Конспект урока 4 класс литературное чтение оценка достижений

Обновлено: 02.07.2024

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно.

Оборудование: КИМы для учащихся 3 класса.

Ход урока

Тест. Великие русские писатели

Вариант 1

А1. Найдите лишнее произведение.

А2. Какое произведение написал Л.Н. Толстой?

АЗ. Из какого произведения приведенные строчки?

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

А4. Какое из приведенных произведений можно назвать научно-познавательным?

  • Знать авторов и произведения изученного раздела;
  • Уметь определять автора по произведению;
  • Уметь ориентироваться в содержании изученного произведения.

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока : урок развивающего контроля.

Челябинск, 2019 г.

Методы и приемы

I.Самоопределение к деятельности

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

Верно, все эти произведения можно назвать одним словом – лирические. Вспомните, а что такое лирика?

Абсолютно верно. Вспомните, с какими лирическими произведениями мы познакомились?

Кто был их авторами?

Объединитесь в пары и вспомните, что вы знаете об этих авторах и их произведениях.

Итак, ребята, сегодня мы с вами выполним контрольную работу по пройденному разделу.

Посмотрите на карточки. В них находятся пять заданий:

- в первом задании вам нужно будет соединить автора и название произведения, которое он написал;

-во втором задании вам нужно будет вспомнить, из какого стихотворения даны строки и обвести верный вариант ответа;

-в третьем задании необходимо объяснить значение данных слов;

-в четвертом задании подобрать синонимы к данным словам, а в пятом задании – антонимы.

Если у вас есть вопросы, задайте их сейчас.

Желаю вам успехов, будьте очень внимательны!

1.Соедини стрелками автора и его произведение.

И зари вишнёвый клей

Застывает в виде сгустка.

И когда гроза скрывалася,

Снова бегали – резвилися.

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоняя.

Как гуляет перед бором

Чудный сранничек в кустах.

3.Объясни значение слов:

4.Подбери синонимы к словам:

5.Подбери антонимы к словам:

1.Соедини стрелками автора и его произведение.

«Лебёдушка С. А. Клычков

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

Паутинок лёгких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Липы обруч золотой –

Как венец на новобрачной.

Загорались ярким пламенем

Сосны старые, могучие.

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

3.Объясни значение слов:

4.Подбери синонимы к словам:

5.Подбери антонимы к словам:

Время истекло! Поменяйтесь работой с соседом сзади. То есть каждый из вас должен отдать свою работу человеку, сидящему позади вас. Кто готов дальше меня слушать руку на локоток.

У вас у каждого чужая работа. Будьте внимательны, оценивать работу большая ответственность. Сейчас возьмите красный карандаш проверьте работу, сверяясь со слайдом.

Мы можем сразу выставить количество баллов:

  • В первом задании за каждое совпадение ставим 1 балл, таким образом, если все верно, то это пять баллов.
  • Во втором задании за каждый правильный ответ ставим один балл, если в этом задании все верно, то вы получаете пять баллов.
  • В третьем задании за каждое правильно объясненное слово вы получаете балл (если вы объяснили слово другими словами, но похожими по смыслу, вы тоже получаете балл), максимальное количество баллов за задание – три.
  • В четвертом и пятом задании баллы выставляются так же, как и в третьем задании, но максимальное количество баллов в этих заданиях – два.

Запишите в правом нижнем углу количество баллов. Проверьте, чтоб баллы были выставлены, фамилии и имена подписаны. Если все так, то передаем с последних парт на первые свои работы.

На слайде вы можете видеть опорные слова, по которым вам надо составить рассказ о весне объемом восемь-десять предложений:

Предлагаю вам выйти к доске и прочитать ваш рассказ.

Подпишите свои листочки с рассказами и передайте их вперед.

-В этом разделе находятся стихотворения.

-Лирика – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проверить сформированность умения работать с учеб­ной книгой (универсальные учебные действия).

Планируемые результаты: знание произведений; умение ха­рактеризовать героя произведения; сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; КИМы.

Вариант 1.

Прочитайте текст. Выполните задания.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удив­лению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хо­зяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Вопросы и задания

Определите жанр произведения.

а) рассказ

Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста. (От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.)

Кто стал верным другом бывшего летчика? (Собака Джек.)

Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) он лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

в) начинал рычать на пассажира

9. Восстановите последовательность событий рассказа. (В, г, а, б, д.)

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

10. Определите главную мысль текста.

Вариант 2.

Прочитайте текст. Выполните задания.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на ко­торой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по бо­лотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе ку­кушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

Вопросы и задания

1. Определите жанр произведения.

в) сказка

2. Сколько детей было у матери?

в) четверо

г). (запишите свой вариант ответа)

Почему заболела мать?

в) от тяжелой жизни

г). (запишите свой вариант ответа)

О чем просила мать своих детей? Выпишите ответ из текста.

В какую птицу превратилась мать? (В кукушку.)

Как вы думаете, какой народ сочинил это произведение?

в) ненцы

г). (запишите свой вариант ответа)

Где происходили события?

г) в тундре

Восстановите деформированный план прочитанного текста. (Г, д, в, а, е, ж, б.)

а) превращение в птицу

б) навсегда бросила детей мать-кукушка

в) мать просит пить

г) не слушались дети матери

д) тяжело заболела мать

ж) дети просят вернуться

10. Определите главную мысль текста.

Прочитайте текст. Выполните задания.

Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших черных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в черных очках — бывший военный летчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удив­лению прохожих, слепой летчик появился без своей извечной палочки. Вместо нее он держал за поводок собаку. Джек уверенно вел своего хо­зяина по улице. У перекрестка Джек останавливался и выжидал, пока проедут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.

Джек теперь мне взамен глаз! — не нахвалится своим поводырем бывший летчик.

Вопросы и задания

1.Определите жанр произведения.

2.Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?

а) он отличался от всех внешним видом

б) он всегда гулял с собакой

в) он гулял в одном и том же месте

3.По какой причине ослеп летчик? Выпишите ответ из текста.

5.Кто стал верным другом бывшего летчика?

8.Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?

а) он лаял на молодого человека

б) тыкался носом в колени пассажира помоложе

в) начинал рычать на пассажира

9.Восстановите последовательность событий рассказа.

а) вместо палочки он держал за поводок собаку

б) Джек ведет к автобусу

в) каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой

г) он лишился одной руки и обоих глаз

д) бывший летчик доволен другом

10.Определите главную мысль текста.

Прочитайте текст. Выполните задания.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на ко­торой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью:

Мама, мы тебе водички принесли.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по бо­лотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе ку­кушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ Новомеловатская СОШ

по литературному чтению в 4Б классе

hello_html_m4cbcdd33.jpg

Подготовила и провела:

учитель начальных классов, ВКК

Каплина Любовь Павловна

Цель: проверить полученные знания учащихся по разделу.

Планируемые результаты: знание произведений; умения ха­рактеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев; поиск необходимой информации в соответствии с заданием;

определение основной мысли, соотнесение пословицы с темой изучаемого раздела.

Оборудование: КИМы.

1. Тест Вариант 1

А1. Из какого произведения эти строки?

Гости лавки отпирают,

Люд крещеный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

А2. Кто согласился купить за медный грош маленького Петю Ершова?

1)богатый купец 3) бедный прохожий

2)неведомый нищий 4) сосед

АЗ. На каком языке сочинял маленький Александр Пушкин?

1)на английском 3 ) на французском

2)на русском 4) на итальянском

А4. Вставьте пропущенные рифмующиеся слова.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Теснят твою всечасно.

1)заботы, грудь 3) заботы, муть

2)тревоги, грудь 4)заботы, жуть

1)сказка 3) рассказ

2)басня 4) стихотворение

1)добрая 3) кроткая

2)равнодушная 4) нежная

1)поймал Жар-птицу 3) ездил за копьем

2)похитил Царь-девицу 4) был на небе послом

1)жадный, корыстный, страстно желающий чего-нибудь

В4. Какую сказку А.С. Пушкин не писал?

С1. О каком писателе эти строки?

По вечерам отец читал вслух. Чтец он был превосходный: читал с же­стами и мимикой, как настоящий актер. Дети аплодировали и стучали ногами, выражая свое восхищение.

1)об А.С. Пушкине 3) о М.Ю. Лермонтове

2)о П.П. Ершове 4) о Л.Н. Толстом

1)своевольный 3 ) самодур

2)гнусный 4 ) самоуправный

А1. Из какого произведения эти строки?

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет.


1). 19 лет 3) 17 лет

2) 20 лет 4) 16 лет

А3. Перед кем разыгрывал свои комедии маленький Саша Пушкин?

1) перед братом 3) перед гостями

2 ) перед сестрой Оленькой 4) перед друзьями

А4. Подберите рифму к отрывку.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя . ;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила .

1)обвивала, дождем 3) освещала, водой

2)освещала, дождем 4) обвивала, водой

1)басня 3) стихотворение

2)рассказ 4) сказка

1)кроткая 3) жадная

2)равнодушная 4) завистливая

1)солнце, месяц, ветер 3) месяц, солнце, ветер

2)солнце, ветер, месяц 4) ветер, месяц, солнце

1)упряма, капризна, поступающая как вздумается

2)красива, приятна в общении

3)добра, внимательна к другим

4)ленива, любящая отдых

В4. Найдите ошибку. А.С. Пушкин написал сказки:

С1. О каком писателе эти строки?

Порой в свои поездки отец брал сына. Каждая такая поездка ода­ривала поэта богатством новых впечатлений и знакомила со сказками и преданиями, услышанными от встреченных в дороге людей.

1)об А.С. Пушкине 3) о М.Ю. Лермонтове

2)о П.П. Ершове 4) о Л.Н. Толстом

1)своевольный 3) самоуправный

2)отвратительный 4 ) гнусный

А1. Из какого произведения эти строки?

Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что, когда его спрашивали о чем-нибудь, встря­хивал головой и просил повторить вопрос.

1 )М.Ю. Лермонтов 3) А.С.Пушкин

2)А.П. Чехов 4) л.Н.Толстой

АЗ. Узнайте произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) басня 3)стихотворение

2) рассказ 4)сказка

А5. В этом произведении говорится о сильной любви.

В1. Какие произведения принадлежат М.Ю. Лермонтову?

В2. Что такое Терек?

1)река 3) утес

1)скитаться 3) пилить

2)укорять 4) точить

В4. Кто такой чауш?

1)сторож 3) знатный господин

2)рассыльный 4) мальчик

С1 . К какому произведению подходит эта пословица?

Мудрым никто не родился, а научился.

С2. Прочитайте пункт плана и определите, к какому произ­ведению он относится.

Странное поведение мальчиков.

1 )ложь 3) правда

2) обман 4) заблуждение

А1. Из какого произведения эти строки?

Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе.

Отдохнуть пора бы мне.

1)Л.Н.Толстому 3) А.С. Пушкину

2)М.Ю. Лермонтову 4) А.П. Чехову

АЗ. Узнайте произведение по опорным словам.

Гимназисты, сестры, тайна, Америка, звери.

1)басня 3) рассказ

А5. В каком произведении говорится о большой любви к матери?

В1. Какие произведения написал Л.Н. Толстой?

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой.

1)М.Ю. Лермонтов, памяти А.С. Пушкина

2)А.С. Пушкин, памяти М.Ю. Лермонтова

3)П.П. Ершов, памяти А.С. Пушкина

4)Ф.И. Тютчев, памяти М.Ю. Лермонтова

1)шпынять 3) странничать

2 )скитаться 4) пилить

В4. Что в переводе означает слово «ашик

1) народный певец

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

Кто сильно хочет, тот того и добьется.

1)видеть 3 ) ослепнуть

2)стать зрячим 4) остыть

СЗ. Выберите пункты плана к одному произведению.

1)маленький гость

2)странное поведение мальчиков

hello_html_m3d833592.jpg

hello_html_2ef5c0de.jpg

1. Тест Вариант 1

А1. Из какого произведения эти строки?

Гости лавки отпирают,

Люд крещеный закликают:

«Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли, тары-бары,

А2. Кто согласился купить за медный грош маленького Петю Ершова?

1)богатый купец 3) бедный прохожий

2)неведомый нищий 4) сосед

АЗ. На каком языке сочинял маленький Александр Пушкин?

1)на английском 3) на французском

2)на русском 4) на итальянском

А4. Вставьте пропущенные рифмующиеся слова.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Теснят твою всечасно.

1)заботы, грудь 3) заботы, муть

2)тревоги, грудь 4)заботы, жуть

1)сказка 3) рассказ

2)басня 4) стихотворение

1)добрая 3) кроткая

2)равнодушная 4) нежная

1)поймал Жар-птицу 3) ездил за копьем

2)похитил Царь-девицу 4) был на небе послом

1)жадный, корыстный, страстно желающий чего-нибудь

В4. Какую сказку А.С. Пушкин не писал?

С1. О каком писателе эти строки?

По вечерам отец читал вслух. Чтец он был превосходный: читал с же­стами и мимикой, как настоящий актер. Дети аплодировали и стучали ногами, выражая свое восхищение.

1)об А.С. Пушкине 3) о М.Ю. Лермонтове

2)о П.П. Ершове 4) о Л.Н. Толстом

1)своевольный 3) самодур

2)гнусный 4) самоуправный

А1. Из какого произведения эти строки?

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет.


1). 19 лет 3) 17 лет

2) 20 лет 4) 16 лет

А3. Перед кем разыгрывал свои комедии маленький Саша Пушкин?

1) перед братом 3) перед гостями

2) перед сестрой Оленькой 4) перед друзьями

А4. Подберите рифму к отрывку.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя . ;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила .

1)обвивала, дождем 3) освещала, водой

2)освещала, дождем 4) обвивала, водой

1)басня 3) стихотворение

2)рассказ 4) сказка

1)кроткая 3) жадная

2)равнодушная 4) завистливая

1)солнце, месяц, ветер 3) месяц, солнце, ветер

2)солнце, ветер, месяц 4) ветер, месяц, солнце

1)упряма, капризна, поступающая как вздумается

2)красива, приятна в общении

3)добра, внимательна к другим

4)ленива, любящая отдых

В4. Найдите ошибку. А.С. Пушкин написал сказки:

С1. О каком писателе эти строки? Порой в свои поездки отец брал сына. Каждая такая поездка ода­ривала поэта богатством новых впечатлений и знакомила со сказками и преданиями, услышанными от встреченных в дороге людей.

1)об А.С. Пушкине 3) о М.Ю. Лермонтове

2)о П.П. Ершове 4) о Л.Н. Толстом

1)своевольный 3) самоуправный

2)отвратительный 4) гнусный

А1. Из какого произведения эти строки?

Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что, когда его спрашивали о чем-нибудь, встря­хивал головой и просил повторить вопрос.

1)М.Ю. Лермонтов 3) А.С.Пушкин

2)А.П. Чехов 4) л.Н.Толстой

АЗ. Узнайте произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) басня 3)стихотворение

2) рассказ 4)сказка

А5. В этом произведении говорится о сильной любви.

В1. Какие произведения принадлежат М.Ю. Лермонтову?

В2. Что такое Терек?

1)скитаться 3) пилить

2)укорять 4) точить

В4. Кто такой чауш?

1)сторож 3) знатный господин

2)рассыльный 4) мальчик

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

Мудрым никто не родился, а научился.

С2. Прочитайте пункт плана и определите, к какому произ­ведению он относится.

Странное поведение мальчиков.

1 )ложь 3) правда

2) обман 4) заблуждение

А1. Из какого произведения эти строки?

Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе.

Отдохнуть пора бы мне.

1)Л.Н.Толстому 3) А.С. Пушкину

2)М.Ю. Лермонтову 4) А.П. Чехову

АЗ. Узнайте произведение по опорным словам.

Гимназисты, сестры, тайна, Америка, звери.

1)басня 3) рассказ

А5. В каком произведении говорится о большой любви к матери?

В1. Какие произведения написал Л.Н. Толстой?

Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой.

1)М.Ю. Лермонтов, памяти А.С. Пушкина

2)А.С. Пушкин, памяти М.Ю. Лермонтова

3)П.П. Ершов, памяти А.С. Пушкина

4)Ф.И. Тютчев, памяти М.Ю. Лермонтова

1)шпынять 3) странничать

2)скитаться 4) пилить

В4. Что в переводе означает слово «ашик

1)народный певец 2)странник

3)бедный человек 4)музыкант

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

Кто сильно хочет, тот того и добьется.

1)видеть 3) ослепнуть

2)стать зрячим 4) остыть

СЗ. Выберите пункты плана к одному произведению.

2)странное поведение мальчиков

hello_html_m1369bb23.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 231 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2018 3282
  • DOCX 6.8 мбайт
  • 84 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каплина Любовь Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок 45.

Цели: обобщить знания по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности; формировать умение работать в группе.

предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематиче­ский и алфавитный каталоги и рекомендательный список лите­ратуры, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;

личностные: проявление бережного отношения к природе, к родному краю.

Предварительная подготовка, оборудование: класс делится на 2 команды; на столах каждой команды лежат сборники стихов поэтов, творчество которых они изучали на предыдущих уроках; на доске - иллюстрации, которые ученики приносили в качестве выполненного домашнего задания.

I. Организационный момент

- Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

- С творчеством каких писателей мы познакомились? Вспомним годы их жизни. Какие произведения прочитали?

III. Конкурсы

1. Разминка (Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ – жетон.)

· В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация. (Ф. И. Тютчев)

· Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. (А. А. Фет)

· Пушкин сказал о нём: “. оригинален – ибо мыслит” (Е. А. Баратынский)

· Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. (А. Н. Плещеев)

· Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. (И. С. Никитин)

· От своего отца он унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Н. А. Некрасов)

· Последние годы он провел в бедности, работая над книгой о своем литературном учителе А. П. Чехове. (И. А. Бунин)

· Талантливая сказительница познакомила этого писателя с народной поэзией, на основе которой он создал свои сказки. (А. С. Пушкин)

(Учитель готовит задания на карточках. Дается время на подготовку.)

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе. ”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки. ”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко. ”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

Рифма –созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки. ”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко. ”).

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки. ”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

3. Времена года

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

- Кто знает, когда это бывает? (пословицы)

Идет Варюха – береги нос да ухо (зимой)

Черемуха расцвела – холода позвала (весной)

День прозевал - урожай потерял (осенью)

Роса да туман живут по утрам (летом)

Команды выполняют задание 4 на странице153.

1-я команда-весна (Ф. И. Тютчев “Ещё земли печален вид. ”, Е. А. Баратынский “Весна, весна. ”)

2-я команда-осень (И. С. Никитин “В синем небе плывут. ”, И. А. Бунин “Листопад”)

1. Перечитайте стихотворение Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко. ”. Объясните, почему в стихотворении дважды повторяется слово лови и три восклицательных предложения?

2. Перечитайте стихотворение И. А. Бунина “Листопад”. Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово сегодня?

3. Что хотели сказать Ф. И. Тютчев и И. А. Бунин своим читателям? Соотнесите свой вывод с последним четверостишием из стихотворения Н. А. Некрасова “Школьник”

4. Конкурс чтецов

Проверка домашнего задания: сделать рисунок к произведению, которое тебе особенно понравилось, приготовить выразительное чтение или чтение наизусть.

(Участвуют по три человека от команды. Иллюстрации, которые приготовили ребята, на доске.)

IV. Подведение итогов

- Как иначе можно назвать данный раздел? (Стихотворения поэтов XIX века о природе)

V. Домашнее задание

Стр. 153 задание 3, стр. 154 задание 10. Составь альбом своих любимых стихов с иллюстрациями.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Задание: найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение (И. А. Бунин “Листопад”, И. С. Никитин “В синем небе. ”). Что помогает олицетворение почувствовать и понять?

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.

Задание: найдите примеры таких стихотворений (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки. ”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко. ”). Для чего поэт делит стихотворения на строфы?

Рифма –созвучие концов стихотворных строк.

Задание: приведите примеры из стихотворений (Н. А. Некрасов “В зимние сумерки. ”, А. А. Фет “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко. ”).

Ритм – равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении).

Задание: перечитайте стихотворения А. А. Фета “Бабочка”, “Весенний дождь”, Н. А. Некрасова “В зимние сумерки. ”. Что напоминает вам ритм этих стихотворений? Какими должны быть темп, интонация, настроение, учитывая ритмический рисунок произведения?

Читайте также: