Конспект урока а с пушкин прекрасны вы брега тавриды образ крыма в стихах поэта

Обновлено: 04.07.2024

  • Раскрыть связь писателя с эпохой, в которой он творил, на примере картин крымских художников.
  • Активизировать процесс взаимодействия ученика с миром писателя, открытия смыслов, связанных с личным опытом.
  • Заинтересовать учащихся творчеством художников К.Боссоли и И.Айвазовского.

Так как мы живём в Крыму, то тема данного мероприятия нашим ученикам особенно близка. Особенно после экскурсий в музей А.С. Пушкина в Гурзуфе и Крымский художественный музей в г. Симферополе и Художественную галерею И. Айвазовского в г. Феодосии.

Рассказ ведется от “первых лиц”, двух друзей еще со времен учебы в царскосельском лицее – Николая Раевского мл. и Александра Пушкина. В презентации в основном использованы картины художников Карло Боссоли и Ивана Айвазовского. Презентация

А. (Николай Раевский мл.) Невозможно перечислить все то, чему научил Пушкин своих современников и потомков. Сколько поколений приникают к родникам его творчества, но он остается неисчерпаем. Каждое поколение открывает для себя своего Пушкина.

Я, Николай Раевский мл. и мой друг Александр Пушкин, с семьей моего отца генерала Николая Раевского, героя Отечественной войны 1812 г., отправились в путешествие по Крыму.

12 августа вечером мы прибыли в заштатный городишко Тамань (бывшую крепость Фанагорию). (Слайд 2)

П. (Александр Пушкин) “С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма” (Слайд 3)

П. Я тотчас отправился на так названную Митридатову гробницу. (Слайд 4) Развалины Пантикапеи не сильно подействовали на мое воображение. Я видел следы улиц, полузаросший ров, старые кирпичи и только. (Слайд 5)

П. Из Керчи приехали мы в Кефу, остановились у Броневского, человека почтенного. Теперь он разводит сад на берегу моря, недалеко от города. Виноград и миндаль составляют его доход.

Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, (Слайд 7) в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я элегию.

Всю ночь не спал; луны не было; звезды блистали; (Слайд 8)
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный.

А. Между тем корабль остановился в виду Гурзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; тополя, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аюдаг. и кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный. (Слайд 9)

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел узор
Разостлан был передо мною.

А. Военный бриг в Гурзуфе высадил моего отца с младшими дочерьми, мной и Пушкиным, а на берегу нас встретила моя мама, Софья Алексеевна Раевская со старшими дочерьми. Все мы поселились в доме, не задолго до того построенном тогдашним владельцем Гурзуфа, герцогом Ришелье. Мне и Александру в нем был предоставлен мезонин, выходивший на запад. (Слайд 10)

П. В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. Я любил, проснувшись ночью, слушать шум моря и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис; каждое утро я посещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество. (Слайд 11)

А. Август в Гурзуфе был великолепен. И отнюдь не сиднем живет Пушкин: он бродит по холмам, по гористым узким улочкам, любуется янтарным в лучах солнца виноградом, работает над “Кавказским пленником”, читает, занимается английским языком.

Живя в Гурзуфе, Мы часто совершали прогулки вдоль побережья и в горы, ездили верхом к вершине Аю-Дага по узкой охотничьей тропе, вьющейся по скалистому склону Аю-Дага. (Слайд 12)

К мысу Суук-Су "Холодная вода", где есть живописные гроты, выдолбленные прибоем в скалах, мы подплывали на лодке. (Слайд 13)

"Волшебный край, очей отрада! Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда, долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада. Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный в горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит и зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит вокруг утесов Аюдага. " (Слайд 14)

А. Я и Александр верхом на лошадях поехали по направлению на Севастополь в Балаклаву к развалинам Георгиевского монастыря. (Слайд 15)

По пути мы останавливались в Ялте, Алупке и Симеизе — этих маленьких деревушках. (Слайд 16)

П. Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление. По крайней мере тут посетили меня рифмы. Вот эти строки: (Слайд 17)

К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось.

А. Из Георгиевского монастыря мы отбыли на следующий же день, верхом. (Слайд 18)

Бахчисарай поразил поэта только вначале, когда неожиданно возник из-за поворота длинной степной дороги. Зато сам Бахчисарай оказался настоящим восточным городом с узкими проулками, зелеными двориками, с двухэтажными домами, прятавшимися за глинобитными стенами. Мы полюбовались резными деревянными решетками окон и балконов, отметили гармоничное сочетание пирамидальных тополей и высоких минаретов.

П. В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из-за ржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает. (Слайд 19)

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль.
Фонтан любви, фонтан печальный!

А. С 8 сентября около недели Александр провел в Симферополе, который стал последним крупным городом, удостоенным визита Пушкина. Построенный на месте Неаполя Скифского Симферополь был основан русскими, но получил греческое название. Старая и новая его части разделялись рекой Салгир. Остановились в доме у химика Де Серра.

В городе он встречался с близким приятелем — губернатором края А. Н. Барановым и с выдающимся ученым и врачом Ф. К. Мильгаузеном. (Слайд 21)

П. В середине сентября я покинул Крым и отправился к новому месту службы в Одессу. (Слайд 22)

А. Через Перекоп, Херсон и Одессу Александр 21 сентября прибыл к месту своего служебного назначения - в Одессу.

П. Крым обладает волшебной особенностью - цепко держать в объятиях воспоминаний человека, туда хоть однажды попавшего. Я не был исключением - всю жизнь я стремился вернуться в Тавриду, да так и не успел. (Слайд 23)

Так, если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит.

А. Крым вдохновил поэта на прекрасную поэзию. Но и Пушкин заставил Россию по-новому взглянуть на этот край, утвердил его историческое значение для своей родины. (Слайд 24)

Время, проведенное Пушкиным в Крыму, явились целительными для израненного сердца юноши. Для нас же пребывание здесь великого поэта дорого особо. Такая сопричастность к его жизненному пути, быть может, позволит нам войти с ним в более близкое общение, услышать его голос, почувствовать его пульс, ощутить глубокое дыхание его поэзии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: показать роль Крыма в жизни и творчестве А.С. Пушкина

продолжить формирование образа Крыма как источника вдохновения для поэтов

развивать навыки работы с различными источниками информации

воспитывать любовь к родному краю

Благодаря чарующей красоте природы, Крым всегда был источником вдохновения для многих деятелей культуры, искусства и литературы. Одним приходилось задерживаться здесь на несколько месяцев, другие предпочитали намного дольше не расставаться с музой и оставались на несколько лет. Они останавливались в гостях, на дачах или строили собственные дома.

Красота и неповторимость природы Крыма, драматичность исторических событий, которые происходили на берегу полуострова еще в древние и средние века, героические битвы, бушевавшие на берегу и Чёрном море, нашли своё отражение в стихах, рассказах, поэмах известных русских писателей.

Кто знает, имена каких поэтов связаны с Крымом и какие дома все еще хранят тайну и обаяние их творчества?

Из письма А.С. Пушкина Л.С. Пушкину. Кишинёв, 24 сентября 1820 года:

«С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма. Морем приехали мы в Керчь. Здесь увижу я развалины Митридатова гроба, здесь увижу я следы Пантикапеи, думал я — на ближней горе посереди кладбища увидел я груду камней, утесов, грубо высеченных — заметил несколько ступеней, дело рук человеческих. Гроб ли это, древнее ли основание башни — не знаю. За несколько верст остановились мы на Золотом холме. Ряды камней, ров, почти сравнившийся с землею, — вот всё, что осталось от города Пантикапеи. Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землею, насыпанной веками; какой-то француз прислан из Петербурга для разысканий — но ему недостает ни денег, ни сведений, как у нас обыкновенно водится. Из Керчи приехали мы в Кефу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности. Теперь он под судом — и, подобно Старику Виргилия, разводит сад на берегу моря, недалеко от города. Виноград и миндаль составляют его доход. Он не умный человек, но имеет большие сведения об Крыме, стороне важной и запущенной. Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю; отошли ее Гречу без подписи.

Погасло древнее светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный.
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей.

Крымские впечатления поэта нашли отражение более чем в тридцати его произведениях. А.С. Пушкин отмечает выразительные черты рельефа, меняющийся лик моря, чистые южные небеса, восхищается тёплым климатом и особенно часто упоминает поразительно разнообразный растительный покров, давая своеобразные оценки ландшафтам полуденного края, который он называет то Тавридой, то Таврией, а иногда и Крымом. Стихи и письма на эту тему перемежаются многочисленными, чаще всего восторженными, эпитетами, которыми он наделяет Крымскую землю.

Вечер Пушкинской поэзии собрал в зале Русского центра жителей города, школьников и личный состав Черноморского флота РФ. Валентина Сапегина пригласила на этот поэтический вечер артистку Крымской филармонии, заслуженную артистку Украины мастера художественного слова Татьяну Маркину, которая своим великолепным, живым исполнением покорила зрителей, окунув их в эпоху Пушкина, раскрыв для слушателей всю любовь поэта к великолепным брегам Тавриды:

Волшебный край, очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй, и тополей прохлада —
Всё чувства путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах, дорогою прибрежной,
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утёсов Аюдага.

В этот вечер стихотворения Пушкина о Крыме перемежались с историей его пребывания в Тавриде. Было показано множество книг о А.С. Пушкине, которые бережно хранит библиотека. Валентина Сапегина как никто другой смогла рассказать о поэте, его жизни и многогранном творчестве.

До А.С.Пушкина первооткрывателями крымской темы в литературе были такие величайшие поэты как М.В.Ломоносов и Г.Р.Державин. В своих произведениях они восславляли присоединение Крыма к России и победы русского флота. Но именно Пушкин первым создал образ прекрасного полуострова, который буквально завораживал читателя.

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел узор
Разостлан был передо мною.
А там, меж хижинок татар.
Какой во мне проснулся жар!
Какой волшебною тоскою
Стеснялась пламенная грудь!
Но, муза! прошлое забудь

Литература. Класс 9 Урок № 87 26.04 .2017 Макогон Т.А.

Тема: Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.

- ознакомление с историей Крымского полуострова, основными его достопримечательностями;

- воспитание интереса к истории и литературе, культуре России, гордости за свою Родину и ее народов.

Тип урока: урок- литературная гостиная.

Форма проведения : заочное путешествие по местам Крымского полуострова, описанным в стихах русских, крымских поэтов, сопровождающееся выступлениями учащихся, презентацией.

Во глубине веков исторических,
В неизведанной тайной мгле,
Под влияньем лучей космических
Жизнь возникла на Земле.

Мир живой - это тайна великая.
Мир прекрасный, богатый, цветной.
Это книга никем не раскрытая ,
Это чудо природы земной.

Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным и многих писателей, поэтов и художников, побывавших здесь. Восхитительная природа Крыма, его бурная история, многонациональная культура вдохновляли многие поколения творческих людей.

Готовясь к уроку, я ставила перед собой задачу познакомить вас с произведения классиков, современных поэтов, писателей, журналистов, краеведов, художников, посвященные этому благословенному краю.

Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.

К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:

«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает всё наше существо на необыкновенно простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым.. Слайд 2-4

"Прекрасны вы, брега Тавриды. " - писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведенных им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года. Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич.

"Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица. " - пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

"И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!" - вторит ему в своих "Крымских очерках" спустя три десятилетия А.К.Толстой.

"Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.

"Шел в немом восхищении. " - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".

И все-таки первооткрывателем "волшебного края", "очей отрады", поэтической жемчужины стал А.С.Пушкин.

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где, бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал.
Ещё поныне дышит нега
В пустых покоях и садах;
Играют воды, рдеют розы,
И вьются виноградны лозы,
И злато блещет на стенах.
Я видел ветхие решетки,
За коими, в своей весне,
Янтарны разбирая четки,
Вздыхали жены в тишине.
Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.
Где скрылись ханы? Где гарем?
Кругом все тихо, все уныло,
Все изменилось. но не тем
В то время сердце полно было:
Дыханье роз, фонтанов шум
Влекли к невольному забвенью,
Невольно предавался ум
Неизъяснимому волненью,
И по дворцу летучей тенью
Мелькала дева предо мной.

Настоящие крымские впечатления начались во время переезда из Феодосии в Гурзуф. В письме брату Пушкин написал:

“. морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле писал я Элегию. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями, виноградом, лаврами и кипарисами; везде мелькали татарские селения, издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними, справа огромный Аю-Даг… И кругом это синее, чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный… ”.

Почти 200 лет назад Александр Пушкин был сослан на юг: на Кавказ и Крым. Память о пребывании Пушкина в тех местах хранится до сих пор. Во многих местах установлены памятники поэту, его имя носят улицы, санатории, школы, библиотеки.

ФОНТАНУ БАХЧИСАРАЙСКОГО ДВОРЦА

Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль. Фонтан любви, фонтан печальный! И я твой мрамор вопрошал: Хвалу стране прочел я дальной; Но о Марии ты молчал. Светило бледное гарема! И здесь ужель забвенно ты? Или Мария и Зарема Одни счастливые мечты? Иль только сон воображенья В пустынной мгле нарисовал Свои минутные виденья, Души неясный идеал?

. Впервые, по свидетельству сестры поэтессы, А.И. Цветаевой, - в 1905 году в Ялте вместе с матерью, страдавшей туберкулезом. Жили Цветаевы на даче Е.Я. Елпатьевского.

Среди достопримечательностей Южнобережья самый высокий водопад в Европе - Учан–Су ("Летящая вода" по-татарски, громыхающий всего в восьми километрах от Ялты, хорошо известен: описан, воспет и покорен. Этот овеянный легендами водопад – самый высокий и в Крыму

Свежее, слаще воздух горный.
Невнятный шум идет в лесу:

Крымские реки невелики, но вот уж поистине: мал золотник, да дорог. В Крыму более 150 рек и ручьев. Большинство из них длиной не более 10 км. Почти все начало берут в горах. Там, в сырых и угрюмых ущельях, выбираются на волю светлые родники. Их воды сливаются друг с другом и весело сбегают вниз по каменистым крутым руслам.

На юго-восточном побережье Крыма, между Судаком и Феодосией, расположен один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму во времена, отстоящие от наших дней на 140—150 миллионов лет. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора". Внимание ученых этот горный массив впервые привлек в XVIII в. По выразительности ландшафтов выдающийся геолог, академик А.П. Павлов сравнивал Кара-Даг со знаменитым на весь мир Йеллоустонским национальным парком.

Заповедник расположен на стыке двух растительных и ландшафтных зон. Западная его часть гориста и покрыта лесом в восточной - расположены в основном холмистые со степной флорой гряды. В XX в. растительность Кара-Дага сильно пострадала и от хозяйственной деятельности человека, и от бесчисленного потока туристов, проходивших через горы и оседавших на длительный отдых.

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

Крымские города - Ялта, Феодося, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали и многие поэты – Вяземский, Цветаева, Ахматова, Бродский. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье

Ялта, Евпатория, Алушта,
Кто из них прекраснейшая, спорят.
Крымский полуостров, как ракушка,
Нам на радость выброшен из моря….

Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по-прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников на создание произведений, которые, возможно, скоро станут классикой:

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

Где и версты по горам не проехать,

Не обогнуть мыс,

Чтоб скальная надпись или древнее эхо

Не пробуждали мысль.

Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,

Ясне дня становясь,

Вдруг величайшая тайна на свете

Не окликала вас.

Старый Крым — последняя обитель,
Черный камень — все как в страшном сне.
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне.

СТАРЫЙ КРЫМ
Куры, яблони, белые хаты —
Старый Крым на деревню похож.
Неужели он звался Солхатом
И ввергал неприятеля в дрожь?
Современнику кажется странным,
Что когда-то, в былые года,
Здесь бессчетные шли караваны,
Золотая гуляла Орда.
Воспевали тот город поэты,
И с Багдадом соперничал он.
Где же храмы, дворцы, минареты?—
Погрузились в истории сон.
Куры, вишни, славянские лица,
Скромность белых украинских хат.
Где ж ты, ханов надменных столица —
Неприступный и пышный Солхат?
Где ты, где ты?— ответа не слышу.
За веками проходят века.
Так над степью и над Агармышем
Равнодушно плывут облака.

Преградой волнам и ветрам
Стена размытая вулкана,
Как воздымающийся храм
Встаёт из сизого тумана….

И будут огоньками роз

Цвести шиповники, алея,

И под ногами млеть откос

Лиловым запахом шалфея,

А в глубине мерцать залив

Чешуйным блеском хлябей сонных,

В седой оправе пенных грив

И в рыжей раме гор сожженных,

И ты с приподнятой рукой,

Не отрывая взгляд от взморья,

Пойдешь вечернею тропой

С молитвенного плоскогорья…

Минуешь овчий кош, овраг…

Тебя проводят до ограды

Коров задумчивые взгляды

И грустные глаза собак.

Крылом зубчатым вырастая,

Коснется моря тень вершин,

И ты изникнешь, млея, тая

В полынном сумраке долин.

Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский

Какой бы ни был край иной,

На тысячу ладов,

Я как фанатик записной,

Свой край хвалить готов.

И это просто потому,

Что Крым мне стал родной,

Что я настоен на Крыму,

И крепок мой настой

С. Я. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

Где б ни был ты в степном Крыму,

Пусть даже меркнет день,

Увидишь ты и в полутьму

Его густую тень.

Всегда его спокоен вид:

У Крыма на часах

Стоит и дали сторожит

Мой Агармыш, мой друг достойный,

Теперь и я, как ты, седой.
Но вереницы лет и войны
Прошли бесследно над тобой.

Петников Григорий Николаевич

Я посылаю вам сиянье мирных гор,

Обрывок облака от киммерийской тризны,

Листки с прожилками крылатых строф,

Примите их на память о горящей жизни.

Агармыш, как дед столетний,
Как страж стареющих веков,
Всегда нам дарит отдых летний
И аромат своих цветов.
Все так: ковер цветов душистых,
Еще нас радует весной,
Но меньше трелей серебристых,
И больше дыма над тобой.
Где раньше молча рвы и стены
Века покой твой берегли -
Грохочет жизнью современной
Многострадальный лик земли.
Была и тишина, и голубые дали,
И росы по утрам, и запахи земли.
Здесь первые восторги и печали
Мне годы юные когда-то принесли.
Судьбою недоволен был я, что ли?
От светлой юности куда-то я бежал,
Ах, если б знал о той дальнейшей доле,
То, может быть, тебя б не покидал.
Промчалась жизнь, и вот я снова дома,
Хожу на речку и на склон Агармыша.
Мой город вновь со мной родной и не знакомый,
У этих гор всегда была моя душа.
В ней жизни и любви начало,
И шепчут мне родимые места,
Что он останется последним мне причалом,
В нем юности моей - любовь и красота!

Я полюбил иные дали

За их высокие огни,

За то, что мне напоминали

Так часто Родину они.

Но, лишь глаза на миг закрою,-

Услышу сквозь стеклянный бриз:

Вздыхает тополь над рекою,

Молчит на круче кипарис.

И от красот любого мира

Спешил во сне и наяву,

Чтоб над истоками Салгир

Увидеть неба синеву.

О крымских городах

Ялта, Евпатория, Алушта,

Кто из них прекраснейшая, спорят.

Крымский полуостров, как ракушка,

Нам на радость выброшен из моря.

Здесь легенды Трои и Эллады

С вашей, города, сплелись судьбою.

Каждый город ждет своей награды,

Каждый город так хорош собою!

Здесь, в долинах солнечного рая,

Все прекрасны, и нелепа ссора.

Симферополь, как Парис, сжимает

Золотое яблоко раздора.

Ялта, Евпатория, Алушта.

Вы не спорьте, милые, не надо!

Севастополь – город-герой, город-музей.

Севастопольская осень
Севастопольская осень -
Малахит и бирюза.
Севастопольская осень,
Золотистые глаза.
Струйки солнечного света,
Бухты синее стекло.
То ли осень, то ли лето -
Ясно, тихо и тепло.
На душе - светло и чисто.
Небо - в легком серебре.
И немного желтых листьев -
Всё же осень на дворе.
Севастопольская осень -
Чуть прохладный ветерок.
Севастопольская осень,
Винограда свежий сок.
Пляж - в тиши и запустеньи,
Нет курортной суеты.
И приходит вдохновенье,
И рождаются мечты.
Севастопольская осень,
Сентября шальные дни.
Севастопольская осень -
Осень, болдинской сродни.

Современные поэты, посвятившие полуострову свои стихи.

Сивельникова Любовь Ильинична – детский поэт, лауреат премии Автономной Республики Крым

Море Чёрное – большое:

Днём оно зелёное,

Ну, а ночью, при луне,

Золотым казалось мне!

Лежит себе Медведь-гора,

Нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора –

Не страшен косолапый!

Не станет ведь гора реветь,

Хоть и зовут её – Медведь!

Крым – моя Родина, источник вдохновения, моя вечная любовь.

Тонкий росчерк горизонта.

Так и мечутся в прибое.

Недолго долгожданное тепло:

Весной пахнёт – и снова снег и слякоть.

Не устают сосульки длинно плакать,

Простудой ветра степи замело.

То кашляет надрывно, то хрипит,

То к речке припадёт воды напиться.

И только тонко тенькает синица –

Так на стекле под солнцем лёд трещит.

Привычно шутит утренний туман –

Растит кораллы на озябших ветках,

А хочется скорее в море, в лето,

В полынно-абрикосовый дурман!

в секции литературного творчества (базовая дисциплина русский язык и литература):

Шум прибоя о камни шуршит,

Чайки что-то кричат кораблям,

Солнце желтое в небе молчит,

Нет здесь края степям и полям.

Древний Крым охраняет грифон:

Здесь варяги и греки прошли.

Неприступный врагам бастион—

Символ мужества, счастья, любви.

Я люблю тебя, Крым, за мечту,

Свежий воздух и запах цветов,

Неземную твою красоту

Нив, долин, лесов и лугов.

Наше счастье – мы здесь родились.

Пляжи, море, долины, хребты —

Нет прекрасней земли, оглянись!

Удивительный край красоты!

Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сложны и прихотливы пути его истории.

Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

Что же такое Крым?

Высказывания (по цепочке) участников урока-гостиной:

Крым - это планета в миниатюре.
Крым - это осколок античности у самых дверей России.
Крым - это полпути от полюса к экватору.
Крым - это соединение всех целительных сил Природы и заповедник её чудес,
Крым - это земля, где круглый год, ежедневно что-то цветёт.
Крым - арена игры всех стихий - морской, воздушной и подземной.
Крым - это мастерская человеческого гения и музей его творений.
Крым - это гостеприимный дом, готовый всегда принять гостей.

Крым — благодатное место. Место, в которое стремишься, о котором мечтаешь. Очередная встреча с Крымом — это долгожданное свидание, на которое нужно надеть лучше платье, взять с собой самые сокровенные думы и ностальгические мысли. И примером этому было наше сегодняшнее путешествие и те стихи, которые вы сегодня услышали, прочтённые чтецами. Я надеюсь, что ваш интерес к этому уголку мира не иссякнет…

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе данного урока учащиеся знакомятся с Южным периодом жизни А.С. Пушкина, интересными фактами биографии и историей рождения элегии "Погасло дневное светило" и стихотворения "Фонтану Бахчисарайского дворца".

Крымские мотивы в творчестве А. С.Пушкина.

Цель: знакомство учащихся с Южным периодом жизни Пушкина, осознание ими влияния, оказанного Крымом на творчество писателя; воспитание любви к родному краю; формирование умения видеть взаимосвязь литературного и музыкального произведений.

Эпиграфы к уроку:

. почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мной с таким равнодушием?

Из письма к Дельвигу.1824г.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга.

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берета.;

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Гряда - вереница облаков.

Мирт - род вечнозеленых растений и кустарников.

Нега (устар.)- блаженство, приятное состояние.

II. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-Какие обстоятельства послужили причиной изгнания Пушкина из Петербурга?

(Его вынужденное путешествие на юг было следствием монаршей немилости. До правительства дошли сведения о дерзких стихах и эпиграммах поэта на политические темы. Поэту грозила исправительная ссылка в Сибирь или Соловецкий монастырь. Но он сам явился к столичному генерал-губернатору Милорадовичу и добровольно "выдал" тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничеству Карамзина) весной 1820года Пушкин отбыл в "мягкую" воспитательную ссылку на юг, в Кишинев, под начало добросердечного генерала Инзова.)

IV.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Ученик- Пушкин:

(из письма брату 1820г.)

Ученик: Н.Н..Раевский, легендарный герой войны 1812 года, нашел коллежского секретаря Пушкина в покосившейся хатенке на деревянной скамье в жалчайшем состоянии. При виде вошедших тот заплакал…

Раевский выхлопотал отпуск и увез поэта на Кавказ, а оттуда в Крым.

(Карта путешествий)

Юный Пушкин неожиданно для себя вновь оказался в дружеской обстановке и был счастлив необыкновенно. Минуты, проведенные с семейством Раевских в то время, он назовет потом счастливейшими минутами своей жизни.

Ученик: Знакомство с Крымом 15 марта началось с Керчи. Керчь привлекала Пушкина своим историческим прошлым, однако раскопки здесь только начались, и знаменитые керченские древности еще ждали своих открывателей. Может, поэтому Керчь ничего не сказала поэтическому воображению поэта: "Воображение мое спало, хоть бы одно чувство, нет! "

В Феодосии в распоряжение Раевского было предоставлено парусное сторожевое судно. Памятную для себя ночь провел на нем юный поэт. Перед мысленным его взором во время этого плавания проходит картина всей жизни…

(автопортрет 1820г.) Сейчас ему 21, но он уже изгнанник. Впрочем, ему нравится чувствовать себя "охлажденным" и "разочарованным": в воздухе витает дух Байрона, а Пушкин в это время им увлечен. (". рано в бурях отцвела моя потерянная младость" - это строчки из написанной здесь же, на корабле элегии.)

2 года, проведенные, в Петербурге после окончания Лицея были временем первых литературных успехов, известность его росла, но ведь они были и временем любви:

Но прежних сердца ран,

глубоких ран любви ничто не излечило - вертятся в голове

строки будущей элегии.

Действительно, на юг везет он с собой тайну большой и мучительной любви. Предполагается, что предметом ее была Мария Аркадьевна Голицина, вышедшая замуж за князя Голицына за 3 дня до высылки поэта.

Погруженный в воспоминания Пушкин приближается на корабле к незнакомому берегу.

Ученик-Пушкин:

"Корабль остановился в виду Юрзуфа. Проснувшись, увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли, плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам; тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг. и кругом это синее, чистое небо, и блеск, и воздух полуденный"

(во время чтения учитель демонстрирует слайды с видами Гурзуфа)

Три счастливые недели провел Пушкин среди дружеского семейства Раевских в Гурзуфе, но в начале сентября настал момент расставания с милым раем. Отголоски этого - в элегии "'Редеет облаков летучая гряда".

Выразительное чтение элегии заранее подготовившимся учеником

-Излюбленный прием пушкинской лирики - обращение. К кому или к чему обращается он, какими эпитетами при этом пользуется?

(Это давний собеседник "знакомое светило", которому доверяются самые сокровенные мысли)

- Пушкин обращается к столь любимому поэтами-романтиками жанру как элегия. Заглянем в словарь:

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

-О чем грустит автор?

(О блаженстве, прошлого)

-Что делает пушкинский пейзаж узнаваемым для нас, крымчан? Почему мы не можем его спутать ни с каким другим? (словарная работа)

-Если бы вам пришлось пересказать содержание элегии, на какие 2 композиционные и смысловые части пришлось бы его поделить?

часть- состояние печали, тоски из-за неизбежного расставания с любимым
краем (назвать выразительные средства языка, помогающие передать это состояние)

часть- воспоминание о состоянии сладостной неги, испытанном в Гурзуфе.

-Как вы думаете, почему Пушкин отказывается от столь любимых им в ту пору архаизмов?

(Нет нужды в торжественности тона. Все должно быть просто и непосредственно, идти от сердца.)

Даже сами звуки произносимых слов способствуют тому, чтобы в вашем воображении возникла тихая ночь и холмистые равнины, озаренные светом одинокой звезды. Как случилось, что поэт не только вызвал в вашем воображении пленительные картины южной природы, но и самими звуками речи создал впечатление мягкого звездного сияния и ночного спокойствия? Откуда это?

Музыкальная сторона стихотворного произведения существует, и ею пренебрегать не следует. Поэт, повинуясь врожденному чувству, подбирает нужные ему звуки. Как иначе объяснить, что в хорошем стихотворении нет резких, чуждых звуков, нарушающих общую музыкальность?

-Какой согласный чаще всего встречается в каждой строке?

Последняя строчка долгое время была загадкой для исследователей. Какую девушку имеет здесь в виду поэт? Что за звезда, которую называет она своим именем? Казалось бесспорным, что речь идет о Венере, ярко горящей на небе. Но как согласовать, что у девушки и у звезды одно имя?

Разгадке помогла та самая звезда, о которой говорил Александр Сергеевич. Доискались, что в далекой старине, в средние века, планету Венеру называли "звездой Марии"'. Значит, девушка-Мария Раевская?!

Ученик: Нужно возвращаться в. Кишинев, на новое место ссылки . Оставшиеся дни решено было использовать для осмотра Южного Берега, Георгиевского монастыря на мысе Фиолент и Бахчисарая. Пушкин в сопровождении генерала Раевского и его сына выехал верхом из Гурзуфа. По дороге, вспомнилось услышанное еще в Петербурге предание о любви хана Гирея к польской княжне Марии Потоцкой.

И вот свершилось:

Покинув север наконец,

Пиры, надолго, забывая,-

Я посетил. Бахчисарая.

В забвенье дремлющий дворец.

Последний хан Гирей покинул его 37 лет назад, захватив с собой почти все, что было в нем ценного. Потом Потемкин отделал здание к приезду Екатерины Второй. И все же от него веяло стариной…Каким было впечатление от увиденного? Пушкин испытал острое разочарование.

Ученик-Пушкин:

"Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавелой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. Н.Н. почти насильно отвел, меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище. Но не тем в то время сердце полно было: лихорадка меня мучила. "

Учитель: Он тихо положил, в чашку фонтана розы в память о романтической истории, а спустя годы появится маленький романтический шедевр, воспоминание о пережитом когда-то впечатлении:

Ученик читает наизусть стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца"'

Учитель:

Автор романса, который вы сейчас услышите, никогда не был в. Бахчисарае, не видел знаменитого фонтана, но творение Пушкина настолько заворожило, что композитор А.Власов под влиянием шедевра поэтического создал тоже шедевр, но уже музыкальный. Впрочем, есть здесь одно несоответствие… Послушайте

(звучит романс)

-Какому музыкальному инструменту отдает предпочтение автор? Какой инструмент солирует в проигрыше?

-Как вы думаете, зачем, композитор использует звучание арфы?

(Впечатление такое, то воды много. Власов слишком буквально понял слова Пушкина:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

Журчи, журчи свою мне быль.

-А как выглядит фонтан на самом деле? Почему он так необычен?

Он мысленно снова и снова будет возвращаться сюда, на то место, где был счастлив:

Столь желанное возвращение в Крым не состоится уже никогда. Летом 1824г. такая возможность вроде бы представится, но Екатерина Ксаверьевна Воронцова, тайная и страстная влюбленность Пушкина в тот период, отправится сюда уже без него: поэт не сможет находиться среди гостей ее мужа, ненавидевшего поэзию вообще и Пушкина в частности. Но об этом разговор еще впереди, когда мы будем говорить о "Воронцовском цикле"', о любовной лирике.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Южные поэмы Пушкина "Цыганы", "Бахчисарайский фонтан" (читать) Ответить на вопросы:

-Как связаны поэма "Бахчисарайский фонтан"' и стихотворение "Фонтану Бахчисарайского дворца"?

-Каким вспомнился дворец поэту спустя 2 года? (ведь поэма писалась "по памяти")

-Как лирический герой объясняет свое равнодушие к историческому памятнику в то время?

Читайте также: