Конспект занятия эмоции и музыка
Обновлено: 07.07.2024
Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
- закрепить у детей знание основных эмоций (радость, грусть, страх, злость, удивление).
- учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)
- развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
- развивать воображения, творческое мышление
- развивать способность передавать в пластике музыкальный образ
- воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке
- воспитывать коллективизм и любовь к коллективному исполнению
Тип занятия: тематическое
Методы: Наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный, художественно практический метод, метод проблемного воспитания и обучения.
Ход занятия.
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Анатольевна. Я – музыкальный руководитель и работаю с такими же веселыми и хорошими детьми как вы. Я хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на музыкальное занятие? Если оно у вас хорошее поднимите руки вверх и помашите ими. Я вижу настроение у вас и у меня отличное тогда давайте начинать. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, ко мне пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Сядьте удобнее я вам все расскажу. (дети садятся на ковер) Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными. Вот как сейчас (обращает внимание на экран). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения, чувства, переживания. Поможем им, ребята? (Да).
Нашими помощниками станут для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения и переживания. Послушайте музыку и скажите: Что она выражает?
Дети: музыка выражает страх, тревогу, испуг
Музыкальный руководитель. Попробуйте придумать название этой пьесы.
Ответы детей: злая, коварная, хитрая.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте послушаем еще раз это произведение и представим, что хотел рассказать нам композитор про Бабу Ягу.
Музыкальный руководитель. Предлагаю вам поиграть, пускай каждый из вас попробует превратиться в Бабу Ягу и передать характер своего героя с помощью движений, мимики и жестов.
Музыкальный руководитель. Попробуйте выбрать картинку с тем выражением, которое больше всего подходит к настроению музыки.
Давайте дадим имя жителю города.
Музыкальный руководитель. Итак, одному жителю нашего города настроение мы вернули, а вот настроение другому жителю мы попробуем вернуть при помощи речевой игры:
Музыкальный руководитель. Представьте, что в моем шкафу лежит очень много вкусных конфет, и я закрываю свой шкаф на ключ, чтоб никто не смог его открыть бес спроса. И вот однажды ключ пропал. (дети стоят в кругу)
Так, скажите мне, ребята, кто же взял ключи от шкафа, где лежат мои конфеты?
Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)
Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.
В заключение дети говорят все вместе
Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.
Музыкальный руководитель. Ой! И правда, я же их в сумку положила. Нашла!
Что выражает эта игра?
Ответы детей: игра выражает удивление, возмущение.
Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроения, выберите подходящую картинку. Давайте придумаем имя нашему жителю.
Музыкальный руководитель. А мы продолжаем дальше помогать жителям города. Давайте поищем настроение в песне, которую я сейчас исполню.
Дети садятся на стульчики
Что выражает эта песенка, какое настроение?
Ответы детей: песня выражаете грусть, печаль, тоску, сочувствие.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте попробуем эмоционально исполнить эту песню, а чтобы ее характер был более выразительным, добавим мимику и жесты.
Музыкальный руководитель. Выберете подходящую картинку для настроения этой песни и придумайте имя.
Музыкальный руководитель. Вот еще одному жителю мы вернули настроение. Ребята, посмотрите, у нас осталась одна картинка какое настроением она выражает?
Ответы детей. Радость, веселье.
Музыкальный руководитель. А давайте вспомним, какому сказочному герою подходит это настроение, а я вам подскажу, но не словами, а жестами.
Музыкальный руководитель. Правильно, это Буратино.
Дети: Веселый, озорной….
Музыкальный руководитель. Вот и последним жителям мы помогли вернуть настроение, а как их мы назовем?
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, всем жителям города мы вернули настроения, вернули их лица. Посмотрите, какой красивый город у нас получился. Ребята, а какой из жителей города вам больше всего нравится, может на кого-то из них вы похожи? Ответы детей:
Музыкальный руководитель. Ребята скажите, а кто был нашим помощником на протяжении всего занятия и помогал возвращать жителям города их настроения? Без чего бы мы не смогли обойтись?
Ответы детей: нам помогала музыка, игры.
Какую мы музыку с вами слушали? И что она выражает?
Музыкальный руководитель.
Вы сегодня занимались очень хорошо, молодцы. Я бы хотела попросить вас нарисовать картины, выражающие разное настроение, может это будет картина, выражающая веселое или грустное настроение, а может она будет смешная или страшная. А я оставлю эти картины у себя на память о нашей с вами замечательной встрече.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
Автор: Великосельская Н.Ф., музыкальный руководитель
Дата проведения 26.06.2020
Тип занятия : тематическое
Технология занятия : исследовательская деятельность
Цель занятия : Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
· развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки;
· Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера,
· закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т.д.);
· развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать.
Атрибуты к музыкальной деятельности:
· фонограммы с музыкой и песнями
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал и становятся врассыпную.
М.Р. . Ребята, посмотрите в окно. Видите, какое сегодня приветливое, ласковое солнышко. Оно согревает всех и дарит нам свое тепло и улыбку. Вставайте в круг, поздороваемся.
М.,р Поклонившись мы друг другу
Хотя были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Давайте отправимся в путешествие: в мир эмоций и найдем все нужное нам.
М.Р . Слышите? Паровозик нас уже ждет, занимайте места в вагонах.
М.Р . Вот и первая наша остановка. Здесь мы найдем с вами первую эмоцию. А вот какую? Нам поможет музыка.
А нам пора ехать дальше.
Я – ваш любимец, я – веселый клоун!
Живу я в цирке и смешу людей,
И каждый вечер вы мне рады снова –
Улыбку дарит звонкий смех детей !
Давайте мы поиграем с нашим клоуном. Какую музыку мы выберем для этого? (быструю, веселую, громкую, отрывистую, шутливую). Какие музыкальные инструменты нам в этом помогут? Дети выбирают из предложенных музыкальных инструментов подходящие на их взгляд и играют в ансамбле с педагогом.
М.Р. Какую эмоцию мы добавим в нашу азбуку? (веселье)
М.Р: Ребята, а если мы бы захотели выразить музыкальный портрет мамы в движении. Интересно, какой танец близок к образу мамы? (вальс) Почему? (музыка ласковая, нежная, добрая, спокойная). Хотите танцевать вальс?
М.Р. Здесь мы с вами поиграем.
Дети передают по кругу кубик и поют:
Кубик, кубик передай.
Настроенье выбирай.
Водящий кидает кубик и должен закончить фразу:
Когда вам бывает радостно?
Когда вы сердитесь?
М.Р .: Ребята, какую эмоцию мы добавим с вами в нашу азбуку? (Дети предлагают).
М.Р.: На этой станции нужно отгадать загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. (улыбка)
М.Р. Какую эмоцию мы с вами добавим на нашу последнюю страничку? (радость)
ЦЕЛЬ моего занятия: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:
· развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки;
· Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера,
· закрепление эмоционального словаря (настроение, эмоции, веселый, грустный, печальный, удивленный, испуганный, спокойный и т.д.);
· развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать.
Закрепление с детьми основных видов эмоций происходило через все основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, слушание. Выбранная структура занятия способствовала решению поставленных задач обучения, развития и воспитания. Рациональным, результативным и активизирующим внимание и включение ребят в работу, было нахождение места для каждого вида музыкальной деятельности и этапа занятия
- закрепление ранее изученного;
- изучение нового материала;
- создание проблемной, игровой ситуации;
Цель. Развитие у детей музыкальных и творческих способностей, музыкального восприятия, способности чувствовать настроение в музыке.
Образовательные:
закрепить умение соотносить свои действия с характером музыки в разных видах музыкальной деятельности;
учить определять жанры музыкальных произведений;
учить различать и передавать разные эмоциональные состояния.
Развивающие:
продолжить развивать эмоциональное восприятие музыки;
стимулировать творческое воображение детей средствами музыки.
Воспитательные:
формировать ценностное отношение детей к музыкальному искусству;
воспитывать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал и встают в круг.
Муз. рук.: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, а что значит, когда человек улыбается? Дети отвечают.
Правильно, это значит, что у него хорошее настроение.
Сегодня мы с вами отправляемся искать настроение. А кто-нибудь знает, что такое настроение? Ответы детей.
М. р.: Настроение у нас бывает разным -
И прекрасным может быть и безобразным.
То мы плачем, то хохочем, веселимся,
Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.
Лица нам о многом могут рассказать:
Присмотритесь и научитесь эмоции читать.
На ковре, внутри круга разложены смайлики, изображающие различные эмоции.
Конечно, вы обратили внимание на смайлики, которые я разложила внутри нашего круга. Давайте поиграем: мальчики выберут смайлики с хорошим настроением, а девочки – с плохим. Каждый из вас возьмёт в руки один смайлик.
Звучит музыка, дети двигаются легким бегом врассыпную, с окончанием музыки берут смайлик и встают в круг.
М. р.: Сейчас пусть поднимут свои смайлики девочки (поднимают), а теперь мальчики (поднимают).
Видите, настроение у нас с вами бывает разным, может быть хорошим или плохим. Хорошее - весёлым, радостным. Плохое - печальным, гневным, грустным.
Ребята, а от чего зависит настроение человека? Ответы детей.
Если происходит что-то хорошее, то человек испытывает радостные чувства, настроение у него весёлое, а если он грустит или плачет, то и настроение у него плохое. А какое настроение у вас бывает чаще, - хорошее или плохое? Дети отвечают.
А сейчас, я прошу вас, с хорошим настроением пройти на места.
Дети идут к стульям, оставляя смайлики на столе.
М. р: Сегодня у нас занятие необычное, мы говорим о чувствах и настроении. Ребята, а может ли музыка передавать настроение? Дети отвечают. И в самом деле, музыка обладает восхитительным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства и переживания.
А напомните мне, пожалуйста, кто пишет музыку?
Дети: Композиторы.
М. р.: С музыкой какого композитора мы с вами уже знакомы?
Дети: П. И. Чайковский. (муз. рук. открывает портрет композитора)
М. р: Какие произведения Чайковского мы с вами уже слушали?
М. р.: А вы сможете, по звучанию фрагмента музыки определить название музыкального произведения?
М. р.: Вы узнали это музыкальное произведение? Как оно называется?
Какой характер у этой музыки? Правильно, радостный, торжественный.
А если бы я вас попросила нарисовать картину, слушая это музыкальное произведение, то краски какого цвета вы бы взяли? Дети отвечают.
Ребята, скажите, а характер, настроение в музыке бывает разное или всегда одинаковое?
Дети: Настроение в произведениях разное. Музыка есть печальная, жалобная, ласковая, бодрая, весёлая, шуточная, игрушечная.
М. р.: Ребята, а как вы думаете почему музыка всегда разная? От чего зависит настроение в музыке? Ответы детей. Верно, это зависит от чувств композитора,
его состояния души.
Сегодня я предлагаю вам послушать музыкальное произведение
М. р.: Как вы думаете, что могло произойти с куклой? Какие чувства у вас вызывает это произведение? Как музыка передаёт то, что кукла заболела? Какая она по характеру?
Дети: Музыка передаёт грусть, печаль, тревогу…Музыка жалобная, тоскливая, хмурая, обиженная, плачущая.
М.р.: Тише, тише, тишина, кукла бедная больна,
Вылечить её мы сможем? Песня нам, друзья, поможет!
Споём для куколки песню, поднимем ей настроение? А как вы думаете, какой должна быть песня по характеру?
Дети: Весёлая, радостная, дружная.
М. р.: Может быть кто-нибудь напомнит, какие весёлые песни мы знаем?
Ответы детей.
М. р: Сядьте правильно, выпрямите спинки. Давайте, сначала приготовим наши голосочки.
Чтобы песенку нам спеть, Хлопки.
Надо горлышко согреть. Ладонями гладят горло.
Чики-чики-чики-чок, Кончиками пальцев ударяют по щекам.
Разомнём мы язычок. Ударяют пальцами по низу подбородка.
Зубками мы постучим, Стучат зубами.
Друг на друга поглядим, Повороты головы вправо, влево.
Вдох мы сделаем и вот, Поднимая руки, делают вдох.
Хор наш скоро запоёт. Хлопки.
М. р: Ребята, мне очень понравилась ваша песня, давайте послушаем, понравилась
ли она кукле? Помогла ли ей наша песенка? Послушайте, какое сейчас будет настроение в музыке.
М. р.: Помогла кукле наша песенка? Помогла! Смотрите, куколка встала.
А что бы ей захотелось – маршировать, петь или танцевать под эту музыку?
Дети: Танцевать.
М. р.: Действительно, эта музыка относится к жанру танца.
Маша, помоги куколке поплясать, а ребята похлопают ей.
Ребёнок водит куклу, остальные дети хлопают.
А кто в нашем теремочке будет жить?
Дети называют жителей теремка, которые были в сказке.
А стук в дверь, чем мы можем заменить?
Дети. Стук можно исполнить на кубиках, палочках.
М. р.: Мы обо всем договорились, вы все хорошо знаете сказку.
Будьте внимательны, я буду петь, а вы исполнять свою партию на музыкальных инструментах, за вас будут говорить они.
Дети по желанию выбирают музыкальные инструменты, самостоятельно договариваются друг с другом и рассаживаются по группам.
М. р.: Понравилась вам, гости, наша сказка?
Настроенье чтоб поднять, предлагаю станцевать.
Муз. рук.: А теперь, чтоб не зевать, предлагаю поиграть.
Дети мимикой передают различные эмоции.
Будем с вами мы играть и команду выполнять:
Топни, хлопни, повернись и сердитым покажись!
Топни, хлопни, повернись и веселым покажись!
Топни, хлопни, повернись, удивленным покажись!
Топни, хлопни, повернись и спокойным покажись!
Топни, хлопни, повернись и печальным покажись!
Топни, хлопни, повернись, добрым снова покажись!
М. р.: Молодцы, дети! Как хорошо, что вы умеете создавать разные эмоции!
А сейчас у меня для вас сюрприз. (Достает смайлики).
М. р: Посмотрите, сколько у меня смайликов, у них есть только глаза, скажите, мы сейчас можем сказать какое у них настроение?
М. р: А чего ещё не хватает, что нам нужно на них нарисовать, что бы у каждого смайлика было своё настроение?
М. р: Возьмите фломастеры и каждый своему смайлику нарисуйте, то настроение, с которым вы сегодня уходите с занятия.
Музыкально-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Музыкально-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Чуб Ольга Петровна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №104
Выборгского района Санкт- Петербурга
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи: 1. Дать знания об основных эмоциях.
2. Научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Научить мимикой и пантомимикой передавать разные эмоциональные состояния.
4. Научить определять настроение, характер музыки.
5. Развивать навыки группового взаимодействия, активность, инициативу.
6. Развитие эмпатии, памяти, внимания, воображения.
7. Приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети свободно входят в зал.
Музыкальный руководитель: Вот и дошли. Как здесь красиво! Нам здесь очень нравится, мы радостные и счастливые. Давайте найдем счастливого гномика на карточке. (Показ радостного гномы на карточке.) А теперь и самим можно улыбнуться, как наш гномик (дети изображают радость).
Музыкальный руководитель: В лесу наступила настоящая осень. Листья разноцветные. Какие? (ответы детей)
- А почему листочки грустят? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Давайте найдем нашего печального клоуна (карточка с грустным гномом).
Музыкальный руководитель: Ребята, садимся в кружок, закрываем глазки и слушаем, что дальше произошло в лесу?
Музыкальный руководитель: Споем песенку дождику.
На меня и на людей, а на Бабу Ягу
Хоть по целому ведру.
Музыкальный руководитель: Дождик закапал крупный на деревья, на кусты, на траву (показываем все руками). А теперь мелкий дождь пошёл.
Музыкальный руководитель: Скажите, а какое настроение будет у нашего дождика? Давайте попросим его, чтобы он был веселым, радостным, счастливым. И сами станем такими. Выберите картинку весёлого гнома (выбор детей).
- Берём дождинки и потанцуем с ними.
Музыкальный руководитель: Потанцевали мы с веселым дождиком и настроение у нас улучшилось. Стало веселее, радостнее. Покажем, какие мы радостные, счастливые (дети изображают радость.)
- Вот мы с вами побывали в лесу. А теперь отправляемся обратно. На каком транспорте мы ехали в лес? (ответы детей). А обратно нам надо ехать на более быстром транспорте. Какой транспорт быстрее автобуса? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: А теперь мы отдохнем. Музыка будет звучать спокойная, ласковая, тихая. Легли на спинку, подставили лицо солнышку, закрыли глазки, отдыхаем (звучит спокойная музыка).
Музыкальный руководитель: Наше занятие закончено, до свидания.
Читайте также: