Труд право или обязанность конспект

Обновлено: 07.07.2024

2. Тип урока: Вводный урок.

- понимание значения трудовой деятельности и для личности и для общества;

- знание ряда ключевых понятий в сфере трудового права: трудовое право, трудовые правоотношения, право на труд;

- знание правовых норм в сфере трудового права, понимание их роли как регуляторов общественной жизни;

- умение характеризовать трудовое право как отрасль права;

- умение вести диалог.

4. Технологическая составляющая:

- методы: беседа, опрос.

5. Продукт деятельности: конспект

6. Оборудование: ТК РФ, Конституция РФ.

7. Основные понятия: Право на труд, трудовое право, трудовые правоотношения.

Рассказывает о дальнейшей совместной деятельности.

Записывают тему урока.

1. Объяснение нового материала.

Задает вопросы в ходе беседы, комментирует, направляет учащихся к правильному ответу.

Вопросы и предполагаемые ответы:

Что такое труд? Любую ли деятельность можно назвать трудом? (Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей) .

Порядок составления синквейна:

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Просит троих – четверых учащихся зачитать получившийся синквейн.

Знакомство с ТК РФ. (рассмотрение структуры – когда принят, сколько глав, статей.)

Так что же такое труд?

Что означает свобода труда?

В каком случае труд – право? (Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности). Ст.2 ТК РФ. Конституция РФ ст.37.

В каком – обязанность? ( Труд – это обязанность, моральная обязанность перед предыдущими поколениями и перед теми, кто придёт в этот мир после нас). “Жить – значить работать. Труд есть жизнь человека” Вольтер) .

Когда труд в радость? ( Возможность заниматься любимым делом.Экономика, обеспечивающая достойную жизнь на базе достойного труда. Достойная заработная плата и эффективная занятость Безопасное рабочее место. Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг. Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов) , ст.3-4 ТК РФ.

Что такое трудовое право? (отрасль права, которая регулирует комплекс общественных отношений, связанных с применением труда и связанных с ним отношений).

Какие нормативно-правовые акты являются источниками трудового права? ( Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ"), – ст. 5 ТК РФ.

Какие отношения называются трудовыми? (отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором) , ст. 15, 16 ТК РФ.

Кто является сторонами трудовых правоотношений? (ст. 20 ТК РФ).

Какие права и обязанности имеет работодатель и работник? (ст. 21,22 ТК РФ)

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Задают возникшие вопросы по теме урока.

Составляют синквейн в тетради.

Знакомятся с ТК РФ.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейн.

Работают с ТК РФ, Конституцией РФ.

2. Закрепление нового материала.

Просит учащихся повторить основные понятия и записать их в тетрадь: (право на труд, трудовое право, трудовые правоотношения); основные источники трудового прав (Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ") ; зафиксировать стороны трудовых правоотношений (работник, работодатель).

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют в тетради основные понятия; источники трудового права; стороны трудовых правоотношений.

Задают вопросы по теме.

3. Объяснение домашнего задания.

Выучить основные понятия.

Поработать с ТК РФ.

- Зафиксировать в тетради основания возникновения трудовых правоотношений;

- Зафиксировать в тетради основные права и обязанности работника и работодателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I. Введение учеников в тему урока

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

А третий на этот же вопрос ответил:

Вопросы для беседы.

  • О чём эта притча?
  • Как вы её понимаете?
  • Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

II. Понятие о труде.

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Порядок составления синквейна:

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека?

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

III. Трудовые права несовершеннолетних

Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

-Чем может помочь профсоюз?

  • поможет отстоять перед властными структурами свои права в борьбе за достойную жизнь!
  • через коллективные договоры и соглашения поможет решить свои социально-экономические проблемы
  • вовлечение в Профсоюз способствует формированию активной гражданской позиции.

-Что такое профсоюз?

Профсоюз - добровольное объединение наёмных работников по защите социально-экономических и трудовых интересов, связанное общими производственными и профессиональными интересами.

-Принципы его формирования :

а) добровольность вхождения;

б) независимость и неподотчётность власти;

г) коллегиальность в принятии решения.

-Главная цель:

обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.

-Экономические интересы:

Уровень заработной платы, а затем, уровень пенсионного обеспечения.

-Социальные интересы:

  • Отсутствие безработицы
  • Гарантия занятости
  • Социальное страхование
  • Обеспечение льгот.

-Трудовые интересы:

  • Условия труда – система оплаты труда, продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда
  • Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии, в результате переговоров работодателей и профсоюзов
  • Гарантия сохранения рабочего места, выполнения трудового законодательства.

– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

  • Достойный труд-залог успешного развития личности, общества и государства
  • Молодежь должна продуманно выбирать свой трудовой путь
  • Знание трудовых прав -защита от неправомерных действий
  • Там, где есть сильная профсоюзная организация, работник защищен

V. Домашнее задание

Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.


Трудовое право

Трудовое право. Раздел ОГЭ: 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Раздел ЕГЭ: 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

Право на труд

Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 год) в статье 23 провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд; каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

Трудовые правоотношения

Трудовые правоотношения возникают между работодателем и наёмным работником и включают в себя следующие признаки:

  • между работником и нанимателем заключается трудовое соглашение (договор);
  • личное выполнение работником за плату трудовой функции;
  • основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка;
  • работодатель должен обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Регулирование трудовых правоотношений между работником и работодателем происходит на основании трудового договора.

Трудовой договор — соглашение между субъектами труда, в котором прописаны права и обязанности каждого. Договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами.

В каждом трудовом договоре должны быть прописаны следующие основные пункты:

  • Ф. И. О. работника;
  • Ф. И. О. работодателя (если работодатель физическое лицо) или наименование юридического лица и Ф.И.О. уполномоченного представителя юридического лица (например, руководителя);
  • место работы;
  • дата начала работы;
  • профессиональные характеристики работника (должность, специальность, квалификация);
  • права и обязанности работника;
  • условия труда;
  • условия оплаты труда;
  • режим труда и отдыха;
  • условия социального страхования.

Дополнительно могут быть прописаны в зависимости от специфики работы: условия испытательного срока; оплата транспорта; предоставление льгот.

Трудовой договор может быть двух видов: срочный (от 1 года до 5 лет); бессрочный.

Порядок приема на работу

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью. Он также обязан подготовить и заключить трудовой договор. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании этого договора. Работника должны ознакомить с приказом о приеме на работу под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

При заключении трудового договора работник предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
  • документ, подтверждающий присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), в том числе в форме электронного документа;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • медицинскую книжку — для работников торговли, образования, медицины, общественного питания.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка (бумажная или в электронном виде) оформляется работодателем. Если работнику не был присвоен СНИЛС, работодатель сам направит в Пенсионный фонд сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Если работник потерял бумажную трудовую книжку, работодатель обязан на основании его письменного заявления (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую.

Порядок расторжения трудового договора

Трудовое право предусматривает прекращение трудовой деятельности:

  1. по инициативе работника (по собственному желанию);
  2. по соглашению сторон;
  3. по инициативе работодателя.

Увольняясь по собственному желанию, работник должен предупредить работодателя о своем намерении не позднее чем за две недели. Если он согласится, расторгнуть трудовой договор можно и до того, как истечет этот срок. Если же работник передумает в течение этих двух недель, то он может в любой момент отозвать свое заявление.

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор, например, в следующих случаях:

  • в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
  • несоответствие работника занимаемой должности;
  • систематическое нарушение работником трудовых обязанностей и дисциплины;
  • появление работника на рабочем месте в нетрезвом виде;
  • совершение работником хищений.

Если работника хотят уволить в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, работодатель должен предупредить об этом работника не позднее чем за два месяца. Уведомление вручается под роспись. При сокращении штата работодатель обязан предложить работнику другую работу (при наличии). Работник может либо согласиться, и тогда его переведут на другую работу, либо отказаться, и тогда его уволят.

Права и обязанности работодателя

Права работодателя:

  • принятие локальных нормативных актов;
  • требование от работников исполнения трудовых норм;
  • поощрение работников за труд;
  • ведение коллективных переговоров;
  • заключение с работниками трудовых договоров, их изменение и расторжение;
  • заключение с работодателем трудового договора, его изменение и расторжение;
  • привлечение работников к ответственности за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей материально и дисциплинарно.

Обязанности работодателя:

  • соблюдение нормативных правовых актов и трудового договора;
  • предоставление работы по договору;
  • своевременная выплата заработной платы;
  • обеспечение безопасности труда;
  • ведение коллективных переговоров.
  • бережное отношение к имуществу работодателя.

Права и обязанности работника

Права работника

  • получение актуальной и достоверной информации о трудовых условиях;
  • повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка;
  • защита своих прав и свобод;
  • возмещение вреда, полученного во время исполнения трудовых обязанностей;
  • предоставление отдыха;
  • создание профессиональных союзов;
  • предоставление безопасного рабочего места;
  • разрешение трудовых споров.

Обязанности работника

  • добросовестное исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных договором;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;
  • своевременное информирование работодателя о чрезвычайных ситуациях;
  • выполнение норм труда.

Рабочее время (в неделю)

  • До 16 лет ⇒ до 24 часов в неделю
  • Для инвалидов I или II группы ⇒ до 35 часов в неделю
  • С 16 до 18 лет ⇒ до 36 часов в неделю
  • Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда ⇒ до 36 часов в неделю
  • С 18 лет ⇒ 40 часов в неделю

Трудовое право несовершеннолетних

Трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 16 лет, или с 14 лет при согласии одного из родителей (опекунов, попечителей).

Глава 42 Трудового кодекса РФ устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, а именно: 1) работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, 2) ежегодный основной оплачиваемый отпуск таким работникам, 3) запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, 4) дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора, 5) нормы выработки и оплата труда несовершеннолетних работников при сокращенной продолжительности ежедневной работы, 6) особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Официальное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет разрешено, когда ребенок проходит обучение не по очной форме, имеет законченное общее образование или если учеба прекращена с учетом законодательных норм. С 14 лет детям в период, не занятый учебными занятиями, разрешен только невредный и несложный труд, не нарушающий учебной деятельности. Граждане младше 14 лет могут работать в некоторых структурах (концертных, цирковых, театральных), но подобная деятельность не должна наносить вред физическому или моральному здоровью ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Дискуссия: Труд - право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних.

способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних

определить качественные характеристики труда с применением норм российского права;

определить основные права несовершеннолетних работников, льготы;

формировать у учащихся понимание трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности;

способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой работы.

Организация начала урока.

Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

а) Зачеркните каждую нечетную букву в предложении и прочитайте пословицу

(Труд человека кормит, а лень портит)

Как вы понимаете значение данной пословицы?

Сегодня на уроке разговор пойдет о труде.

2. Актуализация опорных знаний.

Как вы думаете, зачем человеку необходимо трудиться? (Труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище).

Но трудом принято называть не всякое дело. Труд - это такая деятельность человека, которая требует знаний и умений. Труд различается по содержанию и по сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому его труд называется сложным.

Подбери антонимы к прилагательным, характеризующим труд

Какими из этих антонимов можно охарактеризовать труд продавца, учителя, шахтера, художника, дворника, домашней хозяйки?

3. Объяснение нового материала.

а) Ограничение в применении труда несовершеннолетних.

В наше время все больше подростков задумываются над тем, где и как можно заработать денег. Конечно, хочется почувствовать себя самостоятельным и независимым человеком, реализовать свои способности и таланты. Но, прежде чем приступить к поиску работы, надо иметь представления о требованиях основного закона о трудовой деятельности - Трудового кодекса РФ.

Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.

Лишь в 1882 г. в России было законодательно запрещено нанимать на фабрики и заводы детей младше 12 лет. Рабочий день детей от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя давать детям -работникам начальное образование.

Как вы думаете, с какого возраста сегодня можно устроиться на работу, согласно Трудовому кодексу РФ? (На работу по общему правилу можно устроиться только по достижении 16 лет.)

В виде исключения, для того чтобы подготовить молодых людей к работе, работодатель может принять вас на работу с 14 лет, но только в свободное от учебы время (например, во время летних каникул). При этом ваши родители или лица, их заменяющие, должны дать свое согласие.

Как вы думаете, можете ли вы быть приняты сейчас на работу грузчиком? пожарным? водолазом? шахтером? продавцом алкоголя? сторожем? Почему вы так думаете?

Некоторые работы могут быть особо трудными, опасными, вредными, поэтому закон запрещает применять труд подростков до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на подземных и погрузочно-разгрузочных работах. Кроме того, запрещено принимать подростков на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это касается работ в ночных клубах и кабаре, работ по торговле спиртными напитками и табачными изделиями.

б) Права и обязанности работника.

Если вы все-таки решили устроиться на работу, то знайте, что в своих правах и обязанностях вы приравниваетесь ко взрослым работникам.

Право – это условия для учебы, работы, жизни, которое государство дает человеку.

Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

Разделитесь на 2 группы. Первая группа подумает и запишет права работника, а вторая - обязанности.

Работник имеет право

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

на равное вознаграждение за равный труд не ниже установленного законом минимального размера

на отдых (оплачиваемые ежегодные отпуска)

на социальное обеспечение по возрасту и утрате трудоспособности

на судебную защиту своих прав

Добросовестно выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда

Бережно относиться к имуществу предприятия, организации

Выполнять установленные нормы труда

Работать честно и добровольно

- А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.

Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.

- Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает (П).

- Дети учатся в школе(О).

- Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. Помощь(П).

- Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу(П).

- Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги(О).

- Родители воспитывают своих детей(О).

в) Условия труда несовершеннолетних.

Что такое рабочее время? (Время, в течение которого работник должен исполнять свои трудовые обязанности)

Нормальная продолжительность рабочего времени для совершеннолетних работников составляет 40 часов в неделю, а для несовершеннолетних она сокращена:

на 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет:

на 4 часа в неделю - для работников от 16 до 18 лет.

Кроме сокращения продолжительности рабочего времени трудовое законодательство запрещает направлять работников моложе 18 лет в служебные командировки, к работам в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра), в выходные и праздничные дни.

Что такое время отдыха? (Время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей)

Какие виды времени отдыха вы знаете? (отпуск, выходные и праздничные дни, перерыв для отдыха и питания в течение рабочего дня).

Ежегодный основной отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.

4. Первичное закрепление изученного материала

а) Работа с сигнальными карточками

Если вы согласны с утверждением, то поднимите зеленый кружок ,если не согласны – красный.

В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ (нет)

Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ (да)

Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ (нет)

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ (да)

Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ (нет)

Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ (нет)

б) Решение задач-ситуаций.

1. 17-летние подруги после окончания средней школы, желая трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о следующих вакансиях:

рабочий на коксогазовый завод;

крупье в казино;

продавец табачной продукции

Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ аргументируйте. (Девушки могут претендовать только на вакансии озеленителя и курьера. Рабочим на коксогазовый завод, продавцом табачной продукции и крупье в казино их не имеют право принять на работу. Несовершеннолетние не могут быть заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.)

2. После прохождения производственного обучения Петрову (16 лет) и Васильеву (17 лет) был присвоен 3-й разряд и по приказу директора кондитерской фабрики они были направлены на работу в карамельный цех. По распоряжению начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы 8 часов.

Вопрос: Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании, каких норм трудового права? (Нет незаконно. На основании ст. 92 ТК РФ для работников от 16 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя.)

в) А теперь попробуем применить теоретические знания на практике.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности

Читайте также: