Суффиксы действительных и страдательных причастий конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед -л: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Правописание суффиксов причастий действительных

Образование страдательных причастий настоящего времени

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Правописание суффиксов причастий Страдательных

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ


Правописание суффиксов причастий




III. Работа по теме урока.
- Первое небольшое препятствие, встретившееся нам, лингвистическая задача. “Собери слово”.
1.В данном предложении найдите зависимое слово в словосочетании “прилагательное + существительное” и возьмите корень: Ближайшая школа была в пяти километрах от нас.
2. Из главного слова словосочетания прилететь на самолёте возьмите приставку.
3. От глагола писать возьмите глагольный суффикс.
4. Из причастия поднимающийся (ветер) возьмите суффикс.
5. Добавьте окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
6. К полученному слову добавьте суффикс возвратности.
- Какое слово у вас получилось? Правильно, молодцы! (Приближающийся). Какая это часть речи? (Причастие).
Проблемная задача. На доске задание:вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
Скач..щие кони, люб..щий брат, поднима..щийся ураган, пыла..щие щёки, леч..щий врач, стро..щийся дом, трепещ..щие от страха, грохоч..щий вдали.
Взаимопроверка.
- У кого возникли затруднения? В какой части слова? Как образуются причастия? (От глаголов суффиксальным способом).
- Обозначьте суффиксы.
Итак, как, по-вашему, звучит тема нашего урока-путешествия? ( Гласные в суффиксах причастий).

- Чему должны научиться на уроке? Что понять?
(Научиться выбирать гласную в суффиксах причастий).
- 2-ая остановка нашего путешествия.
Вспомните, на какие группы делятся причастия? (Действительные и страдательные).
- Выборочный распределительный диктант.
Из диктуемых предложений выпишите причастия, распределяя их на группы: 1 колонка – действительные, 2-ая колонка – страдательные.
Идущий впереди человек резко обернулся. Гонимые ветром облака скрылись за горизонтом. Грустно шелестела некошеная трава. Красив зарумяненный восходом прибрежный тростник. Дремлющие ивы склонились над прудом с тающим снегом. Деревья кругом стояли почти не заснеженные. Тяжело дышащий, он продолжал двигаться вперёд.
- Как образуются причастия? (От глаголов).
- Чем отличаются друг от друга действительные причастия? (Суффиксами).
- В чём, по-вашему, родство глагола и причастия?
У действительных причастий настоящего времени могут быть суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-).
- Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов 1-го и 2-го спряжения 3 лица множественного числа).
- От чего же зависит правописание гласных в суффиксах причастий? (От спряжения глагола).




Определите, от каких глаголов образованы данные причастия: читаемый, осознаваемый, видимый, движимый, ведомый.
- В чём проявляются родственные отношения глаголов и страдательных причастий настоящего времени?



(Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом-, образованные от глагола 2 спряжения, суффикс –им-).
- Правильно! Попробуйте выполнить обратное задание: образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы: прославлять – прославляемый, слышать – слышимый, признавать – признаваемый, гнать – гонимый, читать - читаемый.
Восстановите схему-алгоритм.
Страдательные причастия
От глагола …..спр. - им
……..вида …..спр. - ем-ом
- Таким образом, мы доказали, что между глаголами и причастиями есть близкие родственные отношения.
IV. Итог.
- Опираясь на восстановленные схемы, ответьте, пожалуйста, на вопрос сегодняшнего урока: как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
V. Рефлексия.
- Пользуясь полученными в нашем путешествии знаниями, определите, какой вагончик лишний, аргументируйте свой выбор.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени

Тип урока: урок усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Методы: поисковый; репродуктивный (чтение, составление и запись алгоритма - рассуждения).
Формы: коллективная, индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: ноутбук, проектор,экран,карточки.
Цель: сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Задачи:
- познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени;
- сформировать умение составлять и применять алгоритм рассуждения по заданной теме;
-развивать логическое мышление и языковое чутье;
-воспитывать чувство сотрудничества при работе группой;
-прививать интерес к предмету;
- способствовать формированию переключаться с одного вида деятельности на другой.
Ход урока

hello_html_m280e5b1c.jpg

III. Работа по теме урока.
- Первое небольшое препятствие, встретившееся нам, лингвистическая задача. “Собери слово”.
1.В данном предложении найдите зависимое слово в словосочетании “прилагательное + существительное” и возьмите корень: Ближайшая школа была в пяти километрах от нас.
2. Из главного слова словосочетания прилететь на самолёте возьмите приставку.
3. От глагола писать возьмите глагольный суффикс.
4. Из причастия поднимающийся (ветер) возьмите суффикс.
5. Добавьте окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
6. К полученному слову добавьте суффикс возвратности.
- Какое слово у вас получилось? Правильно, молодцы! (Приближающийся). Какая это часть речи? (Причастие).
Проблемная задача. На доске задание:вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
Скач..щие кони, люб..щий брат, поднима..щийся ураган, пыла..щие щёки, леч..щий врач, стро..щийся дом, трепещ..щие от страха, грохоч..щий вдали.
Взаимопроверка.
- У кого возникли затруднения? В какой части слова? Как образуются причастия? (От глаголов суффиксальным способом).
- Обозначьте суффиксы.
Итак, как, по-вашему, звучит тема нашего урока-путешествия? ( Гласные в суффиксах причастий).
- Чему должны научиться на уроке? Что понять?
(Научиться выбирать гласную в суффиксах причастий).
- 2-ая остановка нашего путешествия.
Вспомните, на какие группы делятся причастия? (Действительные и страдательные).
- Выборочный распределительный диктант.
Из диктуемых предложений выпишите причастия, распределяя их на группы: 1 колонка – действительные, 2-ая колонка – страдательные.
Идущий впереди человек резко обернулся. Гонимые ветром облака скрылись за горизонтом. Грустно шелестела некошеная трава. Красив зарумяненный восходом прибрежный тростник. Дремлющие ивы склонились над прудом с тающим снегом. Деревья кругом стояли почти не заснеженные. Тяжело дышащий, он продолжал двигаться вперёд.
- Как образуются причастия? (От глаголов).
- Чем отличаются друг от друга действительные причастия? (Суффиксами).
- В чём, по-вашему, родство глагола и причастия?
У действительных причастий настоящего времени могут быть суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-).
- Где встречается такое же сочетание гласных? (У глаголов 1-го и 2-го спряжения 3 лица множественного числа).
- От чего же зависит правописание гласных в суффиксах причастий? (От спряжения глагола).

hello_html_m19374451.jpg

Определите, от каких глаголов образованы данные причастия: читаемый, осознаваемый, видимый, движимый,ведомый.
- В чём проявляются родственные отношения глаголов и страдательных причастий настоящего времени?


(Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом-, образованные от глагола 2 спряжения, суффикс –им-).
- Правильно! Попробуйте выполнить обратное задание: образуйте от глаголов страдательные причастия настоящего времени, выделите суффиксы: прославлять – прославляемый, слышать – слышимый, признавать – признаваемый, гнать – гонимый, читать - читаемый.
Восстановите схему-алгоритм.
Страдательные причастия
От глагола …..спр. - им
……..вида …..спр. - ем-ом
- Таким образом, мы доказали, что между глаголами и причастиями есть близкие родственные отношения.
IV. Итог.
- Опираясь на восстановленные схемы, ответьте, пожалуйста, на вопрос сегодняшнего урока: как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
V. Рефлексия.
- Пользуясь полученными в нашем путешествии знаниями, определите, какой вагончик лишний, аргументируйте свой выбор.

hello_html_m16856f59.jpg

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 7 класса. Цель урока: сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Развивать логическое мышление и языковое чутье.Воспитывать умение слушать собеседника.Урок будет интересен детям с разным уровнем подготовки.

Тема: Гласные в суффиксах

действительных и страдательных причастий настоящего времени

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: доска, компьютер, сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, дидактический материал.

Цель урока: Сформировать умение правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Познакомить с правописанием суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Актуализация знаний

-Какую часть речи мы изучаем? (причастие)

-Предположите, о каких родственниках пойдёт речь? (глагол, прилагательное и причастие)

2.Исследование языкового материала

-Как образуются причастия? –

(От глагола суффиксальным способом)

(Обозначили суффиксы) Проблема с гласными или согласными? (Подчеркнули гласные) Итак, что мы будем изучать?(Начало записи темы: Гласные в суффиксах…, сдвигается штору)

-Что между данными словами общего и чем различаются? (Причастия настоящего времени, страдательные и действительные).

-Чему должны научиться на уроке? Что понять?

(Выбирать гласную в суффиксах.Узнать, от чего зависит.)

3.Определим вид причастий.

(Разносим в столбики на доске и выполняем запись в тетради).

Белеющий, гонимый, любимый, говорящий, лающий, спиленный, расфасованный, слышащий, бреющий, любящий.

В центре нашего внимания действительные причастия.

Чем различаются? (Суффиксами)(Выясняем и снова расписываем в 2 столбика)

- У действительных причастий настоящего времени могут писаться суффиксы –ущ-(-ющ) или –ащ- (-ящ-).Где встречается такое же сочетание гласных?(У глаголов в 3 лице мн. числе) (Спряжение глагола. У глаголов 1 спр. в 3 лице мн числе окончание –ут - -ют, во втором –ат - ят)

-А сейчас главный вопрос. От чего зависит правописание гласных в этих суффиксах? (ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА) Найдём глаголы, от которых образовались причастия, определим спряжение.

-Сделаем вывод. Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ущ-, -ющ- . Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –ащ-, -ящ- .

4.Закрепление.

Определите спряжение глаголов, образуйте от них действительные причастия настоящего времени.

Стелить, держать, доить, колоть, сеять, говорить, держать, дышать, выть, полоть, строить, печатать, писать, смотреть, страдать, ненавидеть.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Мы разобрались с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1 спряжения, имеют суффикс –ем-, -ом- . Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2 спряжения, имеют суффикс –им-)

Закрепление.

Определите спряжение глаголов, образуйте от них страдательные причастия настоящего времени.

Любить, передавать, хранить, облекать, возводить, стирать, читать, называть, заменять.

Подведём итог. Как выбрать гласную в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

5.Закрепление. Тесты ЕГЭ (Задание 10)

-Предлагаю рассмотреть 1 типичное задание из вариантов ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся выполняют задания ЕГЭ по русскому языку. (Самопроверка)

Отвечают на следующие вопросы:

1. Правописание каких частей речи проверяется в данных заданиях?

2. Правописание каких морфем проверяется в задании?

3.Почему правописание личного окончания глаголов и правописание суффикса действительных и страдательных причастий проверяется в одном задании?

(потому что гласные в суффиксах причастий настоящего времени зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие)

6. Рефлексия. Для чего вам нужны полученные знания? Чему вы сегодня научились? Что было интересным?

Читайте также: