Конспект урока по окружающему миру 1 класс размножение птиц умк гармония

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Презентации
Класс: 1 класс
Автор: Есакова Полина Геннадьевна это Вы?
Тип материала: Архив RAR (rar)
Размер: 6.01 Mb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Цель: познакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида птиц ( самки и самца), с различными способами постройки гнезд птицами, размером и окраской их яиц.

Задачи урока по формированию УУД:

-создать условия для формирования умения характеризовать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста отличительные особенности самки и самца птиц, способ размножения;

-приводить примеры представителей разных групп животных.

●Метапредметные:

1) Познавательные УУД:

-учить осознавать учебно-познавательную задачу;

-способствовать умению наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде аппликации.

2) Регулятивные УУД:

-способствовать умению организовывать свою деятельность, готовить свое место для выполнения практической работы ( аппликации);

- способствовать умению действовать согласно инструкции учителя и рабочей тетради;

-учить адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

3) Коммуникативные УУД:

-развивать умения работать в парах и группах;

-развивать умения обосновывать свою точку зрения.

4) Личностные УУД:

-формировать положительную мотивацию к учению;

-формировать способность к самооценке;

-способствовать развитию навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Оборудование: мультимедиа устройство, сигнальные карточки красного и зеленого цвета на каждого ученика, ТПО, шесть наборов для аппликации, выставка художественной литературы, рисунки с частями птиц (клюв, перо, крыло, лапы птиц), гнездом с яйцами.

Приветствие гостей и друг друга.

-Всем - добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться

Не мешай учиться!

-Ребята, повернитесь, пожалуйста, поприветствуйте гостей,

-Поприветствуйте друг друга.

I. Повторение изученного

-Пока не садитесь на свои места, мы немного поиграем.

Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Игра “ Летает, не летает ”.

- Поиграем в игру так: я называю животных, вы делаете взмахи руками, если они летают или вертите головой, если не летают.

( называю животных, дети выполняют действия)

-Медведь, зебра, аист, заяц, ворона, жираф, снегирь.

-Поиграли, а теперь тихонечко сядут девочки, тихонько сядут мальчики.

-Подумайте, пожалуйста, на какие две группы можно разделить всех перечисленных во время игры животных .

-Какие отличительные особенности есть у зверей, и у птиц? Перечислите их.

(у птиц есть…, у зверей есть…)

Мы повторили с вами то, что изучено на прошлых уроках.

II.Закрепление

- Прочитай, Филипп, задание вслух.

(ответ одной пары)

-Поднимите и покажите всем зеленую сигнальную карточку те, кто думает также.

- У нас получились две группы: звери и птицы.

-Есть те, кто думает по-другому? Почему?

-Давайте выясним это по ходу урока.

-Попробуйте догадаться, кто спешит к нам на урок?

(Три рисунка: клюв, крыло, лапы птиц и гнездо с яйцами или слайд № 1)

-Что это? Кому это может принадлежать? (Это птица)

-Ребята, черепаха тоже откладывает яйца, значит она птица? (нет)

-Перечисли отличительные признаки птиц.

(У птиц есть крылья, клюв, две ноги, они умеют летать)

-Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать, что за птица к нам на урок торопится?

Загадка: Пёстрая крякушка

-По каким признакам ты догадался, что это утка? (крякушка, вразвалочку)

-Утка, к какой группе животных относится? (птицы)

-Посмотрите, сколько птиц к нам прилетели, кто они? (утка, селезень).

(картинки утки и селезня или Слайд№ 2 )

- Чем отличаются эти утки друг от друга? (окрасом, это утки и селезни)

- А кто из них утка, кто селезень? (утка серенькая, селезень яркой окраски)

-Кто согласен, что это (показываю) утка? (Зелёная сигнальная карта )

-Кто думает по-другому ? (Красная сигнальная карта)

-Объясни почему так думаешь?

-Давайте поразмышляем, для чего утке и селезню дана разная окраска?

-Что умеет делать утка?

(Летать, утка откладывает и высиживает яйца)

- Какого цвета надо быть утке, чтобы ее не заметили хищники?

( Неприметного; серенького; незаметного, чтобы враги не заметили)

-Значит, у утки не яркая окраска перьев потому, что она прячет от хищников яйца.

- Для чего утка высиживает яйца? ( Чтобы появились птенцы, потомство, утята)

-Если птенцы (утята) это дети утки, то утка им кем будет?-…(мамой)

-Ребята, мы в школе учимся говорить, как ученые. Запомните, ученые мам животных называют - самка. Повторите хором это слово. (Самка).

-Догадайтесь, кто тогда будет папой птенцов? (Селезень, самец)

-Самец - это папа у животных.

-Повторите хором слово - самец. (Повторяют) Запомните его, пожалуйста.

-Догадайтесь, для чего самка и самец живут вместе? Какой мы можем сделать вывод? (Они пара, создают семью, выводят птенцов)

-Ребята, а какие источники информации, помогут точно узнать нам, для чего создают пару утка и селезень? (наблюдения в природе, книги, телевидение, интернет)

- Теперь откройте, пожалуйста, учебник на странице 38.

-Лера, прочитай, пожалуйста, название новой темы урока. ( Забота о потомстве.)

-Слово потомство от какого слова произошло, подумайте? (Тот, кто будет потом, после тебя, т.е. это дети. У птиц это…(птенцы)

-Запомните значение слова птенцы.

-Продолжаем работать с учебником.

-Сделайте вывод: кто имеет яркое оперение? ( самец, вот он какой нарядный на с.39 слева, внизу)

-Подумайте, для чего он нарядным оперением привлекает самку?

( Создают семью, выводят потомство, чтобы появились птенцы.)

-Толя, прочитай второе предложение в тексте на с.38

-Дальше читает Слава.

-Что птицы строят вместе?

-Для чего им нужно гнездо?

(Откладывают яйца, высиживают их)

-А, сколько яиц могут откладывать птицы, кто знает?

( кто много, кто только одно, разное количество)

-Посмотрите на доску. Рассмотрите, какие разные бывают яйца у птиц.

–Какой вывод можно сделать о их размере и окраске (Слайд №4 ).

-А теперь, обратимся к выставке книг.

-О чем там идет речь?

( о птицах, о разных гнездах)

-Догадались, о чём сейчас будем говорить?

(О разных птичьих домах)

-Вид гнезда во многом зависит от места обитания и внешнего вида птицы.

Найдите в учебнике на странице 38 ,вверху, картинки, подтверждающие наш вывод.

-Повтори вывод (имя ученика)

- Спасибо, Филипп теперь и о ласточкиных гнездах мы знаем.

-Хорошо. Птицы сделали гнездо, и самочка отложила яйца. Что происходит дальше?

(Самочка высиживает яйца).

-Для чего она сидит, что будет дальше?

(Чтобы вылупились птенцы)

-Птенцы появляются из яиц.

-Пока самочка высиживает яйца, что делает самец?

( Приносит ей пищу, чтобы она не умерла).

-Хорошо, давайте узнаем, что делают самец и самочка, когда птенцы проклюнулись. Обратимся к учебнику, на странице 38.

-Денис, прочитай последние два предложения первого абзаца. Вот здесь. Поставьте указки и следите. ( Проклюнувшиеся птенцы сразу требуют пищи, и родители целыми днями добывают им корм. Птицы заботятся о птенцах – защищают их, учат летать, плавать, добывать пищу).

-Вернитесь к верхним картинкам в учебнике и покажите друг другу гнездо, где один из родителей кормит свое потомство.

- Теперь, рассмотрите внимательно фото на доске. Сделайте вывод о том, что делают родители с подросшими птенцами. ( Слайд № 6 )

-Учат их плавать и летать, добывать себе корм.

IV. Творческая работа

-Мы много узнали о размножении птиц? (Да)

-Недавно вы слушали сказку “ Мастера без топора”.

-Кто же эти мастера? ( Птицы)

-Что они делали? ( Гнёзда )

-Как они делали свои гнёзда? ( Лапками да носом).

-Лапок и клюва у нас нет, но мы можем трудиться руками.

-Хотите сделать гнездо своими руками?

-Посмотрите, какие можно сделать гнезда с помощью аппликации.

-Проведём конкурс по аппликации “Лучшее гнездо”. У всех конкурсов есть правила. В нашем конкурсе такие правила:

1) Разделиться на группы по 4 человека

2)Группы получают от меня задание и материалы.

3) Участники группы решают, что будет делать каждый , чтобы выполнить аппликацию и выполняют работу.

4) Жюри посмотрит работы, оценит их, и победители получат награды, завтра во время классного часа.

-Правила ясны? ( Сигнальные карточки).

- Тогда прошу наших гостей быть членами жюри. Гости , вы согласны?

-Конкурс объявляется открытым .

-Объединяемся в группы по 4 человека.

(вызываю по 1 участнику и раздаю наборы для творчества)

- Внимание! Вы разделились на группы и получили задание-

обсудите, как будете делать и начинайте выполнение работы. (Помогаю, подсказываю).

-Работу заканчиваем и вывешиваем на доску. Прошу полюбоваться вашими работами на перемене, а наше жюри на перемене прошу оценить творческие работы.

V.Итог урока.

-Садитесь на свои места, я прочитаю вам рассказ.

(Чтение произведения В. Астафьева “Капалуха” ).

-Что удивило вас в рассказе?

-Правильно ли вёл себя мальчик?

-Давайте подведём итог урока, что интересного и нового вы сегодня узнали?

(Самки и самцы отличаются по окраске ,

самец ярким оперением привлекает самку,

самка откладывает и высиживает яйца,

оба родителя добывают корм птенцам, учат их летать, плавать)

-Как мы, люди, должны относиться к птицам?

(Беречь, не разорять гнёзд, не вырубать леса, не засорять реки).

-А наблюдать мы можем за птицами?

-Зачем надо учиться наблюдать и задавать вопросы?

( Наблюдения помогают узнавать окружающий нас мир)

VI. Рефлексия.

А теперь, внимание! Ребята, подумайте, и с помощью сигнальных карточек оцените свою работу на уроке:

-Кто запомнил, в чем отличие самки и самца птиц и для чего это отличие нужно; что строят птицы для размножения; как ухаживают за потомством, и сможет рассказать об этом дома – поднимите зеленую карточку.

-Кому это все сложно и нужно еще поговорить о размножении птиц - покажите красную карточку.

-Очень приятно, что вы умеете оценить свои знания. Расскажите дома родным о том, что сегодня узнали и посмотрите на с.40 тему следущего урока.

-Спасибо за работу. Урок окончен. Перемена.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга – чуть было не наступил на гнездо.

Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под выдавшимся из земли корнем.

Обросшая мхом со всех сторон, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка.

В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца.

Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

Глухарка металась в стороне. Наконец взлетела на ветку ели.

И я увидел, что живот у неё голый, вплоть до шейки, и на голой груди часто-часто трепещет кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

А пух-то, она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающейся маленькой жизни.

Виктор Астафьев

Что удивило вас в этом рассказе?

Правильно ли вёл себя мальчик?

О чём его надо предупредить?

Треснуло яичко, Буду я чирикать,

Вылупилась птичка. Если воробей я.

Спрашивает: – Кто я, Заливаться трелью,

Чижик иль синичка? Если соловей я.

Может, я кукушка, – Если свиристель я,

Не пойму по платью?! Буду свиристеть…

Если я кукушка, Лишь бы солнце грело,

Буду куковать я. Лишь бы песни петь.

Что случилось с яйцом?

Какой птицы этот птенчик? Почему не понятно?

Как вы поняли из стихотворения - что нужно птенцу, чтобы вырасти?

Какую радость подарит птенчик людям, когда вырастет?

Одинаковые ли песни поют птицы?

А как они поют?

Птицы – думающие и чувствующие

существа, как и мы. Они – как и мы, только на своем языке разговаривают, поют песни, даже исполняют танцы друг перед дружкой.

Иногда они ссорятся, иногда печалятся, иногда играют, гоняются друг за дружкой, как дети в школе.

Как и все дети, птенцы очень любопытны, а их родители очень заботливы и переживают за их успехи и неудачи, пока те учатся у взрослых всему, что нужно знать и уметь птице.

Интересно, все ли птицы строят добротные тёплые гнёзда для выведения птенцов?

О какой птице загадана эта загадка?

Раздала матушка всех своих детушек по чужим домам.

Плачет-причитает, деток созывает. (Кукушка)

Завидев кукушку, большинство мелких птиц поднимают шум,

стараясь отогнать её от своего гнезда. (А почему?)

Самоанализ урока окружающего мира в 1 классе.

Основная функция урока создать условия для получения возможности систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой) представления о природных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, осваивать правила экологически грамотного и нравственного поведения в природе. В ходе урока у учащихся формируется мыслительная деятельность (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование)

Тип урока: комбинированный

Цель занятия: познакомить детей с отличительными особенностями внешнего вида птиц (самки и самца), с различными способами постройки гнезд птицами, размером и окраской их яиц.

Для реализации цели мною на урок поставлены следующие задачи:

Задачи урока:

-создать условия для формирования умения характеризовать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста отличительные особенности самки и самца птиц, способ размножения;

-приводить примеры представителей разных групп животных.

●Метапредметные:

1) Познавательные:

-учить осознавать учебно-познавательную задачу;

-способствовать умению наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде аппликации.

2) Регулятивные:

-способствовать умению организовывать свою деятельность, готовить свое место для выполнения практической работы ( аппликации);

- способствовать умению действовать согласно инструкции учителя и рабочей тетради;

-учить адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

3) Коммуникативные:

-развивать умения работать в парах и группах;

-развивать умения обосновывать свою точку зрения.

4) Личностные:

-формировать положительную мотивацию к учению;

-формировать способность к самооценке;

-способствовать развитию навыков безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

● Технология развивающего обучения

● Коммуникативная технология

● Технология сотрудничества

I.этап – Организацизационный момент

Рассмотрим реализацию задач на различных этапах занятия.

Занятие началось с приветствия.

Такой приём развивает положительную мотивацию к обучению, создаёт положительный психологический настрой на урок ( личностные УУД).

II.этап – Постановка проблемы

Перед детьми поставлен вопрос, затем создана проблемная ситуация разделить на две группы перечисленных животных. Такое задание побудило ребят к активной мыслительной деятельности. (познавательные, предметные УУД). Верно найденные ответы активизируют самостоятельность, при этом создаётся ситуация успеха (личностные УУД). Ребята предлагают разные точки зрения, обсуждая задания во время работы в парах (коммуникативные УУД). Осуществляют итоговый контроль готовясь к ответу(регулятивные УУД).

III.этап – Основная часть

Игровая ситуация и загадки, использование КТ на протяжении всего урока, формировали мотивацию к познанию и проявление интереса к учебному материалу (личностные УУД).

В процессе рассматривания иллюстративного материала, сравнивания птиц, выделяя отличительные особенности, дети анализируют материал, выделяют главное, осуществляют мыслительную деятельность, применяют имеющиеся знания в новых условиях, строят высказывания, формулируют вывод (познавательные УУД);

Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия, (регулятивные УУД);

Формируют собственное мнение, контролируют действия партнёра при работе в парах и группах (коммуникативные УУД);

Ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха, формируется способность к самооценке (личностные УУД).

IV.этап- Итог. Рефлексия

Подводя итог урока, обращаю внимание на универсальные действия в целом. Это в свою очередь, способствует осознанию процесса учения ребёнком. В ходе занятия старалась направлять деятельность учащихся на метапредметный уровень. Деятельность учащихся организовала таким образом, что бы большую часть заданий они выполнили в парах и в группах, имели возможность корректировать действия друг друга, исправлять свои и чужие ошибки.

В 1 классе работа в парах и группах только осваивается, видно, что не все ребята легко переступают барьер общения и сотрудничества. Кому – то это даётся легко, а кому- то с трудом. Совместная работа развивает уверенность в своих возможностях, формирует навык сотрудничества (коммуникативные и личностные УУД). В процессе выполнения работы моя роль - наблюдать за группой, за умением детей договориться, прийти к единому мнению, оказать помощь (метапредметные) т.к. в классе есть ребята, которым пока ещё трудно даётся искусство общения в силу личностных особенностей. Я считаю, что все задачи, поставленные мною были реализованы полностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по биологии: Размножение и развитие птиц. Класс делится на 4 группы, урок содержит 6 заданий разделенных на уровни сложности. Для закрепления выполняется Лабораторная работа №10 "Изучение куриного яйца." Урок составлен по требованиям семи модульной технологии образования.

Тема: "Размножение и развитие птиц."

Цель : изучение особенностей размножения, развития птиц и жизнедеятельности птиц в различные сезоны года, подчеркнуть впервые возникшую у птиц связь поколений и значение обучения в повышении выживаемости молодняка.

Обучающая: изучить различие в развитие птиц , установить биологическую роль размножения в жизни птиц, раскрыть особенности образа жизни.

Развивающие: научится сравнивать группы птиц между собой, делать выводы, работать с разными источниками информации.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к жизни птиц,

формирование у учащихся самостоятельности в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в команде.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах, исследовательская работа.

Наглядные материалы: свежие и варенные куриные яйца, рисунки, фотографии, карточки.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны

Знать:

что размножение у птиц происходит на суше;

особенности строения половой системы птиц;

формирование, строение яйца в организме;

типы развития птенцов.

Уметь:

распознавать системы органов птиц на таблицах, рисунках;

выявлять приспособленность организмов к среде обитания;

сравнивать животных основных классов.

I. Организационный момент

Учитель готовит кабинет к уроку, приветствует учащихся, настраивает их на коллаборативную среду, отмечает отсутствующих на уроке, предлагает учащимся сесть по группам методом цветных стикеров. Объявляет тему, цели, план урока.

II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала (входной контроль).

Урок начинается с фронтальной беседы.

Учащимся, предлагается вспомнить, какие приспособления к полету и жизни на суше выработались у птиц:

Тело покрыто перьями;

Передние конечности видоизменены в крылья;

Сросшийся во всех отделах, кроме шейного, позвоночник;

Образование киля – это место прикрепления мышц;

Кости полые, тонкие;

Хорошо развиты грудные – летательные мышцы;

Двойное дыхание, при котором кровь насыщается кислородом на вдохе и выдохе;

Отсутствие челюстей с зубами и наличие легкого рогового клюва;

Постоянная температура тела + 420 о С, зимой она выше на 6 0 -7 00 .

Активны в течение всего года;

Хорошо развиты зрение и слух;

Быстро идет обмен веществ;

Лучше развиты такие системы, как нервная, кровеносная, пищеварительная и т.д.

Задание № 2 1, 2 группа

Определите, к какому классу животных относятся отделы головного мозга, функции которых описаны.

Отдел мозга

Пресмыкающиеся

Птицы

Обонятельные доли

Запах воспринимают с помощью ноздрей и языка

Развиты слабо (кроме киви и падальщиков)

Передний мозг

Хорошо развит, появляются зачатки коры больших полушарий, выработка условных рефлексов

Сильно развит, больше площадь коры больших полушарий, сложные инстинкты.

Развит очень хорошо, точная координация движений

Средний мозг

Хорошо развиты зрительные бугры, совершенное зрение.

3,4 группа

Какие приспособления к полету в строении внутренних органов имеют птицы

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Дыхательная система

Усложнение: появление ( вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4 – камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Нервная система

Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение.

Органы выделения

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

Все эти черты дают нам основание сделать вывод, что в процессе эволюции птицы достигли более высокого уровня организации по сравнению с пресмыкающимися.

Повторить учебный материал об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц.

Получить представление об особенностях строения половой системы птиц, формировании, строения яйца птиц, развитием зародыша и типами развития птенцов.

Научиться работать с предложенным учителем материалом. Объективно оценивать свои знания.

III. Изучение нового материала

Коллективная форма работы (межгрупповая) по заданиям. Каждая группа, получив индивидуальное задание, решает общую проблему через изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно добывают новые знания. В группе идет разделение труда между учащимися для решения поставленной задачи, готовится выступление с обязательным выводом. Учащиеся делают записи в тетрадях.

Проблема: Найти черты приспособления птиц к полету и жизни на суше.

Цель: Изучить размножение и развитие птиц по плану:

строения половой системы птиц;

строение яйца птиц;

формирование яйца в организме птиц;

развитие зародыша в яйце;

типы развития птенцов.

Задание для I группы

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какое строение имеет половая система самки и самца птицы.

Кто осуществляет насиживание?

Как долго длится насиживание?

Из скольких яиц может состоять кладка, чем это определяется?

Задание для II группы

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Каких птиц называют птенцовыми или гнездовыми? Приведите примеры.

Каких птиц называют выводковыми? Приведите примеры.

Найдите черты приспособленности птиц к лучшей выживаемости.

Как родители заботятся о каждой из этих групп?

Как долго протекает процесс развития у птенцовых и выводковых птенцов?

Задание для III группы

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какое строение имеет яйцевод птицы?

Охарактеризуйте этапы формирования яйца в организм птицы

Найдите приспособления к полету у птиц при формировании яйца.

Сколько яиц может формироваться одновременно яйцеводе птицы?

Задание для IV группы

Внимательно рассмотрите рисунки.

Подготовьте ответ к поставленным вопросам:

Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?

Чем зародыш птицы напоминает зародыш рыб и пресмыкающихся?

Какие особенности развития зародыша связаны с приспособлением к жизни на суше?

Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце?

Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы, чем с развивающимся в нем птенцом. С чем это связано?

1. Чем существенно различается размножение птиц и рептилий? (Птицы проявляют заботу о потомстве, что повышает выживаемость молодняка и уменьшает расход энергии на продуцирование большого количества яиц.)

2. Чем полезны контакты между родителями и птенцами? (Передачей индивидуального опыта родителей потомкам.)

3. Какие правила поведения в природе следует соблюдать во время гнездования птиц? (Не допускать их беспокойства и разорения гнезд, помогать птицам, развешивая искусственные гнездовья.)

4.Дана информация: “В период размножения у птиц на нижней части тела появляются особые наседные пятна. В этих местах пух частично выпадает, подкожный жир исчезает, а приток крови к коже усиливается. Поэтому она становится особенно тёплой. Садясь на гнездо, птица раздвигает брюшные перья, чтобы яйца могли соприкасаться с кожей наседных пятен”.

Какую проблему для этих птиц решают особые наседные пятна?

1 группа: раскройте понятие годовой цикл птиц.

2 группа: раскройте понятие половой диморфизм птиц.

3 группа: раскройте понятие ритуальное поведение птиц.

4 группа: раскройте понятие половой гнездостроение.

V. Подведение итогов.

1. Птицы размножаются на суше с помощью относительно крупных яиц, богатых желтком и покрыты рядом оболочек;

2. Для развития зародыша в яйце необходимы питательные вещества;

3. Сходство в размножении и развитии птиц и пресмыкающихся свидетельствует о родстве позвоночных этих классов;

4. Размножение птиц более совершенно, чем у изученных ранее позвоночных. Благодаря этому особи успешно и быстро приспосабливаются к изменившимся условиям обитания.

VI. Рефлексия (работа с учителем).

1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Достигли ли вы заданных целей?
3. Что понравилось при изучении нового материала?
4. Что мешало достижению целей?
5. Можно ли сказать, что на уроке вы чувствовали себя уверенно?
6. Выставите полученные оценки за урок себе в дневник и подготовьте для подписи.

Запишите домашнее задание: параграф № 53 , Ответить на вопросы. Выполнить задание в рабочих тетрадях

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные результаты:

научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

планирование: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Контроль и самоконтроль:

сравнивать свой способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

Саморегуляция:

осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач;

Познавательные результаты

Общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

осуществлять смысловое чтение;

знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида;

определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Взаимодействия:

строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные результаты

Самоопределение:

Осознать необходимость саморазвития;

Нравственно- этическая ориентация:

Проявлять уважительное отношение к иному мнению;

Осознать важность чувства любви к родной природе.

Структура (план) урока:

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Физкультминутка для глаз.

Создание новой проблемной ситуации

Изучение нового материала.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 1)

Цель: Проверка готовности учащихся, организовать направленное внимание на начало урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и задач урока.

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Разгадайте ребусы, чтобы узнать нашу тему урока.(работа в парах на ПК)

- Сформулируйте, о чем мы будем вести сегодня разговор. (о птицах)

- Наблюдать за нашей работой будет МУДРЫЙ ВОРОН. Он будет давать жетончики за ответы, а в конце урока мы подведём итоги.

- Чего мы ещё не знаем о птицах? (слайд 2)

Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслись голоса из леса:

Готовы, готовы, готовы…

А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит- что делать станете?

Мы, перелетные, в теплые края улетим!

Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

Вторым делом, - Ворон кричит,- осень листья с деревьев сдирать начнет!

Пусть сдирает!- откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!

Третьим делом, - не унимается Ворон,- осень последних насекомых морозцем прищелкнет!

-А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

(дети формулируют цели и задачи урока)

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ. (слайд 3)

Цель: активизация знаний, опорных понятий у учащихся, необходимых для восприятия нового материала учащимися;

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

Микроитог: Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Приблизительно 100 миллиардов. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (чучело птиц)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: формирование представлений о перелётных, зимующих и оседлых птицах.

(выступление детей) (слайд 4)

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Что значит перелётные птицы?

- Назовите перелётных птиц. (жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка)

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Каких вы знаете оседлых птиц? (ворона, воробей, щегол, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка)

Прилетели на зимовку яркие к нам птички.

Среди них узнали мы: свиристель, синичку.

икроитог: На доске появляется схема:

V. Физкультминутка.

Цель: снять статическое напряжение со спины, ног, рук.

VI. Первичная проверка понимания

Цель: обобщить информацию о перелётных и зимующих птицах, формировать способность к работе с учебником.

- Почему же одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?

- Могут ли они найти корм в холодное время года?

- Чем птички питаются, когда выпадает снег?

- Оседлые и зимующие птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Им трудно добывать семена из-под снега. Вот здесь и нужна наша помощь. (фото изготовленных кормушек)

(выступление ученика)

Им не будет страшен

Вы друзьям своим!

Ведь зимой без помощи

Очень трудно им!

2. Работа по учебнику с. 9

- Каких птиц можно встретить зимой? Есть ли среди них снегири, дятлы, ласточки, лебеди?

Физкультминутка для глаз

Создание новой проблемной ситуации

Цель: активизация знаний учащихся необходимых для изучения нового материала.

- Что умеет делать клюв?

Изучение нового материала.

Цель: сформировать представление о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Работа по учебнику с. 10

Микроитог: У птиц клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

Работа в тетрадях с.44 задание №1

Первичное закрепление знаний.

Цель: обобщить информацию о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Работа по карточкам, самопроверка по слайду:

Цель: анализ успешности усвоенного материала и контроль за результатами деятельности учащихся.

- Ребята, вспомните, какие вопросы мы должны были рассмотреть?

1. Научиться называть птиц, обитающих в зимнем лесу.

2. Рассмотреть способы питания птиц.

3. Определять голоса зимующих птиц.

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, какие птицы нас окружают?

Домашнее задание

Цель: закрепить знания.

Найти интересные сведения о птицах.

Прочитать рассказы о птицах.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Читайте также: