Опорный конспект виды предложений

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал может использоваться как опорный конспект для повторения и систематизации знаний по теме "Предложение" в 5 классе, а также как памятка для актуализации сведений по этой теме в дальнейшем. В разработку включены образцы характеристик простого и сложного предложений, которые ребята смогут использовать при выполнении домашних заданий.

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Другие методич. материалы
Класс: 5 класс
Автор: Алексеева Наталья Станиславовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 68.50 Kb

Алексеева Наталья Станиславовна, школа №26

Все слова в предложении связаны грамматически.

Главные члены составляют его грамматическую основу.

По цели высказывания

Тигренок греется на солнышке.

Тигренок греется на солнышке?

(побуждение кого-либо к действию, приказ, просьба)

Тигренок, грейся на солнышке!

(выражаются сильные чувства: радость, восторг, страх и др.)

Какое чудесное утро!

Выпал первый пушистый снег.

Выпал первый пушистый снег,

и все деревья оделись в белые шубки.

Анализируя простое предложение, отмечаем следующие характеристики:

Наличие главных членов в грамматической основе

(грамматическая основа представлена подлежащим и сказуемым)

Наступил тихий вечер.

(грамматическая основа представлена подлежащим или сказуемым)

Наличие второстепенных членов

(имеют второстепенные члены)

Золотым дождем спустилась на землю осень.

(состоят только из главных членов)

Характеристика простого предложения

Озорной, резвый котенок греет на солнышке свое золотистое брюшко. (Повеств., невосклицат., прост., двусост., распростр., осложнено однородн. определениями)

Характеристика сложного предложения

Вечереет, и весь мир накрывается мягким лунным покрывалом. (Повеств., невосклиц., сложное, состоит из двух простых:

прост., односост., нераспр., ничем не осложнено;

прост., двусост., распр., ничем не осложнено)

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока в 9 классе " Виды сложноподчинёных предложений". На уроке учащиеся научатся отличать СПП от других видов сложных предложений,определять место придаточной части в составе СПП, вид придаточного предложения

ВложениеРазмер
vidy_slozhnopodchinyonnyh_predlozheniy.docx 409.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды сложноподчинённых предложений.

организовать учебную деятельность учащихся по освоению определения видов сложноподчинённых предложений и по освоению первичных умений определять вид сложноподчинённых предложений.

1) закрепить умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов сложных предложений;

2)проверить умения определять место придаточной части в составе сложноподчиненного предложения;

3)способствовать формированию интереса к чтению;

4) организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом;

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация .

Тип урока: освоение новых знаний.

1. Какие предложения называются сложными?

( Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или более грамматических основ (простых предложений).

2. Назовите способы связи простых предложений в составе сложного (интонация и союзы.)

3.На какие типы в зависимости от способа связи делятся сложные предложения? (союзные и бессоюзные)

4. На какие типы делятся союзные сложные предложения?

(сложносочиненные и сложноподчиненные).

5. Какие предложения называются сложносочиненными?

( Это такие сложные предложения, в которых простые предложения связаны между собой сочинительными союзами

6.Какие группы сочинительных союзов вы знаете? (соединительные – и, да (и), ни – ни, тоже, также ; разделительные – или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли; противительные – а, но, да(но),однако, же, зато.

Переход к изучению новой темы. Расположите предложения в необходимой последовательности, чтобы получился текст.

1. Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи.

2 .Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.

3 .Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом.

Подчеркните главные члены предложения. Укажите виды предложений (простое, ССП, БСП, СПП).

Когда семья несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями.(СПП) Очень скоро любимая книга превращается в друга семьи. (Простое) Попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и вы не пожалеете об этом. (ССП

У. Попробуйте назвать вид сложноподчиненного предложения.

Д. Не можем назвать: не знаем.

Определение причин затруднения.

У. Каких знаний вам не хватает?

У . Чем же будем заниматься на уроке?

Д . Будем узнавать, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.

Определение плана выхода из затруднения.

У . Какими будут цели нашего урока?

Д. узнать виды придаточных предложений и их отличительные признаки;

У . Где вам это пригодится?

Объяснение нового материала

Сложноподчиненными называются такие сложные предложения, в которых простые предложения связываются между собой подчинительным союзами или союзными словами. В сложноподчиненном предложении есть главная часть и одна или несколько зависимых (придаточных).Рассмотрим таблицу.

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения:

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении, по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

У каждого ученика на парте распечатан алгоритм.

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным:

Синтаксическая модель сложноподчиненного предложения с придаточным обстоятельственным:

Тренировочные упражнения. Определите виды придаточных предложений, пользуясь алгоритмом

1.Знаю я, что не цветут там чащи.

2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.

3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.

4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .

5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

6.Книга – это многовековой опыт, который делает бессмертным род людской на земле.

Продолжите предложения, добавив в них придаточные. Определите вид придаточных

Я убежден… Могу с уверенностью сказать… Мне кажется…

Переделайте предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными.

1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством.

3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне.

1)Книги есть отчет о пути, пройденном человечеством. (Книги есть отчет о пути, который прошло человечество).

3)Без книги человек был бы путником, затерявшимся в ночной пустыне.

(Без книги человек был бы путником, который затерялся в ночной пустыне ).

Знания и умения, которыми вы сегодня должны были овладеть :

  1. знать структурные особенности сложноподчиненных предложений;
  2. различать виды придаточных предложений, используя алгоритм определения вида придаточного предложения;
  3. уметь правильно ставить знаки препинания.

У . -Какие знания вы освоили на уроке?

- Мы познакомились с видами придаточных предложений.

У . -Какие умения вы освоили?

- Мы учились действовать по алгоритму определения вида придаточного предложения.

У. - Можно ли сказать, что ваше умение крепкое, что вы справитесь с подобными заданиями в любой ситуации?

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

односоставные предложения

Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.
1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.
2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем. Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

алгоритм определения предложения

Глагольные односоставные предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3-го лица единственного числа: 3-е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо. Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

определить тип односоставного

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься .

Обобщённое значение может иметь и форма 3-го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят .

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай .

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений.

развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры.

воспитательная: формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование: 1. Учебник

4. Презентация по теме

Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология блочного изучения материала на основе опорного конспекта, структурированного по методике В.Ф.Шаталова.

Терминология: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая (предикативная) основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

Содержание этапа

Решение проблемного вопроса. Анализ предложений

Изучение нового материала

Работа с учебником

Составление опорного конспекта

Диагностическая самостоятельная работа.

Как определить вид односоставного предложения? Для чего нужно знать виды односоставного предложения?

Оценивание работы учащихся.

Способы деятельности по выполнению задания, индивидуально

Организационный момент.

Решение проблемного вопроса.

Объяснить, почему в предложениях перед союзом и необходима запятая.

Осень, и воздух становится свежим. Наступит утро, и наше настроение изменится.

От решения проблемы переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться распознавать в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Сколько в этой строфе предложений?

Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Чем отличается грамматическое строение предикативной основы?

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

Изучение нового материала.

Работа с учебником и беседа по прочитанному материалу:

В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?

В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо распознавание односоставных предложений?

Вывод: уметь распознавать односоставное предложение важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений, строить собственное высказывание своё высказывание на основе разных синтаксических конструкций.

Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.

С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:


Н айди главный член предложения






подлежащее сказуемое

Прочитайте в учебнике названия видов односоставных предложений

Тип односоставного предложения определяется формой выражения главного члена – подлежащего или сказуемого. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.

В опорном конспекте появляется запись (алгоритм действий):

Найди главный член предложения





назывное Определи, чем выражено сказуемое





глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.


? ? ? ? ? ?

☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола

я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.

Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:

Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:

Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?

Кратким страдательным причастием в среднем роде?

Глаголом в 1 лице будущего времени?

Неопределенной формой глагола?

Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?

Безличным глаголом 3 лица будущего времени?

Личным глаголом в безличном значении?

Глаголом в повелительном наклонении?

Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?

Если в предложении только подлежащее?

Запись образцов рассуждения.

Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:

Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.

Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.

Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.

Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.

Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

В газетах бранят его очень.

На этот вопрос нельзя ответить сразу.

Дождя уже не было слышно.

Ему стало стыдно за человечество.

Чуть брезжило.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)

Серое осеннее утро. Вот и станция.

О причинах не спрашивайте.

Заговорили насмерть

Было холодно и сыро.

Чуть брезжило.

Диагностическая самостоятельная работа.

Задание. Определить тип односоставного предложения.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочное бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Утро. Тишина.

5. В доме тепло и сухо.

6. Не бывать несчастьям.

7. Открой окно.

8. Нет лампады

1. Поражаюсь погоде, Миша!

2. Пишут о выборах.

3. Вчера матери нездоровилось.

4. Москва. Кремль.

5. Нам очень хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не торопись.

8. У меня планшета нет.

Подведение итогов.

Выявление уровня усвоения материала.

Оценивание самостоятельной работы учащихся, корректировка неправильного определения вида односоставного предложения.

Домашнее задание.

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект – это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

опорный конспект

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

составление опорного конспекта

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления – рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать общепринятые сокращения и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные – в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

подготовка опорных конспектов

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

виды опорных конспектов

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

использование опорного конспекта

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и семинарским занятиям, контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Читайте также: