Учитель про химия конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке химии для 9 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, приветствие, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Формирование следующих специальных умений и навыков:

умение составлять химические уравнения реакций

умение пользоваться химической символикой и химическим языком

умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами

выполнять требования техники безопасности. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.

Конспект урока по химии для 9 класса на тему: Соли аммония

Цель - Закрепить знания о солях аммония.

Задачи: Формирование следующих специальных умений и навыков:

умение составлять химические уравнения реакций

умение пользоваться химической символикой и химическим языком

умение работать с химическим оборудованием и химическими реактивами

выполнять требования техники безопасности. Воспитание самостоятельности при выполнении лабораторных работ, упражнений, бережного отношения к окружающей среде, соблюдение правил техники безопасности. Развитие творчества, интереса к предмету, развитие интеллекта, эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником.

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II. Актуализация знаний учащихся.

Обучающиеся отвечают сразу на карточках, выбирая свой уровень.

1) Аммиак ____________ растворяется в воде.
2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
3) Под действием аммиака влажная фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на ________________.
4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого _______________.
5) Аммиак в реакциях проявляет ______________ свойства.
6) На каких свойствах аммиака основаны методы борьбы с его утечкой?
7) На каких свойствах аммиака основано его применение в медицине, в холодильных установках?

1)Молекула аммиака имеет неподелённую электронную пару:

А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять.

2) Какое вещество является восстановителем в реакции

А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода

3) Аммиак не взаимодействует с:

А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой

4) Установите соответствие:

Свойства азота

Химические уравнения реакций

1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота.

2. Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

5) Составить уравнение химической реакции аммиака с азотной кислотой HNO3.

6) Почему окрашенная в аммиаке фенолфталеиновая бумажка со временем обесцвечивается? Составьте соответствующие уравнения реакций.

Карточки сдаются учителю.

Составление синквейна. Обучающиеся зачитывают несколько синквейнов про аммиак.

Аммиак какой из каждого пункта плана изучения темы 5 слов или определений.

  • имеет три ковалентные полярные связи в молекуле;
  • бесцветный, ядовитый;
  • хорошо растворим в воде, изменяет окраску фенолфталеина в малиновый цвет;
  • опасный в обращении, раздражает слизистые оболочки;
  • поражает растения.

III. Изучение нового материала.

1. Строение солей аммония. Рассказ по слайд. (Слайд 15) Чтобы рассмотреть свойства солей аммония вспомним, как образуется ион аммония. (Слайд)

Вывод: при образовании донорно-акцепторной связи– образуется ион аммония, обладающий такими же свойствами как ионы К +, Na+ при взаимодействии с ионами Cl- , SO4 2– образуются соли аммония.

2. Получение солей аммония.

Я беру два стакана и получаю белый дым. (Опыт дым без огня.)

“Дым без огня”.[4]

В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба раствора закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают: образуется белый дым.

Мы с вами опровергли пословицу, что дыма без огня не бывает. Но это не просто дым, это частицы твёрдого вещества в воздухе. Произошла химическая реакция.

Запись уравнения реакции. (Слайд 17)

Какими еще способами можно получить соли аммония? Из кислот и аммиака и гидроксида аммония.

Будут ли соли аммония проявлять характерные свойства класса солей?

Ответы учащихся. (Слайд 19)

Радиус иона аммония по величине близок к радиусу иона калия, поэтому соли аммония и внешне, и по свойствам похожи на соли калия: это бесцветные, хорошо растворимые кристаллические вещества, вступающие в те же реакции, что и соли щелочных металлов. Как правило, это реакции ионного обмена:

3. Физические и химические свойства солей аммония

Для того чтобы убедиться, в этом выполним лабораторную работу. Открыть технологическую карту по лабораторной работе (Приложение 3) .[2]

Записали название лабораторной работы, цель, таблицу. Вспомним правила техники безопасности. (Слайд 21) Учащиеся работают по группам. Дальше каждая группа рассказывает о своей работе с записью уравнений реакции на доске. Время выполнения 7 мин.

1-я группа. (Слайд 22) [1]

Качественная реакция на ион аммония.

Оборудование и реактивы: пробирка, спиртовка, держатель, раствор хлорида аммония, раствор гидроксида натрия, лакмусовая бумажка.

1. В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

2. Добавьте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.

Нагрейте содержимое пробирки до кипения, но не кипятите.

Внесите красную лакмусовую бумагу в выделяющиеся пары.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

Вывод : реактивом на ион аммония (NH4+) является щелочь. Выделяется аммиак, обнаруживается по запаху (это качественная реакция на ион аммония).

2-я группа. (Слайд 23) [1]

Оборудование и реактивы: спиртовка, пробирка, держатель, кристаллический хлорид аммония.

Разложение хлорида аммония.

На дне пробирки лежит несколько кристалликов хлорида аммония.

Аккуратно нагрейте пробирку, держа ее наклонно.

Когда на внутренней поверхности пробирки возле отверстия появится белый налет, прекратите нагревание.

Запишите наблюдения и дайте им объяснение.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

Разложение при высокой температуре.

NH4Cl = NH3 + НCl (качественная реакция )

3-я группа. (Слайд 24)

Оборудование и реактивы: пробирка, раствор хлорида аммония, раствор нитрата серебра.

Взаимодействие с солями.

В пробирке налит 1 мл раствора хлорида аммония.

Добавьте к нему 1 мл раствора нитрата серебра.

Запишите наблюдения и дайте им объяснения.

Запишите соответствующие уравнения реакции.

4-я группа. (Слайд 25)

Взаимодействие с кислотами.

Оборудование и реактивы: пробирка, карбонат аммония, соляная кислота.

1.В пробирке налит 1 мл раствора карбоната аммония.

2. добавьте к нему 1 мл соляной кислоты.

3. запишите наблюдения и дайте им объяснения.

4запишите соответствующее уравнение реакции.

Для каждой группы учитель задаются вопросы:

1. Будут ли соли аммония проявлять свойства класса солей?

2. Каким образом можно определить ион аммония?

Качественной реакцией на ион аммония является реактив Несслера. (К\ф.) (Слайд 26)

Качественными реакциями на ион аммония являются:

– взаимодействие со щелочами

– разложение солей аммония с выделением аммиака, соли аммония обладают всеми свойствами солей.

Реактив Несслера. (К\ф.)

Особые свойства солей аммония. (Слайд 27)

Демонстрация опыта “Вулкан”. (Слайд 28)[5]

В фарфоровой ступке тщательно растирают 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония. Порошок (NH4)2Cr2O7 высыпают на большую металлическую пластинку или лист асбестового картона, придавая ему форму горки. На вершине “вулкана” гвоздем или палочкой делают лунку и вливают в нее 1–2 мл этилового спирта. Спирт поджигают спичкой, и свет в комнате гасят.

От тепла горения спирта начинает бурно разлагаться бихромат аммония. При этом из “кратера” выбрасывается сноп ярких искр и “вулканический пепел” – грязно-зеленый оксид хрома (III), объем которого во много раз превышает объем взятого бихромата аммония.

Демонстрация опыта “Фараонова змея”. (Заготовка на опыт.) (Слайд 29) [3], [6] В ступке до порошкообразного состояния необходимо истереть:
5 г. нитрата калия,
10 г. бихромата калия,
10 г. сахарной пудры.
В полученный порошок по каплям добавляют чередуя этиловый спирт и воду, регулярно перемешивая порошок каждый раз после очередного добавления спирта или воды. Доводят смесь до консистенции “творога” – так чтоб можно было скатать шарики.
Полученные шарики высушить при комнатной температуре в течение 4–5 дней.

При разложении дихромата аммония образуются азот N2, водяной пар и зеленый оксид хрома(III) Сr2O3. Реакция протекает с выделение теплоты. В реакции термического разложения нитрата аммония выделяется бесцветный газ – оксид диазота N2O (закись азота), который уже при слабом нагревании разлагается на кислород O2 и азот N2. А горение сахара дает еще один газ – диоксид углерода СО2, вдобавок происходит обугливание – выделение углерода. Много газов плюс твердые продукты окисления – вот причина “змеиного” поведения горящей смеси.

Кристаллический карбонат аммония разлагается даже без нагревания, поэтому неплотно закрытая банка с ним через несколько дней опустеет:

У солей аммония есть и свои, специфические свойства – они разлагаются при нагревании.

Закрепление

2) “Да” или “нет”. (Слайд 31)

1) Ион аммония имеет заряд -1 -

2) Соли аммония белые кристаллические вещества +

3) Все соли аммония хорошо растворимы в воде +

4) Дыма без огня не бывает -

5) Соли аммония обладают всеми свойствами солей +

6) Ион аммония имеет форму пирамиды +

7) Степень окисления азота в ионе аммония -4 -

8) Соли аммония можно определить действием щёлочи +

9) Аммиак не имеет характерного запаха _

10) Соли аммония – минеральные удобрения +

11) Нашатырный спирт – это раствор аммиака в воде +

Ответ на вопрос 1

Ответ на вопрос 1

Ответ на вопрос 2

Ответ на вопрос 2

Ответ на вопрос 3

Ответ на вопрос 3

Ответ на вопрос 4

Ответ на вопрос 4

Ответ на вопрос 5

Ответ на вопрос 5

Рефлексия (4 мин.)

Учитель создаёт условия для заключительной рефлексии:

  • Сегодня на уроке я научилась(ся)…
  • Сегодня на уроке я узнал(а)…
  • Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания…
  • Что ещё я хотел(а) бы узнать о водороде.

Достигли ли вы поставленной цели?

Что для вас было новым?

О чём вы бы хотели поговорить ещё раз?

Дерево знаний:

Если много узнали – красные яблоки;

если мало – желтые яблоки;

если остались какие-то не выясненные вопросы – зеленые яблоки.

Выставление оценок.

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам.

Оценивание учащихся за работу на уроке

Что запомнилось на уроке, что понравилось.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило

Домашнее задание

П. 26. (Слайд 33)

Вопрос 4, 5, кто на “4” или “5”. Реакции в конспекте расписать как окислительно-восстановительные.

Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.

Химия 8 класс

Первоначальные химические понятия. Кислород. Горение. Водород. Вода. Растворы. Количественные отношения в химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и строение атома. Строение вещества. Химическая связь.

Химия 9 класс

Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. Общие свойства металлов. Металлы IA—IIIA-групп периодической таблицы химических элементов. Железо. Металлургия. Краткий обзор важнейших органических веществ (Углеводороды, производные углеводородов).

Справочники для ОГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Основному Государственному Экзамену по химии.

Химия 10 класс

Химия 11 класс

Справочники для ЕГЭ

Специальные конспекты по химии, в которых в сжатой форме повторяются основные школьные темы, для экспресс-подготовки к Единому Государственному Экзамену по химии.

Решения задач по химии

Источники идей и источники цитат для конспектов по Химии:

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Конкурсы для учителей

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


Простейшие понятия: вещество, молекула, атом, химический элемент

Что такое химия? Где мы встречаемся с химическими явлениями? Везде. Сама жизнь — это бесчисленное множество разнообразных химических реакций, благодаря которым мы дышим, видим голубое небо, ощущаем изумительный запах цветов…

Что изучает химия? Химия изучает вещества, а также химические процессы, в которых участвуют эти вещества.

Что такое вещество — понятно: это то, из чего состоит окружающий нас мир и мы сами. Но что такое химический процесс (явление)?

К химическим явлениям относятся процессы, в результате которых изменяется состав или строение молекул, образующих данное вещество. Изменились молекулы — изменилось вещество (оно стало другим!), — изменились его свойства:

  • свежее молоко стало кислым;
  • зелёные листья стали жёлтыми;
  • сырое мясо при обжаривании изменило запах.

Все эти изменения — следствие сложных и многообразных химических процессов. Итак,

химия — это наука о веществах и их превращениях.

При этом исследуются не всякие превращения, а только такие, при которых

  • обязательно изменяется состав или строение молекул;
  • никогда не изменяется состав и заряд ядер атомов.

Вещество — это то, из чего состоят окружающие нас предметы. Каждому абсолютно чистому веществу (таких в природе, кстати, не существует) приписывают определённую химическую формулу, которая отражает его состав, например:

Наименьшая частица вещества, которая отражает его качественный и количественный состав, называется молекулой.

Молекулы состоят из атомов. Атомы в молекуле соединены при помощи химических связей. Каждый атом обозначается при помощи символа (химического знака):

Число атомов в молекуле обозначают при помощи индекса:


  • О2 — это молекула вещества кислорода, состоящая из двух атомов кислорода;
  • Н2О — это молекула вещества воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Но! Если атомы не связаны химической связью, то их число обозначают при помощи коэффициента:


Аналогично изображают число молекул:

  • 2 — две молекулы водорода;
  • 2О — три молекулы воды.

Почему атомы водорода и кислорода имеют разное название, разный символ? Потому что это атомы разных химических элементов.

Химический элемент — это частицы с одинаковым зарядом ядер их атомов.

Что такое ядро атома? Почему заряд ядра является признаком принадлежности атома к данному химическому элементу? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить: изменяются ли атомы в химических реакциях? Из чего состоит атом*?

* Подробнее о строении атома будет рассказано в уроке 3.

Атом не имеет заряда, хотя и состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов:


В ходе химических реакций число электронов любого атома может изменяться, но заряд ядра атома в химических реакциях НЕ МЕНЯЕТСЯ!

Каждому химическому элементу присвоен химический символ (знак), порядковый номер в таблице Менделеева (порядковый номер равен заряду ядра атома); определённое название и, для некоторых химических элементов, особое прочтение символа в химической формуле (табл. 1).



Подведём итог. Вещества состоят из молекул, молекулы состоят из атомов, атомы с одинаковым зарядом ядра относятся к одному и тому же химическому элементу.

Но, если вещество состоит из молекул, то любое изменение состава или строения молекулы приводит к изменению самого вещества, его свойств.

Вопрос. Чем отличаются химические формулы веществ: Н2О и Н2О2?

Хотя по составу молекулы этих веществ отличаются на один атом кислорода, сами вещества по свойствам сильно отличаются друг от друга. Воду Н2О мы пьём и жить без неё не можем, а Н2О2 — перекись водорода, пить нельзя, а в быту её используют для обесцвечивания волос.

Вопрос. А чем отличаются химические формулы веществ:


Состав этих веществ — аллозы (А) и глюкозы (Б) — одинаков — С6Н12О6. Отличаются они строением молекул, в данном случае — расположением групп ОН в пространстве. Глюкоза — универсальный источник энергии для большинства живых организмов, а аллоза практически не встречается в природе и не может быть источником энергии.


Простые и сложные вещества. Валентность

Вещества бывают простые и сложные. Если молекула состоит из атомов одного химического элемента, — это простое вещество:



  • Алмаз — атомы углерода находятся в вершинах воображаемых тетраэдров;


  • Графит — атомы углерода находятся в одной плоскости;


Молекулы сложных веществ состоят из атомов разных химических элементов:


Как известно, в состав сложных веществ входят атомы разных химических элементов. Эти атомы соединяются между собой химическими связями: ковалентными, ионными, металлическими.


Валентность атомов некоторых химических элементов постоянна (табл. 2).


Для других атомов валентность можно определить (вычислить) из химической формулы вещества.

Строго говоря, по нижеизложенным правилам определяют не валентность, а степень окисления (см. урок 7). Но поскольку в некоторых соединениях числовые значения этих понятий совпадают, то иногда по формуле можно определять и валентность.

При этом следует учитывать изложенное выше правило о химической связи.


Сделаем практические выводы.

1. Если один из атомов в молекуле одновалентен, то валентность второго атома равна числу атомов первого элемента (см. на индекс!):


2. Если число атомов в молекуле одинаково, то валентность первого атома равна валентности второго атома:


3. Если у одного из атомов индекс отсутствует, то его валентность равна произведению валентности второго атома на его индекс:



Задание 1.2. Определите валентности элементов в соединениях:


Вначале укажите валентности атомов, у которых она постоянна! Аналогично определяется валентность атомных групп (ОН), (РО4), (SО4) и так далее.

Задание 1.3. Определите валентности атомных групп (в формулах выделены курсивом):


Обратите внимание! Одинаковые группы атомов (OH), (РО4), (SO4) имеют одинаковые валентности во всех соединениях.

Зная валентности атома или группы атомов можно составить формулу соединения. Для этого пользуются правилами:

  • Если валентности одинаковы, то и число атомов одинаково, т. е. индексы не ставим:


  • Если валентности кратны (одно число делится на другое), то число атомов элемента с меньшей валентностью определяем делением:



Задание 1.4. Составьте химические формулы соединений:



Уравнения химических реакций

Вещества, состав которых отражают химические формулы, могут участвовать в химических процессах (реакциях). Графическая запись, соответствующая данной химической реакции, называется уравнением химической реакции. Например, при сгорании (взаимодействии с кислородом) угля происходит химическая реакция:


Выполняя этот закон, необходимо в уравнениях химических реакций расставлять коэффициенты так, чтобы число атомов каждого химического элемента не изменялось в результате реакции. Например, при разложении бертолетовой соли КClO3, получается соль КСl и кислород О2:


Число атомов калия и хлора одинаково, а кислорода — разное. Уравняем их:


Теперь изменилось число атомов калия и хлора до реакции. Уравняем их:


Теперь между правой и левой частями уравнения можно поставить знак равенства:


Полученная запись показывает, что при разложении двух молекул КClO3 получается две молекулы КСl и три молекулы кислорода O2. Число молекул показывают при помощи коэффициентов.

При подборе коэффициентов необязательно считать отдельные атомы. Если в ходе реакции не изменился состав некоторых атомных групп, то можно учитывать число этих групп, считая их единым целым:


Последовательность действий такова:

1. Определим валентность исходных атомов и группы PO4:


2. Перенесём эти числа в правую часть уравнения:


3. Составим химические формулы полученных веществ по валентностям составных частей:



5. Число атомов натрия и хлора до реакции теперь стало равным шести; доставим соответствующий коэффициент:


Эти правила образуют Алгоритм составления уравнений химических реакций обмена, так как, пользуясь этой последовательностью, можно уравнять схемы многих химических реакций, за исключением более сложных окислительно-восстановительных реакций (см. урок 7).

Химические реакции бывают разных типов. Основными являются:

1. Реакции соединения:


Здесь из двух и более веществ образуется одно вещество:


2. Реакции разложения:


Здесь из одного вещества получаются два вещества и более веществ:


3. Реакции замещения:


Здесь реагируют простое и сложное вещества, образуются также простое и сложное вещества, причём простое вещество замещает часть атомов сложного вещества:


4. Реакции обмена:


Здесь реагируют два сложных вещества и получаются два сложных вещества. В ходе реакции сложные вещества обмениваются своими составными частями:


Существуют и другие типы химических реакций.

Задание 1.5. Расставьте коэффициенты в предложенных выше примерах.

Задание 1.6. Расставьте коэффициенты и определите тип химической реакции:



Выводы

Вещества бывают простые и сложные. Состав веществ показывают при помощи химических формул. Формулы веществ составляют, учитывая валентности составных частей этих веществ. Запись химического процесса при помощи формул называется уравнением химической реакции. Химические реакции бывают разных типов: обмена, замещения, разложения, соединения и другие.

Читайте также: