Конспект урока черчения сечения

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели и задачи урока:

Обучающие: познакомить с понятием сечение, его видами, изображением и обозначением на чертежах;

Развивающие: развивать пространственное представление и пространственное мышление учащихся;

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность и чёткость при выполнении чертежей.

Тип урока: изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Проверка готовности к уроку.

- Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был рисунок № 1.

- Посмотрите на него – что там изображено. Все взрослые подумали, что это была шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретней и нарисовал рисунок № 2. Он был уверен, что теперь-то все его поймут , так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи но и изнутри.

Сечение – это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью. На сечение показывают только то, что находится в секущей плоскости.

По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Вынесенные располагают вне контура изображения детали на любом свободном месте поля чертежа, наложенные – непосредственно на видах детали.

Вынесенные сечения предпочтительней, так как они не загромождают чертёж лишними линиями.

Контур вынесенного сечения – основная сплошная толстая линия, контур наложенного сечения – сплошная тонкая линия.

Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, её обозначают.

Если сечение вынесенное, то, как правило, проводят разомкнутую линию. Стрелками указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита.

Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу.

Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения, то стрелок и букв не наносят.

Наложенное сечение обычно не обозначают. Только в том случае, когда оно представляет собой несимметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят.

Если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической, конической, сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на сечении показывают полностью.

Некоторые размеры элементов детали удобней наносить на сечении.

Закрепление нового материала.

Коллективная работа (устно). На партах перед учащимися лежит тест. В нём необходимо найти правильно сечение из предложенных вариантов к изображению детали.

Индивидуальная работа в тетрадях. На карточках представлено задание № 2. Необходимо перечертить изображение, размеры определить по клеткам и дополнить сечениями. Карточки задания представлены шестью вариантами.

Прочитать в учебнике параграф № 21, 22.

Выполнить в тетради задание № 1 (на карточке).

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение, М:Астрель-АСТ, 2009 год

Титов С.В., Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях, Волгоград: Учитель, 2007 год

Василенко Е.А., Карточки-задания по черчению для 8 класса, М: Просвещение, 1990 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сечение. обозначение сечения на чертежах.Выполнение опросы предыдуших тем.

Прежде чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить основные сведения из проекционного черчения.

Сколько видов на чертеже может иметь предмет?

Перечислите эти виды.

С выбора, какого вида начинают построение чертежа?

Какой линией выполняется обводка видимых контуров детали?

А невидимых?

Перечислите плоскости проекций.

Какие на них выполняют виды?

Мы с вами вспомнили, что форма с помощью видов форма некоторых деталей не выявляется с достаточной полнотой и удобочитаемостью. По этим видам нельзя, например, установить поперечную форму детали и форму мелких элементов ступенчатого вала, т.к. на главном виде не определяется форма всех частей вала, а вид слева будет пересечен множеством линий, малопонятным и не разъяснит форму каждой части детали.

Чтобы показать поперечную форму детали, используют изображение, называемое сечением.

Для получения сечения деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить ее форму.

Сечением называется изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его плоскостью или несколькими плоскостями.

На сечении показывается только то, что рассекается, т.е. попадает в секущую плоскость.

Построение сечений.

Ступенчатый вал мысленно рассекают секущими плоскостями перпендикулярно оси вала. Каждая плоскость проходит в интересующем нас месте и показывает поперечную форму детали в этом месте. Проходя по мелким элементам, показывает их форму и размеры. Спроецировав на плоскость полученное изображение, получают сечение. Их выделяют штриховкой под 45* в любую сторону либо 30 * для несовпадения с другими линиями контура детали. Заштриховывают только рассеченный материал.

Задание. Каждой команде в тетради выполнить виды сечений предложенных деталей.

Виды сечений.

Сечения бывают вынесенные и наложенные. Вынесенные выполняют вне контура изображения на чертеже, а наложенные расположены на самом виде.

Вынесенные сечения более предпочтительны, т. к. не загромождают вид и удобны для нанесения размеров. Контур вынесенного сечения обводится основной сплошной линией, а наложенного – сплошной тонкой. Наложенное сечение располагают в том месте, где проходила секущая плоскость и на том виде, к которому оно относится, т.е накладывается на изображение.

Вынесенное сечение может располагаться:

- на продолжении линии сечения;

- на месте одного из видов;

- в разрыве между частями одного из видов.

Обозначение сечений.

Положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией или тонкой штрихпунктирной, если на ее продолжении выполняют симметричное сечение. На разомкнутой линии перпендикулярно ей ставят стрелки, указывающие направление взгляда. На стрелках проставляют одну и ту же букву русского алфавита. А над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве, то линию сечения не проводят. Для наложенного сечения линию сечения показывают стрелками, но буквами не обозначают.

Правила построения сечений.

На чертеже одной детали может быть сколько угодно различных сечений, сколько нужно для выявления ее формы. Сечения выполняют в том же масштабе, что и сам вид, к которому оно относится. На сечениях наносят необходимые размеры. Сечение должно по построению соответствовать направлению, указанному стрелками.

Упражнение 1.групповое

Выбрать правильное сечение детали. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 2.групповое

Подобрать к каждой секущей плоскости ее сечение. Отметить ответ в карточке.

Упражнение 3. групповое

По карточкам установить форму детали в секущей плоскости и собрать из конструктора эти сечения.

Графическое задание. индивидуальное

По деталям с указанными секущими плоскостями построить сечение в тетради, используя алгоритм построения сечений.

Алгоритм построения сечений:

а) проведение центровых линий фигуры сечения;
б) построение общего очертания фигуры сечения;
в) уточнение фигуры сечения;
г) штриховка фигуры сечения.

д) обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.

Вопросы к чтению чертежа с сечениями.

Сколько видов детали показано на чертеже?

Сколько показано сечений?

Рассматривая сечения и главный вид определите форму каждой ступени

По сечениям установить наличие и форму мелких элементов.

Закрепление нового материала по тестам.

А. Сечения бывают:

1. простые

2. профильные

4. начерченные

5. сложные

Б. На сечении показывают

1. то, что лежит за секущей плоскостью

2.то, что лежит перед секущей плоскостью

3. то, что попадает в секущую плоскость

4.то, что попадает в секущую плоскость и лежит за ней.

5. вид спереди.

В.Сечения на чертеже обозначают:

1. буквами русского алфавита

2. цифрами

3. буквами латинского алфавита

Г. Сечения служат для

1. усложнения чертежа

2. заполнения свободного места на чертеже

3. выявления поперечной формы предмета

Д.Секущая плоскость на чертеже показывается

1. штриховой линией

2. разомкнутой линией

3. основной сплошной линией.

В конце урока подведем итоги. Каждая команда проставляет каждому ее члену баллы за участие в работе в оценочном листе команды. Преподаватель проставляет туда же баллы за графическую работу студентов и называет оценки за урок. Студенты заполняют лист рефлексии и озвучивают ее.

– Ребята, перед изучением одного из самых известных разделов черчения давайте вспомним сказку “Маленький принц”. Ее написал незадолго до своей гибели (он не вернулся с боевого задания) отважный летчик и замечательный французский писатель ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944). Он написал эту сказку для детей, и для взрослых.
– Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Это был рисунок № 1 .
– Посмотрите на него – что там изображено. Все взрослые подумали, что это была шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретней и нарисовал рисунок № 2. Он был уверен, что теперь-то все его поймут , так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи но и изнутри.
– Как же это удалось шестилетнему художнику – будущему знаменитому писателю и летчику? Я уверена, что каждый из вас ответит примерно так: “Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри”. Правильно!
– Мы начинаем изучать раздел “Сечения и разрезы”. И сегодня на уроке мы познакомимся с сечениями, их видами, правилами изображения и обозначения на чертежах.

Сечение – это изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью. На сечение показывают только то, что находится в секущей плоскости.

– Ребята, посмотрите на плакат “Найди изображение и соответствующее ему сечение” . На нем вы видите разные изображения, в том числе и те, которые нам встречаются в жизни. Подберите этим изображения соответствующие сечения, но будьте внимательны, так как изображений пять, а сечений восемь. Причем сечения могут подходить к нескольким изображениям.

По расположению на чертеже сечения разделяются на вынесенные и наложенные. Вынесенные располагают вне контура изображения детали на любом свободном месте поля чертежа, наложенные – непосредственно на видах детали.

Вынесенные сечения предпочтительней, так как они не загромождают чертеж лишними линиями.

Контур вынесенного сечения – основная сплошная толстая линия, контур наложенного сечения – сплошная тонкая линия.

Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают.

Если сечение вынесенное, то, как правило, проводят разомкнутую линию. Стрелками указывают направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита.

Над сечением пишут те же буквы через тире с тонкой чертой внизу.

Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения, то стрелок и букв не наносят.

Наложенное сечение обычно не обозначают. Только в том случае, когда оно представляет собой несимметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят.

Если секущая плоскость проходит через ось поверхности вращения (цилиндрической, конической, сферической), ограничивающей отверстие или углубление, то их контур на сечении показывают полностью.

Некоторые размеры элементов детали удобней наносить на сечении.

4. Закрепление нового материала.

2) Коллективная работа (устно). На партах перед учащимися лежит тест. В нем необходимо найти правильно сечение из предложенных вариантов к изображению детали.

3) Индивидуальная работа в тетрадях. На карточках представлено задание № 2. Необходимо перечертить изображение, размеры определить по клеткам и дополнить сечениями. Карточки задания представлены шестью вариантами.


Материал знакомит учащихся с сечением как изображением, даёт четкое представление о классификации сечений, о необходимости применения таких графических построений.

Описание разработки

Цели урока:

обучающая – Ознакомить учащихся с сечением как изображением, дать четкое представление о классификации сечений, о необходимости применения таких графических построений. Научить учащихся определять места применения необходимых сечений, построению, обозначению сечений на чертежах.

развивающая - Развитие логического мышления, пространственных представлений учащихся. Содействовать формированию у обучающихся интереса к изучаемой теме.

воспитывающая - воспитать культуру учебного труда, самостоятельность, ответственность, внимание;

Тип урока: изучение нового материала

Понятия, которые учащиеся должны усвоить: сечение, секущая плоскость, наложенные сечения, вынесенные сечения, обозначение сечений;

Оборудование: для учителя — презентация "Сечения", медиапроектор, демонстрационная динамическая модель образования сечения, чертежные инструменты, карточки-задания для групповой работы, карточки –задания для индивидуальной работы

для учащихся — рабочая тетрадь, учебник и чертежные инструменты.

Ход урока:

Организационная часть урока:

настрой учащихся на работу, организация внимания;

проверка готовности к уроку (рабочее место, учебные принадлежности, внешний вид);

2. Повторение изученного материала

Вопросы фронтального опроса:

Сколько видов известно в черчении?

Какие из них называют основными.

Как располагаются виды на чертежах?

Сколько видов нужно использовать на чертежах?

Дайте определение понятию “дополнительный вид”.

Как называется изображение узкоограниченного места поверхности детали?

В чем состоит особенность главного вида (вида спереди)?

На какой плоскости проекций выполняется вид спереди?

На какой плоскости проекций выполняется вид сверху?

На какой плоскости проекций выполняется вид слева?

Задания для практического выполнения: приложение1, приложение 2

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

Однажды при археологических раскопках было найдено древнейшее оружие человека — копье. Художнику экспедиции, в обязанности которого входило изображение всех найденных объектов, предстояло дать такие изображения копья, по которым бы четко воспринимались его форма и конструкция.

Художник сделал рисунок

Давайте и мы с вами попробуем решить эту задачу. Подумайте, с помощью, каких изображений можно уточнить форму копья?

Представив перед учащимися проблему, учитель тем самым побуждает школьников сосредоточится на её решении, призвав на помощь приобретенные знания, воображение, фантазию. В поисках наиболее оптимального решения задачи учитель анализирует каждое предложение школьников, затем на доске дает её графическое решение.

чередование беседы и рассказа;

Изучение нового материала:

1. Сечения, их назначение, применение.

2. Образование сечений.

3. Изображение сечений.

4. Обозначение вынесенных сечений.

2. Перед вами примеры использования изображений, раскрывающих внутреннее строение. Обратим внимание на то, что здесь изображены внутреннее строение и подробности форм самых различных объектов, применяемых в биологии, медицине, дизайне инструмента. Подумайте и приведите аналогичные примеры применения сечений. ( ответы учащихся). В черчении мы будем применять сечения для изображения внутреннего контура технических деталей.

3. Рассмотрим чертеж детали. Обратите внимание на главный вид. Дает ли он полное представление о форме изображенного предмета? Учитывая условности мы можем проанализировать данную деталь и сделать вывод о том, что она состоит из двух усеченных конусов и двух цилиндров различного диаметра. Но мы ничего не скажем о ширине данного выступа. (Могут ответить, что нужен вид слева).Предложенный вами вид (показать вид) не окажет существенной помощи в понимании формы. Поскольку на чертеже появляются многочисленные линии, которые затрудняют уяснение формы предмета.

Для этой цели мы должны рассечь деталь в необходимом месте секущей плоскостью и получить фигуру, которая называется сечением (показать сечение). Посмотрите, по данной фигуре мы сразу можем определить форму выступа. Значит, мы выяснили необходимость применения сечения, которые способствуют выявлению формы предмета.

Давайте попробуем сформулировать определение сечения. Сечение- это изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Запишем данное определение в тетрадь.

А сейчас попробуем сформулировать этапы в образовании сечений.

Анализ геометрической формы детали.

Выбор места введения секущих плоскостей.

Мысленное представление сечений и анализ их графического состава.

Построение фигур сечений:

проведение центровых линий фигуры сечения;

построение общего очертания фигуры сечения;

уточнение фигуры сечения, то есть построение изображения конструктивного элемента, попавшего в секущую плоскость;

штриховка фигуры сечения.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

открытого урока черчения по теме

Разработан учителем высшей категории Ануфриевой Е.Ю.

Цели урока:

обучающая – Ознакомить учащихся с сечением как изображением, дать четкое представление о классификации сечений, о необходимости применения таких графических построений. Научить учащихся определять места применения необходимых сечений, построению, обозначению сечений на чертежах.

развивающая - Развитие логического мышления, пространственных представлений учащихся. Содействовать формированию у обучающихся интереса к изучаемой теме.

воспитывающая - воспитать культуру учебного труда, самостоятельность, ответственность, внимание;

Тип урока: изучение нового материала

Понятия, которые учащиеся должны усвоить: сечение, секущая плоскость, наложенные сечения, вынесенные сечения, обозначение сечений;

Оборудование: для учителя — презентация "Сечения", медиапроектор, демонстрационная динамическая модель образования сечения, чертежные инструменты, карточки-задания для групповой работы, карточки –задания для индивидуальной работы

для учащихся — рабочая тетрадь, учебник и чертежные инструменты.

План урока:

Организационная часть урока ( 3 мин.)

Повторение изученного материала (5 мин.)

Актуализация нового материала.

Закрепление полученных знаний (10 мин);

Подведение итогов (4 мин)

Разбор и запись домашнего задания (4 мин).

Ход урока:

Организационная часть урока:

взаимное приветствие;

определение отсутствующих;

настрой учащихся на работу, организация внимания;

проверка готовности к уроку (рабочее место, учебные принадлежности, внешний вид);

2. Повторение изученного материала

Вопросы фронтального опроса:

Сколько видов известно в черчении?

Какие из них называют основными.

Как располагаются виды на чертежах?

Сколько видов нужно использовать на чертежах?

Дайте определение понятию “дополнительный вид”.

Как называется изображение узкоограниченного места поверхности

В чем состоит особенность главного вида (вида спереди)?

На какой плоскости проекций выполняется вид спереди?

На какой плоскости проекций выполняется вид сверху?

На какой плоскости проекций выполняется вид слева?

Задания для практического выполнения: приложение1, приложение 2

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы

проблемный вопрос.

Однажды при археологических раскопках было найдено древнейшее оружие человека — копье. Художнику экспедиции, в обязанности которого входило изображение всех найденных объектов, предстояло дать такие изображения копья, по которым бы четко воспринимались его форма и конструкция.



Художник сделал рисунок

Давайте и мы с вами попробуем решить эту задачу. Подумайте, с помощью, каких изображений можно уточнить форму копья?

Представив перед учащимися проблему, учитель тем самым побуждает школьников сосредоточится на её решении, призвав на помощь приобретенные знания, воображение, фантазию. В поисках наиболее оптимального решения задачи учитель анализирует каждое предложение школьников, затем на доске дает её графическое решение.



чередование беседы и рассказа; • применение ИКТ.

Изучение нового материала:

1.Сечения, их назначение, применение.

2. Образование сечений.

3.Изображение сечений.

4.Обозначение вынесенных сечений.

2.Перед вами примеры использования изображений, раскрывающих внутреннее строение. Обратим внимание на то, что здесь изображены внутреннее строение и подробности форм самых различных объектов, применяемых в биологии, медицине, дизайне инструмента. Подумайте и приведите аналогичные примеры применения сечений. ( ответы учащихся). В черчении мы будем применять сечения для изображения внутреннего контура технических деталей.

3. Рассмотрим чертеж детали. Обратите внимание на главный вид. Дает ли он полное представление о форме изображенного предмета? Учитывая условности мы можем проанализировать данную деталь и сделать вывод о том, что она состоит из двух усеченных конусов и двух цилиндров различного диаметра. Но мы ничего не скажем о ширине данного выступа. (Могут ответить, что нужен вид слева).Предложенный вами вид (показать вид) не окажет существенной помощи в понимании формы. Поскольку на чертеже появляются многочисленные линии, которые затрудняют уяснение формы предмета.

Для этой цели мы должны рассечь деталь в необходимом месте секущей плоскостью и получить фигуру, которая называется сечением (показать сечение). Посмотрите, по данной фигуре мы сразу можем определить форму выступа. Значит, мы выяснили необходимость применения сечения, которые способствуют выявлению формы предмета.

Давайте попробуем сформулировать определение сечения. Сечение- это изображение фигуры, полученное при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью. Запишем данное определение в тетрадь.

А сейчас попробуем сформулировать этапы в образовании сечений.

Алгоритм построения:

Анализ геометрической формы детали.

Выбор места введения секущих плоскостей.

Мысленное представление сечений и анализ их графического состава.

Построение фигур сечений:

проведение центровых линий фигуры сечения;

построение общего очертания фигуры сечения;

уточнение фигуры сечения, то есть построение изображения конструктивного элемента, попавшего в секущую плоскость;

Читайте также: