Конспект урока дары волхвов 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Методические приёмы: метод кластера, рассказ учителя, чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.

Вид деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, фронтальная работа

I. Актуализация имеющихся знаний.

Начать наш сегодняшний урок я хочу вот с такого вопроса:

- Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

- За что люди удостаиваются такой чести?

- А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О.Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. И раскрыта она на удивительном рассказе, с которым мы сегодня будем работать. Но сначала несколько слов об этом писателе.

II . Вступительное слово о личности и творчестве О.Генри.

Имя О.Генри (Уильяма Сиднея Портера) известно не одному поколению читателей. Мы знаем о нем одновременно много и мало, потому что О.Генри, известнейший американский писатель-юморист, избегал популярности. Его жизнь была богата приключениями, но многие факты его биографии покрыты тайной. Герои его рассказов – обыкновенные люди, жители многочисленных американских городков, ковбои, фермеры.

- Послушайте высказывание, которым он предваряет свой первый сборник, и определите, какая тема преобладала в творчестве писателя.

(Тема маленького человека в большом городе).

(А.С.Пушкин, А.П.Чехов, Н.В.Гоголь)

II I . Аналитическая работа с названием рассказа.

( Дар – добро, любовь, радость, праздник, мама)

ДАР , -а, мн. -ы, -ов, м. 1. Подарок, приношение, пожертвование (высок.). Принести что-н. в д. кому-н. Получить в д. Дары. моря, леса, природы (перен.: о том, что дает человеку в пищу море, лес, природа). 2. Способность, талант. Литературный д. Лишиться дара речи (потерять способность говорить). * Святые дары - в церковном 1 таинстве: причастие (хлеб и вино). Дары данайцев (книжн.) - коварное предательство, скрытое под личиной дружбы [по древнегреческому сказанию о данайцах, подаривших городу Трое большого деревянного коня, в котором спрятались воины, ночью вышедшие, перебившие охрану и впустившие в город вражеское войско]. Бойся данайцев (даже, и), дары приносящих (афоризм).

( Дар – пожертвование, способность, талант).

- Поработаем со вторым словом названия. Кто такие волхвы?

(Волхвы – это мудрецы, которые принесли дары младенцу Иисусу: золото, ладан и смирну. Волхвы – это ученые мужи, которые владели знаниями о силе природы. Они наблюдали звезды, были астрологами).
- В каком произведении мы уже встречались с ними?

- С каким праздником связана библейская история о волхвах?

(С праздником Рождества Христова)

- Кто может рассказать библейскую легенду о волхвах?

- Какие дары и почему преподнесли волхвы новорождённому Иисусу?

(Золото ему принесли как царю в виде дани. Ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужениях. А смирну, как человеку, которому предстоит умереть, потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

(Предположения учащихся записываются на доске).

IV . Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

-Вот как много у нас предположений и неизвестно, какое же из них верно. Кто как определит тему нашего урока?

-Какую цель будем преследовать в ходе урока?

(Раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки).

Начинаем читать текст, разделив его на фрагменты. Оставшийся текст будем закрывать.

2.Работа с отрывком.

- Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? (Нет).
- Кто же герои этого произведения?

(Сокровища семьи - это часы Джима и волосы Деллы).

-Какие ещё библейские образы вводит в текст О.Генри? Кто они?

(Царица Савская – легендарная царица богатейшего Сабейского царства, которая решила испытать мудрость царя Соломона, слыла красавицей и очень богатой женщиной.

Царь Соломон – третий царь Иудеи, прославился своей мудростью, был наделен несметными богатствами).


- В каком ключе даны ветхозаветные образы?

(Писатель показывает их в юмористическом ключе).

- Как вы думаете, что же произойдет дальше?

- Как бы вы поступили на месте Деллы?

- Случаен ли поступок Деллы?

(Нет, поступок Деллы не случаен, она любит Джима).

- Будет ли Джим рад такому подарку?

(Конечно, Джим будет рад подарку, потому что у него одна ценная вещь часы и теперь будет цепочка к ним).

4.Прогнозирование итога рассказа. Работа в группах.

Давайте попробуем себя в роли писателя. Каждая группа получает карточки с заданиями: закончить рассказ от лица героя или автора.

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. Что мог почувствовать Джим, увидев, что Делла остригла волосы?

2. Каким могло быть выражение его взгляда, когда он увидел жену?

3. Как Делла объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?

4. Какой могла быть реакция Джима на это объяснение?

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. О чем Делла могла молить Бога в этот момент?

2. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?

3. Как Делла объяснила бы причину, по которой она остригла волосы?

4. Ожидала ли Делла подарок к Рождеству? Что бы она хотела получить?

5. Подарил ли Делле что-нибудь муж?

Ответьте на вопросы в виде связного текста.

1. С каким настроением Джим возвращался домой?

2. Что он мог ожидать в вечер накануне Рождества?

3. Как мог отреагировать Джим, увидев свою жену?

4. Как бы он воспринял ее объяснения?

5. Приготовил ли Джим подарок Делле? Если да, то какой?

- Учащиеся озвучивают версии окончания рассказа.

- Какой вариант окончания рассказа вам больше всего понравился и почему?

5.Чтение учителем читает оригинального текста.

- Ожидали вы такую развязку? (Нет).

- А какую развязку вы ожидали?

- Кого же в конце рассказа автор называет волхвами? (Джима и Деллу)

- Более того он ставит их даже выше волхвов, называя их мудрейшими из дарителей. Почему?

(Волхвы не подарили младенцу самого главного – любви. А чистая любовь и есть истинная мудрость. Герои любят друг друга чистой любовью. Из чувства любви они отдали самое лучшее, что у них было, чтобы приобрести

то лучшее, чего достоин каждый из них.)

VI .Работа над определением смысла рассказа. Работа с эпиграфом.

Вернемся к началу урока, когда вы делали предположения о сюжете рассказа.

- Подтвердились ли они?

- Как теперь вы объясните смысл названия рассказа? Как он соотносится с идеей рассказа?

(Самый большой подарок в жизни – это чистая, верная, бескорыстная любовь. Это самое дорогое, что можно получить и принести в дар)

- Сегодня на нашем уроке всё необычно. Поэтому к эпиграфу мы обращаемся сейчас, в конце занятия. И з предложенных высказываний подберите эпиграф к уроку и аргументируйте свой выбор.

1.Любовь - это стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой. ( Цицерон )

2.Любовь - это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья. ( Стендаль)

3.Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами. (У.Шекспир)

VII . Домашнее задание.

Давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова

Рекомендовано для просмотра видео:

Учебник: Литература 6 класс. Автор: Г.С. Меркин – с.266-273

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос 5 (с.273)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий внеклассного мероприятия "Дары волхвов"

Сценическая постановка произведения О. Генри "Дары волхвов".


Урок литературы в 7 классе по теме "О.Генри "Дары волхвов".

Урок литературы в 7 классе с презентацией.

урок по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Урок по произведению "Дары волхвов" представляет собой беседу-диалог по тексту на уровне учитель-ученик для выявления в конечном итоге проблемы поставленной автором.


Тест открытый с ответами.


Презентация О. Генри "Дары волхвов"

Презентация к уроку литературы.


А.С. Пушкин "Песнь о Вещем Олеге". Волхвы не боятся могучих владык.

Данный материал представлет собой урок литературы в 7 классе по теме А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. УРОК НАЧИНАЕТСЯ С ВОПРОСОВ:

ВОЛХВЫ – цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы-звездочеты. Ведомые Вифлееемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов - от 3 до 12, но чаще всего говорят о трех волхвах – Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото(как знак земного владычества), ладан(как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру(смолу, которой умащали умерших, как намек на будущее распятие Христа и Его муки)

2.Послушаем стихотворения И.Бродского и Б.Пастернака:

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крюком.

И тени становились то короче,

То вдруг длинней. Никто не знал,

Что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

… И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры…

… Все злей и свирепей дул ветер из степи…

… Все яблок, все золотые шары.

- Как вы думаете. Почему, рассказывая рождественскую историю двух молодых американцев, О.Генри вспомнил о волхвах? (Именно от волхвов пошел прекрасный обычай дарить друг другу подарки в Рождество. А события новеллы происходят как раз в Рождество, точнее сочельник – вечер накануне Рождества).

Они видят ярко освещенные улицы, нарядные елки, потоки людей, занятых предпраздничными хлопотами, слышат радостную, счастливую музыку, звон бубенцов оленьей упряжки, на которой торжественно въезжает в город добрый Санта-Клаус.

- Какое настроение царит в душах людей? Почему? Чем они заняты? Чего ждут от рождественской ночи?

( Это красивый, поэтический вечер, полный ожидания чудес, сюрпризов,, подарков, озаренный огнями рождественских елок, наполненный звоном серебряных колокольчиков, возвещающих рождение Божественного Младенца и обещающих новое счастье, радость и свет, вечер, наполненный запахом хвои, ароматом традиционной индейки и других кушаний, вечер щедрых Санта Клаусов и добрых сердец.)

- Поэтому у всех приподнятое, праздничное настроение? Так ли чувствует себя главная героиня новеллы Дела?

- Почему Делле все видится в серых красках? (У нее нет денег, и она не может сделать любимому мужу рождественский подарок – это подвергает ее в уныние, заставляет плакать и размышлять о несправедливости жизни.)

УЧИТЕЛЬ . Так проза жизни вторгается в поэтический, чудесный, волшебный праздник, отнимая его у юной героини. Вся новелла построена на столкновении прозы и поэзии.

- Что же понимается под прозой жизни поэзией жизни?

ПРОЗОЙ называют обыденность, повседневность.

ПОЭЗИЕЙ – очарование, обаяние жизни.

Квартира и ее обстановка

Доходы, расходы, цены

Сокровища (часы, волосы)

УЧИТЕЛЬ. – Что же удручает Делу? Как О.Генри показывает нужду молодой семьи?

УЧИТЕЛЬ .Наступает время выступить

представителям исследовательской группы , считавшим денежные доходы молодой семьи.

она ошиблась и денег окажется хоть немного больше, и в страхе, что их может оказаться еще меньше…

Подсчитывая деньги, Дела вспоминает, как унизительно торговалась с мясником, бакалейщиком, зеленщиком, - и плачет от досады. Что все ее унижения и экономия ровным счетом ни к чему не привели.

- Для чего же копила деньги Дела? Что ей хотелось подарить мужу?

- Что угадывается за этим горячим желанием? (Безграничная любовь к мужу, уважение к нему, восхищение ее достоинствами).

- Какой же выход нашла Дела из сложившейся ситуации? (Она решила продать волосы).

- Почему автор называет волосы Деллы сокровищем?

- Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем?

( В древности волосам действительно придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу,Энергию. Они символизировали также вдохновение, обольщение. Можно сказать о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты.)

- А можно ли считать сокровищем золотые часы Джима? Для кого это были сокровища и почему? Какую ноту в это описание этих сокровищ вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне?

- Трудно ли было Делле принять решение расстаться со своими волосами?

УЧИТЕЛЬ. Жалеет ли она о своем поступке? Почему вы так думаете?

УЧИТЕЛЬ. Каким настроением теперь полна ее душа?

УЧИТЕЛЬ. Каким теперь видит город Дела?

УЧИТЕЛЬ. Представьте, а чем в это время был занят Джим? И как он действовал?

УЧИТЕЛЬ. Когда же наступает кульминация новеллы?

( В момент, когда герои дарят друг другу рождественские подарки.)

УЧИТЕЛЬ. Какую реакцию у каждого из них вызывает полученный подарок?

УЧИТЕЛЬ. Что же важно для автора?

(Мудрость дара, а которой стоит мудрость сердца.)

Подумайте, почему во второй половине новеллы только два упоминания о денежных суммах, ценах. Сравните их с первой частью, где их – 13.

- О чем напоминают деньги? (О прозе жизни.)

- Что к этой прозе относится?( учащиеся зачитывают те заметки, которые они делали в тетради в течение урока.

Но во второй половине новеллы проза уступает место поэзии, и деньги. И доходы уходят на второй план – ведь скоро Рождество, и сейчас важен подарок, за который не жалко отдать даже единственное сокровище – предмет гордости и любования.

УЧИТЕЛЬ. Зачем же автор сталкивает прозу и поэзию жизни ?

Если бы не было этой серой. Обыденной прозы, связанной с заботой о хлебе насущном, квартире, обстановке, одежде, можно ли было по достоинству оценить эти бесценные фактически, но формально весьма скромные дары?)

Именно проза жизни с ее однообразием, наполненная хлопотами о зарплате, еде, других необходимых вещах, заставляющая считать центы, позволяет ощутить особенную радость от подарка любимого человека, оценить теплоту его внимания и силу любви. Не будь этих долгих серых дней, вряд ли был возможен праздник с его поэзией и добротой.

УЧИТЕЛЬ Что же автор хочет нам сказать этой историей?

Волхвы принесли дары Младенцу, отсюда появился обычай дарения рождественских подарков. Положив начало этому обычаю. Древние мудрецы и звездочеты дали возможность проявить себя и в выборе дара, и в отношении к нему и к тем, кому готовится этот дар(и это поэзия). Только тот, кто ничего не жалеет для другого и готов отдать все. Чтобы подарить ему радость, и есть настоящий мудрец, мудрый не расчетом и прозой, а сердцем полным любви и поэзии.

И это самый лучший урок, который преподнес нам О.Генри вместе со своими героями накануне рождества. Какая синева – без высоты?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 6 классе

Автор: Галанина Ольга Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Брейтовской СОШ

Аннотация к уроку

Урок разработан в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта.

В данном уроке были учтены индивидуальные особенности учащихся класса. Разработка предусматривает как групповую, так и индивидуальную форму работы.

Урок предполагает использование различных педагогических технологий. Технология развития критического мышления через чтение и письмо способствует созданию на уроке творческой атмосферы, организации индивидуальной и групповой работы. На различных этапах урока предполагается столкновение учащихся с определенными трудностями в изучении нового материала, поэтому применяются элементы технологии проблемного обучения. Использование данной технологии позволяет активизировать и мотивировать учащихся на углубление собственных знаний.

В ходе всего урока используется прием чтения с остановками. Это способствует глубокому анализу текста.

Прослеживается связь литературы с кинематографом. Учащиеся сравнивают средства создания художественного образа в литературе и кинематографе.

На уроке большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Неоднократно используется метод словесного рисования.

В конце урока предполагается рефлексия и оценка каждым учащимся своей собственной работы на занятии.

Данный материал был апробирован на уроке в 6б классе. В ходе урока учащиеся получили целостное представление об авторском замысле новеллы. Можно отметить высокую результативность занятия, которая проявилась в качественном выполнении домашнего задания (отзыв о прочитанном произведении).

Технологическая карта урока

Образовательные:

- прочитать текст произведения;

- провести литературоведческий анализ новеллы;

- рассмотреть средства создания художественного образа в литературе;

- определить средства создания художественного образа в кинематографе.
Развивающие:

- развивать творческие и исследовательские навыки.
Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к литературному наследию,

- воспитывать культуру общения.

1. ЛичностныеУУД: осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к литературе как виду искусства.

2. Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствия.

3. Коммуникативные УУД:

слушать и слышать друг друга;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

4. Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

понимать содержание текста;

осознавать авторский замысел.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке, умение работать в группах .

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме; способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Тема, идея, новелла, автор, художественная деталь, художественный образ, герой, авторская позиция.

С кинематоргафом (учебный фильм Головина Антона по одноименной новелле О.Генри)

Компьютер, экран, проектор

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, технология смыслового чтения

Дидактическая
структура
урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент

Размещают рабочие материалы на рабочем месте, занимают места по группам, демонстрируют готовность к уроку.

Читайте также: