Конспект экскурсия в лес

Обновлено: 07.07.2024

Данный цикл экскурсий в лес может быть использован для любого вида ДОУ для детей 5-7 лет.. Цель: Формировать системные знания о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать детям знания о лесе, как экосистеме: в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы; живут насекомые, птицы, мушки, звери; в лесу все нужны друг другу. 2. Подготовить восприятие детей к выделению морфофункциональных признаков обитателей леса. 3. Развивать у детей наблюдательность, познавательный интерес к жизни леса. связную монологическую речь, речь – доказательство, логическое мышление. 4. Воспитывать экологически осознанное отношение к обитателям лесного сообщества на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой, стремление не нарушить сложившиеся в природе связи.

ВложениеРазмер
cikl_ekskursiy_v_les.doc 178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовила старший воспитатель

Переславцева Светлана Николаевна

1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1

2. Цикл экскурсий в лес:

Список использованной литературы……………………………………………30

Исследования последних лет (А.Н.Захлебный, И.Д Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и их экологическая направленность - умение использовать их в реальной жизни. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал

По мнению многих авторов (В.А Венгер, Л.М.Маневцева, П.И.Пидкасистый, В.И.Панов, А.Г.Хуторской, А.П.Усова) средствами

формирования системных знаний о природе являются занятия, опыты и эксперименты, моделирование, сама природа, художественная литература и т.д., в том числе и экскурсии в природу.

Эффективность включения в работу по формированию системных знаний о природе экскурсий подтверждают психолого-педагогические исследования на рубеже XX и XXI веков по экологическому воспитанию

дошкольников (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А Хайдурова).

По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно

представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут

показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе. Наблюдения на экскурсиях в лес, на луг, затем наглядное моделирование и обсуждение

растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же

условиях и взаимосвязи друг с другом, Исследования Хайдуровой И.А. доказали, что включение экскурсий в работу по формированию у детей понимания целостности растительного сообщества, зависимости состояния сообщества в целом от состояния каждой группы оказалось эффективным средством.

Итак, при формировании системных знаний о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста нас интересовали экологические экскурсии , т.к. они направлены на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы.

Предлагаемый нами цикл экскурсий в лес определённого программного содержания представляет собой единую систему занятий. Экскурсии предусмотрено проводить 2 раза в месяц (с сентября по январь).

В содержание цикла экскурсий включили следующие разделы:

* Лес – многоэтажный дом для растений и животных.

* Лес – дом для растений.

* Лес – дом для животных.

* Лес – общий дом для всех лесных растений и животных.

Рекомендуем при проведении цикла экскурсий в лес придерживаться данной последовательности

Всё обучение мы предлагаем закончить итоговой экскурсией в зимний лес с целью обобщить знания о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними. Тем самым, подвести итог: лес - общий дом для всех растений и животных.

корни трав и кустарников, а затем также осторожно прикрыть их мохом. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение , в процессе которого и решали программные задачи экскурсий в лес. Этот метод

обеспечил чувственное активное восприятие объектов и явлений природы

детьми. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении явились

вопросы и вопросы - задания , заставляющие детей рассматривать предмет,

сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между

объектами, растениями и животными леса. Оправдал себя в экскурсии приём образного сравнения – деревья шепчутся между собой, лес плачет, шумит, тем самым, приучая детей прислушиваться к звукам леса. Важным приёмом в самостоятельных наблюдениях основной части экскурсий явились вопросы- задания , стимулирующие познавательную активность детей в процессе наблюдения. Так, чтобы узнать, что находится под землёй, предложили детям осторожно отогнуть мох, посмотреть

Использование в экскурсии народного фольклора : пословиц, примет, загадок – сделают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.

Значительное место в нашей работе мы предлагаем уделить беседам . Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе – итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации , которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт. Например, встреча Домовёнка Кузи и Лесовичка, которые вместе с детьми выясняют разницу и общее между их домами. Планируя беседу после экскурсии, важно продумать систему вопросов, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания факты.

обработанные вазелином, 1 – на веточке дерева в хвойном лесу, 1 – у

проезжей части дороги вблизи посёлка. Дети самостоятельно придут к выводу, что в хвойном лесу воздух очень чистый.

Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные

дидактические игры . С помощью настольно-печатных игр «Ботаническое

Целесообразны и игры экологического содержания: «Угадай по

растения, которые встречаются в нашем лесу) и т.д.

Предложенный нами цикл экскурсий в лес может быть использован

педагогами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также на основе данного цикла экскурсий можно создать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о луговом сообществе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИИ:

Сформировать у учащихся общее представление о лесе.

Показать разнообразие растений и животных леса, некоторые признаки их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.

Воспитание бережного отношения к природе и желания ее охранять.

Развитие внимания, наблюдательности.

Развитие познавательного интереса.

Обобщение и расширение знаний по теме

Урок окружающего мир. У нас сегодня необычный урок – урок-экскурсия.

II . Объявление темы урока

Мы отправляемся в лес на экскурсию. Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся на экскурсию?

Мы отправляемся на экскурсию в лес, чтобы понаблюдать за жизнью растений и животных в лесу, увидеть как они приспособились к жизни в лесу.

III . Экскурсия в лес. Работа по теме урока

Мы пришли в лес. Давайте послушаем его.

Какие запахи здесь присутствуют?

Какое время года наступило?

Как изменился лес с приходом осени?

Давайте составим план нашей работы. Ваши предложения?

Идет совместная работа по составлению плана работы.

1. Правила поведения на экскурсии.

2. Погода для проведения экскурсии.

3. Общий вид леса.

4. Условия жизни в лесу.

5. Растения леса.

6. Взаимосвязь животных и растений.

7. Животные леса.

9. Сбор природного материала.

10. Подведение итогов.

Начинаем нашу работу.

1. Не шуми в лесу.

2. не разоряй гнезд.

3. Не разбрасывай мусор.

4. Не ломай ветви деревьев.

Почему необходимо соблюдать правила поведения в природе?

Это нужно делать, чтобы не нарушать природное равновесие в лесу.

Продолжим нашу работу.

Понаблюдайте за погодой сегодняшнего дня.

Небо ясное, безоблачное, тепло, ветра и осадков не наблюдается.

Посмотрите вокруг – кто сможет объяснить, что такое лес?

Это сообщество различных растений: деревьев, кустарников, трав, грибов.

Посмотрите на общую окраску леса? Какая преобладает?

Преобладает желтая и красная окраска.

С чем это связано?

Это связано с сезонными изменениями в природе (наступила осень).

Расскажите об условиях жизни в лесу.

В лесу количество света меньше, чем на открытом месте, а влаги наоборот больше.

Подумайте, не мешают ли расти друг другу растения леса?

Они растут ярусами-этажами. Выше всех деревья, ниже – кустарники, еще ниже трава и грибы.

Как вы думаете, случайно ли размещаются растения в лесу этажами и почему?

У них идет борьба за свет и тепло.

Все деревья леса можно разделить на 2 группы по их внешнему виду. На какие? Кто догадался?

Лиственные и хвойные.

В каком лесу находимся мы?

Давайте разделимся на группы и выполним следующее задание:

Понаблюдаем за растениями леса.

Дети вытаскивают карточку с названием растения (1 для группы) и проводят наблюдения по плану:

1. Название растения.

2. Дерево, кустарник или травянистое растение.

3. Как выглядит стебель? Какой он на ощупь?

4. Какие размеры, форму и окраску имеют листья?

5. Есть ли у растения: цветки? Какие у них размеры? Форма? Окраска? Запах?

6. Есть ли у растений плоды? Как они выглядят?

Найдите других представителей вашей группы среди растения леса.

Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными?

Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму.

Понаблюдайте, какие изменения произошли в неживой природе? Что изменилось в жизни растений?

В лесу есть теплолюбивые и тенелюбивые растения. Найдите их в лесном сообществе. Приведите пример.

Можно ли лес представить без животных? Давайте понаблюдаем за жизнью животных.

Примерный план наблюдения за животными.

1. Назвать животных.

2. К какой группе относятся животные?

3. Какие размеры, форму и окраску имеет животное? Чем покрыто его тело?

4. Как передвигается животное? Как оно добывает пищу?

5. Издает ли животное звуки? Какие?

Далее представители от группы рассказывают о работе по наблюдению за животным.

Подумайте, какая связь осуществляется между растениями и животными? Составьте схему питания.

Подумайте, почему в лесу трудно встретить животное? Если исчезнут животные, то что произойдет в природе?

Тогда не сможет нормально идти круговорот веществ.

Ребята, какие дары леса вы знаете?

1. Назовите съедобные грибы.

2. Назовите несъедобные грибы.

Работа с дидактическим материалом.

Сбор природного материала.

Как его можно использовать?

Для аппликации, гербария, поделок.

Какие признаки нарушения природы лесного сообщества вы заметили? Что необходимо изменить?

Нарисуйте природоохранные знаки: предупреждающие, запрещающие, информирующие.

IV . Подведение итогов экскурсии

Ваши впечатления об экскурсии?

С какими лесными жителями мы встретились? С какими растениями познакомились? Какая связь между животными и растениями существует в лесу?

Что произойдет, если нарушится природное равновесие в лесу?

Какие меры по охране леса необходимо проводить?

V . Домашнее задание

Подготовить рассказ о животных и растительности леса.

VI . Организационное окончание урока

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 763 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.07.2017 7033
  • DOCX 36.6 кбайт
  • 78 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Зобнина Алия Хамзетовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Данный конспект экскурсии предназначен для 4 класса. Подходит ко всем программам.

развивать личностные и психологические особенности школьников;

развивать память, разные формы мышления.

познакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы;

сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;

вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;

научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.

закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.

развивать эстетические чувства;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ботаническая папка, стеклянная банка для наблюдения за насекомыми.

Место проведения: лес

Время проведения: конец марта

Подготовка учащихся к экскурсии:

приготовление необходимого оборудования;

выучить наизусть отрывки стихотворений:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (И.А. Бунин)

Юный лес в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет.

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет. (А. К. Толстой)

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный. (И. Бунин)

Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.

Как нужно вести себя на природе?

Где вы можете ходить?

Что можете делать?

Чего нельзя делать на природе?

Ребята, где мы с вами находимся?(в лесу)

Вам здесь нравится?

Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните. (Дети читают наизусть четверостишия.)

Понравились вам отрывки из стихотворений?

Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)

А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)

О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)

А какое время года сейчас? (весна)

Какой сейчас месяц?

Какая погода стоит на дворе?

Как выглядит лес сегодня?

Изучение новой темы.

А что такое лес?

Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)

Чем они отличаются друг от друга?

Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.

Хорошо в лесу. Дремлют красавицы ели.

А какие еще хвойные деревья можно встретить в лесу?

Сосна - вечнозеленое дерево высотой до 40-45 м. Сосна ценная древесная порода. Она дает отличный строительный материал, а из ее смолы и хвои вырабатывают много необходимых человеку веществ и лекарств.

Какие еще в нашем лесу растут деревья? (дуб)

У многих народов дуб издавна считался олицетворением могущества, прочности, постоянства, символом силы и славы.

К осени на дубе созревают плоды-желуди. Они богаты крахмалом. Для многих зверей и птиц желуди – прекрасный корм.

Особую славу дубу принесла его кора, которая содержит дубильные вещества. Приготовленным из нее отваром полоскают рот и горло при воспалении. Дубы живут до 2 тыс. лет.

Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами – этажами: выше всех деревья, ниже – кустарник, еще ниже – травы, грибы, а в самом низу – мхи.)

Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса – этажа, второго, третьего и четвертого.

А теперь назовите номера этажей – ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)

Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)

Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)

К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.) Наша прогулка по лесу продолжается. - Ребята, посмотрите, что находится около пня? (муравейник)

Кто живет в этом домике?

Расскажите, что вы знаете о муравьях.

Муравейник состоит из веточек, сухих листьев, кусочков коры. Муравейник не случайно так построен, во время дождя с него легко скатывается вода. Важно значение муравьев в жизни леса. Они разносят плоды и семена растений, уничтожают вредных насекомых. Каждое среднее гнездо муравьев уничтожает за лето до 2 миллионов насекомых-вредителей.

А каких насекомых мы можем встретить в лесу?

Отгадайте мои загадки.

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (пчела)

На ромашку у ворот

Кто же это. (стрекоза)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (бабочка)

Ребята, а какую пользу приносят насекомые? (опыляют цветы)

Обыкновенная пчела делает 200 взмахов крыльями в секунду. За день пчела успевает опылить до 7 тысяч цветков. Для сбора 1 кг. меда одной пчеле нужно налетать около 300 тысяч километров и посетить 19 миллионов цветков

Утром бабочка проснулась,

Раз - росой она умылась.

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела-

На четыре – улетела.

Только ли растения и насекомые живут в лесу? (нет)

Ребята, когда мы входим в лес, и первыми, кого вы встречаем – это птицы.

Отгадайте, какие птицы нас встречают?

Черный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)

С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото клювом. Стучит дятел, значит, будут уничтожены вредные

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне, вскачь,

А зовется птица….(грач)

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом.

А верней сказать - дворец.

Прилетай скорей… (скворец)

Зимуют скворцы в теплых странах. Жилище подбирает скворец, если оно не понравилось самке, то птицы ищут другое место. Выбрав жилище птицы чистят его. Устилают дно соломой, пухом, прошлогодней травой, а в середине гнезда делают углубление.

Ребята, каких птиц мы еще можем встретить в лесу?

Что вы о них знаете?

Какую пользу они приносят? (Рассказ учащихся о птицах, и их гнездах)

Помните о пользе, которую приносят птицы, уничтожая вредителей. Не следует тревожить птенцов в гнездах, брать яйца. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите прежнюю маскировку гнезда, чтобы птица не бросила его, а вывела бы птенцов. Мы углубляемся дальше в лесную чащу. Ребята, а кого еще мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, волк, лось) А кто из этих животных живет в нашем лесу? Какие еще животные живут в нашем лесу? Как этих животных охраняют?

Подведение итогов экскурсии.

Понравилась ли вам экскурсия?

Какие открытия вы сделали сегодня?

Как размещаются растения и животные в лесу?

Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?

Как нужно относиться к растениям, животным и почему?

Зачем нужен лес?

Автор материала: Лопаева Надежда Николаевна

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство о публикации авторской статьи

Оформить бесплатно документ можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Автор: Костырина Галина Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ЦДТ п.Карагайлинский.

Назначение. Данное мероприятие может заинтересовать педагогов, воспитателей и родителей заботящихся о совместном семейном отдыхе и экологическом воспитании детей. Настоящая прогулка проходила в близлежащей роще от нашего населенного пункта. Если у вас нет возможности пешком с детьми прогуляться по лесу, можно провести прогулку в парке, где тоже достаточное разнообразие деревьев и растительности.

Цель: Привлечение родителей к совместным прогулкам, походам с детьми, вызывать у родителей желание играть, гулять с ними по лесу.

Задачи:
1.Учить видеть красоту природы.
2.Развивать культуру общения.
3.Формировать интерес к народным играм и песням.


Дети и родители встают парами и все вместе идут в ближайший лес.

Педагог. Мы подошли к лесу. Вспомните, как называется край леса. (Опушка.) Закройте глаза, подставьте лица солнцу, чувствуете, как оно гладит вас своими лучами? (Да.) Ребята назовите какое оно,солнце? (Ответы детей.) Пройдем через опушку в глубь леса. Он полон загадок и тайн. Прислушайтесь к звукам природы. Что вы слышите? (Ответы детей.) В лесу живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько здесь ягод и грибов! Цветы сморят на нас из травы, приглашая полюбоваться, порадоваться их красоте. Вдохните лесной воздух. Как вы думаете, почему в лесу такой свежий и чистый воздух? Дети высказывают предположения родители дополняют их ответы.

Педагог. Правильно. Растения, живущие в воде и на суше, в лесах и пустынях, в горах и на равнинах, в зависимости от природных условий имеют разный внешний вид, но все они насыщают воздух кислородом.
Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.) Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.) Как называются деревья,листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.) Назовите какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, кедр, пихта, лиственница,можжевельник.) Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья? (Лиственные.) Назовите деревья растущие в лиственных лесах. (Береза, осина, тополь, рябина, клен, липа и т.д.)
Многие деревья являются лекарственными растениями. Они дарят положительную энергию и бодрость людям. Сегодня мы с вами встретимся с некоторыми из них.

Участники подходят к березе.


Ребенок. Меня вы узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на белом свете.

Педагог. Наша первая остановка "Берёза". Какое нарядное дерево! Её не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок.

Ребенок. Белоснежный сарафан, строгая прическа.
Первая красавица - русская березка.

Педагог. Внизу ствол берёзы покрыт тёмной грубой корой, а выше - белой с черными отметинами. Прикоснитесь к белой гладкой коре. (Дети и родители рассматривают и гладят кору, обращают внимание на листья.) На что похожи листья березы? (На треугольник с зазубринами по краям, на сердечки.) Береза - кокетка, каждую весну надевает она сережки и они покачиваются на ветру. Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.) Сережки - это цветы березы. Когда они отцветут, образуются семена. Ветер и птицы разнесут их по лесу, и там, где они упадут, вырастут маленькие березки. В лекарственных целях используют березовые почки.Из древесины березы делают дёготь, активированный уголь. А кто из вас пил весной березовый сок? Знаете ли вы, родители, как нужно собирать березовый сок, чтобы не нанести вред дереву? (Ответы родителей.) По русскому обычаю вокруг берез всегда водили хороводы, давайте и мы не будем нарушать эту традицию.
Все участники водят хоровод под песню "Во поле березка стояла. "

Педагог. Наша следующая остановка "Лиственница".
Ребенок. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.

Педагог. Какой стройный ствол у этого дерева, как пушисты его ветки! (Наклоняет ветку и предлагает детям её рассмотреть.) Ветки лиственницы покрыты иголками. А колючие ли они? (Дети трогают иголки.) Иглы лиственницы мягкие,нежные, шелковистые. Как они растут: по одной или пучками? (Пучками.) Правильно, из одной почки вырастает несколько иголок. Видел ли кто-нибудь из вас зимой на лиственнице иголки? (Нет.) Куда они исчезают? (Осенью они желтеют и опадают.) Действительно, иголки, они же листья, этого дерева осенью опадают, как у лиственных деревьев. Именно поэтому дерево и назвали лиственницей. У лиственницы, как у сосны и ели, вырастают шишки. Они похожи на небольшие шарики. В шишках находятся семена, которыми любят лакомиться птицы. Древесина лиственницы очень прочная и долговечная. Дома построенные из бревен лиственницы стоят долгие годы. Лиственница - тоже лекарственное растение. Посмотрите внимательно на ствол. Видите прозрачные капельки? Это живица - смолистый сок, из которого делают скипидар и ароматические масла. Прикоснитесь к капле живицы и понюхайте пальцы. Чем пахнет смола? (У неё хвойный запах, живица пахнет ёлкой.) Давайте соберем прошлогодние шишки и опавшие веточки лиственницы, из них можно сделать что-нибудь интересное.
Участники собирают шишки, затем подходят к сосне.

Педагог. На следующей остановке нас встречает сосна.
Ребенок. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту, в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке.

Пока вы ее рассматриваете, я расскажу вам об этом дереве. Живут сосны 300 - 500 лет. Их можно встретить и за полярным кругом, и высоко в горах, и в тайге, и на жарком юге. Но вот мириться с загрязненным воздухом сосна не может, поэтому в городе её встретишь редко. Сосна - это светолюбивое растение, самый светлый лес - сосновый бор. На востоке считают, что это дерево приносит счастье. Во многих странах сосна символ долголетия и величия.
Известна сосна и как лекарственное растение. Воздух в сосновом бору обладает целебными свойствами. Рассмотрите ствол сосны и скажите что вы видите.
Участники рассматривают ствол сосны, находят капли живицы, высказывают предположения о её лекарственных свойствах. Затем собирают сосновые шишки и иголки. Все рассаживаются для отдыха на полянке.
Педагог. Какие еще деревья растут в наших лесах? Как непохожи листья деревьев разных пород! Сможете ли вы назвать дерево увидев его лист?
Проводится игра "Чей лист?" (Педагог показывает поочередно листья березы, дуба, рябины и т.д., участники отгадывают.)



Педагог. Давайте вспомним стихи и загадки об этих деревьях.
Родители загадывают загадки, дети читают стихи о деревьях нашего края. Играют в подвижные игры.


Педагог. А сейчас, походите с родителями вокруг, рассмотрите кору, ветки, листья разных деревьев вспомните их названия. Погладьте стволы, прижмитесь к ним щекой и почувствуйте их запах. Закройте глаза и послушайте шелест листьев. Обратите , внимание кто живет рядом с тем или иным деревом, кто прилетает к нему, кто по нему ползает.

Дети и их родители гуляют по лесу рассматривая природу и беседуя.

Педагог. Понравилось вам наше путешествие? (Да.) Настоящие путешественники - исследователи очень наблюдательны. Ответьте на мои вопросы: какие растения кроме деревьев растут в нашем лесу? Чем отличаются лесные растения от тех, которые растут на улицах городов. (Ответы детей.)
А теперь пришла пора возвратиться домой. Мы сегодня так интересно провели время! А как вы думаете, что надо сделать, чтобы этот день надолго запомнился? (Предложения детей.) Я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать рисунок о нашем путешествии и поместить его на выставку, для того чтобы смотреть и вспоминать наше путешествие. Это будет вашим домашним заданием. До новых встреч!

Читайте также: