Части речи обобщение 3 класс презентация и конспект с инновационными технологиями

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Задачи:

  • развивать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам;
  • закрепить умения учащихся в правописании основных орфографических правил;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес, память, мышление;
  • воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательное отношение друг к другу.
  • вспомнить любимые сказки А.С.Пушкина

Формируемые УУД

  • Личностные: обучающиеся научатся положительно относиться к изучаемому русскому языку.
  • Регулятивные: обучающиеся научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
  • Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
  • Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе.

Методы работы на уроке: индивидуальный и фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.

Основные понятия: Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, синонимы.

Организация пространства. Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ, парты расставлены для групповой работы, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Учитель читает стихотворение:

Великий, могучий, свободный,
Надежда и силы родник,
Тебе посвящаем урок мы сегодня,
Родной и правдивый наш…

Дети: … Русский язык.

Учитель: - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2. Актуализации знаний (повторение изученного материала, необходимого для систематизации знаний)

- Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок

- Как вы понимаете эти слова? (Сказка - выдумка, но она нас учит не делать ошибки, намекает на правильные поступки)

- Сегодня на нашем уроке мы будем вспоминать любимые произведения Александра Сергеевича.

- Скажите, из чего состоит наша речь?

- Чем являются слова?

- Какие части речи вы знаете?

(Дети читают стихи о частях речи)

Мне знакомы части речи:

По – предлог, иду – глагол

Прилагательное – вечный

Существительное – гол

Имя существительное
В нашу речь вошло
Как его узнаем?
Спросим кто? и что?

Имя прилагательное
Часть речи есть такая
Вопрос к нему: какое?
И какой? какие? и какая?

Глагол – это часть речи
Его узнаем просто
Что делает? Что сделает?

Ответим на вопросы.

У лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.

- Разберите отрывок по частям речи.

- Проверка по образцу

3. Словарная работа

лебедь, город, ветер, кораблик

- Ччто общего в этих словах? (орфограмма: безударные гласные, имена существительные)

- Какое слово может быть лишним? (лебедь – существительное женского рода, 3 склонения, одушевленное)

- Придумайте словосочетания с этими существительными (устно)

4. Работа по группам

- Какие существительные из сказок Пушкина подойдут к этим прилагательным?

разбитое (корыто)
сварливая (баба)
дорогой (откуп)
золотая (рыбка)
синее (море)
златоглавый (город)

  • 1-я группа выписывает словосочетания мужского рода.
  • 2-я группа словосочетания женского рода.
  • 3-я группа словосочетания среднего рода.

- Как вы определили род имени прилагательного?

- Как еще согласуются имена существительные и прилагательные?

- Попробуйте вспомнить из сказки словосочетания во множественном числе (красные сапожки, белые стены, золотые скорлупки ….)

сон, дева, дуб, Елисей, нора, невеста, радость, цепь, тень, место, белка, ядро, изумруд, скорлупка, волна, царевна

- Когда мы с вами работали над словарными словами, то вспоминали склонение. Как узнать, к какому склонению относится имя существительное? (повторение правила)

- Попробуем определять склонение имени существительного:

  • 1 группа: выписать существительные 1 склонения.
  • 2 группа: существительные 2 склонения.
  • 3 группа: существительные 3 склонения.

5. Повторение знаний о глаголе

Старик …………. неводом рыбу.

Старуха …………свою пряжу.

- Какие слова подходят к данным предложениям?

- Какие орфограммы в этих глаголах?

- Как проверить безударные гласные в корне слова?

- На какие 3 группы можно разделить глаголы?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?

- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…

Ты, царевич, мой спаситель,
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом.

- Из какой сказки Александра Сергеевича эти строки?

  • 1 группа – выписывает глаголы настоящего времени.
  • 2 группа – глаголы будущего времени.
  • 3 группа – глаголы прошедшего времени.

- Определите число, род, лицо.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфология наука – занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать (взмахи руками)
Как части речи различать! (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь пятерки получать!

Работа с синонимами. Слайд 6.

- Что такое синонимы? (слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о частях речи

Цель : повторение знаний частей речи

Образовательная: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений;

Развивающая: развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

Воспитательная: повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности

Мотивационный

Ребята, открываем тетради, записываем число и классная работа. Начинаем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Как вы понимаете написанное?

Как вы понимаете лексическое значение слова грамота?

Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля.

Грамота – от греческого чтения и письмо – это умение читать и писать.

Для чего нужно быть грамотным человеком?

Размышляют, отвечают на вопросы

(Грамота нужна, чтобы учиться дальше)

Развивающие: принимают и сохраняют уч. Задачу

Коммуникативные: выслушивать разные точки зрения

Познавательные: строят рассуждения

Работа по теме урока

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

— Что изучает морфология?

— Что изучает синтаксис?

— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол

— Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

— Как вы отличаете части речи друг от друга?

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, событие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

— Назовите слова и части речи. Как вы догадались?

— Чем же они напоминают наши слова? Докажите.

Итак, второй признак — морфологический.

— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово?

— А теперь давайте поставим их в определённую форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов - предложения. Запишите предложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

— Составьте предложение об этом дне.

— Сделайте морфологический разбор существительных.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор прилагательного.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор глагола.

— Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правильность выполнения всех заданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспек открытого урока по русск.яз.3 кл.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

Конспект открытого урока

по русскому языку

Подготовила: Мозголина С. В.

Учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Тема: Части речи. Повторение.

Цели: - обобщить знания учащихся об именах существительных, именах прилагательных и глаголах;

- развивать умение распознавать части речи в тексте и использовать их в речи;

- развивать умение работать в группах;

- прививать любовь к природе.

Оборудование:

у учащихся: картинки с солнышками, изображающими настроение; карточки с загадками.

I .Организационная часть.

Учитель начинает урок словами:

За окошком потеплело,

Птичка весело запела.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

- Ребята, а давайте пригласим солнышко в наш класс, для этого нужно всего лишь ласково улыбнуться друг другу. ( Слайд 1)

- Посмотрите, от ваших теплых улыбок оно засияло ярче, чем на улице.

( На слайде 1 высвечивается улыбающееся солнышко.)

- А теперь откройте свои тетради, приготовьте ручки и настройтесь на активную работу. Число и классную работу мы с вами записали заранее.

II . Минутка чистописания.

- На доске написано задание для чистописания:

- Расшифруйте эту запись. Назовите слово, которое здесь спряталось? ( Весна. )

- Правильно. А где вы его увидели? ( Оно записано строчными буквами.)

Вв Ве Вс Вн Ва весна

- Пропишите в своих тетрадях соединения этих букв и полученное слово, как у меня на доске.

- Все упражнения, которые мы будем выполнять, будут посвящены весне.

- Какие изменения происходят в природе весной? ( Птицы прилетают из теплых краев; просыпаются звери после зимней спячки: медведь, барсук, ежик, различные насекомые; расцветают первые цветы – подснежники. Дни становятся длиннее, солнце выше и теплее, вместо снега чаще идут дожди, снег тает, бегут ручьи, ветер дует теплый. )

- Какие самостоятельные части речи вы использовали, чтобы рассказать о весенних изменениях в природе? ( Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. )

( На слайде 2 под лучиками солнышка открываются названия частей речи .)

- Цель нашего урока – повторить эти части речи.

IV . Работа по теме урока.

Определение имен существительных.

- Послушайте загадки, а отгадки запишите в своей тетради в первый столбик. ( Учащиеся читают загадки по карточкам. )

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце.)

- Какая орфограмма в этом слове? ( Непроизносимая согласная в корне слова.)

- Проговорите это слово вместе так, как будете его записывать. Запишите.

Висит за окошком

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

- Андрей , продиктуй, чтобы все написали эту отгадку правильно.

К маме-речке я бегу и молчать не могу,

Я ее сынок родной, а родился я весной. (Ручей.)

(Если сказали ручеёк, то подобрать к нему проверочное слово - ручей и записать.)

- Запишите под диктовку Коли

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник.)

- А почему так назвали этот цветок? ( Потому что он вырастает из-под снега.)

- Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании этого слова? ( Приставка под пишется везде одинаково.) Проговорите четко, как запишите.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее – беда,

Она их главная еда.

- Назовите орфограмму. ( Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.) Подберите к нему проверочное слово. ( Травы, травка.) Запишите.

Эти маленькие бочки распечатает весна,

А пока в них спят листочки и растут во время сна. (Почки.)

- Какое правило работает в этом слове? ( Чк, чн – пишутся без мягкого знака.) Запишите.

- К какой части речи относятся слова, которые вы записали? ( К именам существительным. ) Почему? Докажите. ( Обозначают предметы и отвечают на вопрос что?)

- Какие еще общие признаки есть у этих имен существительных? ( Все они неодушевленные, нарицательные.)

- По какому признаку их можно разделить на три группы? ( По родам.)

- Назовите слова мужского рода? Среднего рода? Женского рода? ( Мужской – ручей, подснежник; средний – солнце; женский – сосулька, трава, почки).

- В каком падеже стоят наши существительные? ( В именительном падеже.)

Определение имен прилагательных.

Учитель медленно читает предложение со словами, записанными на доске к первому заданию, и при этом указывает на каждое слово из предложения.

- Пригрело весеннее солнышко, разбудило речку, прилетели грачи и сели на дерево.

На слайде появляется ряд слов:

1. Дерево весенний солнце речка грачи (Слайд 4)

- Найдите в этом ряду лишнее слово и выпишите его во второй столбик.

- Какое слово вы записали? Почему? ( Это имя прилагательное, а все остальные слова – имена существительные. )

- Докажите, что это имя прилагательное. ( Отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета.)

- Определите его род и число. ( Мужской род, единственное число.)

- По какому признаку вы догадались, что это мужской род? ( По окончанию.) - - Правильно.

На слайде появляется второй ряд слов:

2. Яркое зеленый звонкая говорливые (Слайд 5)

- Прочитайте вторую группу слов. Что их объединяет? ( Это все имена прилагательные.)

- Определите его род. ( Определить род нельзя, т.к. прилагательные в форме множественного числа по родам не изменяются.)

- А что значит - прилагается? ( Зависит от него или связано с ним.)

- Для чего оно используется в речи? ( Чтобы сделать нашу речь точной, яркой, выразительной.)

3. Определение глаголов.

- Прочитайте ваши слова. ( Читают выборочно из каждого ряда по 2 человека.)

- Докажите, что это глаголы. ( Обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? и т.д.)

* Если есть глаголы в переносном смысле:

- Назовите среди них глаголы в переносном смысле.

- Прочитайте глаголы, записанные у меня на доске. ( Слайд 7)

- В каком числе стоят мои глаголы? ( В единственном и во множественном.)

- Назовите глаголы в единственном числе? Во множественном числе? ( Сверкает – в ед.ч., распускаются – во мн.ч., тает – в ед.ч., расцветает – в ед.ч., журчат – во мн.ч., появляется – в ед.ч.)

- Составьте и запишите одно предложение о весне, используя слова, записанные у вас в тетради.

- Какие предложения у вас получились? ( Учащиеся зачитывают свои предложения по желанию.)

- В каком значении употреблен глагол? ( В переносном.) Найдите эпитеты или сравнения в своих предложениях. Прочитайте их. *

- В записанных вами предложениях подчеркните подлежащее и сказуемое. Надпишите, какой частью речи они выражены.

- Поработаем в парах. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

- Какой частью речи выражено подлежащее? ( Существительным.)

- Каким членом предложения является глагол? ( Главным – сказуемым.)

- А каким членом предложения является имя прилагательное? ( Второстепенным.)

- Молодцы ребята, вы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.

V . Физкультминутка

Учитель читает стихотворение и показывает движения.

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над нами весело шелестит листва.

Соберем в букеты мы весенние цветы –

Будем дружно мы скакать.

Всем за парты тихо сесть!

VI . Творческая работа в группе.

- Весна – это пора чудесных превращений! В вашей сказке обязательно должны происходить какие-то весенние чудеса.

- Вы можете использовать записанные вами части речи. А героев сказки вы можете выбрать из тех животных, которые изображены у нас на доске. ( На слайде 8 записан план написания сказки с названием и фотографиями животных.)

- Вы будете работать в группах. Договоритесь, кто будет героями вашей сказки, достаточно выбрать двух животных.

- Придумайте чудеса, которые произойдут с ними весной.

- Договоритесь, кто будет записывать сказку. Помогайте друг другу, не забывайте правила работы в группах.

VII . Итог урока. Чтение полученных рассказов детьми.

VIII . Оценочные суждения.

- Оцените работу своей группы. За что бы вы себя похвалили?

- За что бы похвалили другие группы?

- Назовите сказочные элементы в своих текстах. ( Ответы детей.)

- Как называется такой прием в литературе? ( Олицетворение.) А для чего писатели его используют? ( Для того чтобы оживить неживое и сделать свое произведение красивым.)

- Понравилось ли вам быть писателями-сказочниками?

- Скажите, а как вам может пригодиться в жизни сочинение сказок? (Мнения детей. Чтобы рассказывать их своим детям и внукам.)

- Мы с вами сегодня смогли за такое короткое время из маленьких кирпичиков – частей речи – построить сначала предложения, а потом собрать их в такие замечательные сказочные произведения.

IX . Рефлексия. У детей карточки с изображением солнышек (с улыбкой, грустью, равнодушием). Задавая вопросы детям, учитель на слайде 9 показывает, какое солнышко выбрать.

- У вас на парте три солнышка: с улыбкой, без улыбки и грустное. Послушайте, что обозначает каждое из них.

- Если вы считаете, что на уроке вы активно работали, и вам всегда было все понятно, то поднимите солнышко с улыбкой.

- Если вы испытывали небольшие трудности, что-то не поняли и не совсем активно работали, то поднимите солнышко без улыбки.

- Если вы чувствовали себя на уроке неуверенно и ошибались, то выберите грустное солнышко.

-А вот это солнышко я дарю вам за вашу активную работу на уроке. ( Учитель дарит детям большое нарисованное солнышко.)

- Вы все замечательно и дружно трудились, и за это я говорю вам большое спасибо. ( Слайд 10.) Урок закончен.

Самоанализ урока

Главная образовательная задача урока – развивать умение распознавать части речи в тексте и использовать их в речи.

На уроке решались следующие развивающие задачи:

Развивать: умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение использовать план для составления собственного текста по заданной теме;

связная речь учащихся;

творческое воображение и мышление;

развивать и поддерживать у учащихся интерес к языку.

Кроме того решались задачи воспитательного характера:

развивать умение работать в группах;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками;

прививать любовь к природе.

Все эти задачи решались комплексно, во взаимосвязи.

Тип урока – комбинированный, на занятии использовались различные формы обучения – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Урок имел практическую направленность. Дети самостоятельно выделяли орфограммы в словах и комментировали их правильное написание.

Урок носил и развивающий характер. Учащиеся отгадывали загадки, выделяли различные группы существительных, прилагательных, глаголов по их признакам и аргументировали свою точку зрения; выполняли задания, требующие развития творческого мышления и творческого воображения – подбирали глаголы, соответствующие времени года, составляли предложения и текст из полученных частей речи. Использование на уроке задач разного вида способствовало развитию продуктивного мышления учащихся.

Для предупреждения утомляемости была проведена физкультминутка, поддерживающая позитивный настрой детей.

На протяжении всего урока велась работа по формированию универсальных учебных действий:

познавательных (развивались умения устанавливать причинно-следственные связи; классифицировать группы слов как части речи и выделять в них существенные признаки; использовать наглядную модель – план - для составления собственного текста по заданной теме);

коммуникативных (учитывалась потребность ребенка в общении со сверстниками; развивалось умение в использовании определенными вербальными и невербальными средствами общения, умение слушать собеседника; формировалось эмоционально-позитивное отношение учащихся к процессу сотрудничества);

регулятивных (развивались умения контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку учителя и сверстников);

личностных (формировались учебные и познавательные мотивы, интерес к новому).

Урок сопровождался электронной презентацией.

Оценка рефлексии помогла выявить активность детей на уроке и их настроение.

Я старалась видеть каждого ребенка, включать его в активную работу и построить ее так, чтобы источником знаний был не только учитель, но и сами дети.

Считаю, что на уроке были достигнуты поставленные цели и задачи. Для детей занятие было интересным и полезным, также как и для меня.

Цель: Повторить и закрепить знания учащихся об изученных частях речи (об имени существительном, имени прилагательном, глаголе).
Задачи:
1.уточнять представления учащихся об изученных частях речи;
2.развивать связную речь, память, логическое мышление;
3.воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство любви к родному языку.
Класс: 3 класс.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.



Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 3 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный урок разработан для учащихся 3-х классов общеобразовательных школ. Можно проводить независимо от УМК, после изучения основных частей речи. Работа в группах (парах), позволяет каждому ученику принимать активное участие в работе. Учитель на данном уроке координатор. В ходе урока дети закрепляют умения определять изученные части речи и их признаки. Вся практическая деятельность урока способствует формированию орфографической зоркости.

Цель урока: формирование орфографической зоркости.

Задачи урока: · учить сопоставлять части речи их признакам;

· развитие зрительного восприятия;

· развитие мелкой моторики;

· продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;

· повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски SMART Board.

пронаблюдать над взаимодействием детей в малой группе, внести необходимые коррективы;

Читайте также: