Конспект стилистические фигуры речи

Обновлено: 02.07.2024

Цели : обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.

Тип урока : комбинированный.

Методы : исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

Примерные темы мини-исследований, позволяющие реализовать цели урока:

· Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова.

· Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Материал для учителя .

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства), основанные на переносном значении слов, и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средст ва дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

Синонимы (контекстные, языковые) – близкие по смыслу слова

Скоро – вскорости – на днях –
не сегодня-завтра, в недалеком будущем

Антонимы (контекстные, языковые) – противоположные
по смыслу слова

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лек-
сическому значению одному
слову

Архаизмы – устаревшие слова

Дружина, губерния, очи

Диалектизм – лексика, распро-
страненная на определенной территории

просадить деньги, глубинка

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Метафора – перенос значения слова по сходству

Олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу

Отговорила роща золотая

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень

Яркий, как солнце

Метонимия – замена прямого назва-
ния другим по смежности (то есть на основе реальных связей)

Шипенье пенистых бокалов (вместо пенящееся вино
в бокалах)

Синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

Белеет парус одинокий (вме-
сто: лодка, корабль)

Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность

Куда ты скачешь, гордый конь?

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах

Весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь

Гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого

В сто сорок солнц закат пылал

Литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

Эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот

Пришел, увидел, победил

Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом

Железная правда – живой
на зависть,

Железный пестик, и железная завязь

Каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента

Риторическое восклицание (вопрос, обращение) – восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений

Молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет

Многосоюзие – повтор избыточного союза

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Бессоюзие – построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова

Я за свечкой – свечка в печку

Инверсия – непрямой порядок слов

Изумительный наш народ

Антитеза – противопоставление (часто выражается через союзы а, но, однако или антонимы)

Где стол был яств, там гроб стоит

Оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

Живой труп, пожар льда

Цитирование – передача в тексте чужих мыслей, высказываний с ука-

занием автора данных слов

Ряды однородных членов предложения – перечисление однородных понятий

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта

Парцелляция – предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы

Я видел солнце. Над головой

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6) Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9) Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле Земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения Земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора), – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

По В. Солоухину

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

3) вводные слова и вставные конструкции;

5) развернутая метафора;

7) вопросно-ответная форма изложения;

9) однородные члены предложения.

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное употребленный, и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово – оригинальная. Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: оригинальная болезнь. Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ Земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее, даже наоборот – автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

3. Этап закрепления и применения изученного.

(6) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7) Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8) Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9) Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчеркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(25) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на мое лицо. (26) Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27) Он взял меня на руки и прижал к себе. (28) Шепотом он рассказал маме, что дошел до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29) Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31) А он долго потом болел двусторонним воспалением легких.

(32) …Мои дети недоумевают, почему, наряжая елку, я все гда плачу. (33) Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под елку и кладет голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34) Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

По Н. Аксёновой

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29–А31, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;

Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).

Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)

Изумительный наш народ;

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)

Тип урока : повт орение и об общение изу ченного материала .

- показать роль т ропов и фигу р речи в текстах художествен ного стиля;

- воспитывать л юбовь и уважение к бог атству и многообраз ию русского

- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2013: у чебно - методическое пособие /

Н.А.Сенина. – Рост ов н/Д: Легион, 2012. (Готовимс я к ЕГЭ). Стр. 130 словарь

II . Повторени е и углубление ранее и зученного материала.

- Спишите текст, вставьте пропу щенные знаки п репинания .

Дивно устроен н аш свет! Тот име ет отличного п овара но к сожале нию такой

маленький рот чт о больше дву х кусочков никак не м ожет пропу стить; другой

имеет рот вел ичиной в арку Главного Штаба, но, у вы! Должен

довольствоватьс я каким - нибудь неме цким обедом из карт офеля.

- Какие тропы ис пользует ав тор, чтобы подчеркну ть создаваемый к онтраст?

( Литота - троп, со держащий непомер ное преуменьше ние предмета, с илы,

( Гипербола - троп, с одержащий неп омерное преу величение силы, разме ра,

Использу я справочники лингв истических терми нов, учащиеся всп оминают

Гипербола – троп, с одержащий неп омерное преу величение силы, разме ра,

Перифраза – тр оп, состоящий в заме не обычного однословного назв ания

какого – либо предмета описательны м выражением: город на Неве в место

Санкт – Петерб ург, белокаменн ая столица Росси и вместо Москва.

- А что же такое ф игуры речи? Для ч его они служат в тексте?

( Стилистическ ие фигуры, кото рые называются р иторическими фи гурами

или фигурами речи, служат д ля создания обр азной речи, усиления

выразительност и текста. Стилист ические фигуры – это особые

Очень выразитель ными фигу рами речи являются ана фора и эпифора.

Анафора – эт о повт орение отдельн ых слов или оборотов в начале

Повторяемое в н ачале каждой строк и слово полу чает значитель ную

эмоциональну ю нагрузку , усиливает параллелизм строения отр ывка и его

Эп ифора, или конц овка, - это повторение сл ов или выра жений в конце

Мне бы хотел ось знать, отчего я титу лярный совет ник? Почему именно

Широко рас пространена в ху дожественной речи, в поэзии, в фоль клоре такая

стилистическа я фигура, как параллел изм. Это одинаков ое синтаксическое

построение сосед них предложен ий, одинаковое рас положение в них с ходных

Шелкова ниточ ка к стене льнет. Ду нечка мату шке челом бьет.

Это очень ярка я фигу ра речи. Благодаря паралл елизму резко выделя ется

содержание с опоставляемы х частей: ниточк а - Дунечка, л ьнет - челом бьет.

Некоторые пр оизведения, как, на пример, стихотво рение М.Ю.Лермонт ова

Антитеза – это о борот, в котором резк о противоп оставляются

Градация – это так ое расположение сл ов, при котором ка ждое последу ющ ее

содержит усиливаю щее значение, благодаря чему нарастает общее

Приехав дом ой, Лаевский и Надеж да Федоровна в ошли в свои темн ые,

Инверсия – одна из самых распр остраненных стилисти ческих фигур. Су ть ее

в особом расп оложении слов, н арушающем обычн ый порядок. И благо даря

этому слово, з анимающее необыч ное место, резко в ыделяется, привл екая к

себе вниман ие. Например: Тама ра в театр пошла – выделяе тся слово театр,

Определение изумительный в ынесено вперед, в начало предлож ения и

Своеобразна стил истическая фигу ра эллипсис , заключающ аяся в пропу ске

какого - нибу дь подразу меваемого члена предл ожения:

Мы села – в пе пел, грады – в прах, в мечи – се рпы и плу ги. (В.Жуковский)

Эллипсис при дает высказыванию ди намизм, живость, и нтонацию

Умолчание – эт о намеренный отрыв в ысказыван ия, передающий

эмоциональность, взволнован ность речи и предполагающ ий, что читател ь

(или слушател ь) догадается, что име нно осталось невы сказанным. Нап рим ер:

Нет, я хотел … быть может, вы… я ду мал, что барону время у мереть.

Риторическое обращение – это подчер кнутое обращение к кому - нибудь или

чему - нибудь. Смысл этой стилист ической фигу ры не в том, чтобы привлечь

внимание того, к к ому обращаютс я, чье имя называется. Ве дь поэт может

обращаться и к цветам, и к лу не, и к полям, и к отвл еченным по нятиям.

Риторическое о бращение призва но выразить отн ошение автора к тому или

иному объекту , дать его характе ристику, у силить выразитель ность речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.

Повторение и углубление ранее изученного материала.

Выполнение упр. 266 (переписать, вставить буквы)

2. Работа с текстом. Спишите текст, вставите пропущенные знаки препинания. Слайд 2

Дивно устроен наш свет! Тот имеет отличного повара но к сожалению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку Главного Штаба, но, увы! Должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н. Гоголь)

Вопросы к классу:

- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?

(Литота и гипербола.)

- Что такое литота?

(Литота - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.)

- Что такое гипербола?

(Гипербола - троп , содержащий непомерное преувеличение силы, размера, значения какого-либо явления.)

а) Анафора, эпифора, параллелизм.

Анафора, или по-русски единоначалие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения, из которых состоит высказывание:

Жди меня, и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.

Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце соседних, смежный предложений:

Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А. Блок).

Параллелизм – эта стилистическая фигура широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре. Здесь одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Шёлкова ниточка к стене льнёт,

Дунечка матушке челом бьёт.

б) Антитеза, градация, инверсия.

Антитеза - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой – полушку медную.

Градация - это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающие значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

«Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.П. Чехов)

Инверсия – одна из самых распространённых стилистических фигур – необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

(обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)

Метонимия, синекдоха, олицетворение, метафора, ирония, сарказм.

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

Я три тарелки съел. (И. Крылов) (вместо три тарелки супа).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н. Гоголь).

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

Утешится безмолвная печаль (А.С. Пушкин).

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов ил явлений:

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

Ирония - троп, «притворство, насмешка; употребление слова в смысле обратном буквальному:

Посмотрите на него: какой Геракл. (о слабом, хилом человеке)

Сарказм – троп, высшая степень иронии, злая насмешка.

4. Работа по теме урока.

Перед учащимися примеры из текстов. Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов. Слайд 3

А) Ох, лето красное! Любил бы я тебя: (А.Пушкин)

В) Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева)

Г) Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей. (С. Есенин)

Д) Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль. (М.Лермонтов)

По словарю учащиеся определяют:

А) Риторическое обращение

Вопрос к классу:

- Вспомните, что такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте?

(Стилистические фигуры, которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи усиления выразительности текста. Стилистические фигуры - это синтаксические построения.)

5.Проверочный тест.

- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С.Есенин)

Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург)

Ученье - свет, а неученье - тьма. (пословица)

О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)

Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев)

Ключи к тесту:

1. Синекдоха. 2. Олицетворение. 3. Параллелизм. 4. Антитеза. 5. Эпифора. 6. Риторическое восклицание.

6.Подведение итогов учителем.

Итак, арсенал изобразительно – выразительных средств языка, как мы убедились, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Читайте также: