Конспект статьи мандебура музейно педагогическая деятельность

Обновлено: 29.04.2024

Под термином "музейная педагогика" подразумевается совершенно особая интегративная область, включающая как практическую деятельность, носящую синтетический характер и объединяющую усилия педагога и музейного работника, так и научно-методическую дисциплину, предметом изучения которой является феномен, имеющий историко-культурные традиции, но по-новому заявивший о себе к концу XX столетия.

Возникновение и бурное развитие музейной педагогики можно рассматривать как закономерный этап в интеграционных процессах, охвативших сферы образования, науки, культуры, искусства.

Как всякая интегративная область музейная педагогика не является простой суммой составляющих. Это совершенно особое явление, название которого, с одной стороны, указывает на объективное наличие педагогического потенциала в пространстве музея, на возможность и необходимость его использования в образовательных целях. С другой - подчеркивает своеобразие, специфику той педагогической деятельности, в основу которой положено взаимодействие с миром музея. В словосочетании "музейная педагогика" заложено понимание того, что музей способен самостоятельно выступать в ряду других современных факторов, целенаправленно обеспечивающих процессы воспитания и обучения (ср. с семейной педагогикой, театральной педагогикой, спортивной и др.). Рост интереса к музейной педагогике на теоретико-методологическом и технологическом уровнях неслучаен в эпоху движения образования от репродуктивно-педагогической цивилизации, предполагающей трансляцию опыта прошедших лет подрастающим поколением, к цивилизации креативно -педагогической, смыслом которой является сохранение и воссоздание Человеческого Качества через совместное творение настоящего и будущего во взаимодействии взрослых и детей. В переходную эпоху, когда идет активный поиск принципиально иных механизмов социогенетического наследования, музеи как своеобразные сгустки достижений человечества, часто остававшиеся невостребованными на уровне простой репродукции их социо-культурного содержания, могут превратиться в надежные точки опоры для инновационных процессов интеграции рефлексивной и творческой деятельности, связанной с осознанием и продолжением основных линий цивилизационного и историко-культурного развития.

Выделение музейной педагогики в отдельную ветвь педагогической теории и практики требует определения специфики ее природы, конкретизации целей, принципов, содержания, средств, диапазона образовательных результатов, которые могут быть получены в ее рамках. Музейная педагогика как самостоятельная сфера научно - практической деятельности имеет право на существование только в том случае, если возможно создание содержательно-смысловых структур, объединяющих в пространственно-временном отношении усилия образовательных учреждений, семьи, музеев разного профиля вокруг единых ценностей, связанных с музейной формой существования и представления культуры.

Детство, школа, музей. Три пространства, разные по своей природе, закономерностям существования и развития, вместе с тем имеющие много точек соприкосновения. Категории, которые могли бы стать отправным пунктом рефлексии над феноменом музейной педагогики как областью пересечения, "встречи" обозначенных пространств, - это Человек, Культура, Цивилизация, Информация, Диалог.

Общество создает школы и музеи как места, в которых концентрируется человекосозидающий, образовательный потенциал, накапливается информация о цивилизационном и культурном движении человечества для того, чтобы быть предъявленной, усвоенной, переданной из прошлого в будущее. Музейное пространство в сжатом виде отражает генезис человеческого познания и преобразования мира и себя на разных стадиях развития, в самых различных областях. Оно заключает в себе тем самым вечную проблематику человечества. В этом органичность музейной среды для ребенка, воспроизводящего в своем индивидуальном становлении исторический путь человечества. В этом ее близость целям образовательного учреждения. (Характерно, что в образовательном пространстве нашего города идеи музейной педагогики были восприняты с особым интересом, поскольку музей как среда воспитания - типично грамматического явление. Неслучайно в контексте Петербургской

концепции воспитания идея самореализации ребенка в позиции гражданина неразрывно связана с особенностями

социо - культурной среды, в которой музей всегда занимал центральное место, ибо Пятигорск стоит в ряду тех городов Европы и мира, которые можно отнести к числу музейных в их классическом варианте.) ^

Задачи, стоящие сегодня перед музейной педагогикой "многослойны". Это стремление сформировать грамотного "пользователя" информации, которую могут предложить сегодняшнему посетителю многообразные музеи города, страны, мира; научить его видеть слышать, чувствовать, переживать то, о чем говорит музейное пространство. Не менее важная социально-педагогическая задача - привитие вкуса к общению с музеем, его экспозициями, реанимация культуры музейного посещения, почти утраченной современниками. Это изучение путей и создание условий, при которых музей может служить местом встречи и диалога разных поколений, способствующих актуализации на индивидуальном уровне вечной проблематики, связанной с выбором Добра или Зла, Мудрости или Безумия, Истины или Лжи, Деяния или Безделья, Гармонии или Хаоса. Выбором, обеспечивающем расцвет или утрату человеческого образа (образование человека). Это ориентация на позицию хранителя, продолжателя, толкователя содержания культуры, современниками которой довелось быть создателям или собирателям музейных экспонатов. Полипарадигмальность современной педагогической реальности находит свое отражение в опыте музейной работы. Можно говорить о технократическом (функционально-информационном) и гуманитарном (диалоговом) вариантах музейно педагогической деятельности. Технократический подход к музею как месту, где за счет концентрации культурного наследия открыты возможности для дополнительного образования, предполагает в основном, момент информационно-просветительский, нормативно-образовательный, хронолого - количественный, то есть работу, построенную по принципу: "что? где? когда? кем?" (написано, изобретено, открыто, передано в дар построено, пережито). Ребенок, попадающий в музей, становится в этом случае бессловесным объектом, на который обрушивается поток нормативного знания. С традиционным педагогическим опытом "ритуального" программного посещения музея связано много стереотипов и иллюзий. Если был с классом на экскурсии, значит, обязательно произошло нечто хорошее, полезное. Соответственно, чем больше посещений, тем лучше. Для всех - единая последовательность, объем, тематика, уровень подачи информации, характер оценочных суждений - независимо от предыдущего опыта, степени интеллектуальной, эстетической, эмоциональной, нравственной готовности.

Увлечение формой, но не смыслом рождает и в музейно-педагогической работе то, что принято называть формализмом.

Наверное, подобная стратегия на каком-то этапе развития общества в целом и нашего государства в частности, была исторически оправдана как предъявление широким массам многообразия форм существования культуры. С развитием теле-, видео-, компьютерных коммуникаций музей практически утратил функции информирования населения о раритетах. Нажатием кнопки или поворотом тумблера можно не выходя из дома или из класса, перенестись в лучшие музеи мира, увидеть древние "архитектурные сооружения, познакомиться с шедеврами искусства. Но это знакомство будет внешним, официальным, "протокольным", дидактическим, при этом совсем, не обязательно индивидуально значимым, то есть "очеловеченным". Между тем, музей - среда предельно гуманистическая, поскольку всегда связана с человеческими достижениями, открытиями, преодолениями, поворотами судьбы. Однако эту человеческую доминанту зачастую возможно актуализировать для посетителей только с помощью психолого-педагогических средств.

Музей по своей сути гуманитарен, поскольку его посещение приобретает индивидуально-личностный смысл только на основе диалога, но особого, где собеседники, разнесенные во времени, соединены Местом, Пространством, Культурой. Причем, если носители культуры, "двигатели" истории, оставившие нам плоды своих деяний, могли безадресно воскликнуть: "Здравствуй, племя младое, незнакомое!" - то есть их зов (вызов) был обращен к Человечеству в целом, то у любого посетителя музея всегда есть возможность как можно ближе познакомиться с автором, обратившимся через время и к нему тоже, соотносясь с его судьбой, с его замыслами, результатами его труда.

Внимание и интерес к собеседнику, в том числе историческому, не возникают сами по себе, но формируются на основе уважения к нему, на основе осознания собственного достоинства. Наличие или отсутствие таковых - это уже не просто вопрос общей или музейной культуры, это вопрос педагогический, сопряженный с этической проблемой встречи с другим опытом, результатами другой деятельности, творчества других, незнакомых людей.

Объективное наличие человекосозидательного, человекообразующего потенциала в содержании музейного бытия диктует необходимость организации таких форм работы с детьми, которые были бы адекватны этому содержанию и могли его тем самым "распредметить", переведя из общечеловеческого в индивидуальное пространство жизнедеятельности ребенка.

Правильно педагогически аранжированное посещения музея приобретает для подрастающего человека глубоко гуманистический.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея в образовательной организации.

Задачи музейной педагогики :

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея.

Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям?

В этом нам могут помочь музейные занятия.

Для формирования у воспитанников ДОУ нравственных качеств патриота, гражданина одних занятий явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают многих слов, привычных для нашего поколения – веретено, коромысло, сундук и т. д.

Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?

Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в дошкольное образование. На мой взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Мне представляется самой главной задачей музейной педагогики – сохранение памяти и традиций наших предков. Сегодня мне хочется заострить ваше внимание лишь на одной из составляющих технологии музейной педагогики – формах работы.

Существуют разные классификации форм музейной деятельности.

1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейное занятие);

2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).

Как вы считаете, какие из представленных форм работы являются традиционными, а какие нетрадиционными?

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.

К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие -сюрприз;

Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.

Музей – это научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?

Особенность мини – музея :

• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!

• Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

• В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.

• Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Основа мини-музея состоит в необходимости интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете, чтобы у посетителей мини-музея появился интерес, желание узнать, откуда это берется.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:

• крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

• мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

• наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь;

• не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите, тем не менее их надо размещать в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность воспитанников в процессе приобщения к культуре своего народа?

Ответ очевиден – привлечь детей и их родителей к поиску экспонатов, проведению экскурсий, сбору материала, а также к созданию экспозиций.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап:

• Определение темы и название музея

• Выбор места для размещения

• Выбор инициативной группы

2. Практический этап:

• Вспомогательный фонд музея

• Основной фонд музея

• Перспективный план свободной деятельности в музее ( например: цветов на год).

3. Презентационный этап:

• Заседание инициативной группы.

• Участие в конкурсе мини-музеев.

Мини- музей требует огромных сил, поэтому привлекайте детей, родителей, жителей города, села к работе музея и не забывайте свое прошлое.

Феномен мини-музея в детском саду состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности : поисковой, исследовательской, просветительной… "

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.

Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Хорошо, что в есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Автор: Бовина Людмила Ивановна

Организация: МБОУ Верхнедонская гимназия

Населенный пункт: Ростовская область, ст. Казанская

Пояснительная записка

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

Всё сказанное учитывается в ФГОС начального общего образования, в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Одной из главных воспитательных задач является:

приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

Это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. И вот тут на помощь нам, учителям начальных классов, приходит музей Краеведения. Начиная с азов в начальной школе, мы пытаемся сотрудничать с опытными и радушными хранителями музея.

Данный опыт представляет особую ценность, так как содержит крупицы совместной работы учителей и сотрудников музея по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость познания и удовольствие от рассматривания - это, по существу, явления сходные и одновременные. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.

1. Музейная педагогика как область научного знания

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, составляет основу новой образовательной парадигмы XXI века.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме, как в научных исследованиях, так и в массовой практике. В эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей. Музейная педагогика как область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения, осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что накопило человечество.

2. Общая характеристика музейных уроков

Музейный урок — это урок в музее или с использованием переносной музейной выставки с применением интерактивных технологий. Он меняет привычную форму ведения традиционных мероприятий, делает изучение истории родного края, жизни выдающихся земляков более интересным и содержательным.

На музейных уроках используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация, самостоятельная познавательная деятельность. Эти методы соответствуют возрастным особенностям учеников начальных классов.

Музейная и школьная сферы образования различны, но могут рассматриваться по принципу взаимодополнения, т.е.:

Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций, дифференциации.

Посещение музея — это своего рода путешествие. Каждое путешествие включает подготовку - эту часть работы выполняет учитель на уроке. После этого следует экскурсия в музей, которую проводят сотрудники музея. Музей предполагает организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель - воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Заканчивается путешествие уроком закрепления, которое также проводит учитель в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа - самый естественный для детей способ освоения информации. Так моделируется ситуация партнерства музея Краеведения и учителей начальных классов.

2.2. Методические принципы

Выбор методов и приемов определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учетом способностей, навыков и умений учащихся.

2.3. Требования к проведению музейных уроков

Совокупность требований к проведению занятий в музее:

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

  • научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
  • формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
  • формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадача музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой, – создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

2.4. Педагогические технологии при проведении музейных уроков

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

2.5. Подготовка музейного урока

  1. Подготовка музейного урока начинается с определения и разработки его темы. При выборе темы и определении цели и задач музейного урока следует иметь в виду общие цель и задачи цикла или авторской программы. Соблюдая принцип последовательности, темы и содержание музейных уроков следует формировать таким образом, чтобы знания, получаемые на предыдущих занятиях, обязательно закреплялись на последующих, получали дальнейшее развитие.
  2. Следующий этап подготовки - составление плана-конспекта музейного урока. В нем раскрываются цели, основные задачи, возрастная категория музейной аудитории, время проведения музейного урока, оборудование и материалы (состав демонстрируемых экспонатов, состав дополнительных материалов) словарь новых терминов, содержание текста (вводная часть, основная, заключительная), методы и приемы проведения музейного урока. Содержание каждого урока надо разбивать на несколько сравнительно небольших и самостоятельных разделов, сюжетов. В этом случае детям легче удержать внимание на конкретной теме, они лучше запоминают содержание занятия. Вводя в содержание занятий новые понятия, слова, их смысл следует раскрывать на хорошо знакомых уже детям понятиях, в зависимости от возрастных особенностей.
  3. Очень важно в заключение закрепить изученный материал путем повторения и обобщения: беседы, игры, викторины, народных загадок, тестов, кроссвордов, чайнвордов и т.д.

3. Планируемые результаты проведения музейных уроков

  • оптимизация деятельности музея в русле реализации программы воспитания и социализации;
  • совершенствование содержания деятельности музеев.
  • В результате проведения музейных уроков учащиеся должны усвоить информацию об истории своего района, познакомиться с основными экспонатами историко – краеведческого музея.
  • Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций: исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль); регулятивные (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности); коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса); презентационные (навыки монологической речи; умение уверенно держаться во время выступления; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы).
  • апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;
  • организация краеведческой работы на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • создание комплекса школьных интегрированных образовательных программ, факультативных курсов, ориентированных на реализацию социально-педагогической функции.

Цель: познакомить с историей улицы, на которой стоит школа, историей школы.

Цель: рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону.

Цель: ознакомление с основными представителями животного и растительного мира Донского края

Цель: расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве своего района.

Цель: знакомство со знаменательными событиями военных лет ознакомление с основными событиями истории города, края.

Цель: познакомить со славными страницами древней истории Верхнего Дона. Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех времен.

Цель: Познакомить с историческим памятником Ростовской области – городом Танаисом.

Цель: продолжить изучение детьми прошлого нашего края; познакомить обучающихся с различными версиями появления казачества на Дону.

Цель: познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселениями и хозяйством казаков.

Цель: познакомить учащихся с жилищем, которое строили казаки.

Цель: показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Продолжить знакомство с традиционной одеждой казаков и казачек; знать отличительные особенности праздничной одежды и повседневной одежды казаков.

Цель: продолжить знакомство с бытом казаков.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у школьников, на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами); формировать у учащихся представление о традициях донских казаков.

Цель: знакомство с символами, историей, достопримечательностями своего района. Знакомство с известными людьми района.

Цель: познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Цель: способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов. Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Цель: формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Цель: Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма. Встреча с бывшими пионерами.

Цель: воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; показать примеры подвигов.

Цель: познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов.

Цель: сформировать представления о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить и известными людьми города (села).

Цель: дать общее представление о летних обрядах на Дону. Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

Заключение

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Большое значение имеет феномен узнавания - подкрепление имевших знаний о событиях и явлениях впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Это способствует развитию навыков предметного видения, превращению абстрактных знаний в конкретные. Урок в музее помогает активизировать в равной степени всех учеников, так как создает возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями. Музейная работа представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания младшего школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.

В нашем образовательном учреждении музейные уроки проводятся всего лишь 2 года. Совсем недавно у нас в селе Яхреньга появилась краеведческая комната.
Подготовка к музейному уроку выполняет учитель. Перед экскурсией, перед детьми ставится конкретная цель. Музейный урок – это не развлечение, а серьёзная работа, поэтому к нему надо готовиться. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее знаний являются творческие работы ребят: рисунки, отзывы, сочинения, викторины, проекты.

Оценить 318 1

Использование музейных технологий
на уроках в начальной школе

Большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Для каждого ребенка - это не просто учреждения, где он получает набор определённых знаний по разным предметам. Школа - это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

И сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает, равнодушен, то и проявить свои способности не может.

В рамках современного урока каждый учитель пытается добиться наибольшей эффективности. Как, какими средствами повысить у детей интерес к знаниям, стремление овладеть ими, как оживить урок? И вот здесь на помощь педагогу приходят нестандартные формы уроков.

Педагогические технологии в музейной педагогике

Технология коллективных творческих дел

Технология проблемного обучения

Формы музейных уроков

Уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин

Урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.

Я работаю в начальной школе. В школе всего – 13 человек.

Методика работы с учащимися начальных классов

1. Учет особенностей детской аудитории. (Уже в раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир: радость познания и удовольствие от рассматривания незнакомого предмета).

2. Дети лучше усваивают материал посредством осязания, манипулирования предметами. (Осязание дополняет и обогащает зрительную информацию).

4. В работе с начальной школой эффективен вопросно-ответный метод. (Дети этого возраста особенно расположены к общению).

5. Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15-20 минут, после чего происходит спад внимания ( 1-я половина урока должна быть информационно более насыщенной, а 2-я половина – должна проходить с элементами игры, творческой работы детей или двигательной разрядки - осмотр экспонатов. Детям трудно стоять на одном месте. У экспоната – находиться не более 1-3 минуты.

6. Важная особенность – отбор экспонатов (музейных предметов). Их должно быть не более 7 – 10 экспонатов. (Так как возникает «музейная усталость).

7. Методика работы с детьми предполагает постоянную организацию аудитории. (Тем самым происходит достижение цели – воспитание музейной культуры маленького посетителя. При подготовке музейного такого урока необходимо учитывать: на что обращать внимание, как размещаться у стенда или витрины, в каком темпе идти, как и какие вопросы задавать).

В нашем образовательном учреждении музейные уроки проводятся всего лишь 2 года. Совсем недавно у нас в селе Яхреньга появилась краеведческая комната.

Подготовка к музейному уроку выполняет учитель. Перед экскурсией, перед детьми ставится конкретная цель. Музейный урок – это не развлечение, а серьёзная работа, поэтому к нему надо готовиться. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее знаний являются творческие работы ребят: рисунки, отзывы, сочинения, викторины, проекты.

Урок-экскурсия в музей

Виртуальные экскурсии – путешествия

На уроках окружающего мира, русского языка и литературного чтения использую виртуальные экскурсии (виртуальные экскурсии из интернета и экскурсии, составленные самими учащимися), работаем над проектами. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей, учит пониманию прекрасного.

Читайте также: