Герои русского народа однкнр 7 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, патриотические чувства.

Оборудование: фотография или картина с изображением памятника Минину и Пожарскому на

Красной площади в Москве.

I. Вводная страничка.

Русь в огне да в полыме.

Над полями голыми

Дым клубится, тянется

С дальнего села.

Где шумели с кленами

Наша доля - горюшко.

Нам дорогой разною

В лес один идти.

Где леса дремучие

Встали вровень с тучами,"

Ведущий. Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю

своего существования. Сколько горя, слез, унижения, трагедий пришлось испытать нашим

соотечественникам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и

даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в то же время

оптимизмом наполняются наши сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми

восславили русское оружие его защитники, - это героические победы, выкованные

храбростью, мужеством, глубочайшей любовью к своей израненной и страдающей Родине,

жаждой видеть свой народ свободным, могущественным, величавым.

Об одном из таких событий мы сегодня решили поговорить. Наш устный журнал посвящается

народным героям Д. Пожарскому и К. Минину и историческому событию, о котором

современное поколение россиян говорит с особым достоинством и величием, в честь которого

в России по предложению Государственной Думы Президентом РФ учрежден с 2005 года

всенародный праздник Народного согласия и единения, отмечаемый 4 ноября.

Наша задача - восстановить в памяти события, которые даже

через продолжительное время смогли повлиять на принятие такого решения - увековечить эту

главной площади города Руси установила памятник руководителям Народного ополчения?

Летописец. Страшное время пришло для Руси. Изменники-бояре впустили в Москву

иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича

Москвичи оказали сопротивление. Тогда захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела,

кроме каменных церквей и Кремля, где укрылись враги.

Казалось, нашему государству пришел конец. Но народ рассудил иначе. Он начал

освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавили ее посадский

староста из города Нижнего Новгорода Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский

"' Что же это были за личности? Обратимся к биографической справке.

Биограф. Год рождения Кузьмы Минина (Сухорук) неизвестен. Это один из организаторов и

руководителей второго ополчения в период польской и шведской интервенции начала XVII в,

Минин - нижегородский посадский человек. 1 сентября 1611 г. был избран земским старостой

и возглавил сбор средств для Народного ополчения и движения за его организацию. Военное

руководство по совету Минина принял князь Д. М. Пожарский. До созыва Земского собора

выполнявший функции правительства. В боях за Москву 22-24 августа 1612 г. проявил

большую активность и личную храбрость. В 1613 г. Минин вошел в состав Боярской думы,

получив чин думского дворянина.

Минин - один из наиболее популярных национальных героев русского народа. Умер Минин в

середине 1616 г.

Биограф. Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года. Государственный и

военный деятель России, князь. Происходил из ветви рода князей Стародубских. В 1598 г.

стряпчий и член Земского собора. С 1602 г. - стольник, с 1613 г. - боярин. Участвовал в

гг. - сторонник Василия Ивановича Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II; с начала 1610г.

воевода в Зарайске. Участник 1 -го ополчения 1611 г. и восстания против польско-литовских

интервентов в Москве 19-20 марта, в ходе которого был ранен. С конца октября 1611 года

один из руководителей 2-го ополчения. В конце 1612-начале 1613г. Пожарский (вместе с Д.

Т. Трубецким) во главе временного правительства. В 1615 г. руководил боевыми действиями

против польских отрядов А. И. Лисовского на юго-западе страны, в 1618г. участвовал в

отражении похода польских войск во главе с Владиславом IV, в 1633-1634 гг. второй воевода

русской резервной группы - войск в Можайске. В 1616-1618 гг. и 1632-1633 гг. возглавлял

сбор пятины; руководил приказами: Галицкой частью, Ямским, Разбойным, Приказных дел,

Московским судным. Участник русско-английских (1617), русско-польских (1635) и русско-

крымских (1630-1640) переговоров.

V. Памятник Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади. Экскурсия.

Очевидец (экскурсовод). В Москве на Красной площади им поставлен памятник работы

русского скульптора Ивана Петровича Мартоса.

Давайте подойдем к памятнику и, не торопясь, рассмотрим его. Откуда лучше всего видно?

Справа - князь Пожарский. Он еще болен, еще страдает от ран, полученных в боях с

захватчиками. Превозмогая боль, он пытается встать, правой рукой опираясь на меч, а левой -

Князь внимательно слушает Кузьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к

опытному полководцу и просит возглавить народное ополчение.

У Кузьмы Минина - облик былинного богатыря: могучие плечи, широкая грудь. Он

уговаривает князя перемочь недуги и выйти на битву. Левая рука его - на рукояти меча, а

правая поднята. Пять пальцев ее - как пять лучей, и она призывает подняться на борьбу и

князя Пожарского, и всю страну.

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой.

Под этой бронзовой десницей снежным утром 7 ноября 1941 года проходили полки - с парада

на фронт - бить полчища гитлеровцев, вплотную подступивших к Москве.

Памятник установлен на постаменте из светлого мрамора. Спереди и сзади - бронзовые

пластины-горельефы, они рассказывают об освободительной войне 1612 года.

победы над врагом, как это было и в минувшую войну. Справа - семь человек и слева - семь

человек. А посередине - пирамида из народных подарений. Отчетливо видны монеты у

основания пирамиды. Кажется, они вот-вот посыплются вниз и зазвенят о мрамор постамента.

Справа мужчины таскают тяжести, металл для вооружения. Слева - женщины в кокошниках

отдают драгоценности - серьги, бусы.

Задержитесь взглядом на левом углу горельефа. Там немолодой мужчина с обнаженной

головой отдает Отечеству самое дорогое, что у него есть, - двух своих юных сыновей.

Движения его рук ласковы, печальны и тверды.

Здесь автор памятника Мартос изобразил себя и детей своих. Когда в 1812 году полчища

Наполеона вторглись в Россию, сыновья Мартоса с его отеческого благословения пошли на

войну и храбро сражались.

главе с князем Пожарским гонят за х ватчиков из Москвы и пределов нашего государства.

Захватчики отступают, оружие они растеряли. И сами они растеряны. А наши полны

бодрости. 8 них есть нечто сказочное. Конь у Пожарского - маленький, с волнистым хвостом,

как Конек-Горбунок. А трубач в шлеме с бармицей! В какой нотный знак, в какой лихой

медный крендель свернулась у него труба, в которую он трубит долгожданную победу?

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый бронзовый памятник в Москве. Он был

установлен на Красной площади в 1818 году.

Это были памятные и славные годы! Полной победой над захватчиком Наполеоном и

изгнанием его полчищ из России закончилась Отечественная война 1812 года. Москва,

спаленная пожаром этой войны, быстро отстраивалась и становилась все краше и наряднее.

И памятник Минину и Пожарскому стал памятником победы русского оружия не только в

справедливой войне 1612 года, но и в Отечественной войне 1812 года. Недаром автор

памятника Иван Петрович Мартос на переднем горельефе изобразил себя и своих сыновей -

современников и участников войны с Наполеоном.

Ведущий. История. Без прошлого не было бы настоящего, как невозможно и будущее.

-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии и культурные особенности разных народов;

- умение различать народы, описывать памятники культуры и культурные традиции, используя основные и дополнительные источники информации;

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о

российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей

· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование

умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог, работать в коллективе;

- умение проводить поиск информации в научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;

- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;

- развивать речь, культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам;

- овладение навыками чтения и осмысления текстов различных стилей и

жанров, в том числе религиозного характера;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и

аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров.

Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;

-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре ;

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания

особой роли многонациональной России в современном мире;

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к

родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

- принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

К концу обучения учащиеся научатся:

- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из

- Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, литературных и религиозных текстах;

- Выделять и формулировать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;

- Оценивать поступки героев, их поведение с точки

зрения нравственных ценностей;

- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать

высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного

текста, произведения живописи, иконописи;

- Оценивать поступки реальных лиц, героев литературных произведений и

фольклора, высказывания известных личностей;

- Работать с исторической картой : находить объекты в соответствии с

- Высказывать предположения о последствиях неправильного

(безнравственного) поведения человека;

- Оценивать свои поступки, исходя из знания правил нравственности и этики.

Основное содержание курса

Россия – наша Родина. Природные и географические особенности России. Форма правления. Органы власти. Форма территориального устройства. Административное деление РФ. Государственная символика РФ. Русский язык – государственный язык РФ. Москва – столица России. РФ – многонациональное и многоконфессиональное государство. Крупные города.

Россия – многоконфессиональное государство. Особенности многоконфессионального государства.

Традиционные религии народов России . Христианство. Ислам. Буддизм. Иудаизм. История возникновения и распространения мировых религий на территории России. Народы, исповедующие эти религии.

Жизнь Иисуса Христа. Библейские истории о рождении и жизни Иисуса Христа.

Крещение Руси. История принятия христианства князем Владимиром. Распространение православной веры.

Войдем в православный храм. Православный храм. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон.

Храмы России. Храм Василия Блаженного. Храм Христа Спасителя. Храм Покрова на Нерли и другие.

Монастыри России. Соловецкий монастырь. Ферапонтов монастырь. Кирилло-Белозерский монастырь. Новоиерусалимский монастырь.

Православные иконы. Владимирская икона Божией матери. Казанская икона Божией материи и другие.

Жизнь великого Будды. Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания.

Войдем в буддийский храм. Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма.

Культурные традиции буддизма. Культурные особенности буддизма. Искусство танка.

Жизнь пророка Мухаммеда. Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммеда.

Войдем в мечеть. Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети.

Культура ислама. Вклад мусульман в развитие культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Исламский календарь.

Войдем в синагогу. Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и внутреннего убранства синагоги.

Иудаизм и культура. Тора – Пятикнижие Моисея. Еврейский календарь.

Народные праздники. Масленица. Троица. Иван – Купала. Праздник Коляды. Святки. Новый год. Шмуэль-тряпичник. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Навруз – день встречи Нового года и праздник весны. Пурим – еврейский праздник радости и ликования.

Религиозные праздники. Рождество – праздник рождения Иисуса Христа . Пасха – день Святого воскресения. Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота. Весак – день рождения, просветления

и ухода из человеческой жизни Будды.

Государственные праздники. День России. День защитника Отечества. Международный женский день. День народного единства и согласия. День Конституции.

Дни воинской славы России. Памятные даты в истории России.

Знаменитые сражения Великой Отечественной войны. Московская битва. Сталинградская битва. Сражение на Курской дуге. Героическая блокада Ленинграда.

Герои войны – наши земляки. Герои ВОВ – уроженцы Дятьковского района.

Великая Отечественная война в стихах. Стихи о Великой Отечественной войне.

Песни Великой Отечественной войны. Песни о Великой Отечественной войне.

Великие имена в истории культуры России. Знаменитые российские ученые, писатели, художники, музыканты.

Вклад наших земляков в Отечественную культуру. Знакомство с деятельностью известных людей нашего края. Орловский край – родина и место жительства многих известных писателей, художников, внесших свой вклад в развитии отечественной культуры.

Достопримечательности Дятькова и Брянской области. Знаменитые усадьбы и другие памятники культуры в Дятьково и Брянской области.

Исторические места Дятьковского района. Сквер героев партизан, сквер Мужества, Мемориал и другие исторические места.

Олимпийские игры в Сочи 2014 г. Сочи - столица зимней Олимпиады 2014 г. Стадионы и спортивные площадки. Талисманы Олимпиады. Российская сборная. Призеры Олимпиады.

Хранить память предков. Восстановление и сохранение памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Знаменитые музеи и картинные галереи России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

углубить раскрытие темы христианского подвига – подвиг ратный;

дать знания о русских святых князьях – защитниках Отечества;

познакомить с памятниками православной культуры в их честь;

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.

Учебник: Шевченко Л.Л. Основы православной культуры.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Карта урока ОДНКНР. Основы православной культуры

ФИО учителя Власенко Ирина Ивановна

Класс 5 Дата 03.11.15 г.

Тема урока

Цели урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений.

Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания.

К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог

Краткий конспект урока с комментарием

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность обучающихся (в виде УУД)

1. Организационный момент. Психологический настрой

Мотивирует учащихся на начало урока

- Вижу, все готовы к серьёзной работе. Займите свои рабочие места.

(исполняющего заповеди Божьи, посвятивших всю жизнь служению Богу)

- Жизнь святых проходила в разные времена, среди разных народов, они были богатыми и бедными, юными и стариками. Но что их объединяло?

(великая любовь к Богу, к людям)

- История жизни святых поучительна для людей, они стараются подражать им. Мы учимся у них таким качествам, как верность, смирение, милосердие и др. Сейчас я прочту вам отрывки из жития некоторых святых, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, а вы постарайтесь определить о ком идет речь:

1) стр. 74 (София, Вера, Надежда, Любовь)

2) стр. 77 (братья-князья Борис и Глеб)

3) стр. 81 (Преподобный Сергий Радонежский)

Приветствуют учителя и садятся

Вступают в диалог с учителем

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

2. Актуализация опорных знаний

Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.

- Мы продолжаем изучать новые имена христиан, жизнь которых может быть названа подвигом. Это святые воины. Посмотрите на слайд. Кто на них изображен?

- А как еще можно назвать святых воинов? (защитники земли Русской, герои)

- Какое ключевое слово у нас получилось?

- Кто из вас знает, что такое ратный подвиг?

Сравнивают, уточняют свою формулировку

Участие в учебном диалоге. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

3. Изучение нового материала

Организует работу по учебнику. Стр. 85.

- Кто такой герой?

- Какими качествами души должен обладать герой?

(сложносоставное слово: благо (добро) и верный (вера), т.е. благая вера, верный Богу)

Уметь оценивать поступок героя с точки зрения общечеловеческих норм

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Уметь аргументировать своё мнение с опорой на текст

- Продолжим наш разговор. На примере жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца, святого благоверного князя Александра Невского и святого благоверного князя Дмитрия Донского мы уточним наши знания о ратном подвиге.

Работа в группах.

1 группа читает о жизни святого богатыря преподобного Ильи Муромца стр. 85

2 группа читает о жизни святого благоверного князя Александра Невского стр. 86

3 группа читает о жизни святого благоверного князя Дмитрия Донского стр.86

- Какой подвиг они совершили?

- За что они были причислены к лику святых?

- А какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?

- Какие качества души ему необходимы для этого?

(В христианской культуре существует иерархия вечных ценностей. Среди них одна из важнейших – любовь к Отечеству. Эта ценность требует от человека таких качеств, как любовь, ответственность, жертвенность, служение)

Выполняют под музыку движения

Дети читают и обсуждают вопросы в группах

Обсуждают и анализируют, делают вывод

Умение работать в коллективе

5. Закрепление знаний

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Формирование умения сотрудничать в совместном решении учебной задачи

6. Итог урока. Домашнее задание

Выводит домашнее задание на слайде

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

-Зачем нам нужен был этот урок?

сегодня я узнал…

урок дал мне для жизни…

Способность к самооценке

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Самоанализ по каждому этапу урока, оценки за урок

Тема урока: Ратный подвиг

углубить раскрытие темы христианского подвига – подвиг ратный;

дать знания о русских святых князьях – защитниках Отечества;

познакомить с памятниками православной культуры в их честь;

развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению исторической литературы;

развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

углубить раскрытие нравственных категорий ответственность, служение, любовь к Отечеству;

формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Личностные УУД:

формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном единстве;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные УУД:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

выполнять корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, аудиофайл, иллюстрация);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.

Учебник: Шевченко Л.Л. Основы православной культуры.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Начало урока было направлено на определение эмоционального состояния учащихся и уровень учебной мотивации, затем дети актуализировали ранее приобретенные знания.

Создание мотивирующей ситуации с дальнейшим затруднением в учебной деятельности привело к проблемной ситуации. Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны и связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную деятельность школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

1.По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с заданиями учебника).

2.По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.

Следующий этап урока - актуализация опорных знаний. Здесь использовался метод наглядности и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся обобщили и систематизировали полученные сведения. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, фронтальная.

На основном этапе - этапе изучения нового материала - метод наглядности (демонстрация слайдов), объяснение учителя, работа по учебнику, фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды, задавались вопросы, над которыми они могли подумать, вспомнить из своего жизненного опыта.

На рефлексивном оценочном этапе удалось вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия по изученному материалу. Дети проанализировали урок: что получилось, что нужно доработать. Ученики высказывали свое мнение, используя слова-помощники, которые способствуют развитию правильной речи, оценили себя и были оценены группой. Учителем был подведен итог урока.

Домашнее задание - творческого характера было предложено на выбор, с целью дать возможность ребенку самому определиться. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу. Дети показали, что усвоили новые понятия, умеют осмысленно читать и выделять главное. Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся этого класса. Большая часть класса достигла результата. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Урок достиг поставленных целей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенная разработка содержит вариант контрольно-измерительных материалов по предмету ОДНКНР.

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР 7 класс

Цель работы: проверить степень освоения учебного материала по предмету ОДНКНР обучающимися 7 класса.

Содержание работы

Сокровища нравственности. Разные ценности. Нематериальные ценности. Образцы мужского поведения. Образцы женского поведения. Разные правила для людей разных профессий.

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов за работу составляет 13. За задания 1, 2, 5, 7 выставляется по 2 балла, остальные оцениваются в один балл. Тест состоит из одного варианта. Время выполнения работы 45 минут.

Минимальное количество баллов для получения зачёта 7.

Тест для прохождения промежуточной аттестации

по ОДНКНР 7 класс

Инструкция по выполнению работы

Всего 9 заданий, начать советуем с тех заданий, которые вызывают у вас меньше затруднений, затем переходите к следующим заданиям. Внимательно читайте формулировку вопроса. Ответ обводите в кружок. Задания с пометой * имеют несколько вариантов ответа.

Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием

Человечность 2. Великодушие 3. Человеколюбие 4. Черствость 5. Нравственность

Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения

Б. Понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство

В. Все хорошее, полезное, что помогает жить

Г. Совокупность правил поведения, добровольно соблюдаемых людьми

Прочитайте притчу и определите, какую важную мысль она содержит. Выберите вариант ответа.

У одного мальчика был очень плохой характер. Его отец дал ему мешок с гвоздями и сказал, что всякий раз, как он будет кого-то обижать, должен забить один гвоздь в забор.

В первый день мальчик забил тридцать семь гвоздей. В последующие дни, когда он начал учиться контролировать свой гнев, стал забивать все меньшее количество гвоздей. Он сделал открытие, что легче сдержать себя, чем потом забивать гвоздь. Наступил день, когда он смог полностью контролировать свой характер в течение этого дня. Его отец сказал, что теперь за каждый день, который он сумел сдержаться, пусть вытаскивает из забора по одному гвоздю.

Проходили дни, и вот однажды в двери не осталось ни одного гвоздя. Отец взял за руку сына, подвел к забору и сказал: "Видно, сынок, что ты здорово потрудился, но посмотри, сколько дырок осталось в дереве. Никогда больше оно не будет таким, как раньше".

А) мальчик не умел правильно забивать гвозди.

Б) Мальчик хорошо трудился и в двери было много дырок.

В) Каждый раз, когда ты обижаешь кого-то, после этого остаются шрамы. Ты можешь кому-то сказать что-то плохое, потом забрать свои слова назад, но шрамы останутся навсегда. Будем же осторожными, когда говорим что-либо.

4. Распределите пословицы и поговорки народов России по группам. Запишите букву в соответствующий столбец.

А) Рыба без воды не проживет, а человек — без дружбы. (эвенк)

Б) Береги платье снову, а честь смолоду.

В) Большая душа, как большой костер, — издалека видна.

Г) Хлеб из лебеды что горчица, а кто дружбу мутит, в друзья не годится. (башкир)

Д) Честь и выгода в одном мешке не лежат. (еврейская).

5. Впишите в пословицу недостающие слова.

Посеешь мысль – пожнёшь ___________; посеешь поступок – пожнёшь _______________; посеешь привычку – пожнёшь _____________; посеешь характер – пожнёшь ___________.

6. Какие важные роли выполнял мужчина в обществе во все времена?

А) труженик-пахарь В) отец

7. Установите соответствие. Ответы запишите ниже.

1. Кодекс чести рыцаря. Западная Европа, 11 – 16 вв.

4. Кодекс светского аристократа. Европа,

Америка, Россия, XIX век

Г) Служи Отечеству и Государю верой и правдой, а от­вечай перед Богом. Служи, но не прислуживайся. Никогда не роняй честь своего благородного рода и своей семьи. Следуй в поведении лучшим людям Отечества и сам будь идеалом поведения.

Читайте также: