Конспект урока чарушин про зайчат

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 3894 0

1. Образовательно - познавательная задача : Дать информацию по уходу за домашними животными, об их повадках, поведении и образе жизни. Дать представление детям о жанре рассказа ; уточнить тему и содержание рассказа ; учить детей слушать и понимать содержание рассказа .

2. Речевые задачи : Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несёт текст, отвечать на вопросы грамматически правильно, логично, четко, обосновано.

3. Словарные задачи : Обогатить словарь детей, закрепить использование прилагательных при описании зайчат , активизировать разговорную речь у детей.

4. Воспитательные задачи : Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе .

Наглядное пособие и оборудование : книга с иллюстрациями, игрушка котенок.

1 часть. Вступительная. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас занятие по чтению художественной литературы , мы будем читать рассказ .

- Дети, я сегодня шла в детский сад и нашла вот этого маленького котенка. Мне его стало жалко, и я решила его взять с собой.

- Ребята, подумайте и скажите, что делать, если вдруг вы нашли маленького, только что родившегося котенка, зайчонка или птенчика ?

- Можно ли его брать? Выживет ли он?

- Домашних животных можно приносить домой – они приспособлены к жизни в жилище человека.

- Есть такие писатели, которые хорошо знают жизнь животных и пишут о них.

Зайка серенький сидит , и ушами шевелит,

Вот так, вот так, и ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть , надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять , надо зайке поскакать !

Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать !

Кто - то зайку напугал , зайка прыг и убежал .

2 часть. Основная.

После чтения рассказа воспитатель беседует с детьми, используя иллюстрации.

- Ребята, а кто нашел зайчат? (мальчики на сенокосе, на лугу)

- Что Никита говорил папе? (отдай кроликов, отдай кроликов)

- а что он хотел сказать? (возьми зайчат)

- Какие зайчата были? (маленькие, крошечные, хорошенькие, пушистые, лёгонькие, мягонькие)

- а какие у них глазки? (коричневые, большие)

- лапки какие? (мягкие – мягкие – будто в валеночках)

- Ребята, а что кушают зайцы? (морковь, капусту, траву)

- а почему зайчата не стали есть? (потому что маленькие, они пьют молоко у мамы)

- Кто накормил зайчат? (кошка – кормилица)

- Когда зайчата подросли куда они ушли? (в лес, на волю)

- а почему? (потому что они дикие, они живут в лесу)

- а кошка? (кошка завела себе настоящих котят)

3 часть. Заключительная.

- Что именно понравилось в рассказе? Что необычного в этом рассказе? (кошка кормила, выходила зайчат)

- А кто написал рассказ? (Евгений Иванович Чарушин)

- Каких животных можно дома держать, а каких нельзя? (Домашних можно держать, а диких нельзя, потому что они не приспособлены к жизни в доме, могут погибнуть).

ВложениеРазмер
конспект по развитию речи детей 4-5 лет 18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Н.О.Д. по развитию речи.

Чтение рассказа Е.Чарушина

Подготовка к восприятию:

Воробей живет под крышей.

В теплой норке – домик мыши.

У лягушки дом в пруду.

Домик ласточки в саду.

- Эй, зайчонок, где твой дом?

- Под зелененьким кустом.

  • Про чьи дома рассказывается в стихотворении? ( Воробья, мыши, лягушки)
  • Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши – воробьишки. В пруду домик лягушки и маленьких ….. лягушат. В норке живет мышка с …. мышатами. . А под кустом – зайчиха с …. зайчатами.

Воспитатель показывает картинку с зайчатами

Чтение рассказа воспитателем.

Вопросы по содержанию прочитанного.

  • Почему зайчата чуть не умерли с голоду? ( Они были маленькие, не могли кушать сами).
  • Как же спасли зайчат, кто им помог? ( Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей).
  • Какие были зайчата? Как их описывает Евгений Чаврушин? Какие у них были лапки? ( Мягкие, пушистые, похожие на меховые комочки).
  • А почему же зайчата убежали в лес? ( Зайцы – дикие животные, не могут жить в неволе. Им в лесу вольнее.
  • Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.
  • Сейчас я прочитаю этот рассказ еще раз, а вы запомните и дома расскажете своим родным эту интересную историю.

Цели и задачи поставленные воспитателем, были достигнуты. Дети внимательно слушали, эмоционально откликались на произведение. Активно отвечали на вопросы, высказывали свои предположения, были очень заинтересованы.

Воспитатель познакомил детей с произведением – прочитал его.

Во время подготовки к восприятию воспитатель закрепил названия детенышей животных.

Эта работа проходила во время подготовки к восприятию.

Обратила внимание детей на образные выражения, употребляемые автором сравнения, эпитеты.

При рассматривании картинок с зайчатами воспитатель использовал образные выражения из рассказа.

Развивалась диалогическая речь детей, продолжилась работа по обучению отвечать на вопросы по содержанию произведения.

После чтения художественного произведения воспитатель задавал вопросы по содержанию.

Закрепилось умение детей употреблять родительный падеж множественного числа (детенышей животных)- котят, лягушат, зайчат и т.д.

Цель: развитие интереса детей к художественной литературе.

Развивающие задачи: развивать диалогическую речь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать наблюдательность, умение изображать диких животных, передавая особенности их внешнего вида. Совершенствовать навыки работы с клеем, бросовым материалом (вата). Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать. Воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение к домашним животным, особенно к детенышам.

Активизация словаря: зайчата, котята, разноцветная.

Методы и приемы:

Словесные (загадки, беседа, художественное слово, чтение рассказа, вопросы к детям, пояснения);

Игровые (физкультминутка, пальчиковая игра);

Материалы и оборудование:

Картина с изображением зайчат, картинки - кошка, заяц, портрет Е. И. Чарушина, книга с рассказами Е. И. Чарушина; клей ПВА, кисточки для клея, подставка для кисточек, салфетки, заготовки зайчиков из бумаги, вата.

Индивидуальная работа: развивать внимательность у Вики, Арины; добиваться активного участия в беседе, активизировать Соню, Олега, Прохора.

Предварительная работа: чтение рассказов Е. Чарушина; рассматривание картин, иллюстраций к рассказам.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Воспитатель: - Я вам сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

(Дети отгадывают загадки - воспитатель выставляет картинки животных)

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. (кошка)

Зимой беленький, а летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц)

Воспитатель: - Молодцы ребята, все загадки отгадали!

Воспитатель: - Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки, кто на них изображён?

Дети: - На этих картинках изображены: кошка, заяц.

Воспитатель: - Как, одним словом, можно их назвать?

Дети: - На картинках изображены животные.

Воспитатель: - Ребята, что делать, если вдруг вы нашли маленького, только что родившегося котёнка, зайчонка? Можно ли его брать? Выживет ли он? Как вы думаете?

Дети: - Если за ним правильно ухаживать и кормить, то выживет.

Воспитатель: - Дети, прежде чем брать детёныша животного, нужно выяснить, что ему нужно для жизни, возможно, что мама этого животного, где-то рядом.

Воспитатель показывает картинку с изображением зайчат.

Воспитатель: - Посмотрите, кто изображён на этой картинке?

Дети: - На картине изображены зайчата.

Воспитатель: - Да, это зайчата. Опишите, какие они?

Дети: - Эти зайчата маленькие, пушистые, мягкие.

Воспитатель: - Ещё можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.

Воспитатель: - Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились?

Дети: - Зайчата питаются корой, веточками, травой.

Воспитатель: - Зайчата еще очень маленькие, не умеют есть веточки, траву и грызть кору, они сосут молочко мамы – зайчихи. Их называют сосунками. Маму – кормилицей.

Воспитатель: - Как называют зайчат, которые сосут молочко у мамы? Скажите хором? (Дети произносят новое слово хором).

Воспитатель: - Соня, как называют зайчат, которые питаются молочком мамы? Олег?

Воспитатель: - Как называют маму, которая кормит зайчат молочком? Скажите все вместе (дети произносят слово хором) Вика? Арина?

Воспитатель: - Ребята, назовите, какие еще детеныши сосут молочко у своей мамы? (Ответы детей)

Воспитатель: - Молочко у мамы сосут котята, щенята, жеребята, телята.

Воспитатель: - Кого кормит молочком кошка?

Дети: - Кошка кормит котёнка, котят.

Воспитатель: - Кого кормит зайчиха?

Дети: - Зайчиха кормит зайчонка, зайчат.

Воспитатель: - А как вы думаете, кошка сможет кормить маленьких зайчат?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, мы сейчас с вами поиграем, и потом вы узнаете, сможет ли кошка кормить маленьких зайчат.

Скачут, скачут во лесочке зайцы-милые клубочки

(руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг-скок, прыг скок встал зайчонок на пенёк (прыжки вперёд-назад)

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей. Он очень любил животных, писал о них свои рассказы и рисовал к ним рисунки.

Воспитатель показывает портрет писателя.

Портрет Е. И. Чарушина.

- Когда Евгений Иванович был еще маленьким мальчиком, он часто бывал в лесу, наблюдал повадки зверей и птиц. Вы знаете сколько животных у него жило дома и во дворе! Очень много! Это были кошки, собаки, кролики, утки, гуси, рыбки.

Послушайте, как это произошло.

1. Чтение рассказа воспитателем.

Вопросы по содержанию прочитанного.

Воспитатель: - Как начинается рассказ?

Дети: - Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит.

Воспитатель: - О ком говорится в рассказе?

Дети: - В рассказе говорится о мальчике Никите, который хотел спасти зайчат. Ещё этот рассказ о кошке, которая зайчат выкормила.

Воспитатель: - Почему зайчата чуть не умерли с голоду?

Дети: - Они были маленькие, не могли кушать сами.

Воспитатель: - Как же спасли зайчат, кто им помог?

Дети: - Спасла зайчат кошка, она стала их кормилицей.

Воспитатель: - Почему только третья кошка согласилась покормить зайчат?

Дети: - Кошка потеряла своих котят и переживала, поэтому она приняла зайчат за своих малышей.

Воспитатель: - Какие были зайчата в этом рассказе? Как их описывает

Евгений Чарушин?

Дети: - Зайчата были, как мохнатые шарики! Уши врозь, глаза коричневые, большие.

Воспитатель: - Какие у зайчат были лапки?

Дети: - Лапки мягкие-мягкие — будто зайчата в валеночках ходят.

Воспитатель: - А почему же зайчата убежали в лес?

Дети: - Зайцы – это дикие животные, они должны жить в лесу.

Воспитатель: - Да, ребята, зайчата не могут жить в неволе.

Воспитатель: - Как вы понимаете слово неволя? Это как?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Неволя – это когда нет свободы.

Воспитатель: - Ребята, послушайте рассказ ещё раз.

2. Чтение рассказа воспитателем.

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?

Дети: - Время года зима.

Воспитатель: - Как вы думаете, в какое время года происходила история про зайчат, в рассказе Е. Чарушина?

Дети: - История происходила летом, на иллюстрациях Е. Чарушина есть поляна из цветов и шубка зайчиков серого окраса.

Воспитатель: - У нас на Камчатке снег лежит очень долго, и зайчата, которые обитают в наших лесах, все это время носят белую шубку.

Воспитатель: - Какой цвет шубки у зайчиков летом?

Дети: - Летом у зайчиков шубка серая.

Воспитатель: - Почему зайчики меняют шубку зимой?

Дети: - Чтобы их не было видно на снегу тем, кто на них охотится?

Воспитатель: - Посмотрите, какое красивое у меня панно. Мы сейчас с вами будем менять серую шубку зайчиков, на пушистую белую. Посмотрите, как я это буду делать.

Показ последовательности выполнения работы.

- В руках у меня большой комок ваты, я отрываю от него небольшой кусочек, намазываю клеем силуэт зайца и приклеиваю, еще отрываю кусочек и приклеиваю рядышком с предыдущим комочком и так дальше, пока полностью не наденем на зайчика шубку.

Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.

Ловко с пальчика на пальчик, скачет зайчик, скачет зайчик

На левой руке все пальцы широко раздвинуты. На правой руке все пальцы, кроме указательного, сжаты в кулак.

Вниз скатился, повернулся и опять назад вернулся.

Снова с пальчика на пальчик скачет зайчик, скачет зайчик!

Воспитатель: Ну, вот ребята, теперь наши пальчики готовы можете приступать к выполнению задания, и теперь я думаю, что каждый из вас самостоятельно сможет надеть на зайчика шубку.

Самостоятельное выполнение работы под музыку.

Если ребенок затрудняется, то воспитатель помогает.

Воспитатель: - Какие чудесные зайчики у вас получились, белые и пушистые. В таких шубках им будет тепло в зимнем лесу. Приклейте их на панно. Теперь никакая опасность им не страшна.

Поменяли шубки зайки разбежались по полянке.

Шубки белые у всех! То ли зайки – то ли снег!

Воспитатель: - Кто запомнил, с каким рассказом мы сегодня познакомились?

Воспитатель: - Как зовут писателя, который написал этот рассказ?

Воспитатель: - Кто спас зайчат?

Воспитатель: - Что случилось с зайчатами?

Воспитатель: - Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:
Подготовка к восприятию:

Какие зайчата? Как про них можно сказать? ( Маленькие, пушистые, мягкие).

А еще можно сказать, что они похожи на мохнатые, пушистые шарики.
Кто знает, чем питаются маленькие зайчата, когда они только родились? ( Предположения детей).
Зайчата еще очень маленькие, не умеют есть травку, они сосут молочко мамы-зайчихи. Их называют сосунками. А маму – кормилицей.

Как называют зайчат, которые сосут молочко у мамы? Скажите хором? ( Дети произносят новое слово хором).

Соня, как называют зайчат, которые питаются молочком мамы? Ваня?

А как называют маму, которая кормит зайчат молочком? Скажите все вместе.. ( Дети произносят слово хором) Руслан? Оля?

А какие еще детеныши сосут молочко у мамы? ( Ответы детей/)

Молочко у мамы сосут котята, щенята, жеребята, телята)Кого кормит молочком корова? ( Телят. Теленка)Кого кормит Лошадь? ( Жеребенка, жеребят) и т.д.

А как вы думаете, кошка может кормить маленьких зайчат? ( Ответы детей).

Чтение букваря ( Паша,Дима,Дима)

Чтение текста самостоятельно(пересказ и ответ на вопросы )-Лёша

Итог.
Видите, ребята, оказывается бывает и так, что кошка может спасти маленьких зайчат, выкормив их своим молоком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ мой конспект.docx

личностных : мотивации учения, самоопределения;

познавательных : формирования познавательной цели, анализа с целью выделения признаков, сравнения;

регулятивных : осуществления контроля процесса и результатов деятельности;

коммуникативных : умения полно и точно выражать свои мысли, инициативного сотрудничества (работа в парах).

Организационный момент

С книгою в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь.

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда.

- А вы урок чтения любите? ( Да!)

2. Речевая разминка.

Заяц косой сидит за осокой травой.

– Как вы думаете что это? Что такое скороговорка?

ОСО́КА- травянистое растение с узкими плотными, нередко режущими длинными листьями, растущее обычно в сырых, болотистых местах.

- Как нужно произносить скороговорки?

- Сначала читаем медленно. Чётко проговаривая каждый звук, прочитаем хором шёпотом, тихо, громко.

- Прочитайте с разной интонацией: с радостью, с грустью, с восхищением.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте быстро хором 3 раза подряд.

3. Определение темы, постановка учебной задачи.

- А сейчас посмотрите видеоролик.

- Теперь вы догадались, кто же будет героем нашего урока? О ком мы будем читать? (о зайце)

- А что вы знаете про зайцев?

- Охарактеризуйте зайца, какой он? (трусливый, осторожный, боязливый, беззащитный, длинноухий, быстрый, белый, серый).

-Откройте, пожалуйста, буквари на с. 70. Рассмотрите с.70-72. Какие задания мы сможем выполнить, работая с текстами? Посмотрите на подсказки и выберите. ( читать, думать, размышлять, узнавать новое, исследовать, рассуждать, играть, решать задачи)

4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичное чтение текста.

- Сейчас текст прочитаю вам я, но ваши глазки и пальчик – спортсмены от моего чтения не отстают.( Чтение учителем текста)

Осмысление прочитанного произведения.

- Понравился рассказ? Чем?

Словарная работа.

Вторичное чтение.

- Как вы думаете, кто рассказывает зайчатам как необходимо себя вести?

Скачут зайцы во лесочке.
Зайцы – серые клубочки.
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенёк.
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

- А вот с автором двух других произведений вы ещё не знакомы.

Николай Иванович Сладков родился в Москве, а всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Он очень любил природу, животных и писал о них. Обратите внимание на выставку книг этого писателя.

Первичное чтение текста.

Осмысление прочитанного произведения.

- Понравилось произведение? Чем?

- Как называется разговор двух лиц? (диалог)

Вторичное чтение.

- А сейчас прочитайте самостоятельно.

Словарная работа.

Работа в парах

- Прочитайте выразительно по ролям.

Физминутка для глаз

- Зажмурьте глазки. Откройте глаза (5 раз).

- Поморгате глазками (10-15 с).

- Нарисуйте глазами круги, головой при этом не вращайте. (6 раз).

- Не поворачивая головы, посмотрите на изображения зайчат, которые находятся впереди на стене (вверху справа, вверху слева, внизу слева, внизу справа, в центре)

Творческое задание.

- Как вы думаете, почему? Придумайте, что ответил заяц?

-А у нас ведь есть в учебнике ответ зайца. Давайте прочитаем.

-Как вы думаете, в этом рассказе заяц трусливый или осторожный?

Работа в парах

- Прочитайте выразительно по ролям.

5. Анализ прочитанных произведений.

- А теперь сравните произведения Е.Чарушина и Н.Сладкова. Они одинаковые или разные?

6. Итог урока.

Заяц не трус, он себя бережет.

- Скажите, подходит ли эта пословица к произведениям, с которыми мы сегодня познакомились? Поразмышляйте!

7. Рефлексия.

- Что же нового узнали на уроке? Что запомнили? Какое задание понравилось больше всего? Что было трудно? Легко?

Читайте также: