Конспект урока рикки тикки тави 4 класс планета знаний

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Р.Киплинга; совершенствовать навыки правильного, беглого и осознанного чтения; корригировать связную устную речь, память (через знакомство с новыми словами, пересказ прочитанного по составленному плану и иллюстрации учебника); воспитывать доброту, внимательное и чуткое отношение к окружающим, чувство сострадания.

Оборудование: иллюстрация учебника.

- Расшифруйте слова. Как они связаны с темой, которую мы изучаем?

ловКры, тышМарка, олакрез

II . Проверка дом. задания.

- Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове. Что было задано на дом?

- Чему учит нас эта басня? Какие недостатки людей высмеивает автор?

2. Чтение по ролям.

III . Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

Работа с загадкой.

Делится со всеми – привычка моя.

Вам яда не надо? – спросила … .

- О ком говорится в загадке? Почему вы так думаете? Что вы знаете о змеях?

- На свете живёт около 2000 видов змей. Есть змеи маленькие, длиной 30 см, а есть змеи длиной больше 10 м.

Змеи хорошо плавают, ползают, лазают по деревьям.

Раз в год змея сбрасывает свою старую кожу.

Жалит змея 2 острыми зубами.

Все змеи питаются животными. Небольшие змеи едят маленьких животных, а самые маленькие – лягушек, мышей, птиц, кузнечиков. Удавы и питоны душат свою добычу, а потом заглатывают её целиком.

- Но не все животные боятся змей. Кто из вас знает, какие животные сами являются опасными для змей?

- Одним из животных, которое способно защитить себя от змеи, является зверёк мангуст (на доске).

IV . Знакомство с новым произведением.

Первичное чтение 1 части сказки.

Проверка первичного восприятия прочитанного.

-Какое настроение возникло у вас после чтения? Почему? Попробуйте объяснить своё состояние и чувства.

- Кто такой Рикки-Тикки-Тави?

V . Изучение нового материала.

C ловарная работа.

ЛОЖБИНА – узкий неглубокий овраг.

- Объясните, что такое припёк.

2. Вторичное чтение. Анализ содержания. Выборочное чтение.

- Кто такой Рикки-Тикки-Тави? Как он выглядел?

- О каких повадках мангустов вы узнали?

- Что было начертано на семейном гербе мангустов? Как вы это понимаете?

- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? Каким предложением её можно подписать?

- Расскажите о том, как мангуст попал в дом мальчика и его родителей.

3. Деление на части. Озаглавливание.

IX . Обобщающая работа.

- Какое произведение начали читать на уроке? Почему оно так называется?

-Расскажите, что вы узнали о мангустах. При ответе пользуйтесь иллюстрацией и составленным планом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа?

- Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга?

2.Рассказ о писателе.

Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли.

- Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст?

- Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк.

1.Целеполагание.

- В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста.

- Мангуст – семья. Мангуст – змеи.

2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения).

- Прочитайте, как называется рассказ?

- Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь?

- Что обозначает название?

а/ Чтение первой части самостоятельно.

- О ком идёт речь?

- Почему он получил такую кличку?

- Где жил мангуст?

- Какая беда произошла с ним?

- Как он оказался в саду Большого человека?

б/ Словесное рисование.

- Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах?

2.Знакомство с семьёй, домом.

в/ Чтение 2 части, деление на части.

г/ Подготовка к пересказу по частям:

- разговор с птицами;

- Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части?

- Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение).

3.Прогнозирование. (3 часть).

- Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями?

-Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех.

а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца).

- О чём шепчутся Наг и Нагайна?

- Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место?

б/ Самостоятельное чтение разговора змей.

в/ Чтение по ролям.

Наг, Нагайна, автор.

- Какие страшные планы вынашивали змеи?

г/ Комбинированное чтение.

- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?

Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок.

- Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение.

д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй.

4.Повторение композиции повествования.

- С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны).

- Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом).

- Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент.

(Схватка мангуста с коброй).

- Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность).

5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой).

Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной.

- Почему Дарзи пел ему печальную песню?

- Как встретил Дарзи Рикки?

- Как встретили Рикки люди?

- Имел ли Рикки право гордиться собой?

Прочитайте последнее предложение.

- Почему же он охранял этот сад так рьяно?

6.Прослеживание отношений мангуста с людьми.

-Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны.

Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой,

обернули в вату, старались

- Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру-

вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас.

шёрстку в порядок,

вскочил на плечо Тедди.

- Исследует дом. Не мешают ему.

- Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают

шего шороха вскакивает. его судьбу.

- Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо-

Нага , обессиленный. дарны ему за спасение.

- После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на-

он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача,

в дом. называют спасителем.

7.Обобщение.

- Вы видите, между ними точек соприкосновения.

- Как вы думаете, как автор относится к мангусту?

- Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль?

(Любовь и преданность друзей).

- Представьте, если бы люди выгнали мангуста.

- Человек, как разумное существо, особенно остро должен

понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром.

- Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями?

8.Пятистишие о друге.

За хорошего друга не жаль и жизнь отдать.

9.Прослеживание отношений мангуста и змей.

- Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза,

с Дарзи. пугает, хитрит, старается

- Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается

куснул змею, вспомнил убить его хвостом,

уроки матери. Достать Дарзи и птенцов.

- Он в ярости. Ускользают.

- В доме он сторожит: Появляются, ведут себя

прокрался, подслушивает, в доме свободно,

наблюдает. раскачивается, остаётся.

- Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив-

гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил

куда вонзить зубы. мангуста.

- Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору,

следует, вцепившись. желая спастись.

10.Обобщение.

- Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить.

11.Свободное письмо.

- Запишите свои мысли по поводу прочитанного.

12.Рефлексия.

- Понравился вам рассказ?

- За кого переживали?

Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей.

  • продолжить знакомство с творчеством Р. Киплинга; работа над сказкой "Рикки-Тикки-Тави";
  • учить осмысленному чтению;
  • развивать навык беглого и внимательного чтения, навыки устной речи, творческие способности детей;
  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  • воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный этап.

Работа со слайдом № 1.

- В начале нашего урока я бы хотела, чтобы вы вспомнили одну замечательную пословицу: Чтение - вот лучшее :

- А кого мы называем хорошим, серьезным читателем? (Человека, который хорошо читает, понимает прочитанное, знает и любит книги и умеет их самостоятельно выбирать).

2. Проверка домашнего задания.

- Что вы читали дома к сегодняшнему уроку?

Работа с "Пирамидой-отзывом" (см. слайд № 2).

Пример готовой работы:

1 слово - о девочке

2 - хороший конец

3 - трактир в деревне Монфермейль

4 - тяжелая жизнь Козетты у Тенардье

5 - Козетта - сирота; незнакомец - добрый; господа Тенардье - жадные и злые, их дочери - равнодушные

6 - жалость, страх, обиду, гнев, злость, радость

7 - история со счастливым концом для главной героини

8 - реклама или рекомендация книги

  • Эта книга интересна тем, что:
  • В книге мне понравилось то, что:
  • Книга В. Гюго заставляет задуматься о :
  • Обязательно прочитайте книгу о Козетте, потому что:

Коллективное составление пирамиды-отзыва; рекламу или рекомендацию книги читают на выбор 2 - 3 ученика.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великих писателей о детях и для детей.

Слайд № 4 - тема урока: Редьярд Киплинг "Рикки-Тикки-Тави".

- Какое произведение Р. Киплинга мы читали в третьем классе? (Маугли)

- Познакомимся поближе с автором замечательных историй, сказок для детей и взрослых, писателем и поэтом Редьярдом Киплингом.

- Наша задача - узнать, какая великая тайна и красота таятся в сказке Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави".

4. Усвоение новых знаний.

Первичное восприятие текста сказки.

а) Чтение первой части по учебнику, с. 110 - 112. Чтение по "цепочке" по абзацам.

б) Анализ прочитанного.

- Кого мы можем назвать главным героем сказки? Почему?

Слайд № 12 - фотография мангуста.

- Похож ли мангуст у Киплинга на настоящего?

Работа с иллюстрацией учебника, с. 111.

5. Физминутка.

- Выполним несколько упражнений, станем такими же ловкими, как Рикки-Тикки-Тави.

6. Продолжение знакомства с текстом сказки.

Анализ первичного восприятия первой части сказки.

- Найдите те важные слова, которые характеризуют главного героя - мангуста и запишите их в тетрадь.

- Какое качество характера, на ваш взгляд, самое главное из всех названных?

- Найдите и закончите предложение: "Нет на свете ничего труднее:".

- Как вы думаете, зависит ли от этой черты характера мангуста дальнейшее продолжение сказки?

7. Чтение второй части сказки по учебнику, с. 112 - 114

- Прочитайте вторую часть сказки про себя и определите, какие новые герои появляются в сказке.

Слайд № 12 - фотография кобры.

Чтение второй части сказки по отдельным смысловым отрывкам и по ролям.

Фут - 0,3 метра (от англ. "фут" - ступня)

Беседа после чтения, выборочное чтение.

- Прочитайте, как выглядит Наг.

- Есть ли что-то одинаковое в характерах этих героев?

- Представьте, что вы - Рикки-Тикки. Что бы вы стали делать дальше?

8. Чтение третьей части сказки - комбинированно, учителем и учащимися.

Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Какое событие произошло дальше?

- Вернемся к описанию мангуста в ваших тетрадях. Какие качества вы бы добавили?

Чтение последней части сказки учителем.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Смогли ли мы узнать, какая тайна и красота прячутся в сказке?

Домашнее задание: прочитать сказку; подготовиться к письменной проверке прочитанного.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для глубокого осмысления текста; развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать подтекст произведения;воспитание любви и интереса к животным.

Литература 4 класс.

Провела: Вакулина С.В.

Цель: создать условия для глубокого осмысления текста;

развивать умение выполнять анализ художественных образов – раскрывать

воспитание любви и интереса к животным.

2.Опе- рацион-ные этапы.

1.Мотивация.

- Из какого произведения эти герои: Шер-Хан, Акела, Багира, Балу, Каа?

- Хотелось бы вам узнать ещё о других героях Редьярда Киплинга?

2.Рассказ о писателе.

Р.Киплинг много путешествовал в юности. Он почти 7 лет провёл в Индии и работу в газете совмещал с изучением жизни тропических животных. Он написал про истребителя змей – смелого мангуста. Все свои произведения он писал для своей маленькой дочки Эффи, поэтому они написаны в виде полусказки, полубыли.

- Вы что-нибудь знали ранее о таком звере, как мангуст?

- Мангуст – маленький, похожий на ласку или норку, выносливый зверёк.

1.Целеполагание.

- В течение урока мы будем с вами составлять характеристику мангуста.

- Мангуст – семья. Мангуст – змеи.

2.Работа над текстом. (Метод направленного чтения).

- Прочитайте, как называется рассказ?

- Можно ли было бы определить сначала, о ком в нём пойдёт речь?

- Что обозначает название?

а/ Чтение первой части самостоятельно.

- О ком идёт речь?

- Почему он получил такую кличку?

- Где жил мангуст?

- Какая беда произошла с ним?

- Как он оказался в саду Большого человека?

б/ Словесное рисование.

- Я предлагаю вам снять начало фильма по этой части о наших героях. Что изобразили бы вы в кадрах?

2.Знакомство с семьёй, домом.

в/ Чтение 2 части, деление на части.

г/ Подготовка к пересказу по частям:

- разговор с птицами;

- Что относится к реальному и что к сказочному в прочитанной части?

- Чем можно дополнить характеристику мангуста из этой части? (помнит уроки матери, испугался всего лишь на мгновение).

3.Прогнозирование. (3 часть).

- Почему писатель не завершил рассказ этим эпизодом победы мангуста, что же может в дальнейшем произойти с нашими героями?

-Да, змеи живы, значит, опасность ещё есть для всех.

а/ Чтение начала 3 части вслух (2 абзаца).

- О чём шепчутся Наг и Нагайна?

- Почему Рикки пробрался в умывальную? Каким тоном нужно читать это место?

б/ Самостоятельное чтение разговора змей.

в/ Чтение по ролям.

Наг, Нагайна, автор.

- Какие страшные планы вынашивали змеи?

г/ Комбинированное чтение.

- Почему Рикки весь дрожал от негодования и ярости?

Напряжение нарастает, вот Рикки делает прыжок.

- Выделите интонацией глаголы, несущие логическое ударение.

д/ Выразительное чтение динамизма боя мангуста со змеёй.

4.Повторение композиции повествования.

- С чего начинается действие? (Замысел Нага и Нагайны).

- Как происходит развитие действия? (Рикки следит за Нагом).

- Назовите кульминацию – наивысший, напряжённый момент.

(Схватка мангуста с коброй).

- Как характеризует это мангуста? (Смелость, бесстрашие, решительность).

5.Работа над 4 частью. (Чтение цепочкой).

Цель: следим за борьбой Рикки с Нагайной.

- Почему Дарзи пел ему печальную песню?

- Как встретил Дарзи Рикки?

- Как встретили Рикки люди?

- Имел ли Рикки право гордиться собой?

Прочитайте последнее предложение.

- Почему же он охранял этот сад так рьяно?

6.Прослеживание отношений мангуста с людьми.

-Как выглядел мангуст? Устроили ему похороны.

Истерзанный, грязный. Обнаружив, что живой,

обернули в вату, старались

- Проснувшись, обежал Он хочет с тобой подру-

вокруг стола, привёл житься, будет жить у нас.

шёрстку в порядок,

вскочил на плечо Тедди.

- Исследует дом. Не мешают ему.

- Засыпает, но от малей- Отец с матерью решают

шего шороха вскакивает. его судьбу.

- Следит за змеями, убивает Люди бесконечно благо-

Нага , обессиленный. дарны ему за спасение.

- После борьбы с Нагайной Люди бросаются ему на-

он даже не мог вернуться встречу, чуть не плача,

в дом. называют спасителем.

7.Обобщение.

- Вы видите, между ними точек соприкосновения.

- Как вы думаете, как автор относится к мангусту?

- Чему же учит этот рассказ, какова его главная мысль?

(Любовь и преданность друзей).

- Представьте, если бы люди выгнали мангуста.

- Человек, как разумное существо, особенно остро должен

понимать, что зло возвратится к нему злом, добро – добром.

- Как вы думаете, Тедди с мангустом станут друзьями?

8.Пятистишие о друге.

За хорошего друга не жаль и жизнь отдать.

9.Прослеживание отношений мангуста и змей.

- Мангуст разговаривает Злые змеиные глаза,

с Дарзи. пугает, хитрит, старается

- Всё чувствует, он начеку, Нагайна шипит, старается

куснул змею, вспомнил убить его хвостом,

уроки матери. Достать Дарзи и птенцов.

- Он в ярости. Ускользают.

- В доме он сторожит: Появляются, ведут себя

прокрался, подслушивает, в доме свободно,

наблюдает. раскачивается, остаётся.

- Очень осторожно продви- Наг яростно сопротив-

гается к кувшину, решает, ляется, чуть не убил

куда вонзить зубы. мангуста.

- Цель настичь Нагайну, Тащит в свою нору,

следует, вцепившись. желая спастись.

10.Обобщение.

- Кобра очень ядовитая змея, опасная. Хотя её польза в том, что яд используют в медицине. Живут эти животные в одной среде, но мангуст служит человеку, в то время, как кобры пытаются убить.

11.Свободное письмо.

- Запишите свои мысли по поводу прочитанного.

12.Рефлексия.

- Понравился вам рассказ?

- За кого переживали?

Почувствовать внимание, заботу, доброе отношение членов семьи, мангуст стал преданно служить им, спасая от змей.

Читайте также: