Обида конспект занятия с подростками

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Проблемы осложняются, начинающимися подростковыми изменениями организма, которые ведут к эмоциональной несдержанности, обидчивости, а также периодом адаптации при переходе в младшее звено.

Занятие проводится длительностью 40–45 минут, в форме тренинга и состоит из трех частей:

1. Вводная часть фокусирует внимание и создает желание общаться.
2. Основная часть направлена на осознание своих ощущений по данному вопросу и формирование новых представлений. Она включает в себя несколько упражнений на развитие самопознания и осознания себя, упорядочения знаний детей по теме, выражения своих чувств и настроения на бумаге, обучающих эмоциональной саморегуляции.
3. Третья часть – это анализ занятия в виде самооценки и домашнего задание, а также получения обратной связи.

На занятии используется музыка: возбуждающая (для того, чтобы детям легче было войти в состояние прошлых обид, снова прочувствовать их и выразить) и расслабляющая (для релаксации).

  • Развитие эмпатии, толерантности к эмоциональному состоянию другого человека.
  • Развитие способности эмоциональной саморегуляции.
  • Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

– Здравствуйте, очень приятно снова всех вас видеть. Вспомните ситуацию, когда каждыйиз вас испытывал чувство обиды и разочарования. Я предлагаю вам вернуться в это состояние, прочувствовать его, вспомнить, как вам было неприятно, как хотелось, чтобы кто-то поддержал вас, помог. Давайте поддержим, друг друга, поможем избавиться от этого чувства.

2. Основная часть

– Мы часто обижаемся на других, но не потому, что хотим их обидеть, а потому, что не всегда понимаем их поступки или мысли. Поэтому в общении следует придерживаться определенных правил. А какие это правила, мы с вами сейчас узнаем. Для этого каждому нужно составить фразу из предложенных слов.

1. Говоря о своих чувствах к другому человеку, скажи о том, какие его слова и поступки их вызывали, не говори о человеке в целом.
2. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.
3. Не давай оценки, другому человеку. Тебе тоже не понравиться, если будут оценивать твои поступки.

Вклейте эти правила себе в тетради, чтобы всегда о них помнить. Приложение 2.

Обиды бывают разные. Старайтесь различать то, что связано с намеренным желанием оскорбить и унизить, и то, что произнесено случайно, без всякого дурного умысла. Ведь часто лучшие друзья сорятся и даже расходятся на долгие годы из-за неудачной шутки, нечаянного укола. Поэтому нужно научиться воспринимать чью-то ненамеренную бестактность просто и безболезненно. Чтобы не обижаться, надо не торопиться, не отвечать сразу, а немного поостыть. Помните, глупый обижается, а умный ищет в себе причины неудач. Но если мы будем придерживаться этих правил, то наше общение будет более эффективным и менее конфликтным.

– Прочитайте эти мудрые высказывания и выберите, какое из них может быть вашим девизом в ситуации обиды. Какое из них вы уже применяли в жизни? Объясните, почему вы выбрали именно этот способ? А с чем вы не согласны? Что случиться, если мы будем обижаться на всех по любому поводу? Да нам просто не с кем будет дружить, нам даже поговорить будет не с кем. На самом деле обиды копить бессмысленно, а вот уметь от них избавляться нужно. Способов избавления от обид много, один из них давайте попробуем сейчас.

– А теперь представьте свою обиду визуально, подумайте, где она находится, постарайтесь представить, как она выглядит. Нарисуйте на листке бумаги свою обиду.
– Чем похожи рисунки? Почему?
– Что делать с обидами? (Рвем листочки и выбрасываем.)
– Что вы чувствуете теперь?
– Как быть с нашими обидами в жизни? (Прощать.)
– Как относиться к обидчику? (Прощать.)

– Умение выразить обиду очень важно для самого себя. Но нельзя мстить другим людям: это не решает проблему, а усугубляет ее. Можно написать обиды на листке бумаги и тоже разорвать его. А еще обиды можно мысленно отпускать на ветер или по воде и представлять, как они исчезают. Представить это нам поможет релаксация.

– Давайте ляжем поудобнее, закроем глаза и попробуем представить, как мы готовим мыльный раствор для пузырей. Берем красивую разноцветную трубочку, размешиваем ей раствор и начинаем выдувать замечательные мыльные пузыри они получаются очень разные разноцветные и большие. Вместе с воздухом из наших легких в них переходит вся наша злость и агрессия. Первый пузырь мы наполняем нашими обидами. Пузыри отрываются от трубочки и медленно улетают вдаль, мы следим за тем, как по мере удаления они становятся все меньше и меньше. Второй пузырь давайте наполним злостью. Пузырь злости медленно переливается на солнце и улетает ввысь. А третий давайте наполним завистью. Через пузыри видны разноцветные облака и лучи солнца. Вместе с этими пузырями наши обиды, злость, зависть покидают нас, дышать становится легко и свободно.
– Помните, ваше прощение освобождает вас!
– Что вы почувствовали, расскажите о своих ощущениях. Какого цвета были пузыри, а какого размера. Какой был самый большой.

3. Анализ занятия

Давайте подведем итог. Мы с вами на занятии говорили о таком эмоциональном состоянии как обида. Выработали несколько правил общения, которые помогут нам не обижаться. Познакомились со способами избавления от обид. Итак, чтобы изменить положение, вы должны сначала измениться сами. Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами, и вы никогда не ошибетесь. Обидчивый человек остается в одиночестве, так как никому не захочется общаться с тем, кого обидел пусть даже непреднамеренно. Путь прощения обид один – принятие других такими, какие они есть. А еще помните один важный момент, мы обижаемся только на тех, кто нам близок: друзья, родители, учителя, потому, что мы заранее программируем их действия и ожидаем от них того, чего хотим мы сами.
– Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивым? Оцените свою обидчивость в баллах. Покажите количество баллов на руках, оцениваем в пятибалльной системе.

4. Домашнее задание

– До нашего следующего занятия понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему. Как разные люди реагируют на обиду. Постарайтесь записать свои наблюдения в тетради, можете нарисовать свои чувства, если не сможете выразить только словами. Проанализируйте, достигают ли их реакции цели.

Авторская разработка. Занятие расчитано на детей подросткового возраста, показавшие по результатам диагностики агрессивности высокие показатели по шкалам "обида" и "чувство вины", а так же дезадаптированные дети по результатам социометрического исследования.

ВложениеРазмер
tychinina_lekarstvo_ot_obidy.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила педагог-психолог: Тычинина Галина Александровна

Цикл состоит из 5 занятий

Исходя из теории суицидального поведения подростков, именно эти дети составляют большую часть подростков , склонных не к демонстративному суициду , а к истинным суицидальным проявлениям. Данная группа детей- обычные дети, которые хорошо учатся, не имеют проблем с поведением.

Главная цель , которую я поставила перед собой, проводя данные занятия, создать такие условия, чтобы ребенок смог доверять психологу и в случае трудных жизненных ситуаций без сомнения обратиться за помощью. Вовлечь таких детей в деятельность, научить говорить о себе, о своих чувствах и переживаниях, высказывать свои проблемы в группе сверстников и находить способы их решения, быть понятым и выслушанным- основные задачи занятий

1 занятие- Наши чувства, во время которого ребята были ознакомлены с правилами работы в группе, создавался мотивационный компонент занятий. На данном занятии было использовано упражнение коллективный рисунок, когда ребятам было предложено нарисовать фрагмент рисунка за определенное время, после чего рисунок передавался по часовой стрелке и таким образом прорисовывался всеми участниками группы. Цель данного упражнения –сплочение группы, а так же выявление личностных особенностей детей.

В заключении ребятам было предложено дать определение чувству обида.

Задачи: 1. установить контакт с подростками

2. создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

3. закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому

4. овладеть приемами отреагирования негативных чувств (обида)

5. способствовать овладению навыками психологической саморегуляции и трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния

Методы: элементы арт-терапия, цветотерапии, музыкотерапии, упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения , аромотерапия.

Психологический игровой тренинг

Цель: способствовать сплочению группы, углублению процессов самораскрытия, овладению приемами отреагирования чувства обиды

Задачи: 1. установить контакт с подростками

2. создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

3. закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому

4. овладеть приемами отреагирования негативных чувств (обида)

5. способствовать овладению навыками психологической саморегуляции и трансформации негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния

Методы: арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, телесно-ориентированная терапия, аромотерапия

Поприветствуем друг друга:

2. Прошу, ребята, занять свои места. На прошлом занятии мы говорили с вами о чувствах человека. Оказалось, что ваши дома заселены разными чувствами, как позитивными, так и негативными. Среди прочих чувств, живущих в ваших домах есть чувство

-похожее на черничный сок, прольешь, а отстирать трудно

-это реакция человека на предательство, вранье, когда близкий не помог в трудной ситуации

- плохое настроение после того, как человек, которому доверяешь тебя подставил

- негативное чувство одного человека к другому за какой-то поступок, после чего на душе остается осадок

- внутренне состояние души, когда человек угнетен чем-то , на всех зол, когда кроме себя никому нельзя доверять

- это чувство, которое возникает, когда близкий человек не оправдал твоего доверия или не хочет тебя понять

Такое определение, вы , ребята дали негативному чувству , мешающему человеку радоваться жизни и быть счастливым. Это чувство-…… (обиды).

Именно об этом чувстве пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии.

Как мы только что убедились, каждый из вас имеет свое представление об этом чувстве. Сейчас я предлагаю выразить это чувство не вербально, а путем растирания пластилина на картоне. Вашу работу будет сопровождать музыка, которая поможет вам точнее выразить свои представления. Итак, приступаем к работе.

Что представляет из себя обида?

Групповое выполнение работы. Из пластилина путем растирания на ватмане выразить чувство обиды. (5-7 мин.)

Р: -Почему для выражения обиды выбрали эти цвета?

-Что чувствовали во время работы?

- Что чувствуете сейчас?

- Какая обида на ощупь?

- Какая обида на вкус?

4. Моделирование обиды

В воду в прозрачном кувшине добавляем лимонную кислоту, перец, соль, специи, все хорошо перемешиваем. А теперь каждому из нас плеснем немного обиды в стаканчик. Что станем делать с этой жидкостью?

1. Обиду можно выпить (проглотить).

- Как будем чувствовать себя в этом случае? (может быть , когда-нибудь переварится сама по себе)

2. Обиду можно выплеснуть на обидчика (берется стакан и выплескивается на голову игрушечного кота)

- Что вы почувствуете при этом? (может быть временное облегчение, но данное поведение может привести к затянувшемуся конфликту)

3. Ничего не делать, ждать пока испарится, но при этом обиду придется все время носить с собой

4. Обиду можно выплеснуть куда-нибудь в никуда (стакан с водой выливается в угол, на пол)

Р: Какой способ самый лучший? Почему?

Вывод: Выплескивание обиды в никуда- это отреагирование негативного состояния.

Для этого может быть использован комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима.

Отреагирование негативного состояния

Мы определили, какая обида на цвет и вкус. Как вы думаете, где, в какой части тела селится обида?

5. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения и мышечного зажима

Нижняя часть ног. Ступни ног плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, подними максимально высоко пятки. Задержи их в таком положении и расслабь. Через 5–10 секунд повтори упражнение.

Бедра и живот. Вытяни ноги прямо перед собой, как можно прямее, оттягивая носки. Напряги их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабь мышцы. Ноги мягко опустятся на пол и вместе с этим от коленей вверх к туловищу начнет распространяться волна тепла, приятной тяжести. Мысленно остановись на этом ощущении.

Грудная клетка . Сделай глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который тебя окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обрати внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайся почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного выдоха.

Руки. Сожми плотно кисти в кулаки. Сделай это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабь их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвинь пальцы, задержи их в таком положении, сбрось напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайся к возникающим ощущениям, зафиксируй момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.

Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайся достать до мочек ушей кончиками плеч. После сильного напряжения мышц расслабься. Сконцентрируй внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.

Лицо.
Крепко сомкни веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, ты почувствуешь, как глазные впадины наполняются тягучим теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения.

А теперь представьте себе такую ситуацию. Жил на свете очень интелегентный человек. Все у него было хорошо, да вот несчастье. В шкафу с одежной завелась моль и причем так много! Итак, по команде, давайте поможем ему, истребим всю моль. Будем хлопать ее везде. Где она может быть. Итак, открываю дверцу шкафа… Хлопаем, Хлопаем!

- Что мы чувствуем?

- Что чувствовали в процессе упражнения?

- Что чувствуете теперь?

Заряжаемся энергией и хорошим настроением

7. Для того, чтобы место обид не заняло другое негативное настроение, необходимо заполнить его позитивом и хорошим настроением.

Цвето и музыкотерапия (слайдовая программа с использованием музыки и оранжевого цвета)

Сделаем нашу жизнь ярче!

8. Возвращаемся к плодам своей деятельности, т.е к обиде из пластилина.

-Что чувствуете, когда смотрите на это произведение?

- Что при этом хочется сделать?

Используя цветной пластилин, бусинки, перышки, пуговицы творим чудеса и создаем шедевр мирового искусства , даем волю нашим новым чувствам и эмоциям.

( индивидуальная работа участников группы 5-7 мин.)

Фоном звучит мажорная музыка , в аромалампе- запах герани

Р: -Давайте посмотрим, что за чудо у вас получилось?

- что чувствовали, когда выполняли работу? Как назвали композицию и почему? Что чувствуете сейчас?

9.Вывод: вот теперь мы с уверенностью можем сказать, что чувство обиды мы побороли.А если у кого-то и остались ее частички, то теперь вы знаете некоторые секреты- лекарство от обиды и можете всегда ими воспользоваться.

В завершении работы, мне бы хотелось произнести строки Леонардо да Винчи

Ритуал прощания и рефлексия

Ребята, давайте встанем в круг, так , как и начинали наше занятие.

- Что было сегодня для вас трудно?

- Что было полезно?

- Что было интересно?

- Какие полезные мысли унесете с собой?

В завершении нашего занятия. Ребята по очереди выходят в центр круга, остальные аплодируют ему до тех пор, пока не услышат слова благодарности.Последним в круг встает психолог.

Цель: закрепление навыков уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.

1. Ритуал приветствия

2. Антоним

3. Футболка с надписью

• Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды.

4. Детские обиды

– Вспомните случай из детства, когда вы почувствовали сильную обиду. Вспомните свои переживания и нарисуйте либо опишите их – в любой (конкретной или абстрактной) манере. Как вы сейчас относитесь к этой обиде (нарисуйте или опишите)?

• Что такое обида?

• Как долго сохраняются обиды?

• Справедливые и несправедливые обиды и т. д.

5. Обиженный человек

6. Копилка обид

Психолог говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Психолог поддерживает предложение разорвать ее и предлагает действительно сделать это.

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя. Реванш, месть не решают проблему. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.

• Как относиться в дальнейшем к обидчику?

7. Куда уходит злость

– Возможно, не все всем нравится в обстановке, в людях, в самом себе… Подумайте о том, что вас тревожит больше всего в данный момент (может быть, это недовольство психологом, грусть, неприятный свет в комнате и т. п.). Выскажитесь.

Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свои претензии.

Пожалуйста. Кто готов начать? Постарайтесь по возможности выразить все что накипело.

Пожалуйста, делайте по очереди резкие критические замечания. Это – игра, так что все принимают условность происходящего и судить строго не будут. Реагировать ответными репликами на замечания не разрешается. Таким образом, высказывания будут односторонними и не перерастут в споры и настоящую ругань.

А сейчас вообразим себе такую картину… Все, что мы высказали здесь, вдруг превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается кверху и исчезает в форточке или открытой двери. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.

– Обратите внимание на то, что решение человека сесть на этот стул означает принятие им спокойно, без обид, всего сказанного. Высказывания должны делаться в доброжелательной форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьных коллективах происходят различные конфликтные ситуации. Из опыта моей работы в сельской малокомплектной школе в качестве педагога-психолога приходилось разрешать такие конфликты с помощью тренинговых занятий, одним из которых хочу поделиться. Конфликт произошёл у девушек 8 класса. Как правило, в таком возрасте очень часто учащиеся не могут самостоятельно найти выход из трудных конфликтных ситуаций и происходит затяжной конфликт. Мне пришлось подобрать методы, тренинговые упражнения для разрешения конфликта. И это занятие дало свои положительные результаты. В тех коллективах, где я проводила данное занятие, таких конфликтов больше не было.

В школьных коллективах происходят различные конфликтные ситуации. Из опыта моей работы в сельской малокомплектной школе в качестве педагога-психолога приходилось разрешать такие конфликты с помощью тренинговых занятий, одним из которых хочу поделиться. Конфликт произошёл у девушек 8 класса. Как правило, в таком возрасте очень часто учащиеся не могут самостоятельно найти выход из трудных конфликтных ситуаций и происходит затяжной конфликт. Мне пришлось подобрать методы, тренинговые упражнения для разрешения конфликта. И это занятие дало свои положительные результаты. В тех коллективах, где я проводила данное занятие, таких конфликтов больше не было.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы найти выход из создавшейся конфликтной ситуации в вашем классе. Мы должны будем не только разрешить конфликтную ситуацию, но и научиться владеть своими чувствами и эмоциями.

- Попробуем разрешить конфликт с помощью сказкотерапии.

Однажды там, где нужно было произнести Слово, встретились Молчание с Молчанием. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Их взгляды выражали одиночество и пустоту, в них было что-то тоскливое.

Вдруг разверзлась бездна между ними, а за спиной встали непроходимые скалы. Ужаснулись Молчание и Молчание. Они увидели конец совей дороги и осознали, что им не суждено вместе жить, а суждено вместе умереть.

Немые губы сжались, языки мучительно искали Слово. Их силы были на исходе.

И все благодаря тому, что она сумела трансформировать негативное чувство обиды в позитивное – сострадания. Жизнь тут же выдала ей заслуженную награду, изменив, в свою очередь, негативную ситуацию на позитивную. Потому что нет на земле человека, который не заслуживал бы сострадания.

- Скажите, могут сплетни стать поводом для конфликта? Стоит ли тогда прислушиваться к сплетням?

Что вы испытываете сейчас? Стало вам легче на душе?

Цветы прощения.

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеёк,

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку.

Солнышка волшебные лучи.

А она счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах-луащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь,

И вот-вот, казалось,что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны.

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбаясь, щуря глаз.

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

- Некоторые люди считают даже, что просить прощение — значит унизиться перед другим. Но прощение — это внутреннее. Личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций.

- Я прошу вас сейчас встать в круг и попросить у друг-друга прощение.

- Какие чувства вы испытываете сейчас? Стало вам легче на душе?

1. Каждый может совершить ошибку.

2. Совершив ошибку, умей её признать.

3. Прости и будешь прощён.

4. Прощенье уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

5. Прости, и твоя душа будет светлее.

Советы Дейла Корнеги.

Никогда не пытайтесь свести счёты с теми, кто вас обидел, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так — смирись.

Будь умнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Попробуйте не наступать, а уступать, не захватывать, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.

Читайте также: