Конспект попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход

Обновлено: 07.07.2024

В каждом шаге различают периоды скольжения и стояния лыжи и выделяют пять фаз.

Фаза 1 - свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается оно с момента отрыва правой лыжни от снега и заканчивается постановкой правой палки на снег. Длительность фазы - 0,09-0,14 с. Цель лыжника в этой фазе - по возможности меньше терять скорость и подготовиться к отталкиванию рукой.

Правая нога после окончания отталкивания, сгибаясь в коленном суставе, с целью расслабления поднимается вместе с лыжей по инерции назад-вверх.
Вынос правой руки вперед-вверх заканчивается поднятием кисти до уровня головы. Лыжник начинает наклонять туловище вперед и разгибать правую руку в плечевом суставе, готовясь к постановке палки на снег. Левая рука в начале удерживает палку сзади, а затем начинает опускать ее вниз.

Фаза 2 - скольжение с выпрямлением опорной (левой) ноги в коленном суставе - длится от постановки палки на снег до начала сгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы 0,2-0,25 с.
В этой фазе лыжник должен поддержать, а по возможности и увеличить скорость скольжения. Левая палка ставится на снег не много впереди носка ботинка левой ноги под острым углом к направлению движения. Это позволяет сразу же начать отталкивание ею.
Правую ногу, согнутую в коленном суставе, лыжник начинает опускать и, сгибая ее в тазобедренном суставе, подводить к левой ноге. С постановкой правой ноги на снег ока подводится к левой при скольжении правой лыжи. Левая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, опускается вниз.

Фаза 3 - скольжение с подседанием на левой ноге. Начинается она со сгибания опорной (левой) ноги в каленном суставе н заканчивается остановкой левой лыжи. Продолжительность фазы - 0,06-0,09 с. Цель фазы - ускорить перекат.
Левая нога сгибается в коленном суставе, голень ее наклоняется вперед. В этой фазе заканчивается подведение правой ноги к левой. Левой рукой лыжник начинает ускоренный вынос палки вперед.
В этой фазе необходимо быстро согнуть ногу в голеностопном суставе, ускорить мах ногой вперед, усилить давление рукой на палку.

Фаза 4 - выпад правой ногой с подседанием на левой ноге. Начинается фаза с остановки лыжи к заканчивается началом разгибания левой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,03-0,06 с. Цель лыжника в этой фазе - ускорить выпад.
С остановкой левой лыжи начинается ускоренный выпад правой ногой со скольжением лыжи.

Одновременный бесшажный ход

В цикле хода выделяют две фазы: свободное скольжение на лыжах и скольжение на лыжах с одновременным отталкиванием.

Фаза 1 - свободное скольжение на двух лыжах. Начинается она с момента отрыва палок от снега и заканчивается постановкой их на опору.
Цель фазы - не допустить большой потери скорости скольжения лыж, приобретенной в результате отталкивания руками, и подготовиться к следующему отталкиванию руками.
В этой фазе не следует делать ускоренные движения рук вверх после окончания отталкивания, необходимо плавно разгибать туловище и выносить руки вперед-вверх. Постановка же палок на снег осуществляется за счет ускоренного наклона туловища.

Фаза 2 - скольжение на двух лыжах с одновременным отталкиванием руками. Начинается она с момента постановки палок на снег и заканчивается отрывом их от опоры по окончании отталкивания руками. Цель лыжника в этой фазе - увеличить скорость скольжения.

В настоящее время применяется вариант одновременного бесшажного хода. в котором имеет место движение ног вперед-назад относительно друг друга. В фазе свободного скольжения с выносом рук вперед одна из ног отводится несколько назад, масса тела переносится на другую ногу, а при отталкивании руками свободная нога движется вперед к опорной ноге. Вместе с тем лыжник делает подседание с перераспределением массы тела на обе согнутые ноги. При этом стопу опорной ноги он выдвигает несколько вперед.

Основной вариант одновременного одношажного хода

В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук н туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник. Перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.

Длительность цикла основного варианта одновременного одношажного хода - 1,2-1,6 с, длина цикла - 5-7 м. Ход может быть применен при хороших условиях скольжения на пологих спусках (1-3°), а также на равнинных участках местности при отличных условиях скольжения (обледеневшая лыжня, крупнозернистый снег и т.д.).

Скоростной вариант одновременного одношажного хода

В цикле скоростного варианта хода выделено шесть фаз, анализ движений начинается с окончания отталкивания руками.

Фаза 1 - свободное скольжения на двух лыжах. Начинается фаза с отрыва палок от снега и заканчивается началом сгибания правой ноги, которая будет толчковой, в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,25-0,3 с.
Если в начале свободного скольжения масса тела равномерно распределена на обе ноги, то в дальнейшем лыжник отводит маховую (левую) ногу почти на стопу назад, сгибает ее в коленном суставе и начинает подводит к опорной (правой) ноге. Массу тела лыжник переносит на правую ногу, руки опускает прямыми вниз.

Фаза 2 - скольжение с подседанием. Начинается фаза со сгибания опорной (правой) ноги в коленном суставе и заканчивает¬ся в момент остановки правой лыжи. Продолжительность фазы - 0,06-0,09 с.
За это время лыжник сгибает правую ногу в коленном суставе на 20°,отклоненную голень приводит в положение наклоненной вперед под углом 85°. Маховая нога лыжника догоняет опорную (стопы вместе), туловище он наклоняет, сгибая в тазобедренном суставе на 5-7с. Руки лыжник начинает выносить вперед, сгибая в локтевых суставах.

Фаза 3 - выпад с подседанием. Начинается фаза с момента остановки правой лыжи и заканчивается началом выпрямления правой ноги в коленном суставе. Продолжительность фазы - 0,03-0,06 с.
Выпад левой ногой лыжник может начать до остановки правой лыжи (слишком рано), в момент остановки (своевременно) или после остановки ее (с запозданием).
В этой фазе лыжник, сгибая правую ногу в каленном и голеностопном суставах, заканчивает подседание. Проекция центра массы тела его сосредоточивается на передней части столы. Сгибая руки в локтевых суставах, лыжник продолжает ускоренно выносить палки вперед.

Фаза 4 - отталкивание с выпрямлением толчковой (правой) ноги - от начала разгибания правой ноги в коленном суставе и до отрыва правой лыжи от снега. Продолжительность фазы - 0,09-0,12 с.
В этой фазе лыжник активно выпрямляет правую ногу: в тазобедренном суставе - на 65°, в коленном - на 55°. Отталкивание заканчивается под углом 45-55° разгибанием в голеностопном суставе. Лыжник продолжает выносить палки вперед-вверх, поднимая кисти рук до уровня глаз. Туловище его за это время разгибается приблизительно на 10° и образует с толчковой ногой прямую линию.

Фаза 5 - свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается фаза с отрыва правой лыжи от снега и заканчивается постановкой палок на опору. Продолжительность фазы 0,2-0,3 с.
Окончив отталкивание, лыжник продолжает отводить правую ногу по инерции назад-вверх, сгибая ее с целью расслабления в коленном суставе. Опорную (левую) ногу он начинает плавно разгибать в коленном суставе, а голень, наклоненную вперед, приводит в вертикальное положение. Палки лыжник продолжает выносить вверх, а кисти рук его поднимаются выше головы.

Фаза 6 - скольжении с одновременным отталкиванием руками. Продолжительность фазы - 0,2-0,25 с.
Маховая (правая) нога не полностью подводится к опорной, а остается на полстопы сзади нее. Стопа левой ноги выдвинута вперед, голень ее отклонена назад на 5-10° от вертикали, чем обеспечивается жесткая (без амортизации) передача усилия, развиваемого при отталкивании туловищем и руками, на скользящие лыжи. Отрывом палок от снега заканчивается цикл скоростного варианта одновременного одношажного хода.

Одновременный двухшажный ход

Лыжник начинает активно и ускоренно подводить маховую ногу к опорной с таким расчетом, чтобы подведение завершилось до окончания отталкивания и руками. Моментом отрыва лыжных палок от снега заканчивается цикл одновременного двухшажного хода.
В настоящее время этот ход квалифицированные лыжники применяют редко.

Попеременный четырехшажный xoд

Цикл движений попеременного четырехшажного хода состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага. Продолжительность цикла - 1,7-2,2 с, длина - 7-10м, средняя скорость в цикле на равнине - 4,0-6,0 м/с, темп хода - 22-35 циклов в минуту.

Рассмотрим действия лыжника в цикле попеременного четырехшажного хода при передвижении на равнине. Одновременно с первым толчком ногой гонщик выносит вперед-вверх одноименную руку с палкой. Толчок ногой (этом ходе делается так же, как и в двухшажном попеременном). К окончанию толчка лыжник должен поднять кисть выносимой вперед полусогнутой руки до уровня плеч. Нижний конец палки при этом обращен назад. С окончанием толчка ногой и выноса одноименной руки гонщик начинает скользить на одной ноге и выносить вперед вторую руку и освободившуюся после толчка ногу. Делается эти с таким расчетом, чтобы к концу второго толчка ногой рука и нога закончили движение одновременно.

Во время выноса второй руки и ноги после первого толчка лыжник рукой, начавшей движение раньше, переводит палку в положение кольцом вперед. После окончания второго толчка гонщик готовится к третьему толчку ногой. С началом третьего толчка одноименную толчковой ноге палку следует ставить в положение кольцом от себя. На протяжении третьего толчка ногой она ставится под острым углом.

Четвертый толчок ногой лыжник делает аналогично третьему. С началом его лыжник ставит в снег палку для второго толчка рукой. Во время четвертого толчка ногой он делает движение другой рукой, похожее на движение первой руки в момент третьего толчка ногой, а поэтому к окончанию четвертого толчка ногой создаются условия для начала толчка второй рукой. С окончанием толчка второй рукой завершается и цикл движения в четырехшажном ходе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 5 КЛАССЕ

НА ТЕМУ: Лыжная подготовка. « Передвижение на лыжах попеременным двухшажным

Подготовила и провела:

учитель физической культуры

Технологическая карта урока физической культуры

Название предмета

Лыжная подготовка. « Передвижение на лыжах попеременным двухшажным

Развитие координационных способностей в попеременных и одновременных лыжных ходах.

1. Отработать у учащихся технику одновременного бесшажного хода.

2. Способствовать развитию общей выносливости при прохождении дистанции на учебной лыжне; развитие координационных способностей, психомоторных способностей в игровых ситуациях.

3. Воспитывать сознательное отношение к занятиям по лыжной подготовке, самостоятельность, трудолюбие, дисциплину, формировать позитивное отношение к урокам лыжной подготовке, навыки самооценки результатов своей деятельности.

Планируемые результаты:

Ученик научится: выполнять передвижения на лыжах попеременным и одновременными ходами;

Ученик получит возможность научиться : преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью передвижения на лыжах. Использовать прогулки на лыжах с целью укрепления здоровья и организации досуга.

Образовательные ресурсы

Лыжи и лыжные палки у каждого учащегося, флажки.

Этапы урока

Планируемые результаты

Средства, методы обучения, воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Метапредметные

Организация подготовки учащихся к уроку.

строевых команд, правил надевания лыжного инвентаря.

Умение выполнять строевые приемы.

Умение организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности лыжного инвентаря, организации места занятий.

Проводит построение в шеренгу, проверяет

готовность к уроку, создаёт

эмоциональный настрой, подвести детей к определению темы.

Дает команду надеть лыжи и палки.

ция знаний и постановка учебной проблемы

целеполагание)

Определить тему урока.

Активное участие в обсуждении проблемы.

Коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уважение к позиции собеседника)

Регулятивные (целеполагание, планирование)

Метод обучения : частично-поисковый, словесный – беседа. Наглядный демонстрация. контроля: устный опрос. Форма организации : фронтальная. Система оценивания : бальная.

Организация репродуктивной деятельности обучающихся (предлагает отгадать загадку)

Спорт на свете есть такой,

Популярен он зимой,

На полозьях ты бежишь,

За соперником спешишь!

Какие способы передвижения на лыжах вы знаете?

Почему они так называются?

А как вы думаете, нужен ли в лыжных гонках одновременный бесшажный ход и для чего?

На какие группы мышц приходится основная нагрузка?

Тогда кто из вас может сформулировать тему нашего урока?

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?

(лыжные гонки), называют тему урока

или лыжные гонки.

По работе рук – одновременные, попеременные…

По работе ног- оношажные, двухшажные….

Для усиления скорости…..

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход

Познакомиться с техникой одновременного бесшажного хода…

Обеспечить психическую готовность уч-ся к занятию за счет повышения функций ЦНС. Сформировать положительную мотивацию.

Планируют собственную деятельность, распределяют нагрузку в процессе ее выполнения; осуществляют контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Познавательные: технически правильно выполняют двигательные действия. Личностные: активно включаются в работу, проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели, адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Коммуникативные: слушают и обсуждают, отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями

Имитационные упражнения лыжных ходов на месте в 2 шеренгах.

Методы: словесный (команды, инструктаж распоряжения, указания).

Метод наглядности, демонстрация. Поощрение, практическое выполнение.

Разминка: передвижение на лыжах по учебному кругу-250м-1круг по внешнему сильные ученики,1 круг по внутреннему средние ученики. Построение . Интервал 3-4м по дистанции.

ОРУ на лыжах. ( Приложение №1)

Показывает способы передвижения хода.

Ребята, скажите каким ходом я передвигалась?

Способствует созданию положительного эмоционального настроя. Разбивает класс на группы, дает задания

Выполняют задание самостоятельно с интервалом в 3-4м, демонстрируя владение передвижением на лыжах.

Тема урока: Попеременно двухшажный ход , одновременно бесшажный ход, поворот переступанием в движении.

1 .Овладение навыками передвижения на лыжах, дальнейшее их совершенствование.
2. Формирование практических умений.
Задачи:

1. Учить окончанию отталкивания ногой в попеременном двухшажном ходе;

2. Учить постановке палок на снег в одновременном бесшажном ходе;

3. Оценить навыки перехода в поворот переступанием в движении после спуска в низкой стойке;

4. Развивать выносливость, координацию движений;

5. Повышать интерес учащихся к лыжному спорту, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Урок ориентирован: на усвоение учащимися определенных знаний, а также на формирование прикладных двигательных умений и навыков. Получение навыков самостоятельной работы.

Деятельность учащихся: организована интервальным, поточным, способом.

Место проведения: пришкольный стадион, пришкольная лесополоса в зависимости от метеоусловий.

Инвентарь: лыжные комплекты, кегли, механический секундомер.

Продолжительность урока 45 минут.

Санитарные требования к уроку: посмотреть температуру окружающей среды, скорость ветра, одежду учащихся, инвентарь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

количеству учащихся, один тренировочный и три учебных круга.

Тип урока: совершенствование двигательных навыков.

Метод проведения: фронтальный, поточный, групповой, круговой.

Совершенствовать попеременный 2/ ход.

Совершенствовать одновременные классические ходы.

Совершенствовать переход с одного хода на другой

Воспитывать организованность, самостоятельность.

Способствовать закаливанию организма.

Частные задачи

Учебный материал

Организационно – методические указания

Создать представление о предстоящей деятельности на уроке

Выполнить переход на учебную лыжню

Подготовить все системы организма к дальнейшей работе

Увеличить эластичность мышц и подвижность суставов

Увеличить подвижность плечевого сустава

Увеличить подвижность коленного сустава

Увеличить эластичность задней поверхности бедра

Увеличить подвижность позвоночника и эластичность прямых мышц спины

Способствовать развитию равновесия

Отработать детали техники классических лыжных ходов

Учить переносу массы тела на скользящую лыжу

Закрепить навык работы рук

Выполнить ход в целом

- подбор инвентаря, смазка

То же с небольшим подседанием, в момент движения рук вниз

1- наклон вперед;

То же с отведением рук назад

И.п. – руки и свободная нога вперед;

1 – наклон вперед с отведением рук и свободной ноги назад;

И.п. – руки вперед, а нога назад;

1 – одновременный мах руками (назад) и ногой (вперед);

Специально – подготовительные упражнения.

И.п. – стойка лыжника

1 – перенос массы тела на опорную ногу (скользящую лыжу)

Имитация работы рук в попеременном двухшажном ходе

Имитация работы рук в одновременных классических ходах

Имитация попеременного двухшажного хода на месте

Имитация одновременного двухшажного хода

Проверить наличие формы, обратить внимание на правильность и четкость выполнения команд

Строем, в колонне по одному

Медленным темпом в колонне по одному

Согласованность действий рук, ног

Коснуться снега (ботинок) руками

Руки отвести назад до положения законченного отталкивания

Руки отвести максимально назад, ногу -недалеко за опорную

Согласованная работа рук и ног

Согласованная работа рук и ног

Следить за подседанием, наклоном туловища вперед, работой рук

Одновременный вынос рук, кисть - ниже коленей при отталкивании

Согласованная работа рук и ног

Жесткая передача усилий: туловище – руки, кисти рук в момент отталкивания – ниже уровня коленей

Подготовить организм к предстоящей работе

Организовать класс для работы по станциям

Совершенствовать попеременный двухшажный ход

Совершенствовать одновременные классические ходы

Совершенствовать переход с одного хода на другой

Способствовать развитию ловкости. Поднять эмоциональный настрой

Способствовать развитию выносливости

Прохождение разминочных кругов

Распределение по станциям

Прохождение по учебному кругу попеременным

Прохождение по учебному кругу одновременным бесшажным, одношажным ходами

Прохождение учебного круга с использованием переходов

Команды стоят в колонне по одному. Первый участник бежит до кубка (фишки) с мячами, берет 1 мяч, обходит вокруг фишки и с мячом возвращается к команде, кладет мяч в свободную фишку и передает эстафету по плечу и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрей перенесет все мячи.

Читайте также: