Страны центральной азии конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 59. Центральная Азия

Цели урока: показать особенности географического положения, природы и природных богатств региона и входящих в его состав стран; раскрыть зависимость образа жизни и видов хозяйственной деятельности населения от своеобразия природы стран Центральной Азии; познакомить с составом населения, его материальной и духовной культурой.

Средства обучения: карты атласа (политическая Евразии, хозяйственной деятельности населения, физическая Средней Азии и Казахстана, социально-экономическая Центральной и Восточной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.

Основные представления и понятия: равнины, горы, нагорья, землетрясения, континентальный тип климата, территории внутреннего стока и бессточные области, пустыни, оазис, высотная поясность, природный комплекс, природные богатства, этнос, религия, образ жизни, отрасли хозяйства.

Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты Всемирного культурного наследия.

Межпредметные связи: шелковый путь из Китая в Европу (история)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Общая характеристика региона

Объяснение учителя. Особенности географического положения региона, изменение его названия. Общие черты природы.

2. Комплексная сравнительная характеристика Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении.

Практическая работа. Определение географического положения каждой из стран, его оценка с позиций развития хозяйства. Анализ тематических карт для сравнения компонентов природы стран и природных богатств.

Задание. Какая из четырех стран обладает наибольшими природными ресурсами для развития хозяйства? В какой стране есть месторождения нефти? В какой больше оазисов?

Рассказ учителя. Разнообразие этнического состава населения, размещение по территории, национальные традиции и обычаи, духовная культура народов, вклад их в мировую культуру.

Беседа. Какие отрасли хозяйства развиты в каждой из стран? Какие культуры выращивают на полях, каких животных разводят в горах, в пустынях?

Учебная игра. На основе анализа тематических карт атласа составить рассказ о хозяйстве каждой из четырех стран, объяснить установленные факты. Проложить маршрут воображаемого путешествия по городам всех четырех стран с описанием географического положения города и его роли в жизни страны. Конкурс работ. Групповая работа.

3. Комплексная характеристика Казахстана

Задание. Определить особенности географического положения страны, сравнить с уже изученными на уроке странами. Сделать вывод.

Практическая работа. По тематическим картам доказать, что природа страны довольно разнообразна, что Казахстан обладает большими запасами разнообразных полезных ископаемых. Выделить несколько природных комплексов, отличающихся рельефом, климатическими показателями, типом почв и растительностью.

Задание. По картам народов и плотности населения установить этнический состав и размещение населения Казахстана по территории. Назвать крупные города, определить их географическое положение.

Практическая работа. По тематическим картам определить основные виды хозяйственной деятельности и размещение по территории страны отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определить различия в видах хозяйственной деятельности в пределах каждого ранее выделенного природного комплекса.

Задание. Составить на контурной карте конспект тех сведений о стране, которые были установлены на уроке.

Закрепление изученного

Назовите наиболее характерные особенности природы всех стран Центральной Азии. Природа какой страны наиболее богата? Почему?

На каких территориях и почему плотность населения особенно высока?

Какие природные бедствия случаются в странах Центральной Азии? Как население их преодолевает? Какие меры необходимо принимать для охраны природы?

В какой из стран хорошо развиты отрасли тяжелой промышленности? Почему?

Какие антропогенные комплексы созданы человеком на территории стран Центральной Азии?

Способствовать развитию умения самостоятельного поиска предметной информации.

Способствовать формированию коммуникативной компетентности (навыки работы в группах),

Способствовать формированию мировоззренческого мышления, расширению кругозора, положительного отношения к предмету.

Тип урока: Изучение нового материала

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие страны Центральной Азии.

Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям при изучении отдельных стран Центральной Азии; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды мини проектов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Средства обучения:

учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Страноведение. 7 класс.

атлас по географии 6 класс;

физическая карта мира;

- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.

- Проверим наши знания по странам Юго-западной Азии

Что, на ваш взгляд, объединяет страны: Грузию, Армению, Азербайджан? ( Страны Закавказья )

Какую общую особенность стран Персидского залива вы сможете назвать? ( 1 место по запасам нефти ). Добыча чего хорошо развита? ( нефти)

К одной ли группе стран относятся по географическому делению Ирак и Иран? ( Да)

К одной ли части Азии относятся Афганистан и Пакистан? (Нет)

Назовите пример стран Персидского залива. ( Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт)

Сколько стран относят к Юго-Западной Азии ? (19 или 20)

Территорию каких полуостровов занимает Юго-Западная Азия? ( Аравийского и Малая Азия)

Какие моря и заливы омывают берега Юго-Западной Азии? ( Средиземное, Черное, Красное, Аравийское, Каспийское; Персидский, Аденский)

- сегодня мы остановимся на изучении стран смотрим на карту: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения.

- К какой части Азии они принадлежат? (Центральной Азии)

- И так тема урока: Центральная Азия

- Какова цель нашего урока?

Выяснить какие страны относятся к Центральной Азии

Познакомиться с особенностями природы и населения стран Центральной Азии

Центральная Азия, как видно из названия, расположена в центре материка. Эти государства до 1991 года входили в состав СССР. Через территорию этих государств когда-то проходил один из главных торговых путей древности- Великий шелковый путь из Китая в Европу. Время, которое затрачивали караваны по Великому шелковому пути туда и обратно 2 года.

- Скажите какие страны относятся к Центральной Азии? ( Казахстан, Узбеки­стан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия)

- Имеют ли эти страны выход к океану? ( У них нет вы­хода к Мировому океану, только внутреннее Каспийское море омывает берега некоторых из них.)

- Берега Каких стран омывает Каспийское море? ( Туркменистан, Казахстан)

- Какие страны выходят к Аральскому морю? (Узбекистан и Казахстан)

- Какое из государств Центральной Азии является самым большим по площади? ( Казахстан)

- Какая страна Центральной Азии имеет границу с Россией? ( Казахстан)

На территории стран ЦА есть горы, и равнины. Миллионы лет назад горы занимали здесь гораздо большую площадь. Со временем они под воздействием внешних сил разрушались в низкие холмы – сопки. В Казахстане расположен Казахский мелкосопочник . ( возвышенная волнистая равнина, образовавшаяся на месте разрушенных гор в условиях континентального климата).

- Территории каких стран полностью заняты горами? ( территория Таджикистана и Киргизии почти полностью занята горами.)

- Назовите горы Таджикистана (Таджикистан – молодые горы Памир )

- а в Киргизии? (в Киргизии – Тянь-Шань .)

Продолжающиеся поднятия на территории Центральной Азии сопровождаются землетрясениями: сильнейшее Ашхабадское 1948 года и Ташкентское 1966г.

- Назовите высочайшие вершины Центральной Азии. (Пик Коммунизма 7495 м (имени Исмаила Сомони) на Памире и пик Победы(Томур) 7439 м на Тянь-Шане .)

В горах Тянь-Шаня в одной из межгорных котловин располагается высокогорное озеро Иссык-Куль.

- Какой рельеф преобладает на территории Узбекистана и Туркменистана? ( В Узбекистане и Туркменистане преобладают равнины разной высоты.)

- Задание: Охарактеризуйте климат Центральной Азии, пользуясь текстом параграфа, картами атласа по следующему плану:

1. Определить климатический пояс, климатическую область

2. температуру января и июля

3. количество осадков

1. климатический пояс умеренный, Климат всей Цент­ральной Азии, континентальный.)

2. В январе от -16 °С на севере, до -8 °С на юге. Июльские температуры достигают +24 °С.

3. Осадков мало, в отдельных местах всего лишь 100 мм. Осадков больше выпадает в горах. (От 100-250 мм)

Особенности климата Центральной Азии привели к тому, что огромные пространства ее равнин заняты пустынями.

- Назовите эти пустыни ( Каракумы и Кызылкум.)

В пустынях распространены солончаки ( тип засоленных почв, в поверхностном слое которых в большом количестве содержатся легко растворимые соли.)

В условиях засушливого климата очень велико значение рек, берущих начало в горных ледниках.

Воды некоторых рек полностью используются на орошение.

- Назовите крупные реки Центральной Азии ( Самые крупные реки — Амударья и Сырдарья ,)

- Куда впадают эти реки? ( которые впадают в Аральское море. Эти реки относятся к бессточной области. ( область внутреннего стока) -часть суши, не имеющая связи с Мировым океаном через реки).

На равнине преобладают пустынные и полупустынные комплексы с деревьями саксаула и песчаной акации, раз­личными осоками. Лесов мало, они растут на склонах гор, где больше осадков.

- Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?

- Прочитайте текст стр. 174-176 и используя карты атласа ответьте на вопросы

1. на каких языках говорят народы Центральной Азии? ( народы, населяющие Центральную Азию, говорят преимущественно на языках тюркской группы алтайской языковой семьи)

2. Какие народы Центральной Азии говорят на тюркском языке? (узбеки, туркмены, казахи, киргизы)

3. На каком языке говорят таджики? (говорят на языке иранской группы индоевропейской семьи)

4. Где проживает большая часть населения? ( в межгорных котловинах и горных долинах )

5. Назовите столицу Казахстана? (Нур-Султан)

6. Где проживают киргизы? ( в горах)

7. Назовите столицу Киргизии? (Бишкек)

8. Назовите столицу Узбекистана? ( Ташкент)

9. Назовите столицу Туркменистана? (Ашхабад)

10. Назовите столицу Таджикистана? ( Душанбе)

11. Назовите основные занятия народов Центральной Азии? ( Казахи занимаются земледелием, добывают руды металлов, нефть, уголь, выплавляют металл;

Основным занятие киргизов является кочевое животноводство;

Узбеки занимаются орошаемым земледелием, выращивают пшеницу, рис, гранаты, инжир, виноград, абрикосы, арбузы, дыни. Главная сельскохозяйственная культура – хлопчатник;

Туркмены разводят верблюдов, овец, лошадей. Выращивают хлопок. А также добывают нефть и природный газ.

Таджики выращивают хлопок, разводят лошадей и яков.

- А теперь выполните тест

Закрепление:

1. Какое государство не относится к Центральной Азии?

А) Украина; Б) Киргизия; В) Казахстан.

2. Какое самое большое государство Центральной Азии?

А) Таджикистан; Б) Казахстан; В) Узбекистан.

3. Какое озеро-море на грани исчезновения?

А) Каспийское; Б) Азовское; В) Аральское.

4. Какая основная сельскохозяйственная культура Туркмении и Узбекистана?

А) хлопчатник; Б) табак; В) овощи.

5. Столица Казахстана…

А) Нур-Султан Б) Ашхабад; В) Ташкент.

6. Столица Узбекистана…

А) Душанбе; Б) Ташкент; В) Бишкек.

7. Столица Туркмении…

А) Астана; Б) Ашхабад; В) Ташкент.

8. Столица Киргизии…

А) Бишкек; Б) Ашхабад; В) Ташкент.

9. Столица Таджикистана…

А) Бишкек; Б) Душанбе; В) Ашхабад.

Ответы: 1а, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7б, 8а, 9б.

Наш урок подходит к концу, как вы считаете, цели, которые мы поставили в начале урока, были достигнуты?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Мы сегодня с вами очень хорошо поработали, и я предлагаю вам самим оценить себя (Оценочные мордочки). Каждый ученик рисует свою рожицу – оценку. Работа на 5, 4 и 3. Рожица улыбается – 5, нахмуренная -4, злится – 3.

Домашнее задание: § 35, описать по плану стр. 319 одну из стран Центральной Азии.


Урок знакомит учащихся со странами Центральной Азии. В ходе урока формируются представления о географическом положении, природе и населении стран региона. Особое внимание уделяется крупнейшим по площади странам Центральной Азии – Казахстану и Монголии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Страны Центральной Азии"

Сегодня на уроке мы поговорим о странах Центральной Азии. Исследуем их природу и хозяйство.


Центральная Азия – это обширный, не имеющий выхода к океану регион. К странам региона относятся Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия и Монголия. Их мы сейчас и рассмотрим.


Площадь Казахстана составляет 2 млн 724 тыс 902 км 2 . Это девятое место в мире по величине территории.


Как видно из карты мира, Казахстан располагается в центре Евразии. Это крупнейшее в мире государство, не имеющее выхода к Мировому океану. Территория страны омывается лишь водами внутриконтинентального Каспийского моря.

Обширность территории Казахстана и особенности её географического положения определили большое разнообразие и контрастность природных условий и ресурсов.

В стране преобладает равнинный рельеф, в котором обширные низменности (Прикаспийская низменность) сочетаются с возвышенностями (Общий Сырт) и платообразными образованиями (Устюрт, Тургайское плато).



В Казахстане преобладает умеренный резко континентальный тип климата. Среднегодовое количество осадков на большей части территории невелико – 100–500 миллиметров. В результате сухости климата речная сеть в стране развита слабо. Крупнейшая река – Иртыш – главный приток Оби. По территории Казахстана её длина составляет 1700 километров.


Озёра по территории страны распределены неравномерно. Большая часть из них сосредоточена на севере. Территория Казахстана омывается водами самого большого по площади солёного озера мира – Каспийского моря. Кроме того, в стране находится одно из самых удивительных и больших озёр мира – Балхаш. Это бессточное полу- пресноводное озеро, которое расположено на юго-востоке Казахстана. Площадь его составляет около 16400 км 2 . Уникальность этого озёра в том, что вода в нём узким проливом разделена на две части. В западной части Балхаша – вода пресная, в восточной – солоноватая.


Говоря об озёрах Казахстана, нельзя не упомянуть про Аральское море. Ещё не так давно Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. С 60-х годов XX века уровень воды в озере стал значительно уменьшаться. Причиной этому послужило нерациональное использования вод с целью орошения. Так, в 1989 году Аральское море распалось на два изолированных водоёма – Северное и Южное Аральское море. Восточная часть Аральского моря полностью высохла – она представляет собой безжизненную пустыню.



Казахстан богат минеральными месторождениями. Предприятия, занимающиеся добычей и переработкой угля, нефти и природного газа, чёрных и цветных металлов играют очень важную роль в экономике страны.

Население Казахстана. Численность населения страны на 1 января 2015 года составляла около 17 млн 853 тыс 200 человек. Большинство населения (около 70%) – коренные жители Казахстана, казахи.


Монголия. Второе по площади государство Центральной Азии. Площадь страны составляет 1 млн 564 тыс 116 км 2 . Столица и крупнейший по численности населения город Монголии – Улан-Батор. Он же политический, экономический и культурный центр страны.


Рельеф Монголии довольно однообразный. Большую часть страны занимает Монгольское плато, высота которого колеблется от 900 до 1500 метров над уровнем моря. Плато – это возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью.



Реки Монголии рождаются в горах. Самая полноводная и одна из крупнейших рек страны – Селенга. На территории Монголии её протяжённость составляет около 600 километров.


Реки в западной части страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр. В Монголии насчитывается свыше 1000 постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. Крупнейшее озеро Монголии – Убсу-Нур. Это замкнутый бессточный водоём площадью 3335 км 2 .

Экономика Монголии на момент 2016 года является развивающейся. Основная отрасль промышленность – горнодобывающая. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, олово и золото составляют значительную часть промышленного производства страны. Основная отрасль сельского хозяйства – пастбищное животноводство.


Население Монголии. На две 2015 год оно составляло 2 млн 985 тыс 505 человек. Этнический состав весьма однороден. Около 90% населения – монголы.

Туркмения. Или как её официально называют Туркменистан. Площадь страны составляет 491200 км 2 . Столица и крупнейший политический, промышленный, научный и культурный центр Туркменистана – Ашхабад. Численность населения страны на 2015 год составляла 5 млн 408 тыс 328 человек.


Туркменистан очень богат месторождениями нефти и природного газа. По данным на две 2012 год, страна обладает вторым по величине газовым месторождением в мире.

Узбекистан. Официальное название Республика Узбекистан. Площадь страны – 447400 км 2 . Столица страны – город Ташкент. Это важнейший политический, экономический, культурный и научный центр страны. Численность Населения Узбекистана на 2015 год составляла 30 млн 125 тыс 442 человека.


Узбекистан занимает четвёртое место в мире по запасам золота, уступая лишь ЮАР, США и России. Также страна входит в пятёрку ведущих мировых производителей хлопка. На территории страны находится старинный город Хива, объявленный ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. Сейчас это город-музей, в котором сохранились лучшие образцы зодчества мастеров раннего Средневековья.


Киргизия. Официальное название Кыргызская Республика. Площадь страны – 199951 км 2 . По величине территории Киргизия занимает восемьдесят шестое место в мире. Столица и самый крупный город страны – Бишкек. Численность населения Киргизии на 2015 год составляла 5 млн 990 тыс 6 человек.


Наименьшая по площади страна Центральной Азии – Таджикистан. Официальное название – Республика Таджикистан. Площадь страны составляет 142000 км 2 . Столица Таджикистана – Душанбе. Он же и самый крупный политический, экономический, промышленный и культурный центр страны. Численность населения Таджикистана на 2015 год составляла 8 млн 576 тыс 926 человек.

Подведём итоги урока.

Центральная Азия – это обширный, не имеющий выхода к океану регион. К странам региона относятся Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия и Монголия. Самой большой по площади страной региона является Казахстан.

Цели урока: показать особенности географического положения, природы и природных богатств региона и входящих в его состав стран; раскрыть зависимость образа жизни и видов хозяйственной деятельности населения от своеобразия природы стран Центральной Азии; познакомить с составом населения, его материальной и духовной культурой.

Средства обучения: карты атласа (политическая Евразии, хозяйственной деятельности населения, физическая Средней Азии и Казахстана, социально-экономическая Центральной и Восточной Азии, тематические), учебные картины и экранные пособия.

Основные представления и понятия: равнины, горы, нагорья, землетрясения, континентальный тип климата, территории внутреннего стока и бессточные области, пустыни, оазис, высотная поясность, природный комплекс, природные богатства, этнос, религия, образ жизни, отрасли хозяйства.

Номенклатура: основные объекты природы стран, города, объекты Всемирного культурного наследия.

Межпредметные связи: шелковый путь из Китая в Европу (история)

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Общая характеристика региона

Объяснение учителя. Особенности географического положения региона, изменение его названия. Общие черты природы.

2. Комплексная сравнительная характеристика Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении.

Практическая работа. Определение географического положения каждой из стран, его оценка с позиций развития хозяйства. Анализ тематических карт для сравнения компонентов природы стран и природных богатств.

Задание. Какая из четырех стран обладает наибольшими природными ресурсами для развития хозяйства? В какой стране есть месторождения нефти? В какой больше оазисов?

Рассказ учителя. Разнообразие этнического состава населения, размещение по территории, национальные традиции и обычаи, духовная культура народов, вклад их в мировую культуру.

Беседа. Какие отрасли хозяйства развиты в каждой из стран? Какие культуры выращивают на полях, каких животных разводят в горах, в пустынях?

Учебная игра. На основе анализа тематических карт атласа составить рассказ о хозяйстве каждой из четырех стран, объяснить установленные факты. Проложить маршрут воображаемого путешествия по городам всех четырех стран с описанием географического положения города и его роли в жизни страны. Конкурс работ. Групповая работа.

3. Комплексная характеристика Казахстана

Задание. Определить особенности географического положения страны, сравнить с уже изученными на уроке странами. Сделать вывод.

Практическая работа. По тематическим картам доказать, что природа страны довольно разнообразна, что Казахстан обладает большими запасами разнообразных полезных ископаемых. Выделить несколько природных комплексов, отличающихся рельефом, климатическими показателями, типом почв и растительностью.

Задание. По картам народов и плотности населения установить этнический состав и размещение населения Казахстана по территории. Назвать крупные города, определить их географическое положение.

Практическая работа. По тематическим картам определить основные виды хозяйственной деятельности и размещение по территории страны отраслей промышленности и сельского хозяйства. Определить различия в видах хозяйственной деятельности в пределах каждого ранее выделенного природного комплекса.

Задание. Составить на контурной карте конспект тех сведений о стране, которые были установлены на уроке.

Назовите наиболее характерные особенности природы всех стран Центральной Азии. Природа какой страны наиболее богата? Почему?

На каких территориях и почему плотность населения особенно высока?

Какие природные бедствия случаются в странах Центральной Азии? Как население их преодолевает? Какие меры необходимо принимать для охраны природы?

В какой из стран хорошо развиты отрасли тяжелой промышленности? Почему?

Какие антропогенные комплексы созданы человеком на территории стран Центральной Азии?

Читайте также: