Конспект урока знаки химических элементов 8 класс габриелян

Обновлено: 02.07.2024

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

  • все учащиеся будут знать, как обозначать знаками химические элементы;
  • на основе периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева определять положение химического элемента
  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  1. Экспресс-опрос класса:

Какие явления называются физическими (химическими)?

Перечислите признаки химических реакций.

Ответ обоснуйте. Учащимся предлагаются картинки с явлением (презентация 1, слайд 7-8).

  1. Задание. Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим (презентация 1, слайд 9-14).

3. Этап актуализации субъектного опыта учащегося

Мы повторили два вида явлений: физические и химические. Химия занимается изучением химических явлений. Перед нами, как химиками, встает проблема – КАК ЖЕ НАПИСАТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ? Учащиеся предлагают различные варианты. Учитель подводит учеников к тому, что удобнее всего знаковая система.

4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Знаки химических элементов

Учитель: Итак, по вашему мнению, легче всего написать химическое явление знаками, но какими? Такая же точно проблема встала и перед химиками средневековья. В то время ученые, их называли, как вы помните, алхимиками, знали 10 химических элементов - семь металлов (золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и ртуть) и три неметалла (серу, углерод и сурьму).(презентация 2, слайд 3)

Учитель: Алхимики считали, что химические элементы связаны со звездами и планетами, и присваивали им астрологические символы.

Золото называлось Солнцем, а обозначалось кружком с точкой.

Алхимики очень долго обходились без химических формул. В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей собственной системой обозначений веществ. Это было очень неудобно. Существовала настоящая неразбериха: одни и те же химические реакции записывали разными знаками. Необходимо было ввести единую систему обозначений. (презентация 2, слайд 5)

В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов.

Этот способ изображения символов элементов придумал английский ученый, физик и химик, Джон Дальтон. (презентация 2, слайд 6)

Символы химических элементов, используемые в настоящее время, были введены шведским ученым-химиком Йенс Якобом Берцелиусом. Каждый элемент имеет свой символ, понятный ученым любой страны. Первая, прописная, буква символа – это всегда первая буква полного латинского названия элемента. Если с такой буквы начинаются названия нескольких элементов, то к первой букве прибавляется еще одна.

Например: Кислород – O xуgenium – O

Углерод – С arboneum – C

Кальций – С alcium – Ca

Произносятся символы соответственно букве латинского алфавита.

Другие, так и читаются по-русски.

(презентация 2, слайд 7)

Все они записаны в учебнике на странице 17 и на моем экране. Откройте ее. В тетради начертите таблицу, которую вы видите на экране. Все элементы условно можно разделить на металлы и неметаллы. Вначале черной пастой отметим металлы, а затем красной пастой неметаллы.

Учитель: Рассмотрим этимологию названий химических элементов, т.е. происхождения их названий.

Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

Прежде всего, тем, что ее периоды, ее этажи, спланированы очень неравномерно.

  • В первом этаже, первом периоде таблицы, всего две квартиры.
  • Во втором и третьем – по восемь.
  • Четвертый и пятый устроены по гостиничному типу: восемнадцать комнат на каждом.
  • На шестом и седьмом комнатушек и того больше – по 32. (презентация 2, слайд 13)

В таблице отражена и принадлежность элемента к определенной группе: металл, неметалл или переходный элемент.

Достаточно двух-трех элементов. (презентация 2, слайд 15-16)

1.
Запишем в строчку аш, о, цэ .
Что у тебя есть на лице? ( Ответ . НОС.)

2.
А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.( Ответ . СОН.)

3.
Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили . .( Ответ . СОК.)

4.
Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор.
Всем элементам нужен кров –
Был под фундамент вырыт . .( Ответ . РОВ.)

5.
Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем . .( Ответ . МоСКВа.)

6.
Кислород в гости кальция позвал,
Сервиз кофейный он достал.
Осенний вечер. Чудеса!
Его ужалила . .( Ответ . ОСа.)

7.
Бегут полоний и тантал,
А командир от них отстал.
Победа ждет пехоту,
Коль есть такая . .( Ответ . РоТа.)

8.
Что спицами вязали
Гольмий, кобальт, калий?( Ответ . НоСоК.)

Если времени остается немного, то часть загадок можно перенести на следующий урок, на этап проверки домашнего задания.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Урок № 3 “Знаки химических элементов. Периодическая система”

Учебник: О.С. Габриелян 8 класс. Москва. Дрофа, 2011 г.

Цель урока: создать условия для познания знаков химических элементов на основе “Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева”.

Задачи урока:

  • сформировать знания учащихся о периодической системе химических элементов, пользуясь интерактивными средствами обучения;
  • научить записывать символы химических элементов;
  • раскрыть структуру “Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева”.
  • развивать логическое мышление, умение видеть вещи в их целостности, системе;
  • формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;
  • развивать память, химический язык.
  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • развивать культуру умственного труда; навыки делового сотрудничества в процессе решения проблемы, работы в парах;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
  • Развитие познавательного интереса к химии;
  • Формирование потребности в самовыражении и самореализации.
  • Формирование умений делать выводы, давать определения;
  • Формирование умений оформлять результаты исследований.
  • Формирование умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников
  • Создание индивидуальной информационной среды;
  • Формирование умений работать в паре;
  • Формирование умений работать в коллективе.
  • Формирование у учащихся знаний о периодической системе химических элементов и Периодической таблице химических элементов;
  • Применять полученные знания в повседневной жизни и для объяснения природных процессов.
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • в паре.
  • по источнику знаний - словесные, наглядные, практические;
  • по характеру деятельности обучающихся - проблемное изложение, частично-поисковый.

Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с электронными образовательными ресурсами и компьютерными программами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : формировать представление о знаках химических элементов, их обозначении и произношении.

Знать : имя основоположника химической символики, принцип обозначения химических элементов.

Уметь : называть химические элементы, их названия и произношение знаков элементов.

Развивать навыки систематизации информации.

Воспитывать культуру самостоятельной работы, проявления творческих способностей, владение химической терминологией.

Оборудование : карточки с алхимическими символами, листы бумаги, таблицы с названиями химических элементов и химическими знаками, портрет Й. Я. Берцелиуса.

1.Вступительное слово. Мы уже знаем, что вещества состоят из различных химических элементов. А химические элементы состоят из очень мелких частиц – атомов. Атомы разные, поэтому и химические элементы разные, обладают своими определёнными свойствами. И каждый химический элемент необходимо определённым образом обозначать. Сегодня мы должны выяснить:

1. Как обозначают химические элементы? 2. Кто ввёл химическую символику?

3. Зачем нужны знаки химических элементов? (Вопросы лучше записать на доске.)

2. Новый материал.

Сейчас я продемонстрирую рисунки, а вы попробуйте догадаться, что они означают?

2. Демонстрация алхимических символов.

hello_html_m5d3689fd.jpg

Слово учителя. Итак, перед нами алхимические символы – старинные знаки химических элементов.

6. Предлагаю вам стать алхимиками, и самим придумать свои знаки химических элементов.

1)На листах бумаги нарисовать свой знак (каждый листок предварительно подписан названием всем известных химических элементов).

7. Выполнение работы, демонстрация, обсуждение, выставление оценок.

8. Слово учителя. Делаем вывод. Лёгкая ли это работа – составление знаков, которые будут узнаваемы всеми? (Учтите, мы все говорим на одном языке, а если бы среди нас были иностранцы?)

9. Слово учителя. Конечно, это нелёгкий труд. Над задачей составления единой химической символики трудились многие учёные всего мира. Усложняло задачу ещё и то, что люди с течением времени открывали новые химические элементы. В конце восемнадцатого века было открыто 25 элементов, к середине девятнадцатого – еще 31, к 1870 году – были известны 63 элемента.

Сейчас в таблице Д.И. Менделеева более 100 элементов.

Разными учёными были предложены многие символики, но мировое признание получила химическая символика Й. Я.Берцелиуса.

10. Запись на доске: Йенс Яков Берцелиус (шведский химик). В 1814г. ввёл современное обозначение химических элементов.

11. Слово учителя. Как же стали обозначать химические элементы? Например: k alium (лат.) – К, hidrargirum – Hg. Откройте таблицы Менделеева и попробуйте прочесть латинские названия, русские названия и химические знаки. Работа с таблицами, несколько прочитать вслух.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по химии в 8 классе "Классификация химических элементов". Знакомство с естественными семействами химических элементов.

Вы закончили знакомство с классами сложных веществ, назовите их, это (оксиды, основания, кислоты, соли). С сегодняшнего урока мы начинаем знакомство с большой и важной темой: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА. Но это тема большого количества уроков, а о чём мы будем говорить сегодня, вы узнаете, разгадав ребус, посмотрите на доску.

А что такое классификация? Для чего она нужна?

С классификацией вы встречались на уроках биологии (что вы делили на группы?), на химии - вы делили химические реакции на типы, сложные вещества на классы.

Как вы думаете, легко ли сразу разделить что-либо на группы? Почему?

С уроков биологии вы знаете, что все живые организмы сначала разделили на группы по среде обитания, и в одну группу животных, например, обитающих в воде, попали и рыбы, и земноводные, и млекопитающие, и насекомые. Как вы думаете, была ли точной такая классификация, можно ли, разделить на группы всех животных по месту обитания? (их делят по строению тела, способам размножения и т.д.). А значит, такое разделение неверно, потому что не правильно выбран главный признак.

Так почему же не так просто сразу классифицировать что-либо? Потому что сложно подобрать главный признак, который ляжет в основу классификации.

Скажите, а, что изучает химия? (химические элементы). А значит, возникает необходимость в классификации химических элементов.

Запишите тему сегодняшнего урока: КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ.

Попыток классифицировать все ХЭ было очень много, 52 попытки совершили различные ученые.

Вспомните, на какие группы можно разделить простые вещества? (Металлы и неметаллы)

Вот одной из первых попыток классифицировать все ХЭ – это было разделение их на Ме и Неме.

По какому признаку? По внешнему виду простых веществ, которые образованы этими элементами.

Какими физическими свойствами обладают металлы и неметаллы? Откройте стр. 168 учебника, схема 12, прочитайте схему и назовите мне отличительные свойства металлов и неметаллов.

Посмотрите, пожалуйста, на это вещество, это йод, посмотрите на его внешний вид: какое агрегатное состояние имеет (тв), цвет(темно-серый), металлических блеск имеет? Так значит к какой группе химических элементов мы отнесем йод? Почему мы ошиблись (могли ошибиться) и отнесли йод к металлам? Потому что в основу классификации выбрали не главный признак. Попытка классифицировать ХЭ по внешнему признаку оказалась неудачной.

Какие же еще попытки классификации ХЭ предпринимались? Прочитайте на стр.168 снизу на зеленом фоне еще одну попытку классификации ХЭ немецкого химика Дёберейнера.

Вот, на экране представлены химические элементы и их атомные массы. Дёберейнер заметил, нсли сложить атомные массы двух крайних элементов и разделить на два, то это и будет атомная масса среднего элемента. И таких групп ученый выделил 4, значит сколько элементов он охватил?( 12). Но на тот момент было известно 63 элемента. Охватил он все элементы? Оказалась его попытка удачной? Почему? (Он выбрал не главный признак)

И таких попыток классификации ХЭ было 52, и не одна из них не была удачной, т.к. ученые не могли найти главный признак, который можно было положить в основу классификации.

Давайте запишем в тетрадь выводы, которые мы сделали:

Для чего необходима классификация ХЭ?

Классификация необходима для удобства изучения ХЭ

Много ли было предпринято попыток классифицировать ХЭ?

Было предпринято 52 попытки классификации

Почему попытки оказались неудачными?

Не был найден главный признак для классификации всех ХЭ

А вот кому удалось найти главный признак классификации, об этом мы узнаем на следующем уроке.

Ученым долго не удавалось разделить элементы на группы, но существовали элементы, которые объединялись в группы сами собой, т.к. их свойства и свойства простых веществ, образованные этими ХЭ были очень-очень похожи, поэтому следующий вопрос, который мы рассмотрим – это ЕСТЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ ХЭ

Вспомните, какие газы входят в состав воздуха? (Кислород, азот, углекислый газ, благородные газы..). Какие именно благородные газы? (Гелий, неон, аргон, криптон, ксенон). Второе название благородных газов – инертные элементы. Почему их так назвали? (инертность – не активны.) Поэтому первая естественная группа ХЭ – это

Благородные газы( инертные элементы)

Гелий He, неон Ne, аргон Ar, криптон Kr, ксенон Xe

Какое агрегатное состояние у п.в. этих химических элементов?

Какое свойство объединяет эти элементы?

Инертны ( не вступают в реакцию)

Вспомните, молекулы газов: кислорода, водорода состоят из скольких атомов?

Молекулы состоят из одного атома

Посмотрите в учебнике на стр. 168 уравнения реакции. Скажите, к какой схеме можно отнести эти два уравнения? Обобщите.

(акт. Ме + вода щелочь + водород)

Если мы получаем щелочь, то, как бы тогда вы назвали металл? (Щелочной)

Поэтому вторая естественная группа элементов, о которой мы будем говорить – это

К ним относятся

Литий Li, натрий Na, калий K, рубидий Rb, цезий Cs

Говоря о физических свойствах, эти металлы отличает легкость, если бросить кусочек металла в воду, он не потонет, а будет плавать на поверхности, также эти металлы мягкие, их легко можно разрезать ножом, все щелочные металлы легкоплавкие, т.е. у них низкая температура плавления, чтобы расплавить кусочек цезия достаточно положить на ладонь (его Тпл=28,5◦)

Физические свойства: легкие, мягкие, легкоплавкие.

Щелочные металлы обладают высокой химической активностью, вступают в реакцию с кислородом.

Химические свойства: активные Ме

Из-за того, что щелочные металлы такие активные их хранят под слоем керосина.

Мы с вами уже сказали еще об одном свойстве этих металлов, они при взаимодействии с водой образуют Что? (щелочь)

Щ3елочные металлы – это типичные металлы, а вот их противоположностью являются типичные неметаллы, которые мы отнесем к 3 естественной группе ХЭ, которая называется

Фтор F, хлор Cl, бром Br, йод Y

Что же у них общего?

Молекулы простых веществ состоят из двух атомов.

Как мне записать молекулу фтора, хлора,… F2, Cl2, Br2, Y2.

По физическим свойствам галогены отличаются друг от друга

Физические св-ва: F2 – г, желтый цвета,

Cl2 – г, желто-зеленый

Br2 – ж, красно-коричневый

Так же как и щелочные металлы – это активные вещества

Химические св-ва: неметаллы – активные

а) Г2 + H2 2 HГ – галогеноводород

А скажите, как будет называть галогеноводород, если в реакцию вступает фтор, хлор, бром?

И второе химическое свойство: все галогены вступают в реакцию с металлами,

б) Г2 + Ме МеГ –соль( галогенид)

Вот мы с вами и познакомились с естественными группами ХЭ. А теперь, зная общие свойства щелочных металлов и галогенов, выполнить следующее задание

Дописать уравнения реакции и расставить коэффициенты

Вставить пропущенные вещества и решить цепочку превращений


Итак, мы сегодня начали изучение большой темы периодический закон и периодическая система. Мы сказали о классификации. Что это такое? Зачем она нужна? Много ли попыток было предпринято в классификации ХЭ? Все ли попытки были удачными? Почему были неудачные? И наконец, мы сказали, что есть элементы, которые сами объединяются в группы. Какие же это группы?
К следующему уроку вы читаете п. 49, записи в тетради учите.
Спасибо за урок, вы очень хорошо работали, были очень активные.

Читайте также: