Конспект урока рикки тикки тави 4 класс планета знаний
Обновлено: 06.07.2024
Содержимое публикации
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Киплинга; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную речь, память (через знакомство с новыми словами, пересказ прочитанного по составленному плану и иллюстрации учебника); воспитывать доброту, внимательное и чуткое отношение к окружающим, чувство сострадания.
Оборудование: иллюстрация учебника.
- Расшифруйте слова. Как они связаны с темой, которую мы изучаем?
ловКры, тышМарка, олакрез
II . Проверка дом. задания.
- Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове. Что было задано на дом?
- Чему учит нас эта басня? Какие недостатки людей высмеивает автор?
2. Чтение по ролям.
III . Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
Работа с загадкой.
Делится со всеми – привычка моя.
Вам яда не надо? – спросила … .
- О ком говорится в загадке? Почему вы так думаете? Что вы знаете о змеях?
- На свете живёт около 2000 видов змей. Есть змеи маленькие, длиной 30 см, а есть змеи длиной больше 10 м.
Змеи хорошо плавают, ползают, лазают по деревьям.
Раз в год змея сбрасывает свою старую кожу.
Жалит змея 2 острыми зубами.
Все змеи питаются животными. Небольшие змеи едят маленьких животных, а самые маленькие – лягушек, мышей, птиц, кузнечиков. Удавы и питоны душат свою добычу, а потом заглатывают её целиком.
- Но не все животные боятся змей. Кто из вас знает, какие животные сами являются опасными для змей?
- Одним из животных, которое способно защитить себя от змеи, является зверёк мангуст (на доске).
IV . Знакомство с новым произведением.
Первичное чтение 1 части сказки.
Проверка первичного восприятия прочитанного.
-Какое настроение возникло у вас после чтения? Почему? Попробуйте объяснить своё состояние и чувства.
- Кто такой Рикки-Тикки-Тави?
V . Изучение нового материала.
C ловарная работа.
ЛОЖБИНА – узкий неглубокий овраг.
- Объясните, что такое припёк.
2. Вторичное чтение. Анализ содержания. Выборочное чтение.
- Кто такой Рикки-Тикки-Тави? Как он выглядел?
- О каких повадках мангустов вы узнали?
- Что было начертано на семейном гербе мангустов? Как вы это понимаете?
- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Каким предложением её можно подписать?
- Расскажите о том, как мангуст попал в дом мальчика и его родителей.
3. Деление на части. Озаглавливание.
IX . Обобщающая работа.
- Какое произведение начали читать на уроке? Почему оно так называется?
-Расскажите, что вы узнали о мангустах. При ответе пользуйтесь иллюстрацией и составленным планом.
- Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа?
- Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга?
2.Рассказ о писателе.
Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли.
- Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст?
- Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк.
1.Целеполагание.
- В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста.
- Мангуст – семья. Мангуст – змеи.
2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения).
- Прочитайте, как называется рассказ?
- Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь?
- Что обозначает название?
а/ Чтение первой части самостоятельно.
- О ком идёт речь?
- Почему он получил такую кличку?
- Где жил мангуст?
- Какая беда произошла с ним?
- Как он оказался в саду Большого человека?
б/ Словесное рисование.
- Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах?
2.Знакомство с семьёй, домом.
в/ Чтение 2 части, деление на части.
г/ Подготовка к пересказу по частям:
- разговор с птицами;
- Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части?
- Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение).
3.Прогнозирование. (3 часть).
- Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями?
-Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех.
а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца).
- О чём шепчутся Наг и Нагайна?
- Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место?
б/ Самостоятельное чтение разговора змей.
в/ Чтение по ролям.
Наг, Нагайна, автор.
- Какие страшные планы вынашивали змеи?
г/ Комбинированное чтение.
- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?
Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок.
- Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение.
д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй.
4.Повторение композиции повествования.
- С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны).
- Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом).
- Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент.
(Схватка мангуста с коброй).
- Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность).
5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой).
Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной.
- Почему Дарзи пел ему печальную песню?
- Как встретил Дарзи Рикки?
- Как встретили Рикки люди?
- Имел ли Рикки право гордиться собой?
Прочитайте последнее предложение.
- Почему же он охранял этот сад так рьяно?
6.Прослеживание отношений мангуста с людьми.
-Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны.
Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой,
обернули в вату, старались
- Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру-
вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас.
шёрстку в порядок,
вскочил на плечо Тедди.
- Исследует дом. Не мешают ему.
- Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают
шего шороха вскакивает. его судьбу.
- Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо-
Нага , обессиленный. дарны ему за спасение.
- После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на-
он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача,
в дом. называют спасителем.
7.Обобщение.
- Вы видите, между ними точек соприкосновения.
- Как вы думаете, как автор относится к мангусту?
- Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль?
(Любовь и преданность друзей).
- Представьте, если бы люди выгнали мангуста.
- Человек, как разумное существо, особенно остро должен
понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром.
- Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями?
8.Пятистишие о друге.
За хорошего друга не жаль и жизнь отдать.
9.Прослеживание отношений мангуста и змей.
- Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза,
с Дарзи. пугает, хитрит, старается
- Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается
куснул змею, вспомнил убить его хвостом,
уроки матери. Достать Дарзи и птенцов.
- Он в ярости. Ускользают.
- В доме он сторожит: Появляются, ведут себя
прокрался, подслушивает, в доме свободно,
наблюдает. раскачивается, остаётся.
- Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив-
гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил
куда вонзить зубы. мангуста.
- Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору,
следует, вцепившись. желая спастись.
10.Обобщение.
- Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить.
11.Свободное письмо.
- Запишите свои мысли по поводу прочитанного.
12.Рефлексия.
- Понравился вам рассказ?
- За кого переживали?
Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей.
- продолжить знакомство с творчеством Р. Киплинга; работа над сказкой "Рикки-Тикки-Тави";
- учить осмысленному чтению;
- развивать навык беглого и внимательного чтения, навыки устной речи, творческие способности детей;
- ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
Оборудование: компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный этап.
Работа со слайдом № 1.
- В начале нашего урока я бы хотела, чтобы вы вспомнили одну замечательную пословицу: Чтение - вот лучшее :
- А кого мы называем хорошим, серьезным читателем? (Человека, который хорошо читает, понимает прочитанное, знает и любит книги и умеет их самостоятельно выбирать).
2. Проверка домашнего задания.
- Что вы читали дома к сегодняшнему уроку?
Работа с "Пирамидой-отзывом" (см. слайд № 2).
Пример готовой работы:
1 слово - о девочке
2 - хороший конец
3 - трактир в деревне Монфермейль
4 - тяжелая жизнь Козетты у Тенардье
5 - Козетта - сирота; незнакомец - добрый; господа Тенардье - жадные и злые, их дочери - равнодушные
6 - жалость, страх, обиду, гнев, злость, радость
7 - история со счастливым концом для главной героини
8 - реклама или рекомендация книги
- Эта книга интересна тем, что:
- В книге мне понравилось то, что:
- Книга В. Гюго заставляет задуматься о :
- Обязательно прочитайте книгу о Козетте, потому что:
Коллективное составление пирамиды-отзыва; рекламу или рекомендацию книги читают на выбор 2 - 3 ученика.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великих писателей о детях и для детей.
Слайд № 4 - тема урока: Редьярд Киплинг "Рикки-Тикки-Тави".
- Какое произведение Р. Киплинга мы читали в третьем классе? (Маугли)
- Познакомимся поближе с автором замечательных историй, сказок для детей и взрослых, писателем и поэтом Редьярдом Киплингом.
- Наша задача - узнать, какая великая тайна и красота таятся в сказке Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави".
4. Усвоение новых знаний.
Первичное восприятие текста сказки.
а) Чтение первой части по учебнику, с. 110 - 112. Чтение по "цепочке" по абзацам.
б) Анализ прочитанного.
- Кого мы можем назвать главным героем сказки? Почему?
Слайд № 12 - фотография мангуста.
- Похож ли мангуст у Киплинга на настоящего?
Работа с иллюстрацией учебника, с. 111.
5. Физминутка.
- Выполним несколько упражнений, станем такими же ловкими, как Рикки-Тикки-Тави.
6. Продолжение знакомства с текстом сказки.
Анализ первичного восприятия первой части сказки.
- Найдите те важные слова, которые характеризуют главного героя - мангуста и запишите их в тетрадь.
- Какое качество характера, на ваш взгляд, самое главное из всех названных?
- Найдите и закончите предложение: "Нет на свете ничего труднее:".
- Как вы думаете, зависит ли от этой черты характера мангуста дальнейшее продолжение сказки?
7. Чтение второй части сказки по учебнику, с. 112 - 114
- Прочитайте вторую часть сказки про себя и определите, какие новые герои появляются в сказке.
Слайд № 12 - фотография кобры.
Чтение второй части сказки по отдельным смысловым отрывкам и по ролям.
Фут - 0,3 метра (от англ. "фут" - ступня)
Беседа после чтения, выборочное чтение.
- Прочитайте, как выглядит Наг.
- Есть ли что-то одинаковое в характерах этих героев?
- Представьте, что вы - Рикки-Тикки. Что бы вы стали делать дальше?
8. Чтение третьей части сказки - комбинированно, учителем и учащимися.
Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
- Какое событие произошло дальше?
- Вернемся к описанию мангуста в ваших тетрадях. Какие качества вы бы добавили?
Чтение последней части сказки учителем.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Смогли ли мы узнать, какая тайна и красота прячутся в сказке?
Домашнее задание: прочитать сказку; подготовиться к письменной проверке прочитанного.
Цель: создать условия для глубокого осмысления текста; развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать подтекст произведения;воспитание любви и интереса к животным.
Литература 4 класс.
Провела: Вакулина С.В.
Цель: создать условия для глубокого осмысления текста;
развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать
воспитание любви и интереса к животным.
2.Опе- рацион-ные этапы.
1.Мотивация.
- Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа?
- Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга?
2.Рассказ о писателе.
Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли.
- Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст?
- Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк.
1.Целеполагание.
- В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста.
- Мангуст – семья. Мангуст – змеи.
2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения).
- Прочитайте, как называется рассказ?
- Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь?
- Что обозначает название?
а/ Чтение первой части самостоятельно.
- О ком идёт речь?
- Почему он получил такую кличку?
- Где жил мангуст?
- Какая беда произошла с ним?
- Как он оказался в саду Большого человека?
б/ Словесное рисование.
- Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах?
2.Знакомство с семьёй, домом.
в/ Чтение 2 части, деление на части.
г/ Подготовка к пересказу по частям:
- разговор с птицами;
- Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части?
- Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение).
3.Прогнозирование. (3 часть).
- Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями?
-Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех.
а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца).
- О чём шепчутся Наг и Нагайна?
- Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место?
б/ Самостоятельное чтение разговора змей.
в/ Чтение по ролям.
Наг, Нагайна, автор.
- Какие страшные планы вынашивали змеи?
г/ Комбинированное чтение.
- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?
Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок.
- Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение.
д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй.
4.Повторение композиции повествования.
- С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны).
- Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом).
- Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент.
(Схватка мангуста с коброй).
- Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность).
5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой).
Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной.
- Почему Дарзи пел ему печальную песню?
- Как встретил Дарзи Рикки?
- Как встретили Рикки люди?
- Имел ли Рикки право гордиться собой?
Прочитайте последнее предложение.
- Почему же он охранял этот сад так рьяно?
6.Прослеживание отношений мангуста с людьми.
-Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны.
Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой,
обернули в вату, старались
- Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру-
вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас.
шёрстку в порядок,
вскочил на плечо Тедди.
- Исследует дом. Не мешают ему.
- Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают
шего шороха вскакивает. его судьбу.
- Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо-
Нага , обессиленный. дарны ему за спасение.
- После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на-
он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача,
в дом. называют спасителем.
7.Обобщение.
- Вы видите, между ними точек соприкосновения.
- Как вы думаете, как автор относится к мангусту?
- Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль?
(Любовь и преданность друзей).
- Представьте, если бы люди выгнали мангуста.
- Человек, как разумное существо, особенно остро должен
понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром.
- Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями?
8.Пятистишие о друге.
За хорошего друга не жаль и жизнь отдать.
9.Прослеживание отношений мангуста и змей.
- Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза,
с Дарзи. пугает, хитрит, старается
- Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается
куснул змею, вспомнил убить его хвостом,
уроки матери. Достать Дарзи и птенцов.
- Он в ярости. Ускользают.
- В доме он сторожит: Появляются, ведут себя
прокрался, подслушивает, в доме свободно,
наблюдает. раскачивается, остаётся.
- Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив-
гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил
куда вонзить зубы. мангуста.
- Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору,
следует, вцепившись. желая спастись.
10.Обобщение.
- Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить.
11.Свободное письмо.
- Запишите свои мысли по поводу прочитанного.
12.Рефлексия.
- Понравился вам рассказ?
- За кого переживали?
Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей.
Читайте также: