наилучшей формой государственного устройства- монархию при одном условии- монарх должен быть умным талантливым и очень любить свой народ.

Зачем же тогда нужна демократия и демократические выборы ?

Ответы обучающихся на проблемный вопрос.

(Как известно- главная черта монархии – передача власти по наследству, а значит к управлению государством может прийти неумный, нечестный, неталантливый человек , обладающий практически безграничными полномочиями.)

Черты демократии: разделение властей и система сдержек и противовесов различных ветвей власти, демократические выборы представительных органов власти.

Мы с вами живем в демократическом государстве, поэтому не случайно в ст. 3 Конституции РФ записано, что Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Запись в тетрадь.

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане

определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.

- Какие органы власти нашего государства мы выбираем?

Ответы обучающихся (главу государства- президента,

нижнюю палату парламента Федерального собрания- Государственную Думу, губернаторов областей, депутатов областной думы,

глав муниципальных образований и депутатов Представительных собраний района,

глав и депутатов сельсоветов.)

Помимо выборов представительных органов власти, мы участвуем в решении наиболее важных вопросов жизни общества через референдум.

Запись в тетрадь

Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - всенародный опрос, голосование, проводимое с целью выявления мнения граждан по наиболее важным вопросам жизни общества.

Референдум и выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено при условии. Если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

2. (3 мин) Запись в тетрадь.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Избирательная система включает два компонента

Избирательное право Избирательный процесс

- комплекс правовых норм - комплекс действий в процессе

о порядке выборов выборов

3. (15 мин ) Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленное в комплексе правовых норм.

Давайте ознакомимся с этими документами . Ст 32 Конституции РФ. , ст 67. 3.4 ФЗ

Учащиеся знакомятся с выдержками из законов и, работая в парах, отвечают на вопросы (выдержки из законов и вопросы представлены в раздаточных материалах)

Вопросы к документам:

1.С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?

2. Кто не имеет право принимать участие в выборах?

3. Назовите принципы избирательного права в РФ?

Ответы озвучиваются и демонстрируются на слайдах.

Избирательное право может быть:

Активным (право избирать) пассивным (право быть избранным)

18 лет с 21 года

Главой администрации субъекта РФ – 30 лет

Президентом страны – с 35 лет. Ценз оседлости – 10 лет

Российские граждане участвуют в формировании избирательных органов на принципах:

прямого избирательного права

при тайном голосовании.

Учащимся дается задание, работая в группах, определить какой принцип избирательного права нарушен:

2) В голосовании имеют право участвовать только мужчины, женщины не имеют права голосовать.

( Ливан, Саудовская Аравия , Объединённые Арабские Эмираты , Ватикан).

4) Один из членов семьи в день голосования приносит на избирательный участок паспорта членов своей семьи и осуществляет голосование от имени всех.

4. ( 5 мин) Реализовать свое избирательное право граждане РФ могут в ходе избирательного процесса. (запись в тетрадь)

Избирательный процесс – это действия всех политических субъектов, которые, так или иначе, связаны с выборами .

Что из себя представляет избирательный процесс?

Учащиеся самостоятельно определяют этапы избирательного процесса, расставляя их в правильной последовательности.

А) предвыборная агитация; б) назначение выборов; в) голосование; г) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; д) определение итогов голосования, результатов выборов; ж) публикация итогов голосования; з) выдвижение кандидатов(списков кандидатов), их регистрация.

Правильные ответы: б, г, з, а, в, д, ж.

III . (3 мин ) Итак, сегодня на уроке мы с вами:

-изучили что такое выборы, для чего они нужны;

Рефлексия: подводим итоги урока, акцентируя внимание на вопросе:

что такое выборы, какую роль они играют в жизни человека и государства?

(Учитель должен подвести учащихся к мысли, что выборы являются важнейшим элементом демократического государства, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.)

-разобрались в понятиях: референдум, избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, этапы избирательного процесса,

- познакомились с основными принципами избирательного права в РФ, примерами реализации принципов избирательного права в некоторых других странах.

Типы избирательных систем мы продолжим изучать на следующем уроке.

IV . (2 мин) Д3 выставление оценок.

Дома нам необходимо выучить определения записанные в тетрадь, и прочитать пар. 23 с 251-256, ответить на вопросы устно с 261-262

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе

632780 Новосибирская область Баганский район село Савкино, улица Восточная 12/2,

Парфенова Юлия Николаевна

Тема: Демократические выборы и политические партии.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с понятием избирательное право, в избирательный процесс получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах, многопартийность.

2. сформировать аналитические умения и навыки (применять полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение);

3. способствовать правовому воспитанию; воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

4.готовить к осознанному выполнению роли избирателя.

Оборудование: фрагменты документов, текст задач, ситуаций, кроссворд.

Основные понятия: Конституция РФ, выборы, рефе­рендум, активное избирательное право, пас­сивное избирательное право, избирательные комиссии.

Изучение нового материала

(Слова мыслителя И.А. Ильина записаны на доске)

Рассмотрим ситуацию:

Десятиклассница нашей школы Юля Ш. впервые будет участвовать в выборах президента 17 марта 2024 года. Является ли ее добровольное участие в выборах – свидетельством того, что она “участник демократического строя”?

Предложите аргументированную защиту своей позиции.

При обсуждении ситуации учащимися выявились две противоположные позиции: “да” и “нет”.

Учитель: “Далеко не случайно то, что у нас выявилась группа ребят, считающая, что участие в выборах – далеко не участие в управлении государством. Более того, часть молодежи и взрослого населения нашего села выражают пассивное отношение к выборам. Предположите, какие еще проблемы мы поставим на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают:

– проблема равнодушного отношения к будущему своей страны;

– проблема формирования активной жизненной позиции молодежи;

– проблема “мой голос ничего не решает”

Для обсуждения данных проблем необходимо разобраться, прежде всего, с избирательной системой в РФ, многопартийностью.

С выборами человечество столкнулось еще на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно предста­вить политическую жизнь демократического общества.

А всегда ли выборы проходили так как проходят сегодня? И с кого времени люди начали выбирать?

Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и фран­ков. Зрелую форму управления представляли собой народные собрания древних греков в пери­од ахейской Греции.

Одним из ярких вождей демоса был Перикл, при котором афинская демократия достигла свое­го апогея. Народному собранию были приданы законодательные функции, оно превратилось в орган государственной власти, действенный институт прямой демократии.

Шли годы, столетия, сменялись государства и формы народовластия. Среди форм народного представительства следует обратить внимание на английский парламент, первое заседание которо­го состоялось в 1265 г. Это был сословно-представительный орган, состоящий из палаты лордов и палаты общин.

В период Московского царства для решения важных вопросов при государе возникли Зем­ские соборы, в состав которых входили все чины Московского государства: бояре, дворя­не, дьяки, выборные от городов и т.д.

Следует упомянуть о предшественнице нынеш­ней Нижней палаты Федерального Собрания — Государственной думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Пер­воначально она являлась законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законода­тельные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как тако­вые сохранялись, но были формальны, поскольку кандидаты назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядо­вых граждан не возникало мысли выдвинуть кан­дидата по собственной воле.

С началом демократических преобразований в избирательной системе страны начались суще­ственные перемены, направленные на воплоще­ние принципов народоправства.

Учитель: В современных демократических государствах граждане имеют право на участие в управлении государством. Контроль за формированием и деятельностью законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления гражданам позволяет осуществлять участие в выборах или голосование. Выборы – арена для политической борьбы. Для того, чтобы эта борьба не принесла вред обществу, ее ограничили определенными рамками, которые установлены законами, содержащими нормы избирательного права.

Итак, избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов. ( записать в словарь)

Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической зрелости каждого гражданина. Право избирать и быть избранным зафиксировано в Конституции РФ. Кроме этого к нормативной основе выборов можно отнести и следующие документы:

1.Всеобщая декларация прав человека 1948г

Учитель: Обратимся к тексту Конституции РФ и ответим на следующие вопросы ( Конституция РФ на парте для обучающихся):

1.кто имеет право избирать?

2.кто не имеет права избирать и быть избранным?

Работа обучающихся с КРФ

КРФ ст. 32. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосред­ственно, так и через своих представителей.

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Не имеют права избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспо­собными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Избирательное право граждан

Учитель: Свое избирательное право граждане могут осуществлять в разных формах.


(Записать в словарь)

Чтобы выяснить, что такое активное и пассивное избирательное право и чем они отличаются , давайте обратимся к выдержкам из ФЗ №67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

(Обучающиеся работают с документом)

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

26) избирательное право активное (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

27) избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

28) избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации;

Согласно Федеральному закону № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (активное избирательное право) - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Статья 27 Федерального закона гласит (пассивное избирательное право) - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

В президенты – с 35 лет

В Государственную Думу - с 21года

Учитель: Ребята, а можете ли вы назвать депутатов Государственной Думы РФ? (ответы обучающихся) Знаете ли вы местных депутатов?

Сегодня на уроке у нас в гостях депутат нашего села Булкина Т.Д.. Она расскажет нам о своей депутатской деятельности.

(Выступление Булкиной Т.Д. о работе депутата). Вопросы Булкиной Т.Д.

1. Трудно ли быть депутатом? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. Перед кем ответственен депутат?

Учитель: Одной из форм участия граждан в политической жизни страны являются выборы. Путём голосования мы выбираем определённую кандидатуру, т.е. осуществляем активное избирательное право.

Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия людей (граждан и так далее) в общественно-политической жизни государства, страны. (Записать в словарь)

Каким же образом происходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действий, определенный алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. Давайте проследим за порядком проведения выборов за процедурой голосования на избирательных участках.

Избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов. (записать в словарь)

Итак, избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

А) назначение выборов;

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Б) составление списков избирателей;

В) образование избирательных округов и избирательных участков; Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Г) создание избирательных комиссий;

Для организации выборов формируются избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Центральная избирательная комиссия ( ЦИК)

Избирательные комиссии субъектов РФ (ЦИКСРФ)

Окружные избирательные комиссии (ОИК)

Территориальные(районные, городские и т.п.) (ТИК)

Участковые избирательные комиссии (УИК)

(Записать кластером с доски в тетрадь)

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

В нашем селе во время проведения выборов работает своя Участковая избирательная комиссия. Сегодня на урок мы пригласили председателя УИК

Шпирко Т.А. расскажет нам о работе и полномочиях УИК нашего села.

(Выступление Председателя УИК Савкинского сельсовета Шпирко Т.А.)

Вопросы к Шпирко Т.А.

Д) выдвижение кандидатов и их регистрация;

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

Е) предвыборная агитация;

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 00ч.00мин. по местному времени за сутки до дня голосования.

Ж) голосование;

Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

З) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Учитель: При подсчете голосов делается вывод о состоявшихся или несостоявшихся выборах. По необходимости назначаются повторные выборы или второй круг выборов.

Кроме выборов ещё одним проявлением активного избирательного права является участие граждан в референдуме. В чём заключается суть референдума, и в чём отличия референдума от выборов. В этом нам поможет разобраться Малиновский В.

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. ( записать в словарь)

Нельзя не интересоваться, будучи патриотом своей страны, её политической жизнью. Пройдёт несколько лет и мы будете иметь право участвовать в выборах. Осмысленное и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие политических знаний, опыта и культуры. Одним из признаков правовой культуры является готовность гражданина лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того ли иного уровня. И так, выборы являются важнейшим демократическим институтом, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Часто бывает так, что правящие власти разделяются во мнениях относительно дальнейшей жизни страны. В этом случае точку в вопросе может поставить народ.

Иногда референдум позволяет избежать спекуляций со стороны отдельных политиков, особенно если на голосование ставятся вопросы, касающиеся органов исполнительной и законодательной власти.

Конституционный референдум обеспечивает чистоту и прозрачность Основного закона, а это, в свою очередь, гарантирует его исполнение жителями страны. Кроме того, референдум дает возможность добиться согласия в обществе, ведь граждане государства сами определяют, как они хотят жить.

Референдумы применяются для достижения высшей легитимности в некоторых важнейших случаях (например, принятие конституции или внесение в нее поправок), что специально предусмотрено в соответствующих конституциях.

Итоги референдума в нашей стране 12 декабря 1993г. принята Конституции Российской Федерации ( записать в тетрадь)

Типы избирательных систем. Работа в группах учебник стр.253-256

1.Мажоритарная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

2. Пропорциональная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы

3.Смешанная избирательная система её характеристика, плюсы и минусы.

Анализ работы в группах.

4. Решение заданий типы избирательных систем в государствах.

1. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

1) выборы являются всеобщими и равными;

2) победителем признается кандидат, получивший большинство голосов в своём округе;

3) голосование на участках является тайным;

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений.

2. Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

Читайте также: