Конспект урока агния барто

Обновлено: 04.07.2024

Методическая разработка занятия литературного чтения.

Занятие по развитию речи в средней группы

Познакомить детей с творчеством А. Л. Барто.

Обучать правильному, выразительному исполнению поэтических произведений.

Воспитывать интерес и любовь к книгам.

Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям: честность, вежливость, трудолюбие.

Воспитывать умение слушать других.

Развивать фонематический слух, творческие способности, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Развивать словарный запас.

Создание благоприятного психологического климата.

Предупреждение утомляемости детей.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно, передавая настроение; отвечать на вопросы; называть героев стихов и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию к содержанию стихов.

Оборудование: портрет А. Л. Барто, выставка книг, детские рисунки, пословицы о книгах, игрушки, презентация.

Ход занятия

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня книг и рисунков! А еще у нас есть замечательный мультфильм. Давайте его посмотрим

Сколько звёзд в небесах,

Сколько цвету в лесах.

Сколько капель в морях

Сколько книг на земле!

Вместе с нами в домах.

Жить без книг Агнии Барто

Мы не могли бы хорошо.

Дорог нам их вечный свет

Книгам добрым, интересным

Все мы шлём привет!

(в дверь стучат)

-Это я, зайка. Пустите меня к вам в группу.

-Ребята, пустим зайку? ( дети: да)

-А ты откуда к нам пришел, зайка?

-Ребята, а вы знаете из какого стихотворения к нам пришел зайка?

-Давайте расскажем это стихотворение (все вместе)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

-Да,все верно. Я из этого стихотворения. Мне пора обратно в книжку,вот только незнаю,как туда попасть.

-Зайка,а давай мы тебя проводим в книжку?

-Тогда давайте выберем транспорт. Ребята, на чем можно поехать?

-На поезде,велосипеде,машине,автобусе и т. д.

-Нас много и в машину мы не поместимся…

-А на поезде в книжку мы не доедим…Что же делать?

-А давайте поедим на автобусе?

Путешествие по станциям.

-Вот мы и в книжке. Первая остановка ЗНАКОМСТВО

Слайды 1-4. Агния Львовна Барто - замечательный детский писатель. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством А. Л. Барто.

Она родилась в Москве (1906-1981) в семье врача-ветеринара. Писать стихиначала ещё в школьные годы. В 1925 году вышла её первая детская книга. С тех пор она стала писать стихи и поэмы для детей разных возрастов. Агния Барто очень любила детей, у нее были и свои дети, а потом родился внук. Назвали его Володя. Своему внуку Агния Барто посвятила стихи “Вовка - добрая душа”. На стихи А. Барто написано много песен для детей. Она писала стихи о хороших и плохих детей, об игрушках… В 1950 году за книгу “Стихи детям” ей присуждена Государственная премия.

2 станция – поэтическая.

Заранее подготовленные дети читают стихи Барто из цикла “Игрушки”.

Мишка, Бычок, Слон, Зайка, Лошадка, Мячик.

Агния Барто

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

- Да, ее стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее нас.

-Ребята,а какое сейчас время года? (осень)

Агния Барто написала разные стихи. Есть и про осень.

Агния Барто

В саду пожелтели,

И только скамейка

В тихой аллейке,

Стучит по скамейке.

Под голой рябиной.

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Учитель: А сейчас давайте отдохнем. И в этом нам поможет тоже А. Л. Барто. Давайте на время превратимся в маленьких воробышков.

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

5 станция – игровая.

Игра “карточки” – соберите карточки так,чтобы получилась картинка (звучит музыка). Стихотворение “Флажок”.

7 станция – музыкальная.

Стихи Агнии Барто полюбили не только дети, но и взрослые. А композиторы написали музыку на некоторые стихи А. Барто. Сейчас мы споём все вместе весёлую песенку “Любитель-рыболов”. Музыку к ней написал М. Старокадомский (звучит песня).

1. С утра сидит на озере

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов.

2. А озеро глубокое,

Удачный будет лов.

Сейчас поймает окуня

3. А песенка чудесная –

И радость в ней и грусть.

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть.

4. Как песня начинается,

Вся рыба расплывается…

V. Подведение итогов урока.

Читайте и учите стихи А. Л. Барто. Ведь ее стихи добрые и Агния Львовна делится с вами частичкой своего душевного тепла. Ребята, мне хочется добавить: дарите тепло друг другу, будьте вежливы, терпимы, дорожите дружбой. Ведь не зря говорят: дружба, как стекло, разобьешь - не сложишь.

Мы часто будем встречаться со стихами этой замечательной поэтессы.

Литература

1. Агния Львовна Барто //Лучшие стихи. - Тула: “Родничок”; Москва: АСТ: Астрель, 2011.

2. Агния Львовна Барто //Мы с Тамарой. - Москва: АСТ: Астрель, 2009.

3. Агния Барто// Я расту. Стихи. - Москва: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. - М., 1995. - С. 10—12.

5. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. - М., 1975. - С. 22—23.

6. Заикина А. и др. Умные кроссворды. - М. : Лист, 1999.

7. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. - М., 1981. - С. 6—14.

женщине - посвятившей, всю свою жизнь детям, их воспитанию– Агнии Львовне Барто.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких

и больших. Стихи Агнии Барто – это страницы детства. Может быть, поэтому их так

хорошо помнят и любят те, кто давно вырос, и с любовью читает своим детям. Р. Гам затов

Учитель : Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ве теринарного врача. Стихи

начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной.

Незадолго до окончания хореографического училища на одном из у роков учитель

попросил Агнию Барто прочесть под му зык у одно из своих стихотворений. Она выбрала

очень грустное и заунывным голосом прочла его. Прису тствующий на этом уроке

известный литературный критик Анатолий Васильевич Лу начарский, рас спрашивая потом

юную балерину о её планах, посоветовал девочке обязательно писать стихи, но не

Когда Агния Л ьвовна уже ста ла известной писательниц ей,

ребята часто спрашивали её: «В ка кой школе у чат такие

отвечала писательница. Училась она в самой обыкновенной

московской школе. Та м же и начала писать стихи. Это было

постарше, написала для школьн ой стенгазеты весёлые

громко сме ялись, как бу дто это не о них, а ком – то другом

Самым строгим цените лем первых сочинений Агнии Барто

был её отец Лев Николаевич Волов, ветеринарный вра ч. Он

И.Крылова, а выше всех писателе й ставил Льва Толстого.

Когда Агния Барто была совсем маленькой и не умела ещё

читать, он подарил ей книг у под названием «Как живёт и

книги и других серьёзных кн иг, без букваря, отец об учил

Агнию азбуке, и она самостоятельно стала ч итать. Отец

Но Агнию Барто в т у пору больше привлекало др угое –

музыка, балет. Она мечтала стать та нцовщицей. Поэтому и

хореографическое училище, танцевала в балетной труппе.

На выпускной вечер этого хореографического училища

танцевала, принимая различные трагичес кие позы, и читала

Луначарский, с трудом сдерживая у лыбку, сказал, что она

Учитель : После выхода в свет ц икла поэти ческих мини атюр д ля самых

Агния Ба рто стала од ним из самых и звест ных и люб имых чит ателями дет ских

поэтов, ее п роизведе ния издавал ись огромными т иражами, входили в

хрестоматии . Ритм, рифмы, обра зы и сюж еты эти х слов оказал ись близки и

Вы были с овсем мален ькими, а уже знали стихотворени е про М ишку, про

девочку Таню , котор ая заплакала, когда м яч упал в вод у. Давайте вс помним

ваши первые ст ихи, кот орые вышли в первой книге Игр ушка.

Учитель : Ну, вот вы подросли, отложили свои любимые игру шки и вместе с вами,

выросли стихи А.Барто. Она написала очень много стихов о вашей жизни, о ваших

Большое место в раннем творчестве поэтессы занимали сатирические и юмористические

стихотворения. В то время было распространено мнение, что детской поэзии

противопоказана сатира, поэтому Агнии Барто потребовалось много см елости, чтобы

обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.

Учитель : Стихи А.Барто расскажут вам веселые и грус тные истории о ребятах, об их

хороших и плохих поступках.В её книгах вы найдете целую портретную галерею.

Учитель : Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои с тихи она

написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика,

грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.

Сатира Барто меткая, острая, но не злая. Автор знает, что у ребенка все впереди, и он

Учитель : Все дети любят фантазировать, мечтать, хотят поскорее стать взрослыми

работать как их родители. Прослуша йте след ующее стихотворение, вы в этом у бедитесь.

Учитель: Однажды какой - то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с

обидой: Зачем вы про меня написали? Это все неправда! Почему ты решил, что это про

тебя? Так в классе все говорят. А тебе сколько лет? Десять. А я эти стихи написала

пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было. Много п исем писали Агнии

Львовне. Писали и дети , и взрослые. Перечитываем детское письмо к Агнии Львовне: « Я

стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать навык сознательного, беглого, выразительного чтения.

-воспитывать добрые чувства, вкус.

I этап. Организационный момент.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит).

Чем лечил Айболит зверей? (шоколадками). А какое самое лучшее лекарство от всех болезней? (смех, улыбка и хорошее настроение). А давайте посмотрим , какое настроение у вас перед уроком.

На доске ствол дерева без листвы.
-Когда бывают такие деревья? (зимою)
- Давайте оденем дерево: если настроение отличное приклейте – зеленый листочек, не очень – желтый листочек, настроение плохое – красный листочек.
-Какое дерево получилось? ( преобладание зеленой листвы )
-Улыбнитесь друг другу и гостям, пожелайте удачи в работе на уроке.

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

Настраиваемся на работу.

II этап. Актуализация знаний.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте расскажем стихотворения, которые вы выучили. Но вы должны не только рассказать стихотворение, но и выбрать предмет, о котором вы рассказываете. (рассказывают по очереди).Что общего у всех этих предметов?

- Это стихотворения Агнии Барто. Значит, мы сегодня будем говорить о творчестве Агнии Львовны Барто.

(Открыть на доске место, где записаны имя, отчество, фамилия поэтессы или слайд. Обратить внимание на портрет)

- Какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями. Научиться правильно, выразительно читать стихи, отвечать на вопросы.

III этап. Изучение нового материала.

У. Учитывая свой читательский опыт, скажите, кому посвящено творчество Агнии Борто ?

Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.

Фото на слайдах

А как вы думаете, есть ли у Агнии Львовны любимое стихотворение? Давайте послушаем, как она сама отвечает на этот вопрос.

-Для чего люди придумали игрушки?

Где чаще всего играют с игрушками?

Дома, в детском саду

- А что мы делаем в школе?

А все-таки на уроках можно играть?

Сегодня мы тоже поиграем ,но вот во что. расшифруйте слово и узнаем. ( зашифровать игрушками)

с л о в а

ИТАК: сегодня мы будем играть в слова. (открываем произведение А.Л.Барто).

- Почему же на уроке мы будем играть в слова?

так называется стихотворение

- Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:

-О чем стихотворение? Кому понравилось? Не понравилось? Почему?

читает учитель, затем дети отвечают на поставленные вопросы).

-Какое явление природы мы встретили?

Мы встречались с дождем сегодня ? Где?

Повторное чтение текста.

- Сколько было мышей?

Читают сами, проверяют

СРАВНИТЕ : кукушка и мышата. - Какой звук есть в обоих словах?

2)Лексическая работа со словами.

(гром, гроза, листопад, родник, журчащий, наяву)

-Какое слово не встречалось в стихотворении?

РЕЛАКСАЦИЯ: - Когда журчат ручьи?
- Послушайте журчание воды. ( под запись звуков природы, закрываем глаза и слушаем).

- Представим, что видим сон. Мы гуляли по зеленой прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки журчащей воды… Проснулись. Кто увидел сон? Как себя чувствуете? Продолжаем работу.

Работа с текстом.

-Какие знаки препинания бывают? Какие есть в тексте? (можно показать слайд)

-Сколько точек? Посчитаем.

ВЫВОД: Раз точек 6, значит и предложений 6.

(Читаем каждое предложение еще раз и делим текст на смысловые части).

ИТОГ: Сколько предложений? А на сколько частей разделили?

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. ( вывешиваются картинки или рисунки к тексту в перепутанном порядке, и одна картинка не подходит по смыслу)

-Развесьте картинки по порядку.

ВЫВОД: картинка с ключом от замка не подходит, т.к. в тексте слово “ключ” обозначает родник, ручеек.

- А почему так случилось, что эта картинка сюда попала?

слово “ключ” - многозначное

-Какие еще многозначные слова знаете?

Теперь вам надо узнать название следующего стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф

Скажите,как называется произведение и как вы определили его название?

У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения учителем.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане

У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

У. Подумайте,что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

У. Чем вы это можете доказать?

Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Д. Таня открыла дверь кошке.

Д. Таня ела,чай пила.

У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

Д. Таня пролила стоярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном,а попросила об этом маму. Выборочное чтение

У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

У. Можно ли назвать Таню помощницей?

Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

Д. Автор называет ее Танюша.

Другие мнения детей

У. Каково ваше отношение к Тане?

– Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Сценки. Быстрая смена действий.)

– Почему это смешинки? В чём их смысл?

– Чему вы научились?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали на уроке?

Вот и заканчивается наш урок. Нам осталось только посмотреть, какое настроение осталось после урока. Если хорошее приклейте цветочки и облака, если плохое-тучку.

А это мое настроение от урока (приклеиваю солнышко). А заодно и оценка вашей работе на уроке. Вы все сегодня хорошо работали.

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто.

Задачи: 1. Образовательная:

- учить читать и анализировать стихотворные тексты.

-развивать навык сознательного, беглого, выразительного чтения.

-воспитывать добрые чувства, вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. Л. Барто, выставка книг, игрушки, сюжетные картинки к стихотворению, компьютер и мультимедийный проектор, дерево без листьев, листочки для дерева из белой бумаги, полоски бумаги двух цветов, облака, тучки.

I этап. Организационный момент.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Ай болит).

Чем лечил Айболит зверей? (шоколадками). А какое самое лучшее лекарство от всех болезней? (смех, улыбка и хорошее настроение). А давайте посмотрим , какое настроение у вас перед уроком.

На доске ствол дерева без листвы.
- Когда бывают такие деревья? (зимою)
- Давайте оденем дерево: если настроение отличное приклейте

– зеленый листочек, не очень – желтый листочек, настроение плохое – красный листочек.
-Какое дерево получилось? ( преобладание зеленой листвы )
-Улыбнитесь друг другу и гостям, пожелайте удачи в работе на уроке.

“Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!”

Настраиваемся на работу.

II этап. Актуализация знаний.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, давайте расскажем стихотворения, которые вы выучили. Но вы должны не только рассказать стихотворение, но и выбрать предмет, о котором вы рассказываете. (рассказывают по очереди).

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык —

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Зайку бросила хозяйка,—

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Горит на солнышке

Что общего у всех этих предметов?

- Это игрушки.

- Это стихотворения Агнии Барто. Значит, мы сегодня будем говорить о творчестве Агнии Львовны Барто.

(Открыть на доске место, где записаны имя, отчество, фамилия поэтессы или слайд. Обратить внимание на портрет)

- Какова цель нашего урока?

- Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведениями. Научиться правильно, выразительно читать стихи, отвечать на вопросы.

III этап. Изучение нового материала.

У. Учитывая свой читательский опыт, скажите, кому посвящено творчество Агнии Борто ?

Д. Творчество Агнии Барто посвящено детям.

Фото на слайдах

У. Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Но мало кто знает, что Агния Львовна мечтала стать балериной и даже училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Первая ее книга вышла почти 90 лет назад. С тех пор для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики. Со стихотворениями Агнии Львовны мы встречались на внеклассном чтении, некоторые вспомнили сегодня. Как вы думаете, какая она, Агния Барто?

- добрая, любит детей, понимает их.

А как вы думаете, есть ли у Агнии Львовны любимое стихотворение? Давайте послушаем, как она сама отвечает на этот вопрос.

Настала пора немного отдохнуть

Физминутка.

Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

-Для чего люди придумали игрушки?

Чтобы играть

Где чаще всего играют с игрушками?

Дома, в детском саду

- А что мы делаем в школе?

А все-таки на уроках можно играть?

Сегодня мы тоже поиграем ,но вот во что. расшифруйте слово и узнаем. ( зашифровать игрушками)

ИТАК: сегодня мы будем играть в слова. (открываем произведение А.Л.Барто).

- Почему же на уроке мы будем играть в слова?

так называется стихотворение

- Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:

-О чем стихотворение? Кому понравилось? Не понравилось? Почему?

читает учитель, затем дети отвечают на поставленные вопросы).

-Какое явление природы мы встретили?

Мы встречались с дождем сегодня ? Где?

Повторное чтение текста.

- Сколько было мышей?

Читают сами, проверяют

СРАВНИТЕ : кукушка и мышата. - Какой звук есть в обоих словах?

2)Лексическая работа со словами.

(гром, гроза, листопад, родник, журчащий, наяву)

-Какое слово не встречалось в стихотворении?

РЕЛАКСАЦИЯ: - Когда журчат ручьи?
- Послушайте журчание воды. ( под запись звуков природы, закрываем глаза и слушаем).

- Представим, что видим сон. Мы гуляли по зеленой прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки журчащей воды… Проснулись. Кто увидел сон? Как себя чувствуете? Продолжаем работу.

Работа с текстом.

-Какие знаки препинания бывают? Какие есть в тексте? (можно показать слайд)

-Сколько точек? Посчитаем.

ВЫВОД: Раз точек 6, значит и предложений 6.

(Читаем каждое предложение еще раз и делим текст на смысловые части).

ИТОГ: Сколько предложений? А на сколько частей разделили?

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК. ( вывешиваются картинки или рисунки к тексту в перепутанном порядке, и одна картинка не подходит по смыслу)

-Развесьте картинки по порядку.

ВЫВОД: картинка с ключом от замка не подходит, т.к. в тексте слово “ключ” обозначает родник, ручеек.

- А почему так случилось, что эта картинка сюда попала?

слово “ключ” - многозначное

-Какие еще многозначные слова знаете?

Ручка, нос, рукав…

Теперь вам надо узнать название следующего стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи;

П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф Скажите,как называется произведение и как вы определили его название?

У. Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей?

Д. Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами.

У. Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.

Чтение стихотворения учителем.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

Д. В стихотворении рассказывается о девочке Тане

У. Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?

Ответы детей

У. Подумайте,что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?

Д. Таню привлекли приятные и легкие занятия.

У. Чем вы это можете доказать?

Д. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.

Выборочное чтение

Д. Таня открыла дверь кошке.

Д. Таня ела,чай пила.

У. Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?

Д. Таня пролила стоярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.

Д. Таня не стала сама раздеваться перед сном,а попросила об этом маму. Выборочное чтение

У. Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?

Д. Да, Вы правы. Таня то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.

Д. Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала.

У. Докажите это словами текста.

У. Можно ли назвать Таню помощницей?

Д.Таню нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.

У. Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать?

Ответы детей

У. Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.

У. Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).

Д. Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит.

У. Почему вы считаете, что автор любит Таню?

Д. Автор называет ее Танюша.

Другие мнения детей

У. Каково ваше отношение к Тане?

Ответы детей

Работа в парах

– Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. (Сценки. Быстрая смена действий.)

Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.

Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно
Я и сам её побью.

Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.

– Почему это смешинки? В чём их смысл?

– Чему вы научились?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Что больше всего понравилось?

- Что нового узнали на уроке?

-Кому какая часть стихотворения понравилась больше? Нарисуйте к ней рисунок.

Кто хочет дополнительное задание? (Выбор цветной полоски с дополнительным заданием : легким – желтая, более трудным - красная).

Желтая - выразительное чтение, красная – наизусть.

Вот и заканчивается наш урок. Нам осталось только посмотреть, какое настроение осталось после урока. Если хорошее приклейте цветочки и облака, если плохое-тучку.

А это мое настроение от урока (приклеиваю солнышко). А заодно и оценка вашей работе на уроке. Вы все сегодня хорошо работали.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Л.Барто; учить анализировать стихотворение, раскрывать его смысл, чувствовать интонацию, ритм; воспитывать добрые чувства.

Формируемые УУД: умение ориентироваться в содержании литературного текста; оценивать действия при работе в паре.

1. Чтение чистоговорки.

АЛ-АЛ-АЛ – Коля вежливым ст ал .

АТ-АТ-АТ – Толик мой любимый бр ат.

Какие два звука сегодня будете произносить четко? (Т-Л). Чтение с различными темпами и уровнями голоса.

2. Чтение на с. 102-103. (проверка д.з).

Целепологание

1. Работа с иллюстрацией.



Кто изображен на картинке? Знаете ли вы стихотворение, к которому бы подошла эта картинка? Кто знает наизусть это стихотворение? Кто автор этих стихотворений? (А.Л. Барто).

Как вы думаете, с творчеством, какого писателя мы сегодня будем работать?

Работа по теме урока.

1. Показ выставки книг, портрет.

Агния Барто писала стихотворения про девочку Таню, одно их которых вы найдете в азбуке на страннице 104.

Кто главная героиня этого стихотворения?

Какие дела успела выполнить Таня?

Как вы думаете, действительно ли Таня оказывала помощь? Могла ли она устать от таких дел?

3. Чтение по цепочке.

А сейчас, вы будете читать по цепочке. При чтении, важно не забывать соблюдать паузы, на том месте, где стоит запятая.

Все внимательно следят.

Я буду читать вам начало фраз из известных стихотворений А.Л. Барто, а вы должны ее закончить.

Идет, бычок качается…..

Наша Таня громко плачет…..

Нет, напрасно мы решили….

Зайку бросила хозяйку….

От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит).

А какие звуки вы знаете?

Прочтем еще раз. Какое многозначное слово встречается в этом стихотворении?

У вас на столах текст этого стихотворения.

Кто главная героиня в стихотворении? (Лида).

Получалось ли у Лиды скакать?

Какие приметы весны описывает поэтесса?

Какое настроение создает это стихотворение?

С какой интонацией нужно читать это стихотворение?

Подведение итогов.

Понравился ли вам урок?

Что было интересного? С каким автором вы познакомились? Какие произведения вы читали?

Читайте также: