Конспект урока биология 6 класс ткани животных

Обновлено: 04.07.2024

План – конспект урока на основе системно – деятельностного
метода обучения по биологии для учащихся 6 класса по теме: "Ткани животного организма".

Оценить 2284 0

План – конспект урока на основе системно – деятельностного

метода обучения по биологии для учащихся 6 класса.

Составила: учитель биологии МБОУ СОШ № 63 г. Краснодара - Пономаренко Виктория Анатольевна.

Планируемый результат:

1.Личностные:

Формирование ответственного отношения к обучению.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета.

Развитие навыков обучения.

Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.

2.Метапредметные:

Работать с текстом и рисунками учебника.

Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Участвовать в групповой работе.

Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях.

3.Предметные:

Выявление особенностей строения, разных типов тканей живых организмов.

Определение типа ткани к определённой группе.

Овладение методами биологической науки.

Изучение понятий и терминов.

Фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Задачи урока:

Воспитывающие: воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе.

Развивающие: развивать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника.

Обучающие: оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Личностные: формирование любви к природе.

Коммуникативные: умение работать в группах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничая друг с другом.

Регулятивные: развитие регуляции учебной деятельности.

Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы, умения наблюдать, оформлять мыслительные операции в виде таблиц, рисунков.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Соединительная ткань и её виды.

Мышечная ткань и ее виды.

2.1.Повторение раннее изученного: ………………………………………………………………………………. 10 мин.

Биологический диктант:

выполнение лабораторной работы по рабочей тетради.

& 5 (Учебник Сонин,Захаров.)

Вопросы после & 5 письменно в тетради.

По & 5 составить кроссворд (дополнительное задание).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Создание условий для мотивирования на тему урока

Называют тему урока.

Регулятивные:

Эстетическое восприятие природы.

2.Актуализация знаний.

Предоставляет материал , позволяющий осуществить переход к изучению нового материала

Вспоминают изученный материал, который связан с формули-

ровкой проблемы.

Регулятивные:

Оценка того, что усвоено.

на основе развития мотивации.

Мы продолжаем изучение тканей. Сегодня на уроке мы рассмотрим виды тканей животного организма. Изучим их особенности и выполняемые функции.

3.Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию – изучить разнообразие животных тканей, определить типы тканей.

Вступает в диалог с учителем.

Регулятивные:

Познавательные:

Постановка и решение проблемы.

Коммуникативные:

Умение слушать учителя.

1.Эпителиальная ткань:

- Наружная поверхность тела животных,

- полости внутренних органов, - железы.

Клетки мелкие плотно прилегающие друг к другу, постоянно делятся и отмирают, межклеточного вещества нет.

1.Защита от:- Высыхания,- микробов;- механических повреждений; 2.образование желез.

2.Соединительная ткань:

Клетки крупные, плотное межклеточное вещество.

Рыхлое межклеточное вещество.

Жидкое межклеточное вещество.

2.Опорная и защитная.

3.Мышечная ткань:

а) гладкая мышечная ткань;

б) поперечно – полосатая мышечная ткань.

Стенки внутренних органов;

Мышцы тела и конечностей.

Клетки одноядерные, сокращаются очень медленно. Могут долго оставаться в сокращенном состоянии.

Клетки многоядерные, имеют поперечно – полосатую исчерченность. Сокращаются очень быстро.

Сократительная 1.Смыкание створок раковин моллюсков;

2.Сужение и расширение кровеносных сосудов.3.Быстрые движения членистоногих и позвоночных животных.

Головной мозг; спинной мозг; нервы, нервные узлы.

Клетки состоят из тела, коротких (дендриты) и длинных (аксонов) отростков; межклеточное вещество – нейроглия.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ткани животных.

Цели деятельности учителя

Сформировать представления об особенностях строения тканей животных: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной. Создать условия для формирования умения доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям. Продолжить формирование умений работать с текстом, таблицами и схемами.

Тип, вид урока

Результаты (УУД)

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, Ж адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Предметные результаты

Научатся называть особенности строения тканей животного. Получат возможность научиться доказывать зависимость строения животных тканей от выполняемой функции; сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами и рисунками.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу..

Образовательные ресурсы урока

Организационная структура урока

Этапы урока

I . Оргмомент

II . Актуализация опорных знаний урока

Тест на соответствие тканей и функций.

Отвечают на вопросы, формулируют проблему.

РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения

III . Мотивация к изучению нового материала

Поясняют важность знаний по данной теме. Кто назовет, что значат буквы на доске тот получит бонус. Буквы ЭСМН.

Объясняют важность данных знаний

ЛУУД формируют собственное мировоззрение.

IV . Усвоение новых знаний и способов действий

1.Типы тканей животных (4): эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

2.Строение и функции эпителиальных тканей.

3.Строение и функции соединительных тканей.

4.Мышечные ткани – особенности строения и функций.

%. Нервная ткань – особенности строения и функций.

Клетки плотно прилегают. Почти нет межклеточного вещества. Образуют поверхность кожи и внутреннюю поверхность полостей.

Защита от повреждений, высыхания, микровбов.

Очень много межклеточного вещества, которое м.б. плотное, рыхлое, жидкое и т.д

Костная, хрящ. Жировая, кровь.

Самые разные: опорная, транспортная, запасающая и др.

Главные свойства: возбудимость и сократимость.

Различные движения: медленные и быстрые.

Главные свойства: возбудимость и проводимость. Нервная клетка имеет много отростков, только один длинный.

Передача нервных сигналов.

Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу о группировках клеток. Находят в тексте сведения о строении и функциях тканей животьных.

ПУУД смысловое чтение; выделяют особенности тканей рживотных и их функции. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью.

ЛУУД осознают целостность мира. Формируют своё мировоззрение.

V . Первичное закрепление изученного материала

Фронтальная беседа по таблице.

Отвечают на вопросы учителя.

ПУУД создание аналогий, сравнение объектов.

VI . Рефлексия учебной деятельности

В целом на уроке мне работать было…

Лучше всех работали…. Т.к.

Мне было интересно…..

Но мне не совсем понятно….

Анализ работы на уроке класса, самооценка.

ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.

VII . Подведение итогов

Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани. У животных различают – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока.

ПУУД делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.

VIII . Домашнее задание

§3. Заполнить таблица и выучить её.

Уточняют и записывают домашнее задание.

Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 1.

А. Образовательная ткань

Б. Покровные ткани

В. Механическая ткань

Г. Проводящие ткани

Д. Основная ткань

2. Проводят воду и питательные вещества.

3. Содержат хлоропласты.

4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.

5. Обеспечивают рост растения.

6. Из неё состоит зародыш семени растения.

7. Содержит устьица и чечевички.

8. Образует скорлупу грецкого ореха.

9. Образует мякоть плодов.

10. Накапливает питательные вещества.

Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 2.

А. Покровные ткани

Б. Образовательная ткань

В. Основная ткань

Г. Проводящие ткани

Д. Механическая ткань

2. Обеспечивают рост растения.

3. Проводят воду и питательные вещества.

4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.

5. Содержат хлоропласты.

6. Придают органам опору и прочность.

7. Образует мякоть плодов.

8. Накапливает питательные вещества.

9. Из неё состоит зародыш семени растения.

10. Образует скорлупу грецкого ореха.

Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 1.

А. Образовательная ткань

Б. Покровные ткани

В. Механическая ткань

Г. Проводящие ткани

Д. Основная ткань

2. Проводят воду и питательные вещества.

3. Содержат хлоропласты.

4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.

5. Обеспечивают рост растения.

6. Из неё состоит зародыш семени растения.

7. Содержит устьица и чечевички.

8. Образует скорлупу грецкого ореха.

9. Образует мякоть плодов.

10. Накапливает питательные вещества.

Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 2.

А. Покровные ткани

Б. Образовательная ткань

В. Основная ткань

Г. Проводящие ткани

Д. Механическая ткань

2. Обеспечивают рост растения.

3. Проводят воду и питательные вещества.

4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.

5. Содержат хлоропласты.

6. Придают органам опору и прочность.

7. Образует мякоть плодов.

8. Накапливает питательные вещества.

9. Из неё состоит зародыш семени растения.

10. Образует скорлупу грецкого ореха.

hello_html_m6cfe8880.jpg

hello_html_614cb267.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 058 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.04.2016 5742
  • DOCX 1.4 мбайт
  • 74 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Лебедев Василий Прохорович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать обогащению словаря учащихся, закреплению связей между словами в предложении, развитию коммуникативной и познавательной функций речи.

Оборудование: названия этапов урока (на листах, которые вывешиваются на доске по ходу урока), компьютер, проектор, экран, названия тканей, картинки с изображением тканей, карточки с вопросами для работы в паре, карточки для таблицы, магниты, презентация.

На столах у учащихся: конверт с карточками для составления схемы, оценочные листы, микроскопы, микропрепараты (№1 – растительная ткань, №2 – животная ткань).

Этапы урока

Цель урока - умение формулировать цель занятия самостоятельно.

Анаграммы – речевая разминка.

Виды тканей – знание и умение классифицировать.

Удивительный магазин – применение знаний в процессе игры.

Путаница (работа с таблицей) – умение находить соответствие между информацией разных столбиков таблицы, знание характеристики каждого типа ткани, умение обобщать (назвать столбцы и таблицу).

Работа в парах – умение работать совместно (коммуникативные способности), знание животных тканей, установление взаимосвязи между строением и выполняемой функцией.

Работа с микроскопом – практические навыки.

Подведение итогов – рефлексия.

Домашнее задание – найти ошибки в тексте – профилактика ошибок по изученной теме.

В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с тканями растений и животных. Сегодня заключительный урок по этой непростой, довольно сложной теме.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Цицерона

Как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (ответы учащихся)

- Совершенно верно. Наша цель – навести порядок в знаниях, разобраться в том, в чем запутались, разложить все по полочкам.

Для этого вы будете выполнять разнообразные задания, результаты некоторых из них вы будете оценивать самостоятельно. У вас на столах лежат оценочные листы. Давайте с ними познакомимся (пояснения по работе с оценочными листами).

Дайте определение этому понятию, используя опорные слова:

У вас на столах лежат розовые полоски бумаги с анаграммами. Давайте их прочитаем. Для этого надо переставить слоги так, чтобы получилось название ткани, не забудьте указать, какая это ткань – растительная или животная (ответы учащихся, на доске постепенно вывешиваются названия тканей).

Удивительный магазин

На нашей планете есть растения, которые не имеют тканей, они состоят из одинаковых клеток и обитают в воде. Это водоросли. А теперь представьте себе, что водоросль решила перебраться на сушу. Для этого ей придется обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем в удивительный магазин, где продаются самые разные ткани. Какие ткани и для чего вы посоветуете ей купить?

- На суше она может высохнуть, значит, ей нужна одежда, которая будет ее защищать – покровная ткань.

- Вода на суше находится только в почве, а нужна всем клеткам. Значит, нужна ткань, которая доставляла бы воду всем клеткам – проводящая.

- Водоросль, выйдя на сушу, распластается по земле. Значит, нужна какая-то ткань для опоры – механическая.

- Наша водоросль должна питаться. У растений есть ткань, клетки которой имеют много хлоропластов – основная фотосинтезирующая.

- Водоросль должна расти, значит, ей нужна ткань образовательная.

(во время этой беседы вывешиваются названия растительных тканей в первую колонку таблицы на доске)

Как можно назвать столбики данной таблицы? Назовите таблицу (ответы учащихся).

Работа в парах

Какие вы знаете животные ткани? (прочитать хором названия животных тканей). Следующее задание вы будете выполнять в парах. Каждая пара получает картинку с изображением какой-то животной ткани и задание – ответить на вопросы:

Как называется эта ткань?

Какие особенности этой ткани вы знаете?

Какую функцию выполняет эта ткань?

(учащиеся готовятся 2-3 минуты, а затем отвечают на вопросы и оценивают свои ответы в оценочных листах).

Установить аналогии между тканями животных и растений.

Работа с микроскопом

При знакомстве с различными тканями мы с вами неоднократно работали с микроскопами. Следующее задание – задание № 3 в оценочных листах – рассмотреть микропрепараты № 1 и № 2, определить на каком из них растительная, а где животная ткань. Но для начала давайте вспомним, как подготовить микроскоп к работе (учащиеся отвечают, затем выполняют задание, выставляют баллы за работу в оценочные листы).

А теперь давайте выполним последнее задание в оценочных листа - № 4.

Подведение итогов

Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке? (ответы учащихся)

Давайте подведем итоги. Для этого подсчитайте количество баллов в оценочных листах и поставьте оценку по предложенному алгоритму (учащиеся работают с оценочными листами).

Домашнее задание – Найти ошибки в тексте

Для профилактики ошибок по данной теме вам предлагается еще одно задание. Диалог, который состоялся между Буратино и папой Карло (учащиеся слушают текст, следят по слайду).

- Папа Карло, сегодня я узнал, что ты состоишь не из тех тканей, из которых состою я. Оказывается, у тебя есть соединительная, механическая, нервная, эпителиальная, мышечная и основная ткань. Ты покрыт эпителиальной тканью, твои мышцы – это мышечная ткань, кости у тебя состоят из механической ткани, а думаешь ты самой главной – основной тканью.

- Эх, Буратино, деревянная твоя голова! Опять ты все перепутал!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии по теме: "Ткани животных" для учащихся шестых классов.

Конспект урока № ___

_____________

Цель: ознакомить учащихся с типами и особенностями строения тканей животных, сделать выводы о взаимосвязи строения тканей животных с выполняемыми функциями;

Тип урока: изучение нового материала

Базовые понятия: ткани, межклеточное вещество, нейрон, остеоцит, хондроцит, эритроцит, тромбоцит, лейкоцит.

Методы: - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (демонстрация изобразительных пособий, инструктивные рисунки);

Материалы:рисунки, таблицы.

Структура урока

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация опорных знаний – 10 мин.

Изучение нового материала – 10мин.

Лабораторная работа – 15 мин.

Обобщение и закрепление изученного материала – 5 мин.

Подведение итогов урока –3 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Организационный момент:

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих и готовность учащихся

Актуализация опорных знаний

Что изучает цитология?

Кто является основоположником клеточной теории?

Каковы основные положения клеточной теории?

Каковы особенности строения клеток организма человека?

Каковы основные жизненные свойства клеток?

Изучение нового материала:

Строение и функции тканей животных

Ткань – совокупность клеток, общих по происхождению, строению и функциям.

В организме человека различают 4 вида тканей: эпителиальную, ткани внутренней среды, мышечную и нервную.

Эпителиальная ткань состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу и хорошо развитого межклеточного вещества. Эпителий покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. В некоторых органах (органы дыхания) есть эпителий, который имеет реснички и называется мерцательным.

Ткани внутренней среды выполняют в организме трофическую (кровь, лимфа), опорную (костная и хрящевая ткань) и защитную (лимфа) функцию.

Мышечная ткань

Ее основные свойства – способность сокращаться в ответ на раздражение. Мышечные ткани делят на гладкие (неисчерченные – входят в состав внутренних органов) и поперечнополосатые (исчерченные). Мышечные клетки содержат пучки миофибрилл, образованных способными к сокращению белками.

Нервная ткань

Нервная ткань обеспечивает раздражимость. Нейрон – структурная и функциональная единица нервной ткани. Он имеет тело и отростки (дендриты и аксоны)

Обобщение и закрепление изученного материала:

Самостоятельная работа учащихся: ответить на вопросы учебника

Подведение итогов урока:

Учащиеся самостоятельно подводят итоги урока, делая выводы.

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Что осталось для вас непонятным?

Что вам особенно понравилось?

Домашнее задание:


-75%

Читайте также: