Федеральные органы исполнительной власти конспект

Обновлено: 07.07.2024

Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) - это уполномоченные лица, которые совершают деятельность в одной из трех существующих ветвей государственных властей - исполнительной. Органы такой структуры наделены особой самостоятельностью на юридическом уровне. Она намного выше, чем у законодательной или судебной власти. Более того, они имеют полное право этой самостоятельностью распоряжаться. ФОИВ состоят из Правительства Российской Федерации. Члены данной структуры имеют право не только создавать правовые акты, но и следить за их исполнением.

  • Структура
  • Правительство Российской Федерации
  • Заместители председателя
  • Федеральные министры
  • Федеральные агентства и службы
  • Избрание

Структура

  • Федеральные власти различных субъектов страны : республики, области, города особого назначения, такие как Москва.
  • ФОИВ общей компетенции . К ним относятся лица, которые обязаны управлять всеми сферами жизни и деятельности граждан на определенной территории.
  • ФОИВ отраслевой компетенции . Данные органы для различных субъектов России индивидуальны. Например, для краев - это департаменты и комитеты. Для республик - министерства и главные управления. Они осуществляют свою деятельность только в отдельной сфере.
  • ФОИВ межотраслевых компетенций . Они занимаются руководством лишь отдельных областей, принадлежащих определенной сфере деятельности. Включают в свой состав Министерство здравоохранения, Минэкономразвития и другие.
  • Коллегиальные . При таком управлении решение вопросов производится путем голосования членов этой структуры.
  • Единоначальные. Вопросы обсуждаются между всеми участниками, но окончательный вердикт выносит только руководить этой группы.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ представляет собой основание всей исполнительной власти в стране, поэтому оно имеет свою отдельную и в это же время уникальную структуру. Главным объектом внимания является председатель Правительства нашей страны - это лицо, которое контролирует деятельность целой системы, связанной с исполнением вступающих в силу и уже действующих законов и прав. На сегодняшний день данный пост занимает Дмитрий Анатольевич Медведев.

Заместители председателя

  1. Антон Германович Силуанов . Он является первым заместителем Дмитрия Анатольевича Медведева. Также он является министром финансов.
  2. Дмитрий Николаевич Козак. Является заместителем председателя Правительства РФ.
  3. Виталий Леонтьевич Мутко . Также является заместителем председателя Правительства РФ. Каждый из них вступает на должность Дмитрия Медведева лишь тогда, когда отсутствуют его заместители. То есть Виталий Леонтьевич будет являться председателем Правительства РФ только тогда, когда отсутствует и сам Дмитрий Медведев и два других его заместителя.
  4. Максим Алексеевич Акимов - заместитель председателя Правительства нашей страны.
  5. Татьяна Алексеевна Голикова является исполняющим должность заместителя Правительство России.
  6. Константин Анатольевич Чуйченко . Является первым заместителем руководящего Аппаратом Правительства РФ.
  7. Ольга Юрьевна Голодец - является исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства.
  8. Юрий Петрович Трутнев . Является уполномоченным лицом Президента Российской Федерации на Дальневосточном округе, а также заместителем Председателя Правительства.
  9. Алексей Васильевич Гордеев . Так же, как и все вышеназванные уполномоченные лица, является заместителем Председателя Правительства России.
  10. Юрий Иванович Борисов - заместитель председателя Правительства.

Федеральные министры

  1. Обязанности главного министра исполняет Абызов Михаил Анатольевич.
  2. Васильева Ольга Юрьевна является главным министром в сфере образования и науки.
  3. Ответственным за развитие Дальневосточной области является Александр Александрович Козлов.
  4. Главным министром в сфере экологии и всех природных ресурсов России является Дмитрий Николаевич Кобылкин.
  5. Главенствующую роль в области спорта исполняет Колобков Павел Анатольевич.
  6. Министром внутренних дел Российской Федерации является Колокольцев Владимир Александрович.
  7. За развитие экономики отвечает Орешкин Максим Станиславович.
  8. За безопасность граждан от ЧЭС отвечает Евгений Николаевич Зиничев.

Важно! Кроме них, есть еще министры таких сфер деятельности, как юстиция, регулирование положения на Северном Кавказе, контроль за торговлей, регулирование иностранных дел, культура, строительство и ЖКХ, энергетика, связи коммуникации.

  • Разрабатывают новые планы, предоставляют их на рассмотрение в Государственную Думу, а также отчитываются перед членами Госдумы о проделанной работе.
  • Обеспечение общей сферы развития всех областей деятельности на одинаковом уровне.
  • Члены Правительства РФ являются управляющими лицами федеральной собственности.
  • Устанавливают правила и ограничения, нацеленные прежде всего на безопасность граждан.

Важно! Те лица, которые управляют ведомствами федерального характера, не являются членами Правительства РФ. В это же время сами ведомства не являются частями министерства, поэтому действуют по своему усмотрению и обладают самостоятельностью. Однако контроль над ними все равно установлен. Эту функцию осуществляет непосредственно Правительство Российской Федерации.

Федеральные агентства и службы

  1. Федеральная служба безопасности (ФСБ) - это силовое подразделение, которое отвечает за обеспечение безопасности граждан от террористических актов и мятежей. Данная спецслужба имеет огромные полномочия, но сотрудники ФСБ обязаны действовать строго в рамках закона.
  2. Служба внешней разведки (СВР) - это также силовое подразделение Российской Федерации, которая отвечает за контролирование определенных объектов, например, полевых командиров. Также в задачи СВР входит слежка и за другими объектами, которые вызывают опасения для страны. СВР работает совместно с такими структурами, как Главное разведывательное управление России (ГРУ).
  3. Архивное агентство федерального назначения . Это структура, которая отвечает за хранение ценных исторических архивов, археологических находок. Кроме этого, в обязанности этой структуры входит тщательное и неоднократное исследование архивных материалов.
  4. Антимонопольные службы федерального уровня. Они представляют собой структуру, которая имеет право создавать правовые акты, контролировать их соблюдение, а также следить за соблюдением законов, которые касаются монополии в государстве.

Избрание

Для того чтобы деятельность определенной структуры улучшилась, необходимо регулярно менять состав лиц, которые эту деятельность осуществляют. Говоря простыми словами, каждый участник должен побыть в роли главного. Это необходимо для того, чтобы выявить, у кого из членов структуры или организации имеется более высокий потенциал. Для того чтобы назначить то или иное лицо на определенную должность в исполнительной власти, необходимо получить на это одобрение Правительства РФ, так как оно является главным. Но перед этим, в соответствии с областью деятельности, кандидаты на должность должны быть избраны определенными представителями. Например, федеральных министров может назначить только Правительство, которое занимается подбором кадров на данные роли при Правительстве РФ. Органы исполнительной власти в России - это лица, уполномоченные на руководство определенными областями деятельности граждан. ФОИВ отвечает за возрождение и прогрессирование всех доверенных им субъектов. Полученная информация лучше запомнится, если вы также воспользуетесь предложенным видео.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Федеральные органы исполнительной власти

  • 1. Федеральные министерства.
  • 2. Федеральные службы.
  • 3. Федеральные агентства.
  • - Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N314 "0 системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Здесь определяются сами виды федеральных органов исполнительной власти, указаны их функции, как формируются.
  • - Указ президента от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти". В нем указывается перечень существующих органов.

Разграничение функций: у каждого вида органов есть по 2 функции .

  • 1. Контроль и надзор в установленной сфере деятельности. Например, ФНС осуществляет надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
  • 2. Существуют дополнительные функции, которые осуществляют некоторые службы (безопасности, охраны, обороны, по контролю за оборотом наркотиков).
  • 1. Оказание государственных услуг.
  • 2. Управление государственным имуществом.

Сами эти органы исполнительной власти могут принимать акты в разных формах; устанавливается отдельно, общих правил нет. Наиболее распространенная форма акта министерства, службы и агентства – приказ. Но могут быть и другие формы: указания, инструкции, постановления и др.

Статус руководителей у разных органов исполнительной власти разный. Министры: лица, заметающие гос. должности, так как являются членами Правительства. Руководители остальных органов – госслужащие.

Назначаются по-разному. Все министры назначаются Президентом по представлению председателя Правительства (независимо от того, кому подчиняются). Службы и агентства назначаются тем органом, которому подчиняются. Службы: назначаются Президентом самим или по представлению председателя Правительства Агентства: либо Правительством (самостоятельные - по рекомендации министра).

Глава в агентствах и службах называется в "Указе о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" двояко: руководитель (директор). На практике те, кто подчиняется Президенту – директоры; кто подчиняется Правительству - руководители. Но есть исключение: есть управление делами Президента. которое имеет статус агентства, но его руководитель - не директор, а управляющий делами.

Все эти органы действуют на основе единоначалия, хотя Указ предусматривает для служб и агентств быть коллегиальными (для служб только по надзору).

Коллегии - не орган, а совещание должностных лиц в любом органе. Это не указывает на коллегиальный характер, это неформальное совещание. То есть, решения не принимаются, а просто обсуждаются какие-либо вопросы.

Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное министерство осуществляет следующие полномочия:

– осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральные агентства –это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.

1) цели и задачи органа исполнительной власти;

2) совокупность функций государственного органа;

3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);

4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

13. Органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основы организации системы ОИВ в субъектах РФ:

– государственная и территориальная целостность РФ;

– распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

– единство системы государственной власти;

– разделение гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и субъектов РФ;




– самостоятельное осуществление органами гос. власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – глава республики, губернатор и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые: министерства, гос. комитеты, управления);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное министерство осуществляет следующие полномочия:

– осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– осуществление координации деятельности государственных внебюджетных фондов. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ.

Федеральные службы – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральные агентства –это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.

1) цели и задачи органа исполнительной власти;

2) совокупность функций государственного органа;

3) комплекс прав и обязанностей(полномочий);

4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

13. Органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основы организации системы ОИВ в субъектах РФ:

– государственная и территориальная целостность РФ;

– распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

– единство системы государственной власти;

– разделение гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и субъектов РФ;

– самостоятельное осуществление органами гос. власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – глава республики, губернатор и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые: министерства, гос. комитеты, управления);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Органы государственной исполнительной власти составляют часть государственного аппарата, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, словом, обладают всеми признаками государственного органа.

Специфика органов исполнительной государственной власти заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов. Именно поэтому органы государственной власти нередко именуются органами государственного управления.

Компетенция органа исполнительной государственной власти заключается в совокупности его полномочий по предметы ведения, определенного законодательством. Полномочия органа государственной власти– это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органа исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах – Уставах, Положениях, должностных Инструкциях и т. д.

Компетенция любого органа государственного управления включает в себя следующие обязательные элементы:

цели и задачи деятельности органа – область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.);

– обеспечивающие решение этих задач функции управления – содержательная характеристика управленческих действий которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься;

полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций – отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления;

– организационные и правовые формы и методы деятельности – отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управлении (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

– структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

– структура системы федеральных органов исполнительной власти;

– структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

– структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

– организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в России обеспечиваются тремя факторами.

Во-первых, всеобщими обязательными для всех требованиями – принципами их организации и деятельности органов исполнительной власти:

– принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

– принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

– принципами равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации, взаимного согласования их интересов и некоторые другие принципы, отраженные и закрепленные в Конституции РФ.

Во-вторых, всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчиненность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.).

В-третьих, общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных (органов единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).

Если единство и целостность всего аппарата исполнительной власти как системы основаны на общности рассмотренных организационно-правовых свойств составляющих его органов, то разделение последних на части (звенья структуры) проводится на основе различий, их компетенции (в объеме, территориальных масштабах деятельности и порядке формирования).

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются:

– федеральные министерства и ведомства;

– территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном в Конституции РФ. В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ организует реализацию внутренней и внешней государственной политики; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Основные правила организации деятельности Правительства РФ (планирование его заседаний, организация работы его членов, порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов, организация заседаний Правительства и другие вопросы) урегулированы в Регламенте Правительства РФ.

– федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

– федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

– федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральные министерства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическим гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр. Осуществляя координацию и контроль деятельности находящих в ведении министерства федеральных служб и агентств, федеральный, федеральный министр осуществляет следующие функции:

– утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;

– вносит в Правительство РФ по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

– вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;

– вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства РФ;

– во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

– назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

– назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Федеральный министр осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, осуществляя следующие функции:

– вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;

– принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;

– вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов;

– вносит в Правительство РФ по представлению руководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;

– назначает проверки деятельности внебюджетных фондов в случаях, устанавливаемых федеральным законом.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. При этом под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказания платных услуг.

Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции: по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Функциями по оказанию государственных услуг является осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях определенному кругу лиц.

Функциями по управлению государственным имуществом является осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральный государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Правоприменительными функциями признается издание индивидуальных правовых актов, а так же ведение реестров, регистров, кадастров.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Он может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств также входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации как элемент ее структуры. Указанные органы (например, Управление ФСБ по Саратовской области, Управление Приволжской железной дороги и т. д.) осуществляют свою деятельность под руководством с соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию субъектов Федерации, – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. Теми же органами и в том же порядке производится назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов управления.

Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

Дом правительства

В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

Исполнительная власть — это.

Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

  1. правительственная;
  2. министерская;
  3. административная;
  4. управленческая.

Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.


Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

Функции исполнительной власти в государстве

Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

  1. Регулятивно-управленческая функция.
    Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
  2. Охрана общественного порядка.
    Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
  3. Обеспечение прав и свобод граждан.
    Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.

Нормотворческая функция.

Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

Флаг

Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.

Оперативно-исполнительная функция.

Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

  1. организационная;
  2. координирующая;
  3. информационно-аналитическая;
  4. контрольно-надзорная;
  5. полицейская;
  6. оказания государственных услуг.

Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

Органы исполнительной власти

Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

Ворона

На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

Включает следующих лиц:

  1. Председателя;
  2. замов Председателя;
  3. федеральных министров.

Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

НаименованиеПримерыОсобенности
МинистерстваМВД, здравоохранения, обороны, культурыОсуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
Федеральные службыФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственностиВыполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
Федеральные агентстваАрхивное, дорожное, связи, водных ресурсовОказывают государственные услуги и управляют госимуществом

Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

  1. комитеты;
  2. департаменты;
  3. главные управления.

Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

Выводы

Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.

Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.

Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.

Читайте также: