Звуки д т конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

“Лягушка и слоненок”

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

– Сколько звуков в этих словах? (6 звуков.)

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

– А чем они различаются? (Второй звук т, в слове уточка.)

– В слове удочка второй звук д.

– Какой второй звук в слове уточка? (Звук т.)

– А какой второй звук в слове удочка? (Звук д.)

На доску вывешивается слова, уточка – удочка.

– Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ, дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково.)

– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные.)

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д? (Дрожит.)

– С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом.)

– А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит.)

– Значит, звук произносится без голоса.

– Какой вывод можем сделать?

Звук д произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой д на письме и при чтении, а звук т произносится без голоса, он глухой и определяется буквой т на письме и при чтении.

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами.)

– Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ, дэ.

– Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог.)

6. Дифференциация звуков в слогах

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– А что образуется из слогов? (Слова.)

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1.)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ, выделяю букву тэ, рисую колокольчик без язычка.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул.)

– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня.)

– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш.)

– Что находится между карандашом и стулом? (Дом.)

– Что находится под тарелкой? (Ведро.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения.)

8. Дифференциация звуков в предложении

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

– Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ.)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

– Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д.)

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов.

1.Познакомить со звуками Д - Т как звонкими и глухими согласными.

2.Познакомить с буквами Д - Т как письменными знаками звуков Д- Т, ДЬ – ТЬ.

3.Учить читать слоги.

4.Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат.

5.Воспитывать чувство коллективизма.

Здравствуйте ребята. Нам сегодня пришла посылка, а от кого интересно она? Она от Незнайки. Ему в школе дали задания, но он их никак не может выполнить и просит помощи у вас. Поможем ему?

У вас на столах лежат картинки, вы должны определить какой звук спрятался в начале слова.

(Гусь, колобок, кит, кот, горох, гиря)

Молодцы. Помогли сделать первое задание Незнайке.

-Давайте вспомним, на прошлом занятии какие буквы и звуки изучали?(Г-К)

- Дайте характеристику звуку Г.(согласный, звонкий, твердый)

-Дайте характеристику звуку К.(согласный , глухой, твердый)

3. Основная часть.

1.Золотая голова велика и тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

2.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч,

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

- Назовите первые звуки в этих словах (Д-Т).

-С какими буквами и звуками мы будем сегодня знакомиться?

-Проведем сравнительный анализ звуков Д-Т.(Уточняем, что звук Д-звонкий, Т-глухой).

- Молодцы. Справились с заданием.

1.Буква Г совсем другая:

Она стройная, прямая,

Нос свой держит впереди,

Чтобы знать, куда идти.

2.Про букву К скажу вам смело-

На стенку бабочка присела.

На доске картинки (удочка, диван, ракета и тигр)

(Раздаются листочки со схемами слова).

-Назовите картинки со звуками Д-ДЬ.(удочка, диван)

-Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.(синий квадрат и зеленый квадрат).

- Назовите картинки со звуками Т-ТЬ.(ракета и тигр)

Нарисуйте на схеме эти звуки, используя условные обозначения.

Физкультминутка. Хомячок Хомка.

Хомка, Хомка, хомячок (дети раздувают щеки)

Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)

Хомка раненько встает, (движение на растяжку)

Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

Подметает Хомка хатку (движения, имитирующие подметание)

И выходит на зарядку (маршировка на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук).

Составить предложение по картинке.(Девочка поливает цветы).

-Сколько слов в предложении?

-Назовите первое слово, второе, третье.

-Запишем это предложение в виде схемы.

Молодцы и с эти заданием справились.

5 задание. Чтение слогов

На доске слоговые домики, читаем хором и индивидуально.

(Да, до, дя, дё, ду, дю,ды,ди,дэ,де; та, тя, то,тё,ту,тю,ты, ти, тэ, те).

Молодцы ребята, помогли Незнайке решить все его задания. Он вас благодарит.

У вас на столах лежат солнышко и капелька. Если вы смогли решить сегодня все задания, то поднимите солнышко, если вы испытали трудности- то капельку.

На этом наше занятие подошло к концу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 513 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.02.2017 3471
  • DOCX 18.1 кбайт
  • 23 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Байчурина Альбина Ураловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тема: Звуки Т - Д,Т' - Д'
Образовательная область: речевое развитие
Цель: Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных).
Задачи:
1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.
2. Развивать динамический праксис рук.
3. Развивать мелкой моторики
3. Научить ребенка слоговому синтезу слов.
4. Учить анализировать и сравнивать слова.
Оборудование: магнитная доска, магнитные буквы, бубен, предметные картинки.

5. Из ряда картинок ребенок должен убpать лишнюю (по наличию в словах звуков [Т'] и [Д']), взрослый при этом картинки не называет:
телевизор, диван, тигр, телефон.

6. Дифференциация звуков [Т] — [Д], [Т'] — [Д'].
Назвать звонкие соглaсные звуки, глухие соглaсные; назвaть твердые согласные, мягкие согласные ([Т], [Д], [Т'], [Д']). Выучить скороговорки:
Сидит тетерев на дереве,
А тетерка с тетеревятами.
На дворе травa,
На траве — дровa.
Взрослый называет слово с одним из звуков ([Т], [Д], [Т], [Д']), a ребенок поднимает соответствующую букву.

Упражнение для рaзвития координации речи с движениями:
— Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух ду-ду!
A я дудочку нaшлa,
Пастушку отдала.
- Ду-ду-ду.
Ребенок имитирует игру нa дудочке.

7. Звуковой анализ и сравнение слов.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквaми под диктовку, списывание, преобразовaние слов с помощью букв рaзрезной aзбуки.
Тима — Димa, том — дом.
Итог занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна логопедам при подготовке к занятиям по обучению грамоте, а также воспитателям подготовительных групп.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Дифференциация звуков [Т] - [Д]

Цель: Дифференциация звуков [Т] - [Д].

Образовательные:

Развивать слуховую дифференциацию звуков [Т] - [Д];

Развивать умение соотносить звуки [Т] - [Д] с буквами Т и Д;

Учить отличать звонкие согласные от глухих.

Развивать словесно-логическое мышление.

Коррекционные:

Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Уточнить и сравнить артикуляцию и характеристику звуков [Т]- [Д].

Дифференцировать звуки [Т] - [Д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развивающие:

Развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза;

Развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.

Оборудование:

1. Картинки с изображением поезда и мотоцикла.

3. Коробка с картинками: зонт, туфли, газета, тыква, конфета, монета; дом, домино, подушка, помада, помидор, радуга.

Монетки – символы: синий круг со звоночком – символ звонкого звука и синий круг без звоночка – символ глухого звука.

Игрушки: дудочка, медведь, ведро, пирамидка, домино, подушка; танк, матрёшка, лото, вертолёт, робот, самолёт.

Конверт с диктантом Незнайки.

Схема дома и картинки: Стол, табуретка, стул, тахта, тарелка, магнитофон, тумбочка, шторы, цветы; дверь, подоконник, душ, подушка; ваза, ковер, лампа, шкаф.)

Ход занятия

I. Организационный момент

(Показать детям картинки с изображением поезда и мотоцикла)

- Когда быстро едет поезд, то колеса стучат: т-т-т-т-т-т-т (Дети повторяют)

- Когда заводим мотор у мотоцикла, то он шумит: д-д-д – д-д-д – д-д-д

(Затем поочередно показывать картинки и просить детей правильно повторять, как стучат колёса поезда, и как шумит мотор мотоцикла.)

- Чем эти звуки различаются?

II. Работа по теме

1. Развитие фонематического слуха

Повторить за логопедом серию слогов, голосом выделяя ударный слог:

(Раздается стук в дверь. Педагог уходит и возвращается с двумя куклами.)

- Посмотрите, к нам пришли две подружки. Зовут их Таня и Даша. Давайте подарим им подарки.

(Вынести коробку с картинками).

Картинки: зонт, туфли, газета, тыква, конфета, монета ; дом, домино, подушка, помада, помидор, радуга.

(Дети выбирают картинки и дарят их куклам)

- У наших кукол есть волшебная палочка, которая превращает предметы со звуком Т в предметы со звуком Д.

(На ковре разложены картинки, у которых с одной стороны изображен предмет со звуком Т, а с обратной стороны – со звуком Д. Педагог дотрагивается палочкой до картинки, в названии которой есть звук Т, а дети отгадывают какое слово получилось. Затем проверяют ответ, переворачивая картинку).

Точка – (дочка) тачка – (дачка) катушка – (кадушка)

Уточка – (удочка) Таня – (Даня) том – (дом)

- Ребята, на монетку со звоночком (показать монетку) вы можете купить игрушку, в названии которой есть звонкий звук Д. А на монетку без звоночка (показать монетку) – игрушку в названии которой есть глухой звук Т.

(Дети покупают игрушки, а педагог-кассир проверяет правильность покупок)

Динамическая пауза

(Одна команда детей будет изображать Таню, а другая команда – Дашу).

- Таня и Даша подруги, но никогда не делают ничего одинаково. Решили они заниматься гимнастикой. Вот, что у них из этого получилось: Таня поднимает руки вверх, а Даша в стороны. Даша машет руками, а Таня хлопает. Даша опускает руки, а Таня ставит на пояс. Таня приседает, а Даша поднимается на носки. (Дети выполняют движения)

(Показать детям диктант Незнайки).

Мама купила вкусный дорт.

Кошка спит на потушке.

Таня принесла полное ветро воды.

Метведь спит в берлоге.

Папа принес топор и молоток.

Картинки: Стол, табуретка, стул, тахта, тарелка, магнитофон, тумбочка, шторы, цветы; дверь, подоконник, душ, подушка; ваза, ковер, лампа, шкаф.)

- Таня и Даша переехали жить в новый дом. Но у них пока ничего нет. Давайте поможем им обставить дом мебелью и другими нужными вещами.

Читайте также: