Конспект урока по русскому языку 1 класс по системе эльконина давыдова

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1198 0

Русский язык

Развивающая система Эльконина-Давыдова 1 класс

Формирование первоначальных представлений о слове

Тема: Написание плавных линий. Повторение написания изученных элементов

Цель: - Научить правильно сидеть за партой;

- Научить правильно держать тетрадь;

- Научить правильно держать ручку;

- Научить писать элемент плавной линии;

- Повторить изученные элементы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Этапы урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний, мотивирующие установки.

П 1 3 4 Р1 К1 2 Л1

- Кто помнит, как нужно сидеть за партой?(Ровно)

- Сейчас сядьте правильно.

Учитель проходит и проверяет, кто как сел, помогает кому нужно.

- Раскройте тетради по письму зеленого цвета. Положили ручку на ручку. Кто помнит, как правильно держать тетрадь?(Нужно ее слегка наклонить влево)

- А еще нужно, чтобы уголок той стороны, на которой вы пишите смотрел вам в центр животика. Повернули тетради как следует.

Учитель проходит и проверяет, кто как положил тетрадь, помогает кому нужно.

- А как правильно держать ручку помните?(Зажать ручку вторым и третьим пальчиком, положить на место между вторым и первым пальчиком, затем приложить большой пальчик)

- Возьмите правильно ручку.

Учитель проходит и проверяет, кто как взял ручку, помогает кому нужно.

- Подняли ручку на локоток, показали готовность.

- Вот так нужно всегда сидеть на уроке.

Познавательные УУД

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

III . Развитие умений.

П1 К1 3

- Кто помнит, с каким элементом мы познакомились на прошлом уроке? (С плавной линией)

- Сегодня мы повторим этот элемент.

- Откуда мы начинаем его писать: сверху или снизу? (Снизу)

- Сегодня мы будем писать букву по-другому. Под счет. Это значит мы вместе будет писать каждую часть элемента под свою цифру. Посмотрите на доску. Из каких частей состоит элемент? (Из крючка и плавной линии)

- Посмотрите, перед вами элемент строчный или заглавный? (Строчный)

- Итак, мы пишем ОДИН элемент на счет раз-и. На счет раз мы пишем крючок, на счет и мы пишем плавную линию. Приготовились. Взяли правильно ручки в руки, показали готовность. Смотрим за мной. Раз-и. Посмотрите, я сильно наклоняю плавную линию. Повторяем вместе и считаем. Раз-и. Еще раз. Раз-и.

- Теперь мы вместе пишем один элемент. Только ОДИН. Ручку на локоток. Поставили ручку в начало, откуда мы будем писать элемент в тетради. Посмотрите внимательно, между элементами одинаковое расстояние должно быть. Отступили от моих элементов столько же, как и я между своими элементами.

- Приготовились писать раз-и. Ручку на локоток.

- Пишем следующий элемент под счет. Раз-и. Ручку на локоток.

- Раз-и. Ручку на локоток. Посмотрите. На середине строки мой элемент. Отступили от него столько же, сколько отступали от других элементов.

- Поставили ручку к месту, откуда мы пишем элемент. Раз-и. Ручку на локоток. Раз-и.

Пишем таким образом до конца строчки.

- Посмотрите на следующую строчку. Как называется элемент на этой строчке?(Плавная линия)

- Чем этот элемент отличается от элемента, который мы писали на верхней строчке?(Этот элемент заглавный)

- Повернули правильно тетради, наклонили их влево, чтобы уголок страницы, на которой вы пишите смотрел вам в центр животика.

Учитель проходит и проверяет, кто как положил тетрадь, помогает кому нужно.

- Хорошо. Взяли правильно ручку, подняли на локоток.

Учитель проходит и проверяет, кто как взял ручку, помогает кому нужно.

- Откуда мы начинаем его писать: сверху или снизу? (Снизу)

- Повторяем на счет раз-и элемент в воздухе. На счет раз мы что писать будем? (Крючок)

- На счет и мы что писать будем? (Плавную линию)

- В какую сторону мы будем ее наклонять: вправо или влево? (Вправо)

- Начинаем: раз-и. Еще раз Раз-и. Еще раз: раз-и.

- Поставили ручку в то место, откуда мы будем писать элемент. Начинаем писать ОДИН элемент. Раз-и. Ручку на локоток. Посмотрите внимательно, между элементами одинаковое расстояние должно быть. Отступили от моих элементов столько же, как и я между своими элементами.

- Приготовились писать раз-и. Ручку на локоток.

- Пишем следующий элемент под счет. Раз-и. Ручку на локоток.

- Раз-и. Ручку на локоток. Посмотрите. На середине строки мой элемент. Отступили от него столько же, сколько отступали от других элементов.

- Поставили ручку к месту, откуда мы пишем элемент. Раз-и. Ручку на локоток. Раз-и.

Пишем таким образом до конца строчки.

-Поставили ручку на локоток.Когда мы считаем, все успевают писать одновременно, т.е. вместе? Теперь красивее стало получаться? Так мы будем писать под счет вместе на каждом уроке письма.

тренировать учащихся в распознавание работы гласных букв в разных позициях.

Личностные : оценивают собственную учебную деятельность, мотивируют свои действия, выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, выражают положительное отношение к процессу познания.

регулятивные : оценивают собственные успехи , планируют шаги по устранению пробелов

познавательные : воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют знаково-символические действия ( работа с моделями)

коммуникативные : участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают действия с партнером.

- Здравствуйте. Успокаиваемся. Вдохнули, выдохнули. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись. Посмотрите на меня. Я тоже дарю вам свою улыбку. Садитесь.

Постановка цели и задач урока.

- Чем мы занимались на прошлом уроке русского языка?

- Какие задачи мы поставили на этот урок?

- Учились давать характеристику звукам, говорили о том, какую работу выполняют звуки.

- Продолжать работать со звуками.

Актуализация субъективного опыта учеников

- Из чего состоят слова?

- На какие две группы делим звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Чем звуки обозначаются на письме?

- Чего больше в русском языке – гласных букв или гласных звуков? Почему?

- Чего больше в русском языке согласных букв или согласных звуков?

- Чем на письме обозначается твердость/мягкость согласного?

- Как вы думаете, какая тема урока сегодня?

- Из звуков человеческой речи.

- Звук – это то, что мы произносим и слышим.

- На гласные и согласные.

- Гласные – ртооткрыватели, а согласные – ртосмыкатели.

- Звуки на письме обозначаются буквами.

- Гласных букв больше, т.к. один звук может обозначать две буквы.

- Согласных звуков больше, т.к. два согласных звука (твердый и мягкий) могут обозначаться одной буквой.

- гласными второго ряда и мягким знаком.

Закрепление знаний в знакомой ситуации

- Посмотрите на слово на доске и скажите, сколько в слове разных согласных звуков? Утята

А как они обозначены на письме? Одной буквой или разными?

- Как обозначена твердость/мягкость этих звуков?

Применение знаний в проблемной ситуации.

- Посмотрите на следующие два слова:

- Какое слово длиннее? Маша считает, что мель. А Алеша считает, что они равны. С кем вы согласитесь? Почему?

- Хорошо. А почему звуковые записи равны?

- Продолжаем работать по теме урока и следить за работой букв. Посмотрите на следующее задание, которое лежит перед вами. Посовещавшись в паре, выберите подходящую букву гласного и объясните свой выбор.

- Правильно, нужно перевести звуковую запись (транскрипцию) в буквенную запись.

- Если считать буквы, то права Маша, а если считать звуки, то прав Алеша. [ м , э л ] - [ м , э л , ]

- Мягкий знак не обозначает звука. Это буква для обозначения мягкости согласного звука.

- [а п р , э л , ] - апрель

[ т , у л , э н , ] – тюлень

[ п , э н к а ] - пенка

[ б у р , а ] - буря

[ к л , о н ] - клён

[ п л , а с к а ] - пляска

Физкультминутка на внимание. Если вы услышите слово, которое начинается с мягкого согласного звука, вы подпрыгиваете. Если слово начинается с твердого согласного звука, вы хлопаете в ладоши. А если слово начинается с гласного, вы приседаете. Запомнили? Готовы?

Солнце, небо, мама, улыбка, радость, весна, подснежник.

Контроль и самоконтроль, коррекция

- Сам Самыч все это время очень внимательно вас слушал и запоминал. Посмотрите, как он применил полученные знания:

мчят чяс точька шына

щюка тучька жыр чящя

- Какие ошибки допустил Сам Самыч и почему?

- Молодцы! Вы так хорошо сегодня работаете, что, мне кажется, в классе стало светлее. А может быть это солнышко заглядывает к нам класс и освещает нашу весеннюю полянку?. Посмотрите, какие красивые цветы на ней распустились. А какие весенние цветы вам знакомы?

- Хорошо. Вот и Маша с Алешей отправились погулять в лес и нашли там целую полянку ландышей. Они набрали букет и подарили его маме.

- Запишем под диктовку с комментированием у доски.

- Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные зеленым карандашом, а буквы, которые обозначают твердые согласные - синим карандашом.

- Какие буквы вам помогут?

- [ ч , ], [ щ , ] всегда мягкие, поэтому на мягкость указывать не надо.

- [ ж ], [ ш ] – всегда твердые, поэтому на твердость указывать не надо.

- Подснежники, ландыши, тюльпаны.

- Весной в лесу цветут ландыши. Маша и Алеша подарили маме букет душистых цветов.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу и я хочу проверить, кто сегодня был самым внимательным. Готовы?

- Откройте учебник на странице 31 упражнение17. Посовещавшись в паре, вставьте в текст пропущенные слова. Прочитайте получившиеся фразы.

- Что нового узнали?

- Что было интересно?

- Над чем еще нужно поработать?

- Оцените свою работу на уроке.

Всем большое спасибо.

- Ученики с помощью сигнальных карт оценивают свою работу и работу одноклассников, объясняя свой выбор.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- А домашнее задание будет таким: рассказать дома родителям о работе гласных и согласных букв.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д.

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем.

Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова".

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) .


План конспекта урока по русскому языку по программе ПНШ на тему "Правописание приставок" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок". План конспекта содержит в себе технологическую карту урока, в которую вхродят этапы урока, материал используемый на уроке, УУД.

Воспитывать: любознательность, внимание, логику, функцию контроля, самоконтроля, умения работать в парах, семейках (коммуникативные компетенции).

Тип урока: урок отработки частных задач.

Ход урока

I Актуализация полученных знаний:

II. Закрепление пройденного материала :

Учитель предлагает проверить домашнее задание, используя метод выборочного чтения (слова записаны на доске, букварь на данном этапе не используется).

Маня

Аня

марля

няня

Аля

маляры

мала

мяла

Ляля

- Назовите слова, написанные с заглавной буквы. Объясните почему они так написаны? Прочитайте слоги в этих словах, где согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где все согласные звучат мягко? Какая буква им помогает?

(Звучат ответы учащихся.)

- Назовите слово, в котором все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

- Назовите слово, обозначающее профессию. Кто может объяснить кто такие маляры? Назовите слог с мягкой согласной. Где он стоит?

- Давайте сделаем вывод-обобщение.

Обобщение: Мы познакомились с гласной Я. Если она стоит после согласного звука, значит данный звук будем читать мягко.

III. Постановка учебной задачи:

IV. Физминутка.

V. Новый материал:

1. Учитель предлагает учащимся на доске и в тетрадях по чтению записать звуками слово МОЛ, при этом выяснив его лексическое значение. Уточнение лексического значения данного слова происходит по Учебному словарю русского языка В.В. Репкина.

МОЛ- сооружение в виде стенки в порту или у входа в порт для защиты судов от морских волн.

2. Элементы сюжетной игры: Один из учащихся вызывается к доске и учитель шёпотом предлагает ему выполнить действия с веником (подмести пол). «Что делал ученик? Ребята отвечают, что он мёл пол. Учитель предлагает назвать действие, которое выполнил ученик.

4. Затем сравнивается их лексическое значение.

Дети отвечают, что буквой М. (Подтверждается выбор буквы.)

Дети: звук Л, который обозначается буквой Л.

Учитель: Какое же главное отличие слов МОЛ и МЁЛ?

Учащиеся «Главное отличие в первом звуке. В первом слове первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. Можно обозначить мягкость звука с помощью Ь, Запись МЬОЛ. (Часть детей стала сомневаться в правильности написания данного слова.)

Учитель «Как же нам узнать кто поможет согласному звуку М стать мягким?

Учащиеся предложили два выхода: спросить у учителя, (мол, он всё знает) посмотреть как записано это слово в букваре , который пишут учёные и допустить ошибок они не могут.

И в слове МОЛ у гласной О тоже две работы: указывать на звук О и твёрдость предыдущего согласного звука.

VI. Закрепление нового материала.

1. Составление и чтение слогов изученных букв М, Л, Н, Р. с помощью изученных гласных А, Я, О, Ё, У, Ы, Э. Учитель обращает внимание на чтение слогов с помощью гласных Я, Ё.

Ёжик и ёршик.

Все звери легли спать на зиму, и ёжики улеглись в норе под ёлкой. А маленькому ёжику не спиться.

- Мам! Что это мы всё спим да спим? Можно я схожу к своему другу ёршику?

- Да ты что? Замёрзнешь ещё. Спи!

Лежал- лежал ёжик, ёрзал- ёрзал, дождался, пока мама уснула и вылез из норы. Вылез и удивился. Всё белым – бело, и снег на ёлках то на цыплёнка похож, то на ёжика и даже на ёршика!

- Ой, как здорово! А ёршик – то сидит в реке, ничего этого не видит!

Прибежал к реке, а вместо реки – один лёд и прорубь посредине.

-Ёрш, а ёрш! Я чего видел! Ну, ёрш!

Долго звал ёжик, замёрз весь. Наконец выплыл заспанный ёрш:

- Ну, чего кричишь, спать не даёшь?

- А вы разве тоже спите?

- Ещё как! До самой весны. Шёл бы и ты, а?

Затрусил ёжик домой, в тёплую норку. Замёрз весь, съел мёду, чтоб не заболеть и залёг спать до весны.

3. Работа с Букварём, ч. 1 стр.61.

- Чтение слов в столбиках, выяснение их лексического значения, нахождение слов, слогов, в которых находятся мягкие согласные? Выясняются работы гласных О-Ё.

Лом
Лён
Эля

орёл
Роман
умён

Алёна
мыло
Лёна

У Алёны Рома. Он мал. Алёна у Ромы няня. (Идёт первоначальное знакомство с понятием – текст.)

- Творческая работа. Учащимся предлагается нарисовать подружек О-Ё в окружении согласных звуков.

VII. Рефлексия. Постановка целей на следующий урок.

- С каким секретом мы ознакомились на уроке чтения?

- О чём дома расскажите своим родителям?

Учитель: «На уроке мы познакомились с секретами обозначения твёрдости- мягкости буквами О- Ё., мы уже знаем, что твёрдость- мягкость обозначается и буквами А-Я. Вот сколько мы уже много знаем. Может больше и нет никаких секретов, которые могут встретиться на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

учитель начальных классов

Хрунина Наталия Валерьевна

Урок русского языка в 1 классе

(система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)

Цель: открытие детьми новой орфограммы ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ

1. Сформировать представление о работе гласных букв;

2. Обучить умению обоснованно выбирать букву для обозначения гласных звуков после Ч и Щ;

3. Давать характеристику звукам речи;

4. Развивать умение строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав;

5. Развивать фонематический слух;

6. Формировать умение работать в парах, в группе;

7. Развивать навыки самооценки, самоконтроля;

8. Формировать умение вести диалог, слушать и слышать собеседника;

9. Ставить и формулировать проблему.

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

2.Уметь объяснить выбор гласных звуков после букв Ч и Щ;

2. Знать, какие звуки обозначают буквы Ч и Щ;

3. Аргументировать, что нужно учитывать при обозначении гласных звуков после Ч и Щ;

4. Уметь обозначать звуки [а] , [у] после Ч и Щ;

5. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения;

6. Уметь работать в парах, в группе;

7. Ставить и формулировать проблему;

8. Видеть и исправлять ошибки в записи;

9. Понимать необходимость применения полученных знаний.

Раздаточный материал: карточки, обозначающие звуки; модели слов; карточки, для индивидуальной работы, работы в группах, листы самооценки.

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Проверьте готовность к уроку.

Чтобы наша речь была четкой и красивой начнем наш урок с артикуляционной гимнастики.

-Какие звуки чаще всего встречаются в последней скороговорке?

-Дайте характеристику этим звукам.

Как вы думаете, работу каких букв мы будем изучать на уроке?

Работа со скороговорками на выбор в парах. Чтение с ускорением и быстрым проговариванием.

1. Наварила щука щей, угощала двух лещей (Г.Сапгир)

2.Ученик учил уроки у него в чернилах щеки.

3. Слишком много ножек у сороконожек.

4. Горячи кирпичи! Соскочи-ка с печи

Испеки-ка в печи из муки калачи!

5.Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

6. Хорош пирожок, внутри - творожок

7. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения.

Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Интересоваться звуковым составом русской речи.

Владеть четкой артикуляцией.

Посмотрите на доску. Подберите звуковую модель к каждой буквенной записи. Соедините их.

(Один человек - у доски. Три человека работают по карточкам)

-Сколько гласных в слове ручка?

_На какой слог падает ударение?

-Ребята! У вас на столах лежат модели звуков.

Давайте составим звуковые модели слов.

Каждая группа получает своё слово.

-Дайте характеристику звукам [ч'] и [щ'].

-Оцените, насколько уверенно вы знаете работу согласных букв Ч и Щ.

Работа в оценочных листах.

У доски работают 1 человека. Три человека – по карточкам. Дети сигналами светофоров говорят о согласии или несогласии.

Работа в группах

(4 группы) Составление звуковых моделей слов.

1)Вечер, помощь, щетка, почта.

2)Шины, карандаши, мальчик, щенок.

Характеристика звуков [Ч'] и [Щ']

Работа с оценочными листами.

Подбирать определенную звуковую модель к буквенной записи.

Определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух.

Строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав.

Давать характеристику звукам речи. Определять работу букв.

Давать оценку своей работы в группе.

- Попробуем составить звуковые схемы слов в тетради.

Составим схемы слов:

( 4человека у доски, остальные – в тетради) чаща, роща, чулки, щука.(Иллюстрации)

Покажите светофорами, согласны вы с данной записью?

Обозначьте звуки буквами. Сравните с Букварем. (с. 28) Где ошибка? В Букваре или в тетрадях и на доске? Может, проверим в словаре? Выясняется, что в классе некоторые слова записаны неправильно. Что же не учли ребята, обозначая буквами гласный звук после шипящего?

4 человека у доски, остальные – в тетради

составляют сначала звуковую, затем буквенную модель слов: чаща, роща, чулки, щука. У некоторых детей могут появиться ошибки в буквенной записи. Возникает проблема. Что же не учли ребята, обозначая буквами гласный звук после шипящего?

Анализировать обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ.Постановка и формулирование проблемы.

Владеть способами обозначения звуков на письме.

Аргументировать свое согласие( несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Выделять то, что усвоено, и что ещё подлежит усвоению. Выделять и анализировать познавательную цель.

-Как бы вы сформулировали тему нашего урока.

Физкультминутка.

-Вы хорошо поработали, сделали открытие. А теперь немного отдохнем.

2.Зарядка для глаз.

1.Ветер тихо клен качает: вправо, влево наклоняет. Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клен.

2. Упражнения для глаз.

3. На стене висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали и открыли.

Строить полный (устный) ответ на вопрос учителя.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить логическую цепь рассуждений.

Выбирать букву для обозначения гласных звуков после Ч и Щ.

Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Ставить и формулировать проблему.

2. Работа по карточкам.. Ребята.! У вас на столах лежат карточки с заданиями. Вставьте в слова пропущенные буквы в соответствии с новой орфограммой.

3.Подчеркни мягкие шипящие согласные.

Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек. (Критерии: правильность, аккуратность)

4.Работа в группах.

Составление слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

- Придумай своё задание для одноклассников по этим записям. (Слова на доске: крольчата, скворчата, пищали, рычали, волчата, угощали,).

Остальные группы подают сигналы светофорами.

А где в жизни мы можем столкнуться с данной орфограммой?

Какого детского писателя вы знаете, фамилия которого начинается с данной орфограммы. (К.И.Чуковский).

Назовите его произведения, которые вы знаете.

На доску вывешивается таблица с орфограммой ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1.Работа по электронному тренажеру. Дети

хором произносят букву, необходимую вставить в презентацию.(А-Я,У-Ю)

2. Дети работают по карточкам:

ч…йник, ч…йка, сч…стье, журч… ние, сейч…с, печ…льный, уч…щийся, овч…рка, уч…сток, нач..ло, печ…ть.

3. Дети подчеркивают мягкие шипящие согласные в словах:

девочка, трущоба, сверчок, чертил, сморчок, война, горшочек, мальчонка.

Взаимооценка.

4.Работа в группах.

Составление слов и предложений с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Слова на доске: крольчата, скворчата, пищали, рычали, волчата, угощали,).

Если группа готова – сигнал: готовы.

Остальные группы подают сигналы светофорами.

Выделять в процессе записи изученные орфограммы.

Владеть навыками самоконтроля и самооценки. Уметь выделять в словах мягкие шипящие согласные. Уметь определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений. Различать самостоятельные слова(названия предметов, действий, признаков). Контролировать и оценивать правильность построения высказывания.

-Ребята, Маша и Алеша тоже изучали новую орфограмму и написали слова. Исправьте ошибки Маши и Алеши.

2.Впишите ЧА или ЩА в слова.

Обменяйтесь карточками. Оцените друг друга с помощью волшебных линеечек.

3.Доп. задание ( для тех, кто быстро справился с работой)

Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ.

Работа с учебником с. 28.

1.Исправляют ошибки Маши и Алеши:.кручя, удача, чюлан, внучата, чужим, чищу, стучат, чуня, прячю, щука, чюдный.

2. Вписывают ЧА или ЩА в слова.

Сту…т ,ры…ть, …йка, пе…ть, кур…вый, ум…лся, уда…, вну…та, гу….

Поменяйтесь карточками и оцените друг-друга с помощью волшебных линеечек..

3.Дополнительное задание. Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ.

Работа с учебником с. 28

Владеть навыками самостоятельной работы. Контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи. Видеть и исправлять ошибки в записи.

- Над какой орфограммой мы сегодня работали. Давайте оценим качество своей работы с помощью оценочных листов. Посмотрите на свои оценочные листы. Каждый про себя подумает, над каким умением вам еще надо поработать на следующем уроке, чтобы результат был еще лучше.

Дети заполняют лист самооценки.

Уметь оценивать качество работы над темой, аргументировать свою оценку. Ставить учебную задачу на будущее.

Итоговая беседа о способах обозначения буквами гласных звуков шипящих Ч и Щ.

- С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- Почему мы выбираем букву а в сочетаниях ЧА-ЩА? Букву У в сочетаниях ЧУ-ЩУ?

Чтобы эта орфограмма лучше запомнилась, Леня и Соня прочтут о ней стихи.

Дети аргументировано доказывают выбор гласных звукв после букв Ч и Щ.

ЧА и ЩА, ЧА и ЩА-

Роща, чаща и свеча.

Пища, туча, саранча –

С буквой а и ЧА и ЩА.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун.

Обобщать, осознавать качество и уровень усвоения. Уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

-Чему научились сегодня за урок? Что узнали?

-Что особенно запомнилось?

-Что стало самым неожиданным для вас?

- Что осталось непонятным?

Дети делают выводы.

Подводить итог работы. Строить логическую цепь рассуждений. Рассуждать. Делать выводы.

Читайте также: