Конспект урока что в имени твоем

Обновлено: 03.07.2024

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием. Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Содержимое публикации

Родной язык.

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имен людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей.

Развивающая

Научить образовывать полную форму имен. Узнать использование имен в пословицах, русских народных сказках, формировать умение обращаться друг к другу по именам, воспитывать культуру речи. Развивать память, мышление, речь. Развивать умения работать с литературой, умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме;

Тип урока: изучение нового материала.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы рады видеть всех детей здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Давайте улыбнёмся друг другу. Какие у всех сразу стали весёлые лица!

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

-Ребята, как называются люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга?

Ответы детей: семья.

- В одной дружной семье появился малыш. Глядя на своего малыша, родители сразу начинают над чем-то задумываться.

- О чём задумываются родители?

Ответы детей: какое имя дать ребёнку.

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена.

Среди сотен самых разных

В каждом имени есть свет

В каждом – солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрслым дарят море свет

Этим светом все согрето

-Правильно, родители думают, как же им назвать малыша, какое имя дать, ведь имя остаётся с малышом навсегда.

Сегодня мы поговорим о наших именах.

Но сначала — разминка. Проверим, хорошо ли вы знаете имена героев русских народных сказок и былин.

- Знаете ли вы, что ваше имя тоже имеет историю?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя у человека возникло не случайно. Шли годы, прежде чем древние люди придумали способ, выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени.

Какое разнообразие имён встречается вокруг нас с вами!

Имя присваивается человеку при рождении. Сейчас мы почти точно можем определить по имени принадлежность человека к тому или иному народу.

А вы знаете, как звучит имя Иван в других странах?

Такое распространённое в России имя, как Иван, в Англии будет звучать как Джон, во Франции — Жан, в Испании — Хуан, в Германии — Ханс, в Италии — Джованни.

В Древней Руси имён было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они черты характера или внешние особенности человека.

У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Злата, Василиса, Матвей, Ермолай, Мариника.

Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.

б) - Имена бывают полные и краткие. Давайте поиграем. Я буду называть краткое имя, а вы — полное.

Леша (Алексей), Леня (Леонид), Женя (Евгений), Вова (Владимир), Саша (Александр), Рома (Роман),

Света (Светлана), Катя (Екатерина), Лена (Елена), Настя (Анастасия), Надя (Надежда), Вера (Вера), Вика (Виктория), Саша (Александра), Лара (Лариса), Таня (Татьяна), Люда (Людмила).

в)А теперь послушайте стихотворение И. Бардина и скажите, как зовут мальчика, о котором идет речь.

Лежит возле клумбы. Забытая лейка.

— Кто здесь тебя бросил?

Грустят у песочницы

— Кто здесь вас оставил?

Про нас он забыл

И с друзьями играет.

За ним собирает.

Андрейка и Андрюшка — это уменьшительное от полного имени Андрей. Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя.

Дети передают по кругу шар в виде сердца и называют соседа ласковым именем. Например: Лёвушка, Настенька, Мишенька и т.д.

-Да, дети, ласковое имя лучше мягкого пирога!

Люлю, люлю, люленьки,

Прямо Шуре в люленьку,

Сели гули на края,

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гули гулевать,

Стала Шура засыпать,

Спи-ка, Шуренька, поспи,

Ручки белые прижми,

Глазки, милая, сожми,

Стали гули гулевать,

Стали гули ворковать,

Чем нам Шуреньку питать?

Сахарком ли, медком,

Или кашкой с молочком?

Она сахару не ест,

Меда в рот не берет,

Уж мы съездим во торжок,

Купим Шуреньке горшок,

Крупки маленький мешок,

Будем печку топить,

Будем кашку варить,

Будем Шуреньку кормить,

г) ЗАДАНИЕ: назвать имена, которыми можно назвать и девочек, и мальчиков.

- Будет ли различаться полная форма имени у мальчиков и девочек?

(ЕВГЕНИЙ – ЕВГЕНИЯ, АЛЕКСАНДР – АЛЕКСАНДРА)

- Оказывается всё растёт: росточек вырастает в большое дерево, цыплёнок превращается в петуха или курицу, мальчик и девочка вырастая, становятся взрослыми мужчиной и женщиной. Имя растёт вместе с нами.

-Давным-давно в п. Ленинский у молодых родителей родилась здоровенькая девочка и назвали её СВЕТОЧКА, мама звала Светочка, папа просто Светуля. Шло время, пошла девочка в детский сад, потом в школу. Звали её уже Светлана. Девочка долго думала кем стать, когда вырастет, где работать, и решила, что будет работать с маленькими детьми в школе, стала учителем. И теперь все зовут Светлана Геннадьевна.

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы, растёте, и вместе с вами растёт имя. Машенька станет Марией, Настенька - Анастасией.

-Саша, как тебя будут звать?

-А что есть кроме имен у человека? (Еще у человека есть отчество).

-Интересно отметить, что на Руси отчество указывало на происхождение и родственные связи человека. Отчество образуется от имени отца, отчество нам дарит папа. Например, Виктор – Викторовна, Павел- Павловна.

- Какое отчество у тебя?

-Сейчас, мы с вами проверим, как вы знаете отчества. Я называю мужское имя и кидаю мячик, а вы ловите и называете отчество к этому имени. Иван, Петр, Семен, Валерий.

Закройте глаза. (Звучит музыка). А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи? Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

Откройте глаза, найдите ту звезду, которая вам понравилась и назовите её своим именем, но именно тем, которое вам нравится, и вы хотите, чтобы мы вас звали именно так.

5. Закрепление знаний.

а) -А теперь необходимо в конце каждой второй строчки вставить имя, такое, чтобы оно рифмовалось с последним словом первой строки.

С горы на санках несся вниз

Веселый, озорной . (Денис, Борис).

Протекала крыша наша,

И помог нам мастер . (Саша, Паша).

В воскресенье встала рано

Пол подмел сегодня в классе

Наш дежурный Сомов . (Вася).

Только что промчался мимо

Мой сосед Григорьев . (Дима).

Решала задачку про мандарины

Отличница наша Петрова Ирина).

Влезла в лужу по колено

На картинке — Бармалей.

Нарисовал его . (Андрей, Сергей).

б)Разгадать шарады.( слайд)

в) -Имена есть у всех людей и даже у героев сказок и мультфильмов.

➢ «Все называют меня краса — длинная коса. (Варвара.)

-Какие имена вы запомнили на уроке?

-Какие одинаковые имена можно давать и девочкам и мальчикам?

-Какое имя вам нравится больше всего? Почему?

-Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось? Что запомнилось?

Будь же всегда достоин

Будь прям, и правдив, и спокоен,

И с честью носи его!

-Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Список используемой литературы

Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия русских имён. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.

Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2004.

Я, Ты, Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.: О.Л. Князева.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

Цель :Вызывать у детей интерес к происхождению имен. Знакомство с некоторыми историческими сведениями о возникновении имен и фамилий, с правом каждого человека на имя. Развивать любознательность. Расширять кругозор. Обогащать и активизировать словарь: имя,фамилия, право, значение, святцы, именины, день ангела, история, православный, Кутузов,Чайковский.

Ход занятия.

Вы правы, конечно же,без имени. Каждое имя и каждая фамилия имеют скрытое значение, тайну своего происхождения. Сегодня вы узнаете много интересного об именах и фамилиях.

Получили этот дар и вы. Все ваши имена пришли из далекого времени, из разных стран, от различных народов. Каждое имя имеет свою историю и свое значение.

Ребята а кто из вас знает значение своего?

(всем детям дарятся карточки со значением имени)

Дети : (предполагаемые ответы)

(дети стоят в кругу и называют ласково своего соседа по имени).

Как зовут меня? Как зовут твою маму? папу?

Педагог :народ придумал много поговорок, пословиц, загадок об имени человека. Я назову некоторые, а вы попробуйте объяснить.

Хорошо и там и тут,где по имени зовут.

У милого дитяти много имен.

С именем Иван, без имени болван.

(дети объясняют пословицы)

Педагог: а теперь отгадайте загадку.

Нас не было,а оно было

Нас не будет –оно будет.

Никто ни у кого его не видит

А у каждого оно есть. (имя)

Дети образуют круг, по считалке выходит водящий в круг, дети идут по кругу и поют:

Водящий идет в кругу навстречу детям. возле кого он (она) остановился тот называет имя водящего и каждый раз по разному надо назвать. Например: Ваня, Иван, Ванюша, Иванушка, Ивашка, Иванчик. (Дарьюшка, Дашута, Данюша, Дарина,Даринка, Дарена, Даренка, Викторина, Виктуля, Витуша,Витяня, витуша,Туся,Тоша, Вира. Вера, Веруня, Ника, Роня, Никаша, Никуша. Настасья, Настася, Ната, Нася, Нюся, Настена, Настюха, Настюша. Артемий, Тема, Артюха. Кир,Кирюха, Кириллий.

Педагог :имя человека может быть прославлено. Например:

Знаменитый человек умер,а имя о нем помнят люди. Таковы имена выдающихся людей искусства, писателей, поэтов, полководцев, композиторов. А каких выдающихся людей вы знаете?

Ответы детей: Исаак Левитан, Иван Шишкин, Корней Чуковский и другие.

До наших дней дошли имена многих святых (фото икон).

У каждого человека есть право не только на имя,но и право на фамилию. Что такое фамилия? (ответы детей).

Фамилия –это что такое? Фамилия –это имя семьи человека. Она передается по наследству из поколения поколению. Фамилия появилась в 16 веке, это 500 лет назад. Первые фамилии были у знатных,богатых людей.

По фамилии отражались род занятия людей, место рождения, или прозвища. Например: Свечников- изготавливали или продавали свечи. Акимушкины—родился в деревне Акимушки. А как вы думаете,как произошла фамилия Весельчаков? Сероглазов? Дымков?

А вот фамилия великого полководца Кутузов (показ фото)

При помощи этих книг можно узнать примерное значение фамилий.

Его фамилия произошла от названия украинского села Чайка. Он из рода прославленных казаков (показ фото)

Какой известный художник написал эти картины?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок 2.doc

Тема: Что в имени моем

акцентирование внимания детей на важности этой духовной ценности, его значения для судьбы человека;

формирование у ребенка уважения к общечеловеческим традициям наречения имени.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, игра, практическая работа.

2. Минутка тишины

3. Поговорим

Имя человеку очень дорого. Имя каждого человека на Земле – это тайна, которую должен знать каждый. Наши имена разнообразны и красивы, и мы любим их. Имя для человека имеет глубокий смысл и в какой-то степени может оказать влияние на его судьбу.

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна. У каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными.

Личные имена – это имена, которые присваиваются при рождении людям, под которыми они известны не только для общения, но и в документах.

Кто сможет привести пример личных имен? (Ответы детей).

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению.

Новые имена появились после того, как происходили какие-то события. После революции 1917 года появились имена Искра, Октябрина, Владлен, Майя, Ким, и т.п. А во время Великой Отечественной войны немецкие имена Адольф, Фриц приобрели негативную окраску. Заимствовались имена у других народов: Виолетта, Жанна, Эдуард, Артур, Марат.

Имя ребенку родители дают не вдруг и не случайно. Имя, как величайшее сокровище семьи и рода, передается из поколения в поколение. Общеизвестно, что имя ребенку дается в большинстве случаев в честь бабушки, дедушки, отца, матери. Например, в королевских семействах Европы и в дворянских семьях царской России это было закономерным явлением. В русской истории было два царя Николая, три Александра, четыре Ивана. А знаете, дети, какой смысл был в этом? Мальчик, носящий имя своего рода, становился наследником своего рода, его традиций и духовных ценностей. Благодаря этой традиции крепнут устои семьи. Так, например, во многих семьях современных казахстанцев, где живет эта традиция, сильно развито чувство единства семьи.

А теперь поговорим о том, почему вас назвали именно так? (Дети рассказывают).

4. Обратимся к учебнику

Имя человека – это личное название человека, даваемое ему при рождении. (Дети читают это определение. Запоминают его).

Летом Ботагоз приехала на каникулы в аул. Весело в гостях у бабушки: можно весь день на лугу играть и в реке купаться.

Пришла однажды Ботагоз с прогулки, а бабушка говорит:

– Ты знаешь, у Жакыпбека во дворе верблюжонок родился!

Захотелось Ботагоз его посмотреть, и пошли они к Жакыпбеку. Встала девочка перед верблюжонком и глядит ему прямо в глаза. А они красивые, ясные!

– Что ты, внученька, так на него загляделась? – спрашивает бабушка.

– Да, правда, они красивые, совсем как у тебя! Вот почему тебя так назвали! – и бабушка поцеловала внучку.

О чем этот рассказ?

Как зовут девочку?

Как переводится ее имя на русский язык? (Ответы детей).

Мы прочитали интересный рассказ. А кто из вас знает, что обозначает ваше имя? (Ответы детей).

Тайна моего имени

Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными. Словно дорогая оправа, подчеркивают девичью красоту имена: Гаухар – бриллиант, Маржан – коралл, Меруерт – жемчуг. Не уступают им в благородном блеске и Алтын – золото, варианты: Алтынай – золотая луна и Алтыншаш – золотые волосы, Кумис – серебро, Динара – золотая монета арабского происхождения.

Еще охотнее казахи сравнивают девичью красоту – с красотой цветка.

Когда в казахской семье рождается долгожданный ребенок, он, скорее всего, будет назван одним из имен: Арман – мечта, Мурат или Максат – цель, желание, символизирующим исполнение заветного желания родителей. Естественно желание любого родителя видеть своего сына здоровым, счастливым и богатым. Соответственно этому желанию и имена детей, которые звучат так: Аман и Есен – здоровый, благополучный, Сагдат – счастье, Бактияр – счастливец, Асхат – счастливейший, Саги – удачливый, Байбол – будь богатым, Гани – богатый, Даулет – богатство, достояние.

Согласно преданию народа, сегодняшний ребенок завтра непременно станет взрослым мужчиной. А настоящему джигиту недостаточно быть просто здоровым. Он должен иметь недюжинную силу, мощь, кипучую энергию. Поэтому ребенка – мальчика называют такими удивительными именами, как Куат – мощь, Кайрат – сила, энергия, Алпамыс – силач, великан, Болат – сталь, Сабит – крепкий.

Давайте попробуем научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе по теме:

Цели урока:

Познавательная

Познакомить учащихся с миром имен, их историей, значением и своеобразием.

Дать представление о происхождении имени людей, вызвать интерес к собственному имени. Показать связь имен с историей определенной эпохи.

Развивающая

Развивать умения работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом; вызвать интерес к особым словам – именам.

Сформировать умение выявлять связь имен с историей государства, профессией; умение работать в группе и индивидуально; формулировать выводы.

Воспитательная

Воспитать человеческое достоинство, уважение к личности.

Подготовительный этап:

2. План сбора материала:

а) выясни, что означает твое имя, из какого языка оно пришло в русский язык;
б) спроси у родителей, почему они выбрали для тебя именно такое имя, чем они руководствовались (имя понравилось своим звучанием, назвали в честь кого-либо из родственников или известных людей, назвали по святцам в честь какого-то святого, другие причины);

Оборудование: интерактивная доска для отображения текстов, литература о происхождении имён, книги-словари об именах и фамилиях; на доске записано число и тема урока.

Используемые методы: словесный, наглядный, исследовательский, методы устной и письменной работы, анализ и синтез.

Приложение 1: кроссворд

Приложение 2: (собирается после проведения урока): карточки с высказываниями ребят о своих именах, результат исследовательской работы (наиболее частые имена в школе)

1.Организация начала урока.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Слово учителя:

- Тема нашего занятия связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое.

- Кто Я? – вы не задавали себе такой вопрос?

- Вы рождаетесь и выбор имени своему ребенку – нередко единственному, всегда проблема для родителей.

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.”, – так писал Гомер – древний греческий философ, поэт (текст отображается на интерактивной доске).

Запишите в тетрадях число и тему сегодняшнего урока (запись на доске)

3. Изучение нового материала.

Слово учителя

- Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других.

- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

- Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.
Существует мнение, что первыми словами на земле были имена собственные. Они нужны для того, чтобы выделить, отметить одного человека в толпе людей. По имени окликают человека. Но не все на земле считают, что свое имя нужно оглашать каждому, кто о нем спросит. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека – его душа. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.
В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива.
Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, изнашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.
Чтобы обмануть злых духов, родители меняли имя больного ребенка. Люди верили, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению.

- Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя.

Учащиеся приводят пpuмepы пословиц.

Всяк человек свое имя знает.
Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
От доброго дерева добрый и плод.
Береги честь смолоду.
У него доброе имя.
Не позорь моего имени.

- В каждой пословице – свой скрытый смысл, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.

- Назовите известные вам (учащиеся приводят примеры дразнилок, частушек)

- Так что такое имя? И трудно ли его выбирать. Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов (отображаеся на доске):

Дед старался для внучонка
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко
Товий, Муций, Свен, Арфей.

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней
Гелий, Атом, Космодром.

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором
Эдвин, Мельвин, Сельвин, Джон.

Бабка с нехристями знаться не желает
И сама вносит лепту в святцы
Псой, Сысой, Кузьма, Фома.

Сочинительством премудрым
Заниматься вчетвером
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

- Почему спорщикам удалось договориться? (из любви к ребенку дали все же понятное всем имя)

- В разные времена популярными были определенные имена. Так в 18 веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, и дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем – то уподобиться матушке – царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изучением собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся в разное время года существуют свои особенности.

Выступление учащихся

Послушаем, что нам скажут ребята

- Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точным наукам.

- Весенние люди – легко уязвимы и физически, и морально, нерешительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень талантливы, у них чувство юмора, хорошая память, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам.

- Летние – добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чужому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настойчивые, трудолюбивые. Не злопамятны, натуры широкие, не мелочные.

- Осенние – универсальны, расчетливы, рассудительные, серьезные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно. Хорошие дипломаты, усердны, старательны, принципиальны. Имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Слово учителя

- Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. В разные эпохи давали имена, отражавшие время, в которое живут люди, например: называли детей именами Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын – Рево, дочь – Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. 20 века после Великой Октябрьской революции. В эту эпоху научных открытий давали имена Атом, Неон, Протон и др. имена необычные, не христианские. И вот Маршак написал “В защиту детей”. Прослушаем это стихотворение (отображается на интерактивной доске).

Если только ты умён
Ты не дашь ребятам,
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.

Для друзей искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец
Дочь свою Идея.

А один оригинал
Начинён газетой
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.

Самостоятельная работа

- Выпишите имена из стихотворения (стихотворение отображается на интерактивной доске) Записи производите в рабочих тетрадях.

Выступление учащихся

-Какова история вашего имени.

Слово учителя

Незаслуженно забытые имена.

В огромном необъятном океане имен мы используем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по - новому. Конечно, не стоит, наверное, восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забывать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко распространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, причем во многих странах есть имя Иван. Русские имена давали в соответствие с тем, какие были в святцах (церковный календарь), из них выбирали имя ребенку при крещении.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Исследовательская работа

- Сейчас мы проанализируем имена ребят, обучающихся в нашей школе, и выявим самые распространённые имена для Черногубовской школы среди девочек и мальчиков.

- Так как нас в классе немного, мы не будем делиться на группы, а каждый выпишет имена учащихся определённого класса (индивидуальная работа), а затем вы объединитесь и составите общий вывод (совместная работа). Один из вас (по вашему выбору) озвучит результаты вашего исследования.

5. Контроль и проверка знаний

Читайте также: