Конспект занятия по рисованию в старшей группе грузовая машина

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила воспитатель Переверзова Е.А.

Программное содержание: учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина– прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

Материал: ½ альбомного листа; простой карандаш, цветные карандаши, картинка с изображением грузового автомобиля, игрушка грузовик, письмо от Незнайки.

Ход занятия

1.Сюрпризный момент

Воспитатель: р ебята, сегодня к нам пришло письмо, в нем за помощью обратился Незнайка, он пишет, что поспорил со своими друзьями Винтиком и Шпунтиком о том, на какой машине можно перевезти много песка и кирпичей для строительства детской площадки. Просил нарисовать такую машину и прислать ему рисунки, чтоб он показал своим друзьям.

- Ну что, поможем Незнайке, нарисуем машины для перевоза грузов? (Да)

- Ребята, но сначала я предлагаю отгадать загадку и назвать машину которую мы будем рисовать для Незнайки.

Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный … .(Грузовик)

2. Вводная часть. Беседа из каких частей состоит грузовик

- Правильно ребята, грузы перевозит грузовой автомобиль или просто грузовик.

- Чтобы нарисовать его, нужно знать из каких частей он состоит.

(показ игрушечного грузовика и картинки с изображением грузового автомобиля)

- Посмотрите, из каких частей состоит грузовик? Какой формы части грузовика?

- На какую геометрическую фигуру похож кузов (на прямоугольник)

- На что похожа кабина? (на прямоугольник, срезанный с одной стороны).

- Какой формы колеса? (круглые)

- Сколько всего колес у машины? (рассматривание игрушки - 4 колеса)

- А если мы смотрим на машину сбоку, сколько видим колес? (рассматривание картинки с изображением грузовика - 2 колеса)

Воспитатель: мы рассмотрели с вами игрушечную грузовую машинку и картинку с изображением грузового автомобиля, а теперь попробуем нарисовать грузовик.

(показ последовательность рисования грузовой машины: прямоугольное основание, кабина, кузов, колеса – показ готового образца).

Воспитатель: но перед тем как начать рисовать давайте подготовим наши пальчики к работе.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

(пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

2.Практическая часть

(еще раз последовательный показ с объяснением (воспитатель делает набросок на мольберте) рисования грузовой машины: начинается рисунок с прямоугольного основания, которое является центром построения рисунка, затем кабина водителя, окно, кузов и колёса)

Воспитатель: ребята, сначала мы нарисуем набросок простым карандашом, а потом раскрасим цветными карандашами.

Самостоятельная работа детей, помощь детям, нуждающимся в помощи.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем

Машины, машины. (ходьба на месте).

Машины малышки, Машины большие.

Спешат грузовые, (прыжки на месте)

Как будто живые. (бег на месте)

— Эй, машины, полный ход, (хлопки в ладоши)

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю, (ходьба на месте).

Вам дорогу уступлю. (остановиться)

- А теперь подумайте, как бы вы хотели дополнить свой рисунок, например, можно нарисовать дорогу, по которой едет грузовик, можно солнышко на небе или груз, который грузовик перевозит.

Дети дополняют свои работы по желанию деталями.

3.Заключительная часть.

По окончании все работы вывесить на доске для просмотра.

- Посмотрите, какие у нас получились грузовики…

(дети рассматривают свои работы и работы друзей)

Воспитатель: молодцы, хорошие работы получились, я ваши рисунки пошлю Незнайке и напишу, что песок и кирпичи для детской площадки можно будет перевезти на таких грузовых машинах как вы нарисовали.

ü Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в старшей группе детского сада. - Мозаика-Синтез 2016г.

ü Интернет ресурс ( из интернета взяты: стихотворение, физминутка, пальчиковая гимнастика)

Методическая разработка по рисованию в старшей группе. Беседа о разнообразии грузовых машин, этапы рисования.

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории

Шестопалова Елена Николаевна

Образовательная область : художественно-эстетическое развитие (рисование)

Цель : создать условия для рисования грузовой машины

1.Формировать умение детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы, правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении.

2. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

3.Воспитывать аккуратность при закрашивании.

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Формы организации : групповая, подгрупповая.

Предварительная работа : Рассматривание с детьми разных грузовых машин (игрушки, иллюстрации), сравнение машин, предлагая отмечать сходство и различия.

1часть . Предлагаю детям отгадать загадку .

Не летает, не жужжит.

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька.

-Ребята, что это? Ответы детей.

-А отгадку я вам сейчас покажу.

Показываю детям игрушечную машину.

-Хотели бы вы нарисовать такую же? Ответы детей.

2часть. Беседа. Мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Машины создаются для того чтобы оказывать помощь людям. Ребята как вы думаете, как можно назвать машины которые перевозят грузы? Ответы детей (грузовой транспорт).

-Правильно, машин существует много, есть машины, которые перевозят песок, кирпич, гравий, у этих машин кузов открытый, и похож на прямоугольный железный ящик. А есть машины, которые перевозят рыбу или хлеб, у этих машин кузов закрытый, это для того чтобы на эти продукты которые они перевозят, не попадало солнце, пыль, грязь, дождь и снег, так как они могут быстро испортится. Молоковоз – у этой машины кузов в виде автоцистерны, молоко в автоцистерну заливают через люк, при помощи шлангов. Так же автоцистерны используются для других перевозок - это бензин, нефть, жидкий бетон, воду. Все машины предназначены для перевозки различных грузов. Кабины у машин очень похожи друг на друга, а вот кузов отличается друг от друга, в зависимости какой груз перевозит машина.

(рассматривание иллюстраций с грузовыми машинами).

Завели машину – ш-ш-ш (Вращение руками перед грудью)

Накачали шину – ш-ш-ш (Наклоны вперед)

И поехали скорей (Вращение воображаемого руля)

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама, куда не зная,

Шла машина заводная. (Вращение воображаемого руля).

- Чтобы нарисовать грузовую машину вы должны внимательно

рассмотреть ее. Назовите, из каких частей состоит машина? Ответы детей.

Какая часть самая большая? Ответы детей.

-Правильно, это кузов.

Спрашиваю у детей, какой формы кузов, обвожу его по контуру паль нем. Затем спрашиваю , какой формы кабина. Ответы детей.

-На какую форму больше похожа? Ответы детей. Спрашиваю, чем форма кабины отличается от прямоугольной формы (один угол срезан и сторона идет косо). Далее спрашиваю , как расположены все части машины.

Обращаю внимание на колеса, их форму и расположение по отношению к другим частям машины (одно – почти посередине, под кузовом машины, другое — под мотором).

Уточняю последовательность работы. (Удобнее начинать с самой большой части — с кузова и затем последовательно рисовать следующие, сравнивая их по величине.)

Напомнить ребятам, что рисовать кузов нужно не очень близко к нижнему краю листа, иначе не поместятся колеса, рисунок будет не красивым.

Следить, чтобы дети использовали показанные способы рисования, Правильно передавали форму частей, их величину, расположение, красиво закрашивали рисунки.

Выполнение работы детьми.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, выбрать лучшие.

3часть. Рефлексия. Что рисовали? Какая работа понравилась больше и почему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма НОД: рисование

Виды деятельности: игровая, продуктивная

Форма организации: групповая

Цель: Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина– прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

Планируемые результаты:

  • Дети проявляют умения принимать замысел
  • Дети проявляют доброжелательное, уважительное отношение друг к другу
  • Дети проявляют познавательный интерес;
  • У детей развивается пространственное представление, умение продумывать изображение на листе, воображение
  • Дети самостоятельно рисуют
  • Дети умеют доводить дело до конца
  • Дети умеют работать не мешая друг другу
  • Дети умеют сравнивать свою работу с образцом
  • Демонстрируют умение контроля и коррекции

ЗАДАЧИ

Образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии

Обучающие:

Изобразительная: Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы

Техническая: Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура)

Цветовая: Продолжать учить рисовать карандашами

Композиционная: совершенствовать умение располагать замысел на листке

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности

Средства воспитания и обучения: наглядные (готовый рисунок)

Раздаточный материал: альбомный лист А4; простой карандаш, цветные карандаши, рисунки с изображением разных грузовых машин

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, показ, игровая ситуация, упражнение, практическая работа.

Методы воспитания: ситуация свободного выбора, пример

Список информационных источников:

Ход НОД

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную

деятельность

Смотивировать детей на совместную

детей на предстоящую

Беседа стимулирование на дальнейшую деятельность

Ребята, мне сегодня звонил директор машиностроительного завода. Просил нарисовать эскизы грузовиков. Потом по вашим эскизам будут изготавливать грузовые машины.

- Выполним просьбу директора машиностроительного завода? (Да)

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок. (Грузовик)

Дети подходят к воспитателю, слушают, отгадывают загадку и предлагают свои варианты

Дети с мотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности

2. Актуализация

знаний

необходимых для

предстоящей

деятельности

отношение друг к

- давайте я вам расскажу что такое грузовая машина.

Грузовой автомобиль— автомобиль, предназначенный для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе. Для обобщённого обозначения машин, созданных на базе грузового автомобиля, используется термин грузовая техника.

Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог

Дети проявляют умения принимать замысел Дети проявляют доброжелательное, уважительное отношение друг к другу

2.1. Восприятие Задача: формировать положительный настрой, проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности; развивать наблюдательность, визуальную память

Беседа. Демонстрация Объяснительно- иллюстративные

- Чтобы нарисовать, нужно знать о ней. (Показываю большую игрушку грузовой машины)

- Посмотрите, из каких частей состоит машина? Какой это формы?

Воспитатель показывает последовательность рисования грузовой машины. (Кабина, кузов).

- На какую геометрическую фигуру похожа кабина? (прямоугольник ).

- На что похож кузов (на прямоугольник с вытянутым носиком)

- Сколько колес у машины?

-Мы сколько нарисуем? (Два). Потому что она стоит боком.

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, устанавливают

Дети проявляют познавательный интерес; у детей развивается наблюдательность, визуальная память

2.2.Совместное

планирование

способов действий

Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура)

-давайте посмотрим что нам нужно для того что бы нарисовать наш грузовой автомобиль

- верно у нас есть цветные карандаши, а каких цветов вы выбираете сами.

- а что у нас есть еще? - бумага и простой карандаш

-мы с вами будем рисовать вертикальные и горизонтальные линии и правильно закрашивать предметы без просветов что бы было не видно бумагу и что бы не заходили за линии контура

Сотрудничают с воспитателем

Дети закрепили навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура)

3.Смена видов

деятельности

Физкультминутка

А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Давайте проведем физкультминутку, для этого нам нужно выйти из-за своих столов и повторять за мной.

На улице нашей Дети шагают на месте.

Машины, машины. Имитируем

Спешат грузовые, Прыжки на месте

Торопятся, мчатся, Бег на месте

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход, Хлопки в ладоши

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю, Ходьба на месте.

Вам дорогу уступлю.

Повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули

Готовы к дальнейшей деятельности

4.Словесное воспроизведение способов действий

(вопросы на уточнение)

Развивать пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе, воображение

-Ребята, а давайте вспомним что мы сегодня будем рисовать? (грузовой автомобиль)

- Чем мы будем рисовать? (цветными и простым карандашами)

- Как держать карандаш?

-Обратите внимание, что наша грузовая машина стоит боком и мы будем рисовать только 2 колеса. Посмотрите, как это буду делать я. Сначала мы нарисуем вертикальный прямоугольник – это будет наша кабина ,он будет одним цветом. Далее я рисую горизонтальный прямоугольник, который прикреплен к нашей кабине – это у нас с вами кузов где будем возить наш груз. Потом мы рисуем с вами колеса, какие они формы? (круглые) а сколько колес мы будем рисовать? (два)

Давайте мы с вами дорисуем нашу кабину, и нарисуем ей капот.

- как вы думаете чего не хватает нашей грузовой машине? (не хватает окна)

- правильно, молодцы, мы рисуем в нашей кабине небольшой квадрат, это будет наше окно

- потом нарисуем фары, что бы они освещали наш путь.

И дорисуем на наших колесах крышки, это чуть меньше круг, чем колесо, рисуем его в середине.

- вы можете, нарисовать груз, например гора песка или камней.

способы выполнения задания,

интерпретируют задание и проговаривают элементы творчества (дополняют деталями)

У детей развито пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе, воображение

5.Практическое применение способов действий.

Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура)

Продолжать учить рисовать карандашами,

совершенствовать умение располагать замысел на листке

Воспитатель наблюдает за деятельностью детей и корректирую в случае необходимости, следит за посадкой, напоминает как держать кисточку:

-Ребята, садимся за столы, спину держим прямо, ноги вместе , берем в руки карандаш , держим его между средним и большим пальцами, и придерживаем указательным пальцем.

-если необходима помощь, можете посмотреть на технологическую карту или позвать меня

Дети самостоятельно рисуют

дети умеют доводить дело до конца

Дети умеют работать не мешая друг другу

6. Анализ работ продуктов действия детских работ.

самооценка результатов деятельности

Воспитатель возвращается к поставленной задаче, мотиву , игровой ситуации и предлагает детям расположить свои работы на подставку :

-Ребята посмотрите какие у нас получились грузовые машины, но чтобы всем было видно давайте расположим их на доске

- Все работы получились, красивые.

Какой грузовик вам нравится больше?

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог

Анализируют работы друг друга, объясняют выбор

Дети умеют сравнивать свою работу с образцом

Демонстрируют умение контроля и коррекции

7. Открытость.

ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Воспитатель побуждает к "продолжению" деятельности, обсуждает, высказывает предположение

-Ребята, а что мы сегодня делали?

- верно мы рисовали грузовые машины.

- давайте возьмем с вами наш пластилин и слепим грузовой автомобиль

Слушают вопросы и отвечают на них

Вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы

проведения совместной образовательной деятельности

Кузьминой Эльвиры Владимировны

Дата проведения: 17.11.20

ДОО: Детский сад №9

Возрастная группа: старшая группа

Руководитель практики: Ибрагимова Дарья Андреевна

Методист: Чемезова Наталья Юрьевна

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Форма НОД: рисование

Виды деятельности: игровая, продуктивная

Форма организации: групповая

Цель: Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина– прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

Планируемые результаты:

Дети проявляют умения принимать замысел

Дети проявляют доброжелательное, уважительное отношение друг к другу

Дети проявляют познавательный интерес;

У детей развивается пространственное представление, умение продумывать изображение на листе, воображение

Дети самостоятельно рисуют

Дети умеют доводить дело до конца

Дети умеют работать не мешая друг другу

Дети умеют сравнивать свою работу с образцом

Демонстрируют умение контроля и коррекции

Образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии

Обучающие:

Изобразительная: Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы

Техническая: Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура)

Цветовая: Продолжать учить рисовать карандашами

Композиционная: совершенствовать умение располагать замысел на листке

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности

Средства воспитания и обучения: наглядные (готовый рисунок)

Раздаточный материал: альбомный лист А4; простой карандаш, цветные карандаши, рисунки с изображением разных грузовых машин

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, показ, игровая ситуация, упражнение, практическая работа.

Методы воспитания: ситуация свободного выбора, пример

Список информационных источников:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать у детей передавать в рисунке прямоугольную и круглую форму, рисовать предмет крупно, в соответствие с величиной листа бумаги, соблюдать пропорции.

Цель: Формировать у детей передавать в рисунке прямоугольную и круглую формы, рисовать предмет крупно, в соответствие с величиной листа бумаги, соблюдать пропорции.

1. Добиться уточнения знаний о грузовой машине и её основных частях.

2. Актуализировать словарь (кабина, кузов, руль, рама, бензовоз, лесовоз, мусоровоз, молоковоз, хлебовоз).

3. Закреплять правила закрашивания красками: в одном направлении (слева направо или сверху вниз) всей кистью, отрывая от бумаги и всякий раз доводя до контура.

4. Учить самостоятельно выбирать цвет частей машины.

3. Прививать интерес к рисованию, развивать художественный вкус, внимание и логическое конструирование в рисунке. Развивать творческое мышление и воображение.

Демонстрационный материал: игрушка - грузовик, изображения различных грузовых машин.

Раздаточный материал: альбомный лист, гуашь разных цветов, кисточка, салфетка, баночка с водой.

Предварительная работа: беседы о транспорте, рассматривание иллюстраций с изображением транспорта, рассматривание игрушек- грузовиков.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети стоят полукругом. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Он большой и очень грузный.

Грузы он возить привык

Что же это за машина

Знает каждый - (ГРУЗОВИК).

- Дети, давайте внимательно посмотрим в группе и найдем, где у нас спрятался грузовик.

Когда дети находят грузовик, садятся полукругом на ковер.

Основная часть:

- А теперь давайте рассмотрим наш грузовик, давайте вспомним, из каких частей состоит грузовая машина, я буду показывать части грузовика, а вы будете их называть (кабина, руль, окно, кузов, колёса).

- Дети, почему эту машину называют грузовой? (Ответы детей) .

- А сейчас я вам покажу какие разные бывают грузовые машины и какие разные грузы они возят.

Демонстрация картинок с изображением бензовоза, лесовоза, мусоровоза, молоковоза, хлебовоза).

Упражнение на словообразование:

-Дети, грузовая машина, которая возит бензин, называется бензовоз, а которая перевозит мусор - мусоровоз.

Как будет называться грузовая машина, которая перевозит молоко? (молоковоз)

хлеб? (хлебовоз)

брёвна или по-другому лес? (лесовоз)

А теперь, чтобы лучше запомнить новые слова поиграем в пальчиковую игру.

Пальчиковая игра "Транспорт":

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

- Сегодня, когда вы будете рисовать свой грузовик обязательно придумайте, какой груз он повёзёт.

А теперь давайте с вами вспомним стихотворение про машины и покажем как мы умеем "шипеть", как будто машины шуршат шинами.

"Ехали машины разные

Жёлтые и красные

Машины за машинами

Шуршат своими шинами

Дети выполняют упражнение и садятся за столы. Демонстрация на магнитной доске образца рисунка грузовика.

- Покажите и назовите геометрические фигуры, на которые похожи части грузовика:

Какой формы кабина? (прямоугольная)

Какой формы кузов? (прямоугольный)

Какой формы колёса? (круглые)

- Давайте нарисуем грузовики разноцветными, чтобы кабина была одного цвета, а кузов другого, подумайте, какие два цвета вы хотите выбрать и возьмите баночки с двумя разными красками на столе.

Объяснение и демонстрация детям, как нарисовать грузовую машину из геометрических фигур, показ последовательности изображения машины. Начинается рисунок с рамы, которая является центром построения рисунка. Далее кабина водителя, окно, кузов и колёса.

- А теперь подумайте, как бы вы хотели украсить и дополнить свой рисунок, например, можно нарисовать дорогу, по которой едет грузовик или солнышко на небе или груз, который грузовик перевозит.

Дети показывают свои работы и рассказывают, какой груз везут их грузовики.

Рисунок автобуса и зелёный карандаш

Важные аспекты подготовки занятия

Девочка рисует карандашом

В старшей группе занятие рисованием как отдельным видом изобразительной деятельности проводится два раза в неделю

На чём и чем рисовать

Транспорт обычно изображается на листах белой бумаги формата А4. Для коллективного рисунка может использоваться ватман, а для рисунка в паре — лист формата А3. Если для картинки нужна тонировка, то есть не белый фон, а, например, голубой под море для рисунка корабля, то эту работу выполняет педагог: либо сам, либо с помощью воспитанников, которые добавляют воду в краску, чтобы добиться нужного оттенка, а затем распределяют тон по всему листу. Несмотря на то что транспорт рисуется по знакомым, начиная со второй младшей группы, аналогиям с геометрическими фигурами — колёса — круги, кузов — прямоугольник, в старшей группе практикуется обрисовка шаблонов для отработки навыка прорисовки деталей. Поэтому в качестве подложки может выступать и готовый шаблон, который ребятам нужно детализировать и раскрасить.

Из инструментов самыми востребованными по-прежнему являются карандаши и гуашь. Например, для изображения машины скорой помощи лучше брать именно эти краски, ведь белый цвет машинки не будет так уж отчётливо виден в карандаше. В работе инструменты можно комбинировать в единой композиции. Например, нарисовать грузовик, раскрасить, а затем показать контуры чёрным фломастером или чёрной гелевой ручкой.

Для рисования особенно яркого игрушечного транспорта, например, Грузовичка Лёвы из одноимённого мультфильма, можно использовать восковые мелки.

Мальчик и девочка рисуют акварельными красками

В старшей группе дети используют тонкую кисточку для обрисовки контуров и толстую для заполнения изображения цветом

Чтобы увлечь ребят рисованием, в композицию можно включать дополнительные виды изодеятельности: аппликацию, пластилинографию. Так, в качестве колёс для грузовика или бульдозера могут использоваться ватные диски с прорисованным чёрным карандашом рисунком шин.

Рисованный кораблик с облаками и побережьем в виде аппликации

Рисованный кораблик можно дополнить мятой упаковочной бумагой, имитирующей море, и камушками, ракушками, чтобы показать побережье

Пластилиновые детали могут использоваться как для создания антуража (солнце, деревья и пр.), так и для конкретизации элементов, к примеру, рисунок диска шин машины можно выложить жгутиками из пластилина.

Как индивидуализировать занятие

Одним из способов индивидуализировать задание для детей, проявляющих заинтересованность в теме, как раз и является включение в рисунок аппликации, лепки. Как вариант расширения спектра учебных задач для успевающих воспитанников — задание нарисовать тот же вид транспорта, но с модификациями, к примеру, то же грузовик, но с другим кузовом.

Ребятам, которые в данный момент по каким-то причинам не настроены на работу, наоборот, стоит дать более простое задание, например, обвести и раскрасить трафарет грузовика, трамвая и пр. К слову, именно обрисовкой и раскрашиванием можно тренировать изобразительные навыки дошкольников, которые не совсем уверенно чувствуют себя в рисовании, например, не могут соблюсти пропорции в картинке.

Мальчик пальцами раскрашивает машинку

Одним из вариантов индивидуализации может быть задание раскрасить шаблон машинки нетрадиционным способом, например, пальцами

Коллаж из рисунков транспорта на тему Машины на улицах нашего города

Если композиция предполагает одно средство передвижения на подложке, то в процессе работы над изображением педагог делает акцент на размещение машины в центре листа. При этом важно, чтобы дети следили за размерами машины: слишком крупная не оставит места для изображения дополнительных деталей композиции. Кроме того, среди традиционных приёмов рисования транспорта в старшей группе можно выделить:

  • создание рисунка на основе геометрических фигур (кабина — прямоугольник, трапеция, кузов — квадрат, прямоугольник и т. п.);
  • выполнение наброска простым карандашом, причём начало картинки — это обычно прямоугольник, который делится на четыре части (например, для грузовика в верхних будут располагаться кабина с кузовом, а в нижних — колёса);
  • детальное дополнение наброска мелкими элементами — фарами, дворниками и пр.;
  • отработку штриховки как способа раскрашивания с нанесением штрихов в одном направлении (работа продолжается со средней группы);
  • регуляция размера штрихов в зависимости от размера элемента (наклонив карандаш ближе к бумаге, штриховка получился широкой, расположив его почти вертикально, можно прокрасить мелкие детали — зеркала, ручки на дверях и пр.);
  • комбинация нажима для создания реалистичного образа, так, чередуя широкие и узкие штрихи можно сделать рисунок дисков на колёсах машинки.

Рисуя воздушный транспорт дети делают набросок с натуры, ориентируясь на картинки Для придания картинки яркости контуры грузовой машины можно обвести чёрным фломастером или гелевой ручкой Дополнительным заданием к рисунку поезда с пассажирами может быть составление рассказа по готовой картинке Рисуя машины на дороге, дети сами определяются с видами транспорта Раскрашивая легковую машину фломастерами, дети сначала обрисовывают контуры того или иного элемента, а затем уже заполняют детали цветом, стараясь не выходить за обозначенные границы Восковые мелки для раскрашивания обычно используются для рисования на свободную тему

Нетрадиционные техники

Для непосредственного изображения транспорта нетрадиционные техники применяются крайне редко, ведь старшие дошколята учатся создавать максимально реалистичный образ, так что лучше классических инструментов для этого ничего не найти. А вот для создания антуража вполне подойдут и неклассические способы рисования.

Основу рисунка трактора составляет отпечаток ступни В рисунке самолёта облака можно показать штампом: либо кусочком смятой бумаги, либо пробкой На рисунке ракеты далёкую планету можно показать подкрашенной мыльной пеной, а звёзды сделать с помощью ватных палочек

Как мотивировать детей

От того, насколько правильно по форме и содержанию будет проведена мотивация, зависит настрой ребят на творческую работу. Приёмы для активизации деятельности воспитанников остаются неизменными.

Девочка дорисовывает оранжевый автобус

Приёмы мотивации настраивают ребят на успешную продуктивную деятельность

План составления конспекта по рисованию в старшей группе

Согласно ФГОС занятие изобразительной деятельностью состоит из трёх частей:

Читайте также: