Конспект урока буква дд

Обновлено: 30.06.2024

5. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы.

6. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом.

7. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. 8. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Совершенствование тактильного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи.

1. Воспитание чуткого отношения друг к другу.

Оборудование. Картинки маленький и большой дома, синий и зеленый домики, мяч, схемы слов, фишки, тетради, счетные палочки, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Заниматься нам пора.

Будем четко говорить

И за звуками следить.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д'].

Логопед показывает картинку большого дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д] легко произнесем.

(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)

Логопед показывает картинку маленького дома.

Мы построить дом хотим.

Работу язычку дадим.

Молоточки мы возьмем

Дружно гвоздики забьем

[д'] легко произнесем.

(Дети легко ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д'] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.

Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если вы определите, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д']. Возьмите карандаш и нарисуйте под крокодилом зеленый кружок. Найдите место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.

Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.

Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.

Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)

Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)

С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)

В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)

Логопед начинает слово, а дети заканчивают слогом с изучаемыми звуками: во. (да, яго (да, пого (да, коман (да, сле (ды, ди, награ. (ды, ди, са (ды, ди).

Логопед. Закончите предложение словом, которое начинается со звука [д].

Мою подругу зовут (Даша).

Машина едет по (дороге).

Из трубы идет (дым).

У белки теплое … (дупло).

Папа построил (дом).

Слова дом и дым дети выкладывают из разрезной азбуки и делают звукобуквенный анализ.

Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.

9. Работа с буквой Д.

Логопед. На что похожа буква Д?

Буква Д – как будто дом,

Но всего с одним окном.

Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д'] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)


2. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Познавательные

1. Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Устанавливать общие признаки предметов и объединять их в группы.

Регулятивные

1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать условия её выполнения.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативые

1. Слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

1.Выделять звуки в ленте букв.

2.Выделять звуки [д] и [д’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

3.Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [д], [д’] .

4.Читать тексты. Выполнять задания к текстам.

5.Называть правильно элементы букв Д, д.

Учиться распознавать в словах звуки [д], [д’], правильно обозначать их на письме.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Буква, печатная буква, письменная буква, строчная (заглавная) буква, прописная буква, звук, согласный звук, твёрдый звук, мягкий звук, глухой звук, слог.

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Здоровьесберегающая технология, диалоговая технология, эмоциональная рефлексия.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Ι. Организационное начало урока

- Сегодня у нас необычный день, у нас сегодня праздник, потому что к нам пришли гости.

Обращение к гостям в начале урока:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

- Вам, ребята я желаю успехов. Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила песню из мультфильма про Фунтика .

- А вы согласны, что всех дороже доброта?

- Как вы понимаете, что такое доброта?

- Каких людей мы называем добрыми?

- Ребята, а когда мы общаемся друг с другом, что мы используем?

Какая бывает речь? (Устная и письменная).

-Из чего состоит речь? (Из предложений)

Из чего состоят предложения (Из слов)

Из чего состоят слова? (Из слогов)

-Из чего состоят слоги в устной речи? (Из звуков)

- Определите по ленте букв, сколько гласных букв мы уже изучили? А согласных? Сколько еще гласных букв нам предстоит изучить? А согласных? Вот какая трудная и интересная работа нам предстоит.

Девиз к сегодняшнему уроку я взяла пословицу - Терпение и труд всё перетрут. Как вы её понимаете? Если мы каждый урок будем работать под девизом: Терпение и труд всё перетрут, то совсем скоро мы изучим все буквы, научимся хорошо читать и сможем прочитать большое количество интересных книг и узнать много интересного. Итак, давайте начнём трудиться.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, организуют своё рабочее место.

Терпение и труд всё перетрут

любые трудности преодолимы, если хорошенько поработать над их разрешением и запастись терпением.

ΙΙ. Актуализация знаний. Целеполагание.

Открытие нового знания

Выделение звука (Знакомство с новым звуком)

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой.

-А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение. (иллюстрация на слайде )

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

- Какие первые звуки услышали в этих словах?

IV. Открытие нового знания

1. Выделение звука (Знакомство с новым звуком)

Представьте, что у вас в руках дудочка.

- Как дудят в дудочку?

- Поиграют только мальчики.

- Какой новый звук слышим в начале каждого слова?

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? - Повторяют только девочки.

- Какой звук слышим в начале слов?

- Как вы думаете какова тема урока?

- Давайте вместе сформулируем цели нашего урока.

- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, исследуем и охарактеризуем их, узнаем какой буквой обозначаются эти звуки, научимся читать слоги и слова с этой буквой.

Наблюдение над артикуляцией, характеристика звука. Характеристика и схема слов – ДОМ, ДИМА в тетради

- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Леший просит вас: Сделать звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
- Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (1, почему)
- Будем ли в слове ставить знак ударения?

- А у лесовичка Димы в доме живет Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима. Назовите 1 звук.

- Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный?
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение грамоте

Тема: Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Написание строчной буквы д.

Цель: Формирование способности учащихся соотносить своё поведение с ситуацией общения.

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

- У нас сегодня необычный урок.

Давайте расскажем о себе и настроим себя на работу.

Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся , всё у нас получится.

Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке мы могли всё слышать , видеть и запоминать.

Незнайка прислал письмо. На письме адрес школа 42. Самым серьёзным, умным, любознательным первоклассникам. Это наверно нам?

Он задаёт такие вопросы. Согласны ответить на вопросы? Чтобы Незнайка, тоже знал ответы на эти вопросы.

- Какие звуки мы слышим? (речевые и неречевые).

- Какие группы речевых звуков мы знаем? (гласные и согласные).

- Какие гласные звуки вы выучили?(а, и, о, ы, у).

- Что вы знаете о гласных звуках? ( ударные или безударные, смягчают предшествующий согласный или нет).

- Что знаете о согласных звуках? ( звонкие, глухие, парные или непарные, мягкие или твёрдые).

Молодцы! На все вопросы Незнайки мы ответили. Надеемся, что помогли ему узнать немного больше.

Звуки бывают разные: согласными или гласными, звонкими или глухими. Мягкими или твёрдыми. Звуки по – разному ведут себя в разных ситуациях. Согласны со мной? Так и человек может вести себя по - разному. Главное уметь правильно понять, где ты находишься, с кем разговариваешь, кто тебя окружает. Если ты умеешь во время быть мягким и добрым, либо твёрдо отстоять своё мнение. Тогда тебя уважают окружающие, у тебя много друзей и ты счастлив. Если ты не умеешь быть добрым, когда это необходимо окружающим, или не можешь отстоять своё мнение. Тогда тебя не будут уважать, не будет друзей, будет скучно и одиноко.

Согласны.

1 3 - А сейчас, помогите мне, пожалуйста, закончить предложения.

Таблички со словами – опора для запоминания.

Это… . Из трубы идёт… .

У дома растёт … .

На дереве … . У дупла … .

У дома сидит …. .

К дому ведёт … .

– Какие слова понадобились, чтобы создать эту картину? ( Дом , дым , дуб , дупло , дятел , дед , дорожка .)

– Давайте произнесём слова: дом , дым , дуб , дупло , дорожка .

– Что общего в этих словах? (Все слова начинаются с твёрдого со­гласного звука [д]. )

Прикрепляем синий кружок.

– Послушайте внимательно слова: дед , дятел . Что вы заме­тили?

(Все слова начинаются с мягкого со­гласного звука [д’].)

Прикрепляем зелёный кружок.

Какой звук по глухости – звонкости.

Послушаем (закрываем уши руками).

Какой головной убор будет у звуковичка? (звонок).

На доске слова.

Почему в этих словах пропущены буквы? (мы не изучали эту букву)

- Какая буква будет обозначать эти звуки? (буква де).

– Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (Учиться читать и писать слова с новой буквой).

Предлагаю спланировать план урока.

План (примерный) 3 2

Знакомство с новыми звуками и буквой.

Знакомство с написанием буквы д.

Работа над рассказом.

– Что мы сейчас с вами делали? (планировали свою деятельность).

- Какой пункт плана мы уже выполнили? (1).

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Посмотрите что должны мы выполнить 2 пунктом плана?(знакомство с написанием буквы д).

- А для чего мы изучаем эту букву? ( Чтобы научиться читать и писать)

Чтобы научиться писать слова с этой буквой мы сначала должны научиться писать эту букву. Для этого откроем пропись на стр. 14.

3. Работа в прописи. 2 5

Посмотрите не звуковичка и оденьте его, ещё раз вспомнив и рассказав соседу про характер этих звуков.

1) Посмотрите на табло.

– Из скольких элементов состоит буква? (из двух)

– В каких буквах эти элементы встречаются? (о, а, у)

Учитель соединяет на доске элементы буквы д:

– Пишу букву а, но не закругляю вправо, а веду вниз, как у буквы у.

2) – Напишите первую и вторую строчку.

- Для кого буква д в написании была трудной?

Мы с вами ещё будем на следующих уроках тренироваться писать слоги, слова и предложения.

- Что учились сейчас делать?( писать букву д).

- Выполнили второй пункт плана.

А сейчас отдохнём.(физ.минутка).

Я буду называть слова. Мальчика встают на твёрдый звук д . а девочки на мягкий звук д.

Дети, драка, друг, деревня, душа, Дима, Родина, дружба.

Отдохнули и в тоже время поработали.

Кто – то может услышал из моих предложенных слов в игре самое плохое слово? (драка).

Когда наступает драка ? ( Когда люди не умеют правильно выбирать манеры общения).

- А сейчас мы поучимся правильно выбирать свои действия через чтение слогов.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, карандаш, тетрадки?

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, надо выполнить задание.

На волнах спрятались слова. Какие? (озеро, океан, море, река, пруд).

Что это? (Водоемы).

Назовите второе слово? (Океан).

Мы отправимся в путешествие по океану. Нам нужно будет выполнить много заданий, чтобы приплыть к намеченной цели. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба).

2. Повторение изученного материала.

- Назовите гласные звуки? (ы, а).

- Сколько в слове слогов? (2)

- Назовите первый слог? Второй? (ры), (ба).

- Какой слог ударный? (ры).

Дайте характеристику согласным звукам. (они не тянутся, не поются , во рту встречают преграду).

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка- клоун Марлин

Вам знакома эта рыбка? (Марлин).

И сегодня в месте с ним мы отправимся на поиски его сына.

Как его зовут? (Немо)

Вывешивается плакат “В поисках Немо”.

3. Фонетическая зарядка.

Звучит аудиозапись “Музыка моря”.

Закрыли глаза. Мы подошли к океану. Как красиво на берегу. Приятно пахнет водорослями и полезным йодом. Мы слушаем приятный плеск волн, крик чаек. Никаких лишних звуков, нам хорошо и спокойно, хочется работать и узнавать новое.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно

Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)

4. Новый материал. Выделение звука д из слова и его характеристика.

И вот отправляемся мы с Марлином на поиски его сына Немо.

- Найдите одинаковый звук в словах: картинка, помидор, дверь, квадрат, ведра, медведи. (д)

- Какой это звук гласный или согласный? Докажите (характеристика согласного звука).

- Какими могут быть эти звуки? (твердый, мягкий).

- Когда согласный твердый? мягкий?

-Давайте проверим: звук [д] глухой или звонкий? (звонкий)

- Звук [ д , д ] обозначается буквой Дд.

5. Знакомство с буквами Д д.

На что похожа буква Д?

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Показ печатной буквы Д д.

Физкультминутка от Марлина.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке

Упражнение для снятия утомления.

Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли.
Ими топнем 1,2,3.
Руки в стороны, дружок.
1,2,3 – потом прыжок.
Со здоровьем все в порядке
Если делаешь зарядку
Сядем тихо, будто
Все девчонки и мальчишки
Присмирела детвора
И работать нам пора.

6. Чтение слогов с новой буквой.

Чтобы продолжить поиски Немо, надо Марлину прочитать слоги с новой буквой. Поможем ему?

Чтение слогов с новой буквой на маленьких рыбках. Рыбки у детей на столах.

-В каких слогах звук твердый? (да, ды, до, ду).

Мягкий? (ди, де).

Напишите на рыбках печатную букву Д – заглавную и строчную.

7. Игра “Не попадись в ловушку”.

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка Дори.

О, кто это? К нам на помощь в поиске Немо пришла очень веселая, добрая, но все-время что-то забывающая рыбка Дори. Она сама очень часто попадает в ловушки. и чтобы не попасть в них в игре вместе с ней, надо быть очень внимательными: если в словах звук д твердый, топаем, а если мягкий- хлопаем.

Игра “Не попадись в ловушку”

Дуб, дерево, котик, Денис, садовник, девочка, дождик, Тима, люди, Даша, орден, Дима, радуга.

Сделайте вывод о новых звуках.

Упражнение для снятия утомления.

К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4- вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
3, 2, 1 - плывем как дельфин.
Качаясь на волне, поплыли на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись и домой.

8. Логическое упражнение “Кто лишний?”.

Прикрепляется на доску нарисованная зубастая Акула.

Нашим друзьям на пути попалась огромная, зубастая Акула. И она съест несчастного Марлина и Дори, если вы не выполните ее задание. Поможем рыбкам?

Доска. На ней три столбика слов.

- Прочитайте слова из одного слога? (дым, дуб, дно, дни).

Как определили количество слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников).

-Прочитайте слова 3 столбика.

Что такое домино? (настольная игра).

Найти в 3 столбике лишнее слово (туман).

Почему? (в этом слове нет буквы д).

Придумайте предложение с любым из слов.

9. Работа с учебником.

- Что вы видите на страницах?

- Как можно озаглавить эту картинку? (морские сокровища).

- Как называют людей, которые исследуют океанское, морское или речное дно, выполняя определенные работы под водой? (Водолазы, аквалангисты).

- Что они нашли на дне океана? (клад).

- Кто охраняет морские сокровища? (осьминог)

- Как называется глубоководный аппарат для исследования и изучения обитателей морских глубин? (батискаф).

- Придумайте предложение по картинке.

10. Пополнение словарного запаса.

На доске слова с пометами

Что общего есть во всех этих словах? (Одинаковая часть вод).

Эти слова имеют общее значение, связанное с водой и называются родственными.

Аквалангисты умеют выполнять важную работу. Прочитаем для наших путешественников по учебнику текст о работе водолазов.

Физкультминутка для предупреждения зрительного утомления “Рыбка на указке”.

11. Развитие речи.

Прикрепляется на доску нарисованный барбус Гиль.

И вот нам навстречу выплывает большой друг маленького Немо – барбус Гиль. Он очень рад, что за Немо приплыл отец.

-жужжащее чтение;
-чтение по одному предложению;
-выборочное чтение:

-Кем работают отцы Нади и Димы?
-Где они работают?
-Что они сделали?
-Что поедет по мосту?

12. Игра “Отними слог – получи слово”.

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка Немо.

И вот и наш маленький друг Немо – рыбка-клоун. Он очень рад встрече с отцом, а еще больше тому, что это вы, ребята, помогали им в трудную минуту.

Упражнение для снятия общего утомления.

Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, вместе пятки
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки
Сразу станем мы бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? (Отдохнули).

Немо очень рад встрече и тоже приготовил вам задание.

Игра “Отними слог – получи слово” (на доске).

(Сок, рота, лото, кол, конь, беда).

13. Задание для хорошо читающих детей.

Прочитайте пословицы на стр. 108.

Какие пословицы подходят к нашему путешествию. (Жизнь дана на добрые дела).

14. Итог урока.

Я думаю, что вы можете рассказать Немо, с какой буквой во время путешествия знакомились. Рыбка Дори, благодаря вам, станет организованнее и внимательнее. А отец и сын никогда не расстанутся.

Читайте также: