Конспект по математике путешествие по сказкам в старшей группе

Обновлено: 01.07.2024

Интеграция образовательных областей: познавательная, коммуникативная, здоровье сберегающая, игровая.

Задачи.

Материалы и оборудование:

  • демонстрационный материал: мультимедиа.
  • раздаточный материал: камни с цифрами, ключ, разрезанный на три части, листки бумаги, цветные карандаши,

Содержание организационной деятельности

1. Организационный момент

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки).

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо, тогда отправляемся.

1-2-3-4-5
Мы пойдем сейчас гулять
Там, где солнышко сияет
Счастьем сердце наполняет
Все желания исполняет.
Переделаем сто дел
Но и это не предел
Каждый стульчик свой найдет
И в мир сказки попадет.

Воспитатель: Садитесь на стульчики.

Сегодня я хочу вам рассказать сказку. Сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза.

Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.

Воспитатель: Открываем глаза.

1 слайд. Мы, ребята, оказались возле дворца. Сказка начинается.

2 слайд. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.

3 слайд. Вышла она в сад погулять, а тут налетел злой волшебник, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

4 слайд. Пошел ее искать Иван-царевич. Идет день, идет два.

Подходит к избушке на курьих ножках.А там живет Баба Яга.

5 слайд. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга дала Ивану клубочек, который поможет найти замок, в котором сидит наша царевна. Но рассказала, что по дороге будет мост, на котором много змей. И пройти через него можно если Иван Царевич выполнит ее задание. Поможем Ивану-царевичу? Баба Яга задумала какое-то число.

II. Основная часть

Воспитатель:

- Какое число больше 4 на 1? (5)

- Какое число меньше 3 на 1? (2)

- Какое число больше 8 на 1? (9)

- Какое число больше 6 на 1? (7)

- Какое число меньше 9 на 1? (8)

- Какое число больше 9 на 1? (10)

- Какое число меньше 7 на 1? (6)

Воспитатель: Ребята, справились мы с заданием Бабы Яги. Молодцы!

7 слайд. И отправился Иван-царевич дальше. Катился клубочек, катился, и упал в глубокое синее море. Пригорюнился Иван-царевич, как вдруг, выплывает к нему русалка, и говорит:

- Помогу я тебе, Иван-царевич клубочек достать, но сначала задание мое нужно выполнить.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу. А чтобы выполнить задание, нужно нам идти к русалочке в мастерскую. Занимайте свои места за столами. (на столах альбомный квадратный лист и цветные карандаши)

Перед вами совсем пустой ковер, который нужно украсить. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

  • в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
  • в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
  • в центре нарисуйте синий круг;
  • в левом нижнем углу нарисуйте фиолетовый прямоугольник;
  • в правом верхнем углу нарисуйте желтый овал.

Дети встают около столов.

Физкультминутка

Иван-Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в сторону, развел, и пошел,
пошел, пошел за царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Посмотрите, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок.

9 слайд. Дверь, за которой спрятана царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.
Перед вами на столах лежат камушки, нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.

Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Назовите соседей числа 6.

Какое число стоит после 7

Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Теперь можно войти.

10 слайд.

Воспитатель: Вот и спас Иван-царевич прекрасную принцессу.

11 слайд.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы. Помогли Ивану-царевичу освободить царевну.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза.

Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернулись
Мир волшебный не забудем.

Воспитатель: Открываем глаза.

Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

Где мы с вами сегодня побывали, ребята? Что вам понравилось больше всего? А что было для вас трудным?

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Мы, ребятишки стоим возле дворца. Сказка начинается. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.

Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

  • Какие дни недели вы знаете?
  • Сколько дней недели по счету?
  • Какой первый день недели?
  • Какой пятый день недели?
  • Сколько рабочих дней, сколько выходных?
  • Какие времена года знаете?
  • Сколько месяцев в году?
  • Сколько частей суток?
  • Когда мы завтракаем?
  • Когда ужинаем?.

Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги.

Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за клубком. Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить карту, надо выполнить задание.

Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:

  • в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
  • в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
  • в центре нарисуйте черный овал;
  • в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
  • в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.

Воспитатель: А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовал Данил в правом нижнем углу. Где нарисовала Полина желтый круг?

В каком углу Ильяс нарисовала овал?

- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.

- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.

Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

Молодцы, мы помогли Ивану царевичу

Иван Царевич очень устал и ему нужно отдохнуть, и мы с ним тоже отдохнем.

Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся , разогнулся, руки в сторону, развел , и пошел ,

пошел, пошел за царевной в глушь лесную,

вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Артур, а мы ему поможем за столами. Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.

Артур, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Радмила, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.

Ребята, давайте проверим,

какое число вы поставили между числами 3 и 5.

какое число вы поставили между числами 7 и 9

какое число вы поставили между числами 1 и 3

какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

Назови число, которое больше числа 3 на 1.

Назови число, которое больше числа 5 на 1.

Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Воспитатель: молодцы, проход к замку мы расчистили, а вот что бы открыть замок нам нужно решить задачки:

  1. у Паши было 3 пирамидки, а у Карины 2. Сколько пирамид было у ребят вместе?
  2. На небе горело 6 звёзд, одна звезда упала с неба. Сколько звёзд осталось на небе?

(решение ребёнок записывает у доски)

Воспитатель: Молодцы, замок мы открыли и освободили царевну.

А за то что вы помогли освободить принцессу она вам дарит вот такие медали

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.

(Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Закреплять знания о днях недели;
2. Формировать представления о геометрических фигурах;
3. Закрепить порядковый счёт, соседей числа;
Речевое развитие:
1. Воспитывать любовь к художественной литературе через сказку;
2. Продолжать формировать умение подбирать однокоренные эпитеты к существительному;
3. Пополнять словарный запас детей.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать героям, готовность прийти на помощь;
2. Формировать представления о доброте и добрых поступках.
Материал:
Картинки пирожков с цифрами, карточки с нарисованными яблоками, конверты с разноцветными полосками разной длины, карточки с кругами разных цветов, геометрические фигуры.

1. Психологический настрой
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Скажите, с чего нужно начать день, чтобы он был хорошим?
Дети: Поздороваться, пожелать доброго утра, хорошего настроения.
Воспитатель: Я предлагаю вам подарить нашим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какой сегодня день недели? (дети называют).
Воспитатель: А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

Дети называют различные деревья.

Воспитатель: А вы знаете, что это яблонька. Но на яблоньке этой совсем нет яблок. Мы с вами в сказочном мире и все яблоки превратились в бесцветные фотографии. Что же нам делать?

Дети: Раскрасить яблоки.
Воспитатель: Скажите, а какое может быть яблоко?
Дети: Вкусное, сладкое, кислое, сочное и т.д

Пальчиковая гимнастика
Яблоко может быть спелым и сочным.
Оранжевым, розовым, жёлтым, зелёным и красным.
Вкусным, не вкусным.
Кислым и сладким.
А ещё ароматным и прекрасным.

Воспитатель: Проходите к столам и слушайте задание:
1 яблоко – жёлтое
2 яблоко – зелёное
3 яблоко – красное
4 яблоко – оранжевое
5 яблоко – розовое

Воспитатель: А сейчас давайте проверим друг у друга, поменяйтесь местами.
Воспитатель: На каком по счёту месте красное яблоко?
Дети: На 3
Воспитатель: На котором по счёту месте розовое яблоко?
Дети: На 5
Воспитатель: Какого цвета яблоко на 2 месте?
Дети: Зелёное
Воспитатель: Какого цвета яблоко на 4 месте?
Дети: Оранжевое.
Воспитатель: Молодцы, помогли мы яблоньке?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, у яблоньки есть помощники Бабы Яги?
Дети: Нет.
Воспитатель: Идём дальше (педагог прокатывает клубок дальше)
Что же нами встретилось?
Дети: Печка
Воспитатель: Печка, печка, ты не видела помощников Бабы Яги? А печка скажет нам только тогда, когда мы разложим горячие пирожки от 1 до 5. А пирожки в этой печке не простые, а цифровые. На каждом пирожке есть цифра. Нам нужно с вами разложить на приступочке пирожки от 1 до 5.
Пока дети выполняют задание, педагог спрашивает:
Воспитатель: Из какой муки можно сделать пирожки?
Дети: Из пшеничной муки – пшеничные пирожки, из гречичной муки – гречишные, из ржаной муки – ржаные, из овсяной муки – овсяные.
Воспитатель: И начинка у пирожков тоже бывает разная. Если пирожки с брусникой, то это какие пирожки?
Дети: Брусничные.
Воспитатель: Если с яблоками, то это какие пирожки?
Дети: Яблочные.
Воспитатель: Назовите соседей пирожка с цифрой 3
Дети: 2 и 1
Воспитатель: Назовите пирожок, который лежит после пирожка с цифрой 4
Дети: 5
Воспитатель: Назовите пирожок, который лежит перед пирожком с цифрой 3
Дети: 2
Воспитатель: А сейчас выложите пирожки в ряд от 5 до 1
Воспитатель: Ребята, в печке есть помощники Бабы Яги?
Дети: Нет
Воспитатель: Идём дальше. Встречается нам речка с кисельными берегами, может быть, речка видела помощников Бабы Яги. Речка предлагает её переплыть. Мы поплывём на лодках, но лодки не простые. В них помещаются пассажиры, согласно указателю на лодке. Пройдите, возьмите каждый себе по билетику, вы теперь пассажиры.

Физминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками
Кто угонится за нами? (плавательные движения)
Мы из речки вылезаем (ходьба на месте)
И все вместе отдыхаем.

(На полу разложены обручи, возле каждого обруча карточка с цветными указателями. Каждый ребёнок выбирает круг любого цвета - билет, и занимает место в лодке, согласно своему билету).
1 лодка – 4 красных кружка и 1 синий
2 лодка – 2 красных кружка и 3 синих
Воспитатель: Так сколько всего должно быть пассажиров в вашей лодке? Давайте посчитаем.
Дети: 1,2,3,4,5
Воспитатель: Давайте проверим, 1 с синим билетом и 4 с красным. А теперь давайте проверим, сколько пассажиров в соседней лодке.
Воспитатель: В этой лодке пассажиров столько же, сколько и в соседней лодке. Но здесь у пассажиров два красных билета и три синих.
Воспитатель: Ребята, у речки есть помощники Бабы Яги?
Дети: Нет.
Воспитатель: Идём дальше. Что нам встретилось на пути?
Дети: Паутина.
Воспитатель: Надо нам её распутать, чтобы мы смогли помочь Бабе Яге. Подходите к столам, нам нужно разложить полоски от самой длинной до самой короткой.

Дети выполняют задание

Воспитатель: Какого цвета полоска самая короткая? Какого цвета полоска самая длинная? Сколько всего полосок?
Дети: 5
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Смотрите, мы еже пришли к избушке Бабы Яги. А какие помощники были у Бабы Яги?
Дети: Гуси лебеди.
Воспитатель: Давайте мы их соберём. Делимся на две команды. У вас лежат конверты с геометрическими фигурами, вы из этих фигур должны собрать гусей.
После выполнения задания:
Воспитатель: Из каких геометрических фигур вы собрали гусей?
Дети: Овал, прямоугольник, круг, треугольники.

- Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!

Нажмите, чтобы узнать подробности

: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Занятие по математике

для детей старшей группы

Подготовила воспитатель: Огнянник Маргарита Яковлевна.

Конспект занятия по математике в старшей группе

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.

Образовательная: Закрепить знания детей о последовательности цифр прямом и обратном порядке.

Упражнять в умении последовательно называть время года, месяцы, дни недели, части суток

Закрепить знание геометрических фигур.

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.

Развивать внимание, логическое мышление, память и речь.

Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Методы и приемы:

Наглядные: раздаточный материал- цифры, иллюстрации.

Словесные: беседа, вопросы, загадки

Иллюстрации, магнитная доска, раздаточный материал цифры от1 до 10, лист белой бумаги А4, цветные карандаши.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?

Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.

А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “1, 2, 3 обернись, в сказке окажись!”

Открываем глаза. Сказка начинается.

Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился царь и попросил Ивана - царевича найти царевну. Идет Иван - царевич день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван - царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван-царевич ответит на ее вопросы.

Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Какой день недели будет послезавтра?

Какие времена года знаете? Назовите.

Сколько месяцев в году? Назовите.

Какой месяц в году первый?

Назовите части суток.

Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги.

Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед царевичем появилась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь, а, чтобы получить карту, надо выполнить её задание.

Воспитатель: Давайте поможем Ивану- царевичу.

Чтобы нам двигаться дальше, нужно построить мост через болото, но необычный мост, а из цифр. От 1 до 9 и в обратном порядке.

(Дети выкладывают цифры по порядку от 1 до 9 и обратно)

Назовите цифру больше 2 на 1 (3)

Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (9)

Цифра, которое меньше 7 на 1 (6)

Назовите соседей цифры6 (5 и 7)

Покажите цифру больше 3 на 2. (5)

Назовите соседей цифры9. (8 и10)

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану - царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана-царевича в сказочный лес.

-Вот и мы попали в сказочный лес.

В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание на сообразительность:

Сколько ушей у двух мышей? (4) Почему?

Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц? (3) Почему?

Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) Поясните.

Сколько домишек у 100 муравьишек? (1)

Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? (1)

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай –ка! (10) (Как получилось число 10?)

Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать _

Плюс мама –лайка.

Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось? (4)

Однажды три цыпленка,

А с ними три мышонка,

А с ними три веселых,

Бежали спозаранку играли на полянке? (9)

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?(8)

Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся, разогнулся,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Руки в стороны развел и пошел, пошел, пошел за царевной в глушь лесную,

Вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.

Воспитатель: Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок, в котором спрятана царевна. Ворота замка закрыты, вокруг замка высокая каменная стена! Как же попасть туда?

-Я придумала! А давайте мы с вами сделаем ковёр – самолёт и тогда Иван- царевич сможет на нём перелететь через высокую стену!

Для этого нам нужно сесть за столы и приступить к изготовлению волшебных ковров.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (Графический диктант):

В левом верхнем углу нарисуйте красный квадрат;

В правом нижнем углу нарисуйте зеленый прямоугольник;

В левом нижнем углу нарисуйте синий треугольник;

В правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

В центре нарисуйте оранжевый овал;

Справа от оранжевого овала нарисуйте розовый ромб

Воспитатель: а сейчас проверим:

Какую геометрическую фигуру нарисовал Егор

в правом нижнем углу?

Где нарисовала Полина желтый круг?

В каком углу Дима нарисовал овал?

-Дети, чем мы украсили наши ковры?

Ответы детей. (Геометрическими фигурами)

Воспитатель: Молодцы. Иван-царевич перелетел через стену и освободил царевну!

Вернулись они к царю и стали жить, поживать и добра наживать!

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.

(Дети считают хором)

Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.

Читайте также: