Конспект сюжетно ролевой игры в младшей группе автобус

Обновлено: 01.07.2024

Цель: Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

1. Воспитательные задачи :

• Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважение к труду водителя и кондуктора.

• Воспитывать готовность к взаимопомощи и сотрудничеству в процессе реализации сюжета игры

2. Развивающие задачи:

• Развитие умения брать на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры.

Обогащать представления детей о профессии водителя автобуса, кондуктора.

Образовательные области: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социализация.

Игровую ситуацию я построила следующим образом.

В организационном момент мотивировала детей на совместную деятельность.

Каждому ребенку была дана возможность самоарелизоваться, все дети получили роли.

Роли мы распределили по желанию детей.

Считаю, что у детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям, предварительным беседам, просмотра картины, подготовке атрибутов совместными усилиями детей, воспитателей.

Я старалась формировать у детей умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов; использовать разные типы отношений между различными ролевыми позициями.

О познавательной активности моих детей можно сказать следующее:

Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Наблюдалась самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Внесение в игру атрибутов считаю педагогически оправдано. Оборудование, которое я, использовала в игре соответствует эстетическим требованиям. Оно яркое, красочное, привлекательное, безопасное и удобное в употреблении.

Я считаю, что игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения.

Дети имеют хорошие знание по данной теме. В игре отражены все поставленные задачи, они соответствуют возрасту детей.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры

Форма организации: групповая

Цель: формировать и приобщать к национальным традициям общения (приветствие); закрепить слова, обозначающие детали предметов, обобщающее слово мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки

Обучающая задача: упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровая задача : помочь обустроить комнату для куклы Маши.

Игровые действия: поиск нужных предметов для комнаты.

Игровые правила:В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Планируемый результат: в этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное — воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей квартиру, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе. В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.


Знания

Умения

Отношение

Понимают и употребляют обобщающие слова, такие как: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки.

Умеют играть по определенным правилам, умеют взаимодействовать друг с другом.

В игре доброжелательно и с удовольствием помогают кукле обустроить комнату.

Пространственно-временной ресурс: в групповой комнате в первой половине дня

Программное - методическое обеспечение: Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014 — 161 с.

Материалы и оборудование: кукла Катя, предметы мебели, одежда, обувь, различная посуда, игрушки.
Содержание

2.Основной этап. Поиск решения проблемы, планирование деятельности

Актуализация знаний детей, создание проблемной ситуации.


Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

Обращает внимание детей на новую куклу.

У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Маша. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.

Приветствует детей от имени куклы Кати.

- Здравствуйте дети!

- Меня зовут кукла Маша.

-Замечательно, вот и познакомились!

- Ребята как вы думаете, для того чтобы нашей кукле было уютно, что нам надо сделать? (задаёт наводящий вопрос)

- Правильно, мы должны ей помочь обустроить квартиру.

— А теперь предлагаю поиграть в игру — новоселье. Маша посмотрит, как вы умеете играть.

Правило игры такое: я буду называть предметы, одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Маша. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре, но не все девочки, давайте хотя бы 3 девочки.

— Теперь пойдут мальчики — обеденную и кухонную.

- Обувь принесет другие девочки, которые не ходили.Что еще надо принести, чтобы Маше хорошо жилось у нас?

- Да, молодцы! Мы с вами любим играть игрушками, думаю и кукла Катя с удовольствием поиграет.
-Посмотрите ребята!

Все ли у нас получилось?

-Здорово, вы все потрудились!

(воспитатель от имени куклы Кати благодарит детей за проделанную работу)

-В этой квартире мне будет уютно и весело жить и играть с вами!

Дети приветствуют и рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся. (Полным ответом)

- Меня зовут Толя и т.д.

Внимательно слушают правила игры.

Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Остальные дети следят, чтобы делалось это аккуратно.

Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках. Приносят разные игрушки на своё усмотрение.

Дети проходят на ковер, где расставлено спортивное оборудование для перешагивания, подлезания, перепрыгивания. Выполняют упражнения.
Включается аудиозапись подъезжающего автобуса

Рассказ воспитателя о животных:
Медведь: - Живёт в лесу. Питается на воле ягодами, грибами, рыбой. У него густая бурая шерсть.
Лиса: - Живёт в лесу. Питается мясом и рыбой. У неё густая рыжего цвета шерсть, длинный пушистый хвост. Она хитрая, ловкая.
Волк: - Живёт тоже в лесу. Питается мясом, он хищник. У него серая шерсть. Он злой, зубами щёлкает, воет.
Заяц: - Также живет в лесу. Это животное способно быстро бегать и передвигаться прыжками. Питается заяц травой.
Переходим к следующему вольеру – домашние животные, это те животные, которые живут около человека и кормят их люди.
Дети рассматривают игрушки домашних животных, гладят их. Воспитатель ведет беседу с детьми по вопросам:
Назови пожалуйста…(имя ребенка), кого ты здесь увидел (спросить каждого ребенка)
Попросить описать животное (какого цвета шерстка, длинный/короткий хвост, какого размера ушки -большие/ маленькие)

Рассказ воспитателя о животных:
Домашние животные проживают около человека: в доме, в специальных помещениях, предназначенных для жизни и питания животных. Человек заботится о них. А животные для человека, взамен, дают продукты питания и материал для изготовления одежды, обуви и жилищ, приносят радость.
Корова -сено день и ночь жуёт, много молока даёт
Баран даёт человеку, мясо, кожу для изготовления обуви, шерсть; кушает траву
Конюх лошади принес воду, сено и овес.

Пальчиковая игра:
Ах вода, вода, вода
Будем чистыми всегда
Брызги вправо, брызги влево
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем речки очень быстро!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Задачи : 1. Помочь создать игровую обстановку, совершенствовать диалогическую речь; закрепить знания детей о транспорте , профессиях: шофер, кондуктор; инспектор ДПС. 2. Развивать у детей речь, воображение. 3. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения.

Рассматривание иллюстраций с изображением дороги, общественного транспорта.

Словарная работа : шофер, кондуктор, билеты, инспектор ДПС, жезл.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает их во время нашей игры! А мы как раз им покажем, как мы умеем играть

Воспитатель: – каждое утро вы приходите в детский сад –кто-то пешком, кто-то на саночках, кто-то на папиной машине, кто-то на автобусе. Никита каждый день в сад приезжает на автобусе. А вы знаете кто работает на автобусе?

- А что делает шофер?

-Ребята, а что делает кондуктор?

Да продает билеты. Объявляет остановки, следит за порядком в автобусе.

А как называют людей, которые едут в автобусе?

- Конечно людей, которые едут в автобусе, называют пассажирами.

-Ребята, вы знаете, какие правила поведения должны соблюдать пассажиры?

Дети : уступать место пожилым людям, культурно вести себя в автобусе, держаться за поручни.

- А что нельзя делать в автобусе?

Д : кричать, шуметь, баловаться, отвлекать водителя, высовывать голову, руки в окно.

В- Молодцы! По считалке выберем водителя и отправим его переодеваться и проходить медосмотр-ведь водитель отвечает за жизнь пассажиров и должен быть совершенно здоров.

В- По считалке выберем кондуктора и отправим его переодеваться и получать билеты и деньги для сдачи.

А мы пока посмотрим на схемы и выберем –какая подходит для автобуса.

hello_html_m4c4a4dc0.jpg
hello_html_m57eedfe7.jpg
hello_html_366bbabc.jpg

(Дети аргументируют свой выбор и строят автобус из стульчиков)

В – Все готово, водитель и кондуктор занимают места, а пассажиры быстренько подумали-куда будут направляться (в магазин, в гости, на работу и т.п.) и берут необходимые им вещи и предметы (сумки, куклы, инструменты и т.п.)

Далее по ходу игры водитель объявляет остановки, пассажиры едут по своим делам. Предлагаются сюжеты:

- Заболевший ребенок в салоне – кондуктор помогает матери измерить температуру ребенку используя набор первой помощи.

- Автобус останавливает инспектор ДПС и проверяет документы.

- Автобус заезжает на заправку, а пассажиры пока идут в кафе.

- У автобуса спустило колесо, и водитель чинит его, вызвав забрать пассажиров второй автобус.

- Смена водителя и кондуктора закончилась и заступают другие дети – получают эти роли.

Слайды "Дикие животные", мультимедийное оборудование

Пазлы "Домашние животные"

Аудиозапись "Пение птиц", магнитофон.

Игровые роли

Программное содержание:

Учить взаимодействовать в сюжетах с действующими лицами (водитель - пассажир-кондуктор). Закрепить названия транспортных средств. Формировать положительное взаимоотношение между детьми; развивать диалогическую речь; расширять кругозор.

Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Ход игры. Воспитатель:

-Ребята, нас в гости приглашает Маша и Миша в деревню. Поедем в гости? На чем мы с вами поедем? На автобусе желаете? А из чего можно сделать автобус?

(Делаем из стульев автобус).

Кто управляет автобусом? Водитель. Нам нужно выбрать водителя. (Выбираем).

Водитель приготовит инструменты, вдруг придется починить автобус.

Еще в автобусе работает кондуктор. Как вы думаете, что делает кондуктор? Он продает билеты. Давайте выберем кондуктора. (Выбираем). Кондуктору нужна сумка с билетами. Водителя и кондуктора выбрали, остальные ребята будут пассажирами. Пассажиры садитесь в автобус. Пассажирам необходимо купить билет. Кондуктор подходит к каждому ребенку (продает - покупают).

Ну вот, все ребята приобрели билеты, теперь можно ехать. Наш автобус трогается в путь.

Все сели? Би-бип. Поехали. Чшш-ш-ш.

На какой цвет светофора можно ехать? А на какой цвет светофора нужно остановиться?

Поехали. Давайте споем песенку:

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

И в песенке поется о том, как мы живем.

- Первая остановка "База отдыха". Ребята, сегодня жарко можно искупаться. Позагорать. Отдохнуть. Попить лимонад. (Воспитатель берет пустую бутылку из-под лимонада и "наливает" лимонад в "стаканчик" (кулачок), дети повторяют за воспитателем, пью из "кулачка" лимонад). Игра "Плаваем, загораем, отдыхаем"

Игра "Мыльные пузыри"

(Автобус отправляется дальше).

- Вторая остановка "Лес". Давайте прогуляемся по лесу.

Игра "С кочки на кочку" - перепрыгивание из обруча в обруч, лежащий на полу.

Кого можно встретить в лесу? (Перечисляют диких животных. На слайде показать картинки животных)

Игра "Изобрази животного" Дети показывают, как переваливается медведь, как ходит лиса, как прыгает зайчик, как воет волк.

В лесу нельзя шуметь. Давайте скажем "до свиданья" и поедем дальше.

-Третья остановка "Рыбное озеро"

Ребята, в этом озере водится много рыбы. Давайте порыбачим. Шуметь на озере нельзя, а то всю рыбу распугаете. Садимся поудобнее на берегу озера и по очереди порыбачим.

-Вот какие молодцы! Как много наловили рыбы. Отвезем Мише гостинцев. Он нам уху сварит.

Автобус отправляется дальше.

Следующая остановка "Зеленая поляна"

(Расставлены макеты деревьев, на полу разложены силуэты из картона грибов, ягод, цветов). Ребята, посмотрите как много здесь, грибов, цветов, ягод. Давайте соберем и привезем Маше и Мише гостинцев.(Дети собирают и относят воспитателю).

Игра "Соберем грибы, ягоды в корзинку"

Дыхательная гимнастика "Бабочки летят" Дети дуют на бабочек, сидящих на цветках.

Игра "На кого села бабочка?" Воспитатель по очереди садит бабочку то на одного ребенка, то на другого. Объяснить, что мучить бабочку нельзя, мы полюбуемся и отпустим.

Игра "Ловля божьей коровки"

Пальчиковая гимнастика "Божья коровка"

Игра на расслабление "Послушаем пение птиц" (Дети ложатся на коврик слушают аудиозапись "Пение птиц")

Автобус отправляется дальше…

Остановка "Деревня Маши и Миши".

Ура! Приехали! Пойдемте к Маше и Мише поздороваемся, подарим гостинцев, Маше подарим платочек.

(Дети идут в игровую зону, здороваются с персонажами, дарят подарки).

Маша и Миша говорят вам спасибо и тоже хотят вас угостить. Садитесь пожалуйста за стол.

(Дети накрывают на стол: скатерть, чайную посуду. Пьют чай за столом).

Ребята, а в деревне живут домашние животные. Давайте посмотрим на них.

Игра- пазлы "Домашние животные"

Словесная игра"Кто как кричит" (Кошка кричит "мяу". Кошка что делает - мяукает и т.д.).

Ребята, вам понравилось в деревне? Нам пора возвращаться домой. Давайте прощаться.

(Едут и беседуют:

Ребята, скажите, где мы были? (в лесу, на озере, в деревне). Что там делали? (собирали грибы, ягоды, цветы, рыбачили). Как вы думаете, на каком ещё транспорте можно путешествовать? (на машине, поезде, теплоходе). Правильно, молодцы ребята, но в автобусе удобнее путешествовать, потому что в него может вместиться много людей и он может везде проехать! А вам понравилось, путешествие в автобусе? (да)

Конспект

сюжетно-ролевой игры

во второй младшей группе

"Путешествие на автобусе"

Цель : формировать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре.

-Закрепить знания об окружающем мире.

-Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли.

-Расширять представление детей о профессии водителя и кондуктора.

- Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнёрские взаимоотношения.

-Развивать чувства коллектива, игровой опыт детей.

-Развивать творческую активность детей в игре.

-Обогащать словарный запас, память, логическое мышление.

Атрибуты: руль, сумка кондуктора, билеты.

Игровые роли: шофер, кондуктор, пассажиры.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

В: А на чем можно поехать?

Д: Машине, автобусе.

В: Предлагаю поехать на автобусе, потому что нас много. Где взять нам автобус?

В: Хорошая идея. Из чего будем строить?

Д: Из стульчиков.

В: Давайте попробуем построить. Как поставим стульчики? (Как сиденья в автобусе – парами).

В: вот мы с вами построили автобус, чтобы нам поехать на автобусе нам нужно выбрать водителя. (Дети выбирают водителя). Водитель приготовит инструменты, вдруг придется починить автобус.

В: водителя выбрали, кондуктором буду я, остальные будут пассажирами. Вот у меня билеты всем раздаю билеты, и вы все находите свои места.

Когда садимся в автобус, показываем контролеру билеты.

В: Давайте ребята мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.

Д: Нельзя шуметь, баловаться, надо пристегнуть ремни безопасности, надо внимательно слушать водителя и кондуктора, когда она объявляет остановку.

В: К путешествию все готовы? Занимайте свои места.

Водитель автобуса: Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.

В: Поехали. Давайте споем песенку:

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Хорошие соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенку поем,

А в песенке поется о том, как мы живем.

В: А ещё, посмотрите, здесь ручеёк бежит, давайте перейдём его через мостик аккуратно, чтобы ноги не намочить и через кочки перешагнём.

Воспитатель объявляет: Автобус отправляется дальше. Занимайте свои места.

Остановка "Сад и огород".

В: Ребята, вы знаете, что у бабушки в деревне есть сад, где растут…(фрукты) и огород, где растут…(овощи). Какие фрукты и овощи вы знаете?

Игра "Собери урожай".

В: Вот какие молодцы! Отвезем бабушке , а она нам сварит из овощей вкусные щи из овощей и компот из фруктов. А нам пора отправляется дальше.

Следующая остановка "Бабушкина деревня"

В: Ребята, а в деревне у бабушки какие животные живут: дикие или домашние?

Д: живут домашние животные. Давайте вспомним, какие?

Словесная игра на звукоподражание и изменение силы голоса "Кто как кричит" (можно провести в кругу, кидая мяч каждому ребёнку по очереди).

Как поют котята?

Как кричат утята?

Как мычит корова?

А как гусь гогочет?

Напугать нас хочет?

Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, ( присаживаемся)
Встали, ( встаем)
Себя показали (повертелись)
Попрыгали, ( прыгаем)
Потопали ( топаем)
В ладошки мы похлопали ( хлопаем). Бабушка встречает детей и угощает соком, яблоками и т.п

Ребята, вам понравилось в деревне? Нам пора возвращаться домой. Приедем в детский сад и будем угощаться.

Рефлексия: на чём путешествовали, куда ездили, где были, во что играли, что больше понравилось, куда ещё хотели бы поехать, на чём?

Читайте также: