Виды природного районирования план конспект

Обновлено: 07.07.2024

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

— Мы изучаем природные компоненты и их размещение на территории России. Назовите их. (Рельефы, горные породы, климат, воды, почвы, растительный и животный мир.)

— Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют друг на друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т. д.)

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озер, скорость и направление течения рек.)

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы почв, сильнее прогреваются и нагревают воздух.)

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс, горный баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов выражено менее ярко. Это более слабые компоненты — почва, растительность, животный мир. Тем не менее изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит, все компоненты на любом участке поверхности Земли находятся во взаимосвязи и образуют природно-территориальный комплекс (или, проще, природный комплекс). Взаимосвязь компонентов состоит в обмене веществами и энергией.

— Как происходит обмен энергией между почвой и воздухом? (Нагретая солнечными лучами почва, т. е. поглотившая энергию Солнца, отдает тепло воздуху — тепловое излучение земли.)

— Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения воздуха и горных пород. (В воздухе постоянно находятся частицы горных пород (пыль, песчаные бури), воздух имеется в трещинах горных пород и т. д.)

— Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь различны (например, в умеренном климате можно выделить природные комплексы тайги, смешанного леса, степи и полупустыни)? (В пределах одного климатического пояса есть различие в средних температурах января (—20. —4 °С) и июля (+14. +22 °С), различается и увлажнение территории (от избыточного до скудного).)

— Является ли сочетание компонентов в ПТК случайным или оно закономерно? Докажите. (Примерный ответ. Сочетание компонентов не случайное, а закономерное. Оно сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической истории развития развивался и природный комплекс. При увеличении площади суши климат становился холоднее и суше, менялся, соответственно, растительный и животный мир: погибали влаголюбивые растения, появлялись засухо- и холодоустойчивые растения и т. д.)

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение литосферных плит, образование и разрушение гор, смена теплого и влажного климата холодным и сухим, изменение органического мира), следовательно, изменялись и природные комплексы.

— Какие природные комплексы можно выделить на Земле?

Самый крупный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы, верхней части литосферы и тропосферы).

Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные природные комплексы: луг, болото.

(Учитель рисует на доске схему.)


Природные комплексы все больше находятся под влиянием хозяйственной деятельности человека, который вырубает леса, распахивает почву, добывает полезные ископаемые, строит города, дороги и т. д. Измененные под влиянием деятельности человека природные комплексы (ландшафты) называются антропогенными.

— Приведите примеры антропогенных комплексов. (Пашни, сады, города, дороги, пастбища и др.)

III. Закрепление нового материала

— Что такое ПТК? (ПТК (природно-территориальный комплекс) — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.)

— Назовите самый крупный ПТК Земли? (Самый крупный ПТК Земли — географическая оболочка.)

— Назовите компоненты географической оболочки. (Географическая оболочка состоит из биосферы, гидросферы, верхней части литосферы и тропосферы.)

— Почему природных комплексов на территории России великое множество? (Примерный ответ. Сочетание разнообразных компонентов (горный и равнинный рельеф, горные породы, разное увлажнение территории, различие в количестве солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли и т. д.) образует разнообразные природные комплексы.)

— Назовите компоненты тайги. (Примерный ответ. Умеренный пояс с холодной снежной зимой и теплым летом, kувл > 1 (избыточное), подзолистые промывные почвы, хвойные растения (ель, сосна, пихта). Представители животного мира — лось, волк, лиса, бурый медведь, колонок, соболь, росомаха и др.)

— В природных комплексах компоненты взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом, обмениваясь веществом и энергией. Как этот обмен осуществляется? (Обмен веществом и энергией осуществляется в виде круговоротов воды, минеральных и органических веществ.)

По Р.: § 27, вопросы к параграфу.

По Б.: § 21, вопросы к параграфу.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

возможными изменениями ПТК и их компонентов в пространстве и во вре мени.

таблицы со схемами кру говоротов, по возможности — кинофильм « Природные

— Мы изучаем природные компоненты и их разме щение на территории России. Назовите

их. (Рельефы, горные породы, климат, воды, почвы, ра стительный и животный мир.)

— Все природные компоненты взаимосвязаны, т. е. соприкасаются и влияют дру г на

друга. Вспомните о взаимосвязи рельефа и клим ата. (Горы задерживают осадки, на

южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды обра з у ют овраги , ветер образуе т

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к

образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озе р, скорость и

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатических поясах

различные виды почв. Черноземы поглощают больше солнечных лучей, чем другие типы

Рельеф также влияет на растения и животных: в горах обитают снежный барс , горный

баран. В горах наблюдается высотная поясность. Климат и рельеф заставляют изменяться

другие компоненты коренным образом. Влияние других компонентов вы ражено менее

ярко. Это более слабые компоненты — почва, растительность, животный мир. Тем не

менее изменение одного компонента приводит к изменению других компонентов. Значит,

все компоненты на любом у частке поверхности Земли нах одятся во взаимосвязи и

образуют природно - территориальный комплекс (или, проще, природный комплекс).

Взаимосвязь компонентов состоит в обмене веществам и и энергией.

— Как происходит обмен энергией между почвой и возд у хом? (Нагретая солнеч ными

лучами почва, т. е. поглотившая энергию Солнца, отдает тепло возду ху — теп ловое

— Приведите пример взаимодействия и взаимосоприкосновения возду ха и горных пород.

(В воздухе постоянно находятся частицы горных пород (пыль, песчаные бу ри), воздух

— Почему природные комплексы в пределах одного климатического пояса столь

различны (например, в у меренном климате можно выделить прир одные комплексы тайги,

смешанного леса, степи и полупу стыни)? (В пределах одного климатического пояса есть

различие в средних температурах января (— 20. —4 °С) и июля (+14. +22 °С), различается

и увлажнение территории (от избыточного до скудного).)

— Является ли сочетание компонентов в ПТК слу чайным или он о закономе рно?

Докажите. (Примерный ответ. Сочетание компонентов не случ айное, а закономерное. Оно

сложилось в процессе длительной истории развития территории. В течение геологической

истории развития развивался и природный комплекс. При уве личении площади с уши

климат становился холоднее и су ше, менялся, соответственно, растительный и животный

мир: погибали влаголюбивые растения, появлялись засу хо - и холодо устойчивые ра стения

Природные компоненты в истории Земли изменялись неоднократно (движение

литосферных плит, образование и разру шение гор, смена теплого и влажного климата

холодным и су хим, из менение органического мира), сле довательно, изменялись и

Самый кру пный ПТК — географическая оболочка (состоит из гидросферы, биосферы,

Самые мелкие ПТК (локальные) называются фациями — это неделимые, однородные

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

- знать и объяснять принципы выделения регионов на территории страны;

- определять виды и принципы районирования;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны

Личностные : действие смыслообразования

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.

Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.

классификация видов и систематика

Назовите методы географических исследований.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

Выявление места и причины затруднения.

Какие основные вопросы мы можем рассмотреть?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные : формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить принципы выделения регионов на территории страны.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

- Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

А с какой целью и для чего проводят районирование?

Районирование должно выполнять следующие функции:

  • упорядочивать информацию о территории;
  • синтезировать (объединять) информацию для её более глубокого понимания и выработки целостного представления о районах;
  • создавать “образ района”, как для лиц, принимающих решение, так и для всего населения страны.

2. Виды районирования.

Районирование может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик.

Какие группы районов вы можете назвать?

По каким признакам они выделены?

3. Признаки районирования. (стр 144-145)

Частные – по одному признаку

Общие – по нескольким признакам

Однородные – поделена вся территория

Узловое (ядро) – выделяют центр, а затем определяют тяготеющие к ни районы

  • Субъекты федерации – по национальному, территориальному, государственному устройству.
  • Природные зоны – по физико-географическому.
  • Основная зона и зона Севера – по степени заселённости территории.
  • По степени благоприятности природных условий и жизни населения – благоприятные, неблагоприятные и экстремальные. Табл 26

4. Практическое значение районирования.

Определите самостоятельно стр. 146-147

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Центр федерального округа

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Ранжирование природно-хозяйственных регионов России

Природно-хозяйственные регионы России

Присвоенный ранг(высокий, средний, низкий)

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Определите, в состав какого федерального округа и природно-хозяйственного региона входит территория нашей области.

Что такое районирование? Для чего необходимо?

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

п. 24, номенклатура природно-хозяйственные регионы России.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Химия – периодическая система

Ботаника – классификация видов и систематика

Геология – периодизация эпох

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое районирование России

Разработка урока в виде презентации для 9 класса по теме "Экономическое районирование России". Объясняются такие новые для девятиклассников понятия, как территориальлное разделение труда, специализаци.

Экономическое районирование России

В презентации указаны составы экономических районов России.


Контрольная работа по темам:"Общая характеристика хозяйства России. Географическое районирование" и "Главные отрасли и межотраслевые комплексы". 9класс

Предлагаемая контрольная работа составлена на основе учебного материала к учебнику под редакцией А.И.Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Контрольная работа представлена в .


Материал для подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 3: "Экономическое районирование России".

Материал для подготовки к зачёту по географии в 9 классе. Зачётный раздел № 3: "Экономическое районирование России". .


Экономическое районирование России

Выявить причины районирования.Изучить подходы к районированию и виды.Сформировать представления об экономических районах.


Территориальная организация и районирование России.

Территориальная организация и районирование России.


Районирование территории России.

Административно-территориальное деление России, определяем отрасли специализации промышленности каждого экономического района.

Автор: Перочинникова Ольга Викторовна

Организация: МБОУ СОШ 19

Населенный пункт: Краснодарский край, ст-ца Марьянская

Задачи: 1. понимать географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности людей.

2.уметь приводить примеры взаимодействия между компонентами природной зоны.

3.уметь объяснять взаимосвязи: географическое положение, природные условия, ресурсы и их хозяйственное использование.

4.уметь определять по картам особенности размещения природных зон.

5.знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

6.приводить примеры экологических проблем природоохранных мероприятий.

7.уметь извлекать информацию из географических источников(карты, материалы учебника)

Понятия: природное (физико-географическое) районирования; азональные(тектонические структуры и, зависящие от них, формы рельефа) и зональные(природные зоны) природные комплексы; взаимообусловленность и взаимосвязь между их компонентами(природных комплексов); широтная зональность и высотная поясность.

Условные учебные действия: 1.выявлять особенности метода природного (физико-географического) районирования как одного из методов географических исследований на основании изложенного материала и объяснений учителя.

2. определять перечень крупных природных районов (азональных природных комплексов) на основании материалов, изложенных в учебнике.

3.выявлять существенные признаки природных зон и взаимосвязей их компонентов.

4. анализировать карту природных зон: Какая закономерность размещения природных зон существует на территории Российской Федерации? В каком климатическом поясе расположено наибольшее число природных зон? Какими причинами это объясняется? Какая из природных зон занимает в России наибольшую площадь? С какими причинами это связано? В какой ( каких) природной зоне(зонах) расположен наш населённый пункт?

Этапы урока

Деятельность учителя

Комментарии деятельности

2. Проверка домашнего задания

1.что такое природно-территориальный комплекс?

2.какой непрерывный обмен осуществляется в ПТК?

3.за счёт чего в ПТК осуществляются круговороты веществ и все процессы?

4.какие компоненты природы являются ведущими в формировании ПТК?

5.из-за чего меняются ПТК?

6.чтот называют ландшафтом?

7.кто в нашей стране занимался развитием ландшафтоведения?

8.какие виды ландшафтов вам известны?

1.это – принадлежность определённых природных частей конкретной территории.

2.веществами и энергией.

3.за счёт энергии Солнца.

4.рельеф и климат.

5.из-за изменения любого из его компонентов.

7.Докучаев и Берг.

8.природные, антропогенные и природно-антропогенные.

3.Тема:

Пери изучении темы использован ресурс Шуваева Елена Николаевна
Презентация Природное районирование России 8 класс .

Демонстрация слайда №2 различных форм рельефа и природных зон.

Как вы считаете, судя по просмотренным изображениям, какая тема будет изучена сегодня?

Выдвигают различные версии, обсуждение.

Записывают в рабочие тетради число, классная работа и тему урока.

Формирование представлений о районировании как о методе географического исследования территории, в частности, - о природном районировании: (слайд 3-слайд 4)

В связи с большой площадью и протяжённостью территории страны, как вы считаете. Существуют ли различия в её природе?

К чему ведут эти различия?

Прежде, чем проводить районирование территории, нужно выбрать признак, на основании которого оно будет проводиться, а после – оценить степень его выраженности на конкретной территории. Как вы помните, крупнейшим природным комплексом планеты является ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА, которая делится на более мелкие комплексы – материки и океаны. На материках выделяют зональные( подчиняются закону широтной зональности) и азональные(не подчиняются закону широтной зональности) природные комплексы. К зональным ПК относят ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ, к азональным - формы рельефа.

Читайте также: