Конспект страна восходящего солнца 6 класс

Обновлено: 01.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с историей и культурой средневековой Японии.

Задачи урока:

  • усвоение новых понятий и терминов (сегун, тенно, синтоизм, самурай, бусидо);
  • отработка умения видеть причинно-следственную связь явлений событий, анализировать письменные исторические источники;
  • актуализировать знания о других странах средневекового мира.

УМК: Бойцов М. А., Шукуров Р. М. "Всеобщая история. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений" М.: Русское слово, 2012.

Оборудование: проектор, компьютер, колонки.

Структура урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Знакомство с темой урока, постановка целей и задач.
  3. Изучение нового материала:
    а) География Японии;
    б) Культура Японии;
    в) Императорская власть;
    г) Нашествия монголов;
    д) Элита японского общества.
  4. Рефлексия.

Ход урока

Япония - Страна Восходящего Солнца

Япония - Страна Восходящего Солнца

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организация начала урока

Включение первого слайда. Приветствие учеников.

Зайти в класс и приготовиться к уроку.

Знакомство с темой урока, постановка целей и задач

Выведение первого слада на экран. И вопрос ученика: о чем сегодня пойдет речь?

По сладу ученики должны догадаться, что речь пойдет об истории и культуре Японии.

Изучение нового материала

1. География Японии. Показ видео фрагмента. Вопросы: На скольких островах находится Япония?

2. Культура Японии.

На с. 252 найдите заимствования, которые стали частью культуры Японии.

3. Императорская власть

Легенда о появлении императорской власти в Японии.

Символы императорской власти в Японии. Императорская процессия.

4. Нашествие страшного врага.

Рассказ о нашествии монголов и священно ветре японцев.

Поскольку для японцев особое значение имеет ветер, они уделяют особое внимание дыхательной гимнастике. На данном этапе учитель предлагает провести дыхательную гимнастику.

5. Элита японского общества.

Предложить учащимся догадаться по изображению, о ком сейчас пойдет речь.

Подробное рассмотрение основных пунктов Бусидо.

Далее идет разговор о тренировке самураев.

Перед любыми тренировками японцы делают разминку. Предлагается учащимся вместе с японцами пройти разминку.

1. Просмотр видео фрагмента.

Ответ на вопрос учителя.

2. Работа с учебником. Поиск заимствований в японской культуре. Ученики делают вывод о том, какая страна сильно повлияла на японскую культуру.

3. Работа с учебником на с. 259. Выключается доска, ученики закрывают глаза и представляют себя на императорской процессии. После этого делятся своими впечатлениями.

4. Определить основную причину, почему монголы не завоевали Японию.

Японская дыхательная гимнастика.

Просмотр видео фрагментов с тренировками самураев.

Разминка самураев (делают все ученики, повторяя за мастером на видео).

Рефлексия

Учитель интересуется у учащихся, что им понравилось больше всего в уроке, что было интереснее всего. Для этого используется символ Японии, который передается из рук в руки ученикам. А кто держит в руках этот символ, тот и делится впечатлениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие будет интересным учителям русского языка и зарубежной литературы в контексте проведения тематической недели японской литературы и культуры в школе.

Учитель русского языка и зарубежной 1

литературы КОШ І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна,

специалист высшей категории

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5 класса

Формирование представлений о культуре, традициях Японии.

Развитие навыков культурного общения

Закрепить умения детей культурно общаться между собою, правильно употреблять различные виды приветствия;

Развивать речевую культуру, умение выразительно читать стихи, загадки, пословицы и поговорки;

Формировать умение составлять авторские загадки и стихи в жанре хокку, хайку; развивать творческие способности учащихся к словотворчеству;

Оборудование:

Ход занятия:

Звучит японская музыка (тихо)

Я очень рада видеть вас, ребята! Пасикока (говорит по-японски). Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети повторяют приветствие по-японски).

В нашей школе проводится неделя культуры и литературы Японии, страны восходящего солнца. Поэтому в кабинете, где мы встретились сегодня, есть фото и картины японской природы, на столах – чайники и цветочный чай, некоторые дети одеты в кимоно – национальную одежду японцев. А ещё в зале звучат мелодии японских песен. Сегодня у меня есть помощники – ведущие программы. Это ваши одноклассники.

Мы поприветствовали друг друга на японском языке. Некоторые из вас, возможно, мечтают побывать в этой удивительной стране восходящего солнца, где вас приветствуют именно так, а ещё низко кланяются с уважением к тому, с кем здороваются.

Какую страну так называют? 3

Дети: (Японию).

Верно! Сегодня мы с вами проведём виртуальную экскурсию в Японию. А мы с моим другом будем вашими гидами.
Эта страна откроет нам много своих тайн. Мы знаем, что вы очень любите узнавать все новое и интересное. Хотите, мы с нашим учителем откроем вам некоторые тайны Японии?

Дети: (Да).

Думаю, что вы знаете, люди какой национальности живут в Японии?

Дети: (Японцы).

Конечно! Основная часть коренного населения – японцы. Очень приветливый и своеобразный народ. Давайте с ними познакомимся.

Презентация. Слайды 2-5
У этих людей необычная внешность. Что особенного вы заметили в их лицах?

Дети: (Узкие глаза желтая кожа. ) 4

Как вы думаете, почему у людей в Японии глаза такой формы?

Дети: ( Там яркое солнце, соленые брызги моря, сильный ветер дует с моря. )

Слайды 6,7,8

Правильно, все эти погодные условия за многие годы сделали так, что у людей в Японии узкие глаза и желтая кожа. Это отличительная черта людей монголоидной расы. Вот и раскрыта одна тайна страны восходящего солнца! И мы можем подарить один лучик нашему солнцу, которое пока нам не улыбается. А поможет мне это сделать тот, кто загадает нам японскую загадку про времена года и явления природы. Среди вас есть такие?

(Выходит один из детей, загадывает загадку всем участникам встречи и после отгадки прикрепляет лучик)

В Японии живут умные и веселые люди, вы видели на слайдах подтверждение этому. Они знают много интересных игр. Мы сегодня научим вас одной из них. Хотите? Тогда вставайте в круг!

А я приглашаю вас снова к экрану. В Стране восходящего солнца 5

люди очень гостеприимны и доброжелательны. Они любят дарить

друг другу подарки. Сегодня вы будете участниками мастер –класса по

изготовлению икебаны, а мы вам в этом поможем

Слайды 9,10,11 (икебана 6 композиций).

- Что вы видите на экране?

Дети: (Цветы, букеты, ветки. )

Эти букеты - традиционные японские подарки. Они называются икебана. Чтобы составить икебану, нужно знать определённые правила.

(Дети делятся на творческие группы по 4 человека и садятся за столы)

Слайд 9

- Куда направлены ветки, цветы в этом букете?

Дети: (Вверх). 6

Поднимите руки вверх. Если ветки направлены вверх, значит, эта икебана рассказывает о радости, веселье.

Слайд 10

- А здесь, как расположены веточки?

Дети: (Вверх и немного в сторону).

- Покажите руками. Это значит, что икебана говорит о спокойствии, равновесии.

Слайд 10

- Вот еще одна цветочная композиция, в ней все цветы направлены в сторону и немного вниз (показ). Попробуйте догадаться, какое настроение спряталось в этом букете.

Дети: (Может быть грусть, печаль. )

- Теперь вы знаете правило составления икебаны. А значит, открыли для себя еще одну тайну Страны восходящего солнца. Ведущие помогут вам закрепить ещё один лучик на модели солнца. А сделает это тот из вас, кто тоже знает японские загадки о природе, цветах и загадает их.

(Выходит ученик, который загадывает загадки о цветах и, дождавшись отгадки, прикрепляет очередной лучик солнца)

- Хотите сами составить такой букет-настроение?

Дети: (Да). 7

На столах приготовлены листки цветной бумаги для изготовления цветов сакуры – японской вишни - и ветки. Ваша задача - украсить ветки цветами и составить икебану.

Я приглашаю вас к творчеству! Обязательно договоритесь в своей группе, какое настроение будет у вашего букета, о чем он будет рассказывать. Модели-правила можно смотреть на слайдах. У вас получится красиво, я уверена! А мои помощники вам помогут!
(практическая работа детей под японскую музыку)

Вы справились с работой! Чтобы посмотреть, какие икебаны получились, встаньте свободнее, полукругом, и каждая группа пусть презентует свою работу.

(Идёт презентация икебан)

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: (Когда поработаешь, можно и отдохнуть).

Вы хорошо потрудились, и пришло время отдохнуть!

Проходите на свои прежние места. Посмотрите на экран 8

Слайды 11,12

- В Японии принято отдыхать во время чайной церемонии. Это необычное чаепитие. Обратите внимание, люди сидят на полу. Их ноги поджаты под себя, спина прямая. Эта поза помогает сохранять правильную осанку и улучшает кровообращение. Не зря японцев считают самой здоровой нацией в мире. Хотите тоже побывать на чайной церемонии?

Дети: (Да).

Тогда проходите к столу, где стоят чайники и чашки, представьте, что вы опускаетесь на колени и присаживаетесь на пяточки, как настоящие японцы. Какие у вас прямые спины, мне очень приятно на вас смотреть. А я, как хозяйка чайной церемонии, заварю для вас цветочный чай. Мои помощники помогут раздать чашки.

(Заваривается чай в заварочные чайники, разливается по чашкам ).

- Именно такой пьют в Японии, разливая его в чашки всего на 2 глотка. Во время чайной церемонии ведут беседы, читают необычные стихи, написанные в определённом жанре – хокку или хайку. Вот одно такое стихотворение:

Бабочка, не спи,
Проснись же поскорей,
Давай с тобой дружить.

Ветер налетел, 9
Листья сорвал.
Осень.

- Вы сегодня должны были подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца хокку и хайку. Начинаем наш конкурс!

(Дети читают наизусть подготовленные дома стихи, подводится итог конкурса, победителям вручаются сладкие сувениры)

- А хотите вместе придумаем японское стихотворение?

Дети: (Давайте попробуем!)

- Я начну, а вы продолжите:

Я смотрю на прекрасный букет,
Он.
Дети: (Дарит мне радость! Такой красивый! Такой радостный!)

Ведущая 1: Разрешите мне тоже вместе с вами сложить стих-хокку, вот первая его строка: мы сделали цветы сакуры…

Дети: (Они такие красивые. Сложим икебану)

А теперь попробуйте сложить свой стих самостоятельно. Тему выбираете сами. Тот, кто сделает это первым, прикрепит следующий лучик до солнца.

(Дети сочиняют стихи, первый справившийся с заданием крепит лучик до солнца)

- Вы узнали еще одну тайну Японии – научились сочинять японские стихи. И у нашего солнца появился уже четвёртый лучик. Наше солнце уже улыбается нам. 10
- Вот и чай почти распустился, а пока я его разливаю, скажите:
Какие тайны Японии вы сегодня узнали?
Какая тайна особенно вас удивила? Что вы можете рассказать своим одноклассникам и родителям дома о Японии?

- А сейчас вы познакомитесь с ещё одной тайной Японии. Она связана со спортом. К нам пришли в гости два японских борца, которые одеты в кимоно и покажут нам несколько приёмов японской борьбы.

- Скажите, как называют одежду японских спортсменов?

Дети: (кимоно)

- Правильно. А как называется японская борьба?

(два ученика демонстрируют приёмы борьбы. Потом они крепят очередной лучик к солнцу)

Ребята, я приготовила вам сегодня к нашей встрече фото о Японии и картины японской природы. Глядя на них, вы всегда сможете рассказать о Японии своим друзьям, одноклассникам.
Есть еще 1 лучик свободный, это тайна Японии, которую вы сами сможете открыть и добавить на картину.
А икебаны пригодятся вам для украшения.

Подведение итогов:

- Что Вам понравилось сегодня на уроке?

- Как японцы здороваются друг с другом?

- А какие слова приветствия говорим мы на украинском языке?

- О каких традициях японского народа мы сегодня узнали?

- Какие особенные стихи читали ваши друзья? Спасибо за хорошее настроение на уроке и умение быть толерантными!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Япония расположена к Востоку от Китая и Кореи на нескольких тысячах островов (из них четыре крупных).

2. Климат Японии благоприятен для земледелия , но занятие им требует большого труда: острова в основном гористые, земель для обработки мало.

3. Япония отличается очень живописными ландшафтами , поэтому японцев характеризует удивительно чувство красоты .

3. Япония отличается очень живописными ландшафтами , поэтому японцев характеризует удивительно чувство красоты .

Искусство Японии проявилось в утонченной поэзии и живописи, в искусстве составлять икебаны и разводить сады .

Искусство Японии проявилось в утонченной поэзии и живописи, в искусстве составлять икебаны и разводить сады .

4. Огромная роль моря в жизни японцев: - Источник пищи - Естественная защита от внешних вторжений, в частности кочевых племен , оказавших огромное влияние на историю других стран Востока .

4. Огромная роль моря в жизни японцев:

- Источник пищи

- Естественная защита от внешних вторжений, в частности кочевых племен , оказавших огромное влияние на историю других стран Востока .

Кацусики Хокусая

- Климатические катастрофы

Огромные волны ( цунами ), землетрясения и извержения вулканов заставляли японцев учиться противостоять стихии, восстанавливать разрушенные города и деревни.

Так в японцах вырабатывались такие качества, как трудолюбие и дисциплинированность .

Айны 5. Население японских островов. 40 тыс. лет назад – начало заселения архипелага людьми. Предки современных японцев переселились на острова с материка, постепенно вытеснив местные племена, такие как айны острова Хоккайдо . 6. Культурные заимствования у Китая. Японцы заимствовали у Китая чай и рис, достижения военного дела и медицины, иероглифы. Китайский буддизм мирно уживался с местными верованиями – синтоизмом и анимизмом .

5. Население японских островов.

40 тыс. лет назад – начало заселения архипелага людьми.

Предки современных японцев переселились на острова с материка, постепенно вытеснив местные племена, такие как айны острова Хоккайдо .

6. Культурные заимствования у Китая.

Японцы заимствовали у Китая чай и рис, достижения военного дела и медицины, иероглифы. Китайский буддизм мирно уживался с местными верованиями – синтоизмом и анимизмом .

7. Название страны.

2. Особенности развития государства Императрица Химико 1. III век – легендарное государство Яматай (правительница Химико ) 2. IV – VIII вв. –период государства Ямато . Яматоские монархи подчинили себе обширные земли японского архипелага, положив начало образованию единого государства. Государство представляло собой аристократическую федерацию , состоявшую из знатных родов (домов).

2. Особенности развития государства

Императрица Химико

1. III век – легендарное государство Яматай (правительница Химико )

2. IV – VIII вв. –период государства Ямато .

Яматоские монархи подчинили себе обширные земли японского архипелага, положив начало образованию единого государства.

Государство представляло собой аристократическую федерацию , состоявшую из знатных родов (домов).

3. Союз аристократии возглавил знатный дом, правители которого приняли титул императора – микадо . 4. Императоры считались богами, но при этом не обладали реальной властью. От их имени страной управляли наиболее влиятельные князья ( с XII века – военачальники- сегуны ). Слабость императорской власти привела к периоду феодальной раздробленности Японии. Император Камму Большие императорские покои в городе Хэйане (совр. Киото)

3. Союз аристократии возглавил знатный дом, правители которого приняли титул императора – микадо .

4. Императоры считались богами, но при этом не обладали реальной властью.

От их имени страной управляли наиболее влиятельные князья ( с XII века – военачальники- сегуны ).

Слабость императорской власти привела к периоду феодальной раздробленности Японии.

Император Камму

Большие императорские покои в городе Хэйане (совр. Киото)

3. Самураи

1. Самураи находились на службе у знатных князей – дайме .

2. Военное дело , как профессиональное и наследственное занятие.

4. Согласно бусидо, самурай , не уберегший своего хозяина от смерти, обязан был совершить ритуальное самоубийство – сэппуку . Разрезая себе живот, воин выпускал душу из тела (согласно учению Дзен жизненным центром человека была брюшная полость) и тем самым избегал позора.

4. Согласно бусидо, самурай , не уберегший своего хозяина от смерти, обязан был совершить ритуальное самоубийство – сэппуку .

Разрезая себе живот, воин выпускал душу из тела (согласно учению Дзен жизненным центром человека была брюшная полость) и тем самым избегал позора.

XIII век – отражение попыток монгольского хана Хубилая захватить Японию. 1. 1274 год – первое вторжение монголов в Японию. Огромный флот с экипажем численностью до 37 тысяч человек погиб у острова Кюсю во время страшного тайфуна.

XIII век – отражение попыток монгольского хана Хубилая захватить Японию.

1. 1274 год – первое вторжение монголов в Японию.

Огромный флот с экипажем численностью до 37 тысяч человек погиб у острова Кюсю во время страшного тайфуна.

2. 1281 год – второе нашествие.

Численность флота составляла 3 500 кораблей и достигала 100 000 человек.

Конспект урока по ИЗО

· Развивать творческие способности при создании работы фломастером.

· Формировать умения работать в графической технике

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • Умеет дисциплинировано, аккуратно и самостоятельно работать на уроке

Познавательные:

Коммуникативные:

· Умеет слушать одноклассников и учителя.

· Выполняет работу при помощи фломастера в графической технике

Оборудование : ПК, презентация, листы А4, черный фломастер, карандаш, ластик, музыка фоновая, образец рисунка

Используемая литература: методическая разработка по урокам ИЗО в 4 классе;

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые результаты

Добрый день! Меня зовут Полина Андреевна, и сегодня урок изобразительного искусство проведу у вас я.

Проверим, всё ли у вас лежит на парте. У вас должно быть: один альбомный лист А4, карандаш, ластик, черный фломастер

• Умеет слушать одноклассников и учителя.

Предлагаю вам отгадать загадку, слушайте внимательно

«Две буквы Я есть в данном слове,

И между ними лошадь Пони;

Все вместе, целая страна

- Что вы уже знаете о Японии?

самый высокий вулкан Азии Фудзияма (Фудзи), расположена более чем на 4 тыс. островах, столица Токио

•Проявляет бережное отношение к природе.

• Умеет слушать одноклассников и учителя

А, вы догадались, о чем сегодня пойдёт речь?

Сейчас я вам расскажу немного о Японии, а вы слушайте внимательно, в конце рассказала, я задам вам вопросы!

Япония – это великая страна восходящего солнца, островное государство, расположенное в Великом (Тихом) океане на востоке Азии.

Жители Японии называют свою страну страной восходящего солнца, так как она расположена на островах Тихого океана и раньше других встречает рассвет, приветствуя солнце

Япония находится на архипелаге, который состоит из 6850 островов.

Цветок сакуры – национальный символ Японии. Сакура стала любимым цветком японцев – символом мимолетной красоты.

Гора Фудзи, расположенная всего в 100 км от столицы Японии – Токио, является предметом поклонения жителей страны. Фудзи в ясную погоду выглядит потрясающе красивой.

Фудзияма является символом Японии. Фудзияма имеет идеальную симметрию, поэтому японцы считают ее эталоном красоты. Очертания кратера имеют сходство с цветком лотоса.

Природа Японии богата яркими красками и удивительно красивыми пейзажами.

В Японии, часто можно встретить необычные сооружения жители страны их называют Пагодами. Пагода - это Священная многоуровневая башня, используемая в качестве храма.

Ее ярусы символизируют ступени восхождения на Небеса, а их уменьшающиеся размеры - движение вверх, в бесконечное и безграничное.

Они красивы и разнообразны, имеют различное количество ярусов, часто ярко раскрашены и удивительным образом украшены.

Читайте также: