Конспект традиционного урока в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики

Обучение математике по традиционной программе

"Математика для 1 класса" в 2 частях. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. А также к учебнику идёт тетрадь по математике 1,2.

Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова. Русская азбука для 1 класса. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. - учебник, коренным образом обновленный и отвечающий требованиям концепции "Школа России", демонстрирует как можно вести развивающее обучение в рамках традиционной школьной программы.

Рассмотрим пример работы с этим учебником.

Закрепление случаев вычитания вида: 6 - 0, 7 - 0, 8 - 0, 9 - 0, 10 - 0

1. Закрепление приема вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, умения находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.

2. Умение решать задачи на нахождение суммы и остатка. Умение пользоваться линейкой.

3. Развитие памяти, внимания, мышления.

4. Воспитание чувства дружбы, ответственности.

Оборудование: Дидактический материал. Солнечная система, портрет Ю.А. Гагарина, космонавт, карточки с круговыми примерами. Слоговые таблицы.

Сегодня на уроке мы будем закреплять решение всех видов примеров на вычитание в пределах 10.

Но урок пройдет в необычной форме: мы совершим путешествие в космос.

Давайте начнем подготовку к путешествию. Космонавты обязательно надевают скафандры, и мы тоже должны надеть снаряжение.

II. Для этого каждый из вас должен по очереди выбегать к столу, брать шлем, называть пример и давать правильный ответ. Если вы правильно решили пример, забираете шлем и бежите на место - снаряжение у вас есть.

III. А сейчас нам нужно средство передвижения.

На чем мы можем путешествовать? (Ответы детей).

С аэродрома взлетели в небо 5 самолетов, а потом еще 2. Сколько всего самолетов взлетело?

Что означает число 5?

Что означает число 2?

Чтобы узнать, сколько всего самолетов взлетело, при помощи какого действия будем решать?

На наборном полотне при помощи цифр выставить решение.

Назовите полностью ответ.

Итак, на чем мы полетим?

IV. Сейчас мы должны дать название нашей ракете. Давайте разгадаем ребус.

Как называется наша ракета?

На космическом корабле "Восток" Ю.А. Гагарин впервые облетел Землю.

И мы сегодня отправляемся в полет.

V. Приготовились, надели "скафандры". Начинаем отсчет.

Считать будем с 2 до 10 и обратно, считая через 1.

2, 4, 6, 8, 10, 10, 8, 6, 4, 2, 0.

Пуск. (звучит музыка).

VI. Мы в космосе.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки поднимитесь,

А потом - руки вниз.

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь.

(1,2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты", 3,4 - основная стойка).

Первая планета на нашем пути "Марс" - ее называют Красной планетой, т.к она состоит из красного камня. Напоминает своим цветом огонь и кровь, получила название в честь древнеримского бога войны. Эта планета в 2 раза меньше Земли.

Мы не можем к ней подлететь. Нас не пускают марсиане. Мы должны внимательно посмотреть и сказать, чем отличаются и чем похожи лица.

VIII. Когда приезжают гости, то всегда приносят подарки. И мы марсианам подарим подарки, но не простые, а математические бусы. Чтобы подарить, прежде мы должны вставить пропущенные цифры.

(Повторение состава чисел)

10 - это сколько? 7 - это сколько?

9 - это сколько? 6 - это сколько?

Чтобы полететь на следующую планету и чтобы нам больше никто не мешал, берем с собой проводника. Это космонавт.

Он предлагает полететь на планету "Юпитер" - Это самая большая планета Солнечной системы. Она названа в честь главного римского бога, царя богов. Она состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей.

Что мы видим на пути?

Игра на внимание.

Тучка. Она у нас тоже не простая, а математическая. Посмотрите, рядом - звезды.

Посчитайте, сколько всего звезд.

Закрыли глаза. Что изменилось? (звезд 8). Как получилось?

Тучка закрыла еще 3 звезды. Сколько звезд? (5)

Возьмите слоговые таблицы.

Вместо цифр поставьте букву или слог.

Как называется планета?

"Сатурн" назван в честь одного из древнеримских богов, покровителей земледелия. Планета, как и Юпитер, состоит из газов и жидкостей и не имеет твердых поверхностей. Она имеет огромное кольцо, чем и отличается от других планет. Это кольцо состоит из кусков льда и камня.

XI. Космонавт приглашает нас дальше на планету "Уран". Планета получила свое название в честь древнейшего греческого божества, олицетворявшего небо. Она состоит из газов и на ней темно и холодно, она далеко от солнца.

На этой планете мы будем работать в тетрадях.

Решим задачу № 6 стр.37 (М.И. Моро. Математика 1 класс, часть 2)

Часть ребят решают задачу при помощи краткой записи.

Как узнать, сколько осталось?

Решение запишите в тетрадь.

Руки ставим все в разлет:

Мах крылом туда - сюда.

Делай раз и делай два.

XII. Отправимся с космонавтом дальше. На планету "Нептун". Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Она состоит из газов. Планета далеко от солнца, на ней темно и холодно.

Туда мы полетим на летающих тарелках. Чтобы полететь, мы должны выложить летающую тарелку, решив круговые примеры (проверить).

XIII. И последняя планета, где мы сегодня побываем - это "Плутон". Эта планета была обнаружена в 1930 году. Это самая маленькая и самая отдаленная планета. Она названа в честь греческого божества, владыки подземного мира.

Но чтобы побывать на ней, космонавт предлагает еще одно испытание.

У нас на столе лежат три полоски. Измерить длину самой длиной, средней и короткой.

На сколько см. самая короткая меньше средней? - Как узнали?

Космонавт прощается с нами, мы возвращаемся, а куда мы приземлимся, узнаем после того, как решим примеры.

XIV. Возвращаться будем с помощью парашютов.

Ребенок, который опускается на парашюте на ответ, снимает кружок, под ним и открывает букву. Решив последний пример, дети читают слово.

ЗЕМЛЯ - это наша планета, она пока единственная, на которой есть вода и жизнь.

Куда мы приземлились?

Что узнали нового на уроке?

А кто нам помогал в путешествии?

Проанализируем даны урок.

Содержание урока отвечает заявленным целям и задачам. В процессе урока дети действительно закрепляют приемы вычитания, основанного на связи между вычитанием и сложением, научаются находить результат вычитания в опоре на знание состава чисел.

Тем не менее, урок начинается сразу с примеров на вычитание (возможно, это такая форма проверки домашнего задания), а следовало бы повторить знание состава числа. Это позволило бы уровнять возможности учеников разного уровня развития. И только потом проверять домашнее задание (или повторять пройденный материал).

При этом приемы вычитания проверяются в ускоренном темпе, что не способствует осмыслению мыслительных операций, а направлено, скорее всего, на механическое запоминание результатов вычитания (что, собственно, и согласуется с традиционной системой обучения - опора на запоминание).

Навыки счета повторяются только ближе к середине урока, поэтому непонятно предназначение этого упражнения - такой "откат" к более простым математическим навыкам логически неоправдан.

Заявленное в целях умение решать задачи на нахождение суммы и остатка формируется в процессе урока дидактически правильно. Действительно, все примеры на нахождение суммы и остатка и их подача дидактически выверены.

Умение пользоваться линейкой в процессе урока никак не отражено.

Хорошо продумано развитие внимания в процессе урока. Много упражнений на внимание, и сам темп урока заставляет учащихся постоянно быть "в тонусе". Упражнений на развитие памяти в содержании урока не обнаружила. "Пассажи" о названии планет и древнегреческих богах лишние в процессе урока. Они мало информативны (а информация - главное, что может заинтересовать ребенка в этом возрасте), но могут отвлекать ребенка от отработки математических навыков. Подобные рассказы были бы полезны в качестве отдыха для ребенка в напряженном, очень быстром по темпу ритме урока. Такое переключение с одного вида деятельности (математика) на другой (познавательные процессы) были полезны детям, но для этого рассказ о планетах (или древнегреческих богах) должен быть более развернутым и содержать какую-то "изюминку" - например, краткий пересказ мифа о том или ином боге. Длительность урока не позволяет сделать этого во всех случаях, но возможно сделать это для одной планеты.

Подобный рассказ явился бы и упражнением на развитие памяти, поскольку других упражнений в ходе урока не выявлено, несмотря на заявленность этого в целях урока (механическое запоминание - это не развитие памяти).

То же самое относится и к развитию мышления: данных упражнений в данном уроке нет.

Воспитательные цели - воспитание чувства дружбы, ответственности - присутствует, хотя и весьма поверхностно.

Таким образом, данные урок соответствует дидактическим принципам традиционной системы обучения.

К концу урока я научусь самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле и, возможно, смогу научить других разбирать слова по составу. (Цель сформулирована через деятельность учащихся и продукт деятельности.)

Тип урока: обобщение.

Оборудование: оформление доски, отдельные таблички с морфемами


словами ( землю, красит, солнышко, человека, труд ), тесты, индивидуальные магнитные доски.

Ход урока

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

Андрей Т.: Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

Кристина: Я хочу, чтобы у каждого все получилось.

Максим: Хочу, чтобы все были внимательными, слушали учителя, ребят-одноклассников.

Алеша: Ребята, я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас все получится! А сейчас, откройте тетради, от последней работы вниз отступите две строки, на третьей поставьте точку, запишите дату и вид работы. Рассмотрите карточки. Карточки:


Саша: Это части слова.

Люба: Я согласна с Сашей, но хочу уточнить какие части слова вижу. Это корень, суффикс, окончание.

Какое задание можно придумать?

Нигяр: Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.

Ребята, вам нравится это задание? Давайте его выполним. Какие слова у вас получились?

Слава: Солнышко, это слово я составил, используя корень солн-, суффикс -ышк- , окончание -о .

Настя: Красит, корень крас- , окончание -ит.

Андрей Б: Человека, окончание -а , корень -человек-.

Костя: Я составил из корня -земл- и окончания -ю слово землю.

Андрей Т.: А я составил слово труда с помощью корня труд- и окончания -а.


Андрей Турч.: Я думаю, с этим корнем -труд- лучше употребить , потому что, взяв окончание -а , Андрей нарушает состав слова человека.

(Один ученик составляет слова у доски).

У. Какое задание можете еще предложить?

Антон: Я предлагаю из слов составить предложение.

У. Какое предложение получилось?

Максим: Землю красит солнышко, человека — труд.

(Учитель, двигая карточки со словами, составляет предложение на доске.)

У. Что можете рассказать о предложении?

Кристина: Это пословица.

Алеша: По цели высказывания – это предложение повестовательное, а по интонации – невосклицательное.

Люба: На доске нужно правильно оформить предложение. Первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения поставим точку.

У. Спасибо за ответы, я хочу добавить еще в это предложение знаки ( , - ) Ребята, чему учит пословица?

Никита: Я понимаю смысл этой пословицы так: человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. На восходе солнца все становится ярче, приобретает различные оттенки.

Костя: Я хочу пример привести. Когда мы говорим добрые слова, вежливы по отношению друг к другу, помогаем, о нас можно сказать, что мы украшаем себя добрыми делами и поступками, с нами хотят общаться.

Алена: Я согласна с Костей, хочу свой пример привести. Аккуратно выполненная поделка тоже может красить человека. О таком человеке говорят, что он трудолюбивый, аккуратный, усидчивый.

У. Ребята, спасибо за такие полные ответы. Я хочу, чтобы ваша работа на уроке (полные, грамотные ответы) вас тоже украшала, как землю солнышко.

I. Постановка целей и задач.

Ребята, посмотрите еще раз на карточки и обозначьте тему урока.

Настя: Тема нашего урока – состав слова.

(Учитель открывает тему урока на доске).

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Слава: Повторим все, что знаем о частях слова.

Андрей Б.: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

Нигяр: Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.

Алеша: Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.

Саша: Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу, либо с опорой, либо без – на информационное поле. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.

II. Актуализация прежних знаний

Учебное задание 1. Беседа по теории состав слова.

Хорошо. А что мы должны знать по теме урока?

Матвей: Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Настя: В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Никита: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Ребята, оцените свои теоретические знания.

(Учащиеся на магнитных досках показывают прогностическую оценку своим теоретическим знаниям по следующим критериям:

“+” — знаю, “?” — сомневаюсь, “-” — не знаю. Магнитная доска у учащихся выглядит следующим образом:


Условные обозначения т.— теоретические знания, п. — практика. На первой строке дети заполняют прогностическую оценку, а на второй — ретроспективную.

Спасибо. Я вижу, что большая часть ребят теоретические вопросы знает. Давайте теперь проверим свои теоретические знания, а также разрешим сомнения ребят, которые не разделили прогностические оценки большинства. И так, что такое окончание?

Максим: Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Люба: Основа — это часть изменяемого слова без окончания.

Что такое корень?

Женя: Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.

Андрей Б.: Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

А что такое суффикс?

Андрей Т.: Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Молодцы! А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу?

Алеша: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова, будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.

Ребята, у вас есть дополнения к ответу Алеши? Хорошо, порядок разбора слов по составу мы замечательно знаем. А как же правильно выделить из слова его составные части?

Кристина: Чтобы правильно выделить окончание, нужно изменить форму слова, для этого можно использовать слова-помощники: есть, нет, вижу, говорить о и другие. Например, выделю окончание в слове фея: есть фея, нет феи, вижу фею, говорю о фее. В слове фея окончание -я.

Люба: Я хочу ответ Кристины дополнить, форму слова можно изменить не только используя слова-помощники, но и с помощью числа. Например, выделю окончание в слове зима: это слово употребили в единственном числе, форма множественного числа будет выглядеть так: зимы. Итак, в слове зима окончание -а.

Антон: Чтобы правильно выделить в слове основу, нужно правильно выделить окончание, потому что основа – это вся часть изменяемого слова без окончания. Для своего примера я возьму слово Кристины фея. В этом слове окончание -я, основа фе[ j], то есть все слово без окончания.

Как правильно выделить корень в слове?

Настя: Чтобы правильно выделить в слове корень, нужно подобрать цепочку родственных слов. Ребята, лучше, если эти слова будут с разными приставками или без приставок. Например, выделю корень в слове заварка, для этого подберу цепочку родственных слов: варю, повар, вареный. Общая часть этих слов -вар- . Эти слова однокоренные слову заварка, поэтому в слове заварка корень -вар-.

Никита: Для того, чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно выделить в слове корень, так как приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. А еще можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставок. Например, найдем приставку в слове подарок, для этого подберем родственные слова, чтобы выделить корень: дар, одаривать, бездарный. Общая часть этих слов -дар-, значит и в слове подарок корень -дар- , а приставка: по- , потому что стоит перед корнем.

Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове?

Матвей: Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс.

Нигяр: Я согласна с мнением Матвея и хочу привести свой пример. Я разберу по составу слово моряк: первое — выделю окончание, для этого изменю форму слова. Есть моряк, нет моряка, даю моряку, вижу моряка. В слове моряк нулевое окончание. Основа — все слово моряк. Выделяю корень, для этого подберу родственные слова: приморский, море, морской. Итак, в слове моряк корень -мор- . Приставки в этом слове нет, выделяю суффикс, то есть часть слова, которая стоит после корня. В слове моряк суффикс -як. Такой же суффикс есть в слове земляк.

Спасибо за полные ответы. А сейчас дайте своим теоретическим знаниям ретроспективную оценку. Совпадает ли ваша прогностическая самооценка с ретроспективной?

Андрей Б.: Моя прогностическая самооценка совпадает с ретроспективной. Я правильно оценил свои теоретические знания.

Слава: Свою прогностическую самооценку я улучшил. Теперь я в теории не сомневаюсь, благодаря ребятам, я устранил свои пробелы в знаниях.

Покажите на магнитных досках свои самооценки. Спасибо, я вижу, действительно, ваши прогностические самооценки у многих улучшились, большинство ребят подтвердили их. В целом, ребята, наш класс по результатам ретроспективной самооценки хорошо владеет теорией по теме: Состав слова.

(На доску учитель выносит к общей прогностической самооценке общую ретроспективную самооценку класса).

III. Формирование умений и навыков.

Но знать теорию, ребята, мало, нужно уметь применять свои знания на практике. Прежде чем приступить к практике, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. (Учащиеся выполняют танцевальную композицию.)

Учебное задание 1. Работа в зонах.

Я предлагаю вам, ребята, поработать в зонах над составом слова, внимательно рассмотрите задания и определите, в какой зоне вы сегодня будете работать. Обращаю ваше внимание: в зоне достижений предложено два задания, которые немного отличаются друг от друга по уровню сложности.

Кто выбрал зону достижений? А кто зону сомнений? Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте спрогнозируем, как мы с ним справимся.

(Дети обозначают и показывают свои прогностические оценки по практике на магнитных досках.)

Я вижу, что самооценки у всех разные, но я верю в вас, у вас все получится.

(Учитель выносит общую прогностическую самооценку класса на доску.)

Прежде, чем вы приступите к выполнению работы, давайте определим с вами средство оценивания и критерии оценивания.

Женя: Я предлагаю, ребята, наше задание оценить в баллах. И за каждое правильно разобранное по составу слово предлагаю давать по одному баллу.

Никита: Мне понравилось средство оценивания, предложенное Женей, но я бы хотел предложить вам другой критерий оценивания задания. Я советую оценивать одним баллом каждую правильно выделенную часть слова.

Кристина: Я думаю, критерий оценивания, предложенный Никитой, позволит нам выполнить работу более успешно. Сейчас, ребята, я вам это докажу. Если в слове будет допущена хоть одна ошибка, то по критерию Жени мы получим ноль баллов, а по критерию Никиты от 1 до 4 баллов, в зависимости от количества частей в слове.

(Учащиеся согласились с доводами Кристины.)

Желаю вам удачи, приступайте к работе.

(Дети выполняют задания.)

Учащиеся, которые выбрали зону сомнений, подходят к учителю.

Ребята, что вам непонятно, что вызывает у вас затруднения?

Слава: Мне еще трудно подбирать родственные слова, поэтому я не всегда правильно выделяю корень.

Я думаю, ребята, мы Славе все вместе поможем?

Люба: Я еще не уверена в себе, чтобы выполнять задания из зоны достижений, я хочу еще раз все повторить вместе с вами.

Саша и Максим: Мы тоже выбрали эту зону по тем же причинам, что и Люба.

Максим: Начнем разбирать слова по составу с окончания.

Люба: Давайте я. Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова. Есть гнездышко, нет гнездышка, дать гнездышку. В слове гнездышко окончание -о.

Слава и Саша выделяют по аналогии окончания в словах глазной и дочурка. (Так ребята устно выполняют разбор по составу у доски, опираясь на информационное поле.)

Если вопросов больше нет, то давайте оговорим критерии оценивания. Я предлагаю вам, ребята, за правильно выполненное задание 10 баллов, если вы допускаете ошибки, то за каждую неправильно выделенную часть слова будем снимать по одному баллу. Можете приступать к работе.

(Задание из зоны сомнения проверяет учитель.)

Есть ли ребята, которые, уже выполнили задание из зоны достижений? Учитель проверяет работу одного ученика, работа выполнена верно.

После проверки работы учителем, ученик проверяет работы одноклассников, опираясь на карточку с выполненным заданием. После того, как работу ученику проверили, он оценивает ее, исходя из предложенных критериев.

Оценив работу в баллах, вы можете узнать свой уровень усвоения по данной теме. Для этого соотнесите свои баллы с уровнем усвоения данным в таблице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.

Познакомить детей с историей возникновения матрешки, и ее видами;

Развивающие:

Развивать любовь к народному искусству;

Способствовать развитию навыков выполнения самостоятельной творческой работы;

Воспитывающие:

Воспитание эстетических, нравственных, патриотических чувств у детей, посредством народного декоративно - прикладного искусства;

Дать возможность детям проявить свои творческие способности в росписи, почувствовать себя народным мастером.

Оборудование: Наглядный материал, презентация, музыка, контур “Матрешек”

1.Орг. момент. Собрать внимание детей.

Рада видеть всех вас я

На занятии у меня.

2.Актуализация знаний учащихся (игра на закрепление)

Ребята, чтоб нам с вами двигаться дальше, я хочу проверить вашу память и внимательность. А сделаем мы так. На экране вы видите картинки с различными видами росписи. Ваша задача соотнести картинку с той росписью, к которой она принадлежит. (хохлома, гжель, каргопольская, дымковская, городецкая, семеновская, майдановска, сергиево посадская).

Ребята, скажите пожалуйста, с каким видом росписи у вас возникли проблемы?

Эти три вида я включила не случайно, дело в том, что Семеновская, Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская роспись дружат, они расписывают одну очень интересную народную игрушку. А какую, догадайтесь сами.

Соотносят название картинки и название росписи

Семеновская,Сергиево- Посадская, Полхово- Майданская

Актуализация прошлых знаний. Показывают умение запоминать, соотносить,закреплеть

Выявление проблем, анализ

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а внутри она пуста,

Достаю и показываю матрешку, даю потрогать детям

-Я предлагаю вам, поставить цель на наше сегодняшнее занятие.

Сегодня на занятии мне интересно узнать . ​

Сегодня на занятии я буду ….​

Сегодня на занятии я хочу понять. ​

Сегодня на занятии я хочу научиться.

-Итак, кто может озвучить свою цель? Спасибо.

-Ребята, а что вы знаете о матрешке?

-А хотите узнать, как появилась матрешка? -Кто самый первый изготовил матрешку?

-Почему ее так прозвали "Матрешка"?

— Это и многое другое вы узнаете, если будете очень внимательно меня слушать и активно заниматься на занятии.

Симво Росии, она яркая, в каждой матрешке есть еще матрешка.

Показывают умение слушать загадку, отгадывать ее

Учатся ставить цель на занятие

Выявление знаний детей по новой теме

Рассказ об истории создания русской матрешки.

Матрешка- уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

(слайд 6) Какие русские символы вы еще знаете?

Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Ребята, подниме руки те, кто хочет узнать откуда и как появилось это чудо?

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево ( слайд 7)

,принадлежащей Савве Ивановиче Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович -будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов Савва Иванович создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

Ребята, а кто знает, на какую игрушку похожа наша матрешка?

Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой Саввы Ивановича Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки.

А кто мне может сказать, кто изготовил первую матрешку?

Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы.

А может быть, кто-то слышал кто первый росписывал нашу матрешку?

Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин он расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках.

Ребята, а как вы думаете, почему матрешку так называют?

Имя Матрена было очень распространено среди простого народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Три вида наиболее известных матрешек: Семеновская матрешка, Сергиево- Посадская матрешка, Полхов- Майданская матрешка. ( наглядный плакат вывешиваю)

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из города Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.

Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!

Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов

Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.

Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид.

Гост

ГОСТ

Необходимость составления конспектов учебных занятий

Конспект урока – это проектирование хода ведения учебного занятия с расписанием его этапов, целевых ориентиров, содержания, сущности деятельности педагога и учащихся.

Конспект урока упрощает его организацию и проведение. Он является способом систематизации содержания урока и детального расписания его хода. В нем устанавливается логическая последовательность деятельности педагога и учащихся на уроке, логика изложения учебного материала.

Конспекты уроков составляются и ведутся всеми педагогами на каждом уровне и этапе обучения.

Необходимость составления конспектов обусловлена следующими положениями. Конспект:

Каждый конспект составляется на основании соблюдения определенных правил и последовательности действий. Имеются общие принципы составления конспектов. Методической базой их формирования являются требования ФГОС. При этом, имеется специфика ведения конспектов для разных возрастных групп учащихся, по разным дисциплинам, разновидностям уроков.

Требования к составлению конспекта урока в начальной школе

При составлении конспекта учебного занятия педагог начальной школы опирается на следующие условия:

  1. Учет возрастных особенностей развития младших школьников при постановке целей и задач урока.
  2. Выбор форм организации урока и методов его проведения, доступных для восприятия, понимания учащимися начальной школы и актуальные для реализации их обучения в зоне ближайшего развития.
  3. Достижимость, актуальность и рациональность поставленных целей и задач учебного занятия.
  4. Мотивация к изучению конкретной темы и способы ее развития у младших школьников т.е. в конспекте отражаются направления мотивации к познанию и актуальность ее использования в данном классе.
  5. Содержание урока, этапы его реализации должны соответствовать целевому назначению учебного занятия и сущности образовательной деятельности в системе начального образования.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, составление конспекта начинается с постановки целей и задач урока и различных аспектов его проведения. Основой конспектирования выступают методы достижения целей и средства, применяемые в преподавательской деятельности. материально-техническое обеспечение учебного заведения, снабжение начальной школы конкретными ресурсами, во многом, определяет содержание работы на уроке, специфику организации занятия и методику проведения урока, что отражается в конспекте.

Структура конспекта урока для начальной школы

Конспект уроков начальной школы формируется педагогом с соблюдением следующих разделов плана:

  1. Тема учебного занятия. В конспекте указывается тема урока, т.е. дается краткая информация о том, что будет изучаться на уроке, гармонично и лаконично выражается суть учебного занятия.
  2. Целевое назначение учебного занятия. Оно отражает необходимость проведения данного урока и то, что получат учащиеся по его завершению. Цель должна отвечать возрастной специфике обучения младших школьников.
  3. Задачи учебного занятия. Они отражают совокупность знаний и навыков, которые должны получить учащиеся в ходе данного урока. Задачи отражают совокупность действий, выполняемых на уроке для достижения его целевого назначения. Знания, получаемые на этапе начального школьного обучения, охватывают элементарные представления об устройстве окружающего мира, знания социальной направленности, начальные математические представления, основы русского языка. Эти знания формируются в ходе уроков по конкретной учебной дисциплине.
  4. Форма организации учебного занятия. В конспекте отражается видовое отношение урока – ознакомление с новой темой, закрепление изученного, проверка знаний и т.д. Урок может быть проведен в форме игры, либо организован рассказ педагога, проведена контрольная работа или устроен устный опрос учащихся. Для младших школьников, игровая деятельность сохраняет свою актуальность. Потому, игровые занятия выступают важной формой работы. Игры активно используются на уроках: для организации его отдельных этапов или для проведения всего урока. Игры носят дидактическую направленность.
  5. Ход учебного занятия. Этот раздел конспекта является самым объемным и требует большего времени для его составления. В нем указываются этапы урока, их название, назначение, методы реализации, прогнозируемые итоги реализации. Для каждого этапа урока отводится определенное время. Оно отражается в конспекте.
  6. Методическое обеспечение учебного занятия. Здесь отражаются средства, инструментарий, помогающий реализовать урок и достичь его целевого назначения. Здесь отражается учебная литература, карты, технические средства, схемы, таблицы и иной инструментарий.

Основная информация, которую требуется изложить в конспекте учебного занятия, отражается в учебной программе начального школьного обучения.

При составлении конспекта можно изначально составить его описательную часть, а затем составить концепцию или же действовать в обратном направлении.

Деятельность педагога, отраженная в конспекте урока, должна быть ориентирована на формирование у младших школьников определенных универсальных учебных действий, соответствующих целевому назначению учебной дисциплины и конкретного урока.

Читайте также: