Сми и массовая культура конспект

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Массовая культура ( 2 часа)

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов личностных:

понимание необходимости личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов;

представление о необходимости эстетического образования;

готовность к образованию и самообразованию;

понимание значимости для существования современного человеческого общества толерантного поведения, умения вести диалог с другими людьми, имеющими иные эстетические представления, достигать с ними взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позицию;

умение определять и оценивать последствия для личности и общества распространения массовой культуры;

умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения на массовую культуру, участвовать в дискуссии по теме;

понимание причинно-следственных связей между появлением массовой культуры и превращением её в экономический продукт;

умение с опорой на экономические знания приводить аргументы, доказывающие коммерческий характер массовой культуры;

умение обосновывать собственную точку зрения на роль массовой культуры в жизни общества и личности.

Задачи занятия:

охарактеризовать особенности массовой культуры;

сформировать понимание взаимосвязи особенностей современной жизни и массовой культуры;

раскрыть причины появления массовой культуры;

дать представление о роли НТР и СМИ в развитии и распространении массовой культуры.

II. Место темы в системе учебных занятий

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание. Профильный уровень. Учеб. для 10 класса / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2013. — § 18.

Лазебникова А. Ю., Ерохина Е. В., Савельева О. О. Современная массовая культура: учеб. пособие для 10-11 классов. — М., 2005.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — М., 1982.

Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. — М., 1991.

Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. — М., 1994.

Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. — М., 1998. — № 6. — С. 138.

Фетисова Т. А. Культура города // Человек: образ и сущность. — М., 2000.

Оборудование

IV. Организация учебной деятельности

Вариант организации работы

1-й час: изучение двух первых пунктов плана занятия. 2-й час: изучение третьего и четвёртого пунктов плана.

Ход занятия

Мотпивационный этап

По завершении демонстрации имеет смысл провести мини-дискуссию, спросив учащихся: можно ли данные произведения отнести к культуре?

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

Характерные черты массовой культуры.

Что привело к появлению массовой культуры.

Средства массовой информации и массовая культура.

Симптом вырождения общества или условие его здоровья?

арт-кулътура, приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием, чурающихся абсолютного примитива, не позволяющих себе даже от нечего делать тратить время на просмотр, прослушивание кича.

Поскольку у учащихся есть знания по истории, то причины появления массовой культуры имеет смысл разобрать в ходе краткой беседы по следующим вопросам: какие изменения произошли в жизни людей в конце XIX — начале XX в.? Какие технические новшества вошли в жизнь общества в конце XIX — начале XX в.?

И всё-таки время рождения массовой культуры — это рубеж XIX-XX вв., ознаменовавшийся появлением радио-и киноиндустрии.

Раскрывая причины популярности массовой культуры, следует назвать ещё один её феномен. Речь идёт об иллюзорно-компенсаторной функции: приобщении человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз. Психологи утверждают, что люди, уставшие от повседневной монотонности, загруженности на работе, погони за успехом, с удовольствием бегут от реальности в мир фантазий и грёз. Не случайно массовую культуру называют культурой антиусталости. И она справляется с возложенной на неё задачей: в многочисленных мюзиклах, комиксах, детективах, вестернах, мелодрамах представлена яркая и интересная жизнь, утверждается простая и старая как мир идея о том, что добро всегда вознаграждается.

Вопрос о влиянии СМИ на массовую культуру можно рассмотреть в ходе беседы, по окончании которой учащимся предлагается самостоятельно составить следующую схему:

Влияние СМИ на массовую культуру

Средства массовой информации

Приобщают Способствуют Способствуют

к массовой распространению интернационализации

культуре массовой культуры культуры

Для подготовки выступлений в поддержку или против массовой культуры учащимся стоит предложить ряд вопросов, ответить на которые они должны будут в процессе обоснования своей точки зрения: что такое культура? Каковы функции культуры? (Чему должна служить культура?) Каковы особенности современной эпохи? Какие человеческие потребности должна удовлетворять культура? Как связаны культура конкретного человека и культура общества? Зачем нужна массовая культура? (Почему не нужна массовая культура?) Как соотносятся между собой элитарная и массовая культуры? Каковы возможные последствия дальнейшей экспансии массовой культуры?

Домашнее задание

Сравнительно новой областью исследования для филосо­фии является и феномен массовой культуры - культуры, при­способленной к вкусам широких масс людей, технически тира­жируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - те­левидения, радио, интернета.

В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неодно­значна. С одной стороны, массовая культура позволила охва­тить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формиро­вания усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры от­носятся:

индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;

систему формирования массового потребления, центром кото­рой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребитель­ском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;

Сравнительно новой областью исследования для филосо­фии является и феномен массовой культуры - культуры, при­способленной к вкусам широких масс людей, технически тира­жируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - те­левидения, радио, интернета.

В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неодно­значна. С одной стороны, массовая культура позволила охва­тить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формиро­вания усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры от­носятся:

индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;

систему формирования массового потребления, центром кото­рой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребитель­ском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;





Культура – это все то, что создано человеком. Более сложное определение термина “культура” звучит так: совокупность норм, ценностей и предметов, созданных человеком. С широким распространением средств массовой информации, рекламы, модных тенденций она стала приобретать массовый характер. Узнаем, что такое массовая культура, и какие она имеет особенности.


Признаки массовой культуры

Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:

Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.

Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.

Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец. Таким образом, массовая культура отвечает запросам и потребностям общества.

  • наличие целых серий, большого тиража

Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс, обществознание..Раздел "Общество как мир культуры", тема урока- "Массовая культура".

Массовая культура Решетова Л.Н. Приморский край.

Культура, распространенная среди широких слоев в данном обществе.

Характерные черты массовой культуры.

Условия возникновения массовой культуры

Массовая культура – совершенно новый феномен культуры

Особенности Массовой культуры

1) Общедоступность (доступность и узнаваемость)

2.Занимательность ( обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей)

3) Серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой)

4) Пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры)

5) Коммерческий характер -предназначены для продажи

Больше рынок покупателя, чем продавца( но и продавцы стараются формировать спрос)

Показатель спроса-рейтинг (замеры отношения аудитории)

Споры о значении Массовой культуры Тиражируя девальвирует народную и элитарную Снижает культурный уровень Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие Насаждает ложные ценности Идеология коммерческого успеха Тиражирование ведет к опошлению

Споры о значении Массовой культуры

  • Тиражируя девальвирует народную и элитарную
  • Снижает культурный уровень
  • Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие
  • Насаждает ложные ценности
  • Идеология коммерческого успеха
  • Тиражирование ведет к опошлению
  • 1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
  • 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.
  • 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
  • 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры
  • 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу

Проблема Массовой культуры

ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Массовая культура в России

СМИ и Массовая культура

СМИ и Массовая культура

СМИ и массовая культура

СМИ и массовая культура

Массовая культура-вырождение общества?

- В основе культуры лежит свободный выбор.

- Каждый выбирает приоритеты сам.

Оценки Массовой культуры

Читайте также: