Конспект урока не с причастиями и деепричастиями

Обновлено: 05.07.2024

Цель деятельности учителя: Обучающийся научится безошибочно писать НЕ с деепричастием, получит возможность научиться различать деепричастия с приставкой НЕДО, исследовать речевое высказывание с точки зрения его соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.

Выработать у обучающихся на личностно значимом уровне внутреннюю готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организовать анализ обучающимися ситуации, вызвавшей затруднения при выполнении действия по правильному написанию деепричастий с НЕ, с целью осознания того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Помочь обучающимся выбрать способ и средства реализации цели учебной деятельности.

Способствовать формированию у обучающихся умений применять новый способ действия при решении типовых заданий.

Обеспечить самооценивание обучающимися результатов своей учебной деятельности, осознание ими метода построения и границ применения нового способа действия.

Планируемые результаты:

Личностные: Обучающийся понимает ценность человеческой личности, обладающей наблюдательностью, навыками исследовательской деятельности, определяющую роль родного языка (слова) в развитии моральных качеств личности, его интеллектуальных способностей.

Регулятивные: Обучающийся умеет ставить учебные и познавательные цели и задачи, действовать по плану, осуществлять контроль по результату и способу действия, критически оценивать результаты своей деятельности, себя и одноклассников.

Познавательные: Обучающийся осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекая нужную информацию, строит логическое рассуждение на основе дедукции и индукции, делает выводы.

Коммуникативные: Обучающийся умеет сотрудничать с педагогом, одноклассниками, вступает в диалог, работает в паре, использует различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обучающийся расширил представление о написании НЕ с разными частями речи, освоил правило «Правописание НЕ с дееприч

Методы работы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности: словесные, наглядные;

По логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные;

По степени самостоятельности мышления: проблемно-поисковые;

По степени управления учебной работой: работа под управлением учителя, самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

Познавательные, игровые, социальные.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

Коллективная, парная, индивидуальная (самостоятельная) работа.

Оборудование:

1) Техническое оснащение:

компьютер, мультимедийный проектор

2) Наглядно-демонстрационный материал:

Презентация по теме урока, выполненная учителем;

Материал к уроку (Приложения 1-4, лупа Шерлока Холмса для рефлексии).

Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности. Орг. момент

В кабинет вбегает мальчик — продавец газет:

— Ребята, вы знаете, кто такие Шерлок Холмс и доктор Ватсон?

— О каком методе Шерлока Холмса кричал мальчик — продавец газет? (Главное достоинство Шерлока Холмса — это замечательная сила мысли. Путём точных рассуждений Шерлок Холмс находит ответы на сложные, запутанные вопросы. Это умение называется методом Шерлока Холмса.)

Д е дукц и я – логический переход от общего к частному.

Индукц и я — логический переход от частного к общему.

Краткий словарь философских терминов.

— Какими орфографическими правилами вы объясните выбор подчеркнутых гласных в словах?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— Как вы думаете, можно ли использовать метод Шерлока Холмса на уроках русского языка?

— Проверим: установите общее в данных словах ( однокоренные слова, частица не придает отрицательное значение)

Не забыл, незабываемо, незабывший, не забыв

Исключите из группы слово, лишнее по одному признаку. (1) Незабываемо – наречие, остальные слова – глагол и его формы; 2) незабывший — причастие, О.Ф.Г., которая имеет признаки глагола и прилагательного, не имеет связи с наречием, а деепричастие – не забыв – имеет признаки глагола и наречия)

Не забыл, незабывший, не забыв

Не забыл, незабываемо, не забыв (данную группу слов учитель убирает со слайда)

3.Постановка учебной задачи

— Графически объясните правописание НЕ со словами. (Один учащийся у доски)

— В последнем слове можем объяснить раздельное написание НЕ с деепричастием? Почему? Определите тему нашего урока. (Правописание НЕ с деепричастием)

— Какова цель урока? (Научимся правильно писать НЕ с деепричастием)

Построение проекта выхода из затруднения.

Как-то раз доктор Ватсон увидел на обеденном столе листок бумаги, на котором рукой Шерлока Холмса был написан какой-то план. Вот этот листок:

— Почему листок оказался на обеденном столе, а не в кабинете? (Вероятно, знаменитый сыщик в очередной раз упражнялся в грамматике и логике; листок оказался уже не нужным, сыщик закончил работать с информацией, которая в нем содержится)

— Давайте исследуем содержание листка. Дедуктивным методом будем пользоваться или индуктивным? (От общего (содержания) к частному (деталям, которые помогут нам сделать определенные выводы об авторе этой записки) — дедуктивный)

Какую информацию содержит записка Шерлока Холмса? (Тема, порядок действий говорят о том, что Шерлок Холмс интересовался этой темой, считал ее важной)

— Предложите свой вопрос, который поможет до конца исследовать записку. (О чем говорят вопросительные и восклицательные знаки, подчеркивания, зачеркивание, стрелки? (Искал ответы, размышлял, отмечал, что может помочь найти ответы; зачеркнул, так как появилась новая информация, новые детали, которые упустить нельзя; стрелка к началу – узнал правило, которым пользуются все и проч.)

— Мы можем воспользоваться планом действий Шерлока Холмса, чтобы достичь поставленную цель урока — научиться писать НЕ с деепричастием?

5. Реализация построенного проекта, первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах по плану, создание рабочих материалов по теме урока в тетрадях.

— Итак, проговорим, какие действия нам нужно выполнить, чтобы вслед за Шерлоком Холмсом выяснить, как пишется НЕ с деепричастием. В этом нам поможет индукция или дедукция? (индукция)

В материалах Приложения 1 находим все деепричастия с НЕ.

Письменно указываем условия слитного и раздельного написания НЕ с деепричастием. (всегда – без НЕ не употребляются)

Устно формулируем правило, сверяясь с учебником (п. 45, стр. 210)

Одна пара представляет результаты своей работы. Взаимооценивание.

Объяснительный диктант. Коллективная работа у доски. Учащиеся вытягивают карточки со словами, записывают их на доске, объясняют написание.

Вы, наверное, знаете, что Шерлок Холмс и доктор Ватсон любили побоксировать, физические нагрузки полезны для пытливого ума. Предлагаю и вам немного отдохнуть. (Подготовленный учащийся проводит разминку).

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вот теперь можно и почитать посвященную Шерлоку Холмсу статью в газете, которую нам в класс принес мальчик. (Приложение 3)

— Внимательно прочитайте текст, вставьте НЕ, учитывая условия ее слитного или раздельного написания.

Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Самопроверка со слайдом.

Самооценивание по критериям.

— Сверьте свой ответ со слайдом. Оцените себя по критериям.

7.Рефлексия деятельности

Домашнее задание. Слайд 12 (разноуровневое)

— Какое имя вы бы дали сегодняшнему уроку? (Метод Шерлока Холмса)

Как бы вы назвали метод, который сегодня мы использовали?

Ели вы сегодня на уроке научились (зеленый фон) / не совсем научился (синий фон) / не научился (красный фон):

Подмечать и запоминать детали;

Добывать новые знания;

Применять знания, т.е. пользоваться дедуктивным и индуктивным методами,

при выходе из кабинета, прикрепите на доску соответствующий фон с профилем знаменитого сыщика. Спасибо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Правописание НЕ с деепричастими и причастиями

Цель: повторить признаки деепричастия как особой формы глагола; научиться определять д.о.; уметь конструировать предложения с д.о.; формировать умение распознавать НЕ и НЕ

Итак, что такое деепричастие?

Всегда ли д.о. обособляются?

1.Расставьте знаки препинания в предложениях:

1. Он всегда вставал рано стараясь начать жить с восходом солнца.

2. Поспешно умываясь Наташа выходила на пустынные улицы прозрачно освещённые утренней зарёй.

3. Песчаная отмель протянувшись от обрывистого берега далеко золотилась.

4. Не чуя ног он бросился вслед за отъезжающим автобусом.

Что нужно знать, чтобы правильно составить предложение с дееприч. оборотом?

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложение:

стр. 41, 51, 71– задание А5

Укажите способ образования деепричастия (получив). Стр. учебника 232

Придумайте предложение, где данное деепричастие будет писаться с НЕ.

Как пишется НЕ с деепричастием?

3. Раскройте скобки (ученик у доски)

(Не)видя, (не)веря, (не)доумевая, (не)находя, (не)замечая, (не)произнося, (не)стихая, (не)навидя, (не)дождавшись, (не)узнав, (не)радуясь, (не)чувствуя, (не)страшась, (не)возмущаясь, (не)взлюбив, (не)припоминая.

4. Работа с равноуровневыми заданиями (В, С)

Раскройте скобки

(не)удержавшиеся на ветках

(не)теплая, а холодная

Уровень С

Раскройте скобки

1.Расставьте знаки препинания в предложениях:

1. Он всегда вставал рано стараясь начать жить с восходом солнца.

2. Поспешно умываясь Наташа выходила на пустынные улицы прозрачно освещённые утренней зарёй.

3. Песчаная отмель протянувшись от обрывистого берега далеко золотилась.

4. Не чуя ног он бросился вслед за отъезжающим автобусом.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложение:

стр. 41, 51, 71– задание А5

3. Раскройте скобки

(Не)видя, (не)веря, (не)доумевая, (не)находя, (не)замечая, (не)произнося, (не)стихая, (не)навидя, (не)дождавшись, (не)узнав, (не)радуясь, (не)чувствуя, (не)страшась, (не)возмущаясь, (не)взлюбив, (не)припоминая.

4. Работа с равноуровневыми заданиями (В, С)

Раскройте скобки

(не)удержавшиеся на ветках

(не)теплая, а холодная

Уровень С

Раскройте скобки

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 068 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2015 1522
  • DOCX 21.2 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ковязина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Конспект данного урока предназначен для 7 класса. На уроке используются приёмы критического мышления. В соответствии с целью урока используются разные формы и виды работ. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, который подводит их к формулировке темы. Все этапы урока соответствуют ФГОС

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_7_klass.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание НЕ с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе.

  1. Познакомить учащихся с правилами написания НЕ с причастиями, вырабатывать навыки применения полученных знаний на практике ,условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями; обучить учащихся способам применения изученного правила;
  2. Повторить сведения о причастиях, правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами;
  1. Развитие памяти, воображения, монологической речи;
  2. Совершенствование умения работать в группах и в парах.
  1. воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы.

Тип урока : изучения нового материала

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Вам предстоит ответить на следующие вопросы

ЧТО такое причастие?

КАК образуются причастия?

КАК пишутся причастия?

КАК выделяются причастные обороты на письме?

Задание: прочитать и записать данные примеры:

1.Неполадки в работе, мелкие невзгоды, неряшливый вид, отвратительный невежда, неподкупный человек, неумолчный шум:

  1. Маленькая неточность, большое несчастье, непостоянный друг, невежливая девочка:
  2. Не вежливость, а грубость: не добрый а равнодушный

Сформулируйте правила написание НЕ с именами существительными и прилагательными.

Ненастный, нелепый, негодующий , непоседа,невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила, недоумевающий.

-Почему вы выбрали именно эти слова

— Почему они пишутся слитно? Учитель:

— А какое правило, ребята , мы с вами ещё не знаем?

Причастия, которые не употребляются без не, пишутся слитно).

-Как будут писаться данные причастия с НЕ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ, решение (не ) продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; ещё не прочитанная мною книга;

. А можете ли вы сейчас сформулировать тему нашего урока? (слитное и раздельное написание не с причастиями).

Учитель. Конечно, мы не сможем сразу определить, как будут писаться данные причастия с не. Для этого необходимо знать правила написания.

Но сначала мы запишем тему урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Учитель. Причастие имеет свои особенности. Во-первых, причастие может присоединять зависимые слова, образуя причастный оборот. Во-вторых, причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму. Всё это влияет на написание не с причастиями. Рассмотрим возможные варианты. Ответим на вопросы. Сделаем записи в тетради. Объяснительный диктант с взаимопроверкой.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.

(Не) засыпай старого колодца, пока новый не выкопан

Друг (не) испытанный, что орех (не) расколотый

Работа в группах .

Случаи слитного написания нес причастиями.

1.Негодующий взгляд, ненавидящий тон.

— От какого слова образовано причастие? ( от глагола негодовать)

— Возможно ли употребление причастия без не? (невозможно)

Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно.

2. Невыраженный признак, несломленная воля

— Есть ли при причастиях зависимые слова?

Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

Вывод: Если причастие не имеет при себе зависимых слов, то оно пишется с не слитно.

3.Очень неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.

— Какое значение имеют наречия очень, весьма? (значения степени).

Вывод: Если причастие имеет при себе наречие степени (очень, весьма, совершенно), то пишется с не слитно.

Случаи раздельного написания не с причастиями.

(Не)исправленные, а подчеркнутые ошибки

Вывод: если причастие имеет противопоставление , то пишется с не раздельно.

2.Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи.

— Есть ли у причастия зависимые слова, то есть образуют ли они причастные обороты?

Вывод: если причастие имеет зависимые слова, то пишется с не раздельно.

2. Работа не сделана. Кофта не связана.

– В чём особенности этих причастий?

– Каким членом предложения они являются?

Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно.

Случаи раздельного написания нам напомнит группа 1

А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

А теперь все вниз нагнулись

Учитель. Теперь, зная условия, при которых не с причастиями пишется слитно или раздельно, мы можем вернуться к упражнению, предложенному в начале нашей работы над темой. ( работа с карточками)

Работа в парах с карточками-заданиями.

1.Работа не закончена, решение не продумано, трава не примята.

2.Не обжитый строителями, а заброшенный край; не забытая , а созданная вновь песня.

3.Гласные, не проверяемые ударением; ещё не прочитанная мною книга; никем не нарушаемая тишина;

4.Незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина, непримятая трава.

Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
вспомнил…
узнал новое…
научился…
Самым трудным на уроке было…
Самым интересным на уроке было…

А теперь оцените результаты вашей учебной деятельности. Достигли ли вы поставленной цели?

V.Домашнее задание: повторить правила,из текста, выписать 6 предложений со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями

1.Предмет: русский язык

4. Тип урока: повторение ранее изученного.

отработать алгоритм применения правила, отработка орфографических навыков, совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; совершенствовать навыки работы с текстом (тема, идея, тип речи, стиль и его признаки).

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

9. Планируемые результаты : учащиеся должны знать:

условия выбор н и нн в словах разных частей речи, графическое обозначение орфограммы;

различать части речи; верно обозначать орфограмму в разных частях речи, применять правило принаписании слов с данной орфограммой.

10. Межпредметные связи: литература, живопись.

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием.

Цели:

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;
  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;
  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;
  • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

Оборудование: доска, технические средства обучения (проектор).

I. Организационный момент(учитель контролирует готовность учащихся к уроку, консультанты сообщают о выполнении домашнего задания).

II. Повторение правописания НЕ с глаголами и причастиями

Составление опорной схемы по правописанию НЕ с глаголами и причастиями, на каждое правило школьники записывают свой пример, схема проецируется на доске. (Приложение, слайд 1).

Графический диктант с самопроверкой и самооценкой

  • не развеял сомнения
  • неубранное поле
  • необдуманный поступок
  • невзлюбил соседа
  • неотправленное письмо
  • еще не проснувшийся город
  • не написанный, а напечатанный текст
  • далеко не решенный вопрос
  • никого не заметил
  • собрание не закончено
  • не вызубренные, а осознанные правила
  • нетронутый завтрак

(правильный вариант графического диктанта – слайд 2).

III. Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика – слайд 3).

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь ненавидя
не_думая негодуя
не_прочитав недоумевая
не_двигаясь невзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

Проецирование итоговой таблицы (Cлайд 4)

IV. Закрепление нового материала

Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).

Упражнение №171 устно (обсуждаются лишь слова с орфограммой, изучаемой на уроке).

V. Домашнее задание: параграф №28, упражнение №173.

VI. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

VII. Работа с текстом и подготовленный диктант

1. На доске проецируется текст и читается учителе (Слайд 6)

– Докажите, что перед нами текст(предложения связаны по смыслу и грамматически).
– Озаглавьте текст (на доске появляется один из вариантов)
– Определите стиль текста (художественный, т.к. рисует словами картину, воздействует на чувства читателя, вызывая сочувствие к волкам, характерны выразительные средства речи).
– Определите тип речи (повествование, т.к. описывает последовательность действий, много глаголов, деепричастий, которые делают речь лаконичной, точной, позволяют избегать однообразия синтаксических конструкций).

2. Словарная орфоэпическая работа (запись в словари).

Постановка ударения в деепричастиях: подняв (поняв, начав, клевеща, щебеча, щекоча).
Постановка ударения в глаголе: поднялись (довольно часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начались, принялись).
Постановка ударения в существительных в косвенных падежах множественного числа: когда в И.п.ед.ч. и в И.п.мн.ч. ударение в существительном на основе, то в косвенных падежах мн.ч. оно падает на окончание (волк, волки-волков, волкам, вор, воры-воров, ворам).
Прочитаем выразительно текст.

– Найдите орфографические ошибки, допущенные автором в тексте.

(Учащиеся выпишут 4 деепричастия с НЕ, которые в тексте написаны с НЕ слитно, и графически обозначат орфограмму).

– А нет ли в тексте пунктуационных ошибок? (В тексте пропущены 5 запятых, объяснить их постановку).

(Текст убирается с доски, школьники пишут подготовленный диктант).

VIII. Подведение итогов урока

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы разделить класс на группы я предложила самый простой метод деления на группы, так как ребята только начали освоение новой Программы. Таким образом, ученики разделились на четыре группы. Я назначила в каждой группе эксперта, в обязанности которого входит наблюдать и давать анализ своей группе после каждого задания. Перед объяснением новой темы я ознакомила с критерием оценок. В начале урока я раздала учащимся деревья Блоба, чтобы зафиксировать понимание темы на начало урока.

правильная формулировка ответа -5 баллов

неполный ответ -4 балла

неправильный ответ - 3 балла

На стадии вызова я предложила учащимся вспомнить написание НЕ с различными частями речи. Эксперты каждой группы проанализировали работу своей команды и дали оценку. За правильно выполненное задание все группы получили по 5 баллов.

На стадии осмысления на проекторе было показано стихотворение "Лодорский водопад", состоящее из 48 деепричастий и одного деепричастного оборота, задачей учащихся было сделать вывод о том, для чего в речи используются одиночные деепричастия и деепричастные обороты. На это задание потребовалось всего 2 минуты. Все 4 команды ответили на этот вопрос. Эксперты дали оценку своим командам и поэтому все 4 группы получили по 5 баллов. В процессе выполнения задания я подошла к каждой группе и заметила с каким энтузиазмом они работали. Защищать свои работы вышли к моему удивлению слабые ученики и выступили очень хорошо. Мне было приятно смотреть на, то с каким интересом они работали.

На стадии закрепления были даны различные задания: правописание Не с деепричастиями, расстановка знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.1 и 3 группа допустила ошибки, поэтому получила по три балла, остальные группы по пять баллов. По результатам их ответа я поняла, что детям необходимо работать еще по данной теме и постоянно практиковаться. В конце урока я провела суммативное оценивание, эксперт каждой группы подсчитал количество баллов. При суммировании, были выведены оценки.

На стадии рефлексии я попросила сделать Синквейн на тему:"Деепричастие", раздала вновь деревья Блоба, сравнив которые, я сделала вывод о том, что учащиеся, которые отметила себя в начале урока внизу дерева, в конце урока оказались на его вершине. Таким образом, могу сделать вывод о том, что я достигла поставленной цели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1) углубить знания о правописании не с глаголом; научить учащихся определять условия слитного и раздельного написания не с деепричастиями, объяснять данную орфограмму.

2) формировать умение распознавать не частицу, не часть корня, не приставку; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.

3) воспитывать интерес к изучению русского языка.

Тема урока: Правописание Не с деепричастиями.

Цели: 1) углубить знания о правописании не с глаголом; научить учащихся определять условия слитного и раздельного написания не с деепричастиями, объяснять данную орфограмму.

2) формировать умение распознавать не частицу, не часть корня, не приставку; учить анализировать данное правило; развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувствительное отношение к тексту.

3) воспитывать интерес к изучению русского языка.

– Сядьте те, кто усвоил тему прошлого урока и справился с домашним заданием.

– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

– Поднимите правую руку те, кто планирует сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хотел бы сегодня отвечать у доски…

Мотивация к деятельности.

"Сначала мы вместе восхитимся глубо­кими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос на проверку домашнего задания.

- Часть речи, которую мы изучаем? (В центре слайда – деепричастие)

- Что такое деепричастие?

- С какими частями речи связано деепричастие?

- Какие глагольные признаки деепричастия вы знаете?

- Известны ли наречные признаки?

- Что такое деепричастный оборот?

- Чем является деепричастный оборот в предложении?

- Как и при каких условиях выделяется деепричастный оборот?

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Учитель: Запишите число, классная работа, тему урока вы сформулируете сами.

Перед вами текст. Прочитайте его.

1.Зима. 2.По небу плывут т..желые тучи едва(не) цепляясь за верхушки деревьев.3.Крупные снежинки л…жатся на землю уст..лая ее пушистым к…вром! 4.Чистый, (не)тронутый снег скр..пит под ногами)5.Деревья укутавшись белым покрывалом стоят и (не)шелохнутся . 6.Хор..ша снежная зима!

4. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Посмотрите внимательно на текст, встречаются ли вам незнакомые орфограммы?

Ответы: В этом тексте есть деепричастие с не, правописание которых мы еще не знаем.

Учитель: Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Сформулируйте ее.

Ответы:1) Правописание не с деепричастиями.

2) Не с деепричастиями

5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите для себя цель учебной деятельности.

Ответы: Познакомиться с правописанием не с деепричастиями.

Научиться писать не с деепричастиями

Учитель: А как вы считаете, что нам нужно повторить, чтобы усвоить тему урока?

Ответы: Так как деепричастие – отглагольная форма, нужно повторить правописание Не с глаголами и повторить деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

Индивидуальная работа у доски.

Учитель: А теперь 2 человека индивидуально поработают у доски. Один подготовит монологический ответ о правописании не с глаголами и сделает задание по карточке.

(Не) обращал внимания, (не)пошел в лес, (не)навидел врагов, (не)годовал о случившемся, (не) знал решения, (не) любил опаздывать.

Второй выполнит синтаксический разбор предложения у доски

Задание: Сделайте синтаксический разбор предложения.

Белые лебеди изогнув свои шеи пр..слушиваются к л..сному эху.

Учитель: Пока они готовятся, мы поработаем с текстом

1) Прочитайте текст.

2) Определите тему.

3) Определите идею теста.

4) Определите стиль.

5) Определите тип текста

7) Спишите текст,1 группа-1,2,3 предложения, 2 группа-4,5,6 предложения, вставьте орфограммы и знаки препинания, графически объяснив их. Незнакомую орфограмму оставьте в скобках.

Учитель: Поменяйтесь тетрадями, проверяем правильность выполнения задания.

Учитель: Давайте проверим правильность выполнения индивидуальных заданий у доски.

Монологический ответ у доски (все приводят примеры)

Послушаем объяснение синтаксического разбора.

6. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

7. Построение проекта выхода из затруднительной ситуации.

Объяснение нового материала. (Работа в группах).

Учитель: Я предлагаю вам материал для наблюдения. Возьмите свои рабочие листы. Проанализировав примеры, выясните условия написания не с деепричастиями, сравнив их с глаголами

Читайте также: