Древнерусская литература словесное искусство древней руси конспект

Обновлено: 04.07.2024

​Искусство словесности Древней Руси для современного человека настолько своеобразно и трудно для восприятия, что для полного его понимания требуется много знаний по истории и религии. А также понимание быта и особенностей культурных представлений людей того времени.

Появление первых книг

​Древнерусская литература зародилась в Средние века. Период ее становления исчисляется концом Х и началом ХI века.

​Первые книги были написаны на церковно-славянском языке и несли в себе повествование происходивших событий, а также церковные знания. Началом появления первых книг послужило принятие православия как религии Древнерусского государства. Оно пришло к нам из Византии через южные земли славян, в первую очередь через Болгарию. Люди приобщались к общеславянской и греческой письменности и культуре.

Основы литературы

​Восприятия мира, в основе которого Бог — Творец всего сущего, послужило главным мотивом церковно-славянских произведений. Все книги основывались на религиозных представлениях людей.

​Все повествования того времени полны высокого духовного начала. Всё внешнее уходит на задний план, а впереди остаются лишь душа человека, его воспитание, нравственность жизни и главные человеческие качества — скромность, милосердие и бескорыстие. Это сравнимо с иконой, где лик и глаза выделены ярче, отражая внутренний мир и душевный свет.

​Даже описания исторических событий — походов и битв князей за престол, сражений с печенегами и половцами — были наполнены проявлением воли Божьей.

Характер литературы

​Писатель того времени описывает события масштаба государственной величины, в его летописях участвуют князья, священнослужители высокого сана, бояре — там нет места обычным людям, с их мирскими делами и заботами. Причем описывая реальные исторические события, автор открыто выражает свою политическую и нравственную точку зрения.

Летописцы избегали всего случайного и непривычного, поэтому в книгах того времени так много цитат, что является свидетельством высокой культуры и образованности.

Литературные жанры

​Все жанры древнерусской литературы были тесно связаны с жизнью и областью деятельности человека. Для государства было важно иметь свою историю, запечатлённую на бумаге.

​Для отправления церковных служб и обрядов создавались богослужебные книги. Такие как Апостол и Часослов. Жизнь святых и князей была описана в жанре житие. ​Путешествия запечатлялись в хождениях, а подвиги ратных воинов — в повестях о них.

​Данная иерархия включала в себя следующие виды летописей:

  • эпические (сказание, повесть);
  • лирические (слово, поучение);
  • лиро-эпические (житие).

​В XVII веке появились стихотворные формы написания, сатира и драма. В это же время житие святых становится повестью бытового или мемуарно-биографического характера.

Периоды древнерусской литературы

​Около семи веков занял путь развития древнерусской литературы.

​Выделяют шесть периодов её развития.

​Первый период (XI – первая часть XII века)

Главное отличие этого периода — единство литературы. Его также характеризуют как период ученичества. Центрами Древней Руси являются Киев и Новгород.

Преобладающая тема в литературе — тема победы христианской религии над язычеством.

​Второй период (вторая треть XII – первая треть XIII века)

​Третий период (вторая треть XIII – конец XIV века)

Тяжелый период нашествий на Русь и борьбы с монголо-татарами. Все темы литературы основаны на героических подвигах и на вере в национальное возрождение.

​Четвёртый период (конец XIV – XV век)

Время создания Епифанием Премудрым жития святых, где отражается мысль формирования нравственного идеала. Возникает идея собирания земель, обоснованная подъемом национального самосознания.

​Пятый период (конец XV – XVI век)

​Шестой период (XVII век)

​В период формирования древнерусской литературы произошло слияние двух языков — старославянского и русского. Также через переводы византийских и южнославянских произведений, литература Древней Руси объединила лучшие их достижения и стала европейской.

​В итоге она представляла собой развитую систему, которая дала начало этапу развития литературы нового века — светской и художественной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 9 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие новых знаний . Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными темами древнерусской литературы, физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 9 класса на тему: Древнеру с ская литература

Цель: Обобщить изученное о древнерусской литературе.

Задачи урока: Обобщить изученное о древнерусской литературе. Познакомить с основными темами древнерусской литературы.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Когда и как началась русская литература?

- Какие жанры древнерусской литературы помните?

- Какие произведения изучили?

Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

III. Работа по новой тем е.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

Древнерусская литература описывала различные исторические события — походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь первый план занимают лик и очи (лик — свет души, очи — вход во внутренний мир и отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества — милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они пребывают в историческом освещении в двух планах — реально-историческом и религиозно-символическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на негодные поступки.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

1 Канон — строгие правила, нормы.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития.

Третий период — трагический, связанный с монголотатарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII — конец XIV века). Здесь господствует одна тема — героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

Четвертый период — конец XIV — XV век 4 — время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифаниелг Премудрым.

Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. Послеэтого с XVIII века открывается история светской художественной литературы.

Вопросы и задания

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

От Крещения Руси до Петровских реформ прошло около семи столетий, и несложно понять, что на протяжении такого продолжительног о периода во многих несхожих жанрах, в трудах сотен талантливых книжников словесное искусство не могло оставаться строго единообразным и неизменным. Действительно, в разные эпохи, у разных авторов, в текстах различной направленности древнерусское словесное искусство всякий раз поворачивается к нам своими новыми гранями. И все-таки можно отыскать черты, свойственные большинству наиболее совершенных и в то же время показательных произведений древнерусской словесности, — притом такие черты, которые отличают древнерусское искусство слова от того, что было свойственно другим эпохам и культурам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории составлен в соответствии с ФГОС. Предназначен для работы в общеобразовательном классе. На уроке предусмотренна индивидуальная работа, работа в паре, игровые элементы, которые дают возможность обучающимся освоить новый материал, в игровой форме проверить степень усвоения и проанализировать свою работу на уроке. Рефлексия, которая проводится по предложениям, которые нужно продолжить своими словами, даёт возможность проанализировать степень удовлетворённость работой на уроке у обучающихся.

Конспект урока по истории.6 класс.

Тема: Литература Древней Руси

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями литературы в Древней Руси и особенностями развития культуры этого периода.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представления о литературе Руси;

Объяснить понятие: сказания, былины, летописи, жития, хождения, поучения;

Понять особенности социального значения литературы.

Объяснить термины, связанные с литературой: кириллица, пергамент, орнамент, миниатюра, Евангелие, Псалтырь, писало, берестяные грамоты;

Проанализировать отношения Церкви и русских князей к распространению литературы;

Продолжить формирование умения работать с картой;

развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой;

умения высказывать своё мнение;

развитие навыка культуры речи, продолжать формировать умение использовать термины.

Воспитательные:

Воспитывать умения прислушиваться к чужому мнению при обсуждении учебного материала;

воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому русского народа.

Форма урока: традиционная.

Оборудование: доска, карта, мел, учебник,

2. Древнерусская письменность.

3. Древнерусская литература.

Учитель приветствует учеников и проверяет наличие учеников и отсутствующих.

Заполнить листы самооценки.

Ученики приветствуют учителя, встав со своих мест.

2.Проверка домашнего задания.

Перед изучением новой темы, нам необходимо проверить то, что вы усвоили на прошлом уроке.

Выполните тест Православная церковь в Киевской Руси.

Взаимопроверка по образцу:

Заполнить лист самооценки.

Отвечают на вопросы теста, выставляют свою оценку.

3.Изучение новой темы

Итак, мы приступаем к изучению новой темы.

-С помощью каких исторических источников нам легче всего узнать об истории Древней Руси и о жизни русичей?

- О каком виде культуры мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему и цели урока с помощью вспомогательных слов на доске.

2. Древнерусская письменность.

3. Древнерусская литература.

2. Работа в парах.

- Начнём знакомство с темой урока. Работая по учебнику (параграф 14 часть 1), подготовьте рассказ:

Анюта и Антон – о появлении русского алфавита.

Сеня и Данил - о процессе изготовления книг из пергамента.

Алина и Вера - о берестяных грамотах.

Пары выступают и оценивают себя.

3. Работа с таблицей.

Жанры древнерусской литературы

-Заполните таблицу, работая по 2 части параграфа.

Внимательно слушают учителя.

Записывают в тетради.

Читают. Анализируют прочитанное. Готовят рассказ.

Выступление в парах.

Записывают информацию в таблицу. Записывают определение, примеры

Для того чтобы усвоить сегодняшнюю тему надо будет ответить на вопросы.

- Приготовьте игровое поле в конце тетради.

1. Кириллица – алфавит для старославянского языка. Х

2.Старославянский язык, в отличие от христианства, не распространялся в других славянских странах. 0

3. Пергаментом называлась изобретённая в Древней Руси бумага.0

4.Берестяная грамота – это письменные исторические источники.Х

5. Граффити – это надписи на глиняной посуде и других ремесленных изделиях, даже на стенах домов, обнаруженных археологами во время раскопок. Х

6. Былины – это сказки о добрых и злых силах природы. 0

7. Летописи велись в монастырях, составлялись на основе более древних исторических записей и народных преданиях, а также учитывалось содержание иностранных исторических произведений. Х

Взаимопроверка по образцу: Х00ХХ0ХХ0

Заполнить лист самооценки.

Ученики отвечают на вопросы, вписывая знаки – Х и 0 – в игровое поле.

5.Подведение итогов. Д/задание.

Домашнее задание выучить параграф 14, выучить все записи, сделанные на уроке и устно проработать вопросы после параграфа.

Записывают домашнее задние. Прощаются с учителем

Работа по листу самооценки.

- Выведите свою оценку за урок.

По предложениям в листе самооценки проведём рефлексию.

- Выберите в листе самооценки предложение, которое соответствует вашему мнению о работе на урока, о содержании урока… озвучиваем

Читайте также: