Конспект родительского собрания для родителей детей с зпр

Обновлено: 02.07.2024

Цель: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, повышение компетенции родителей в вопросах подготовки ребёнка к школе и оказания помощи в учёбе.

Предварительная подготовка: оформление пригласительных билетов, буклетов и памяток для родителей, изготовление с детьми атрибутов для игры в школу.

Прежде всего, это ответственность. Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в неё пойдет.

Действительно, понимаем ли мы, взрослые, что учиться трудно? А главное, готовы ли мы к школьным трудностям и неудачам своих детей? Школьные трудности неизбежны, но кто-то пройдёт их незаметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием. Здесь многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки.

Педагог-психолог. Вы верите в чудеса? А чудеса случаются! Смотрите: «Раз, два, три – Мэри Поппинс, сюда прилети! (на каждый счёт надевает шляпку, берёт зонтик, делает поворот). Вот и я! Вы чувствуете, что дует ветер, ветер перемен? Это скоро ваши дети пойдут в школу. Каким вы видите своего ребёнка будущим первоклассником? (Ответы родителей).

Посмотрите, это веселая карусель. В кабинках сидят зверята. Но она не крутится, потому что не у всех кабинок есть номер. Нам нужно расставить недостающие числа, просчитать их по порядку, и тогда она заработает! (Ребенок расставляет недостающие цифры в числовом ряду на доске, все хором просчитывают кабинки).

Цель: Распространение педагогических знаний среди родителей.

Задачи: Дать родителям представление об особенностях развития детей с задержкой психического развития. Значение режима дня для дошкольников.

Формы проведения: организационная

Участники: заведующая, методист, учитель-дефектолог ,логопед, воспитатели, родители,

2. Знакомство с группой.(презентация)

5.Организационные вопросы группы.

Ход собрания:

Цель: дать представления родителям о формах взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.

Что такое ЗПР?

Причины задержки психического развития

Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.

Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:

- патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации);

- внутриутробная гипоксия плода;

- травма или асфиксия плода во время родов;

- инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте;

Социальными причинами ЗПР могут быть такие:

- длительная изолированность ребенка от общества;

- неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.

В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:

- конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции);

- соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.);

- психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.);

- церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или тормозимость, выражающиеся как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).

Педагоги рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?

Посещать специализированные детские сады, школы или группы

Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов

Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом.

Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.

Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.)

Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий

Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями

А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Режим дня- это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматривающий чередование

бодрствования и сна, и рациональную организацию различных видов деятельности.

Один из немаловажных , отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего это режим в детском саду. Здесь все подчинено заранее установленному распорядку. Такая системность приучает даже самого взбалмошного ребенка к аккуратности , точности ,порядку.

Это можно сказать и о питании. Любой диетолог подтвердить , что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают физиологические процессы в организме.

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того как организованы его деятельность и сон в семье в обычные , а также в выходные дни. Свободное обсуждение с родителями проблемы соблюдения режима дня дома. Рекомендации педагогов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.

Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:

Выступление на родительском собрании

в подготовительной группе

учитель-дефектолог Хижова Е.Б.

Коррекционная работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ЗПР.

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе с детьми с ЗПР, является учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками. В подготовительной группе их 6 в течении недели и по 2 – индивидуальные.

Положительный результат коррекции воспитанников проявляется таких показателях:

• дети показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков) –результаты диагностики;

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

Что же обеспечивает положительную результативность в коррекции детей с ЗПР?

-25%- способности и возможности ребёнка (база)

-25%- медикаментозное лечение

-25%- активная позиция в коррекции родителей, выполнение рекомендаций педагогов и специалистов

-25%-коррекционная работа специалистов ДОУ.

• должны понимать как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвовать в процессе обучения и развития своих детей;

• поддерживать режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• занимать активную позицию сотрудничества и поддержки своего ребёнка.

Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Психиатр - это врач, (в переводе с греческого - лечение души), который использует лечебное воздействие и активизацию на кору клеток головного мозга, направленное на развитие памяти, внимания, мышления и восприятия; мотивы, эмоции, волю и самосознание.

Невропатолог - это врач, который использует лечебное воздействие на болезни нервной системы.

Основой грамотного построения в коррекционно-педагогического работы является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.
Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания условно подразделяется на два этапа (ступени).
На первой ступени обучения важно сформировать у ребенка предпосылки для развития высших психических функций (памяти и внимания, различных видов восприятия); совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка.
На второй ступени реализуются задачи дошкольного образования по формированию у детей психологических предпосылок к школьному обучению.
В соответствие с этим на первом этапе работы (преимущественно с детьми раннего и младшего возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций. С этой целью обеспечивается:

Стимуляция познавательной активности и совершенствование ориентировачно-исследовательской деятельности.

Развитие общей и ручной моторики.

Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей.

Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия.

Развитие и коррекция простых модально-специфических функций, таких как: выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

скорость актуализации временных связей, т.е. прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

способность к концентрации и к распределению внимания.

готовность к сотрудничеству со взрослым.

стимуляция речевого развития ребенка.

На втором этапе (средний и старший дошкольный возраста) коррекционно- развивающая работа в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности ребенка - предполагает решение следующих задач:

Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям.

Профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, других отклонений в поведении.

Развитие социальных эмоций.

Создание условий для развития самосознания и самооценки.

Формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения.

Предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций - предполагает:

Развитие сферы образов-представлений.

Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), а также конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления.

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.

Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осень)

Развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности. МНЕМОТЕХНИКА.

Развитие творческих способностей.

Совершенствование мнестической деятельности (развитие памяти).

Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

3. Формирование ведущих видов деятельности - предполагает:

Целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности.

Формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа.

Формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ЗПР неотделима от общей работы специалистов ДОУ.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития.

Объединение усилий дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.


Родительское собрание об особенностях развития детей ЗПР, о видах ЗПР!

Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.

Подъяпольская Светлана Александровна, педагог - психолог, Карпикова Елена Алексеевна, учитель - логопед

Содержимое разработки

Сегодня мы поговорим об особенностях развития детей ЗПР, о видах ЗПР и я вам расскажу о дальнейшей работе с вами и детьми!

Для начала мы познакомимся и поиграем…

Все садятся полукругом и называют свое имя и чем увлекается (например, я Светлана, люблю разводить цветы, увлекаюсь вязанием).

Теперь о развитии детей с диагнозом ЗПР:

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. т.е страдают некоторые психические функции.

Клинический аспект задержек психического развития подразумевает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений.

Существует несколько форм ЗПР:

Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимание создают ситуацию для замедления темпов развития психики.

ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен.

Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.

Как вы думаете, почему задают домашнее задание в садике? (ответы родителей).

Предлагаю Вам выполнить задание: выложить из спичек цифру 7, затем нарисовать ее в воздухе. Вы скажите, а для чего это нужно!?

Во-первых, это закрепление материала, у детей с данным диагнозом низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого.

В связи с этим я хочу Вас пригласить посетить клуб Заинтересованных родителей. В котором будут проходить тематические беседы, вы получите ответы на беспокоящие вас вопросы! Ведь мы заинтересованы, чтобы дети пошли подготовленные к школе, с сфорированными предпосылками; чтобы вы находили общий язык со своими детьми в подростковом возрасте; чтобы ваши отношения строились на доверии.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

Что для вас сегодня было важным?

Какие чувства вы испытывали?

- Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны. Не забывайте, что мы все – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы – сила! Спасибо всем за участие!

(Разработать памятку для родителей: рекомендации.)


-75%

Читайте также: