Графический конспект по литературе

Обновлено: 04.07.2024

  1. Этап побуждения.
  • (На доске записаны слова: ПОВЕСТЬ КОМПОЗИЦИЯ

СЮЖЕТ ТЕМА ИДЕЯ

- Предположите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что обсуждать? Какова, по-вашему, цель урока?

- Хотите узнать, о чем говориться в этом произведении?

- Почему богатый не дал бедному хомут?

- Какие ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки?

- Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

2) Чтение до второй остановки.

- Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие возникли вопросы? Что взволновало? Предположите, как решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одному от группы).

3) Чтение до третьей остановки.

- Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие).

- Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, какие приговоры получит бедный за эти преступления? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать судья?

4) Чтение до четвертой остановки.

-Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?

- Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. (Спикер озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то учитель записывает его на доске).

5) Чтение до конца.

-Что можно сказать о суде Шемяке? Почему из всех действующих лиц только у судьи есть имя?

– Чем являются приговоры, с точки зрения композиции, для трех эпизодов первой части?

6) Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске (обсуждение в группах и ответ спикера).

-Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе)

-Каковы особенности сюжета и композиции?

(Повесть состоит из двух частей. Первая состоит из трех эпизодов, каждый из которых имеет свою композицию, вторая – рассказ о суде Шемяки, который включает приговоры и историю о камне, завязанном в платок).

Р – РОЛЬ Я, Шемяка, бедный, поп, богатый

А – АУДИТОРИЯ Шемяка, бедный, поп, богатый

Ф – ФОРМА письмо

Т – ТЕМА размышления после прочитанного

  • Написание эссе.
  • Авторский стул.
  1. Этап информации о домашнем задании.
  • Комментирование оценок (можно и в ходе урока).
  • Д/З: выявить авторскую позицию и оформить ответ письменно.

Предварительный просмотр:

–Какие книги вы прочитали за лето?

-Какие из них заинтересовали вас? Почему?

-Как знания ,умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

2.Изучение нового материала.

- Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

1.Учитель об основной задаче курса и его программе .

Основная задача курса литературы 9 класса –познакомить вас с богатством русской литературы, с многообразием ее форм. Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради: Основные разделы курса литературы 9 класса:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
  4. Литература XX века.

-Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?

-Что нового в содержании учебника?

-По какому принципу расположен учебный материал?(хронология)

-Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

-Какого чтения потребуют изучаемые произведения?

Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание М.Горького?(Подвести учащихся к итогу , что главное назначение литературы –воспитывать духовность в человеке и развивать его лучшие качества).

- Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль литературы в духовной жизни человека. . Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

1 Древнерусская литература .

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

3 Литература 19 века.

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

4 Литература XX века

XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

4. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль.

5 Рефлексия: - какова роль литературы в духовной жизни человека?

_ почему литературу называют учебником жизни?

После теоретического обоснования и практического анализа метода графического конспектирования, который Таина Александровна использовала на протяжении нескольких лет, я хочу выразить свое мнение с точки зрения ученика, освоившего этот метод.

Как это было?

Итак, после 5-7 минутной атаки на моё ассоциативное мышление оно выдало ряд изображений:


В то же самое время мой сосед нарисовал человека с бабочками в руках и рядом банку (или мешок?).


А дальше?

За произвольным набором словосочетаний практически сразу пошли биологические тексты по текущим темам. Всего несколько абзацев, повествующих о некотором биологическом процессе. Теперь уже по своему рисунку нужно было рассказать об этом процессе. Каждый этап этого процесса мог изображаться любыми графическими изображениями.

Лично я для указания последовательности этапов процесса использовал стрелки это позволяло мне экономнее расходовать лист бумаги: в свободные местах я размещал дополнительную информацию. Другие же просто определили для себя строгий порядок: в своих графических конспектах они изображали этапы строго слева направо или сверху вниз и таким образом обходились без лишних стрелок.

Здесь следует упомянуть о том, что графический конспект должен уместиться на один тетрадный лист. Смотрите, одни преимущества.

  • Лаконичность. Это заставляет выбрать из текста самое основное если параграф достаточно большой.
  • В таком неразрывном виде он запоминается гораздо лучше, как единый рисунок (образ).
  • Не приходится листать тетрадь если требуется прочитать графический конспект нелинейно, например, при опросе когда задаются конкретные вопросы и надо найти ответ на своем изображении.

Разумеется, можно использовать два графических конспекта на одном листе, если параграфы небольшие. Главное чтобы любой отдельный конспект не переходил на другой лист.

Однако вернемся к заданиям. Теперь вместо нескольких словосочетаний у нас имеются части параграфов. Мы составляли графические конспекты этих абзацев, но по-прежнему не получали за это отметку. От нас требовалось просто прочитать то, что мы изображали в своих конспектах. Это могло быть заданием на уроке или домашним заданием.

При наличии такой базы собственных обозначений графический конспект начинает составляться лишь немного медленнее чем простое (зачастую бездумное) переписывание целых абзацев в тетрадь.

В отличии от предыдущих заданий, за созданный блок всегда выставлялась отметка. Это было настоящее домашнее задание и задание это не из легких. В самом общем случае процесс создания блока можно описать следующим образом.

В действительности же работает следующее правило: вы не сможете составить графический конспект, не разобравшись в сути параграфа, а разобравшись — справитесь с этим автоматически. Разобраться же в сути параграфа помогает неоднократное его чтение, а точнее перечитывания его отдельных частей для установления связи между ними. Для составления блока в общей сложности мне приходилось перечитывать параграф раз 5-6 точно.

К чему такие старания?

Дело в том, что как и любая другая домашняя работа, блок будет проверяться. Обычно за блок выставляется две оценки: за создание и его устную защиту. При защите блока, на уроке придется по нему рассказать суть параграфа. В результате ставка удваивается: за хороший блок можно получить высокую оценку, и еще одну за устный ответ по нему. И наоборот, плохой графический конспект — вероятнее всего и ответ будет неполным и неуверенным.

Здесь я хочу сделать, наверное, самое главное замечание: при устном ответе можно невозбранно заглядывать в свой собственный графический конспект. Соблюдение этого правила учителем становится мощным стимулом для ученика при создании графического конспекта. По сути дома я готовлю шпаргалку для устного ответа на уроке, в которую можно постоянно смотреть. Однако учащемуся при ответе действительно это будет требоваться всего пару раз. Потому что собственный графический конспект очень хорошо запоминается, ведь это одно из его принципиальных отличий от письменного конспекта.

В правильном графическом конспекте не написан текст, который остается только озвучить на уроке. Свой ответ еще нужно построить опираясь на созданный блок. После такого тщательного изучения материала, имея перед собой его графическое представление, это не составит труда.

В результате разобравшись в теме я уже не читаю, я рассказываю. Причем рассказываю своими словами, используя свои образы, которые применялись при создании графического конспекта. Оперируя своими образами, ассоциациями, мне не составляет труда сделать аналогию и, таким образом, привести пример, которого не было в тексте учебника.

Нельзя не отметить такую важную особенность графического конспекта, как нелинейность. Так как блок не содержит текста в чистом виде, а лишь отражает взаимосвязь ключевых понятий, их суть и определение, это дает возможность его автору с легкостью начать пересказ с любого его места; и, используя наглядные связи между понятиями, переходить к их описанию. Эффект от этого свойства графического конспекта ощущается в наибольшей степени при опросе, когда учитель задает вопрос и вы уже через секунду видите ответ на него в своем блоке и готовы к ответу. В общем, вся картина у вас всегда перед глазами.

Имея перед собой такую опору в виде графического конспекта, я потерял страх перед устным ответом!

Это в школе, а что потом?

После школы я учился в колледже, а затем в вузе. В чистом виде графические конспекты мне удалось применить лишь на первом курсе колледжа в курсе психологии. Нам предлагалось изучить некоторые темы самостоятельно, с последующим выступлением на семинаре. Вот, что у меня получилось (на альбомном листе А4).


Поэтому в этих графических конспектах приведено множество формулировок, которые требуется запомнить и произнести на семинаре практически дословно. Так и формируется профессиональный язык.


Не смотря ни на что этот блок обладает всеми преимуществами графического конспекта: наглядно показывает связи между ключевыми понятиями, хорошо запоминается, дает возможность очень просто начать ответ с любого места.


Из своего опыта я сделал вывод, что получая специальное образование применять в чистом виде методику графического конспектирования можно лишь на непрофильных предметах (как для меня это была психология).


К размышлению

В начале статьи я достаточно подробно описал процесс моего ознакомления с методикой графического конспектирования. Оказалось, что этой методикой невозможно обучить теоретически, а скорость практического освоения напрямую зависит от формирования базы своих собственных символов, приемов визуализации возникших ассоциаций, моделей, отражающих связи между понятиями. Выходит, графический конспект — наглядное представление знаний находящихся в мозгу его автора (его видение предмета).

Чтобы делать из этого какие-то выводы нужно быть специалистом в области психологии и проводить специальные исследования поэтому я ограничусь лишь своим собственным наблюдением. Со временем методика составления графических конспектов из метода получения отличных оценок на уроке перешла в способ мышления. Лично я с их помощью научился осваивать новый материал путем создания из него системы взаимосвязанных понятий, выделения ключевых моментов, а это уже работает не только в школе, это работает в любом процессе познания.

Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить в схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения. С этим я согласна, но, углубляясь в ткань произведения, анализируя его, а “не расчленяя”, приходишь к парадоксальному выводу: схема нужна, и при проведении некоторых уроков просто необходима, я даже не имею ввиду уроки, где отрабатывается литературоведческий материал.

Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! От этого в свое время предостерегал И. И. Аркин (автор методических пособий по литературе, бывший тогда заведующим кабинетом Московского областного ИИУ). Нельзя, чтобы, например, “творение Достоевского, теряяя живую душу, превращалось (курсив мой) в … стрелки. Стрелка-Раскольников, стрелка-Сонечка… что до смысла урока, то для учителя он заключается в “обшей цели работы над стрелками”, писал И. И. Аркин. Мнений “за” и (против) очень много, но выбирать придется учителю самому.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Работу с опорными конспектами можно включить во все уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.

В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.

Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. Ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.

Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: м/м презентации Power Point, компьютерная графика, рисование и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.

В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. В “Приложении” можно познакомиться с образцами ученических схем.

Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материала, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе.

Предложенная форма работы позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы. Материал, поданный в схемах, в отличии от конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает более тщательную узкую проработку материала, как теоретического, так и художественного.

Хотелось юы несколько слов сказать о требовании к составлению схем (некоторые моменты уже обговорены выше). Это прежде всего графическое единообразие в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала, также минимальное употребление слов, зашифрованность информации, подача в цвете.

Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование схем на уроках по драме А. Н. Островского “Гроза”. На этих уроках можно использовать почти все виды схематичного материала (кстати, мне кажется, что стрелки здесь вполне уместны).

Рисунок №1 Работа с текстом. Составление словесной схемы по образу Катерины.

Рисунок №2 Катерина: ценностные нравственные координаты

Катерине свойственна “высота” и “широта” - внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. По фольклорной схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину. В судьбе Катерины горизонтальное становится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.

Рисунок №3 Есть ли выход у Катерины?

Катерина испытывает страх после первого удара грома – страх-предчувствие, после второго удара грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С одной стороны – барыня с пророчествами о вечном огне, с другой стороны – стена галереи с изображением геены огненной, сверху – гроза.

Рисунок №4 Город Калинов: закрытое художественное пространство

  • Кто покидает город Калинов?
  • Есть ли у калиновцев верх? И как вы его понимаете?
  • Почему, как вы думаете, Феклуша выделена среди других героев, а Борис и Варвара с Кудряшом нет?

Пространство Калинова “перекрыто”. Кто его покидает и как? Во-первых, Борис: он ведь еще в афише выделен тем что “порядочно образован”. Он не борец, так ка духовно сломлен. И одет не в русское платье, то есть является как бы иностранцем среди калиновцев. Во-вторых, Феклуша: она ведь странница. В-третьих, купцы: уезжают по торговой надобности, но даже покинув город, они остаются в его власти – перемещение в пространстве оказывается фиктивным. Например, Борис хоть и прибыл из Москвы, хоть и волен вернуться туда, но воли-то у него и нет. Или, например, Тихон. Он, выехав за границу Калинова, он так ничего и не увидит – “глаза зальет”: “И всю дорогу пил, и в Москве все пил…” Купцы, по рассказу Кулигина, ездят в губернию судиться друг с другом. (схема №1) Варвара с Кудряшом покидают г. Калинов зрительно, внешне, а в душе – в душе он у них остается!

Хочу показать еще одну схему, которую можнол использовать на уроках по творчеству Ф. М. Достоевского.

Рисунок №5 Один из даилогов в романе

На раскаяние, покаяние, наказание, “путь к себе” Достоевский отводит 5 глав из 6. Вот такая уже другая простая “арифметика”!

  • Страданием очищается душа, "в страдании яснеет истина" (Ф.М. Достоевский), через него приходит герой к себе, познает свое высокое предназначение Соня.
    В страшном мире романа Соня - тот нравственный абсолют, голос совести и покаяния.
  • “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, - окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход героя к вере и отречение от “теории”. Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение “падшего человека” и покаяние.

Дидактический материал в виде схем, я уже писала выше, представленный в компьютерном варианте с использованием программы PowerPoint, решает достаточно много задач, интересна и полезна, как для ученика, так и для учителя: повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Схема становится “живой”, к итоговому выводу идешь постепенно. В “Приложении” посмотрите, пожайлуста, м/медийную презентацию по теме “Петербург Достоевского”.

Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.

Закончить свою статью хочу словами-напоминаниями, предостережениями: литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, но попытаться ею украсить урок можно.

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 28 533 материала














5832009 5831710 5831645 5831632 5831622 5831597 5831591 5831037 5831019 5830969 5830909 5829917 5829889 5829609 5829542 5828953 5828948 5828724 5828714 5828695

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: