Конспект занятия эмоции и музыка

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

  • закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
  • учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)
  • развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
  • развивать воображения, творческое мышление
  • развивать способность передавать в пластике музыкальный образ
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
  • воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению

Тип занятия: тематическое

Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна. Я – музыкальный руководитель и работаю с такими же веселыми и хорошими детьми как вы. Я хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на музыкальное занятие? Если оно у вас хорошее поднимите руки вверх и помашите ими. Я вижу настроение у вас и у меня отличное тогда давайте начинать. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, ко мне пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. (дети садятся на ковер) Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными. Вот как сейчас (обращает внимание на экран). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).

Нашими помощниками станут для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения и переживания. Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?

Дети: музыка выражает страх, тревогу, испуг

Музыкальный руководитель. Попробуйте придумать название этой пьесы.

Ответы детей: злая, коварная, хитрая.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте послушаем еще раз это произведение и представим, что хотел рассказать нам композитор про Бабу Ягу.

Музыкальный руководитель. Предлагаю вам поиграть, пускай каждый из вас попробует превратиться в Бабу Ягу и передать характер своего героя с помощью движений, мимики и жестов.

Музыкальный руководитель. Попробуйте выбрать картинку с тем выражением, которое больше всего подходит к настроению музыки.

Давайте дадим имя жителю города.

Музыкальный руководитель. Итак, одному жителю нашего города настроение мы вернули, а вот настроение другому жителю мы попробуем вернуть при помощи речевой игры:

Музыкальный руководитель. Представьте, что в моем шкафу лежит очень много вкусных конфет, и я закрываю свой шкаф на ключ, чтоб никто не смог его открыть бес спроса. И вот однажды ключ пропал. (дети стоят в кругу)

Так, скажите мне, ребята, кто же взял ключи от шкафа, где лежат мои конфеты?

Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)

Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.

В заключение дети говорят все вместе

Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.

Музыкальный руководитель. Ой! И правда, я же их в сумку положила. Нашла!

Что выражает эта игра?

Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.

Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроения, выберите подходящую картинку. Давайте придумаем имя нашему жителю.

Музыкальный руководитель. А мы продолжаем дальше помогать жителям города. Давайте поищем настроение в песне, которую я сейчас исполню.

Дети садятся на стульчики

Что выражает эта песенка, какое настроение?

Ответы детей: песня выражаете грусть, печаль, тоску, сочувствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте попробуем эмоционально исполнить эту песню, а чтобы ее характер был более выразительным, добавим мимику и жесты.

Музыкальный руководитель. Выберете подходящую картинку для настроения этой песни и придумайте имя.

Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроение. Ребята, посмотрите, у нас осталась одна картинка какое настроением она выражает?

Ответы детей. Радость, веселье.

Музыкальный руководитель. А давайте вспомним, какому сказочному герою подходит это настроение, а я вам подскажу, но не словами, а жестами.

Музыкальный руководитель. Правильно, это Буратино.

Дети: Веселый, озорной….

Музыкальный руководитель. Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи? Ответы детей:

Музыкальный руководитель. Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?

Ответы детей: нам помогала музыка, игры.

Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?

Музыкальный руководитель.

Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. А я оставлю эти картины у себя на память о нашей с вами замечательной встрече.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Автор: Великосельская Н.Ф., музыкальный руководитель

Дата проведения 26.06.2020

Тип занятия : тематическое

Технология занятия : исследовательская деятельность

Цель занятия : Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

· развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки;

· Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера,

· закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т.д.);

· развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать.

Атрибуты к музыкальной деятельности:

· фонограммы с музыкой и песнями

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал и становятся врассыпную.

М.Р. . Ребята, посмотрите в окно. Видите, какое сегодня приветливое, ласковое солнышко. Оно согревает всех и дарит нам свое тепло и улыбку. Вставайте в круг, поздороваемся.

М.,р Поклонившись мы друг другу

Хотя были совсем незнакомы.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Давайте отправимся в путешествие: в мир эмоций и найдем все нужное нам.

М.Р . Слышите? Паровозик нас уже ждет, занимайте места в вагонах.

М.Р . Вот и первая наша остановка. Здесь мы найдем с вами первую эмоцию. А вот какую? Нам поможет музыка.

А нам пора ехать дальше.

Я – ваш любимец, я – веселый клоун!
Живу я в цирке и смешу людей,
И каждый вечер вы мне рады снова –
Улыбку дарит звонкий смех детей !

Давайте мы поиграем с нашим клоуном. Какую музыку мы выберем для этого? (быструю, веселую, громкую, отрывистую, шутливую). Какие музыкальные инструменты нам в этом помогут? Дети выбирают из предложенных музыкальных инструментов подходящие на их взгляд и играют в ансамбле с педагогом.

М.Р. Какую эмоцию мы добавим в нашу азбуку? (веселье)

М.Р: Ребята, а если мы бы захотели выразить музыкальный портрет мамы в движении. Интересно, какой танец близок к образу мамы? (вальс) Почему? (музыка ласковая, нежная, добрая, спокойная). Хотите танцевать вальс?

М.Р. Здесь мы с вами поиграем.

Дети передают по кругу кубик и поют:

Кубик, кубик передай.

Настроенье выбирай.

Водящий кидает кубик и должен закончить фразу:

Когда вам бывает радостно?

Когда вы сердитесь?

М.Р .: Ребята, какую эмоцию мы добавим с вами в нашу азбуку? (Дети предлагают).

М.Р.: На этой станции нужно отгадать загадку:

Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (улыбка)

М.Р. Какую эмоцию мы с вами добавим на нашу последнюю страничку? (радость)

ЦЕЛЬ моего занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:

· развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки;

· Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера,

· закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т.д.);

· развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать.

Закрепление с детьми основных видов эмоций происходило через все основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, слушание. Выбранная структура занятия способствовала решению поставленных задач обучения, развития и воспитания. Рациональным, результативным и активизирующим внимание и включение ребят в работу, было нахождение места для каждого вида музыкальной деятельности и этапа занятия

- закрепление ранее изученного;

- изучение нового материала;

- создание проблемной, игровой ситуации;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Развитие у детей музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способности чувствовать настроение в музыке.

Образовательные:

закрепить умение соотносить свои действия с характером музыки в разных видах музыкальной деятельности;

учить определять жанры музыкальных произведений;

учить различать и передавать разные эмоциональные состояния.

Развивающие:

продолжить развивать эмоциональное восприятие музыки;

стимулировать творческое воображение детей средствами музыки.

Воспитательные:

формировать ценностное отношение детей к музыкальному искусству;

воспитывать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и встают в круг.

Муз. рук.: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, а что значит, когда человек улыбается? Дети отвечают.

Правильно, это значит, что у него хорошее настроение.

Сегодня мы с вами отправляемся искать настроение. А кто-нибудь знает, что такое настроение? Ответы детей.

М. р.: Настроение у нас бывает разным -

И прекрасным может быть и безобразным.

То мы плачем, то хохочем, веселимся,

Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.

Лица нам о многом могут рассказать:

Присмотритесь и научитесь эмоции читать.

На ковре, внутри круга разложены смайлики, изображающие различные эмоции.

Конечно, вы обратили внимание на смайлики, которые я разложила внутри нашего круга. Давайте поиграем: мальчики выберут смайлики с хорошим настроением, а девочки – с плохим. Каждый из вас возьмёт в руки один смайлик.

Звучит музыка, дети двигаются легким бегом врассыпную, с окончанием музыки берут смайлик и встают в круг.

М. р.: Сейчас пусть поднимут свои смайлики девочки (поднимают), а теперь мальчики (поднимают).

Видите, настроение у нас с вами бывает разным, может быть хорошим или плохим. Хорошее - весёлым, радостным. Плохое - печальным, гневным, грустным.

Ребята, а от чего зависит настроение человека? Ответы детей.

Если происходит что-то хорошее, то человек испытывает радостные чувства, настроение у него весёлое, а если он грустит или плачет, то и настроение у него плохое. А какое настроение у вас бывает чаще, - хорошее или плохое? Дети отвечают.

А сейчас, я прошу вас, с хорошим настроением пройти на места.

Дети идут к стульям, оставляя смайлики на столе.

М. р: Сегодня у нас занятие необычное, мы говорим о чувствах и настроении. Ребята, а может ли музыка передавать настроение? Дети отвечают. И в самом деле, музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства и переживания.

А напомните мне, пожалуйста, кто пишет музыку?

Дети: Композиторы.

М. р.: С музыкой какого композитора мы с вами уже знакомы?

Дети: П. И. Чайковский. (муз. рук. открывает портрет композитора)

М. р: Какие произведения Чайковского мы с вами уже слушали?

М. р.: А вы сможете, по звучанию фрагмента музыки определить название музыкального произведения?

М. р.: Вы узнали это музыкальное произведение? Как оно называется?

Какой характер у этой музыки? Правильно, радостный, торжественный.

А если бы я вас попросила нарисовать картину, слушая это музыкальное произведение, то краски какого цвета вы бы взяли? Дети отвечают.

Ребята, скажите, а характер, настроение в музыке бывает разное или всегда одинаковое?

Дети: Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная.

М. р.: Ребята, а как вы думаете почему музыка всегда разная? От чего зависит настроение в музыке? Ответы детей. Верно, это зависит от чувств композитора,

его состояния души.

Сегодня я предлагаю вам послушать музыкальное произведение

М. р.: Как вы думаете, что могло произойти с куклой? Какие чувства у вас вызывает это произведение? Как музыка передаёт то, что кукла заболела? Какая она по характеру?

Дети: Музыка передаёт грусть, печаль, тревогу…Музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.

М.р.: Тише, тише, тишина, кукла бедная больна,

Вылечить её мы сможем? Песня нам, друзья, поможет!

Споём для куколки песню, поднимем ей настроение? А как вы думаете, какой должна быть песня по характеру?

Дети: Весёлая, радостная, дружная.

М. р.: Может быть кто-нибудь напомнит, какие весёлые песни мы знаем?

Ответы детей.

М. р: Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте, сначала приготовим наши голосочки.

Чтобы песенку нам спеть, Хлопки.

Надо горлышко согреть. Ладонями гладят горло.

Чики-чики-чики-чок, Кончиками пальцев ударяют по щекам.

Разомнём мы язычок. Ударяют пальцами по низу подбородка.

Зубками мы постучим, Стучат зубами.

Друг на друга поглядим, Повороты головы вправо, влево.

Вдох мы сделаем и вот, Поднимая руки, делают вдох.

Хор наш скоро запоёт. Хлопки.

М. р: Ребята, мне очень понравилась ваша песня, давайте послушаем, понравилась

ли она кукле? Помогла ли ей наша песенка? Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке.

М. р.: Помогла кукле наша песенка? Помогла! Смотрите, куколка встала.

А что бы ей захотелось – маршировать, петь или танцевать под эту музыку?

Дети: Танцевать.

М. р.: Действительно, эта музыка относится к жанру танца.

Маша, помоги куколке поплясать, а ребята похлопают ей.

Ребёнок водит куклу, остальные дети хлопают.

А кто в нашем теремочке будет жить?

Дети называют жителей теремка, которые были в сказке.

А стук в дверь, чем мы можем заменить?

Дети. Стук можно исполнить на кубиках, палочках.

М. р.: Мы обо всем договорились, вы все хорошо знаете сказку.

Будьте внимательны, я буду петь, а вы исполнять свою партию на музыкальных инструментах, за вас будут говорить они.

Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, самостоятельно договариваются друг с другом и рассаживаются по группам.

М. р.: Понравилась вам, гости, наша сказка?

Настроенье чтоб поднять, предлагаю станцевать.

Муз. рук.: А теперь, чтоб не зевать, предлагаю поиграть.

Дети мимикой передают различные эмоции.

Будем с вами мы играть и команду выполнять:

Топни, хлопни, повернись и сердитым покажись!

Топни, хлопни, повернись и веселым покажись!

Топни, хлопни, повернись, удивленным покажись!

Топни, хлопни, повернись и спокойным покажись!

Топни, хлопни, повернись и печальным покажись!

Топни, хлопни, повернись, добрым снова покажись!

М. р.: Молодцы, дети! Как хорошо, что вы умеете создавать разные эмоции!

А сейчас у меня для вас сюрприз. (Достает смайлики).

М. р: Посмотрите, сколько у меня смайликов, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение?

М. р: А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого смайлика было своё настроение?

М. р: Возьмите фломастеры и каждый своему смайлику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия.

Музыкально-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Музыкально-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Чуб Ольга Петровна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №104
Выборгского района Санкт- Петербурга

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи: 1. Дать знания об основных эмоциях.

2. Научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.

3. Научить мимикой и пантомимикой передавать разные эмоциональные состояния.

4. Научить определять настроение, характер музыки.

5. Развивать навыки группового взаимодействия, активность, инициативу.

6. Развитие эмпатии, памяти, внимания, воображения.

7. Приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети свободно входят в зал.

Музыкальный руководитель: Вот и дошли. Как здесь красиво! Нам здесь очень нравится, мы радостные и счастливые. Давайте найдем счастливого гномика на карточке. (Показ радостного гномы на карточке.) А теперь и самим можно улыбнуться, как наш гномик (дети изображают радость).

Музыкальный руководитель: В лесу наступила настоящая осень. Листья разноцветные. Какие? (ответы детей)

- А почему листочки грустят? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Давайте найдем нашего печального клоуна (карточка с грустным гномом).

Музыкальный руководитель: Ребята, садимся в кружок, закрываем глазки и слушаем, что дальше произошло в лесу?

Музыкальный руководитель: Споем песенку дождику.

На меня и на людей, а на Бабу Ягу

Хоть по целому ведру.

Музыкальный руководитель: Дождик закапал крупный на деревья, на кусты, на траву (показываем все руками). А теперь мелкий дождь пошёл.

Музыкальный руководитель: Скажите, а какое настроение будет у нашего дождика? Давайте попросим его, чтобы он был веселым, радостным, счастливым. И сами станем такими. Выберите картинку весёлого гнома (выбор детей).

- Берём дождинки и потанцуем с ними.

Музыкальный руководитель: Потанцевали мы с веселым дождиком и настроение у нас улучшилось. Стало веселее, радостнее. Покажем, какие мы радостные, счастливые (дети изображают радость.)

- Вот мы с вами побывали в лесу. А теперь отправляемся обратно. На каком транспорте мы ехали в лес? (ответы детей). А обратно нам надо ехать на более быстром транспорте. Какой транспорт быстрее автобуса? (ответы детей).

Музыкальный руководитель: А теперь мы отдохнем. Музыка будет звучать спокойная, ласковая, тихая. Легли на спинку, подставили лицо солнышку, закрыли глазки, отдыхаем (звучит спокойная музыка).

Музыкальный руководитель: Наше занятие закончено, до свидания.

Читайте также: