Заголовки текстов их типы 7 класс родной язык конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 24.

Тема: заголовки текстов, их типы.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Цель: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД :

Познавательные результаты : сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты : выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты : участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД : формулировать заголовки, различать их типы.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

1) Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные : умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богат ст ва и разнообразия лек с ики русского языка.

2) Актуализация знаний

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

- Сегодня на занятии мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.

Педагог задает ряд вопросов:

Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Записывают тему занятия в тетрадь

Учащиеся размышляют, отвечают.

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста .

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной .

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса

3) Работа по теме урока

- Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

- К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

"Двойной" заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты, комментируют материал карточек – подсказок.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков, проанализируют варианты неудачных заголовков, поучавствуют в процессе создания собственных заголовков в дидактических играх "От заголовка - к теме текста", "От темы текста - к заголовку"

ВложениеРазмер
urok_5.docx 33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Дата: 27.03.2017 г.

  • образовательная : познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков;
  • развивающая : развивать аналитическое способности и креативное мышление;
  • воспитательная : воспитывать гражданские качества и активную жизненную позицию.

Тип занятия : комбинированное

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока, обсуждение эпиграфа.

Формулировка цели и задач

- Сегодня на занятии мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.

Повторение пройденного материала

Педагог задает ряд вопросов:

1. Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Учащиеся размышляют, отвечают.

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста .

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной .

Актуализация теоретических знаний, пробуждение речемыслительных процессов, активизация коммуникативной деятельности.

- Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

- К плохим заголовкам также относят "нулевые", "двойные" и комментарийные. "Нулевой" заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

"Двойной" заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты, комментируют материал карточек – подсказок.

Активизация познавательной деятельности. Совершенствование устной связной речи.

Педагог предлагает поиграть в подвижные игры на свежем воздухе.

Эмоциональная и физическая разрядка

Педагог предлагает учащимся варианты тем:

1. Любимый домашний любимец.

3. Школьная жизнь.

Учащиеся моделируют разные виды заголовков

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.

Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности

Педагог предлагает учащимся варианты заголовков:

Учащиеся моделируют разные виды тем

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема : Текст. Орфографический и пунктуационный практиктикум.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку и слову.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании; расширению кругозора обучающихся.

Предметные: умение определять и составлять текст-описание, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной;деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем ;

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли ;

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике,находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Оборудование: конспект, тетради у учащихся, карточки с заданием и учебник Александрова,2021г.,Родной язык 7 кл.

1.Организационный момент. Приветствие. Готовность учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.

Дядя прашу тебя помаги

Тваей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школи.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал что маю работу

Даже несмох прачитать.

И паставить мне пять.

Завтра я не собераюсь в школу.

-Ребята, что нужно нам для грамотного письма?

(Правильно, знание орфограмм и их применение на практике)

- А будет ли этого достаточно, особенно при письменном общении?

(Нет, потому что без знаков препинания труднее понять текст, а иногда от места запятой вообще зависит смысл фразы)

(Казнить нельзя помиловать.)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

4.Основная часть урока. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой. Будьте внимательны, пишите аккуратно!

Стеклянная дверь, застекленная терраса, воробьиное чириканье, разбросанные вещи, масляные краски, разорванная тетрадь, песчаная берег, вентиляционное устройство, вязаная кофта, срезанный росток, деревья посажены весной, сожжены бумаги, серебряная цепочка, груженая телега, путаные плети гороха, осыпанные позолотой, порванное пальто.

Диктант-кроссворд на слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне.

- Человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения джентельмен

- Грубый, невоспитанный человек невежа

- Глава государства президент

- Первое представление спектакля, фильма премьера

- Вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания реликвия

- Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам аллея

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Заголовки текстов, их типы. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста. ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Требования к заголовку заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5 слов) выразительным, желательно – ритмически организованным содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.

Что такое лид Это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Задача заголовка – завлечь читателя, побудить его обратить внимание на статью. Задача лида – читателя удержать, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

лид Лид всегда представляет собою один абзац. • Длина лида не превышает 3-4 предложений среднего, в 15 слов, размера. • Лид не может быть меньше двух длинных или трех коротких предложений. • Текст вступления излагается в третьем лице. Очень редко допустимо второе, и никогда – первое. • Так как вступление – краткое описание материала, автор может заимствовать из текста отдельные фразы или словосочетания

Лид Первый шаг в написании лида - правильная дата. Без этого вы не сможете проверить все факты, которые поместите в лид. Быстрая проверка фактов - залог вашего успеха в качестве репортера. Главное в написании лида - рассказать всю историю в одном предложении. Некоторые информационщики называют лид для важных политических новостей "сжатый лид", поскольку он суммирует всю информацию в статье.

Лид Когда берете статью на окончательную проверку, нужно убедиться в том, что лид читается свободно, в нем нет нагромождений, ужасной лексики или недопустимой структуры предложения. Помните, что текст должен быть "напористый", включать действительный залог и живые глаголы.

Виды лидов Лид-объяснение Он очерчивает территорию, на которую автор заводит читателя. Он похож на обзорный лид, но больше на киноафишу, которая дает общее представление о содержании картины. Например: «Десятилетний мальчишка преподнес жителям городка Саутбридж (штат Массачусетс) довольно оригинальный рождественский подарок – сжег местную церковь.

Виды лидов “Представьте себе” Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда “часы пробили тринадцать раз”. Как вот здесь: “Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик. На нем только тонкий халат. Он склонился над столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом горит небольшая свечка

Виды лидов Подробность Это такой лид, для которого вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. К примеру: “На дверях небольшого белого домика Игоря Данилова висит написанное от руки объявление. Оно гласит: “Требуется жена. Обращаться сюда”.

Практическое задание Предложите свои заголовки к одной из публикаций, ориентируясь на разную потенциальную аудиторию Есть событие: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Сочините три заголовка и три лида к материалам для прессы разных типов письменно Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору). Как связаны лид и жанр?- устно

ИТОГИ Чтобы написать хороший лид и заголовок , задайте себе несколько вопросов: О чем будет моя статья? Какие основные моменты я хочу рассмотреть? На чем сделаю акцент? Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна? К+Ч+В, а именно: кратко, четко, важно.

2. Функции заголовка две: информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью

3. Классификация видов заголовков.

4. Заголовок-хроника

5. Заголовок-перефразирование цитаты

6. Заголовок-цитата

7. Заголовок-обращение

8. Требования к заголовку

заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5
слов)
выразительным, желательно – ритмически
организованным
содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.

9. Что такое лид

Это первый абзац текста, как правило, выделенный
жирным шрифтом. Задача заголовка – завлечь
читателя, побудить его обратить внимание на
статью. Задача лида – читателя удержать,
предложить ему столь увлекательную
информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

10. лид

Лид всегда представляет собою один абзац.
Длина лида не превышает 3-4 предложений
среднего, в 15 слов, размера. • Лид не может быть
меньше двух длинных или трех коротких
предложений. • Текст вступления излагается в
третьем лице. Очень редко допустимо второе, и
никогда – первое. • Так как вступление – краткое
описание материала, автор может заимствовать
из текста отдельные фразы или словосочетания

11. Лид

12. Лид

Первый шаг в написании лида - правильная дата.
Без этого вы не сможете проверить все факты,
которые поместите в лид. Быстрая проверка
фактов - залог вашего успеха в качестве
репортера.
Главное в написании лида - рассказать всю
историю в одном предложении. Некоторые
информационщики называют лид для важных
политических новостей "сжатый лид", поскольку он
суммирует всю информацию в статье.

13. Лид

Когда берете статью на окончательную проверку,
нужно убедиться в том, что лид читается свободно, в
нем нет нагромождений, ужасной лексики или
недопустимой структуры предложения. Помните,
что текст должен быть "напористый", включать
действительный залог и живые глаголы.

14. Виды лидов

15. Виды лидов

16. Виды лидов

17. Виды лидов

18. Виды лидов

Лид-объяснение
Он очерчивает территорию, на которую автор
заводит читателя. Он похож на обзорный лид, но
больше на киноафишу, которая дает общее
представление о содержании картины.
Например: «Десятилетний мальчишка преподнес
жителям городка Саутбридж (штат Массачусетс)
довольно оригинальный рождественский подарок –
сжег местную церковь.

19. Виды лидов

“Представьте себе”
Этот лид, похожий на театральную ремарку с
описанием сцены нового действия, хорош в
длинных очерках. Лучше всего, если в таком
вступлении есть какая-то подробность из
разряда “часы пробили тринадцать раз”. Как вот
здесь:
“Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик.
На нем только тонкий халат. Он склонился над
столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом
горит небольшая свечка

20. Виды лидов

Подробность
Это такой лид, для которого вы сначала
обыгрываете одну незначительную деталь, а уже
потом даете общий план. К примеру: “На дверях
небольшого белого домика Игоря Данилова висит
написанное от руки объявление. Оно гласит:
“Требуется жена. Обращаться сюда”.

21. Виды лидов

22. Практическое задание

Предложите свои заголовки к одной из публикаций,
ориентируясь на разную потенциальную аудиторию
Есть событие: астрономы обнаружили новую,
очень крупную комету. Сочините три заголовка и
три лида к материалам для прессы разных типов.письменно
Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору).
Как связаны лид и жанр?- устно

23. ИТОГИ

Чтобы написать хороший лид и заголовок ,
задайте себе несколько вопросов:
О чем будет моя статья?
Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
На чем сделаю акцент?
Почему я берусь за эту тему? В чем ее
актуальность? Почему она мне интересна?
К+Ч+В, а именно: кратко, четко, важно.

Читайте также: