Конспект тренинга для подростков

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Хохлова Екатерина Александровна

Населенный пункт: Пензенская область, г. Спасск

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания и самовыражения.

Задачи тренинга:

  • отработать навыки убеждения
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
  • развить умение находить подход к людям
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
  • развитие умения невербального средства общения.
  • обучить эффективным способам общения.

Методы работы:

  • Мини лекция
  • Мозговой штурм
  • Психологические упражнения разного уровня
  • Групповая форма работы и групповое обсуждение
  • Тесты, анкеты

Примерная структура занятия:

  1. Вводная часть (5-10 минут)
  2. Разминочное упражнение (15-20 минут)
  3. Основная часть (информационный или диагностический блоки, психологические игры и упражнения) (50-60 минут)
  4. Подведение итогов занятия (15-20 минут)

Организационное обеспечение:

Светлое, хорошо проветриваемое помещение, стулья по количеству участников, ручки для письма по количеству участников, бумага формата А4.

Рекомендации по проведению занятий:

  • Гендерный состав группы не имеет значения
  • Возрастная категория подростки (12-15 лет)

Реализация программы: Разовый тренинг

Целевая аудитория: воспитанники детских домов, социально-реабилитационных центров.

Общее время проведения тренингового занятия: 90-120 минут.

Количество участников: 10-20 человек

Ход занятия:

Приветствие 3 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами.

Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Цель: знакомство с участниками тренинга

Время: 5 минут

Участники тренинга садятся по кругу, а затем по часовой стрелке называют свои имена.

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом.

Время: 20-25 минут

Инструкция: каждому из вас будут даны листы бумаги, на которых вам необходимо в течение 3-5 минут. Написать несколько строк о своей биографии. Имя, сколько лет, где родились, а так же раскрыть черты своего характера.

А затем мы с вами выслушаем каждого из вас и зададим интересующее нас вопросы.

Цель: формирование навыка убеждения в общении.

Время: 30 минут

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

  • Почему остался именно этот герой?
  • Легко было уступать и почему вы уступали?

Диагностический блок:

Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении.

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене.

Цель:

  • формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
  • развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

Время: 15минут

Инструкция: В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.

• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.

• Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Цель: формирование навыков невербального общения.

Время: 15 минут

Инструкция: Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.

Ситуация: вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора.

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Теоретическая часть: Невербальная коммуникация

Цель: знакомство участников тренинга с теоретическим материалом

Время: 15-20 мин (в зависимости от знаний участников теоретическая часть может быть сокращена).

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника,

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

Цель: Отработка навыков взаимодействия с помощью невербальных средств общения, быстроты реакции, внимания.

Время: 20-25 минут

Инструкция: Все играющие стоят в кругу и держатся за руки.

Цель: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.

Время:10-15 минут

Инструкция: всем участникам предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

Подведение итогов занятия:

Цель: формирование навыков рефлексии

Время: 10-15 минут

Инструкция: один из участников берет в руки предмет (ключи, телефон, свеча, маленькая игрушка, мячик и т.п.) и рассказывает всему отряду мнение о проведенном тренинге: что понравилось, какие упражнения запомнились и почему, что приобрел на занятии и т.п.

Молодой, горячий, сильно вспыльчивый юноша и пожилой, очень строгий, сердитый отец семейства обратились к мудрецу за наставлением и советом.

Юноша грешил тем, что очень легко раздражался на людей и в сердцах мог наговорить много обидных слов. Потом он остывал, раскаивался ,просил прощения. Его умудренный жизнью спутник не позволял себе говорить сгоряча, он хорошо знал слабые места людей, поэтому мог отчитать их так рассчитано и жестоко, что они долго приходили в себя. И, конечно, он никогда не просил прощения, потому что считал себя правым и справедливым.

Ни молодой, ни пожилой не видели ничего страшного в своем поведении, ссылаясь на особенности своего характера и своего окружения. Не устраивало их только то, что их не понимали близкие, и не было отношений с людьми того качества, которого им бы хотелось. А поэтому оба они чувствовали себя одинокими и несправедливо обиженными.

Мудрец выслушав их, сказал, что поменять их окружающих он, к сожалению не может, но, если они сами готовы выполнить точно и терпеливо очень сложное задание, то ситуация с отношениями может измениться. Поразмыслив, спутники согласились.

Тогда мудрец велел им закупить досок из самого прочного и драгоценного сорта дерева и построить вместе красивую изгородь. Когда, после серьезных финансовых вложений и нелегких трудов, забор был готов, он дал им большие гвозди и тяжелый молоток и предложил каждый раз, когда они с кем-нибудь ссорятся, забивать гвоздь в доску примерно на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывать друг другу подробности ситуации.

В первые несколько дней гвоздей у юноши было очень много, у пожилого меньше, но забивать ему приходилось глубже. Они оба сбили руки в кровь и изнемогали от усталости, а, слушая рассказы друг друга о происшедшем, сами изумлялись неразумности своих поступков. Потом гвоздей становилось все меньше, и пришли дни, когда не стало вбиваться ни одного гвоздя.

Тогда мудрец дал им клещи и предложил выдернуть свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много и ему пришлось побегать вдоль забора. Пожилой же тащил свои редкие гвозди с большим усилием. Когда они закончили, изгородь была покрыта множеством дырок разной глубины.

Говорят, с тех пор эти два человека стали просто образцом добрых отношений с людьми, только они почему-то приходили периодически к своей странной изгороди и подолгу у нее стояли. И тех, кто обращался к ним за советом, как строить теплые и близкие отношения, как у них, они тоже приводили туда. А те, в свою очередь, приводили других вопрошающих или рассказывали им об этом. Так эта история дошла и до меня, и я тоже пристально и долго смотрела на дыры в драгоценной, давшейся мне трудом и вложениями изгороди своих отношений.

Урок психологического здоровья

Цель урока: знакомство детей друг с другом. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

  1. Ритуал начала занятия – Знакомство

Игра – Волшебный клубочек.

Цель: Познакомить детей с новыми членами группы. Тренировка памяти. Сплочение группы. Саморефлексия.

Внимание детей обращается на то, что, несмотря на разные предпочтения и вкусы в еде, волшебный клубочек всех объединил в единое целое.

После каждому ребенку по очереди необходимо вспомнить любимую еду остальных участников группы.

Цель: Установление зрительного контакта с членами группы. Распознавание и передача эмоции.

Психолог: Ребята, давайте сядем в круг и возьмемся за руки. Я сейчас передам самую добрую и светлую улыбку соседу справа, посмотрев ему в глаза. Тот, кому передали улыбку, передает ее дальше по кругу. Чтобы принять и передать улыбку необходимо смотреть в глаза. Улыбка должна вернуться ведущему.

После получения улыбки с одной стороны, ведущий посылает улыбку в другую сторону.

Цель игры: развитие моторной памяти.

Ход игры: Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.

Цель: Развитие умения распознавать и показывать эмоции.

Психолог: Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением эмоций, а вы должны угадать, что за эмоцию я показываю и показать ее сами. После узнавания каждой эмоции дети по очереди называют ситуации, где данная эмоция может быть применена.

Показываются картинки и изображением эмоций: радость, грусть, злость, удивление.

Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.

Описание игры: психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облака

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то Вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

– Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

– Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно

И вдруг по небу грозное

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

- Ой, кто там в глади озера

Такой мохнатый, маленький?

Летим, летим со мной.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Цель: эта игра помогает сплотить группу.

Далее участникам игры следует вместо спичек использовать себя и выложить из своих тел такую же скульптуру, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.

Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!

Цель: снятие состояния закрытости от контактов; стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА

Цель: помочь участникам тренинга найти для себя наиболее эффективные способы и приемы общения.

Приветствие: знакомство с планом, правилами работы.

Игры для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

Приветствие: знакомство с планом, правилами работы.

Игры для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

Ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование ( конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление , означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс , как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание , для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество , когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

Это упражнение особенно подходит для со­здания работоспособности в группе знакомых между собой людей. Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Эта разминочная игра также может быть отнесена к необыч­ ным способам поведенческой психодиагностики. Она может служить прологом к психотехникам, ориентированным на раз­ витие умений осознавать собственные предпочтения и склон­ ности.

Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и дает следующую инструкцию:

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траекто­рии. Кто-то движется по кругу. (показывает), кто-то предпо­ читает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат или прямоугольник. (показывает), Кто-то как будто шагает вдоль сторон треугольника. (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траекто­рии, которую мы называем зигзагом. (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опро буя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию. Участники начинают двигаться по комнате под музыку (ра­ зумеется, это упражнение применимо только в том случае, если позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает раз­ говоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внут­ ренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий пред­ лагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения.

- А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры сов­ падают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами - людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или "восьмер­ку". Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее сим­патичной?

После пятиминутного обсуждения каждая группа представ­ ляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясня­ют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Вы­ слушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в та­ ком направлении, как психогеометрия.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков.

♦ установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состоя­ния других людей, сопереживание;

♦ передача и прием информации;

♦ умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и не­вербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возни­кающие в ответ на то, что говорит человек.

Психогимнастические упражнения, вошедшие в эту часть, позволяют членам группы тренинга осознать раз­нообразные, вербальные и невербальные средства уста­новления контакта, апробировать их в безопасных усло­виях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на челове­ка, с которым взаимодействуешь, на состояние, в кото­ром он находится.

Через некоторое время ведущий предлагает уча­стникам поменяться: те, кто сидели, встают и на­оборот. При этом одному из тех, кто стоял, при­дется встать за свободный стул.

Для общения существуют разные вопросы:

- закрытые (есть ли у вас, делаете ли вы) вопросы предполагают конкретный точный ответ;

- открытые (что, который, когда, где, почему) предполагают полный ответ

зондирующие (каким образом, по какой причине) более подробный ответ в деталях.

Наводящие, возвратные (уточняющие), сбивающие, провокационное.

Группа садится по кругу.

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты — один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 мину­ты — сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения ведущий может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в ка­ком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументированно проговаривают идеи о наиболь­шей комфортности равных положений (например оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важ­ности для эффективного установления контакта ра­венства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

Прием и передача информации

Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть, позволяют выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при решении этих задач, потренироваться в их решении.

Все участники садятся по кругу.

Умение слушать

Психогимнастические упражнения, включенные в эту часть тренинга, позволяют участникам осознать, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии, что может ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы. Полученный в результате проведения упражнений материал способствует тренировке навыков и умений слу­шать, демонстрирует их эффективность.

Предлагаемые упражнения предполагают использова­ние следующих приемов:

♦ Безмолвное слушание — выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, ки­вание головой в знак готовности слушать дальше.

♦ Пересказ — изложение своими словами того, что ска­зал собеседник, в начале беседы более полно, далее — вы­деляя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

♦ Дальнейшее развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания собеседника.

Инструкция: «Я предлагаю вам разделится на пары и один из участников что-то говорит другому в течение 3 минут. Задача другого внимательно выслушать и перевести весь красочный рассказ первого в краткий лаконичный и содержащий основную мысль пересказ. Рассказчик определяет, доволен ли он переводом, не искажена ли основная мысль.

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слу­шания. Правила хорошего слушания:

1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не только на сло­ва, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

2. Проверяй, правильно ли ты понял слова со­беседника.

3. Не давай советов.

4. Не давай оценок.

Ведущий ждет, пока все участники сядут парами. «Распределите между собой роли: один из вас будет „говорящим", а другой„слушающим".

Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на оп­ределенное время, но вам не надо следить за вре­менем. Я каждый раз буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение зада­ния. Сначала правилами хорошего слушания ру­ководствуется „слушающий". „Говорящий" мо­жет пока отложить их в сторону.

Через 5 минут ведущий останавливает беседу.

После того как 1 минута прошла, ведущий дает следующее задание:

Через 5 минут ведущий останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

Данное упражнение в зависимости от того, как будет организовано его обсуждение, может дать очень разноплановые результаты. Наиболее про­стой путь — рефлексия процесса слушания, в ре­зультате чего формируется умение слушать дру­гого, осознаются такие барьеры слушания, как оценивание, желание дать совет, рассказать что-то из своего опыта и т. д. Более сложный путь — анализ возникающих в ходе работы чувств, в част­ности таких, которые сопровождали рассказ о трудностях и проблемах в общении и рассказ о сильных сторонах.

Все участники садятся в круг.

Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Искусство общения в играх. М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.

4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.

5. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. М., 1940.

6. Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии. — Вопросы психологии, М., 1999.

Социально-психологические тренинги для подростков. Тренинги личностного роста, социальной адаптации, по профилактике наркозависимости и курения, уверенного поведения и подавления агрессии.

Конспекты треннингов для педагогов-психологов

Содержится в разделах:

Тренинг личностного роста и жизнестойкости для подростков 14–16 лет Цель: развитие положительной Я-концепции, жизнестойкости. Задачи: 1.Стимулировать к самопознанию и саморазвитию, способствовать осознанию своих личностных качеств 2.Формировать более реальную оценку способностей, через возможность увидеть собственные ошибки и недостатки.

Цель тренинга: развитие у подростков знаний, умений и навыков, направленных на эффективное распознавание и противодействие манипуляциям.
Задачи:
- Повышение общей информированности о манипуляциях, манипуляторах и способах совладения с ними;
- Развитие умений и формирование навыков противодействия манипуляторам.
Целевая группа – юноши и девушки от 14 лет.
Продолжительность мини-тренинга 40 минут

План тренинга:


1. Вводное слово тренера
Цель: представление, рассказ о тренинге.
Описание:
Представиться, вкратце рассказать о себе, о целях тренинга, познакомить участников с регламентом работы.

8. Рефлексия
Цель: получение обратной связи от участников.
Оборудование: анкеты обратной связи, ручки, либо устно
Описание:
Участники делятся впечатлениями по итогам занятия, заполняют анкеты обратной связи либо рассказывают устно.

МОИ ПРАВА:
1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия
2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение
3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей
4. Я имею право изменить своё мнение
5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки
6. Я имею право сказать: "я не знаю"
7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне
8. Я имею право принимать нелогичные решения
9. Я имею право сказать: "я тебя не понимаю"
10. Я имею право сказать: "меня это не интересует"

Читайте также: