Сочинение по картине и левитана осенний день сокольники 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Разумовской 5 класс

Пасмурный или солнечный? Ветреный или тихий? Тёплый или прохладный?

Примерный план сочинения:
1. Взаимосвязь природы и настроения
2. Описание пасмурного осеннего дня
3. Клены и сосны как показатель силы ветра
4. Символизм сюжета
5. Сводка погоды
6. Разговор в семье: выводы

Особенности осеннего дня

Мы рассмотрели сюжет вместе. Художник изобразил пасмурный день поздней осенью. Листья пожелтели, природа увядает. Сквозь пожухлую траву еще виднеется летняя зелень. Сумрачное небо с редкими проблесками солнца усеяно клочьями туч. Оно серое и тяжелое, как потускневший свинец. Воздух пропитан влагой, сыростью. Кажется, что моросит дождь или стоит легкий туман. Очертания пейзажных элементов размыты.

Вдоль дороги расположились клены. Мне они напомнили небольшие фонарные столбы с включенным светом. Невысокие деревца усыпаны золотистой листвой, которая еще не успела облететь. На фоне зелени соснового бора она выглядит еще ярче. Сильные порывы ветра размели листья по обочинам дороги. Тонкое деревцо слева полностью лишилось своего одеяния.

Высокие и плотные, темно-зеленые до черноты сосны нагнетают тревожное состояние. Их верхушки угрожающе раскачиваются на ветру. Кажется, что они упираются в низкий небосвод. В изображении неба и леса живописец использовал палитру холодных красок. Так он смог передать ощущение пронзительного, влажного ветра. Мама сказала, что дорога – это символ жизни. На картине она уходит за линию горизонта, сливается с туманом. Возможно, Левитан написал свой безрадостный жизненный путь?

Я представил себя синоптиком и составил краткую сводку погоды в этот день. 27 октября 1880 года:

  • Облачно, кратковременные осадки.
  • Скорость ветра 7 – 9 м/с.
  • Влажность воздуха 86%.
  • Среднесуточная температура + 6 °C.

Напоследок мы с мамой говорили о женщине, которая идет по дороге. Ей холодно. Она пытается защититься от ветряной погоды. Мы не видим четко ее выражение лица. Но можем сделать вывод, что она чувствует грусть, печаль или тревогу. Существует предположение, что женскую фигуру рисовал друг художника. Но мы может определить и общее настроение картины. Мастерство живописца в том, что он смог через пейзаж воссоздать внутренний мир человека.

Вариант 2. Пример сочинения к учебнику 8 класса

1. Какое впечатление на вас производит это полотно художника?
2. Каковы особенности композиции картины?
3. Что сразу привлекает наше внимание? Какие детали картины помогают понять замысел художника?
4. Как вы думаете, почему на переднем плане изображена одинокая маленькая фигура изящной молодой женщины в чёрном?
5. Какие краски, цвета и оттенки способствуют точному воссозданию колорита этого времени года и настроения художника?
6. Что, по вашему мнению, художник хотел выразить своим пейзажем?

Примерный план сочинения:
1. Особенности композиции
2. Мои впечатления о картине
3. Художественные детали как способ выражения замысла
4. Описание фигуры женщины в черном
5. Цветовая палитра при воссоздании осеннего колорита
6. Мои размышления о замысле автора

Еще мы видим одинокую фигуру женщины в черном. Это не характерный для художника элемент композиции. Я думаю, этот сюжет передает чувства тревоги, грусти, ностальгии. Ведь уходит теплая, солнечная и жизнерадостная осень. Прослеживается прием параллелизма. Природа предчувствует морозную зиму. Главную героиню окутывает печаль и тоска.

Для передачи основного замысла автор использует художественные детали. Края тропинки усеяны желтой листвой. Ветер уложил их в красивые, золотистые охапки, украсившие осенний убор природы. Справа, в еще зеленоватой траве едва виднеется ветхая деревянная лавочка – место для свиданий и размышлений. Высокие сосны, напоминающие корабельные мачты, угрюмы и неподвижны как бездушные воины.

Элегантный черный наряд женщины – намек на людей, покинувших ее. Она подняла руку, защищаясь от ветра, вытирая слезу или капли дождя. Она быстро и уверенно движется по аллее, начало которой скрыто за могучими и величественными деревьями. Длинное аристократическое платье на изящной фигуре развивается от сильного и безжалостного ветра. Женщина аккуратно придерживает подол рукой.

При создании полотна художник использовал противоречивую цветовую гамму. Жизнерадостные желтые, оранжевые краски ранней осени контрастируют с мрачными и холодными оттенками неба. Благодаря такому сочетанию, природа как будто отображает состояние главной героини.

Общий грустный колорит сохранился в каждой детали. Могучие сосны, дубы как будто достают кронами до небосвода. А молоденькие пожелтевшие клены вдоль аллейки гордо выдерживают силу ветра. Они напоминают зажженные свечи. Все вокруг укрыто влажной дымкой воздуха. Воздушности и легкости мрачному полотну придают размытые полутона пасмурного, затянутого сероватыми тучами неба.

Картина Левитана вызвала у меня восторженное отношение. Художник сумел точно и деликатно передать красоту осени. И ее единство с эмоциональным состоянием человека. Он соединил на холсте мощь природы и душевные переживания женщины, чувство осеннего увядания и человеческого одиночества. Ведь в художественной литературе осень – это период расставания и охлаждения чувств.

Вариант 3. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Краткая информация о картине
2. Сюжет пейзажа
3. Описание главной героини
4. Описание переднего и заднего планов
5. Цветовая гамма
6. Мое впечатление

На полотне, выполненном маслом, мы видим женщину, одиноко бредущую по покрытой осенней листвой аллее. И если на первый взгляд кажется, что это густой лес с протоптанной дорогой, то присмотревшись, замечаем слева от фигуры простенькую деревянную лавку. Такие раньше ставили на пешеходных дорожках в парках. Сейчас в Москве в Сокольниках тоже есть большой парк, но деревья там уже не растут так часто. А народу на прогулки в погожие дни выходит гораздо больше.

Главная героиня картины одета в темное пальто и шляпку. От этого ее образ кажется печальным и даже траурным. Странно, что такая молодая особа решила прогуляться в столь неуютном месте в одиночку. Наверное, произошло что-то плохое и ей захотелось побыть одной. Желтеющие деревья и опавшая листва являются хорошим фоном для передачи чувств женщины. Возможно, Левитан создавал пейзаж, находясь в грустном расположении духа.

Парковая дорожка, которой отведено на картине особое место, выполнена очень искусно. Она выглядит абсолютно настоящей. Автор изобразил ее в перспективе, что придает полотну живость и динамичность. Чувствуется, как легкий ветерок играет легкими сухими листьями, напевая грустную осеннюю мелодию.

По бокам аллей высятся громадные деревья. Они пока не тронуты осенью. Их ветви покрыты густой темно-зеленой листвой. А рядом с прогулочной зоной растут совсем юные деревца. Для них сентябрь не пожалел желтых красок.

Клин светло-серого неба на горизонте напоминает ураганный столб. От его вида становится жутко. Но главная героиня не обращает внимание ни на что вокруг. Ее мысли заняты чем-то другим.

Вариант 4. Пример подробного сочинения для старших классов

1. Исаак Левитан – уникальный мастер лирического пейзажа в русской живописи второй половины XIX века. Его полотна полны особенного настроения, которое всегда точно передаёт особенности состояния природы в разное время дня и года. Левитан был достойным учеником прославленных живописцев: Перова, Саврасова и Поленова. Он обогатил реалистический пейзаж необычайной поэтичностью изображения.

2. Первой известной работой молодого художника стала картина "Осенний день. Сокольники". Левитану было в момент создания этого шедевра всего 19 лет. На выставке его работу заметил и сразу приобрёл знаменитый меценат Третьяков. Он почувствовал в этом необычайно тревожном и грустном пейзаже великое будущее художника. Картина создавалась по многочисленным этюдам, которые Левитан сделал во время прогулок по парку в селении Салтыковка под Москвой. Фигуру девушки в чёрном вписал в уже готовый пейзаж Николай Чехов, тоже художник, брат знаменитого писателя. Он убедил автора, что женская фигурка придаст пейзажу более выраженное настроение одиночества и грусти.

3. Сюжет полотна прост – ранняя осень, усыпанная опавшими листьями аллея, по ней идёт задумчивая девушка. Зато композиция картины необычна. Художник изобразил аллею, которая резко поворачивает вбок и сразу уменьшается. Такое неожиданное сокращение перспективы делает пейзаж необычайно живым и динамичным. Также изображению добавила необычайной глубины смещённая влево точка перспективы.

4. На переднем плане мы видим грустную одинокую странницу, идущую мимо пустой скамейки в осеннем парке. Пустынная аллея словно упирается в зрителя, делая его случайным встречным незнакомки в чёрном. По краям дорожки ветер успел разметать недавно упавшие листья. Зелень травы уже неяркая. Молоденькие деревца ярко выделяются на фоне сумрачного леса. Забытая всеми скамейка промокла от недавнего дождя. Она подчёркивает одиночество идущей молодой женщины и добавляет грусти в общее настроение пейзажа.

5. На заднем плане шумят мощные мрачные сосны. Рваная тёмная линия их вершин делает пейзаж тревожным. Аллея молодых, совсем хрупких деревьев убегает вдаль, освещая путь странницы ярким золотом. Юные лиственные деревья противопоставлены старости и мрачности сосен. Грозовое небо и окружающий девушку пасмурный день ещё больше усиливают тревожное настроение картины.

6. Особенности цветовой гаммы заключаются в явном противоречии выбранных красок. Яркие жизнерадостные оттенки листвы противопоставлены темным тонам хвои, чёрному платью девушки и мрачности неба. Если грустные и сумрачные оттенки призваны объединить состояние человека и окружающей природы, то переливы золотых и опаловых говорят о вечно и независимо от нас живущей красоте.

7. Общее настроение картины грустное, безысходное, тревожное. Пейзаж пропитан кричащим одиночеством. Пасмурная осень царит в душе девушки, на картине и в мыслях юного живописца. Левитан передал в этом пейзаже чувство собственной неприкаянности и печали во время вынужденной жизни за пределами Москвы. Картина создавалась в год его высылки из столицы после указа в 1879 году, который запрещал всем евреям жить в городе.

8. Меня картина впечатлила тем, как смело Левитан противопоставил громадность и мощную силу пространства хрупкой фигурке девушки. Она кажется безумно одинокой в этой холодной пустынности парка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 5 классе (ФГОС)

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип урока: урок развивающего контроля.

1.Обучающая цель: подготовка обучающихся к написанию сочинения по картине И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники": научить обучающихся пользоваться определёнными группами слов (прилагательными), научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображённого на картине; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания; формировать навыки самоконтроля; предупреждать речевые недочёты и грамматические ошибки в работах.

2.Развивающая цель: развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитие способности сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развитие чувства прекрасного.

3.Воспитывающая цель: воспитание самостоятельности, творческой активности, эстетического восприятия произведений искусства, любви к природе; воспитание чувства красоты, интереса к устному народному творчеству, живописи, музыке.

Оборудование: учебник , интерактивная доска, мультимедиа презентация

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные : имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаи вают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Вступительное слово. Целевая установка ( 1 слайд. Тема урока)

Актуализация знаний. Работа с терминами. (3 слайд)

– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.)

– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. А у замечательного детского поэта и композитора Г. Гладкова есть строки:

Если видишь: на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

И.И. Левитан присоединяется к знаменитому обществу художников-передвижников, организует с ними выставки. Мечтает создать Дом пейзажа, где могли бы работать все русские пейзажисты. Работы Левитана называют лирическими, поэтическими, музыкальными (5 слайд). Их отличает мягкий колорит и переходы, влажный воздух. Все это создает щемящее настроение грусти .

- Итак, мы познакомились с личностью мастера. Давайте обратимся к его творчеству. Рассмотрим репродукции самых знаменитых его картин. ( 6, 7, 8,9,10 слайды). Как вы убедились, многие работы посвящены осени. Это его любимая тема в творчестве.

Речевая подготовка.

– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы ? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).

-Подберите синонимы к словам и сочетаниям:(слайд 11)

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.

Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

(записать в тетрадь). (слайд 12)

Работа с репродукцией картины. (слайд 13)

Какое время года изображено?

Какова основная мысль картины?

Какие краски преобладают? Почему?

Что вы видите на переднем плане? Что на заднем? Что слева и справа?

Как изображены лес, дорога, небо, деревья? Какие цвета при этом использует художник?

Как художник показал, что женщина в темном - главная героиня? (изображение ее фигуры является композиционным центром картины) Каков ее внешний вид, одежда? Что можно сказать о выражении ее лица?

Какие чувства вызывает картина? Какими средствами этого добился мастер? (В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой, одиночеством).

Физкультминутка

Словарная работа. Подбор речевого материала.

Ненастный, дождливый день.

Хмурое, безрадостное небо.

Мокрые потемневшие сосны.

Унылый шум ветра.

Молодые огненно-желтые клёны.

Дорога, уходящая в дымку.

Одинокая фигура женщины в темном.

Серые краски, мрачные тона.

Чувство тревоги, одиночества, печали.

Составление плана описания картины. (14 слайд)

3. Описание деталей (природы, женщины, неба, деревьев, дороги).

4. Оценка картины. Чувства, которые она вызывает, впечатление, которое она производит).

Рефлексия – обсуждение того, что узнали, как работали. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…

– Я выполнял задания…

- На следующем уроке сегодня вы попытаетесь описать увиденное. А помогут вам в этом те материалы, которые лежат у вас на партах, и записи в тетрадях.

Домашнее задание - Запишите, пожалуйста, домашнее задание: "Написать сочинение на черновик".


Цель урока: развивать умение составлять текст-описание, строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, воспитывать творческую активность учащихся, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД – ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивные УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательные УУД – извлекать информацию, представленную в иллюстрации; восприятия картину как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

4. Коммуникативные УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня будет насыщенный урок. Надеюсь, вы будете внимательны, активны, постараетесь думать, давать грамотные ответы.

- Какое у вас сегодня настроение? Вы со мной согласитесь, наверное, что только при хорошем настроении можно эффективно, творчески и интересно работать.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Вступительная беседа.

- Обратите внимание на слайды.

- Что изображено на иллюстрациях? Что в них общего? (на иллюстрациях изображена природа (пейзаж), осень)

- Как можно одним словом назвать картины, изображающие природу?

- Что такое пейзаж? (картина, изображающая природу)

- Какие чувства вы испытываете с наступлением этого удивительного времени года? (восторг, радость, грусть, печаль, умиротворение)

Образ осени создают в своих произведениях художники, поэты, писатели.

Вот как пишет об этом удивительном времени года Иван Алексеевич Бунин:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

2. Формулировка темы урока

- Дети, кто из вас догадался, какова тема нашего урока, какую работу мы будем выполнять? (сочинение-описание по картине, изображающей пейзаж)

- Откройте свои тетради для творческих работ, запишите число и тему урока.

3. Целеполагание.

- Кто может определить цели нашего урока?

/ Мы познакомимся с творчеством И.И.Левитана, продолжим учиться строить текст описание в определенной композиционной форме, выражать в слове свои чувства, мысли, впечатления, правильно отбирать речевые средства для описания художественного произведения.

Рассказ о художнике (выступает подготовленный ученик)

- Давайте послушаем рассказ об известном русском художнике, родоначальнике пейзажной живописи конца 19 века Исааке Ильиче Левитане.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Судьба художника была нелегкой. Выходец из беднейшей еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Искусство стало призванием И. И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (ваяние (искусство создавать скульптуры) и зодчество (архитектура)). Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

1. Аналитическая беседа.

- Ребята, какое время года, как вы думаете, любил изображать Левитан?

- Сегодня мы с вами совершим виртуальную прогулку и побываем в удивительном уголке русской природы осенним днём.

- Как мы знаем, не только художники на своих полотнах запечатлели красоту осени, но и музыканты, и поэты воспевали это время года.

- Какие стихотворения или отрывки из стихотворений про осень подходят к этому произведению искусства?

- Когда я смотрю на эту картину, то вспоминаю строки поэта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Есть в осени первоначальной

короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный.

И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев)

Уж небо осенью дышало,

уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась. (А. С. Пушкин)

2. Анализ картины.

- Какой период осени изображен на картине?

(На картине изображена золотая осень, когда природа готовится к зиме и деревья сбрасывают свои листья. Но здесь деревья еще не успели сбросить листья, и трава тоже не вся желтая. Это – середина осени. Левитан хотел показать красоту этого времени года.)

(Картина называется так, потому что художник выбрал такое время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые и красные. Поэтому по цвету она напоминает цвет золота.)

- Какой тип речи мы будем использовать при написании сочинения?

- Слова какой части речи помогут нам более точно и ярко описать картину? (прилагательные делают нашу речь богатой, более красочной, яркой, выразительной)

- Опишите, используя прилагательные, каким мы видим осенний день на этой картине. (Ясный, солнечный, погожий, осенний, теплый)

- На какие две части мы можем поделить картину? (передний и задний план)

- Что изображено на переднем плане? Передний план – это то, что изображено в центре (река, березовая роща, небольшая поляна, поросшая травой, небо)

- Что изображено на заднем плане? (Лес, деревушка)

3. Лексическая работа

- Какие прилагательные, существительные, сравнения, эпитеты, олицетворения мы можем подобрать к описанию реки, поля, неба, деревьев, травы, деревушки?

- Вы можете использовать материалы домашней работы, которые вы собрали на основе наблюдений за осенней природой.

- Какой автор изобразил реку? Деревья? Траву? Поляну? Небо?

Река: неширокая, чистая, спокойная, тихая, поверхность зеркальная, невысокие берега, с медленным течением, прозрачная, спокойно несущая свои воды, она немного изгибается и удаляется в глубину луга, вьется лентой. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками + глаголы, которые вспоминаются.

Деревья: небольшая березовая рощица, молодые березки и осинки, белоствольные березки, деревья стоят в красивом золотом убранстве, сливаются в один пушистый ковер, желтые, золотые, разноцветные, отдельно стоящие стройные березки и осинки, как свечки.

- Какой мы видим на картине поляну?

Трава: уже не такая сочная, как была летом, но тоже изображена очень красиво, а на нее ложатся листья, падающие с деревьев; пожухлая, сухая, желтая, похожа на ковер, бурая, изумрудная.

Поляна: покрыта пёстрым бархатным ковром, зелёно-желтая, яркая, широкая,

Небо: ясное, лучистое, голубое, лазурное, светлое, солнечное, синее, покрытое легкими белыми облаками.

Воздух: прохладный, чистый.

Лес: багряно-золотые деревья, желтеющая листва берез, красно-бронзовые дубы.

Деревушка: маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя, укрытая деревьями)

(Колорит картины теплый. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Художник выбрал теплые краски: желтые, красные, оранжевые, бордовые, коричневые. Даже река, написанная темными красками, не может изменить теплоту картины.)

- Какими синонимами можно заменить слова "картина" и "художник", чтобы не повторять их постоянно, запишите. (Пейзажист, живописец, мастер, автор. Пейзаж, полотно.)

- Какие глаголы помогут нам описать работу художника? Запишите. (Изобразил, хотел показать, написал, передал).

- Какие чувства вызывает картина? /Она пронизана любовью художника к природе и своей родине. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.

4. Составление плана.

- Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

- Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

- Как можно назвать этот пункт?

- Что будем описывать во второй части? (В ней будем описывать картину).

- Как можно озаглавить этот пункт плана?

- Что именно будем описывать? (Реку, берёзки, небо, луг, лес.)

- О чём будем писать в третьей части? (О своих чувствах, впечатлении, об отношении к картине)

- Как можно начать заключительную часть? (Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство… Мне эта картина нравится тем- то…)

Запишите план в тетрадь.

И.И. Левитан – известный русский живописец.

Уголок русской природы осенним днём:

3. Мои впечатления, чувства и настроение.

Вступление (начало сочинения)

Передний план (то, что изображено в центре)

неширокая, чистая, спокойная, тихая, с медленным течением, прозрачная, спокойно несущая свои воды, густоиняя вода, вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение, вьется лентой, поверхность воды зеркальная

ясное, лучистое, голубое, светлое, солнечное, синее, покрытое легкими белыми облаками

зеленое, свежее, широкое, как бархатный мягкий коврик.

желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые, небольшая березовая рощица, молодые березки и осинки, отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы как бы расступаются, золотая листва берез

пожухлая, сухая, желтая, как ковер, бурая, изумрудная

маленькая, едва виднеется на пригорке, дальняя, укрытая деревьями

Описывает безмерную красоту родной земли, осенней природы; восхищается, радуется…

Опорный материал для слабых учеников

волшебная пора ярких красок

ясный, осенний день

(На переднем плане картины…)

опорные слова

река - тихая, тёмная, извилистая, с медленным течением

берега - сонные, белоствольные

трава - поникшая, сухая, пожелтевшая

берёзки - белоствольные, золотые наряды

небо - голубое, светлое, чистое

облака - лёгкие, белые

лес - вдали, разноцветное убранство

поля - бескрайние, пёстрый, бархатный ковёр

воздух - прохладный и чистый

(Эта картина вызывает…) опорные слова:

светлое чувство радости и спокойствия

сбросят золотую листву

- Ребята, а в каких случаях описывают картины? Кто из вас был в музее? Чем отличается рассказ экскурсовода о картине? (тем, что слушатели видят картину перед собой, а перед нами репродукция).

- Будет ли отличаться такой рассказ-описание, когда зрители могут видеть картину? Чем? (экскурсовод должен так заинтересовать своим рассказом, чтобы зрители были увлечены, чтобы не ушли от картины, не остались равнодушными, чтобы им был интересен рассказ).

- Чем отличается речь экскурсовода? (Он использует определенные фразы).

Прочитайте, как от лица экскурсовода можно начать рассказ о картине:

1. Подойдем ближе.

2. Обратите внимание на.

3.Вглядитесь пристальнее, как.

- Кто из вас хотел бы попробовать составить описание картины от лица экскурсовода, поднимите руки? (раздаю листочки).

Орфографическая работа

Обратите внимания на словосочетания и правописание словарных слов. Давайте их прочитаем.

Известный живописец, лазурное небо, багряные листья, светло-голубой оттенок, палитра красок, осенний пейзаж, пейзажист, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, прозрачный прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, колорит картины, произведение искусства, охристые оттенки.

III. Самостоятельная работа учащихся.

/ помощь учителя по необходимости Чтение 2-3 работ

IV. Итог урока. Рефлексия.

- Кто сегодня почувствовал себя словесным художником, поднимите руки?

- Что показалось наиболее интересным в вашей работе?

- Какие затруднения вы почувствовали, в чем?

Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Из годовых времен я рад лишь ей одной, в ней много доброго……

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Легко и радостно играет в сердце кровь, я снова счастлив, молод, я снова жизни полон……

- Ребята, я желаю вам такого же вдохновения этой осенью.


-75%

Картина Левитана Осенний день. Сокольники

Осенний пейзаж написал великий русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Левитан является признанным мастером пейзажа настроения, и данная работа является одной из знаковых в его творчестве. Картина была написана в 1879 году. Холст, масло. Размеры: 63,5 × 50 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Осенний день. Сокольники описание картины

Интересно, что на данной картине, в отличие от многих других пейзажей автора, присутствует фигура человека. Женская фигура была написана не самим Левитаном, а его другом художником, с которым они вместе обучались в Училище живописи.

На картине мы можем увидеть пасмурный день в парке. Стоит ранняя осень. Некоторые деревья уже пожелтели. Тропинка усеяна опавшей листвой. Высокий сосновый лес, словно неприступные стены, окружает тропинку, по которой идёт одинокая женщина. Небо серое, хмурое, стоит ветреная погода, вот-вот закапает дождь.

Фрагмент картины Левитана Осенний день. Сокольники

Характер картины грустный, меланхоличный. Хмурая погода, давящие высокие стены леса, несущиеся по небу серые облака, окончательно ушедшее лето, одиночество женщины — всё это вызывает ностальгию, печаль по ушедшим временам, грусть от времён наступивших.

Эксперты живописи считают, что картина оказалась такой грустной не просто так. Написана картина была в 1879 году, который оказался для Левитана достаточно непростым. Тогда евреям запретили находиться в Москве, после чего художник был сослан в Салтыковку. Тогда характер работ художника стал достаточно печальным, меланхоличным, что отразилось и в этой работе. Внутреннее состояние осенней безысходности отразилось в пейзаже.

Впоследствии данную картину приобрёл для своей коллекции меценат Павел Третьяков. В Третьяковской галерее пейзаж находится и по сей день.

Осенний день. Сокольники план сочинения 8 класс

  1. Автор картины
  2. Сюжет картины, время года
  3. Передний план
  4. Задний план
  5. Мои впечатления

Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 8 класс

Картина была написана в 1879 году. Вскоре после написания была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым. Сегодня картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

На картине изображён осенний пейзаж. Левитан был художником пейзажей настроения. Его картины — это не только красивый вид, но также настроение и характер природы, состояние души. В центре сюжета достаточно широкая дорожка через парк, который уже тронула своей желтизной осень. По дороге идёт одинокая женщина, одетая во всё чёрное.

На переднем плане мы можем увидеть утоптанную дорожку, которая уже покрыта опавшей листвой. Вдоль дорожки стоят низкие деревца, которые стали ярко-жёлтыми. Справа мы можем увидеть простую лавочку. Это говорит о том, что перед нами не просто лес, а парк, где в свободное время гуляют отдыхающие люди.

По дороге идёт женщина. Своим одиночеством и тёмным одеянием она сочетается с тоскливой погодой. Всё в этой картине безрадостное, меланхоличное, навевающее грустные мысли, ностальгию по ушедшему лету.

Погода стоит тоскливая. Высокие сосны, которые стоят вдоль дороги, словно тёмный неприступный забор. По небу несутся хмурые облака, вот-вот пойдёт холодный осенний дождь.

Дорожка убегает в самую даль, и вдалеке скрывается за стеной леса. Такой приём часто использовали художники, которые тропинками, речками делали картину более объёмной, заставляли зрителя проследовать вдоль этой направляющей по всей картине.

Картина получилась хоть и по-осеннему меланхоличная, но всё же очень глубокая, полная чувств и эмоций. С одной стороны, это очень грустно. С другой стороны, невероятно красиво. Сочетанием ярких и тусклых красок художник передал обычный осенний день. Это работа настоящего мастера своего дела, который умел передать на картине не просто красоту природы, но также мысли и эмоции.

Читайте также: