Внешняя политика петра i северная война конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, карта "Россия в XVII в. - 1760 г." учебник "История Отечества" А.А. Преображенский Б.А. Рыбаков, атлас, рабочая тетрадь, выставка исторической, художественной литературы.

УРОК 1 "Северная война 1700-1721 гг. Начало" (слайд № 1 презентации "Северная война 1700-1721 гг. Начало")

Оборудование: Карта "России в XVII в. - 1760 г." на доске, атласы у каждого учащегося.

Раздаточный материал: отрывок из документа "Рассуждения" дипломата П.П. Шафирова; на доске записаны даты: 1700г.; 1702 г.; 1701-1704 г.г.

  1. Почему царевна Софья была сторонницей двоевластия?
  2. Назовите годы Великого посольства? В чем была его задача?
  3. Кто был соправителем Петра I?

Проведение мозгового штурма на основе технологии критического мышления.

? Попробуйте предположить, какие задачи стояли перед Россией во внешней политике в период правления Петра I? Из коллекции ЦОРов "Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг." (N 112029)

Сегодня на уроке уже из названия темы мы видим, что решение данного вопроса мирным путем невозможно. Путь решения этого вопроса - война.

(Ваша задача - по ходу объяснения заполнять в тетради кластер по выделенным понятиям.)

  1. Завоевать выход к Балтийскому морю.
  2. Завоевать выход к Черному морю.
  3. Развивать внешнюю торговлю.
  4. Создать новую, регулярную армию и флот.

Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю?

Пыталась завоевать выход к Балтике в годы русско-шведской войны (1656-1661).

Можно ли было решить эту задачу мирным путем?

Скорее всего, нет.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря.

Коллективно-поисковая работа, работа с учебником, картой, документом.

Швеция владела всем побережьем Балтийского моря ("Шведское озеро"). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). Международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией.

План урока (слайд № 3)

1. Международная обстановка накануне войны.

2. Начало войны. Нарва.

3. Создание регулярной армии.

4. Первые победы.

5. Строительство Петербурга.

Основные понятия (слайд №4)

Рекруты, регулярная армия

Выдающиеся личности (слайд № 5)

Петр I , Карл ХII, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев Из коллекции ЦОРов Портрет Б.П.Шереметева (N 128835) Портрет светлейшего князя А.Д. Меншикова (N 128707) Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Цели России в войне (слайд № 6) Из коллекции ЦОРов СЕВЕРНАЯ ВОЙНА Война России и ее союзников против Швеции в 1700-1721.(N 48577)

Дипломатические приготовления Петра I к войне со Швецией. Работа с документом: отрывок из "Рассуждения. " о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым.

"Что провинция Карелия и Ингирия, или Карельская и Ижорская земли. издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. Ибо все договоры и корреспонденции от давних лет меж коронами российской и шведской о том ясно гласят. И большая часть от провинций Лифляндии и Эстляндии принадлежала под областью и протекцией короны российской. ясное тому свидетельство, что город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт. от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. Також и Ревель в российских летописцах Колыванью называется. И во оных городах обретающиеся епископы и магистры российских монахов за своих государей почитали, и яко данники им дань погодную давали, о чем многие подлинные их пересылки и акты в канцеляриях российских. обретаются."

Какими историческими фактами обосновываются права России на земли Прибалтики?

Начало войны. Поражение под Нарвой. Работа с картой. Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Реорганизация армии (слайд № 7-8)

- Ради чего проводилась военная реформа? (ради достижения побед над Швецией).

Военные реформы - одни из первых петровских реформ - проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутируемых, так и в отношении налогоплательщиков - т. е. крестьян

Регулярная армия - постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная

Рекруты - наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности (с 1705 г. стали ежегодными)

- Какие военные подразделения стали образцом для всей прочей армии? (слайд № 9)

Потешные полки Петра : Преображенский и Семеновский гвардейские полки, ставшие основой для формирования регулярной армии с почти пожизненной службой. Из коллекции ЦОРов Мундир рядового лейб-гвардии Семеновского полка. Ружье кремневое со штыком. Кружка генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева (N 128729)

1701-1704 гг. - первые победы. Работа с картой. Создание морского флота (слайд № 10)

Нарва находится на побережье Балтийского моря; "ворота" в Европу.

Из коллекции ЦОРов Из истории Военно-Морского флота России (N 121531); Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Основание Петербурга.

Петр I стремился закрепиться на берегах Невы и основал в 1703г. город. (слайд № 11-13)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" (наизусть, читает уч-ся на фоне показа слайдов "Санкт-Петербург сегодня ").

Кластер по теме "Северная война" заполняют в тетради учащиеся (смотреть итоговый кластер в уроке № 2)

Учащиеся работают с документом, картой, учебником. Дают характеристику войны по алгоритмы, восстанавливают ход войны.

Соотнесите правильно даты и события.

Начало Северной войны 1700

Поражение русских под Нарвой 1701

Первая победа русских над шведами в войне 1704

Взятие Нарвы 1703

Основание Петербурга 1702

Взятие Нотебурга 1700

Домашнее задание (слайд № 14-16)

 36, проследить по карте атласа ход военных действий; контурная карта № 11

Написать синквэйн на тему: "Северная война"

УРОК 2 "Северная война 1700-1721 гг. Продолжение" (слайд № 1 презентации "Северная война 1700-1721 гг. Продолжение")

Проверка домашнего задания (слайд № 2)

Какие страны были участниками Северной войны? Где было первое поражение русских?

Ради чего проводилась военная реформа?

Какие военные подразделения стали образцом всей армии?

Какое значение для будущего России имели победы русской армии в Прибалтике? Назовите их.

- С какой целью в устье Невы был заложен город?

План урока (слайд № 3 )

1. Продолжение военных действий.

2. "И грянул бой, Полтавский бой :"

3. Морские сражения.

4. Прусский поход Петра I.

5. Заключение Ништатского мира.

Основные понятия (слайд № 4 )

Генеральное сражение, редут, фрегат, эскадра, десант

Выдающиеся личности (слайд № 5)

Карл II, Петр I , А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф. Лефорт, гетман И. Мазепа, М.М. Голицын, Д. Кантемир, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Продолжение войны. Распад Северного союза.

? Как вы считаете, изменяется ли отношение Карла XII к России и каковы будут его дальнейшие действия?

Битва при деревне Лесной. Оружие времен Северной войны Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

? Почему битву при Лесной Пётр I назвал матерью Полтавской битвы?

Полтавская битва. Работа с картой (слайд № 6-7 )

"И не помышляли бы: быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский." Из выступления Пётра I перед солдатами

1709 г. - Полтавская битва.

Вот как описывает эту битву А.С.Пушкин(выразительное чтение уч-ся)

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы.
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь конница летит,
Пехота движется за нею
И тяжкой твёрдостью своею
Её стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
Тесним мы шведов рать за ратью;

Что же сказал Пётр своим солдатам?

Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр сказал так: "И не помышляли бы: быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский."

Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтавская битва" (наизусть, слайд №8 ), работа по картине художника А.Коцебу "Полтавская битва".

Прутский поход. Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

- Как вы думаете, в чем была основная трудность Прутского похода? (России пришлось вести войну на два фронта.)

- В чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией? (Турки несли колоссальные потери и стремились к скорейшему заключению мира.)

Морские сражения. Работа с картой. 1714г. - Гангут . 27 июля. 1720г. - Гренгам.

(слайд №9) Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709) Баталия при Гангуте (N 128945)Из истории Военно-Морского флота России (N 121531)

Заключение. Ништатский мир.

Ништатский мир между Россией и Швецией принес России новые значительные территории на севере, а также решил главные задачи государства на Балтике. Россия стала державой.

(слайд № 10 ) Из коллекции ЦОРов Электронная библиотека "История России XVII - XIX вв" (N 22709)

- Какие земли приобрела Россия по Ништатскому миру? Работа с картой.

(Эстляндию, Лифляндию, часть Финляндии и Ингерманландию)

Вывод (слайд № 11)

Закрепление изученного материала. Кластер по теме "Северная война" в тетрадь (слайд № 12)

8. Домашнее задание

 37, 38, проследить по карте - атласа ход военных действий; контурная карта № 11

Цель урока : создать условия для целостного осмысления учащимися внешней политики России в годы Северной войны (1700 – 1721гг.).

  • Образовательные: создать условия для определения учащимися основных результатов внешней политики Петровской России в нач. XVIIIв.
  • Развивающие : продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию учащихся гражданской позиции в оценке прошлого своей страны.

Формирование ключевых метапредметных компетенций :

Учебных : анализа первоисточников, грамотной устной речи.

Коммуникативных : уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения,

Толерантных : уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами,

Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся.

Тип урока : получение новых знаний

  1. Направления внешней политики России в нач.XVIIIв. , цели, задачи.
  2. Отношения со Швецией в к.XVII-нач.XVIII в.
  3. Итоги внешнеполитической деятельности России.

Учитель : О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Вопрос : Почему поэт характеризует политику России в начале XVIIIв. именно этой строкой?

( уч-ся называют – какие беды, победы, чего было больше)

Вопрос : О чем мы обычно говорим, когда знакомимся с внешней политикой?

союзники, соперники, результаты.)

Учитель : Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, нам нужно вспомнить содержание внешней политики России в 1700-е годы .

Результаты нашей работы фиксируем в таблице. В ней вы ведете записи в течение урока. Вы заполняете пустующие области по мере обсуждения материала, касающегося целей, задач, основных направлений внешней политики.

Работа по карте : - обратите внимание на карту России в конце XVII – нач. XVIIIвв. – какая внешнеполитическая цель стояла перед Петром I?

( возвратить исконно русские земли, получить выход в Балтийское море)

( уч-ся называют и фиксируют в карте задачи: / Борьба за выход в Балтийское море являлась одной из основных внешнеполитических задач, стоявших перед Россией в конце XVII в. Необходимо было вернуть захваченные Швецией в XVII в. российские земли. Балтика манила удобством торговых связей со странами Западной и Северной Европы. Прямые контакты с ними могли помочь техническому прогрессу России./).

Учитель : какие государства были союзниками , противниками России? (Первоначально войну Швеции объявил Северный союз, созданный по инициативе курфюрста Саксонии и короля польского Августа II. В Северный союз вошли также Датско-норвежское королевство, возглавляемое королём Кристианом V, и Россия, возглавляемая Петром I.

В 1700 году после ряда быстрых шведских побед Северный союз распался, Дания вышла из войны в 1700 году, а Саксония — в 1706. После этого до 1709 года, когда Северный союз был восстановлен, Русское царство воевало со шведами в основном самостоятельно. На разных этапах в войне также принимали участие: на стороне России — курфюршество Ганновер, Голландия, Пруссия; на стороне Швеции — Англия (c 1707 года — Великобритания), Османская империя, Гольштейн. Украинское казачество, включая Запорожских казаков, разделилось и частично поддерживало шведов и турок, но большей частью — русские войска. Россия возвратила выход к Балтийскому морю, утраченный по условиям Столбовского мира, и установила контроль над Эстляндией и Лифляндией.).

Учитель: Петр I начинает свою внешнеполитическую деятельность на западном направлении.

Работа с учебником стр. 25-26.

Задание: назовите и зафиксируйте основные события и результаты деятельности России на данном направлении.

Учащиеся называют: Нарвское сражение, Битва у д. Лесная.

Учитель : Россия: Петр I увлекался мореплаванием и судостроением – он был заинтересован в выходе к Балтийскому морю, и оскорбление (холодный прием), полученное им от шведов во время приема в Риге. Кроме того, Московское государство закончило войну с Турцией. В 1700 г. продолжалась как дипломатическая, так и военная подготовка к Северной войне. В дипломатии было достигнуто главное – Россия должна была вступить в войну не в одиночестве, а в союзе с достаточно сильными партнерами: Саксонией, располагавшей сильной регулярной современной армией, и Данией, главным козырем которой был военно-морской флот.

Царь проявил живой интерес к укреплениям противника и количеству гарнизонов в них, в частности к крепостям Нарва и Нотебургу. Для сбора данной информации Петр послал надежного человека В. Д. Корчмина. Одновременно Петр не упускал шансов дезинформации: он известил воевод в Новгороде и в Пскове, о необходимости готовиться к войне.

Швеция: Одни историки считают, что к концу XVII — началу XVIII века Шведская империя была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. В 1697 году Швецию возглавил пятнадцатилетний Карл XII, и юный возраст монарха дал повод соседям Швеции — Датско-норвежскому королевству, Саксонии и Московскому государству — рассчитывать на лёгкую победу и реализовать свои территориальные претензии к Швеции. Эти три государства образовали Северный союз, инициатором которого был курфюрст Саксонии и король польский Август II, который хотел подчинить себе входящую в Швецию Ливонию (Лифляндию), что позволило бы ему упрочить свою власть в Речи Посполитой. Ливония оказалась в руках Швеции по Оливскому мирному договору 1660 года.

Положение под Нарвой резко ухудшило международное положение России и создало угрозу вторжения Швеции в русские земли.

После Нарвы у Карла ХII остался выбор: либо идти в глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную, чем Русская, либо идти против Августа П. Шведский король выбрал второе и "увяз"в Польше.

Задание для групп:

1группа – проанализировать результативность развития промышленности в России в нач. 1700-х годов.

2 группа – обратиться к теме урока – чего больше было бед или побед.

3 группа – спрогнозировать по результатам дальнейшее течение внешнеполитических событий.

(уч-ся должны сказать –шведский король продолжал готовиться к новым сражениям. У России не было даже союзников.)

С какими силами продолжать войну?).

Работа с источником : Приказ, отданный Е.В. царем Петром I воинству своему в день полтавского сражения июня 27 дня 1709 года.

Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А О Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.

Учитель : Как могли отреагировать на подобные слова воины? Как вы оцениваете эту речь Петра?

Результаты не замедлили сказаться .Обратимся к фактам.

Задания по группам :

1группа – Каков результат битвы?

2 группа – В чем вы видите причины победы русской армии под Полтавой?

Задание 3-й группе – Можно ли считать, что война завершилась после разгрома Карла XII под Полтавой?

Учитель : в таблицу заносим даты основных сражений в ходе Северной войны, результаты.

Учитель : обратимся к теме нашего урока – чего было больше – бед или побед…

Уч-ся: много было того и другого. ( Потери сторон:

Меншиков, получив к вечеру подкрепление 3-тысячной калмыцкой конницы, преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тыс. шведов.

В сражении шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

Учитель: ясно, что победа в Северной войне вывела Россию на новый уровень исторического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:-обучающая: познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значении Северной войны для России; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне;

-развивающая содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

-воспитательная способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся определять направления, задачи и итоги внешней политики России, представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, объяснять изученные положения на конкретных примерах, доказывать свою точку зрения, осмысливать теоретический материал, выполнять познавательные и проблемные задания.

Оборудование: конспект урока, рабочие листы, портреты основных сражений.

1.Причины войны

2.Основные сражения войны

3.Реформа армии

4.Итоги войны

Организационный момент

Учитель: Добрый день ,ребята! Вы сегодня настроены на работу? ( ответы учащийся)

Актуализация полученных знаний .Проверка Домашнего задания

1.Какие проблемы во внешней политике беспокоили Петра Первого?

2.Какие события произошли в 1 695, 1696 годах?

3.Для чего было сформировано Великое посольство?

Объяснение нового материала

Причины Северной войны

Учитель: Из-за границы Петр приехал с твердым намерением преодолеть отставание России от западноевропейских стран; для укрепления связей с Западной Европой Петр считал обязательным условием борьбу за выход России к берегам Балтики; провал создания антитурецкого союза, утвердило Петра I, в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю).

-Какие способы достижения этих задач, выбрал Петр I ? (Прямое военное столкновение со Швецией).

Учитель: можно выдели цели и причины Северной войны

Получение доступа к Балтийскому морю для развития внешней морской торговли с Европой

Возвращение Ингрии и Карелии, захват части Прибалтики

Ослабление господства Швеции

Повышение международного статуса России

В ходе Северной войны можно выделить несколько этапов.

Этапы войны (1700-1701)

Карл XII разбивает саксов, поляков и принуждает Данию выйти из войны, после чего перебрасывает войска под Нарву, которую русские войска, имея 34- тысячную армию, безуспешно осаждают уже два месяца.

- Как вы думаете, почему русские войска не могли взять Нарву?

В России нет дорог, устаревшая организация армии, устаревшее оружие. Русская артиллерия была больше опасна русским, чем врагам (пушки или не стреляли, или стреляли в другую сторону, часто пушку разрывало, убивая обслугу). Поэтому русские бомбардиры боялись стрелять из пушек. Петр был сам бомбардиром и собственным примером подбадривал людей, сам вытаскивал из болот возы с провиантом и боеприпасами. Энергии у него было много, силушкой Бог не обидел, но преломить ситуацию он не мог. С прибытием под Нарву Карла XII с войсками исход битвы был предрешён. Победа была настолько лёгкой, что торжествующий Карл XII позволил русским войскам уйти из-под Нарвы, оставив оружие.

В честь победы под Нарвой в Швеции была выбита медаль, на которой был изображен рыдающий Петр I, молящий на коленях Карла о пощаде.

Карл XII решил, что Россия вышла из войны, а Пётр понял, что ему необходимо проводить преобразования.

(Запись основных дат в тетрадь)

Битва Под Нарвою -1700 год Итог : поражение русской армии.

В итоге армия Петра в самом начале войны осталась без артиллерии.

Весной 1703 г. был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России. Для преграждения входа шведским кораблям в Неву в восточной части Финского залива на острове Котлин был сооружён форт Кроншлот, а затем заложена морская крепость Кронштадт. Началось строительство русского Балтийского флота.

3.Реформа армии

Армия стала регулярной, служба в ней была практически пожизненной.

Теперь армия формировалась на основе рекрутской повинности: каждое податное сословие выставляло от своей общины определённое количество рекрутов.

В 1701 —1704 гг. по указу Петра заводчиками Демидовыми на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы. Они производили железо, чугун, пушки, лафеты, ядра для нужд армии. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для обмундирования. В результате завод Демидовых в Каменске-Уральском уже в 1703 г. дал почти 600 пушек — в 4 раза больше, чем Россия потеряла под Нарвой.

Полтавская битва

Весной 1709 г. шведские войска осадили Полтаву, небольшой гарнизон которой героически сражался на протяжении двух месяцев. Против осаждавших выступила русская армия в составе 40 тыс. человек во главе с прославленными полководцами Б. П. Шереметевым, А. Д. Меншиковым и Н. П. Репниным. Общее руководство войсками осуществлял Пётр I.

Прусский поход

В 1711 г. Турция объявила России войну. Это означало для Петра борьбу на два фронта. Летом 1711 г. огромная турецко-крымская армия (180 тыс. человек при 440 орудиях) окружила лагерь русских (38 тыс. человек при 120 орудиях) на реке Прут.

27 июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут (Ханко). Швеция лишилась всех судов, участвовавших в сражении.

Итоги Северной войны

Ништадтский мир

В 1721 г. в финском городе Ништадте был заключён мирный договор между Россией и Швецией, по которому Россия возвращала Швеции Финляндию (кроме Выборга), но получала Балтийское побережье от Выборга до Риги с огромными территориями Лифляндии, Эстляндии и Ингерманландии (Ижорской земли).

Мирный договор закрепил решение той исторической задачи, которая стояла перед Россией со времён Ивана III, — обеспечение выхода к Балтийскому морю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка сделана с учетом требований ФГОС.

Марасанова Любовь Валерьевна

МОУ Воскресенская ООШ Угличского МР

Внешняя политика России в начале XVIII века. Северная война 1700-1721г.

Используя методы развивающего обучения доказать справедливость и необходимость войны со Швецией для дальнейшего развития России.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

раскрыть причины Северной войны;

проследить зависимость исхода основных сражений от уровня экономического развития страны и преобразований в армии и флота;

раскрыть роль личности в истории на примере Петра 1 и Карла 12;

познакомить с вкладом наших земляков в победу в Северной войне.

совершенствовать навыки сравнительного анализа исторических карт;

развивать способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов;

воспитывать чувство патриотизма и гордости за своих предков;

способствовать развитию чувства успешности, положительного самоощущения и эмоциональной удовлетворенности личности ученика.

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

формулировать учебные задачи;

работать по предложенному плану, инструкции;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

слушать и понимать речь других;

взаимодействовать при работе в группах

уметь аргументировано отвечать;

искать информацию в нескольких источниках

ориентироваться в учебнике, тетради, карте,;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

находить ответы на вопросы в тексте, карте;

проводить анализ учебного материала;

развивающее, проблемное обучение, развития критического анализа, КСО.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая и коллективная.

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедиапроектор, доска-экран.

Программное обеспечение

Операционная система Windows 2000, программа для презентаций “PowerPoint 2003”, Windows media player .

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Задания по картам “Северная война 1700-1721 гг.”, “Полтавская битва”.

Контурные карты и атласы

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Основные понятия

коалиция, регулярная армия, рекруты, генеральное сражение, редут, гренадер, фрегат, галера. (слова написаны на доске)

Важнейшие даты

1700-1721г – Северная война, 1700г.- поражение под Нарвой,

1702г.- взятие Нотебурга, 1703г.- строительство Петербурга,

1704г.- взятие Дерпта и Нарвы, 1708г.- победа у д. Лесной,

27 июля 1709г.- Полтавское сражение, 1711г. - Прутский поход,

1714г.- Гангутское сражение, 1720г.- сражение у о. Гренгам,

1721г.- Ништадский мирный договор.

Выдающиеся личности

Петр 1, Карл 12, А.Меньшиков, Б.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин (Имена написаны на доске)

I. Ознакомление с темой (12 мин)

1. Международная обстановка в начале войны;

2. Ход Северной войны (краткий обзор)

II. Погружение в тему (30 мин)

1. Первые годы войны. Поражение под Нарвой,

2. Создание регулярной армии

3. Первые победы

4. Строительство Санкт- Петербурга.

5. Битва у д. Лесной.

6. Полтавская битва.

7. Битва на р. Прут.

8. Победы русского флота.

9. Ништадский мирный договор.

III. Подведение итогов урока. (3 мин)

2. Самоанализ урока. Выставление оценок

Домашнее задание

§ 14.Вопросы и задания на стр. 114.

Мотивация (3 мин)

В конце XVII в. Россия поставила своей целью стать равноправной европейской державой, заимствуя опыт других стран. Задачу “догоняющего” развития по отношению к Европе взял на себя царь Петр I. Петр Алексеевич Романов возвратился в Москву с твердым намерением начать преобразования и реформирование Российского государства. Так, с 1698 года началась жестокая целеустремленная ломка старой России, ставшей к концу правления Петра Великого мощной в военном и экономическом отношении европейской державой.

С чего же решил начать свои преобразования будущий император?

Задание №1: (Работа по алгоритму - слайд 3)

1) Какие конкретно задачи стояли перед Россией на рубеже 17-18в.? 2)Расставьте в логической последовательности.

3) Выберите первостепенную (работа выполняется мелом на доске)

4) Могла ли Россия решить ее одна?

6) помощью схемы охарактеризуйте отношения между странами Европы на рубеже 17-18в. (работа в парах выполняется на карточках)

7) Могла ли была проблема решена мирным путем?

8) Вывод: Война со Швецией была необходима.

Определение темы урока: Внешняя политика России в начале XVIII века. Северная война 1700-1721г. (слайд 1)

Постановка цели, задачи урока.

Цель урока. Как Северная война повлияла на развитие России.

Задачи урока : Познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами

Проблемное задание: Война – это всегда разрушение, всегда горе и страдание народа. Может ли война быть прогрессивной? (слайд 2)

Работа в тройках: каждый ученик заполняет в таблице один столбец ( слайд 5, слайд 6)

1700г.- поражение под Нарвой (слайд 7)

Задание №4: Сравните отношение к противнику Карла 12 и Петра1. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?

- На шведской медали. Выбитой в то время был изображен бегущий плачущий Петр.

- Петр 1 называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем.

1702г.- взятие Нотебурга (слайд 8)

Задание №6: 7 мая 1703г русские галеры под командованием А.Меньшикова и Петра 1 благополучно атаковали 2 шведских фрегата. В честь этой победы все участники сражения были награждены медалями. Предположите какая было надпись на этих медалях? (Небываемое бывает)

Создание регулярной армии (слайд 9)

Учитель: Петр понимал ,что такую армию как под Нарвой разбить легко и начав войну со Швецией Петр вынужден был вести войну внутреннюю с отсталостью страны и начать с армии.

1703г.- строительство Петербурга (слайд 10)

Задание №10: Почему строительство города имеет не меньшее значение,

чем победа в сражении?

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу проложить окно,

Ногою твердой стать при море.

1704г.- взятие Дерпта и Нарвы (слайд11)

Так что же не хотели замечать шведы?

1708г.- победа у д. Лесной

27 июля 1709г.- Полтавское сражение (слайд12)

Фрагмент из фильма Петр 1 режиссера Петрова отражающий наступление русских войск в сражении под Полтавой. ( Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917. АО Коминфо Россия,1997-2004)

Угличане служившие в 1-м гренадерском Бильса полке принимали участие в Полтавском сражении под командованием Б.П. Шереметева . Попробуйте представить какие чувства они испытывали слушая речь Петра:

Задание №14: Известный военный писатель того времени Француз Роканкур писал:

Задание №15 (слайд 13)

Как вы относитесь к решению украинцев поставить памятник Мазепе. Обоснуйте свою точку зрения. (Работа в группах)

1714г.- Гангутское сражение (слайд 14)

Задание №17: Обратите внимание на неменяющуюся вставку на всех слайдах, предположите почему? Можно ли одержав победу на суше войну со Швецией считать законченной? Почему?

Задание №19: Угличане принимали участие в морском сражении у мыса Гангут, находясь под командованием графа П.Апраксина. Как по вашему мнению пехотные гренадерские полки могли быть использованы в морском сражении?

1721г.- Ништадский мирный договор.(слайд 15)

Задание №20: Используя карту (слайд 4) оцените значение данного договора для России.

Из Ништадского мирного договора между Россией и Швецией 30 августа 1721г

Задание № 21: В Угличском Государственном архиве хранится указ Петра 1

о служении праздничного молебна, разосланного

в церковные приходы в 1721г , в том числе в нашу церковь Воскресения что в Поречье

Указ написан на 7 страницах. Предположите его содержание .

Вывод: ( слайд 16)

Война носила для России прогрессивный характер, хотя победа и была достигната очень тяжелой ценой.

Подведение итогов. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие чувства у вас возникли по отношению к своим предкам?

Звукорерлексия: Отреагируйте на победу в Северной войне так, как по вашему мнению реагировали люди в 18в.

1. А.А.Данилов. История России: Конец 16-18век: Учеб.для 7кл.- М.: Просвящение,2006

2. А.В.Митяев. Героические страницы истории России: 11-18в.: Книга для чтения- М.: Просвещение,1991г.

3. В. Ключевский. Краткое пособие по русской истории.-Репринт. Изд.-М.: Прогрес- Пангея, 1992г.

4. Электронное пособие.Энциклопедия истории России 862-1917. АО Коминфо Россия,1997-2004


Внешняя политика России в начале XVIII века Марасанова Л.В. Учитель истории Воскресенская оош 2014г.

Внешняя политика России в начале XVIII века

Марасанова Л.В. Учитель истории

Причины Северной войны

Задание №1:(Работа по алгоритму)

1) Какие конкретно задачи стояли перед Россией на рубеже 17-18в.?

2) Расставьте в логической последовательности.

3) Выберите первостепенную( работа выполняется мелом на доске).

4) Могла ли Россия решить ее одна ?

6) С помощью схемы охарактеризуйте отношения между странами Европы на рубеже 17-18в.(работа в парах выполняется на карточках).

7) Могла ли была проблема решена мирным путем?

8) Вывод: Война со Швецией была необходима.

Характер Северной войны Задание № 2: Сравните географические карты России в начале 17в и в начале 18 в и сделайте вывод о характере войны.

Характер Северной войны

Задание № 2: Сравните географические карты России в начале 17в и в начале 18 в и сделайте вывод о характере войны.

Основные этапы Северной войны Задание №3 : Заполните таблицу в соответствии с информацией мультимедиакарты (работа в тройках). дата географическое название г. Нарва событие Итоги г. Нотебург г. Петербург г. Дерпт и Нарва д. Лесная г. Полтава р. Прут м. Гангут о. Гренгам г. Ништадт

Основные этапы Северной войны

Задание №3 : Заполните таблицу в соответствии с информацией мультимедиакарты (работа в тройках).

географическое

г. Дерпт и Нарва

Основные этапы Северной войны

Основные этапы Северной войны

1700 – поражение под Нарвой

Задание №4 : Сравните отношение к противнику Карла 12 и Петра1. Кто вызывает у вас большую симпатию? Почему?

- Петр 1 называл полную конфузию своих войск под Нарвой главным уроком и всегда считал Карла своим учителем.


Создание регулярной армии

Создание регулярной армии

1704г.-взятие Дерпта

Так что же не хотели замечать шведы?

1708г.- победа у д. Лесной

Задание №12 :

О сражении, происшедшем в 1708 г., Петр писал, что « оная (победа)

Угличане служившие в 1-м гренадерском Бильса полке принимали участие в Полтавском сражении. Попробуйте представить какие чувства они испытывали слушая речь Петра.

Известный военный писатель

того времени Француз Роканкур писал:

« Следует отметить в этом Полтавском

сражении новую тактическую

Посмотрите внимательно на картину

Задание №17 : Обратите внимание на неменяющуюся вставку на всех слайдах, предположите почему? Можно ли одержав победу на суше войну со Швецией считать законченной? Почему?

Задание №19 : Угличане принимали участие в морском сражении у мыса Гангут, находясь под командованием графа П.Апраксина . Как по вашему мнению пехотные гренадерские полки могли быть использованы в морском сражении?

1721г.- Ништадский

мирный договор .

Задание №20: Используя карту (слайд 4) оцените значение данного договора для России.

Из Ништадского мирного договора между Россией и Швецией 30 августа 1721г.

Копия указа Петра 1 о служении праздничного молебна, разосланного в церковные приходы в 1721г , в том числе в церковь Воскресения что в Поречье. Задание № 21: Указ написан на 7 страницах. Предположите его содержание . УФ ГАЯО – ф.43 - оп. 1 - ед. хр 474 –л.1

Копия указа Петра 1

о служении праздничного молебна, разосланного

в церковные приходы в 1721г , в том числе в церковь Воскресения что в Поречье.

Читайте также: