Конспект занятия декоративное рисование по мотивам балхарской росписи

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок).

Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Научить создавать эскизы предстоящего узора для тарелки. Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: Образцы балхарской росписи (таблицы, белая гуашь, кисть, шаблон тарелки, клеенки.

Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Изготовление из папье-маше тарелочек. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.

Использование ИКТ- Дагестанская музыка.

Ход занятия

Дети стоят в кругу на ковре.

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

Воспитатель- Ребята, в какой стране мы живем? А как называется столица России? В какой республике мы живем? Как называется наш город?

Дети- В России, город Москва, республика Дагестан, город Хасавюрт.

(показ видео-ролика Дагестан)

Воспитатель- Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня разговор на нашем занятии пойдет о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?

Дети- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль; Ковроткачество – села Табасаранского района; Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи; Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.

Воспитатель- Так в каком же дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?

Дети- В селении Балхар!

Воспитатель- Правильно. Селение Балхар расположено в горах. Жители этого села еще в далеком прошлом занимались керамикой, из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Работами по выделке керамики здесь всегда занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой. Женщины – балхарки формуют свое изделие на гончарном круге. Готовые сосуды они просушивают, раскрашивают в купольных печах. Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета (один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.

Как называется краска для росписи балхарских изделий?

Воспитатель- А как изготавливают ангоб?

Дети- Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.

Воспитатель- А мы, вместо ангоба будем работать белой гуашью! Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?

Дети- Водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники, тарелки.

Воспитатель- А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети- Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.

Воспитатель- Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети- Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Воспитатель- Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи). Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки).

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга).

Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Практическая часть под музыку- индивидуальный подход

Физкультминутка (дети имитируют.)

В Дагестане есть гора

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем

Очутились на полянке

Где скакали наши зайки…

Зайки прыгали, шутили

И волка вдруг разбудили.

Зарычал спросонья волк,

Побежал зубами щелк.

Зайки очень испугались

И с испуга в лес подались.

Рефлексия. Выставка, анализ работ. Чем славится селение Балхар? Вам понравилось украшать тарелки балхарской росписью?

Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок).

Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения. Научить создавать эскизы предстоящего узора для тарелки. Развивать чувство красоты предмета, его узоров, способствовать развитию мелкой моторики, желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной, похожей на настоящую. Приобщать детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана. Воспитывать любовь к родному краю.

Материалы: Образцы балхарской росписи (таблицы, белая гуашь, кисть, шаблон тарелки, клеенки.

Предварительная работа: Рисование элементов узоров балхарской росписи. Изготовление из папье-маше тарелочек. Посещение Музея народно-прикладного искусства Дагестана. Отгадывание загадок.

Использование ИКТ- Дагестанская музыка.

Ход занятия

Дети стоят в кругу на ковре.

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

Воспитатель- Ребята, в какой стране мы живем? А как называется столица России? В какой республике мы живем? Как называется наш город?

Дети- В России, город Москва, республика Дагестан, город Хасавюрт.

(показ видео-ролика Дагестан)

Воспитатель- Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Сегодня разговор на нашем занятии пойдет о народных ремеслах Дагестана. Ребята, а какими народными ремеслами славится наша республика?

Дети- Серебряная насечка по дереву – селение Унцукуль; Ковроткачество – села Табасаранского района; Златокузнецы (ювелирные изделия) – селение Кубачи; Гончарное производство (изготовление глиняной посуды) селение Балхар.

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг-

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно, у кувшина

С доброй горскою бузой.

Воспитатель- Так в каком же дагестанском селении делают керамическую (глиняную) посуду?

Дети- В селении Балхар!

Воспитатель- Правильно. Селение Балхар расположено в горах. Жители этого села еще в далеком прошлом занимались керамикой, из глины они делали, делают и сегодня замечательные кувшины. Работами по выделке керамики здесь всегда занимались женщины, а мужчины заготавливали хворост для обжига и торговали готовой посудой. Женщины – балхарки формуют свое изделие на гончарном круге. Готовые сосуды они просушивают, раскрашивают в купольных печах. Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Благодаря тому, что посуда окрашена в два цвета (один цвет фон, а другой узор, изделие выглядит строго, нет лишней пестроты.

Как называется краска для росписи балхарских изделий?

Воспитатель- А как изготавливают ангоб?

Дети- Приготовить ангоб можно самим, разведя глину водой до густоты жидкой сметаны. Изделия из красной глины расписывают ангобом из белой глины и наоборот.

Воспитатель- А мы, вместо ангоба будем работать белой гуашью! Ребята, а какую балкарскую посуду вы можете назвать?

Дети- Водоносные кувшины, кувшины для молока, маслобойки, подойники, тарелки.

Воспитатель- А какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети- Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок.

Воспитатель- Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети- Растительный, геометрический, зооморфный, а так же простейшие изобразительные средства - линия, штрих и пятно.

Воспитатель- Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети- Зигзагообразные, волнистые, параллельные линии, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза.

Воспитатель- В декоративном украшении керамических изделий роспись используется с учетом формы и поверхности изделий. (на доске образцы росписи). Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки).

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке.)

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга).

Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Практическая часть под музыку- индивидуальный подход

Физкультминутка (дети имитируют.)

В Дагестане есть гора

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем

Очутились на полянке

Где скакали наши зайки…

Зайки прыгали, шутили

И волка вдруг разбудили.

Зарычал спросонья волк,

Побежал зубами щелк.

Зайки очень испугались

И с испуга в лес подались.

Рефлексия. Выставка, анализ работ. Чем славится селение Балхар? Вам понравилось украшать тарелки балхарской росписью?






Декоративное рисование

Декоративное рисование Народное декоративное искусство- одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать эстетический вкус, учит видеть прекрасное,.

Декоративное украшение потолка помпонами из бумаги к выпускному балу

Декоративное украшение потолка помпонами из бумаги к выпускному балу Фотоотчет: "Навстречу выпускному балу- декоративное украшение потолка помпонами из бумаги" Не за горами в нашей группе самый первый и.


Цель занятия: Приобщение к национальной художественной культуре Дагестана, выполнение орнаментальной композиции силуэтов балхарских изделий по мотивам балхарской росписи и создание декоративного натюрморта на основе полученных продуктов творческой деятельности.

Образовательные - обобщение опыта изучения теории и практики народного орнамента, закрепление знаний об основах балхарской росписи, совершенствование умения составлять композиции узоров простых и сложных форм (силуэты балхарских изделий), отработка навыков кистевой росписи, формирование навыков исследовательской работы;

Развивающие – развитие глазомера, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования, развития умения классифицировать художественные средства по заданным признакам, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

Воспитательные – эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.

Оборудование:

Для обучающегося: картонные силуэты балхарских изделий (кувшин, тарелка, игрушка, разные по форме), тонированные под цвет обожженной глины, белая гуашь, тонкие кисти.

Ход занятия.

I этап. Организационно - мотивирующий.

1.Эмоциональная подготовка воспитанников к занятию, наличие необходимых учебных материалов.

3. Предварительная беседа ( Экспресс - опрос)

Педагог: Ребята, перед нашим занятием я попросила вас самих узнать о нашем известном селе Балхар. Кто поделиться с нами своими знаниями?

Балхар древнее село, известное во всем мире;

Изделия балхарских мастеров украшают интерьеры школ, детских садов, офисов: Педагог: Молодец, а где еще мы можем увидеть балхарские изделия?

Балхарская керамика находится во многих музеях Дагестана и мира;

Мой дядя собирает керамику, у него в коллекции есть балхарские игрушки; Педагог: Интересно было бы посмотреть

В Балхаре ткут паласы и изготавливают сувенирные войлочные сапожки; - Педагог: Правильно, Балхарский традиционный костюм включает в себя и войлочную обувь. А где ты видела такие сапожки?

Я выучила стихотворение про Балхар .

Педагог: А кто автор стихотворения, прочти нам его –

Это стихотворение Арсена Мирзаева –

"Слыхал ли ты про наш аул Балхар?

Видал ли ты, как люди месят глину?

Узнал ли ты, как трудится гончар,

Давая жизнь чудесному кувшину. "

Педагог: Спасибо, а может кто-нибудь вспомнит слова Расула Гамзатова о Балхаре. Их очень часто помешают на стенды с дагестанским декоративно-прикладным искусством. Такой стенд висит на стене в нашей школе.

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины

Так же как прекрасный стих

Состоит из слов простых.

Педагог: Молодцы, ребята. Вижу, вы заинтересовались Балхаром. Это село действительно уникально своей древней историей и культурой.

II этап. Проверка опережающих заданий:

Педагог: Молодец Саид. Как ты правильно отметил в Балхаре гончарным промыслом занимаются только женщины, в отличии от того же Сулевкента, в котором весь процесс производства глиняного изделия выполняется мужчинами. Поэтому, когда мы говорим балхарские мастера, мы имеем в виду мастериц Патимат Шамодаеву, Зайнаб Умалаеву, Хадижат Омаеву.

Выступления с мини-проектами:

Педагог: Спасибо Эльза. Как сказала Эльза все узоры очень простые. В этих незатейливых узорах выражается древняя символика жизни горцев. Круг - солнце, треугольник - земля, веточки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от сглаза и плохих мыслей.

III этап. Игровой момент (фронтальный опрос)

Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру-разминку, и проверим ваши знания по народным художественным промыслам России и Дагестана. Включается слайды. Дети поднимают руки, педагог жестами вызывает их к ответу. Педагог старается спросить каждого ребенка. Педагог: Молодцы, ребята все справились.

IV этап Практическая работа

Мотивация к учебному действию. Я в вас верю, у вас все получится. Вы хорошо знаете теорию народного искусства, а сейчас вам предстоит продемонстрировать свои практические умения и навыки работы с кистями и красками.

В ходе практической части педагог делает несколько важных замечаний, относительно технической стороны работы и особенностей процесса изготовления балхарской керамики, останавливая внимание детей на их демонстрации в фильме, предупреждает детей об аккуратности и взаимной вежливости в работе. Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе. Педагог: Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Каждый узор обрамляйте полосками, это придает узору законченность. Обращает внимание на ключевые моменты видеофильма – Педагог: Обратите внимание, мастерица расписывает кувшин самодельной кистью, как и в старину. Расписывают изделия до обжига цветной глиной ангобом белой и красной. После обжига роспись приобретает характерную полупрозрачную окраску. Для красоты и похожести на готовые изделия мы выбрали для ваших силуэтов цвет обожженной глины.

Педагог обозначает завершение первой части задания призывом к ребятам заканчивать начатую работу, чтобы перейти ко второй части – составлению декоративной композиции натюрморта. После первой части практической работы (роспись силуэтов), дети собирают и откладывают в сторону палитры, кисти и краски, раздают клеи-карандаши и, разбившись в группы по три человека (по местам) начинают отбирать лучшие работы, получившиеся в мини-группе с тем, чтобы лучшим образом расположить их на фоне.

Педагог, отвечая на вопросы ребят: Ребята, формат вашего фона прямоугольный - вы можете строить композицию, как по вертикали, так и по горизонтали – как вам покажется выгоднее для общего решения натюрморта.

Готовые работы педагог собирает и вывешивает на мольберты для всеобщего рассмотрения.

V этап. Завершение работ. Подведение итогов

Рефлексия. Ребята, вы все молодцы, справились с работой. У вас получились замечательные композиции. Вам понравилось занятие? Как вы себя ощущали в роли балхарских мастеров? Поняли, как непросто создается красота? Поедете в Балхар? Хотелось бы вам иметь балхарские изделия дома?

Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова. Мы дагестанцы-наследники богатой древней художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам. Вам я желаю вам увлечься нашей культурой, это очень интересное и увлекательное занятие. До свидания, успехов, спасибо за внимание и понимание.










№ 4009 Конспект занятия по реализации национального компонента в изобразительной деятельности Тема "Балхарская керамика"

Конспект

занятия по реализации национального компонента в изобразительной деятельности

для участия в республиканском заочном конкурсе педагогического мастерства

СКАЧАТЬ (с фото)

СКАЧАТЬ (презентация)

Подготовила: педагог дополнительного образования

Магомедгаджиева Аминат Абдурахмановна

г.Кизляр

2018 год

Конспект занятия по реализации национального компонента

в изобразительной деятельности

Цель :

Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды.

Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать развитию творческого воображения.

Развивать чувство красоты предмета, его узоров.

Пополнить словарный запас детей.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Приобщение детей к традиционному декоративно-прикладному искусству, народным промыслам Дагестана;

Формирование художественно-практических умений и навыков;

Развитие чувства композиции, творческих способностей детей;

Развивать желание расписывать посуду, делать её красивой, выразительной.

Задачи :

Углубленное знакомство детей с балхарской глиняной керамикой;

Роспись глиняной посуды;

Вид занятия: декоративное рисование.

Предварительная работа :

Рисование элементов узоров балхарской росписи;

Посещение Музея детского сада;

Знакомство с дагестанскими народными промыслами;

Лепка глиняной посуды.

Фоновое покрытие (коричневый цвет)

Оборудование :

Образцы балхарской росписи (таблицы); образцы глиняных игрушек, посуды (тарелок, кувшинов); репродукция глиняной посуды. Национальный костюм для бабушки Аминат (лакский).

Дагестанская музыка на народных инструментах (диск).

Расставлены столики в два ряда, стулья по бокам и один впереди по центру, руль для водителя.

I. Организационный момент :

Педагог :

- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости дорогие!

II. Вводная часть

Педагог : Скажите, в какой стране мы живем? А как называется столица России? А в какой республике мы живем? А в каком городе мы с вами живем?

Дети : В России, город Москва, в Дагестане, город Махачкала, в городе Кизляре. (На интерактивной доске слайд №2)

Педагог : Молодцы, ребята! Внимание на экран!

(слайд № 3 Дагестан)

Педагог : Как удивительна и разнообразна природа и культура нашего края. Ребята, с какими видами народных промыслов мы уже с вами познакомились?

Дети :

- Кубачинское ювелирное мастерство - золотые и серебряные серьги, кольца, браслеты, кувшины, кинжалы, тарелки (слайд № 4).

- Унцукульская серебряная насечка по дереву, резьба по дереву(слайд № 5);

- Табасаранские ковры (слайд № 6);

- Балхарская глиняная посуда, игрушки (слайд № 7) .

Педагог : Мы прибыли в селение Балхар. Ребята, а вот и тетушка Аминат нас встречает, давайте помашем ей рукой! (дети машут ракой из автобуса). Давайте поздороваемся с тетушкой, выйдя из автобуса (дети выходят из автобуса и здороваются с тетушкой.

Тетушка Аминат :

- Здравствуйте, ребята – гости мои дорогие! Как я рада, что вы приехали (обнимает гостей). Взгляните на мое удивительное селение…

Тетушка Аминат : А вы, ребята, хотите узнать легенду про то, как в селе Балхар начали заниматься керамикой.

Дети : Да!

Тетушка Аминат : Жил-был в ауле человек по имени Калкучи (слайд № 8).

Для изготовления своих изделий мастера используют специальную глину. Посуда окрашена в два цвета - один цвет фон, а другой узор.

Педагог : Тетушка Аминат, мы слышали, от ваших соседей, что к вам в селение едут иностранные гости.

Тетушка Аминат: Да, действительно к нам в селение Балхар едут иностранные гости. Они хотят узнать, чем славится наше селение, увидеть нашу посуду, предметы быта, игрушки которые изготавливают наши мастерицы. И я хотела бы организовать выставку балхарской посуды. Но вот беда, я только успела нарисовать карандашом рисунок, но времени очень мало осталось и я не успеваю их расписать. Раньше я сама с этой работой справлялась, а сейчас мне нужна ваша помощь. Я слышала, вы в детском саду справляетесь с росписью посуды в балхарском стиле. Вы мне поможете?

Дети : Да

Педагог : Тетушка Аминат, наши ребята многое знают про балхарский промысел. Ребята, как называется краска для росписи балхарских изделий?

Дети : Ангоб.

Педаго г : А мы, вместо ангоба будем работать с белой гуашью! Какие предметы быта изготавливают в Балхаре?

Дети: Игрушки-свистульки, сюжетные композиции на темы сказок, тарелки, кувшины.

Педагог : Ребята, какие элементы лежат в основе балхарской росписи?

Дети : Растительный, геометрический, зооморфный, а так же линия, штрих и пятно.

Педагог : Какие линии используются в балхарской росписи?

Дети : Зигзаги, волнистая линия, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки, изображения руки, глаза. (Дети называют линию и рисуют маркером на доске, сказав, что она обозначает)

Педагог : Прежде чем, начать расписывать посуду, я предлагаю немного отдохнуть, дорога была долгая и вы немного устали.

V. Физминутка.

В Дагестане есть гора

Под горой течет река

И бурлива, и шумна…

Мы по мостику пройдем-

Речку эту перейдем.

VI. Самостоятельная работа:

Тетушка Аминат : Прошу вас, проходите в мою мастерскую!

(Тетушка Аминат показывает посуду из глины – дети рассматривают).

Посмотрите, ребята, какой узор на моей посуде, я использовала волнистые линии, зигзаги, штрихи, точки, кружочки, разные по размеру, звездочки, завитки, спирали, листики, изогнутые стебельки. Ребята, занимайте свои рабочие места!

(Дети садятся на свои рабочие места, одев фартуки).

Педагог : Ребята, напоминаю, что роспись начинается с центра. Край тарелки – различные мотивы ленточного орнамента.

(показываю детям ход работы)

Дети работают самостоятельно, под тихо играющую музыку, дети рисуют по коричневому фону тарелки белой гуашью балхарский узор с моей подсказкой.

Педагог : Напоминаю, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.

(По ходу занятия, подбадриваю детей, оказываю индивидуальную помощь затрудняющимся, тетушка работает вместе с детьми за столом)

VII. Выставка работ детей.

Дети расставляют посуду на полочки. Тетушка Аминат хвалит детей.

Тетушка Аминат : Спасибо, ребята, за помощь! Вы мне очень помогли! Красивая посуда у вас получилась! А на память о вашем путешествии я вам дарю свою расписную тарелку вашему детскому саду, в музей. До свидания, ребята, приезжайте еще в гости к нам! (Прощается с детьми, провожая их, уходит)

Педагог : Ребята, нам пора обратно возвращаться в наш детский сад. Садимся обратно в наш автобус (дети садятся снова в автобус и прощаются с тетушкой, помахав ей рукой из автобуса)

IX. Итог занятия:

Педагог : Вот мы и приехали в наш детский сад.

- В каком селении мы побывали?

- Для чего мы ездили в селение Балхар?

- Чем славится селение Балхар?

(Дети обобщают знания, полученные на занятии)

Педагог : Вы молодцы! Всем большое спасибо.

Читайте также: