Как жили люди на руси в 14 16 веках 4 класс планета знаний конспект

Обновлено: 02.07.2024


Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с бытом и жизнью русских людей в 14 – 16 веках;

Образовательные: повышать интерес к истории нашей Родины; привлекать детей к поисковой деятельности.

Развивающие:

-Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

- Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

- развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность к истории.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету;

-формировать историческое воспитание.

-воспитывать необходимость знание своего народа.

Планируемые результаты:

Уметь определять события по датам;

выполнять правила этикета;

проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность;

задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы.

Метапредметные:

Познавательные:

Приводить примеры об исторических событиях;

Собирать требуемую информацию из указанных источников;

Фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать информацию.

Коммуникативные:

Сравнивать и классифицировать объекты, самостоятельно выбирая основания;

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий.

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными учебными действиями.

Оборудование: учебник, доска, компьютер.

Литература: Окружающий мир:4-й кл.: учебник: В 2ч.Ч 2/Е.В.Саплина,А.И.Саплин-М.:АСТ:Астрель,2014-158[2]с.: ил - Планета знаний

Структура урока:

2)Проверка домашнего задания (2-4мин.)

3)Актуализация знаний и постановка целей урока(3-7мин)

4) Изучение нового материала. (10 -15мин)

5) Физминутка. (1мин)

6)Итог урока. (2-3мин.)

7)Домашнее задание. (1 мин.)

- Что такое история?

За небольшой промежуток времени вы успели познакомиться с наиболее известными в истории именами.

Дети дают определение данного понятия

Смыслообразование; умение слушать учителя.

Методы:Вводная беседа

Форма:Фронтальная

2. Проверка домашнего задания

Вспомним некоторые из них. Чем они вам запомнились?

Князь Олег – объединил Новгород и Киев в 882 году в Киевскую Русь

Князь Игорь – собирал дань (945 г.)

Княгиня Ольга – отомстила за смерть мужа

Князь Владимир – Крещение Руси (988г.)

Александр Невский – борьба со шведами и немцами

Дмитрий Донской – битва с Мамаем

Евпатий Коловрат – сражался с войском Батыя

Иван Грозный – царь

- Кого из этого списка можно выделить и почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют соответствие имен и событий.

-Иван Грозный – царь

-Внимательно слушают учителя.Умение правильно высказывать свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя. Правильно излагать информацию и понимать речь других.

Метод:беседа

Форма:фронтальный опрос.

3.Актуализация знаний и постановка целей урока

-Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Мы сегодня с вами должны познакомиться с бытом людей, с повседневной жизнью.

Учащиеся высказывают свои предположения и ставят учебную задачу.

Освоение роли ученика. Способность решать учебную задачу.

Метод:беседа

Форма:фронтальная.

4) Изучение нового материа

5)Физическая минутка.

-Работаем с текстом учебника (с. 40)

Московское государство в 14-16 веках населяли бояре. Крестьяне, ремесленники, купцы, священники, монахи, служилые люди, казаки.

На полках возле печи стояла посуда. Рядом висел глиняный горшок с носиком – рукомойник.

Мебели в избе было мало: стол. Лавки, сундук. На лавках не только сидели , но и спали. Сундук в избе служил и лавкой, и постелью. В нём хранили различные вещи.

Пища крестьян была простой. Ели хлеб, каши, щи, овсяный и гороховый кисели. Солёную и вяленую рыбу, репу, лук, редьку, грибы, мёд. Хлеб пекли в основном черный. Ржаной. Белые пшеничные калачи появлялись на столе только по праздникам. Но праздники также пекли пироги, блины, и пряники. Любимым напитком на Руси был квас. Пили также отвары из трав и лесных ягод.

Основной одеждой крестьян были рубахи. Их носили и мужчины и женщины. Изготовлялись они из льняного и конопляного полотна, шерстяной ткани. С рубахой женщины носили сарафан, мужчины-порты. Обязательным в одежде и мужчин, и женщин были пояса. Пояс поддерживал одежду, к нему привязывали кошелек, за него можно было заложить плетку, нож и ложку. Обувались в основном в лапти или мягкие сапоги без каблуков. Замужние женщины носили небольшую шапочку, которая скрывала волосы.

У бояр земля передавалась по наследству от отца к сыну и называлась вотчиной. Дворянин получал землю за службу, за место, которое занимал. Поэтому его владение называлось поместьем. Бояре и дворяне были землевладельцами, владели полями, лесами, озерами, им принадлежали и деревни, где жили крестьяне.

Дом боярина был больше и богаче крестьянской избы. Его рубили из бревен и покрывали тесовой крышей. Украшали крышу узорными карнизами. На парадной крыльце принимали гостей. В отличие от крестьянской избы в боярском доме была печная труба.

Боярский дом традиционно делился на две половины: мужскую и женскую.

На столах в доме стояли поставцы – специальные полки для посуды. Посуда в боярском доме была из серебра и фарфора. В отличие от крестьянской трапезы еда за боярском столом была гораздо разнообразнее.

Одежда бояр в отличии от крестьянской была более дорогой. Бояре также носили рубахи. Изготовляли их из дорогой ткани – шелка. Обувались бояре в сапоги из разноцветного сафьяна.

Вотчина – земля у бояр, которая передавалась по наследству.

Поместье – земля у дворян.

Игумен – глава в монастыре.

Сафьян – кожа козы или овцы, обрабатывалась и красилась в разные цвета.

задание на карточке.

-Перед вами список людей, населявших Московское государство. На какие группы их можно разделить? (Работаем в группах)

Бояре, крестьяне, купцы, ремесленники, священники, дворяне, монахи, служилые люди.

-Встали из-за парт, выполняем физическую минутку:

Буратино подтянулся, (дети подтягиваются) раз нагнулся, (нагибаются) два нагнулся ,(нагибаются)

Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)

Видно ключик не нашел, (Кивают головой)

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать! (Встают на носочки и тянутся верх)

-Молодцы, садитесь. Продолжаем работать.

Самостоятельно читают рассказ.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Учащиеся выполняют физическую минутку и проговаривают её: -Буратино подтянулся, (дети подтягиваются) раз нагнулся, (нагибаются)два нагнулся, (нагибаются)

Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)

Видно ключик не нашел, (Кивают головой)

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать! (Встают на носочки и тянутся верх)

Выделять существенную информацию из рассказа учителя

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Формирование здорового образа жизни через включение в досуговую среду.

Методы:Рассказ

Приём:Наглядно-иллюстративный.

Форма:фронтальная.

Картинки про не вежливые поступки.

6) Итог урока.

-С какой темой мы с вами познакомились на уроке?

-Как нужно вести себя в общественных местах? ). Какую фразу мы должны помнить и соблюдать?

- Вам понравился урок? Что было не понятно на уроке?

Учащиеся отвечают: -Будем вежливы.

Учащиеся отвечают: -Нужно быть вежливыми и не приносить неудобства окружающим.

Уметь делать выводы и высказывать свое мнение.

Методы:беседа

Формы:фронтальная

7.Домашнее здание

-Запишите домашнее задание. В рабочих тетрадях стр.53 задание 85. Раскрась рисунок. Стр.54 задание 87. Раскрась рисунки. Стр.56, задание 90, нарисуй о каком подарке, мечтает Маша.

Учащиеся слушают и записывают в дневники домашнее задание.

Формирование у детей ответственности за выполнение домашнего задания.

Методы:беседа

Формы:фронтальная

Я затруднялся…

Мне понравилось…

-Спасибо за урок.


-75%

Урок окружающего мира по теме "Как жили люди на Руси в XIV-XVI веках ". Данный материал поможет провести урок используя ИКТ на уроке. Урок соответствует современным требования ФГОС. Поэтапно представленный материал поможет качественно разобраться обучающимся в теме. Но т.к. ограничен обьем предоставленных материалов на сайте до 3 мб. слайд с Рефлексией , название и физкультминуткой пришлось удалить.

ВложениеРазмер
Интерактивный урок по Окружающему миру 2.86 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок окружающего мира по теме "Как люди мечтали летать" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Века Древней Руси"


УМК "Начальная школа ХХI века". Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: "Вселенная. Планета. Прошедшее. Настоящее. "

Конспект урока. УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс. "Окружающий мир" (автор учебника Н.Ф.Виноградова). Тип урока: обобщениеполученных знаний. Данный урок по теме: "Вселенная. Планета. Прошедшее. Н.


Урок окружающего мира 3 класс.


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Развитие письменности на Руси.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка к интерактивному уроку по Окружающему миру по теме "Как жили люди на руси в XIV-XVI веках" .Этот блиц опрос позволит изучить уровень знаний обучающихся в рамках проверки домашнего задания.

Опрос Д.З. ФИ_________________________________________________

Кто стал московским князем в 1462 году?

Что еще произошло в это время?

Кто стал первым русским царем?

____________________________________________________________

4. Что стало символами власти царя Ивана IV?

_____________________________________________________________

.Какие изменения произошли в управлении государством при Иване IV?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опрос Д.З. ФИ_________________________________________________

Кто стал московским князем в 1462 году?

2.Что еще произошло в это время?

3.Кто стал первым русским царем?

____________________________________________________________

4. Что стало символами власти царя Ивана IV?

_____________________________________________________________

5.Какие изменения произошли в управлении государством при Иване IV?

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чтобы скачать данную презентацию, установите, пожалуйста, наше расширение. Для этого нажмите "Установить расширение".

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!


.responsive_top < width: 320px; height: 100px; >@media(min-width: 500px) < .responsive_top < width: 336px; height: 280px; >> ((__lxGc__=window.__lxGc__||<'s':<>,'b':0>)['s']['_204274']=__lxGc__['s']['_204274']||>)['b']['_590644']=<'i':__lxGc__.b++>; (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);

Читайте также: