Конспект токарный станок по дереву

Обновлено: 30.06.2024

Токарный станок по обработке древесины предназначен для изготовления цилиндрических, конических и сферических деталей путем снятия резцами стружки с заготовки. Основными частями станка являются: электродвигатель, клиноременная передача, передняя бабка, задняя бабка, подручник и станина.

От электродвигателя (2) через клиноременную передачу (1) вращение передается шпинделю (3). К шпинделю крепятся приспособления для закрепления заготовки. Резец при точении перемещают вручную, опирая его на подручник (5). Передняя бабка (4) служит опорой левому концу, задняя бабка (6) правому концу заготовки, подручник – режущему инструменту и руке.

Пуск станка производят при помощи черной кнопки пульта управления (7), остановку производят красной кнопкой (при длительном нажатии на красную кнопку – срабатывает электрический тормоз).

Для закрепления заготовки применяют различные приспособления. Для закрепления заготовок небольшого диаметра и длиной до 150 мм (кубки, солонки) применяют патрон (1). Для точения деталей большого диаметра и небольшой толщины (тарелки, шкатулки) применяют планшайбу (2). При обработке длинной заготовки (подсвечник) ее закрепляют между трезубцем (3) и задней бабкой.

Изготовление заготовки цилиндрической формы на токарном станке.

На торцах заготовки находят центры. Если заготовка имеет в сечении форму квадрата, то проводят диагонали (для нахождения центра у круглых заготовок имеется приспособление – центроискатель), полученные центры накалывают шилом или пробивают кернером. Рубанком строгают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника. С одной стороны делают ножовкой пропил для трезубца и закрепляют ее в станке.

Основными инструментами для точения служат резцы: рейер (полукруглая стамеска) – для чернового точения и протачивания канавок и майзель (косая стамеска) – для чистового точения, отрезания и подрезания заготовок. Токарную стамеску держат двумя руками, передвигая по подручнику. За первый проход снимают стружку толщиной 1…2 мм серединой лезвия рейера. Дальнейшее точение выполняют боковыми частями лезвия при движении стамески как влево, так и вправо. После 2…3 мин работы следует остановить станок и проверить крепление заготовки и зазор между заготовкой и подручником (2-3 мм). Когда остается снять 3…4 мм, начинают чистовое точение. Майзель ставят на ребро тупым концом вниз. Стружку срезают серединой и нижней частью лезвия.

Контроль диаметра детали производят в нескольких местах штангенциркулем после остановки станка. Прямолинейность поверхности проверяют линейкой или угольником на просвет.

До отрезания детали ее обрабатывают наждачной бумагой, полируют бруском более твердой древесины (при вращении детали). Разметку по длине делают карандашом по линейке или штангенциркулю, выключив станок.

Для подрезания торцов майзель ставят острым углом вниз и по риске делают неглубокий надрез. Затем, отступив немного вправо или влево

(в зависимости от того, какой торец подрезают), наклоняют стамеску и срезают на конус часть заготовки. Эту операцию повторяют несколько раз, пока не оста-нется шейка диаметром 8…10 мм. Далее деталь снимают со станка, отрезают ее концы ножовкой. Торцы зачищают. Точение деталей выполняют по технологическим картам.

Так же предлагаю к вашему вниманию презентацию "История создания токарного станка"

Токарный станок

Итак, история токарных станков уходит в далекую древность. Они использовались для изготовления деталей прялок, столов, стульев, по­суды и т.д.А сейчас мы подробно рассмотрим технологию точения древесины на токарном станке по дереву.

Теперь пришло время проверить свои знания по общей теме "Токарная обработка древесины"

В приложении размещены интересные тренажёры , имитирующие работу токарного станка. Скачайте swf-файлы к себе на компьютер и откройте с помощью браузера Google Chrome. Теперь вы тоже можете потренироваться в работе на токарном станке. Удачи!

Практическая работа

Найдите в Интернете историю развития токарных станков. Подготовьте презентацию на эту тему. Работу разместите в виртуальной тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучающая : Сформировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины. 2 .Коррекционно – развивающие : Комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания; продолжать развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитательная: Воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей.

1. Организационный момент : Подготовка к уроку. Назначение дежурных. Проверка готовности класса к уроку.

2.Повторение пройденного материала:

- Назовите виды художественных отделок древесины?

- Какие породы деревьев покрывают прозрачными покрытиями? Почему?

- Чем вымыть и как сохранить кисти?

- Рассказать последовательность нанесения краски на поверхность.

Итоги повторения:

3. Изложение нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - до­вольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, шлифование поверхностей. Глав­ное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) - режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;

- станки с числовым программным управление (ЧПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей ТД-120, СТД-120М, Корвет-76 . Далее учитель рассказывает об основных узлах станка Корвет-76 .

hello_html_4e240d82.jpg

Устройство токарной машины: 1. Передняя бабка; 5. Электродвигатель; 6. Подручник; 11. Задняя бабка; 16. Станина; 17. Основание

Ручка регулировки частоты вращения шпинделя передней бабки; Шпиндель передней бабки: Центр шпинделя передней бабки с зубцами; Электродвигатель.

hello_html_2b968444.jpg

.

Центр задней бабки; Пиноль задней бабки; Маховик перемещения пиноли Кронштейн вращающейся; Ручка фиксации кронштейна вращающегося; Опора подручника; Ручка фиксации опоры подручника; Ручка фиксации подручника; Подручник.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :

- патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;

- трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

- планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

hello_html_396f9c8.jpg

- трёхкулачковый патрон – применяется для крепления коротких заготовок без поджатия центром задней бабки .

Учитель показывает образцы крепления.

Правила крепления: а. в патроне винтом; б. трезубцем с поджатием центром задней бабки.

hello_html_7175d0bc.jpg
hello_html_6bbf6dc.jpg

hello_html_m59584b49.jpg

Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Надёжно закреплённую в станок болванку подвергают черновой обработке. Черновая обработка болванки на токарном станке заключается в том, чтобы сделать её круглой. Округление болванки делают полукруглой стамеской шириной 30-40 мм.

hello_html_m22e24e1b.jpg

hello_html_m61d529eb.jpg

Как только болванка будет скруглена до заданных размеров, приступают к чистовой обтачке. Чистовая обточка поверхности болванки или изделия производится плоской стамеской – косяком.

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке

Основным режущим инструментом при токарных работах по дереву являются полукруглые и плоские токарные стамески. Токарные стамески длиннее и толще столярных стамесок.

hello_html_4a9d90b5.jpg

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:

Не включать станок без разрешения учителя.

Надежно крепить заднюю бабку станка.

Перед установкой на станок проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

Надежно крепить заготовку в специальном приспособлении и центре задней бабки токарного станка.

Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

Перед пуском станка надеть защитные очки.

В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки (маховиком), устраняя зазоры.

Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2-3 оборота и надежно крепить подручник.

  • научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.
  • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное представление
  • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)
  • трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

Инструменты и оборудование:

  • Токарный деревообрабатывающий станок.
  • Инструкцию по Т/Б, стамески.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка Домашнего задания (физминутка).
  3. Объяснение новой темы (физминутка).
  4. Анализ работы учащихся, подведение итогов.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

Какие вида отделки вы знаете? (прозрачная и не прозрачная)

Расскажите о Т/Б при проведении лакокрасочных работ.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

И работать вновь начнем.

Изготовление цилиндрических деталей вручную – длительная и трудоёмкая работа. При такой технологии трудно получить изделие хорошего качества. Гораздо быстрее и точнее детали круглого сечения можно выточить на токарном станке. Под точением понимается процесс обработки вращающихся заготовок путём снятия стружки резцами для получения деталей круглого сечения. Токарный станок позволяет изготавливать изделия круглого сечения не только цилиндрической, но и любой сложной формы.

В мастерской школы, применяются токарные станки СТД - 120М.

Буквы и цифры в названии станков означают следующее:

Т – токарный, С - станок, Д – по обработке древесины, 120 – расстояние от оси шпинделя до станины в мм, М – модернизированный.

1 – основание; 2 – электродвигатель; 3 – станина; 4 – ограждение ремённой передачи; 5 – магнитный пускатель; 6 – светильник; 7 – передняя бабка; 8 – шпиндель; 9 – подручник; 10 – задняя бабка; 11 – защитный экран.

Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.

Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.

После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.

а – желобчатая полукруглая выпуклая; лезвие полоской косой токарной

б – желобчатая полукруглая вогнутая; 1. Передняя поверхность

в – плоская косая. 2. Носок

3. Режущая кромка

Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “ Майсель ” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40 о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60 о . Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.

В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них

  • Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике, приемы перемещения резцов в процессе точения).
  • Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
  • Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.
  • Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.
  • Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.

Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и с права налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Правила техники безопасности :

Требования безопасности перед началом работы

2.2. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

2.3. Убедиться в наличии и надежности крепления защитного кожуха ременной передачи, а также соединения заземления с корпусом станка.

2.4. Проверить отсутствие в заготовке сучков и трещин, надежно закрепить ее в центрах станка.

2.5. Установить подручник с зазором 2-3 мм от обрабатываемой детали и надежно закрепить его на центровой линии заготовки.

2.6. Запрещается самостоятельно включать станок в электрическую сеть.

2.7. Разложить инструменты и заготовки в определенном установленном порядке на тумбочке или на специальном приспособлении, убрать все лишнее.

2.8. Проверить исправную работу станка на холостом ходу.

2.9. Не приступать к работе в случае обнаружения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. работать на станке только при включенной вытяжной вентиляции и местных отсосов древесной пыли, в защитных очках;

3.2. поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте;

3.3. располагать рабочий инструмент на рабочем месте таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

3.4. контролировать прочность закрепления обрабатываемой детали и резца;

3.5. подачу режущего инструмента к заготовке производить после того, как рабочий вал наберет полную скорость вращения;

3.6. подводить резец к обрабатываемой детали плавно, без сильного нажима;

3.7. своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допуская увеличения зазора более чем на 2 – 3 мм;

3.8. замерять обрабатываемую деталь только после полной остановки ее вращения;

3.9. не останавливать и не тормозить руками вращающуюся заготовку, даже при выключенном станке.

Во время работы запрещается:

3.10. переключать электрические разъемы при включенном питании;

3.11. касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;

3.12.работать на станке в случае его неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

3.13.самостоятельно проверять наличие напряжения в сети;

3.14 закрывать станок бумагами и посторонними предметами;

3.15. допускать скапливание посторонних предметов на рабочем месте;

3.16. производить самостоятельно вскрытие и ремонт станка;

3.17. оставлять без присмотра включенный станок;

3.18. сдувать стружку и опилки со станка или убирать ее руками;

3.19. обрабатывать в станке обледенелые заготовки;

3.20. обрабатывать заготовки с большими трещинами, гнилями, с выпадающими сучками;

3.21. производить уборку над и под работающим станком или в непосредственной близости от его движущихся частей;

3.22. вытирать рубильники и другие выключатели тока;

3.23. собирать в один ящик тряпки, промасленную ветошь, стружки и опилки (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);

3.24. наклонять голову близко к патрону, вращающейся детали или режущему инструменту;

3.25. принимать и передавать какие-либо предметы через вращающиеся части станка;

3.26. измерять обрабатываемую деталь, убирать стружку до полной остановки станка;

3.27. облокачиваться и опираться на станок, класть на него инструмент или заготовки;

3.28. охлаждать режущий инструмент с помощью тряпки или протирочных концов;

3.29. останавливать станок путем торможения патрона рукой;

3.30. поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь;

3.31. выполнять любые действия без разрешения педагога.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности в работе станка, затуплении режущего инструмента, а также при неисправности заземления корпуса станка прекратить работу, отвести режущий инструмент от обрабатываемой детали и сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).

4.2. При загорании электрооборудования станка немедленно выключить станок и приступить к тушению очага возгорания углекислотным, порошковым огнетушителем или песком.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отвести режущий инструмент от обрабатываемой детали и выключить станок. Удалить со станка стружку щеткой, не сдувать стружку ртом и не сметать ее рукой.

5.2. Провести влажную уборку помещения мастерской, выключить вытяжную вентиляцию и местные отсосы древесной пыли.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

Анализ работы учащихся, подведение итогов

Закрепление нового материала.

Вопросы к классу:

  • Для чего предназначен токарный деревообрабатывающий станок?
  • Назовите основные части станка.

доволен / не доволен

устал / не устал

стало лучше / стало хуже

Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.

Благодарю всех за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:· ко.


Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция .


Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция .


Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), раз.


Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:· коррекци.


Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельн.


Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Воспитательная: Воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей.

Оснащение урока: Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка; проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь. Заготовки.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, презентация, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Опорные понятия: Токарный станок по дереву, инструменты для станка, оснастка станка.

Ход урока

1. Организационный момент: Подготовка к уроку. Назначение дежурных. Проверка готовности класса к уроку.

2.Повторение пройденного материала:

- Назовите виды художественных отделок древесины?

- Какие породы деревьев покрывают прозрачными покрытиями? Почему?

- Чем вымыть и как сохранить кисти?

- Рассказать последовательность нанесения краски на поверхность.

Итоги повторения:

3. Изложение нового материала

Учитель: На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - до­вольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, шлифование поверхностей. Глав­ное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) - режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;

- станки с числовым программным управление (ЧПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей ТД-120, СТД-120М, Корвет-76. Далее учитель рассказывает об основных узлах станка Корвет-76.

Устройство токарной машины: 1. Передняя бабка; 5. Электродвигатель; 6. Подручник; 11. Задняя бабка; 16. Станина; 17. Основание

Ручка регулировки частоты вращения шпинделя передней бабки; Шпиндель передней бабки: Центр шпинделя передней бабки с зубцами; Электродвигатель.

Центр задней бабки; Пиноль задней бабки; Маховик перемещения пиноли Кронштейн вращающейся; Ручка фиксации кронштейна вращающегося; Опора подручника; Ручка фиксации опоры подручника; Ручка фиксации подручника; Подручник.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :

- патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;

- трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

- планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.

- трёхкулачковый патрон – применяется для крепления коротких заготовок без поджатия центром задней бабки.

Учитель показывает образцы крепления.

Правила крепления: а. в патроне винтом; б. трезубцем с поджатием центром задней бабки.

Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Надёжно закреплённую в станок болванку подвергают черновой обработке. Черновая обработка болванки на токарном станке заключается в том, чтобы сделать её круглой. Округление болванки делают полукруглой стамеской шириной 30-40 мм.

Как только болванка будет скруглена до заданных размеров, приступают к чистовой обтачке. Чистовая обточка поверхности болванки или изделия производится плоской стамеской – косяком.

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке

Основным режущим инструментом при токарных работах по дереву являются полукруглые и плоские токарные стамески. Токарные стамески длиннее и толще столярных стамесок

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:

4. Практическая работа.

1. Ознакомьтесь с устройством станка.

2. Убедившись, что станок отключен:

1) переместите заднюю бабку в крайнее правое положение;

а) расстояние между центрами;

б) расстояние от линии центров до станины; в) величина вылета пиноли.

3. Заполните таблицу.

Расстояние от линии

центров до станины

4. Поупражняйтесь в креплении заготовок на станке (в патроне, центрах, на планшайбе).

5. Текущий инструктаж: Постоянное напоминание о технике безопасности при работе на токарном станке по дереву.

6. Подведение итогов урока:

Повторение и закрепление материала. Контрольные вопросы:

2. Какие изделия можно изготовить на токарном станке?

З. Как называются главные части токарного станка по дереву?

4. Расскажите об устройстве передней бабки и её назначении.

5. Для чего нужен подручник и как он устроен?

6. Какие приспособления применяются для закрепления заготовки? Чем определяется их выбор?

Оценка практической работы.

Общий итог урока:

8. Уборка рабочих мест

Методическая разработка урока по трудовому обучению (столярное дело) в 7 классе.

учитель трудового обучения

Обучающая: Сформировать представление о назначении, устройстве и принципе действия токарного станка по обработке древесины. 2.Коррекционно – развивающие: Комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания; продолжать развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитательная: Воспитание сознательной дисциплины, аккуратности и внимательности при выполнении строгания деталей.

Оснащение урока: Токарный станок по дереву, инструменты и приспособления для станка; проектор, компьютер, учебник , рабочая тетрадь. Заготовки.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, презентация, практическая работа.

Тип урока: комбинированный.

Опорные понятия: Токарный станок по дереву, инструменты для станка, оснастка станка.

1. Организационный момент: Подготовка к уроку. Назначение дежурных. Проверка готовности класса к уроку.

2.Повторение пройденного материала:

- Назовите виды художественных отделок древесины?

- Какие породы деревьев покрывают прозрачными покрытиями? Почему?

- Чем вымыть и как сохранить кисти?

- Рассказать последовательность нанесения краски на поверхность.

Итоги повторения:

3. Изложение нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках вы убедились, что изгото­вить деталь или изделие цилиндрической формы вручную - до­вольно сложная задача.

Гораздо быстрее и проще сделать это на токарном станке по дереву.

Токарный станок предназначен для обработки заготовок из древесины и других материалов в виде тел вращения. На токарном станке производятся основные операции: точение поверхностей, шлифование поверхностей. Глав­ное, движение (вращательное) осуществляется заготовкой, движе­ние подачи (поступательное) - режущим инструментом.

История токарных станков по дереву уходит в далекую древ­ность. Они использовались для изготовления посуды, деталей сто­лов, стульев и других предметов домашнего обихода.

Различают следующие токарные станки:

На coвpeмeнных промышленных предприятиях применяются

станки различных конструкций и назначений, в том числе: - станки-автоматы;

- станки с числовым программным управление (ЧПУ).

Подробнее с устройством таких станков некоторые из вас, кто выберет профессию станочника деревообрабатывающей промыш­ленности, смогут ознакомиться в ПТУ, колледже или техникуме.

школьные мастерские обычно оборудованы токарными стан­ками моделей ТД-120, СТД-120М, Корвет-76 . Далее учитель рассказывает об основных узлах станка Корвет-76 .


Устройство токарной машины: 1. Передняя бабка; 5. Электродвигатель; 6. Подручник; 11. Задняя бабка; 16. Станина; 17. Основание

Ручка регулировки частоты вращения шпинделя передней бабки; Шпиндель передней бабки: Центр шпинделя передней бабки с зубцами; Электродвигатель.


.

Центр задней бабки; Пиноль задней бабки; Маховик перемещения пиноли Кронштейн вращающейся; Ручка фиксации кронштейна вращающегося; Опора подручника; Ручка фиксации опоры подручника; Ручка фиксации подручника; Подручник.

Особенностью станка является шпиндель, на который могут навинчиваться следующие детали :

- патрон - применяемый для крепления коротких заготовок;

- трезубец - применяемый для крепления длинных заготовок с поджатием центром задней бабки

- планшайба - применяемая для обработки заготовок небольшой длины и большого диаметра Крепление заготовки к планшайбе производится шурупами.


- трёхкулачковый патрон – применяется для крепления коротких заготовок без поджатия центром задней бабки.

Учитель показывает образцы крепления.

Правила крепления: а. в патроне винтом; б. трезубцем с поджатием центром задней бабки.




Крепление (а) и точение (6) заготовки на планшайбе

Надёжно закреплённую в станок болванку подвергают черновой обработке. Черновая обработка болванки на токарном станке заключается в том, чтобы сделать её круглой. Округление болванки делают полукруглой стамеской шириной 30-40 мм.



Как только болванка будет скруглена до заданных размеров, приступают к чистовой обтачке. Чистовая обточка поверхности болванки или изделия производится плоской стамеской – косяком.

Учащимся демонстрируются резцы для работы на токарном станке

Основным режущим инструментом при токарных работах по дереву являются полукруглые и плоские токарные стамески. Токарные стамески длиннее и толще столярных стамесок.


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:

Не включать станок без разрешения учителя.

Надежно крепить заднюю бабку станка.

Перед установкой на станок проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

Надежно крепить заготовку в специальном приспособлении и центре задней бабки токарного станка.

Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены.

Перед пуском станка надеть защитные очки.

В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки (маховиком), устраняя зазоры.

Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2-3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2-3 оборота и надежно крепить подручник.

Читайте также: