Конспект урока 2 класс умножение числа 3 и деление на 3 треть числа
Обновлено: 03.07.2024
Цель урока. Закрепить знание табличных случаев умножения и деления на 3,умение находить треть числа.
Задачи урока.
- Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения;
- формировать умение анализировать и решать задачи, находить треть числа;
- формировать навыки работы в паре;
- формировать умение взаимного расположения геометрических фигур на плоскости;
- развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление,
- математическую речь;
- воспитывать трудолюбие, прививать интерес к математике.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Улыбнитесь друг другу. Тихо садитесь.
П. Устный счёт. Актуализация знаний.
– Распределите выражения в три столбика по какому-либо признаку.
– Приготовьте веер цифр. Решаем выражения.
– Выражение третьего столбика решите другим способом.. (10 + 10 = 20; 10 ∙ 2 = 20).
– Почему сложение заменили умножением? ( Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением).
– Посчитайте, сколько выражений записано в столбиках? (6).
– Какими способами можно пересчитать все выражения?
– Какой способ счёта самый быстрый? (2 ∙ 3 = 6; 3 ∙ 2 = 6).
– Что нужно для того, чтобы считать быстро? (Знать таблицу умножения).
(Индивидуальный опрос: во время устного счёта двое учеников работают у доски).
III. Целеполагания и мотивация.
– Сегодня на уроке мы будем закреплять знание таблицы умножения и деления на 3, решать задачи, находить треть числа, поработаем с вычислительными машинами.
– Если вы будете быстро и дружно работать, то в конце урока мы прочитаем пословицу, которая станет итогом нашего урока.
– Чтобы открыть первое слово, нужно посчитать.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа с учебником: с.90, № 25 (1 столбик).
1-е выражение решает ученик у доски с комментированием. (19 + 2): 3 = 7), остальные работают в тетрадях.
2-е и 3-е выражения учащиеся решают самостоятельно с записью в тетради. (5 ∙ 2) + 46 = 56; (15: 3) ∙ 2 = 10).
– Помните о порядке выполнения действий! Следите за посадкой!
2. Работа с вычислительными машинами.
1-е и 2-е выражения решаем коллективно, 3-е и 4-е – самостоятельно.
– Оцените свою работу. Если вы считаете, что у вас всё верно, закрасьте квадратик красным цветом, если сомневаетесь в правильности решения – жёлтым. Когда я буду проверять ваши работы, то рядом поставлю красный или жёлтый квадратик.
– Какое правило повторили? (Умножение проверяем делением, а деление - умножением).
3. Сравнение выражений.
– Приготовьте пособие „Светофор". Не выполняя вычислений, сравните выражения. Докажите свой выбор.
– Когда будете считать, помните о правилах, которые сейчас повторили.
4. Проверка индивидуальных работ учащихся.
– Перед выполнением самостоятельной работы проверим индивидуальные работы детей на доске.
5. Самостоятельная работа.
Найди и исправь ошибки!
3 ∙ 5= 13
21: 3 = 7
8 ∙ 3 = 24
18: 3 = 6
3 ∙ 9 = 25
9: 3 = 2
Оцени свою работу.
Нарисуй себя на одной из трёх ступенек
– Молодцы!
– Вы хорошо работали. Открываем первое слово пословицы.
V. Физминутка.
VI. Работа с задачами.
– Чтобы открыть второе слово пословицы, нужно решить задачи.
1. Игра „Магазин".
– Линейка стоит 3 рубля, ручка – 8 рублей, тетрадь – 5 рублей. У мальчика 15 рублей.
– Сможет ли он купить:
- ручку и тетрадь; 8 +5 = 13 (руб.)
- 3 тетради; 5 ∙ 3 = 15 (руб.)
- 2 ручки и линейку. (8 ∙ 2) + 3 =19 (руб.)
2. Работа с учебником: с. 88, № 10.
Прочитайте задачу самостоятельно.
– Прочитает задачу вслух …..
– Посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника. Сколько кустов посадили?
– Задайте вопросы по содержанию задачи. (Дети сами задают вопросы и сами отвечают).
– О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о кустах смородины и крыжовника.)
– Что известно? (Известно, что посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника.)
– Что нужно найти? (Нужно найти, сколько всего кустов посадили.)
– Выберите правильную краткую запись к задаче. (3).
– Почему не подходит 1 краткая запись? 2? Обоснуйте свой ответ
– Сможем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как не знаем сколько кустов смородины посадили).
– Сможем ли найти, сколько кустов смородины посадили? (Да).
– Что значит 3 ряда по 8 кустов? ( По 8 взять 3 раза или 8 ∙ 3).
– Какого действия требует главный вопрос задачи? (Действия сложения).
Самостоятельное решение задачи.
1 ученик работает на индивидуальной доске. Проверка по индивидуальной доске с объяснением ученика. У слабых учеников карточка-помощница.
Карточка – помощница.
– Поднимите руку, у кого было всё верно. Я рада за вас.
3. Решение задач на нахождение трети числа.
1. Моделирование задачи.
– Нарисуйте 9 квадратиков. Каждый третий квадратик раскрасьте синим карандашом.
– Сколько квадратиков раскрасили? Какую часть составляют раскрашенные квадратики?
– Как найти треть какого-либо числа?
2. Дифференцированная работа.
Работа с учебником: 1-й в. - с. 90, № 21; 2-й в. - с. 90, № 22.
1-й в. Маша нашла 27 грибов. Треть из них – подосиновики. Сколько подосиновиков нашла Маша?
3-й в. Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой отрезок таким, чтобы он составлял его третью часть.
Самостоятельное решение задач с фронтальной проверкой.
– Вы правильно решили все задачи – открываем второе слово пословицы.
VII. Упражнение на коррекцию зрения.
VПI. Работа с геометрическим материалом.
Работа в парах.
– Достаньте из конверта геометрические фигуры.
– Как, одним словом можно назвать все фигуры? (Многоугольники).
– Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов. (Треугольник). Отложите его в сторону.
– Назовите оставшиеся многоугольники, одним словом. (Четырёхугольники).
– Продолжите высказывание: у четырёхугольника 4 угла, … (4 вершины и 4 стороны).
– Найдите четырёхугольник: это не ромб и не синего цвета. (Квадрат). Отложите его в сторону.
– Расположите треугольник и квадрат так, чтобы их пересечением был:
- отрезок;
- луч (задание-ловушка);
- четырёхугольник.
– И с этим заданием справились. Откроем последнее слово пословицы.
– Повторенье – мать ученья.
– Прочитайте её. Как понимаете смысл пословицы?
– Подведём итог. Как применить эту пословицу к таблице умножения?
– Повторяйте таблицу умножения каждый день и будете быстро и правильно считать!
IX. Информация о домашнем задании.
– Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:
- рабочая тетрадь: с. 44, № 140;
- составить 8 вычислительных машин на умножение и деление 3.
X. Рефлексия. Выставление отметок.
– Чему учились на уроке?
– Какое задание показалось трудным?
– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо, ребята, за урок!
закрепить табличные случаи умножения; отработать вычислительные навыки, умение решать задачи.
1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3. Развивать вычислительные навыки учащихся.
2) Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.
3) Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся.
4) Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки.
Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением ( у множение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия;
понимать суть арифметических действий – умножения и деления; знать как связаны между собой арифметические действия умножения и деления; табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; отличительные особенности задачи; уметь читать произведения и частные, используя названия компонентов умножения и деления; умножать на 10 и 1; умножать десять на однозначное число; решать задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением.
Регулятивные : определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.
Познавательные : ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, создавать алгоритм деятельности; логически рассуждать; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, находить рациональные пути решения, отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь находить и исправлять ошибки в работе соседа, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, уважать другую точку зрения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Марфенкова Оксана Александровна
Учитель начальных классов
Тема урока: Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа (2-й класс, ч. 1, с. 110-111)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.
Личностные: имеют представления о причинах успехов в учёбе.
Формы и методы обучения: частично- поисковый, фронтальная, парная
Образовательный ресурсы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012, Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., изд. четвертое, переработанное М.: Вентана-Граф, 2012.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация
Тема. Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа.
Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык
Урок математики
Тема. Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа.
Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.
Личностные: имеют представления о причинах успехов в учёбе.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы обучения: частично- поисковый, фронтальная, парная, групповая
Образовательный ресурсы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012, Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., изд. четвертое, переработанное М.: Вентана-Граф, 2012., конверты для групповой работы, тетрадь ученическая, линейка, карандаш, ручка.
Создать условия для составления таблицы деления на 3; совершенствовать навыки решения задач с использованием действий умножения и деления; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и обобщать.
Урок 53. Умножение числа 3 и деление на 3. треть числа
Цели деятельности учителя
Создать условия для составления таблицы деления на 3; совершенствовать навыки решения задач с использованием действий умножения и деления; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и обобщать
Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспроизводить результаты табличных
случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; читать записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; коммуникативные – приводить убедительные доказательства своей позиции; регулятивные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Организационная структура урока
Универсальные
учебные действия
I. Актуализация знаний
Устный счет в игровой форме
Организует устный счет с целью актуализации знаний.
• Сколько треугольников изображено на чертеже? (12.)
Сколько четырехугольников? (4.)
Отвечают на вопросы. Выполняют задания на формирование навыка устного счета
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; сравнивают
и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу
7, 20, 17, 12, 10, 19, 5, 6, 2, 60.
– Назовите цифры, с помощью которых написаны эти числа.
– Назовите однозначные числа.
– Назовите двузначные числа.
– Расположите все числа в порядке убывания
На первую машину погрузили половину всех шкафов, а на вторую – оставшиеся 5. Сколько всего было шкафов?
Решают задачу, выполняют чертеж
Выполнение задания в тетради
На каждой из них определите более легкую игрушку.
Рассматривают рисунки, определяют более легкую игрушку
Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока на доске.
– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).
– Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 3
Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока
III. Изучение нового материала
Составление таблицы деления на 3
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Используя фишки и опираясь на таблицу умножения трех и на 3, составьте таблицу деления на 3.
– Сравните свою таблицу с таблицей деления на 3 на с. 109 учебника
Используя фишки и таблицу умножения трех и на 3, составляют таблицу деления на 3
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неус-пеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности;
самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор ос-
нований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.
Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других
Выполнение задания в рабочей тетради
Работа по учебнику.
– Запишите кратко условие задачи.
Решение: 1) 8 · 3 = 24 (к.) – смородины.
2) 24 + 18 = 42 (к.) – всего.
Выполняют решение задачи по действиям
Выполнение задания в тетради
– Используя таблицу умножения на 3, выполните деление
Выполняют деление чисел
Выполнение задания в тетради
Запись: 0 · 3 = 0; 0 : 3 = 0
Выполняют деление чисел
Выполнение задания в тетради
– Прочитайте текст. Является ли он задачей?
– Что известно? Что требуется узнать?
– Выполните рисунок и решите задачу.
24 : 3 = 8 (чел.) – в одном ряду.
Ответ: 8 человек
Выполнение задания в тетради
– Что известно? Что требуется узнать?
12 : 3 = 4 (окна) – всего.
Выполнение задания в тетради
– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?
– Что известно? Что требуется узнать?
Учитель предлагает решить задачу:
– Каждый из 3 школьников делал для детского садика по 4 лопатки в день. Сколько всего лопаток сделали школьники за 2 дня?
– Сравните условия и вопросы обеих задач.
– Объясните, чем отличаются их решения.
– Запишите решение второй задачи.
Решение: 1) 4 · 3 = 12 (л.) – делают 3 школьника
2) 12 + 12 = 24 (л.) – за 2 дня.
Ответ: 24 лопатки
Сравнивают условия и вопросы обеих задач. Записывают решение второй задачи по действиям
Выполнение задания в тетради
IV. Первичное осмысление и закрепление
Работа в печатной тетради № 1.
Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят
выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
Выполнение задания в тетради
– Начертите с помощью циркуля данную фигуру.
– Рассмотрите образец. Сколько окружностей использовали для построения фигуры? (Три окружности.)
– Где расположены центры этих окружностей?
– Какой длины радиусы?
– Фигуру, изображенную на чертеже, можно получить, построив три окружности (две из них радиусом 3 клетки, а одну радиусом 6 клеток). Центры этих окружностей уже отмечены на рисунке рядом с образцом.
с помощью циркуля данную фигуру
Выполнение задания в тетради
Работа по учебнику.
– Найдите половину каждого числа.
16 : 2 = 8 8 : 2 = 4
4 : 2 = 2 2 : 2 = 1
Находят половину каждого числа
Выполнение задания в тетради
– Прочитайте вопрос. Что требуется узнать?
– Рассмотрите рисунки. Что вам известно?
– Какую задачу вы можете составить?
В данном случае они следующие:
1) Мишка, так как 40 р. меньше 50 р.
2) Книга, так как 15 р. меньше 50 р.
3) Видеокассета, так как 30 р. меньше 50 р.
4) Книга и видеокассета, так как 45 р. (15 р. + 30 р.) меньше 50 р.
Разбирает решение задачи с классом во время устной фронтальной работы
Составляют задачу
по рисунку
Выполнение задания в тетради
V. Итоги урока.
Обобщение полученных на уроке сведений
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что нового узнали на уроке? Как связано деление с умножением?
– Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
– Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
– Оцените свою работу на уроке. Оцените работу всего класса.
– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.
Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы
Читайте также: