Сми и массовая культура конспект
Обновлено: 16.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Массовая культура ( 2 часа)
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов личностных:
понимание необходимости личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов;
представление о необходимости эстетического образования;
готовность к образованию и самообразованию;
понимание значимости для существования современного человеческого общества толерантного поведения, умения вести диалог с другими людьми, имеющими иные эстетические представления, достигать с ними взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позицию;
умение определять и оценивать последствия для личности и общества распространения массовой культуры;
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения на массовую культуру, участвовать в дискуссии по теме;
понимание причинно-следственных связей между появлением массовой культуры и превращением её в экономический продукт;
умение с опорой на экономические знания приводить аргументы, доказывающие коммерческий характер массовой культуры;
умение обосновывать собственную точку зрения на роль массовой культуры в жизни общества и личности.
Задачи занятия:
охарактеризовать особенности массовой культуры;
сформировать понимание взаимосвязи особенностей современной жизни и массовой культуры;
раскрыть причины появления массовой культуры;
дать представление о роли НТР и СМИ в развитии и распространении массовой культуры.
II. Место темы в системе учебных занятий
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Обществознание. Профильный уровень. Учеб. для 10 класса / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2013. — § 18.
Лазебникова А. Ю., Ерохина Е. В., Савельева О. О. Современная массовая культура: учеб. пособие для 10-11 классов. — М., 2005.
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — М., 1982.
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. — М., 1991.
Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. — М., 1994.
Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. — М., 1998. — № 6. — С. 138.
Фетисова Т. А. Культура города // Человек: образ и сущность. — М., 2000.
Оборудование
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
1-й час: изучение двух первых пунктов плана занятия. 2-й час: изучение третьего и четвёртого пунктов плана.
Ход занятия
Мотпивационный этап
По завершении демонстрации имеет смысл провести мини-дискуссию, спросив учащихся: можно ли данные произведения отнести к культуре?
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
Характерные черты массовой культуры.
Что привело к появлению массовой культуры.
Средства массовой информации и массовая культура.
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
арт-кулътура, приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием, чурающихся абсолютного примитива, не позволяющих себе даже от нечего делать тратить время на просмотр, прослушивание кича.
Поскольку у учащихся есть знания по истории, то причины появления массовой культуры имеет смысл разобрать в ходе краткой беседы по следующим вопросам: какие изменения произошли в жизни людей в конце XIX — начале XX в.? Какие технические новшества вошли в жизнь общества в конце XIX — начале XX в.?
И всё-таки время рождения массовой культуры — это рубеж XIX-XX вв., ознаменовавшийся появлением радио-и киноиндустрии.
Раскрывая причины популярности массовой культуры, следует назвать ещё один её феномен. Речь идёт об иллюзорно-компенсаторной функции: приобщении человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз. Психологи утверждают, что люди, уставшие от повседневной монотонности, загруженности на работе, погони за успехом, с удовольствием бегут от реальности в мир фантазий и грёз. Не случайно массовую культуру называют культурой антиусталости. И она справляется с возложенной на неё задачей: в многочисленных мюзиклах, комиксах, детективах, вестернах, мелодрамах представлена яркая и интересная жизнь, утверждается простая и старая как мир идея о том, что добро всегда вознаграждается.
Вопрос о влиянии СМИ на массовую культуру можно рассмотреть в ходе беседы, по окончании которой учащимся предлагается самостоятельно составить следующую схему:
Влияние СМИ на массовую культуру
Средства массовой информации
Приобщают Способствуют Способствуют
к массовой распространению интернационализации
культуре массовой культуры культуры
Для подготовки выступлений в поддержку или против массовой культуры учащимся стоит предложить ряд вопросов, ответить на которые они должны будут в процессе обоснования своей точки зрения: что такое культура? Каковы функции культуры? (Чему должна служить культура?) Каковы особенности современной эпохи? Какие человеческие потребности должна удовлетворять культура? Как связаны культура конкретного человека и культура общества? Зачем нужна массовая культура? (Почему не нужна массовая культура?) Как соотносятся между собой элитарная и массовая культуры? Каковы возможные последствия дальнейшей экспансии массовой культуры?
Домашнее задание
Сравнительно новой областью исследования для философии является и феномен массовой культуры - культуры, приспособленной к вкусам широких масс людей, технически тиражируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - телевидения, радио, интернета.
В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
К основным составляющим массовой культуры относятся:
индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;
систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребительском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;
Сравнительно новой областью исследования для философии является и феномен массовой культуры - культуры, приспособленной к вкусам широких масс людей, технически тиражируемой в виде множества копий и распространяемой с помощью современных коммуникационных технологий - телевидения, радио, интернета.
В конце XX в. массовая культура начала играть важную роль в экономике и идеологии. Однако эта роль довольно неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, переданным в простых и понятных всем образах, а с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
К основным составляющим массовой культуры относятся:
индустрия досуга - кинофильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.;
систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь предстает безостановочным процессом и важнейшей целью существования человека. По словам немецкого психолога Эриха Фромма, в потребительском обществе человека начинают определять не потому, кто он есть, а по тому, что он имеет;
Культура – это все то, что создано человеком. Более сложное определение термина “культура” звучит так: совокупность норм, ценностей и предметов, созданных человеком. С широким распространением средств массовой информации, рекламы, модных тенденций она стала приобретать массовый характер. Узнаем, что такое массовая культура, и какие она имеет особенности.
Признаки массовой культуры
Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:
Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.
Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.
Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец. Таким образом, массовая культура отвечает запросам и потребностям общества.
- наличие целых серий, большого тиража
Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.
10 класс, обществознание..Раздел "Общество как мир культуры", тема урока- "Массовая культура".
Культура, распространенная среди широких слоев в данном обществе.
Характерные черты массовой культуры.
Условия возникновения массовой культуры
Массовая культура – совершенно новый феномен культуры
Особенности Массовой культуры
1) Общедоступность (доступность и узнаваемость)
2.Занимательность ( обращение к эмоциям, которые интересны и понятны большинству людей)
3) Серийность (выпускаются в больших количествах, рассчитаны на потребление массой)
4) Пассивность восприятия (не требуют от зрителя усилий (особенно экранные жанры)
5) Коммерческий характер -предназначены для продажи
Больше рынок покупателя, чем продавца( но и продавцы стараются формировать спрос)
Показатель спроса-рейтинг (замеры отношения аудитории)
Споры о значении Массовой культуры
- Тиражируя девальвирует народную и элитарную
- Снижает культурный уровень
- Нацеливает на потребительство, пассивное восприятие
- Насаждает ложные ценности
- Идеология коммерческого успеха
- Тиражирование ведет к опошлению
- 1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
- 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма.
- 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение.
- 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры
- 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу
Проблема Массовой культуры
ЧЕЛОВЕК МАССЫ- ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Массовая культура в России
СМИ и Массовая культура
СМИ и Массовая культура
СМИ и массовая культура
СМИ и массовая культура
Массовая культура-вырождение общества?
- В основе культуры лежит свободный выбор.
- Каждый выбирает приоритеты сам.
Оценки Массовой культуры
Читайте также: