Конспект роль глагола в предложении
Обновлено: 05.07.2024
Глагол как часть речи. ГЛАГОЛ — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив).
Синтаксическая функция: в предложении глагол обычно является сказуемым. В неопределённой форме может выполнять роль подлежащего, дополнения, определения, обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
- наклонение (изъявительное, повелительное, условное),
- число (единственное или множественное),
- в изъявительном наклонении: время (настоящее прошедшее, будущее),
- в повелительном наклонении: лицо (единственное или множественное) +
в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени: лицо (единственное или множественное) - в условном наклонении: род (мужской или женский) +
в прошедшем времени в форме единственного числа: род (мужской или женский).
Таблица. Морфологические признаки глагола
ЗАПОМНИТЬ: не имеют формы 1-го лица единственного числа глаголы: дерзить, затмить, очутиться, ощутить, переубедить, победить, пылесосить, разубедить, убедить, чудить.
Эти глаголы употребляются в неопределённой форме в сочетании со вспомогательным глаголом, который и образует личную форму: смогу победить, постараешься убедить, может очутиться, надеемся затмить.
Неопределённая форма глагола (инфинитив)
Инфинитив — начальная (исходная) глагольная форма, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы в форме инфинитива называют действие (состояние) безотносительно к какому-либо наклонению, времени или лицу (отсюда название — неопределённая форма). Вид, залог, переходность, спряжение — постоянные признаки инфинитива.
В отношении конечных букв инфинитива есть разные точки зрения. Одни лингвисты полагают, что -ть ( -ти ) (верить, нести) — окончание начальной формы глагола, а в глаголах на -чь (беречь ) — нулевое окончание.
Другие учёные считают, что -ть ( -ти ) — суффикс инфинитива (сеять, дуть); некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -чь (запечь, помочь) и -сти (брести, плести).
По поводу конечных -ч разногласий нет: -ч входит в состав корня; при изменении слова и в однокоренных словах происходит чередование конечных согласных звуков (стеречь — стерёг[к] — стерегли — стережет). Сходятся мнения и в отношении основы инфинитива: -ть ( -ти ) не входит в её состав.
Роль неопределенной формы глагола
Все конспекты по теме ГЛАГОЛ:
Таблица. Глагол как часть речи
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока в 7-Б классе
Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи: 1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся о глаголе;
- активизировать использование полученных знаний;
- совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами
существительными и личными местоимениями.
2. Коррекционные:
- развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие,
мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;
- повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений,
способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к
I . Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет глаголы, относящиеся к учебной деятельности, т. е. назовите, что вы делаете на уроках.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И внимательно сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлом уроке?
- Открываем тетради и записываем число и классная работа.
II . Проверка домашнего задания.
- Дома вы работали по карточкам. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были вставить в текст глаголы, которые наполнят его звуками.
Нас всюду окружают звуки.
Утром ….. (звенит) будильник. На улице …. (шумит) транспорт. В морозный день ….. (хрустит) снег под ногами. В осенний день дождь ….. (стучит) по стеклу. А на улице вода ….. (хлюпает) под ногами.
- Назовите, какие глаголы вы вставили.
- Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.
- Чем они являются в предложении?
- Для чего нужны глаголы? (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)
- В данном тексте глаголы обозначают звучание, т. е. звуки.
Вообще глаголы могут называть самые разнообразные действия:
движение ( ползать, прыгать );
речь ( говорить, спрашивать );
трудовые действия ( рисовать, строить );
поступки ( заботиться, обидеть );
чувства ( грустить, любить ).
- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов. Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи. Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.
III . Словарно – орфографическая работа.
- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?
- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.
- Как называют человека, который разносит почту? ( почтальон )
- Что это за слова? ( Словарные; названия профессий )
- А кто из вас услышал ещё одно словарное слово? Какое? ( тренировать )
- Давайте тоже его запишем.
- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)
- Где работает продавец?
- Давайте составим предложение с существительным продавец так, чтобы в нём появилось ещё одно словарное слово.
( Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его, остальные в тетради.)
Продавец работает в центральном универмаге.
- Какую роль выполняет глагол в этом предложении?
( Обозначает действие, является сказуемым.)
- Запомните! Глагол в предложении обычно бывает сказуемым!
IV . Физ. минутка.
Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.
- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .
- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.
V . Упражнения на закрепление.
1. Работа с учебником.
Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь 3, 4 загадки. Глаголы подчеркнуть .
2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.
- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.
Что без меня предмет?
Всё в действие придёт.
Люди строят здание.
И хлеб в полях растёт.
1) Глагол обозначает действие предмета.
2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
3) Глагол в предложении является подлежащим.
4) Глагол в предложении подчёркивается .
5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
6) Глагол в предложении подчёркивается .
4. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить самостоятельно.
…… . ( Живёт ) в л.су белка . Гн.здо у белки на с.сне в дупле . Она ……. ( сушит ) гри.ки и яго.ки . ……. ( Наступила ) х.лодная з.ма . Снежком ……. ( замело ) поля и тр.пинки . ……. ( Трещит ) м.роз . Трудно з.мой ……. ( искать ) пищу . А белочка в т.пле ……. ( грызёт ) орешки .
Слова для справок: живёт, сушит, наступила, искать, трещит, замело, грызёт.
Задание для сильных учащихся:
Вставить подходящие по смыслу глаголы.
Задание для слабых учащихся: Вставить подходящие по смыслу глаголы. Глаголы брать из слов для справок. Проверка самостоятельной работы.
IV . Подведение итогов.
- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Какова роль глагола в предложении?
- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?
V . Домашнее задание.
VI . Оценивание.
Самооценка: Учащиеся выходят к доске и снимают с ёлочки игрушку – оценку, объясняя свой выбор.
Конспект и презентация к уроку русского языка "Роль глагола в предложении".
РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс.
Тема: РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Цели: расширять и уточнять представления о синтаксической роли глагола; формировать умение точно употреблять глаголы в речи; развивать творческое мышление; воспитывать интерес к родному языку.
I Организационный момент.
Что без меня предметы?
Лишь названья. А я приду-
Все в действие придет.
Люди строят здания,
И хлеб в полях растет.
-О какой части речи это стихотворение?
Чтение учителем эпиграфа, написанного на доске:
"Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи".
А. Югов.
-Тема нашего урока: "Роль глагола в предложении". Цель: на основе практической деятельности определить роль глагола в нашей речи.
III . Минутка чистописания.
На доске каллиграфически написано предложение:
Лера видела в лесу настоящую лису.
-Чтобы отгадать букву минутки чистописания, играем в "Пентагон".
1.Это согласная буква.
2.Она обозначает звонкий звук.
4.Она является суффиксом - показателем прошедшего времени глаголов.
5.В данном предложении она встречается 4 раза.
Задание:
Письмо буквы - 1 строка, письмо предложения - 2-я строка.
Словарная работа.
( На доске ) Словарь: завтр..к, м..роз, ..бед, р..бота, уж..н.
- Назовите одним словом эти слова. (сущ.)
- Образуйте от этих сущ. Однокоренные глаголы.
(Запись в тетрадь) Завтрак – завтракать, мороз – морозить, обед – обедать, работа – работать, ужин – ужинать.
IV .Повторение о глаголе.
1.Игра "Домино - глагол".
2Полный разбор предложения, записанного на минутке чистописания.
V .Чтение сочинения "Сказка о городе Глагольске и его славных жителях".
-Во время полетов на планету Морфология мы много уроков подряд изучали жителей города Глагольска, затем каждый из вас написал сказку-отчет. Сегодня мы заслушаем лучшую работу.
Сказка о городе Глагольске и его жителях.
Не в тридевятом царстве, не в тридевятом государстве, а на планете Морфология стоит славный город Глагольск.
В центре города стоит дворец, в котором живет царь Глагол, а фамилия у них - Инфинитивов.
В городе несколько улиц с интересными названиями: улица Прошедшего Времени, улица Настоящего Времени, улица Будущего времени. Очень интересные двери в домах на улице прошедшего времени - они все похожи на букву Л.
Жители этого города самые подвижные и гостеприимные. Они все время что-то делают. Днем на улицах города все куда-то идут, бегут, едут, летят. Ночью по городу ходит тишина. А жители мирно посапывают во сне и видят интересные сны. Утром же они встают вместе с солнышком, делают зарядку, умываются и весело идут работать.
VI . Наблюдение над ролью глаголов в речи.
У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно читающие ученики.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…
-Что общего между текстами?
-Чем они отличаются?
-Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа?
-Какова роль глагола в нашей речи?
Вывод: "Глагол обозначает действия предметов. Но еще он может передать настроение, чувства".
VII . Списывание с заданием.
-Спишите текст "Родничок весной", подчеркните главные члены предложения, определите роль глагола в предложениях.
Работа в парах - взаимопроверка.
VIII . Творческие задания.
1).Чтение предложения на доске:
Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит, рокочет.
-Смотрите, как много различных действий может совершить один предмет.
Придумайте и запишите, какие действия может совершить родничок.
Родничок…
IX . Итог.
-Давайте вернемся к эпиграфу урока. Прав ли Югин, называя глагол самой живой частью речи? Докажите. Д/з : написать 15 глаголов на весеннюю тему.
X . Рефлексия.
"Глагол - самая огнедышащая, самая живая часть речи".
А. Югов.
Лера видела в лесу настоящую лису.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…
Гром перекатывается, гремит, грохочет, ворчит, рокочет .
На данном уроке были созданы условия для формирования находить и выделять глаголы в тексте.Учащиеся определяли синтаксическую роль глагола в предложении.
Тема: Роль глагола в предложении. 3 класс
Цель: Определить роль глаголов в предложении
Задачи: 1.Содействовать в ходе урока созданию условий для формирования умения выделять и употреблять глаголы в речи и определять их синтаксическую роль в предложении; закрепить грамматические признаки глагола с целью формирования грамотного письма.
2. Содействовать развитию речи, умения анализировать, делать выводы, орфографической зоркости, развитию внимания, мышления, памяти.
3. Воспитывать умение работать в сотрудничестве.
Оборудование: дидактические индивидуальные карточки, схема, ИКТ, презентация, геометрические фигуры, ромашки из бумаги, кораблики, оценочные листы., мелодия для физминутки, маршрут путешествия.
Форма: Урок- путешествие.
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, создание ситуации занимательности, самостоятельная работа
Используемые технологии: ИКТ, развивающее обучение, диалоговое обучение.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- С Добрым утром, начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать, а работать и писать.
Приветствие гостей урока на трех языках.
-Сегодня мы отправимся в путешествие, но сначала нужно отгадать загадку, чтобы узнать, на каком транспорте мы будем путешествовать.
-Конь стальной бежит с волной,
Пену поднимает, а за горизонтом исчезает.
Деление на группы.
- По морю знаний поплывем на кораблях. (выбор кораблика по цвету.)
5. Выбор капитанов кораблей.
6. Мобилизирующий этап. Повторное чтение загадки.
-Что делает кораблик? ( Бежит, поднимает, исчезает.)
-Что обозначают эти слова? (Действия.)
-Как они называются в грамматике? ( Глаголы.)
-Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (О глаголе.). Правильно. И о роли глагола в предложении, а так же повторим ранее изученные знания.
7. Работа в бортовых журналах (тетрадях).
Пальчиковая гимнастика.
-Этот пальчик большой- это дедушка.
Этот пальчик указательный- это бабушка.
Средний пальчик- это папа, а безымянный- это мама,
А мизинчик – это я, а вот и вся моя семья!
-Посмотрите на фигуры. Каждая фигура содержит определенную букву. Запомните фигуры и буквы на них.
-Теперь я покажу геом фигуры без букв и в другой последовательности, а вы должны вспомнить, какие буквы были и изображены на каждой из них.
-Какое слово получилось? Это многозначное слово.
-Какие значения этого слова вы можете назвать?
-К какой части речи относится это слово? На какой вопрос отвечает этот глагол? Что это за форма глагола?
-Назовите согласные буквы.
-Дайте характеристику звуку -г-.
- Напишите красиво цепочку букв: грр гггр ггггр
У ребят горят глаза.
-Обменяйтесь тетрадями. Точкой отметить лучшие буквы.
8. Остров словарных слов.
Исследовательская работа в группах. Повторить правила работы в группах.
-Отгадать кроссворд и получить ключевое слово.
1. Полезный молочный продукт, сделанный
из кислого молока.
2. Этот продукт белого цвета мы получаем от
3. Последний месяц зимы.
4. Как по-другому можно назвать всю одежду?
5. Второй месяц осени.
-Какие словарные слова повторили? Какое слово получилось? (глагол)
Что такое глагол?
9. Актуализация знаний.
Остров самостоятельных работ. Работа в группах.
-Что за остров мы видим? Почему он такой мрачный?
-Что означает этот флаг?
-Правильно, чтобы попасть на этот остров, нужно дружно поработать в команде и выполнить задания, которые лежат в конвертах.
Работа по карточкам.
1 гр: Найти в тексте глаголы и подписать над словом -г-.
Пришла зима . Рассыпала серебро по земле и деревьям. Деревья спят крепким сном.
2 гр: От данных слов образовать глаголы:
Беседа-……, завтрак-……, работа-……… , рассказ-……. чувство-……..
-К какому спряжению они относятся?
3гр: Вспомнить пословицы и вставить подходящие по смыслу глаголы:
Труд человека (кормит), а лень (портит).
Кто хочет от жизни толку (добиться), тот должен много ( трудиться).
Что в других ( не любишь), того и сам (не делай).
4 гр: У глаголов определить время, лицо и число.
Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель.
-Жители острова угостили нас рыбой и бананами. Посчитаем на разных языках . Что сварим из рыбы?
11. Составление схемы Фишбоун (рыбий скелет). Работа в группах.
-Что вы знаете о глаголе?
13. Организация восприятия и осмысления новой информации, освоение исходных знаний.
Остров «Понимай-ка!
- Ребята, когда я шла сегодня в школу, то увидела такую картину. На заснеженном холодном асфальте лежала маленькая веточка с одним- единственным листочком. Наверное эту веточку кто-то сломал и она безжизненно лежала на темной снежной дорожке. Мне стало жалко листочек и я принесла его сюда. Очень бы хотелось, чтобы вы подумали и сказали, о чем мог думать этот листочек?
( -Как жаль, что я остался один. Все друзья улетели и мне одиноко, холодно. Скорей бы наступило тепло.)
-А вот что сказал листок о себе…….
-Составьте из карточек предложения. Работа в парах. (задания в конвертах)
14. Открытие детьми нового знания. ( Одинокий листок лежал на снегу.)
-Что является грамматической основой предложения?
-Найдите грамматическую основу предложения. Устно.
Работа по учебнику . с. 164
Работа в бортовых журналах.
Вып. упр. 442, с 165 с комментированием, у доски.
-Списать первое предложение. Найти грамматическую основу, обозначить время и число глагола.
Читайте также: