Конспект урока 11 класс африка

Обновлено: 03.07.2024

Цель: создание условий для положительной мотивации изучения географии через демонстрацию результатов самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи: 1. Организовать работу групп учащихся по демонстрации результатов самостоятельной деятельности.

2. Обеспечить толерантное отношение и уважение к выступающим и их оппонентам.

3. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.

4. Способствовать развитию умения публичного выступления.

Оборудование: мультимедийная установка, слайд-альбом, иллюстрирующий этапы урока, настенная карта Африки, оценочные листы.

На экране демонстрируется слайд-альбом с уникальными природными объектами Африки.

Самое жаркое место на Земле…..(г. Триполи)

Самая длинная река…….(Нил)

Самая большая область пустынь………..(Сахара)

Самая большая область высокотравных равнин…..(саванны)

Самые крупные в мире животные…….(слоны, носороги, бегемоты и т.д.)

Самые высокие люди…..(нилоты, тутси, хими)

Самые маленькие люди…..(пигмеи)

Самая крупная на суше система тектонических разломов…..(Восточно-африканская)

Самое крупное месторождение в мире….(алмазов)

Самое тучное дерево, не имеющее годичных колец……….(баобаб)

- Я вижу вы большие знатоки, и поможете мне разобраться в некоторых вопросах.

Напоминаю, что у тебя имеется 5 минут, для того чтобы осветить суть всей проблемы, и еще 2 минуты, чтобы ответить на наши вопросы. Всех остальных я прошу справедливо подойти к оценке выступления (оценочные листы на ваших столах) и приготовить политологу вопросы по заданной теме.

Первый ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих разнообразие и богатство природных ресурсов Африки.

Учитель: готовясь к уроку, я обратила внимание, что Африка – богатейший регион в мире по обеспеченности многими природными ресурсами. Вот некоторые факты.

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

На экране показ слайдов, иллюстрирующих многообразие этносов и культур народов Африки.

На экране показ слайдов иллюстрирующих особенности хозяйственной деятельности в регионе, главные экономические объекты, экспортную продукцию и гербы государств.

Ученик представляет результаты своей работы. Остальные задают вопросы, заполняют оценочные листы.

Учитель: Наш урок заканчивается. Наступает этап подведения итогов. Какие оценки получите вы, мы узнаем сейчас, посмотрев в оценочные листы.

На основе суммирования данных оценочных листов определяется рейтинг представленных работ. Конечную оценку выставляет учитель.

Подведение итогов и рефлексия:

- Вспомните цели и задачи которые были определены на этапе планирования работы. Удалось ли их выполнить?

- Какую роль лично вы сыграли в достижении этих задач?

- Как работа над исследованием способствовала вашему интеллектуальному росту? Какие знания и умения пригодятся вам в будущем?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок №11 ___________________

Тема урока: Общая характеристика Африки

Цель урока: обучающая –

изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

выяснить историю развития стран Африки,

оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения иуровень развития Африканского континента ;

развивающая –

развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

отрабатывать умение решать проблемные задачи,

формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, карта минеральных ресурсов, видеоролик, презентация, компьютер, проектор, экран

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Не знаешь – узнай,

Ты сможешь – дерзай,

Не бойся тропы отвесной!

Чтоб жизнь твоя стала песней!

II . Актуализация знаний и определение темы урока.

Учитель: мы уже изучили 2 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию и Австралию)

- Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент. И вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр видеофрагмента) (предполагаемый ответ: мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: общая характеристика Африки).

- Что вам известно из 7 класса об Африке? (произвольные ответы учащихся)

Учитель: вспомните 10 центров мирового хозяйства (Тема 4 П.3 в учебниках по ФГОС- страница 115)

Ответ уч-ся: Зарубежная Европа, Северная Америка, СНГ, Япония, Китай, Индия, Мексика, Бразилия, страны Персидского залива , страны НИС (перечисляют)

Есть ли такой центр в Африке?

- Учитель: итак, в Африке нет ни одного центра мирового хозяйства. Какой напрашивается вывод?

предполагаемый ответ учащихся - вывод: в Африке нет развитых стран или центров, значит все страны Африки (кроме ЮАР) развивающиеся. По всем показателям Африка заметно отстаёт от других крупных регионов и это отставание даже возрастает.

моделирование проблемной ситуации.

Учитель: обозначьте проблему, которая напрашивается из вывода (ответы учащихся)

Проблемный вопрос: почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира?

Африка - это самый отсталый регион и по настоящее время. Попробуем найти причины отставания.

Учитель: чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона, то есть, что мы должны выяснить о регионе Африка? (корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала)

Исходя из плана, сформулируйте цели и задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 5 (фон)

Цифры вывешиваются на доске

1.Общие черты

1) регион Африка и материк Африка + прилегающие острова – по площади занимает 1 место (30,3 млн.км 2 , для сравнения Азия 27,7 млн.км 2 , Европа – 5,4 млн. км 2 ) и 2 место по численности населения (1млрд. человек в 2010г, после Азии 4,1 млрд.чел).

Задание у доски для 2 человек: определить протяженность Африки с помощью градусной сетки в километрах. Ответ: протяжённость: с-ю примерно 8 тыс. км, з-в примерно 7,5 тыс.км

2) По каким критериям эти страны могут различаться между собой

(предполагаемый ответ: по площади, по численности и т.д.).

1 вариант; 3 самые большие страны по площади (ответ: Алжир, ДР Конго, Судан)

2 вариант: 3 самые большие страны по численности (ответ: Нигерия, Египет, Эфиопия)

Дополнительно: Алжир и ДР Конго входят в 10 стран – лидеров по площади

А площадь Египта, ЮАР, Алжира, Эфиопии в 2,5 раза больше S Франции (самого большого европейского государства)

2) Общее количество государств в Африке (информация у каждого на парте)

– 55 суверенных (с островами) государств,

- 10 владений (или зависимых территорий):

- о. Св.Елены, Вознесения и Тристан – де - Кунья (Великобритания)

- Британская Территория в Индийском Океане (архипелаг Чагос, метрополия Британия)

- Майотта (Франция) - Реюньон (Франция) - острова Эпарсе (Франция)

- Французские Южные Территории (Франция)

- Сеута и Мелилья (анклавы в Марокко, метрополия Испания)

- Канарские острова (Испания) - Мадейра (Португалия) - Азорские острова (Португалия)

- 3 самопровозглашенных непризнанных государства на месте государства Сомали: в северной части Сомалиленд, в восточной части – Паунтленд, в центральной части - Галмудуг

3) Характеристика ЭГП и ПГП Африки.

Б) Главные черты ЭГП (работа с планом описания).

Учитель: перед вами план характеристики ЭГП. Подумайте, какими чертами характеризуется ЭГП Африки (ответы учащихся).

Учитель: Выслушивая мнения учеников, конкретизирует ответы

1) Близость к Зарубежным Европе и Азии.

2) Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (через Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции.

5) Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

6) страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега , удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры)

7) особенности государственные границы (по ДТ- 1 стр. 298) – условны.

40% границ – не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами

8) Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

Учитель выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся: в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства

В) ПГП: работа с визитной карточкой учебника: все государства Р, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

РАЗВЕСИТЬ КАРТОЧКИ (запись в тетради расшифровок)

АфБР - Африканский банк развития

ВАС – Восточно-африканское сообщество

ЭКОЗАГ – экономическое сообщество западно-африканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ – организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году) , оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

4. Природные условия и ресурсы (составление таблицы и самостоятельная работа детей).

1 пара – изучает минеральные ресурсы (работа с текстом стр. 287, приложение таблица 3, 4, 5 стр.403, дополнительный текст 2 стр.298)

2 пара – земельные ресурсы (работа с текстом стр.287, таблица 6 стр.404, атлас)

3 пара – агроклиматические ресурсы (работа с текстом стр.287)

4 пара – лесные ресурсы (работа с текстом стр.287, приложение таблица 8 стр.405)

5 пара – гидроэнергетические ресурсы (работа с текстом, приложение таблица 7, дополнительный текст 3 стр.298).

6 пара – водные ресурсы

7 пара – рекреационный ресурсы

Минеральные ресурсы. Африка занимает 1 место по запасам марганцевых, хромитовых, алюминиевых руд, золота, серебра, платины и фосфоритов.

Всё сырьё добывается почти открытым способом. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки - это ЮАР. В ней есть все полезные ископаемые, за искл. нефти, природного газа, бокситов. Особенно велики запасы платины, золота, алмазов

Первый алмаз в Южной Африке был найден в 1869г. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию которого коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое – не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2г или 1 карату, на каждые 3т кимберлитов.

Земельные ресурсы – на 1 человека в Африке больше, чем в ю-в Азии, но обрабатывается всего 1/5 площади. Земли быстро деградирует.

1/3 – всей засушливой земли ми в Африке

2/5 земли подвергается опустыниванию.

Ресурсов тепла в изобилии, известно, что Африка – самый жаркий материк, т.к. пересекается экватором и тропиками, и расположена в основном в экваториальных и тропических широтах.

Водных ресурсов недостаточно во всех широтах, кроме экваториальных, Крупные реки Конго, Нил и др. размещены неравномерно по территории. Искусственное орошение составляет 4-5% земель. В экваториальном поясе наоборот избыток увлажнения.

Река Конго богата гидроэнергией. Её падение – 275 метров, в нижнем течении 32 водопада. Здесь можно построить ГЭС мощностью 80млн. кВт = мощности всех ГЭС США.

По площади лесов уступает Африка Латинской Америке, но показатель лесистости ещё ниже.

Рекреационными ресурсами обеспечена: пирамиды, национальные парки, природа

Вывод: природные ресурсы есть, но размещены неравномерно по территории материка.

3. Население Африки (работа со статистическим материалом)

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу: изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Состав населения

3 ряд Размещение населения

Численность населения на 2010г 1 млрд.чел. Воспроизводство населения характеризуется следующими чертами.

Рождаемость очень высокая (Нигер, Чад, Ангола, Сомали, Мали с Р=45-50 чел/на 1000 жителей); Кения 42 чел/на 1000 жителей

Лозунг: «Не иметь денег – беда,

Смертность и заболеваемость высокие, низкая продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин -56 года, у мужчин -54 год,

ЕП (стр 63, карта) 37-15=22 – высокий не смотря на высокую смертность. Страны – 2 типа воспроизводства

Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км 2 , это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км 2 , а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте на стр.77, крупные агломерации (стр.76)

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Учитель: Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

3)Деколонизация и образование новых независимых государств.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной – они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

В чем особенность развития страны – колонии?

Мы изучили все пункты нашего плана (показать план), и теперь вспомните, какую проблему мы обозначили в начале урока. Объясните, какая же главная причина отсталости региона?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы?

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы намеченной цели?

IV . Задание на дом

Тема 8 П.1 стр. 286-290 до хозяйства.

по желанию: составить кроссворд

V . Закрепление изученного материала.

Выполнение тестовых заданий (7 вопросов), предлагаемых на экране в виде слайдов

VI . Этап подведения итогов занятия

Учитель: скажите, помог ли вам сегодняшний урок приобрести новые знания, вспомнить знания, полученные в 7 классе? (ответы учащихся)

VII . Этап рефлексии.

Можете ли высказать, что на каком-то этапе вы летали? Или может быть, наоборот, чувствовали себя неуверенно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует всем стандартам ФГОС.На уроке применяются новые пед. технологии.

Тема урока: Общая характеристика Африки. Учитель географии высшей квалификационной категории.

Цель урока:

изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

выяснить историю развития стран Африки,

оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения и уровень развития Африканского континента;

развивающая –

развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

отрабатывать умение решать проблемные задачи,

формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Оборудование: политическая карта мира, атлас, политическая карта Африки, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

II. Актуализация знаний и определение темы урока.

Учитель: мы уже изучили 4 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Северную Америку, Латинскую Америку.)

- Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, и вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр фрагмента)

1.Это регион, расположен к югу от Средиземного и Красного морей. С уникальной по красоте природой и уникальными видами животных.

2. По просторам региона протекает одна из величайших рек в мире. Даже сегодня, во время технического прогресса, она поражает своей красотой и величием.

3. Заснеженные вершины вулканов сияют своим великолепием прямо перед экватором.

4. Регион считают местом появления человека, здесь же нашли остатки по предположениям первого человека.

5. Центр работорговли и колониальной зависимости XV-XIX веков.

6. По сей день является самым отсталым регионом мира?

(мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: Общая характеристика Африки).

III.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 23, 24. Р/Т стр. все задания.

Дополнительное задание по желанию. Составить кроссворд по теме урока.

VI.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1.ЭГПи ПГП Африки.

2.Природно-ресурсный потенциал региона.

4.Хозяйство региона - изучить самостоятельно

Учитель: Исходя из плана урока сформулируйте цели и задачи урока.

Цель: изучить экономико-географические особенности африканского региона.

Задачи:

1. Ознакомиться с особенностями ЭГП и ПГП Африки.

2. Дать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.

3. Изучение населения и хозяйства региона.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника § 23, карты атласа.

Площадь материка- S =_____________________________;

Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________

На территории региона____________________государств;

Монархии: 1. ________________________________________;

Остальные государства республики(какие?) _________________________.

По форме территориального устройства:

Задание №2 Карта урока.

Особенности ЭГП Африки. Учитель организует работу в парах.

Используя план, текст учебника § 23 и географические карты атласа, дайте оценку географического положения Африки. Ответы запишите в таблицу.

1.Положение по отношению к соседним регионам.

2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.

3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.

5.Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Особенности ЭГП

Оценка для развития экономики

Дополнения учителя

- Страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега, удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры) Чад, Замбия, Ботсвана и тд.

- Особенности государственных границ - условны.

40% границ - не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами.

- Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

Учитель: выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся: в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства.

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

Дополнение учителя.

В) ПГП: все государства Республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

Дополнительная информация в карте урока

АфБР - Африканский банк развития

ВАС - Восточноафриканское сообщество.

ЭКОЗАГ - экономическое сообщество западноафриканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ - организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

2.Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Учитель: Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайды):

-Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов.

Работу выполним в карте урока.

Используя карты атласа, проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.

Страны, бедные минеральным сырьем.

Какими ещё ресурсами богата Африка? Перечислите.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Вам на работу 3 минуты.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона .

Объяснение учителя:

Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2,это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Мы выяснили особенности населения региона.

Задание №4 Закрепление.

Вставьте вместо многоточий слова характеризующие особенности населения Африки.

Для населения Африки характерны:

Самые ……. …………………показатели и темпы воспроизводства,

Самая …………………. доля детей,

Самый ……………………… этнический состав,

Самый ……………………… уровень урбанизации,

Самые …………………………темпы урбанизации,

Самый ……………………… уровень грамотности и продолжительности жизни в сравнении с другими регионами мира.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке.

-Какой вывод можно сделать?

-Какая главная причина отсталости региона?

Итог урока: -Какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока?

Как вы считаете мы их выполнили?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

3) Деколонизация и образование новых независимых государств.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной - они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

Онлайн-книги

При подготовке к итоговому уроку по теме "Африка" и написании поурочного плана столкнулась с проблемой отсутствия подобного материала в Интернете. Выполнив его самостоятельно, надеюсь, что помогу другим учителям географии, которым он необходим.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

1. ФИО – Великосвят Елена Леонидовна

2. Место работы – МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска

3. Должность – учитель

4. Предмет – география

5. Класс – 11

Развиавющие, воспитательные

– формирование навыков и умений работать с картой;

- развитие информационной культуры, пользование ПК;

- работать с тестом;

- конструировать и решать проблемные задачи, делать выводы;

- закрепление общеучебных компетентностей: сравнивать и обобщать, слушать, оформлять в виде единого ответа.

Тип урока : повторительно-обобщающий с элементами практической работы.

Формы организации деятельности :

учащихся – самостоятельная индивидуальная работа;

учителя – мотивация деятельности школьников, управление процессом обучения, консультирование и коррекция.

Читайте также: