Конспект урока 2 класс умножение числа 3 и деление на 3 треть числа

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока. Закрепить знание табличных случаев умножения и деления на 3,умение находить треть числа.

Задачи урока.

  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать выражения;
  • формировать умение анализировать и решать задачи, находить треть числа;
  • формировать навыки работы в паре;
  • формировать умение взаимного расположения геометрических фигур на плоскости;
  • развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление,
  • математическую речь;
  • воспитывать трудолюбие, прививать интерес к математике.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Улыбнитесь друг другу. Тихо садитесь.

П. Устный счёт. Актуализация знаний.

– Распределите выражения в три столбика по какому-либо признаку.

– Приготовьте веер цифр. Решаем выражения.

– Выражение третьего столбика решите другим способом.. (10 + 10 = 20; 10 ∙ 2 = 20).

– Почему сложение заменили умножением? ( Сложение одинаковых чисел можно заменить умножением).

– Посчитайте, сколько выражений записано в столбиках? (6).

– Какими способами можно пересчитать все выражения?

– Какой способ счёта самый быстрый? (2 ∙ 3 = 6; 3 ∙ 2 = 6).

– Что нужно для того, чтобы считать быстро? (Знать таблицу умножения).

(Индивидуальный опрос: во время устного счёта двое учеников работают у доски).

III. Целеполагания и мотивация.

– Сегодня на уроке мы будем закреплять знание таблицы умножения и деления на 3, решать задачи, находить треть числа, поработаем с вычислительными машинами.

– Если вы будете быстро и дружно работать, то в конце урока мы прочитаем пословицу, которая станет итогом нашего урока.

– Чтобы открыть первое слово, нужно посчитать.

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Работа с учебником: с.90, № 25 (1 столбик).

1-е выражение решает ученик у доски с комментированием. (19 + 2): 3 = 7), остальные работают в тетрадях.

2-е и 3-е выражения учащиеся решают самостоятельно с записью в тетради. (5 ∙ 2) + 46 = 56; (15: 3) ∙ 2 = 10).

– Помните о порядке выполнения действий! Следите за посадкой!

2. Работа с вычислительными машинами.

1-е и 2-е выражения решаем коллективно, 3-е и 4-е – самостоятельно.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что у вас всё верно, закрасьте квадратик красным цветом, если сомневаетесь в правильности решения – жёлтым. Когда я буду проверять ваши работы, то рядом поставлю красный или жёлтый квадратик.

– Какое правило повторили? (Умножение проверяем делением, а деление - умножением).

3. Сравнение выражений.

– Приготовьте пособие „Светофор". Не выполняя вычислений, сравните выражения. Докажите свой выбор.

– Когда будете считать, помните о правилах, которые сейчас повторили.

4. Проверка индивидуальных работ учащихся.

– Перед выполнением самостоятельной работы проверим индивидуальные работы детей на доске.

5. Самостоятельная работа.

Найди и исправь ошибки!

3 ∙ 5= 13
21: 3 = 7
8 ∙ 3 = 24
18: 3 = 6
3 ∙ 9 = 25
9: 3 = 2

Оцени свою работу.

Нарисуй себя на одной из трёх ступенек

– Молодцы!

– Вы хорошо работали. Открываем первое слово пословицы.

V. Физминутка.

VI. Работа с задачами.

– Чтобы открыть второе слово пословицы, нужно решить задачи.

1. Игра „Магазин".

– Линейка стоит 3 рубля, ручка – 8 рублей, тетрадь – 5 рублей. У мальчика 15 рублей.

– Сможет ли он купить:

  1. ручку и тетрадь; 8 +5 = 13 (руб.)
  2. 3 тетради; 5 ∙ 3 = 15 (руб.)
  3. 2 ручки и линейку. (8 ∙ 2) + 3 =19 (руб.)

2. Работа с учебником: с. 88, № 10.

Прочитайте задачу самостоятельно.

– Прочитает задачу вслух …..

Посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника. Сколько кустов посадили?

– Задайте вопросы по содержанию задачи. (Дети сами задают вопросы и сами отвечают).

О чём говорится в задаче? (В задаче говорится о кустах смородины и крыжовника.)

Что известно? (Известно, что посадили 3 ряда кустов смородины по 8 кустов в ряду и 18 кустов крыжовника.)

Что нужно найти? (Нужно найти, сколько всего кустов посадили.)

– Выберите правильную краткую запись к задаче. (3).

– Почему не подходит 1 краткая запись? 2? Обоснуйте свой ответ

– Сможем сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, так как не знаем сколько кустов смородины посадили).

– Сможем ли найти, сколько кустов смородины посадили? (Да).

– Что значит 3 ряда по 8 кустов? ( По 8 взять 3 раза или 8 ∙ 3).

– Какого действия требует главный вопрос задачи? (Действия сложения).

Самостоятельное решение задачи.

1 ученик работает на индивидуальной доске. Проверка по индивидуальной доске с объяснением ученика. У слабых учеников карточка-помощница.

Карточка – помощница.

– Поднимите руку, у кого было всё верно. Я рада за вас.

3. Решение задач на нахождение трети числа.

1. Моделирование задачи.

– Нарисуйте 9 квадратиков. Каждый третий квадратик раскрасьте синим карандашом.

– Сколько квадратиков раскрасили? Какую часть составляют раскрашенные квадратики?

– Как найти треть какого-либо числа?

2. Дифференцированная работа.

Работа с учебником: 1-й в. - с. 90, № 21; 2-й в. - с. 90, № 22.

1-й в. Маша нашла 27 грибов. Треть из них – подосиновики. Сколько подосиновиков нашла Маша?

3-й в. Начерти один отрезок длиной 6 см, а другой отрезок таким, чтобы он составлял его третью часть.

Самостоятельное решение задач с фронтальной проверкой.

– Вы правильно решили все задачи – открываем второе слово пословицы.

VII. Упражнение на коррекцию зрения.

VПI. Работа с геометрическим материалом.

Работа в парах.

– Достаньте из конверта геометрические фигуры.

– Как, одним словом можно назвать все фигуры? (Многоугольники).

Назовите многоугольник с наименьшим количеством углов. (Треугольник). Отложите его в сторону.

– Назовите оставшиеся многоугольники, одним словом. (Четырёхугольники).

Продолжите высказывание: у четырёхугольника 4 угла, … (4 вершины и 4 стороны).

Найдите четырёхугольник: это не ромб и не синего цвета. (Квадрат). Отложите его в сторону.

– Расположите треугольник и квадрат так, чтобы их пересечением был:

  1. отрезок;
  2. луч (задание-ловушка);
  3. четырёхугольник.

– И с этим заданием справились. Откроем последнее слово пословицы.

– Повторенье – мать ученья.

– Прочитайте её. Как понимаете смысл пословицы?

– Подведём итог. Как применить эту пословицу к таблице умножения?

– Повторяйте таблицу умножения каждый день и будете быстро и правильно считать!

IX. Информация о домашнем задании.

– Я предлагаю вам выбрать домашнее задание:

  1. рабочая тетрадь: с. 44, № 140;
  2. составить 8 вычислительных машин на умножение и деление 3.

X. Рефлексия. Выставление отметок.

– Чему учились на уроке?

– Какое задание показалось трудным?

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо, ребята, за урок!

закрепить табличные случаи умножения; отработать вычислительные навыки, умение решать задачи.

1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3. Развивать вычислительные навыки учащихся.

2) Продолжить обучение решению задач с использованием действий умножения и деления.

3) Работать над формированием универсальных учебных действий (УУД), повышением познавательной активности обучающихся.

4) Воспитывать у учащихся чувство взаимовыручки.

Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением ( у множение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия;

понимать суть арифметических действий – умножения и деления; знать как связаны между собой арифметические действия умножения и деления; табличные случаи умножения и деления на 2 и на 3; различные устные и письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел; отличительные особенности задачи; уметь читать произведения и частные, используя названия компонентов умножения и деления; умножать на 10 и 1; умножать десять на однозначное число; решать задачи и выражения изученных видов, в том числе те, которые решаются умножением и делением.

Регулятивные : определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления.

Познавательные : ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при вычислениях черновик, создавать алгоритм деятельности; логически рассуждать; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, находить рациональные пути решения, отличать новое от уже известного; добывать новые знания.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь находить и исправлять ошибки в работе соседа, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, уважать другую точку зрения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Марфенкова Оксана Александровна

Учитель начальных классов

Тема урока: Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа (2-й класс, ч. 1, с. 110-111)

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Личностные: имеют представления о причинах успехов в учёбе.

Формы и методы обучения: частично- поисковый, фронтальная, парная

Образовательный ресурсы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012, Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., изд. четвертое, переработанное М.: Вентана-Граф, 2012.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа.

Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык

Урок математики

Тема. Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа.

Планируемые результаты (предметные): закрепить знания таблицы умножения 3 и на 3, соответствующие случаи деления, уметь находить треть числа, продолжить работу над смыслом и значением умножения, закреплять знания нумерации чисел в пределах 100, совершенствовать вычислительные навык

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Личностные: имеют представления о причинах успехов в учёбе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения: частично- поисковый, фронтальная, парная, групповая

Образовательный ресурсы: Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.- М.: Вентана-Граф, 2012, Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В. Математика: 2 класс: тетрадь для общеобразовательных учреждений: в 2 ч., изд. четвертое, переработанное М.: Вентана-Граф, 2012., конверты для групповой работы, тетрадь ученическая, линейка, карандаш, ручка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для составления таблицы деления на 3; совершенствовать навыки решения задач с использованием действий умножения и деления; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и обобщать.

Урок 53. Умножение числа 3 и деление на 3. треть числа

Цели деятельности учителя

Создать условия для составления таблицы деления на 3; совершенствовать навыки решения задач с использованием действий умножения и деления; способствовать развитию умения различать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и обобщать

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспроизводить результаты табличных

случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; читать записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; получат возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; коммуникативные – приводить убедительные доказательства своей позиции; регулятивные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Универсальные
учебные действия

I. Актуализация знаний

Устный счет в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

• Сколько треугольников изображено на чертеже? (12.)

Сколько четырехугольников? (4.)


Отвечают на вопросы. Выполняют задания на формирование навыка устного счета

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; сравнивают
и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

7, 20, 17, 12, 10, 19, 5, 6, 2, 60.

– Назовите цифры, с помощью которых написаны эти числа.

– Назовите однозначные числа.

– Назовите двузначные числа.

– Расположите все числа в порядке убывания

На первую машину погрузили половину всех шкафов, а на вторую – оставшиеся 5. Сколько всего было шкафов?


Решают задачу, выполняют чертеж

Выполнение задания в тетради

На каждой из них определите более легкую игрушку.


Рассматривают рисунки, определяют более легкую игрушку

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 3

Обсуждают тему урока. Формулируют цель урока

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока

III. Изучение нового материала

Составление таблицы деления на 3

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Используя фишки и опираясь на таблицу умножения трех и на 3, составьте таблицу деления на 3.


– Сравните свою таблицу с таблицей деления на 3 на с. 109 учебника

Используя фишки и таблицу умножения трех и на 3, составляют таблицу деления на 3

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неус-пеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности;
самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор ос-

нований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; устанавливают причинно-следственные связи, представление цепочек объектов и явлений.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа по учебнику.

– Запишите кратко условие задачи.


Решение: 1) 8 · 3 = 24 (к.) – смородины.

2) 24 + 18 = 42 (к.) – всего.

Выполняют решение задачи по действиям

Выполнение задания в тетради

– Используя таблицу умножения на 3, выполните деление

Выполняют деление чисел

Выполнение задания в тетради

Запись: 0 · 3 = 0; 0 : 3 = 0

Выполняют деление чисел

Выполнение задания в тетради

– Прочитайте текст. Является ли он задачей?

– Что известно? Что требуется узнать?

– Выполните рисунок и решите задачу.

        24 : 3 = 8 (чел.) – в одном ряду.

        Ответ: 8 человек

Выполнение задания в тетради

– Что известно? Что требуется узнать?

12 : 3 = 4 (окна) – всего.

Выполнение задания в тетради

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно? Что требуется узнать?

Учитель предлагает решить задачу:

– Каждый из 3 школьников делал для детского садика по 4 лопатки в день. Сколько всего лопаток сделали школьники за 2 дня?

– Сравните условия и вопросы обеих задач.

– Объясните, чем отличаются их решения.

– Запишите решение второй задачи.


Решение: 1) 4 · 3 = 12 (л.) – делают 3 школьника

2) 12 + 12 = 24 (л.) – за 2 дня.

Ответ: 24 лопатки

Сравнивают условия и вопросы обеих задач. Записывают решение второй задачи по действиям

Выполнение задания в тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа в печатной тетради № 1.

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.


Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят

выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе инструменты; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в тетради

– Начертите с помощью циркуля данную фигуру.

– Рассмотрите образец. Сколько окружностей использовали для построения фигуры? (Три окружности.)

– Где расположены центры этих окружностей?

– Какой длины радиусы?

– Фигуру, изображенную на чертеже, можно получить, построив три окружности (две из них радиусом 3 клетки, а одну радиусом 6 клеток). Центры этих окружностей уже отмечены на рисунке рядом с образцом.


с помощью циркуля данную фигуру

Выполнение задания в тетради

Работа по учебнику.

– Найдите половину каждого числа.

16 : 2 = 8 8 : 2 = 4

4 : 2 = 2 2 : 2 = 1

Находят половину каждого числа

Выполнение задания в тетради

– Прочитайте вопрос. Что требуется узнать?

– Рассмотрите рисунки. Что вам известно?

– Какую задачу вы можете составить?

В данном случае они следующие:

1) Мишка, так как 40 р. меньше 50 р.

2) Книга, так как 15 р. меньше 50 р.

3) Видеокассета, так как 30 р. меньше 50 р.

4) Книга и видеокассета, так как 45 р. (15 р. + 30 р.) меньше 50 р.

Разбирает решение задачи с классом во время устной фронтальной работы

Составляют задачу
по рисунку

Выполнение задания в тетради

V. Итоги урока.

Обобщение полученных на уроке сведений

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? Как связано деление с умножением?

– Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?

– Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

– Оцените свою работу на уроке. Оцените работу всего класса.

– Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы

Читайте также: